|
||||
|
29. Психология общения Общение – это сложный, многоплановый информационный процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности; самостоятельный вид человеческой деятельности и атрибут других видов человеческой деятельности. В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие. Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью. В процессе общения выделяют следующие фазы: 1) фаза взаимонаправленности; 2) фаза взаимоотражения (психическое отражение партнера, то есть осознание индивидом ситуации действия); 3) фаза взаимоинформирования (собственно действие); 4) фаза взаимоотключения (свертывания контакта). Фазы 2 и 3 в процессе контакта могут повторяться, при этом происходит новое отражение партнера, чье поведение уже изменено произошедшим обменом информацией. Характеристики общения: 1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. Информация может содержать: а) сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа; б) о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении; в) данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт; г) информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа); д) знания о мире и приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки (свойственны только человеческому общению); 2) целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей; 3) внешняя сторона общения, которая выражается: а) коммуникативной активностью; б) интенсивностью действий; в) инициативностью; г) мастерством и др.; 4) внутренняя сторона общения, под которой подразумевается отражение субъективного восприятия взаимодействия и реакции на реальный или ожидаемый контакт; 5) стили общения, которые отражают индивидуально-типологические особенности взаимодействия людей. Стили разделяются на: а) дружеский; б) подавляющий; в) популистский; г) заигрывающий; д) требовательный; е) деловой; ж) позиционный; з) сдержанный и др.; 6) средства общения; 7) функции общения. При общении выделяют три зоны восприятия пространства: 1) интимная (20–30 сантиметров до тела человека) – для очень близких людей; 2) личностная (один метр до тела человека) – для людей, с которыми установлены ровные отношения; 3) социальная (три метра до тела человека) – допускаются все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт. Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|