|
||||
|
Как оправиться от стыда и избавиться от чувства вины (часть 2) Чувство вины В наших исследованиях, посвященных чувству стыда и вины, мы обнаружили, что несмотря на то, что вина в некотором смысле имеет много общего со стыдом, между ними существуют значительные отличия. Чувство стыда часто не несет в себе полной информации о том, в чем заключается проступок и как он влияет на окружающих. Вина же всегда включает в себя представление о том, какой вред вы причинили окружающим, а также часто предполагает возможные последствия вашего проступка в будущем. Вина — это чувственная реакция на нарушение ваших собственных жизненных принципов, в то время как стыд подразумевает нарушение жизненных принципов другого человека. Когда мы имеем дело с чувством стыда и спрашиваем человека: «Хотите ли вы, чтобы этот жизненный принцип стал вашим?», человек иногда отвечает: «Да. Даже несмотря на то, что он присущ другому человеку, я все равно хочу ему следовать?» Когда же человек осознает, что нарушил свои собственные жизненные принципы, то вместо чувства стыда он испытывает чувство вины. В целом же наша работа с чувством вины напоминает то, что мы делаем с чувством стыда. Сначала мы превращаем это чувство в более гибкое ощущение способности спокойно оценить сложившуюся ситуацию. Затем мы просим человека проанализировать этот принцип, чтобы понять, не устарел ли он, не нужно ли его пересмотреть или дать ему новую формулировку. И, наконец, мы исследуем, что человек хочет сделать, чтобы исправить ситуацию. Пабло испытывал чувство вины из-за того, что он сказал своему коллеге, и был все время озабочен этим. Прежде чем попросить его подумать о его вине, я сказал: «Я знаю, Пабло, что были моменты, когда ваши поступки расходились с вашими жизненными принципами, но вы при этом не испытывали чувство вины, а начинали думать, как возможно исправить случившееся. Вполне вероятно, что вы допустили какую-то очень незначительную оплошность, но я хочу, чтобы вы вспомнили об этом». Когда Пабло вспомнил один из таких случаев, я продолжил: «Теперь я хочу, чтобы вы сравнили то чувство, которое вы при этом испытали, назовем его „знание, как поступить“, с вашим чувством вины и отметили, какая между ними разница». Пабло сосредоточился на различиях и заметил, что его вина предстала перед ним в виде плоского застывшего изображения, расположенного очень близко от него примерно на 20 градусов вправо. Чувство «знания как поступить» предстало перед ним в виде стереоскопического фильма, достаточно удаленного и находящегося под углом 30 градусов влево. Когда я попросил Пабло взять чувство вины и перенести его в том направлении, где находилось чувство «знания, как поступить», оно автоматически превратилось в стереофильм, представляющий возможные альтернативные поступки, которые могли бы исправить сложившуюся ситуацию. Когда Пабло выполнил это, все его тело расслабилось и ему стало гораздо легче. Теперь Пабло был готов к тому, чтобы рассмотреть различные возможности и решить, как ему следует поступить. Но, прежде чем он это сделал, я попросил его пересмотреть нарушенный им жизненный принцип, чтобы быть полностью уверенным в том, что он ему подходит и не нуждается ни в пересмотре, ни в модификации. Пабло задумался на некоторое время, а затем сказал: — Я рад, что вы попросили меня сделать это, так как мне не часто приходится делать это и мне не следует об этом забывать. В моей жизни были моменты, когда мне было действительно очень полезно тщательно пересмотреть мои жизненные принципы. Но в данном случае я ничего не хочу менять. Я хочу следовать этому жизненному принципу. Затем Пабло перешел к рассмотрению возможностей и решил, как ему следует поступить. Теперь оставалось лишь представить, как он это сделает, чтобы быть уверенным в том, что он поступил правильно. Как в случае стыда, так и в случае вины мы прежде всего создаем более гибкое состояние. Затем мы рассматриваем жизненные принципы и нормы, чтобы понять, не нуждаются ли они в пересмотре, и убедиться в том, что человек знает, каким принципам он хочет следовать. И, наконец, мы ищем те будущие действия, в которых человек будет следовать этим принципам, а затем проигрываем, как он это сделает в будущем, Как рассортировать жизненные принципы Хотя ценности выглядят на первый взгляд очень разнообразными, но, если вы спросите людей, чего им в действительности хочется, их ответы окажутся очень похожими. Каждый хочет, чтобы жизнь приносила ему удовлетворение и чтобы он имел возможность делать то, что ему нравится, иногда будучи наедине с собой, а иногда в окружении других людей. Мы рассортировываем наши жизненные принципы и ценности в течение всей нашей жизни по мере того, как изменяется ситуация и мы сами. Процесс, который мы только что описали, трансформирует чувство вины и стыда в тщательное рассмотрение жизненных принципов и предпочтений. Это освобождает нас от вероятности того, что наши нерассмотренные внешние нормы становятся нашими тиранами, а также наделяет нас нашими собственными предпочтениями и решениями. Приведение наших внутренних переживаний в соответствие с новыми доступными возможностями позволяет нам понять, что все в порядке и мы можем двигаться вперед, исходя из признания собственной ценности. Если вы захотите пересмотреть ваши жизненные принципы, вы можете воспользоваться нашим планом, представленным ниже. Жизненные принципы и нормы Нормы поведения являются эффективными помощниками в решении того, как следует поступить. Они позволяют быстро и легко принять большинство решений. Проблемы возникают тогда, либо когда мы нарушаем наши собственные жизненные принципы, либо когда наши жизненные принципы нуждаются в изменениях. Вот несколько типичных проблем, с которыми чаще всего сталкиваются люди. Проблемы, связанные с одним жизненным принципом 1. Норма может быть слишком общей и универсальной. «Всегда быть честным» (даже если это наносит вред окружающим). Решение: сделайте ее более конкретной. Когда и где лучше всего быть честным? Может ли честность вообще быть не самым лучшим качеством? (Однажды я попросил одного пациента составить мне список 10 приказов, сделав к ним сноски в виде особых исключений.) Бывают случаи, когда любая хорошая идея оказывается неприемлемой. 2. Норма может быть устаревшей. Например, она может соответствовать ограниченному уму и миру маленькой девочки, но не взрослой женщины. Решение: пересмотреть норму и сделать ее более актуальной. 3. Норма слишком категорична — «либо все, либо ничего». Поцарапать чей-то палец так же плохо, как убить человека. Решение: провести подробное сравнение норм, с тем, чтобы подразделить их по степени важности. 4. Норма жизни, которой следует человек, совершенно уместна, но человек не умеет правильно вести себя, или у него недостаточно мотивации для ее достижения. Большинство людей, делающих при письме ошибки, мечтают научиться писать правильно, но не знают, как этого добиться. А может быть и так, что человек знает, как это сделать, но у него не хватает способности подтолкнуть себя к тому, чтобы это захотеть. Иногда мы говорим людям: «Если вы поступите определенным образом, зная при этом, как вам следовало поступить, значит вы не знали, как вам следовало поступить в том смысле, что вы не смогли мотивировать себя к тому, чтобы поступить именно так». В те времена, когда еще не были открыты антибиотики, я знал одного ребенка в возрасте 10 лет, которому следовало опускать сильно зараженный палец в горячую воду. Он знал, что не сможет этого сделать, если останется наедине с собой, поэтому он весь день следовал по пятам за своей матерью в надежде, что она напомнит ему о процедуре, если он о ней забудет. Решение: научить человека тому, чего ему не хватает, чтобы он не только хотел следовать определенной норме, но и знал, как это сделать. 5. Норма уместна, но человек не в состоянии предвидеть, что определенное поведение способно нарушить эту норму. Мы никогда не сможем абсолютно уверенно предсказать последствия всех наших поступков, поэтому все мы время от времени допускаем ошибки. Решение: «Вы поняли, что невозможно всегда заранее знать, что тот или иной поступок нарушит ваши нормы». Если человек просто сделал какую-то глупую ошибку, будет полезно сказать: «Никто не застрахован от ошибок, иначе и быть не может. Обычно ваши ошибки не наносят вред окружающим. Вы можете вспомнить множество случаев, когда, будучи за рулем, вы пересекали желтую линию на шоссе, и поскольку вы были там один, то это не имело никакого значения. Однако может случиться так, что та же самая незначительная ошибка может иметь серьезные последствия. Если это случится, вы сделаете все возможное, чтобы это больше не повторилось, а также постараетесь компенсировать причиненный вами вред». Таким образом, если с человеком часто случаются подобные вещи, значит он не умеет правильно планировать будущее. Решение: научить человека создавать более детальные внутренние картины того, к каким последствиям могут привести его поступки, и тогда он сможет лучше планировать будущее. 