|
||||
|
5. Парадигмы социальной психологии Парадигма – совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе. Естественно-научная парадигма в социальной психологии ориентировалась на идеал строгого объективного физического знания, а также запросы различных сфер общественной практики. Она отрицала специфику исследования человека, признавала приоритет метода перед теорией и отдавала предпочтение индуктивному подходу в исследовании. Позитивистская парадигма придерживается убеждения в принципиальной познаваемости внутренних каузальных механизмов, управляющих социальным поведением. Неопозитивистская парадигма заключаются в признании: 1. натурализма – социальные явления подчиняются природным и социально-историческим законам; 2. сциентизма, согласно которому методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания; 3. бихевиоризма – «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение; 4. верификации – истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур; 5. квантификации – все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно; 6. методологического объективизма, по которому социальная наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией. Согласно данному подходу социальная психология понимается как ветвь психологии, которая изучает процесс взаимодействия людей. Главная цель социальной психологии состоит в установлении общих законов для описания и объяснения социального взаимодействия. Парадигма преобразования – ведущая парадигма отечественной социальной психологии. В её основе лежит идея Маркса, согласно которой, для того, чтобы объяснить (понять) объект или явление, необходимо попытаться его изменить, преобразовать, подчинить. Основным методом познания признаётся метод преобразования и конструирования реальности. Главным условием успешности метода является его способность выявить в объекте и использовать основное движущее, развивающее этот объект, внутреннее противоречие. Парадигма социального конструкционизма. На метатеоретическом уровне большинство исследований конструкционистской ориентации обнаруживают приверженность одной или нескольким гипотезам следующего характера: 1) научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, а научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными исследователями. В рамках данной парадигмы эксперимент рассматривается в качестве одного из возможных риторических приемов поиска «истины» (т. е. дешифровки значений в языковой деятельности человеческого сообщества); 2) термины, в которых происходит осмысление мира, являются социальными артефактами, продуктами исторически обусловленного взаимообмена между людьми; 3) степень распространения и уровень влияния той или иной формы понимания мира в тот или иной период времени не зависят от эмпирической обоснованности избранной точки зрения, они связаны с пертурбациями социальных процессов, включая конфликты, коммуникацию, переговоры, ораторское искусство; 4) приобретаемые в ходе социальной коммуникации, формы понимания мира, имеют большое значение для социальной жизни в целом, так как они самым тесным образом связаны с массой других типов человеческой деятельности. Приверженцы этой парадигмы утверждают, что в индивиде от рождения заложены некоторые тенденции, побуждающие его мыслить, оперировать категориями и обрабатывать информацию. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|