Глава 4. РАЗНОВИДНОСТИ ДУХОВНОГО ПУТИ


МНОГООБРАЗИЕ ДОРОГ

Большинство эзотерических традиций согласны в том, что можно говорить о бесконечном множестве духовных путей. Характер отличий зависит от многих факторов, в том числе, от особенностей людей, которые пытаются им следовать. "Сколько людей, столько путей", - гласит восточная пословица.

О многообразии лучей и стадий, через которые проходит ученик, емко говорит суфийская мудрость:

"Суфий совершает три странствия: Странствие от Бога, Странствие к Богу, Странствие в Боге".

Выделяется несколько основных разновидностей духовного пути. Так, на Востоке принято деление на четыре йоги - карма-йога, бхакти-йога, джняна-йога и раджа-йога, в основе которых лежит та или иная стихия (земля, вода, воздух и огонь) и соответствующий ей духовно-психологический склад человека. К карма-йоге в большей степени предрасположены активные деятельные люди земной стихии с практическими устремлениями, к бхакти-йоге - чувственные, эмоциональные, сердечные люди стихии воды. Джняна-йога требует людей ума, интеллектуалов, стремящихся не столько действовать в этом мире или эмоционально переживать свои прикосновения к нему, сколько познавать его. Процесс познания в эзотеризме принято соотносить со стихией воздуха. Раджа-йога - для людей воли, склонных к самоуглублению, внутреннему сосредоточению, духовному созерцанию и овладению скрытыми ресурсами организма и психики, что соответствует стихии огня.

О многообразии путей говорила не только индийская традиция в Бхагавадгите: "Много путей приводит ко Мне, но на каком бы пути ты не приближался ко мне, я везде приветствую тебя", но и хасидская мудрость, о чем говорят притчи "Многими путями":

"Равен Баэр из Радошиц однажды попросил своего учителя, Люблинского равви: "Укажи мне общий для всех путь служения Богу".

Цадик ответил: "Невозможно сказать каждому человеку, по какому пути ему следует идти. Одни служат Господу изучением Торы, другие - молитвой, третьи постом, четвертые вкушением пищи. Каждый должен сам понять, на какой путь влечет его сердце, и этот путь избрать всецело".

"Вскоре после того, как умер равви Шалом, сын равви Авраама Ангела, двое его учеников пришли в Люблин, чтобы учиться у Ясновидца. Они застали равви на улице произносящим благословение новой луны. Ученики равви Шалома заметили, что благословение Ясновидца несколько отличается от того, что произносил их учитель. Это им не понравилось, и они решили, не задерживаясь в Люблине, покинуть этот город на следующий день. Когда некоторое время спустя они пришли в дом равви, тот поприветствовал их и сказал: "Бог, которому можно было бы служить лишь одним-единственным путем, что это был бы за Бог!"

Духовные пути подразделяют и по объекту поклонения. Один ученик устремляется к слиянию с Абсолютом, другой - с Духовным Учителем, третий - с Матерью Мира, четвертый - с высшим "Я". Связь между учеником и духовным объектом, устанавливаемая в течение длительных усилий, оказывает влияние на характер пути. Высшее Духовное Существо, Начало излучает энергию, обладающую вполне конкретными и специфическими свойствами и предопределяющую характер пути. Учитель, выступающий как объект любви и почитания, посылает импульс любви, в лучах которой ученик-бхакти чувствует себя совершенно по-иному, чем, скажем, аскетичный раджа-йог, медитирующий на высшее "Я" и получающий от него энергии, усиливающие самоуглубление и внешнюю бесстрастность.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх