|
||||
|
25. Социальное поведение личности и его регуляция Поведение – это форма взаимодействия организма с окружающей средой, источником которого являются потребности. Человеческое поведение отличается от поведения животных своей общественной обусловленностью, осознанностью, активностью, созидательностью и носит целеполагающий, произвольный характер. Структура социального поведения: 1) поведенческий акт – единичное проявление деятельности, ее элемент; 2) социальные действия – действия, совершаемые личностями или социальными группами, имеющие общественное значение и предполагающие общественно детерминированную мотивацию, намерения, отношения; 3) поступок – это осознаваемое действие личности, понимающей его социальное значение и совершаемое в соответствии с принятым намерением; 4) деяние – совокупность поступков личности, за которые она несет ответственность. Виды социального поведения личности: 1) по системе общественных отношений: а) производственное поведение (трудовое, профессиональное); б) экономическое поведение (потребительское поведение, распределительное, поведение в сфере обмена, предпринимательское, инвестиционное и др.); в) социально-политическое поведение (политическая активность, поведение по отношению к власти, бюрократическое поведение, электоральное поведение и др.); г) правовое поведение (законопослушное, противоправное, отклоняющееся, девиантное, криминальное); д) нравственное поведение (этическое, моральное, аморальное, безнравственное поведение и др.); е) религиозное поведение; 2) по времени осуществления: › импульсивное; › вариабельное; › длительно осуществляемое. Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность. Факторы регуляции поведения: 1) внешние факторы: а) социальные явления (общественное производство, общественные отношения (широкий социальным контекст жизнедеятельности личности), социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения, общественное сознание, социальная напряженность, социально-экономическая ситуация); б) общечеловеческие факторы (образ жизни, стиль жизни, уровень благосостояния, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, стандарты, труд, спорт, социальные ценности и т. д.); в) духовно-нравственные факторы (мораль, этика, менталитет, культура, субкультура, архетип, идеал, ценности, образование, идеология, средства массовой информации, мировоззрение, религия); г) политические факторы (власть, бюрократия, социальные движения); д) правовые факторы (право, закон); е) социально-психологические явления (большие и малые социальные группы, групповые явления (социально-психологический климат, конфликт, настроение, межгрупповые и внутригрупповые отношения, референтность группы, уровень развития коллектива и др.), личностные составляющие (социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка, социальная желательность)); 2) внутренние регуляторы поведения: а) когнитивные процессы; б) устная и письменная речь; в) специфические психологические явления (инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решение задач); г) психические состояния (аффективные состояния, депрессия, ожидания, отношения, настроения, настрой, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация, отчужденность, релаксация и др.); д) психологические качества человека (внутренний локус контроля мотивационно-потребностная и волевая сферы личности); 3) социально-психологические механизмы (внушение, подражание, подкрепление, заражение; технологии рекламы и пропаганды и др.). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|