|
||||
|
70. Психология классов Класс – это одна из разновидностей больших социальных групп, отличающийся по месту в исторически определенной системе общественного производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классовая структура общества – явление не статичное. Она зависит от типа государства, экономики и общества. Так, в структуре капиталистического общества выделяют: 1) класс буржуа; 2) средний класс; 3) люмпены. А в структуре социалистического общества выделяли: 1) класс рабочих; 2) класс крестьян; 3) класс интеллигенции. Классообразующие признаки: 1) наличие (отсутствие) собственности на средства производства; 2) работа на себя и других; 3) доля общественного продукта, которая достается людям, относимым к тому или другому классу. Социально-психологические признаки классов: 1) определенный образ, качество и стиль жизни; 2) социальная этика, сленг, жаргон; 3) социальный статус, означающий положение в социальной иерархии; 4) традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения; 5) шкала ценностей, система потребностей и интересов. Социальная психология изучает: 1) психологические особенности различных исторических и современных классов; 2) психологический облик разных классов определенной эпохи и взаимосвязь психологических черт разных классов; 3) особенности личностно-групповых и межгрупповых отношений в классовом аспекте. В структуре общественной психологии классов выделяют: 1) классовые потребности – классовое положение индивида и наличие некоторого определенного объема и состава материальных и духовных благ, задает определенную структуру потребностей, относительное психологическое значение и удельный вес каждой из них. Выделяют два вида групповых потребностей: а) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования; б) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности; 2) классовые интересы – также задаются всей системой отношений, в которую входит данный класс. Интересы отражают потребности класса в целом и его отдельных социальных групп, экономические отношения данного класса, они стимулируют разные формы деятельности. Интерес в общественной деятельности, как правило, осознается, и его удовлетворение выступает как цель теоретической и практической деятельности людей. Различают: а) экономические; б) политические; в) духовные интересы. 3) классовые чувства – это особые эмоциональные состояния, свойственные классу и относящиеся к мотивационной сфере. В отечественной психологии особую известность получило изучение классовой ненависти и классовой солидарности; 4) классовые настроения также относятся к мотивационной сфере. Они в яркой форме отражают отношения и оценки людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Они не является суммой настроений, входящих в группу людей, а обладают способностью к многократному увеличению энергии составляющих группу индивидов; 5) классовый характер – это мало разработанное понятие, понимание которого проявляется в типичном устоявшемся образе действий представителей разных классов в разных ситуациях и отличает представителей одного класса от представителей других классов; 6) классовые представления – обусловлены выполняемыми и усвоенными личностью социальными ролями, социальными ожиданиями, формирующимися на основе межгруппового сравнения; 7) ценностные ориентации и нормы поведения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|