6. Хотя это встречается и не очень часто, у некоторых людей вызывает беспокойство сама мысль о возможности нарушения определенной нормы: «Мысль настолько же вредна, что и поступок». Решение: Вы можете отметить, что существует огромная разница между мыслью и действием. Например: «Вы можете прийти к выводу, что подумать об этом и сделать это — одно и то же. Однако для окружающих все выглядит совершенно иначе, так как вред им могут нанести только ваши действия. Что же касается ваших мыслей, то они не только не пострадают от них, но даже не будут знать о том, что вы об этом подумали. Чем более внимательным вы будете к окружающим, тем лучше вы почувствуете эту разницу». «Если вы считаете, что сама мысль об этом настолько же дурна, как и поступок, то вы очевидно никогда не совершали этого. Что касается меня, я его совершал, и я знаю, что разница между мыслью и действием все-таки существует». «Сократ сказал, что то, что хорошие люди совершают лишь в своих фантазиях, дурные люди приводят в исполнение в реальной жизни». «Бог наделил нас способностью обдумывать наши действия, чтобы мы могли сделать выбор в пользу тех поступков, которые будут иметь хорошие последствия, И чтобы мы могли также избегать того, что может причинить вред как нам самим, так и окружающим нас людям. Ваши размышления над дурными вещами — это способ помочь вам рассмотреть имеющиеся у вас альтернативы и сознательно избрать то, что на ваш взгляд является самым приемлемым»… «Если все ваши дурные мысли все еще не реализовались, значит в вас есть очень сильное начало, которое знает, как следует поступать, и управляет вашим поведением». Две (или более) нормы Очень часто, когда мы нарушаем какую-то норму и испытываем при этом чувство вины, мы, в действительности, следуем при этом какой-то другой, более важной норме, которую, возможно, мы не очень сознаем. «Какой нормы я придерживался, когда нарушал другую норму?» — такой вопрос, возможно, окажется вам полезным. Тоже самое можно сформулировать и несколько иначе: «Какую позитивную цель я преследовал, нарушая эту норму?» Если мы поймем, что в действительности следовали какой-то более важной норме, то скорее будем ощущать удовлетворение и полноту жизни, нежели чувство вины и стыда. Все это послужит хорошим основанием при рассмотрении того, как вам следует поступать в будущем. Решение. Рассмотрите нормы и их последствия, расставьте их в порядке их значимости или интегрируйте их. Затем прокрутите внутренний фильм, в котором вы будете поступать так, как вы планируете сделать это в будущем. Это поможет «запрограммировать» вам то, что вы хотите сделать в ваших мыслях и в вашем поведении. Например, аккуратность является важным жизненным принципом Джоан, но еще более важным является забота о детях. Если Джоан знает, какой ее жизненный принцип занимает приоритетное место, то она, возможно, отложит немытую посуду и займется дочерью, которая в данный момент чем-то огорчена и нуждается в ее помощи. При этом она не будет стыдиться того, что она такая неряха. Мета-нормы Человек, чрезвычайно озабоченный собственным совершенством, будет испытывать чувство вины чаще всего. Часто в своих мыслях он исходит из убеждения в том, что все, что он делает, непременно должно быть совершенным, или что его гуру знает, как следует все делать. Мы можем рассматривать это как некую мета-норму, то есть норму обо всех нормах. Прежде всего вам следует отметить, не замечали ли вы за собой подобного стремления к совершенству. Переход к более правильному восприятию, ошибок как к средству приобретения знаний может потребовать дополнительных шагов. Этот переход окажется более лёгким, если вы будете иметь мета-норму, касающуюся использования обратной связи. Мы часто предлагаем нашим клиентам следующую перспективу: «Одной из самых важных норм, которой может обладать человек, является способность замечать, что ваше поведение не соответствует нормам жизни. Обладая такой способностью, вы либо сможете подогнать свое поведение к вашей норме, либо пересмотреть и исправить ваши нормы в случае, если они неуместны или устарели. Если вы этого не сделаете, то ваши нормы будут абсолютно произвольны и бессмысленны. Умение быть человеком, способным извлекать пользу из своих ошибок и исправлять свое поведение и свои нормы; — это гораздо более важно, чем быть человеком, который с первого раза делает все в совершенстве». Очень полезно иметь такие нормы, которые бы направляли нас к тем переживаниям, которые мы хотим получить от жизни. Если мы замечаем, что преступили какую-то норму, мы можем пересмотреть наше поведение и наши нормы жизни, предпринять меры к их совершенствованию, возместить ущерб за причиненный нами вред. И тогда наша жизнь станет этически и морально полноценной, и нам не надо будет мучиться, переживая чувство вины или стыда. Позитивная мотивация Брайан посещал наши занятия по НЛП. Когда мы перешли к вопросу мотивации, он стал особенно внимательным, поскольку мотивация всегда представляла для него большие трудности. Если он начинал делать что-то, он всегда делал это хорошо, но он испытывал сущие муки, прежде чем приступить к делу. Часто он тратил гораздо больше времени на то, чтобы заставить себя подстричь траву на лужайке, в то время как само действие занимало у него совсем немного времени. Рабочий стол Брайана был всегда в беспорядке, так как он был не способен заставить себя навести порядок. Брайан тратил целые часы на то, чтобы заставить себя пойти на кухню и вымыть посуду, и его жена могла это подтвердить. И это вряд ли могло способствовать гладким отношениям в семье. Брайан и его жена договорились, что вечерами она готовит, а он убирает посуду. Это устраивало их обоих, однако Брайан постоянно стремился отложить свои обязанности, иногда до следующего утра, а иногда еще на более позднее время. Жена Брайана была всегда раздражена, когда, вернувшись вечером с работы и войдя на кухню, чтобы приготовить ужин, обнаруживала гору немытой посуды, оставшейся с прошлого вечера. Многие люди обвиняли Брайана в том, что он постоянно откладывает выполнение порученных ему дел, и Брайан был полностью с этим согласен. Ему не доставляло никакого удовольствия оставлять свои дела на потом, но он ничего не мог с собой поделать. Не только окружающие, но и сам Брайан ругал себя за это качество, но это также не помогало. Он всегда пытался сделать все наилучшим образом. Он хотел, чтобы все в его семейных отношениях шло гладко. Но все шло наоборот. Используя конкретные вопросы, я смог понять, как Брайан настраивает себя на мытье посуды. Как только я получил необходимую информацию, я понял суть его проблемы. Брайан начинал с того, что смотрел на грязную посуду, а затем мысленно повторял себе голосом, не терпящим возражений: «Ты ДОЛЖЕН вымыть эту посуду». После этого его тут же охватывало чувство протеста и нежелание подчиняться. Этого было достаточно, чтобы покинуть кухню. Затем Брайан начинал предвидеть гнев жены, когда она увидит немытую посуду. Он вновь говорил себе: «Ты ДОЛЖЕН вымыть посуду» и снова чувствовал, что у него нет ни малейшего желания это делать. Лишь мысль о том, что жена в гневе, может с ним расстаться, могла заставить Брайана наконец вымыть посуду. В этот момент его внутренний голос восклицал: «О нет, только не это!» — и Брайан наконец приступал к мытью посуды. Это неприятное чувство срочности оставалось с ним до тех пор, пока он не вымоет всю посуду. Затем Брайан чувствовал облегчение до следующего раза. Все это может показаться вам драмой, разыгравшейся по поводу мытья посуды, и это действительно так. Мы обнаружили, что многие люди переживают в своей жизни нечто подобное. В данном случае самым важным является то, как Брайан мотивировал себя. Например, когда он просыпается, он прежде всего представляет, что ему предстоит сделать, прежде чем уйти на работу. Затем он говорит себе: «Ты ДОЛЖЕН сейчас встать». Он тут же чувствует, что ему не хочется этого делать, и остается нежиться в постели. Затем он начинает представлять, какие катастрофы могут произойти, если он сейчас же не встанет. Он представляет, что опаздывает на работу, чем вызывает раздражение коллег и начальника. Когда нарисованные им картины становились достаточно ужасающими, внутренний голос говорит ему: «О нет, только не это!» И только после этого он чувствует, что ему следует срочно вставать и отправляться на работу. Брайан проходит через ту же цепь мыслей и в других вопросах: работа по хозяйству, технический осмотр машины и т. д. Каждый раз, когда ему требуется сделать что-то, что не кажется ему достаточно интересным, он переживает эту внутреннюю драму. Если представить все это более коротко, стратегия Брайана будет выглядеть следующим образом: Затем Брайан мысленно рисует картины катастроф, которые могут произойти, если он не выполнит того, что от него требуется. И только лишь тогда, когда визуальная картина катастрофы становится достаточно ужасной, его голос заставляет его почувствовать себя достаточно плохо, чтобы приступить к осуществлению возложенной на него задачи. Не только сам способ мотивации Брайана выглядел медленным и обременительным, но данный способ предполагал использование мрачных чувств, которые приводили Брайана в действие. Каждый раз, когда он пытался мотивировать себя, он начинал чувствовать себя плохо, и лишь тогда, когда ему становилось по-настоящему дурно, ему удавалось побудить себя к действию! Если мы задумаемся над тем, как часто нам приходится каждый день мотивировать себя