|
||||
|
8. Методология социальной психологии Методология (в переводе с греческого – «путь познания») – это область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации и построения теоретической и практической деятельности. Уровни методологии социальной психологии: 1) общая методология – некий общий философский подход, способ познания явлений объективного мира. На этом уровне методология формулирует общие принципы соотношений общества и личности, которые применяются в социопсихологических исследованиях; 2) частная методология – совокупность методологических принципов, присущих социологии и психологии, которые трансформируются в своеобразный норматив социально-психологического исследования и определяют исследовательскую стратегию; 3) методология как совокупность конкретных приемов, методик, для которых характерно то, что они обычно являются относительно не зависимыми от общеметодологических принципов и применяются, как правило, в одной и той же форме в рамках различных методологических предпочтений. Особенности научного исследования в социальной психологии: 1) исследование ведется с конкретными объектами, определенным количеством эмпирических данных, которые собираются с помощью конкретных техник, методик и приемов; 2) исследование подразумевает самостоятельное решение эмпирических, логических и теоретических задач; 3) для исследования характерно достаточно четкое разграничение между установленными фактами и гипотетическими предположениями, отработаны процедуры проверки гипотез; 4) целью социально-психологических исследований является объяснение фактов, явлений и их прогнозирование. Социально-психологическое исследование – вид научного исследования, проводимое с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Специфика социально-психологических исследований: 1) описывают психологические характеристики самой группы; 2) раскрывают некоторые характеристики сознания этих индивидов (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов; 3) имеют социальный контекст исследования, влияющий на отбор, интерпретацию и изложение фактов; 4) источником данных является сам человек; 5) неустойчивость и постоянное изменение социально-психологических явлений; 6) культурно обусловленная относительность социально-психологических закономерностей; 7) работа с реальными объектами исследования (индивидами и группами). Источники информации в социальной психологии: 1) характеристики реального поведения и деятельности людей и групп; 2) характеристики индивидуального и группового сознания (мнения, оценки, представления, установки, ценности и т. п.); 3) характеристики продуктов человеческой деятельности – материальной и духовной; 4) отдельные события, состояния социального взаимодействия. Тенденции развития социально-психологических методов исследования: 1) повышение надежности методов, применяемых для сбора информации, за счет алгоритмизации исследования и формализации процедуры измерения (шкалирование признаков объекта, стандартизация правил сбора первичной информации и ее обработки); 2) разработка компьютерных аналогов существующих методик исследования; 3) комплексность сбора эмпирической информации, сочетание разнообразных приемов измерения, а также источников информации (тесты, опросники, экспертные оценки и т. п.) 4) разработка методов уменьшающих субъективное влияние исследователя и исследуемых на процесс сбора эмпирической информации (аппаратные методы, проведение исследований в естественных условиях и др.). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|