|
||||
|
35. Социально-психологические механизмы воздействия в процессе общения Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в сопереживание общего психического состояния с большой группой людей одновременно, а также способ воздействия, приводящий к подобному состоянию. Феномен заражения чаще всего встречается в неорганизованной общности (толпе), которая сама по себе способствует его усилению. Механизм заражения может проявляться в массовых вспышках различных душевных состояний, возникающих во время ситуаций паники, спортивного азарта, ритуальных танцев, религиозного экстаза и пр. В основе заражения лежит эмоциональное воздействие индуктора (носителя эмоционального заряда) в условиях непосредственного контакта. При заражении происходит передача сильного психического, эмоционального заряда, который, проходя по каналам взаимодействия, многократно усиливается, создавая психический фон заражения. Функции заражения: 1) усиление групповой сплоченности, если такая сплоченность уже есть; 2) компенсация недостаточной сплоченности. Внушение – это социально-психологический механизм целенаправленного, неаргументированного воздействия, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к индивидуальным или массовым действиям. Внушение характеризуется некритическим восприятием информации и осуществляется вербальными средствами на основе эмоциональной готовности человека получить установку к действию. Внушению подвержены дети, люди с доминированием ситуативного психического настроя, неуверенные в себе, утомленные или ослабленные. Условия, необходимые для эффективного внушения: 1) авторитетность источника информации; 2) доверие к нему; 3) отсутствие сопротивления к внушающему воздействию. Отличительные особенности внушения: 1) внушающий (суггестор) сам не находится в том же эмоциональном состоянии, что и внушаемый (суггерент); 2) внушение – это персонифицированное эмоционально-волевое воздействие; 3) внушение носит вербальный характер и не нуждается в доказательстве и логике. Убеждение – это социально-психологический механизм общения, строящийся на системе логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность. Условия эффективности убеждающего воздействия: 1) содержание и форма убеждения отвечают уровню возрастного развития личности; 2) убеждение строится с учетом индивидуальных особенностей адресата; 3) убеждение является последовательным и доказательным; 4) убеждение содержит обобщающие и конкретные факты; 5) убеждение опирается на разум убеждаемого, его опыт и знания; 6) убеждающий сам глубоко верит в то, в чем убеждает; 7) заинтересованность человека, которому адресовано воздействие. Отличительные особенности убеждения: 1) убеждение ориентировано на формирование сознательной деятельности убеждаемого; 2) при убеждении, принимающий информацию, делает выводы самостоятельно; 3) убеждение представляет собой преимущественно интеллектуальное воздействие. Подражание – это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения другого человека или группы людей. Виды подражания: 1) логическое и вне логическое; 2) внутреннее и внешнее; 3) подражание-мода и подражание-обычай. Законы подражания: 1) внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние; 2) низшие по социальной лестнице подражают высшим. Способы подражания: 1) когда посредством наблюдения модели возникают новые реакции; 2) когда наблюдение за награждением или наказанием модели усиливает или ослабляет сдерживаемое поведение; 3) когда наблюдение модели способствует актуализации образцов поведения, ранее известных наблюдающему. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|