к чему-либо, мы сможем представить, как часто Брайан чувствовал себя плохо. Совершенно ясно, что Брайан нуждался в помощи, так как ему предстояло научиться более удачному способу мотивации. «Я все время откладываю все на потом, и чувствую себя из-за этого просто ужасно. Я нахожусь в постоянном напряжении, живу на нервах. Я чувствую себя по-настоящему расслабленным лишь в отпуске, когда мне действительно не нужно ничего делать», — сказал Брайан. Я согласился с ним — новая стратегия мотивации изменит для него очень многое. Мы изучали многих людей, способных легко побуждать себя к выполнению любых задач. Самым интересным при этом является то, что все эти «великолепные самомотиваторы» с целью мотивации используют положительные чувства, а не ту неприятную поспешность, которой руководствовался Брайан. Они получают удовольствие от того, что делают, в то время как Брайан и подобные ему люди чувствуют себя при этом несчастными. Получив от Брайана еще некоторую информацию, я научил его одной из этих «прекрасных самомотивирующих» стратегий. Прежде всего, чтобы помочь Брайану, я должен был изменить его внутренний голос, заставляющий его чувствовать себя ужасно. Брайан говорил себе: «Ты ДОЛЖЕН вымыть посуду», «Ты ДОЛЖЕН прибраться» — голосом, напоминающим голос армейского сержанта. Большинство из нас, слыша подобные слова, непременно почувствуют нежелание им подчиняться. Попробуйте сделать то же самое, что вы будете при этом чувствовать? Усиливает ли это в вас желание выполнять то, что от вас требуется или наоборот? Обучение новой стратегии Я начал с того, что попросил Брайана приятным голосом сделать следующее: — Услышьте, как ваш внутренний голос, полный соблазна, говорит вам: «Как же будет хорошо, когда все тарелки будут вымыты!» Я не знаю, какой тон голоса может действительно способствовать тому, чтобы вы захотели что-то сделать, но вы постарайтесь услышать эти слова, произнесенные таким голосом, который покажется вам действительно соблазнительным… Я внимательно следил за Брайаном: за движениями его глаз, за невербальными физиологическими изменениями, позволяющими мне понять, что он следит за моей мыслью. Когда Брайан услышал этот новый для него голос, он очень изменился, стал более расслабленным, и было видно, что он доволен тем, что произошло. — Теперь вы можете увидеть, как будет выглядеть кухня, если вся посуда будет вымыта и все будет прибрано. — При этом я жестом показал вверх, с тем, чтобы Брайан смог свободно воспользоваться той частью мозга, которая способна создавать образы. — А затем вы можете почувствовать, насколько вам стало лучше после завершения работы… — Я вновь внимательно слежу за Брайаном, чтобы убедиться, что он выполняет мои указания и это доставляет ему удовольствие. — Вы можете сохранить это чувство удовлетворения в тот момент, когда вы только начинаете мыть посуду, зная, что с каждой вымытой тарелкой растет чувство удовлетворения и благодаря этому вы становитесь все ближе и ближе к цели — порядку на вашей кухне. Новая мотивационная стратегия Брайана Затем я повторил то же самое, но на этот раз обратился к другим сферам его жизни. Все это было необходимо для того, чтобы убедиться, что новая мотивационная стратегия Брайана будет обобщена, станет частью его подсознательного мыслительного процесса и сработает в любой момент, когда в этом возникнет необходимость. Многих людей удивляет то, что несколько минут повторения могут способствовать приобретению новой модели поведения, несмотря на то, что старая модель насчитывает уже, может быть, 30 лет. Очень важен тот факт, что мы не пытаемся уничтожить старую модель, стереть ее из памяти. Мы просто предоставляем человеку новую возможность, которая является более эффективной. Если вы некоторое время ездили на работу по определенному маршруту, а затем обнаружили более короткий путь, то вам не потребуется много времени, чтобы автоматически перейти на него. Спустя некоторое время Брайан сказал: — В воображении все шло очень хорошо, а что, если в жизни у меня не получится? — Я уверен в том, что вы хорошо помните все то, что испытали в прошлом, и вы можете представить, какие несчастья могут произойти, если не будете следовать только что приобретенной стратегии, не правда ли? Та ваша часть, которая мотивировала вас, заставляя чувствовать себя ужасно, снова будет пытаться сделать это. Конечно, все это произойдет только в том случае, если вы тут же не прореагируете на вашу новую стратегию, которая просто не оставит места для дурных чувств. Здесь я воспользовался старой стратегией Брайана, направленной на то, чтобы избежать несчастья, с тем, чтобы он полностью принял новую стратегию. Когда я это говорил, Брайан смотрел на меня внимательно, и я заметил огонек в его глазах, что означало, что мотивация использовать новую стратегию значительно возросла. Позднее Брайан сообщил мне, что теперь он испытывает сильное побуждение выполнить все дела. — Моя жена не может поверить в то, что я мою посуду сразу же после еды. Я впервые за много лет навел порядок на своем рабочем столе. И мне это доставляет удовольствие! Мне так нравится выполнять все задуманное, что, я думаю, мне в ближайшем будущем следует научиться выявлять приоритеты и решать, что действительно следует сделать. Меня немного беспокоит то, что я могу переборщить и сделать слишком много. Следуя просьбе Брайана, я помог ему в решении того, каким образом он должен отдавать приоритеты тому или иному делу, а также помог ему в определении момента, когда он будет испытывать необходимость в отдыхе. Дженнифер Дженнифер также пожаловалась на то, что ей трудно заставить себя что-то сделать. Но, в отличие от Брайана, она не слышала внутреннего голоса, заставляющего ее сделать что-то. Напротив, когда Дженнифер пыталась заставить себя заняться стиркой, она представляла, как это будет выглядеть, а затем, естественно, не испытывала никакого желания приступить к этому. Идея быть заваленной грязным бельем никому не кажется привлекательной. Тот же самый метод срабатывал превосходно, когда речь шла о том, чтобы пойти потанцевать. Дженнифер представляла, как это будет выглядеть, чувствовала себя при этом прекрасно и испытывала желание осуществить задуманное. Но то, что не казалось ей привлекательным, как правило откладывалось на потом. Многое из того, что нам приходится делать, вовсе не кажется нам забавным. И пусть даже выполнение определенных задач не доставляет нам удовольствия, но мы хотим, чтобы это было сделано. Если мы будем мотивировать себя представлением о том, как будет выглядеть осуществление этих задач, мы вряд ли испытаем хоть малейшее побуждение. Мы почувствуем, что не хотим этого делать. Мотивацией же нам может послужить лишь представление о том, что эти дела уже завершены, потому что нам в действительности хочется именно этого. Если мы представим прибранную кухню, подстриженную лужайку или завершенную работу, мы, вероятнее всего, испытаем побуждение, так как в данный момент мы представляем то, чего нам в действительности хочется. После того как я помог Дженнифер представлять работу уже завершенной, новая стратегия возымела на нее действие. Дженнифер не нужно было менять весь ход мыслей, ей нужно было лишь изменить то, что она видит. Вместо того, чтобы представлять себя за работой, ей нужно было представить, что вся работа уже завершена. Точно так же, как я это сделал с Брайаном, я проиграл с Дженнифер эту ситуацию. — Представьте, что все уже выстирано, все вещи разложены по местам. Вы испытываете удовлетворение от того, что все сделали. Когда Дженнифер все это представила, она улыбнулась и сказала: — Это действительно помогает. Я хочу сделать это прямо сейчас. Ну, а как насчет остального? Я работаю терапевтом, и мне постоянно приходится отчитываться о работе с моими пациентами. Мне очень трудно заставить себя писать эти отчеты, они мне неинтересны. Поможет ли мне эта новая стратегия и в этом? — Безусловно. Давайте попробуем проиграть и эту ситуацию. Как вы поймете, что вам пора почувствовать побуждение к написанию отчета? Может быть, это произойдет после окончания приема? — Да, — согласилась Дженнифер. — Если бы я это делала сразу же, мне бы было гораздо легче. Обычно я накапливаю отчеты, чтобы сделать все в конце недели, когда это от меня требуется. Но тогда мне гораздо труднее вспомнить, что мне следует записать. — Хорошо. Представьте, что вы только что закончили прием. Вы только что попрощались с пациентом. Теперь представьте, что вы сделали все необходимые записи и почувствовали облегчение, так как ваша работа закончилась. — Это не помогает, — прервала Дженнифер. — Это происходит потому, что все эти отчеты мне совершенно безразличны. Они мне кажутся глупыми и бесполезными, и я не испытываю ни малейшего побуждения, когда представляю, что мои отчеты уже составлены. — Хорошо. Но если они действительно совершенно бессмысленны, может быть будет лучше вообще их не составлять? — Но тогда я потеряю свою работу. Отчеты — это одно из требований к работе. — Значит составление этих отчетов приносит хоть какую-то пользу, ведь это помогает вам сохранить работу. Я не знаю, в чем вы видите ценность своей работы. Может быть, это приносит вам неплохие доходы, Может быть, вы испытываете удовлетворение от того, что помогаете людям и т. д. — Да, все это безусловно имеет значение. — Тогда, может быть, вместо того, чтобы просто представить, что вы уже написали отчет, вы представите то, что с этим связано, и то, что действительно представляет для вас интерес, — ваша работа, все, что она вам дает. Вы можете это представить? — Да. Это помогает гораздо больше. — Хорошо. И, видя все это, вы можете испытать чувство удовлетворения от того, что все завершено. — (Дженнифер улыбается.) — Бы можете все это запомнить и сохранить чувство тогда, когда вы начнете писать отчет, испытывая все большее удовлетворение от каждого написанного вами слова. Когда я попросил Дженнифер проиграть другие ситуации, она осталась довольна полученными результатами. Дженнифер получила то, что хотела, но я подумал, что ей, возможно, понадобится что-то еще. Как я уже заметил ранее, ее стратегия включала лишь два этапа (В, К), Поскольку в ее стратегии отсутствовал слуховой этап, она, вероятнее всего, не остановится для того, чтобы обсудить с собой какие-либо факторы, которые могут быть вовлечены в данный процесс. Обычно подобного рода люди действуют спонтанно, импульсивно, опираясь лишь на частичную информацию, а впоследствии жалеют об этом. Для начала мне следовало проверить, сталкивается ли Дженнифер с такими проблемами. Поскольку большинство людей обычно бывают достаточно податливыми и соглашаются со всем, что им говорят, я намеренно сформулировал вопрос таким образом, чтобы он звучал противоположно тому, что я ожидал услышать, и, таким образом, я надеялся на то, что Дженнифер меня поправит. — Дженнифер, мне кажется, что вы принадлежите к тем людям, которые тщательно изучают все возможности и никогда не жалеют о том, что оказались задействованы в то или иное дело или связаны с тем или иным человеком. Я прав? Дженнифер была слишком удивлена, услышав это, и сказала: — Нет, это совсем не так. Я часто сожалею о том, что ввязываюсь в дела, это одна из моих главных проблем. Сначала мне нужно было вновь установить с ней связь, объяснив ей: — Я предполагал это. Я построил свой вопрос от противного, чтобы убедиться в том, что я не управляю вами в принятии решения. Поскольку вы говорите, что это представляет для вас проблему, у меня есть достаточно эффективный метод, который способен помочь вам. Прежде всего представьте ситуацию, когда вы испытали побуждение сделать что-то, но затем пожалели об этом… Теперь обратите внимание на то, что послужило для вас тогда мотивацией, почувствуйте желание сделать это, как это было с вами тогда. Дженнифер засомневалась и сказала: — Хорошо, но ведь именно из-за этого я потом попала в неприятную ситуацию. — Я знаю. Вот поэтому мы и добавим к этому еще кое-что. Сразу же после того, как вы испытаете приятное чувство, послужившее вам мотивацией, услышьте свой внутренний голос, спрашивающий вас: «Может быть, мне следует учесть что-нибудь еще, прежде чем я приму решение?» В данном случае вы знаете, что произошло впоследствии, поэтому вы также знаете, что еще вам следовало учесть, прежде чем принять решение. Одним из способов рассмотрения может быть внесение предполагаемого вами в создаваемую картину. После этого вы увидите, по-прежнему ли это вас мотивирует. Возможно, что вам придется учесть многое, возможно, что это будет похожим, а возможно, что и нет… Некоторые рассмотренные вами вещи не будут иметь никаких последствий, а некоторые окажутся очень важными. Даже если что-то покажется вам действительно стоящим, возможно найдется нечто еще более важное, что следует предпринять прежде всего. Если вы на некоторое время задумаетесь над вопросом, нужно ли учесть что-либо еще, то это, возможно, защитит вас от сожалений и разочарований. — Действительно, все могло быть совсем иначе. Сейчас, когда я задумываюсь над другими факторами, присутствовавшими в этой ситуации, я не испытываю больше никакого желания. Затем я попросил Дженнифер повторять эти же самые действия, используя другие ситуации из ее прошлого. Это помогло ей обнаружить многие вещи, которыми она ранее пренебрегала. После этого я попросил ее проиграть будущие ситуации, включая стирку и написание отчета. Впоследствии Дженнифер сообщила мне, что ей стало гораздо легче выполнять возложенные на нее функции, и она редко сожалела о том, что ей приходилось делать. Четыре наиболее часто встречающихся стиля мотивации В результате нашей работы с людьми мы смогли выявить четыре типичных мотивационных стиля, когда все в мотивации «идет неправильно». Возможно, что какие-то из этих стилей вам покажутся знакомыми, они не являются взаимоисключающими. Некоторые люди сочетают в себе все четыре стиля до тех пор, пока не найдут более оптимального способа. 1. Негативный мотиватор. Как и Брайан, многие люди могут мотивировать себя, лишь представляя все те несчастья, которые могут случиться, если они не выполнят того, что от них требуется. Они представляют, что их уволят, если они вовремя не появятся на работе. Им кажется, что их семья разрушится, если они не будут любезными. Они представляют, как их машина разваливается на части, так как они не следят за ней. Таким образом, представление неприятных последствий — малоприятное занятие и не является достаточно быстрым побудителем к действию. Такой негативный мотивационный стиль может оказаться очень эффективным для определенных людей и в определенных ситуациях. Иногда очень полезно представлять, чего вам лучше избегать. Законодатели часто задумываются над тем, что может пойти не так, как надо, а затем принимают продуманные законы, которые помогут устранить возможные проблемы. Я знал одного лесоруба, которому удавалось избегать несчастных случаев, так как он постоянно пользовался стратегией «избежания несчастного случая», постоянно напоминая себе, что может произойти, если он не будет достаточно внимательным. Если бы он не задумывался над тем, чего ему нужно избегать, он бы, возможно, не был таким осторожным. Однако, если человек мотивирует себя только с помощью опасений, он, вероятнее всего, будет постоянно находиться в стрессовом состоянии. Другая проблема, связанная с негативной мотивацией, очень хорошо подмечена в старой пословице: «Из огня да в полымя». Сфокусировавшись на том, чего вы должны избежать, вы можете не заметить, что попадаете в худшую ситуацию. Постоянное реагирование только на отрицательное не оставляет вам времени на то, чтобы понять, что хорошее вы хотите от жизни. Многим людям, придерживающимся негативной мотивации, было очень полезно добавить определенную долю позитивной мотивации. Именно это мы и сделали с Брайаном, и теперь он думает о том, какое удовлетворение он получит от выполнения возложенных на него обязанностей. Отныне Брайан думает о том, чего он хочет, а не о том, чего он не хочет. Мы рекомендуем людям, руководствующимся данным стилем мотивации, подключить то, что они хотят сделать, к своим мыслям о том, каких катастроф следует избежать. Если мы видим, что стиль негативной мотивации является в человеке достаточно эффективным, то мы бываем очень осторожны в предложении любых изменений или добавлений к данному стилю. Например, Говард был преуспевающим банкиром. При каждом новом обороте денег он мотивировал себя страхом потери денег. Поскольку Говард очень ценил свой успех и не попросил нас ни о каких изменениях в своей мотивации, мы не стали ему этого предлагать. Если бы мы даже и захотели внести некоторые изменения в его стиль мотивации, мы были бы чрезвычайно осторожны, с тем, чтобы сохранить его эффективность как банкира. 2. «Диктаторский» стиль мотивации был так же свойствен подходу Брайана. Диктатор мотивирует себя с помощью приказов, данных непреклонным, неприятным тоном голоса. Часто голос можно идентифицировать с голосом родителей или с каким-то другим авторитетным лицом из нашего прошлого. Люди, часто прибегающие к данному стилю, склонны использовать такие слова, как «ВЫНУЖДЕН», «ДОЛЖЕН» и «ОБЯЗАН». Так же как и Брайан, люди в большинстве своем реагируют на подобный приказ нежеланием подчиняться и предпочитают отложить выполнение дела на потом. Человек, прибегающий к данному стилю, может быть мотивирован гораздо проще, если сменит форму приказа на форму приглашения к действию. Переход к более приятному, соблазнительному тону голоса, а так же изменение формулировки обращения меняют все дело. «вынужден», «должен» и «обязан» могут быть легко заменены такими фразами, как «Было бы очень мило, если бы», «Было бы полезно, если бы» и «Я хочу». 3. Стиль мотивации, предполагающий представление о выполнении дела. Многие люди представляют не результат своего труда, а процесс его выполнения. Как это было в случае с Дженнифер, подобные люди легко мотивируют себя к выполнению того, что доставит им удовольствие, но никак не к обыденной домашней работе. Мотивация действительно бывает очень сложна в тех случаях, когда речь идет о работе, а не об отдыхе. Отсутствие мотивации часто является главным препятствием к достижению успеха и эффективности. Вы сможете преодолеть эту трудность, если начнете думать об уже завершенном деле, вместо того, чтобы представлять весь процесс его выполнения. Иногда вам придется сделать еще один шаг и представить, в чем ценность осуществления данного дела. Если окажется, что выполнение задачи действительно не несет в себе ничего полезного, то, возможно, она не стоит выполнения. Если же в ней действительно содержится что-то ценное, вы можете представить это, и тогда мотивация пройдет гораздо легче. 