|
||||
|
45. Модели развития групп Отечественная модель развития групп состоит из пяти этапов: 1) этап номинальной группы характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач; 2) этап группы-ассоциации – этап образования группы, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей), намечается начальная межличностная интеграция в сфере эмоциональных отношений; 3) этап группы-кооперации – образование группы, отличающейся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности; 4) этап группы-автономии, которая характеризуется высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений; 5) этап группы-корпорации происходит в результате изоляции группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях, характеризуется опосредованностью отношений личностно значимым, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности; 6) этап коллектива – высшая форма развития социальной общности. Это устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Отличительной особенностью является интеграция коллектива с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика развития малой группы представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения, что сопровождается внутригрупповой антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью как формами проявления дезинтеграции. Зарубежные модели развития групп обычно включают три этапа: ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия. Одной из таких моделей является модель развития малой группы Б. Такмена, которая предполагает выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: деловой, связанной с решением групповой задачи, и межличностной, связанной с развитием групповой структуры. Стадии в сфере деловой активности: 1) ориентировка и поиск оптимального способа решения задачи; 2) эмоциональные реакции и противодействие членов группы требованиям, предъявляемым к ним в связи с решением задачи; 3) открытый обмен информацией с целью достижения более глубокого понимания намерений друг друга и поиска альтернатив; 4) принятие решения и активные совместные действия по его реализации. Стадии в сфере межличностной активности: 1) стадия ориентировки членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого поведения; 2) стадия внутреннего конфликта; 3) стадия развития групповой сплоченности; 4) стадия образованием ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи. Психологические механизмов развития малой группы: 1) разрешение внутригрупповых противоречий между растущими потенциальными возможностями и ее актуальной деятельностью, между растущим стремлением индивидов к самореализации и усиливающейся тенденцией интеграции с группой, между поведением лидера группы и ожиданиями его последователей; 2) предоставление группой более высокого психологического статуса индивидам в ответ за более высокий их вклад в ее жизнедеятельность; 3) предоставление лидеру возможности отклоняться от групповых норм («идиосинкразический кредит»). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|