|
||||
|
86. Психология слухов Слухи – это достоверная или частично достоверная информация о значимом объекте, циркулирующая в виде устного сообщения. Модель психологического воздействия слухов включает: 1) источник слуха; 2) субъект психологического воздействия – индивид передающий слух; 3) собственно слух; 4) объект психологического воздействия – индивид воспринимающий слух. Этапы психологического воздействия слухов: 1) операционный – воздействие субъекта; 2) процессуальный – принятие (непринятие) воздействия объектом; 3) результат воздействия слуха – последствия перестройки психики объекта. Слухи оказывают воздействие на центральную нервную систему, вызывая повышенную напряженность, стресс, астенические психические состояния, вплоть до истерики. Виды слухов: 1) по достоверности: а) абсолютно недостоверные; б) недостоверные с элементами правдоподобия; в) правдоподобные; г) достоверные с элементами неправдоподобия. 2) по экспрессивности: а) слух-желание; б) пугающий слух; в) агрессивный слух. 3) по происхождению: а) стихийные; б) умышленно сфабрикованные: › первичные – изначально сфабрикованные слухи; › вторичные – слухи, которые зародились стихийно, но, были приукрашены заинтересованными в них лицами. 4) по силе влияния: а) будоражащие групповое мнение; б) вызывающие одиночное и групповое антиобщественное мнение; в) разрушающие связи между лицами и группами. Факторы, способствующие распространению слухов: 1) напряженная неблагоприятная, неопределенная обстановка в группе и окружающей ее среде (чрезвычайные обстоятельства, состояние боевых действий и др.); 2) отсутствие или недостаток официальной информации об обстановке; 3) недоверие к информации властей; 4) наличие лиц, заинтересованных в распространении слухов (о изменении курса валют и акций и т. д.); 5) общая усталость, изнурение; 6) подтверждение предыдущих слухов; Мотивы распространения слухов: 1) потребность в самоутверждении – наличие интересующей всех информации говорит о близости к источнику власти и следовательно о высоком статусе лица, владеющего ею; 2) чувство солидарности – стремление предупредить людей о грозящей их опасности; 3) неудовлетворенность от единоличного обладания тревожной информацией, которая для усиления эффекта предумышленно усиливается неприятными подробностями; 4) стремление заполучить на свою сторону как можно больше сторонников; 5) подталкивание к групповым действиям, которые трудно и опасно совершать в одиночку; 6) стремление выйти в лидеры; 7) желание ослабить своего соперника, посеять в его лагере раздор. Социально-психологические особенности восприятия слухов: 1) стремление уберечь себя и своих близких от неприятностей, подготовиться и уменьшить урон; 2) стремление спасаться вместе со всеми; 3) анонимность слуха, придающая ему характер достоверности; 4) одобрение слуха большинством; 5) легкая внушаемость и заражаемость части людей; 6) низкий уровень образованности и интеллектуальная неспособность самостоятельно и трезво оценить правдоподобность и обоснованность слуха. Функции слухов: 1) удовлетворение и стимуляция естественной социальной потребности к общению и познанию окружающего мира; 2) снижение неопределенности по отношению к важным событиям; 3) помогают сориентироваться в ситуации и регулируют поведение человека; 4) предвосхищение социальных событий, помогающее человеку их предусмотреть, внести коррективы, обдумать поведение. Последствия слухов: 1) рост напряженности; 2) создание условий тревожного ожидания и неуверенности; 3) чувство беспомощности перед надвигающимися угрозами; 4) снижение работоспособности; 5) увеличение конфликтов 6) возможен взрыв недовольства и аффективного поведения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|