4. Всеохватывающий стиль мотивации. Некоторые люди начинают представлять всю задачу в виде одной большой, бесформенной, трудноразличимой массы работы и, естественно, чувствуют себя подавленными. Если мы представим уборку по дому в виде одной большой работы, это может нас ошеломить. Если мы представим, что нам сейчас, в данный момент предстоит написать диссертацию или книгу, это может показаться нам невозможным. Если человек ошеломлен и подавлен, он обычно чувствует себя неспособным даже начать дело и склоняется к тому, чтобы отложить его на более поздний срок. Часто лучше всего бывает отодвинуть картину работы как можно дальше и сделать ее как можно меньше. Таким образом, работа как бы уменьшается в размерах. Затем вы можете сделать то, что мы называем «разламыванием на куски». Возможно вы помните старую шутку: «Как можно съесть слона? — Каждый раз откусывая по кусочку». Вы можете начать с того, что представите свою работу завершенной. Затем вы обратите внимание на то, какие небольшие шаги приведут вас к осуществлению работы. Например, я могу представить, что вся уборка по дому закончена, затем я представлю те шаги, которые приведут меня к этому: пыль, окна, комнаты (каждая по отдельности). Я могу представить каждый из этих этапов завершенным, что поможет мне почувствовать побуждение к поочередному выполнению более мелких задач. Итак, теперь вместо одной большой угнетающей задачи у меня несколько более мелких задач. В случае, если даже эти задачи удручают меня, я могу разбить их на еще более мелкие. Если же я не знаю, как это сделать, я могу обратиться за помощью, прочесть книгу или журнал или сделать что-нибудь еще, что позволило бы мне собрать нужную информацию. В таком случае сбор информации становится первым этапом на пути продвижения к моей цели. Как овладеть новым стилем мотивации Некоторым людям бывает достаточно лишь понять, какие их действия не срабатывают и какой мотивационный стиль будет для них более эффективен, чтобы добиться необходимых изменений. Однако большинству людей требуется многократно проиграть новую мотивационную стратегию, прежде чем она будет доведена до автоматизма. Обычно бывает достаточно шести повторений, чтобы овладеть новым стилем мотивации. Дженнифер и Брайан овладели новой мотивационной целью, которая стала настолько же автоматичной и подсознательной, какой была их старая цепь мотивации. После того как мы провели с ними ряд репетиций, у них отпала необходимость «пытаться» заставить себя действовать по-новому или работать над приобретенным навыком. Они просто обнаружили, что способны делать это автоматически. В этом и заключается одно из отличий НЛП от проповедования и раздачи советов. Вам могут сказать: «Думайте позитивно. Думайте о пользе, и вы получите необходимую мотивацию». Иногда такой совет действительно помогает. Эффективность же НЛП основывается на том, что мы знаем, как следует давать конкретные указания к проигрыванию новой стратегии с тем, чтобы она стала действительно автоматичной. Мы знаем, как направить человека на использование соответствующей части мозга на каждом этапе, к тому же мы умеем пользоваться невербальными указателями, помогающими нам понять, происходят ли в человеке необходимые изменения или нет. Мы так же знаем, что нужно предложить человеку, если он неправильно нас понял, или если он столкнулся во время процесса с какими-то препятствиями. Как сделать так, чтобы новый стиль мотивации заработал Бывают случаи, когда человек, овладевший новым мотивационным стилем, обнаруживает, что нуждается в дополнительных изменениях, способствующих еще большей эффективности нового мотивационного стиля. Брайан, например, обнаружил, что ему необходимо научиться выделять главное в том, что ему предстоит сделать. Это позволило бы ему находить время для необходимого отдыха. Луиза, еще одна наша клиентка, обнаружила, что не способна овладеть новой мотивационной стратегией. После того как мы создали атмосферу, в которой Луиза почувствовала себя способной изучить свои возражения, она обнаружила, что боится потерпеть неудачу. Будучи любителем откладывать все на потом, она никогда в действительности не испытывала свои возможности. Она всегда говорила: «Я могла бы это сделать. Я просто никогда не пыталась». Она боялась, что, если почувствует побуждение сделать больше, то окажется, что она не настолько способна, насколько ей это кажется. Мы воспользовались другим методом, чтобы помочь Луизе ценить и уважать эту свою часть таким образом, чтобы она смогла овладеть новой мотивационной стратегией. Если человек принимает неудачные решения, это не будет большой проблемой в случае, если он с трудом побуждает себя к их осуществлению. Однако, если он овладеет более удачной стратегией мотивации, он начнет осуществлять все свои ошибочные решения и, возможно, попадет в беду. В данном случае очень важно улучшить стратегию принятия решения (см. следующую главу). Важность позитивной мотивации давно уже является широко признанной. Однако то, как люди пытались изменить свою мотивацию, в лучшем случае напоминает игру «горячо-холодно». НЛП сегодня представляет системный подход к данной проблеме, предполагающий приспособление к конкретным нуждам конкретного человека. Как пережить катастрофу или несчастный случай Кейт работала с нами к тому времени уже два года. И вот однажды утром она встретила меня на лестнице, и я сразу же обратил внимание на то, что она плохо выглядит. Она была необычайно бледна, а глаза распухли от слез. «Вы знаете, что произошло?!» — обратилась она ко мне. И затем, с необычайной поспешностью в голосе, она изложила мне все детали произошедшего ночью несчастного случая. «Я видела, как все произошло! Машина потеряла управление прямо передо мной. Если бы я не затормозила, она бы врезалась прямо в меня. Два человека погибли и два находятся в тяжелом состоянии». Кейт увидела, как машина вышла из-под контроля в каких-то дюймах от нее, затем врезалась в грузовик, перевернулась и приземлилась на крышу. Кейт немедленно остановила машину, выскочила, движимая желанием оказать необходимую помощь и, одновременно, испытывая нежелание увидеть то, что произошло. Кейт предусмотрительно прихватила покрывало и направилась к грузовику, возле которого лежал человек. Очевидно, он был ранен, так как на лице и на руке у него были следы крови. Приближаясь к нему, Кейт увидела, как человек вдруг повалился на землю, глаза у него закатились. Кейт была в панике, решив, что мужчина умер. «Я не могла примириться с мыслью, что он умер на моих глазах, я ушла прочь». Затем Кейт долго ждала, когда у нее возьмут сведения об аварии, а после этого отправилась домой в состоянии шока. Первый раз, когда я выслушал ее историю, я подумал: «Вполне понятно, что она была потрясена. Она стала свидетелем смертельного случая, вполне осознавал при этом, что то же самое могло произойти и с ней». Подобные случаи часто заставляют людей задуматься о своей кончине. Однако в последующие дни, рассказывая о случившемся, она каждый раз вспоминала что-то новое и сообщала об этом все тем же поспешным голосом и с тем же беспокойством в глазах. «Вы знаете какие-нибудь новости о человеке, находящемся в больнице?» — спрашивала она нас. Казалось, что этот несчастный случай занимает все ее внимание. И мы, и сама Кейт были обеспокоены подобной ее реакцией на случившееся и решили изменить ее. Кейт рассказала мне, что после этого случая она очень нервничала, находясь в машине. Особое беспокойство охватывало ее вечером и ночью, когда машину вела не она, а кто-то другой. Она представляла все возможные несчастные случаи и впадала в панику. Кейт вынуждена была каждый раз, возвращаясь с работы, проезжать мимо места происшествия. И даже после того, как она целая и невредимая добиралась до дома, она вновь и вновь вспоминала подробности аварии, постоянно испытывая сильное беспокойство. Хотя сцена аварии была сама по себе достаточно неприятной, Кейт беспокоила совсем не она. Она была особенно озабочена тем, что не смогла помочь, когда увидела, что мужчина упал. Она хотела помочь, но не смогла. Именно в тот момент, по ее словам, она лишилась чего-то. Кейт так же сказала мне, что чувство паники, охватившее ее во время аварии, напомнило ей то, что она испытывала еще будучи ребенком, когда мать будила ее посреди ночи и с силой трясла. Кейт сказала, что в такие моменты она чувствовала, что теряет над собой контроль, что разум ее покидает. Возможно, что именно эта история способствовала тому, что ее реакция на аварию была такой сильной. Создание панического состояния Я попросил Кейт вернуться назад и вспомнить о несчастном случае, но до того, как ее охватила паника. Это мне нужно было для того, чтобы понять, что заставило ее прореагировать так сильно. Оказалось, что, когда Кейт увидела мужчину, лежащего на земле, все ее внимание сфокусировалось на его окровавленном лице, как бы приблизив его. И чем больше она его «приближала», тем больше ей казалось, что она теряет над собой контроль, как бы застывая на месте. Когда Кейт проигрывала все это в своем воображении, тело ее постепенно напрягалось и в конце концов стало неподвижным. Очевидно, панику у Кейт создавало именно это «приближение» лица. Когда я попросил ее отодвинуть лицо, удалить его от себя, она почувствовала себя лучше. Тело ее вновь расслабилось и пришло в движение. Новый образ собственного я Знание того, как Кейт сумела создать чувство беспомощности и потеряла контроль над собой, дали мне необходимую информацию для изменения данной ситуации. Моим первым шагом было помочь Кейт создать то, чему суждено было стать новым представлением о собственной личности, а именно Кейт, способную реагировать в подобной ситуации. — Представьте такую Кейт, которая легко справляется с подобной ситуацией. Возможно, что она вовсе не в восторге от подобных случаев, но, если они все-таки происходят, это для нее не представляет проблемы. У нее есть средства эффективно с ними справиться. Вам совсем необязательно знать, что это за средства, вы просто можете сказать, глядя на эту Кейт, что она обладает множеством способностей и альтернатив. Вы можете догадаться об этом по выражению ее лица, по тому, как она двигается, дышит, жестикулирует, по ее голосу и т. д. Кейт попыталась развить этот образ. Наблюдая за ней, я мог сказать, что она была очарована той Кейт, которую она представляла. — Удалось ли вам увидеть Кейт, способную справиться с подобной ситуацией? — Да, я ее вижу, но она не кажется мне реалистичной. Она — это не я. — А почему она не кажется вам реалистичной? Иногда у людей складывается подобное впечатление потому, что они видят себя в черно-белом изображении. Для того, чтобы образ стал для них реальным и убедительным, он должен быть цветным. У некоторых людей возникает некий прозрачный образ. Чтобы стать реальным, он должен быть непрозрачным и иметь четкие формы. Я ожидал получить от Кейт подобный ответ, но оказалось, что ее волнует совсем другое. — Эта Кейт способна справиться с подобной ситуацией, а я — нет. Я не знаю, как оказать первую медицинскую помощь, и вообще я в этом ничего не смыслю. Возможно, мне следует пройти какие-нибудь медицинские курсы, и тогда мне будет легче. На мой взгляд Кейт совсем не следовало паниковать и терять всякий контроль над собой только потому, что у нее нет медицинской подготовки. Я знаю многих людей, не имеющих дел с медициной, но способных без паники делать все, что в их силах во время несчастных случаев. Похоже, что Кейт рассматривала данную ситуацию как или-или: или она должна иметь медицинскую подготовку, и тогда она сможет держать себя в руках, или ей придется каждый раз впадать в панику. Итак, возражение Кейт подсказало мне мои следующие действия. — Вместо того, чтобы представлять Кейт, владеющую медицинскими навыками, представьте другую Кейт, разбирающуюся в медицине не более, чем вы в данный момент, но способную справиться с ситуацией, делая все, что в ее силах. Возможно, что эта Кейт может вмешаться в происходящее и решить на месте, чем она может быть полезна. Паника кажется ей совершенно неуместной, так как она знает, как быстро и спокойно оценить свои способности, и не пытается делать то, в чем она некомпетентна. Эта Кейт не разбирается в медицине, но она умеет воспользоваться имеющимися у нее навыками и знаниями. Как и все мы она иногда ошибается, но эти ошибки служат для нее уроком, и в следующий раз она обязательно их учитывает. Кейт слушала меня, и ее лицо постепенно расслаблялось. Кейт из будущего нравилась ей все больше и больше. Как раз эту невербальную реакцию я и ожидал увидеть. Изменение ее автоматической реакции Итак, в тот момент я знал, что именно вызвало у Кейт панический страх. Это было воспоминание о лице мужчины, которое как бы приближалось к ней. Я так же помог Кейт создать образ собственной активной личности. Однако мало быть способным представить себя находчивым. Этот образ должен вспыхивать в ее сознании в нужное время, а именно, когда она думает о несчастном случае или когда она сталкивается с ним в действительности. Следующим шагом было соединить эти два образа в ее сознании для того, чтобы каждый раз, когда Кейт будет видеть перед собой лицо этого мужчины, она автоматически будет превращаться в образ Кейт, способный справиться с подобной ситуацией. Именно это поможет ей почувствовать себя находчивой, когда это потребуется. НЛП предлагает множество способов соединения образов в нашем сознании. Но каждый из нас уникален, и лишь какой-то один способ может оказаться нам самым подходящим. Поскольку я уже знал, что на Кейт особое впечатление оказывает так называемое приближение образа, я решил воспользоваться именно этим для слияния двух образов. Сначала я решил убедиться в том, что мое предположение о большей привлекательности для Кейт созданного ею нового образа действительно верно. Для этого я попросил ее приблизить этот новый для нее образ как можно ближе, как бы сфокусироваться на нем. Кейт выполнила мою просьбу и улыбнулась: образ ей нравился. После этого я попросил ее освободить ее визуальный экран, приготовить его тем самым к слиянию двух образов. — Представьте сейчас человека, потерявшего сознание, приблизьте этот образ, увеличив его в размерах. Как только вы это сделаете, представьте вдалеке на горизонте маленькую фигурку находчивой Кейт… А сейчас очень быстро приблизьте к себе эту фигурку, одновременно увеличивая ее в размерах. В то же время фигурка человека, лежащего без сознания будет быстро уменьшаться в размерах и удаляться до тех пор, пока она совсем не скроется из вида. На этом этапе мы столкнулись с еще одним небольшим препятствием. Попытавшись сделать то, о чем я просил, Кейт слегка нахмурилась и сказала: — Я не уверена в том, что я действительно вижу эти образы. — Очевидно она была озабочена тем, что делает что-то неправильно. — Я хочу, чтобы вы только сделали вид, что видите их. Многие люди не способны создать в своем сознании реальные образы, но они поступают так, как если бы они в действительности существовали. Я не всегда осознаю все свои внутренние образы, но если я сделаю вид, что я их действительно вижу, я получу те же самые результаты, что и человек, способный увидеть возникающие в его мозгу образы. Мои слова успокоили Кейт, она закрыла глаза и быстро заменила возникшие образы, приблизив один из них и удалив другой. На этот раз ее невербальная реакция подтверждала, что она действительно делает это. В самом начале тело ее было неподвижно, оно как бы застыло. Спустя минуту или две она расслабилась и улыбнулась точно так же, как и в тот момент, когда она впервые представила себе находчивую Кейт. — А сейчас сотрите все с вашего внутреннего экрана и повторите то же самое еще пять раз. Каждый раз начинайте с лица мужчины, расположенного непосредственно перед вами и фигуры активной Кейт, находящейся где-то вдалеке. Вы можете заменять эти образы с каждым разом все быстрее… Результаты Когда Кейт выполнила то, о чем я ее просил, я решил проверить, стала ли ее реакция автоматической. Сначала я попросил Кейт представить лицо того мужчины, так как хотел понаблюдать ее реакцию. На этот раз ее не охватило чувство паники, она была способной и находчивой. Она также сказала, что чувствует себя такой же, если представляет другие моменты происшедшей аварии или видит себя за рулем. Несмотря на это, Кейт не верила, что в действительности все будет именно так. Мне так же трудно было поверить в эти быстрые изменения, если бы до этого я не применял успешно данный метод в работе с другими людьми. Я решил, что лучшей проверкой результатов будет сесть за руль и отправиться домой через то место, где случилась авария. Кейт согласилась со мной. Вся работа с Кейт заняла у меня один час. На следующий день Кейт пришла на работу в хорошем настроении. Она рассказала мне, что была совершенно спокойна, ведя машину и проезжая место аварии. В тот вечер ее не мучили никакие мысли о несчастных случаях или о вождении машины. Спустя месяц после нашего занятия Кейт стала свидетелем другого несчастного случая. Велосипедист, попав в аварию, порезал лицо ободом от солнцезащитных, очков и все лицо было у него в крови. Кейт тут же отреагировала на случившееся спокойно и гибко, оказав ему помощь. Спустя еще два месяца Кейт присутствовала еще при одной аварии, в которую попали машина и велосипед. И вновь Кейт спокойно помогла пожилому велосипедисту и водителю машины, успокоив их и взяв в свои руки ситуацию. С момента нашего занятия прошло уже три года, и Кейт по-прежнему остается спокойной и гибкой во всем, что касается вождения машины и несчастных случаев. Метод Метод, которым я воспользовался в работе с Кейт называется «свистящей» моделью, так как в момент, когда человек взаимозаменяет два образа, бывает полезно издать звук, напоминающий свист. Данная модель была разработана Ричардом Бендлером. Многие годы люди говорили о важности иметь хороший собственный образ. Он способствует хорошему умственному здоровью и повышает способность человека справляться с трудностями и изменяться. Но никто до Ричарда Бендлера не смог предложить конкретные пути изменения собственного образа, сделав его более гибким и использовать всю его мощь, с тем, чтобы изменить человека. Когда следует пользоваться свистящей моделью Мы применяли данный метод в работе с людьми, страдающими от нежелательного поведения или нежелательных реакций. Особенно полезным этот метод оказался в борьбе с дурными привычками: перееданием, курением, обгрызанием ногтей. Супружеские пары и семьи Хотя «свистящий» метод и является индивидуальным методом, мы часто прибегали к нему с тем, чтобы помочь супружеским парам построить такую семейную жизнь, к которой они стремятся. Все мы время от времени замечали, что реагируем друг на друга или на члена семьи не так, как это следовало бы делать. Даже если члены нашей семьи ведут себя неучтиво и неласково и даже если все неприятности идут от них самих, мы сможем реагировать на них более правильно, если станем сами более гибкими. Например, одна женщина приходила в гнев, когда ее дочь разговаривала с ней «противным» голосом. Вполне возможно, что девочка действительно была несносной, однако мать решила, что должна научиться чувствовать себя лучше и добиваться желаемого независимо от того, как ведет себя ее дочь. Воспользовавшись данным методом, мы смогли улучшить ее взаимоотношения с дочерью, не затрагивая при этом поведение девочки. Следует отметить, что в этом случае мы имели дело не с образами, а со звуками. Если наши чувства являются результатом того, что мы слышим или говорим себе, то в данном случае гораздо более эффективно использовать звуки, а не образы. Иногда несколько членов семьи обращаются к нам с желанием приобрести больший выбор в своих реакциях. Одна супружеская пара в основном не имела никаких проблем, но хотела улучшить взаимоотношения в области различных долговременных трудностей. Жена жаловалась на то, что ее муж часто «удалял себя» от нее, за что она его всегда критиковала. Мы обнаружили, что в тот момент, когда жена рассматривала подобную ситуацию, она буквально отдаляла мужа, хотя в действительности он находился в том же месте в «реальном мире». Муж воспринимал критические замечания своей жены, как «уколы». Он представлял ее критику в виде «лазерного луча», пронизывающего его грудь, и он терял всякую способность ответить жене хоть что-нибудь. Установив эти внутренние образы и слив их в один гибкий собственный образ, они приобрели способность реагировать друг на друга в подобных ситуациях с большей любовью. Раскрытие внутренних образов, создающих проблемы, по-прежнему завораживают нас. Несмотря на их кажущуюся странность и неясность, они проявляют себя в наших чувствах и поступках. Мы сами замечали в себе подобные образы (или звуки) в тот момент, когда мы действовали с меньшей гибкостью. Умение обнаружить эти образы и умение соединить их в один образ более гибкого себя, может значительно изменять нашу жизнь. Проблемы всегда будут с нами. Проблема сама по себе не представляет проблемы, проблема в том, как человек с ней справляется. Именно это и действует на людей разрушающе. Если мы научимся справляться с проблемами как-то иначе, то и сами проблемы станут иными. Близость, безопасность и насилие К моменту нашей встречи Маку было 30 лет, он уже десять лет как не пил, хотя до этого четыре года страдал алкоголизмом. Он носил черную кожаную куртку, ездил на мотоцикле Харли-Дэвидсон, был абсолютно невозмутим и имел над собой полный контроль. Его любимым выражением было: «Сдери с себя свое лицо». Мак жаловался на то, что он часто чувствовал себя плохо и хотел как-то избавиться от этого. Когда я поинтересовался, что являлось причиной его дурных чувств, он ответил: — Я как бы вижу лицо определенного человека, а затем мне вдруг становится не по себе. Я начал задавать ему вопросы, пытаясь понять, какие конкретные образы и звуки, возникающие в сознании Мака, влекут за собой эти чувства: — Так как же возникает у вас это неприятное чувство? — Все дело в том, что произошло в последний раз между мной и этим человеком. Мак рукой сделал жест вверх и влево, что означало, что отложившийся в памяти образ находится за рамками его сознания, а значит он не имеет над ним никакой власти. Он просто замечает, что внезапно ему становится плохо. Я продолжал задавать ему вопросы, стараясь, чтобы мучающий его образ стал более осознанным. — А оттуда вы знаете, что причина именно в этом? — Я пережил это. Я смотрю на лицо этого человека и ухожу прочь. О, черт! (Мак произносит это со смешанным чувством омерзения и гнева.) — Предположим, что этот человек только что вошел к нам в комнату и вы увидели его лицо. Что приводит вас к восклицанию: «О, черт!»? Мак вновь делает жест в направлении вверх и влево. — Я просто вспоминаю последний случай, который произошел с нами. Мне не понравилось, как он поступил. Впрочем, я также остался недоволен и собственным поведением. — Значит, именно это воспоминание является причиной ваших дурных чувств. Вы можете вспомнить, как вы представляете это? — Да, я вижу все случившееся. Итак, теперь у нас есть достаточно материала, и мы можем приступить к работе. Изменив его реакцию на это воспоминание, мы сможем изменить и его чувства. — Давайте, Мак, немного поэкспериментируем с этой картиной. Сначала удалите ее от себя. — (Мак расслабляется.) — Влияет ли это на вашу реакцию на случившееся? — Да, она стала менее интенсивной. — А теперь вновь приблизьте эту картину к себе. Мак пытается отпрянуть от наступившего образа, он вновь напряжен. — Теперь все стало гораздо хуже. — Сейчас попробуйте увеличить картину в размерах. — (Вновь Мак пытается удалиться от надвигающегося на него образа.) — Не правда ли, это лишь ухудшает дело? — Да, безусловно. Ключ к проблеме: трехмерность — В скольких измерениях находится данная картина: в двух или в трех? — Скорее всего в одном. Она плоская и напоминает слайд. — Давайте попытаемся сделать ее трехмерной. До настоящего времени все тело Мака как бы подтверждало его реакцию: «О, черт!» Теперь же реакция выглядит несколько иной. Его тело становится более пластичным, плечи опускаются, дыхание становится более мягким. «Что изменилось при этом?» Голос Мака становится очень мягким. — Она стала реальной. Она стала больше напоминать человека, а не просто образ. — Каким образом это влияет на вашу реакцию? Вы также выглядите намного мягче. — Картина стала намного мягче. Теперь мне хочется не рычать, а вздохнуть с облегчением. У меня больше нет такого чувства насилия. — Теперь представьте, что этот человек вошел в комнату, вы видите его, и вы вспоминаете, что произошло с вами ранее, но видите при этом все в трех измерениях. Проиграйте небольшой фильм. Как это будет выглядеть? Мак выглядит задумчивым и созерцательным. Вновь все его тело расслабляется. — Все совсем иначе. Все действительно совсем иначе, — говорит Мак мягким голосом. — Это не значит, что мне хочется подбежать к нему и сказать: «О! Все в порядке!» Но в то же время я не подойду к нему и не скажу ему: «Пошел вон, скотина!» Все гораздо мягче. Это уже не просто черно-белая реакция. — Совершенно верно. Сделав картину трехмерной, БЫ также стали трехмерным. Вы стали мягче и глубже. Теперь попробуйте то же самое в другой ситуации, где подобная трехмерность могла бы оказаться на ваш взгляд полезной. — Гм, — Мак задумывается секунд на пятнадцать, а затем улыбается и говорит мягким голосом, — я вспомнил, как раньше мы говорили с Эйми о том, что ей было нужно. Когда картина перестает быть плоской, гораздо легче увидеть другие вещи. В результате передо мной открывается множество новых возможностей. — Таким образом, вы согласны с тем, что подобное изменение будет для вас полезно? — Я не очень уверен в этом. Если я все время буду так поступать, я не смогу больше держать дистанцию между собой и окружающими меня людьми, — сказал Мак, сделав останавливающий жест левой рукой. — Если вы не умеете ладить с людьми, вам приходится держать их на расстоянии, так как с ними бывает очень нелегко. Но если мы создадим такие умения, вы сможете общаться с людьми, ладить с ними. Совсем не обязательно, чтобы вопрос стоял или-или. Вы по-прежнему сможете держать определенных людей на расстоянии, если считаете это необходимым. Мы никогда не избавляемся от возможностей, мы лишь добавляем к ним новые. К тому же мы не будем приступать ни к каким изменениям до тех пор, пока вы не решите, что вы действительно в них нуждаетесь. — Все это выглядит совсем неплохо. Я думаю, что мне это подходит. Создание нового, гибкого «я» Закройте глаза и не торопясь создайте такой образ собственной личности, каким бы вы хотели быть в отношениях с тем человеком из вашего прошлого. Я могу предложить вам некоторые возможности, и вы выберете то, что вам подходит. Возможно, вы захотите представить Мака, способного реагировать на окружающих как на людей трехмерных. А может быть, вы увидите Мака, способного одновременно реагировать на позитивное и негативное. Этот Мак не просто подразделяет людей на плохих и хороших. Он видит их положительные и отрицательные стороны. Мак кивает головой и делает несколько раз движение левой рукой слева направо. — Оттенки цветов. — Именно. В таком случае Маку будет гораздо легче иметь уравновешенную реакцию и в том случае, когда он знакомится с понравившимся ему человеком, и в том случае, когда человек оказывается излишне назойливым и его приходится держать на расстоянии… Это также поможет Маку лучше понимать людей, и ему будет легче с ними общаться… Возможно, вам захочется, чтобы Мак умел решать, когда он хочет быть с человеком в близких отношениях, а когда хочет держать дистанцию. Он способен стать близким другом, и он ценит это (Мак широко улыбается), но в то же время он знает, когда ему этого не хочется (Мак утвердительно кивает). К тому же ему известны все другие возможности общения, находящиеся внутри этих двух крайних точек. Мак открывает глаза. — Все хорошо, но мне не хватает во всем этом одного чувства — чувства безопасности. — Мак двумя рука ми как бы изображает щит, находящийся на уровне его груди. — Безопасность от чего? Может быть, вы имеете в виду физическую безопасность? — Нет, с этим у меня нет никаких проблем. Вы забираете у меня созданное мной чувство безопасности. — Но вы по-прежнему владеете тем поведением, которое было, присуще вам в течение многих лет. Мы не можем отнять это у вас, мы, впрочем, и не хотим этого делать. Я просто хочу, чтобы вы по-новому пользовались своими прежними умениями. — Но мое прежнее поведение не кажется мне больше приемлемым. — Понятно. Вы чувствуете, что означает для вас безопасность, но вы не можете объяснить это словами. — Мак соглашается со мной. — Снова закройте глаза и попытайтесь понять это чувство. Подсознательно вы хорошо знаете, что значит для вас безопасность. Сделайте так, чтобы это подсознательное знание трансформировалось в образ Мака, способного быть в безопасности, используя какие-либо другие способы. Вам совсем необязательно знать, как ему удается быть в безопасности или какой у него при этом есть выбор. Вам нужно лишь суметь признать в нем такую способность. Я предполагаю, что этот Мак будет находиться в гораздо большей безопасности, нежели прежний Мак, так как его безопасность будет основываться на более твердой, реальной почве… Итак, как же выглядит этот Мак? Мак открывает глаза, смотрит вверх, задумывается на некоторое время, затем улыбается. — Достаточно, — подтверждая сказанное, он слегка ударяет себя по бедрам. — Уверены ли вы, глядя на этого Мака, что он находится в безопасности? — Абсолютно уверен и не только в этом. — Мак улыбается и кивает головой. — Вам нравится этот Мак? — Мак быстро кивает головой. — Внимательно проверьте это. Устроит ли вас, если вы станете, как он? — Мак внимательно изучает созданный им образ, а я продолжаю говорить. — Если у вас вдруг возникнут какие-то возражения, мы модифицируем этот образ. Способен ли созданный вами Мак справиться с различными ситуациями, в которых вы можете оказаться, умеет ли он извлекать пользу из сделанных им ошибок, чтобы не повторить их в будущем? — Я все понял, я понял. Этот Мак способен на все это. — Он вновь бьет себя по бедрам, чтобы подтвердить сказанное. Как связать новый образ со старой проблемой Теперь, когда Мак имел перед собой свой собственный образ, владеющий желанными возможностями, необходимо было соединить это «решение» с его «проблемой». Поскольку я знал, что для Мака важны трехмерность и близость образа, я решил воспользоваться именно этим. — Я хочу, чтобы вы снова закрыли глаза и внимательно посмотрели на созданный вами образ, так чтобы ваше подсознание хорошо запомнило его… И после этого быстро поместите этот образ в свою память… Теперь вновь вернитесь к той картине, с которой мы начали. Вспомните человека, который вызвал у вас неприятное чувство. Представьте его очень близко и в двух измерениях… А сейчас представьте вдалеке, так же в двух измерениях свой собственный образ, который вы только что запомнили… Теперь быстро поменяйте местами эти два образа. По мере того как образ человека удаляется от вас, он становится трехмерным. В то же время ваш собственный образ, приближаясь к вам, так же приобретает трехмерные очертания. — Мак выполняет мои указания, и я вижу, как расправляются его плечи и он улыбается. — Хорошо. Теперь быстро сотрите все сделанное и повторите то же самое еще пять раз. Каждый раз не забывайте стирать полученные образы с вашего внутреннего экрана. Постарайтесь, чтобы смена образов с каждым разом ускорялась. — Итак, было время, когда определенный человек служил причиной вашего дурного настроения, не так ли? Мак вспоминает об этом человеке, улыбается и говорит: — Да, был такой человек. Мак только что гибко прореагировал на образ, заставлявший его прежде чувствовать себя плохо. Это служило подтверждением тому, что его новая реакция была доведена до автоматизма. — Теперь вспомните людей, с которыми у вас также были трудности в прошлом. Постарайтесь понять, произошло ли обобщение этой новой реакции:. После короткого раздумья Мак вновь улыбается: — Нет проблем! — А сейчас представьте, что один из этих людей поступил в будущем на ваш взгляд несносно. — Мак вновь широко улыбается и смеется. Это занятие заняло у меня приблизительно 20 минут. Что произошло с Маком в дальнейшем В следующие после занятия недели Мак заметил, что в нем происходят изменения, и это ему нравилось. Он даже продал свой мотоцикл, так долго являвшийся для него огромной ценностью, объяснив свои действия тем, что он больше в нем не нуждается. Он также почувствовал, что по-прежнему нуждается в большем ощущении собственной безопасности и безопасности своих эмоций. В детстве любые расхождения во мнениях при водили к физическим злоупотреблениям и разрыву отношений. У Мака не было личного опыта, когда интимные отношения способны были пережить серьезные расхождения. Поскольку на примере других людей Мак знал, что такое все-таки возможно, он намеренно создал; в своей супружеской жизни ряд нарушений, чтобы; проверить, сможет ли любовь пережить их. Именно это, дало Маку полное ощущение собственной безопасности, в котором он так нуждался. Позднее Мак говорил нам: «Теперь я спокойно продвигаюсь по жизни». Мы были рады, что он сам нашел путь к принятию следующего важного шага. Сейчас прошло уже полтора года с нашей встречи. Мак теперь оказывает помощь людям, страдающим от алкоголизма и наркомании. В нашей последней беседе он рассказал нам о случае, продемонстрировавшем его новую способность. — Недавно произошел случай, давший мне понять, что я уже не тот, кем был прежде. Ко мне в офис пришел парень, он был взвинчен до предела. Он был на грани потери всякого контроля над собой. Суд приговорил его к двадцати шести часам терапии и ко второй ступени обучения, но он еще об этом не знал. Когда я зачитал ему приговор, он потерял всякое самообладание. Он сжал кулаки и направился ко мне. Первое, что я подумал, было: «Я пропал». Но затем я решил, что мне нужно лишь взять под контроль свое пространство. Все это уже не выглядело ситуацией, в которой речь шла о жизни и смерти. Я очень осторожно уложил парня на пол. Все это было сделано лишь с одной целью: защитить себя. — А как бы вы поступили в подобной ситуации раньше? — О! Раньше он бы вылетел у меня из окна. Конечно не в буквальном смысле, но смею вас заверить, он бы сильно ушибся, падая на пол. Несколько лет назад со мной произошел почти такой же случай. Парень вытащил нож и направился ко мне. Он очнулся на полу со значительными повреждениями. Как склонить человека к насилию и как от этой склонности избавиться Мы достаточно подробно остановились на этом примере, так как он очень важен в понимании проблемы, возникающей перед людьми, когда речь идет о близости, безопасности и насилии. Правительства и лидеры признали много лет назад, что единственный способ заставить любящего, разумного человека идти и убивать других людей — это представить врага бесчеловечным. Национальная пропагандистская кампания во время войны всегда изображает врага в виде, плоской картонной фигурки или животного, но никак не нормальным человеком. То же самое происходит и на индивидуальном уровне. Когда Мак видел перед собой не человека, а плоскую картонную фигурку, ему было легче «расквасить ему физиономию», как он сам выражался. Когда же он начал видеть окружающих людей в трех измерениях, его собственная реакция стала гораздо глубже и человечнее. Насилие больше не привлекало его, так как он воспринимал все иначе. К тому же он обладал возможностью выбора. Некоторые люди проявляют жестокость, так как они были приучены к тому, что в определенных ситуациях уместно только насилие. В таком случае это заученное поведение. Однако большинство людей становятся жестокими, столкнувшись с отсутствием выбора. Вспомните моменты, когда вы были в ярости или на грани этого. Сделали ли вы свой выбор в пользу жестокости после того, как рассмотрели другие возможности? А может быть, у вас просто не было выбора, и вы решили, что это единственный эффективный способ? Люди впадают в ярость, если у них нет выбора, когда они чувствуют себя бессильными и беспомощными. Когда мы как общество не знаем, как нам бороться с насилием мы прибегаем к наказаниям, тюрьмам, усиливаем контроль. Это в свою очередь усиливает у правонарушителя чувство собственной значимости, что ведет к еще большей жестокости. Решение проблемы насилия — это не усиление насилия, а обучение новым альтернативным, позитивным способам мышления и поведения. На индивидуальном уровне нужно научить человека видеть окружающих в трех измерениях, изыскивать личные резервы, позволяющие чувствовать себя в безопасности, а так же приближать и отдалять от себя людей. Все это должно привести к значительным изменениям, как случилось с Маком. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|