• Эмоции блокируют телодвижения
  • Энергия дезорганизует эмоциональные реакции
  • Энергетический удар по эмоциональным состояниям
  • Энергия, не нашедшая выхода

    Эмоции блокируют телодвижения

    Верный признак нарушений в эмоциональной сфере – энергетические «зажимы». Они могут возникнуть под влиянием внешних обстоятельств, например, в результате излишне строгого воспитания, давления мнений окружающих, а также вследствие официальности или недоброжелательности атмосферы совместной деятельности. Среди внутренних причин эмоциональных энергетических «зажимов» назовем: неуверенность личности в себе, закомплексованность, боязнь чего-либо или кого-либо, отсутствие навыков непринужденного и в то же время контролируемого эмоционального поведения, неудовлетворительное состояние психики в целом.

    Что произойдет, если эмоциональная энергия по каким-либо причинам – внешним или внутренним – не найдет себе «выхода» посредством экспрессии? В таком случае энергия «застрянет» и сконцентрируется либо по пути своего движения в каком-нибудь внутреннем органе, либо в конечном своем пункте, то есть в органе тела, с помощью которого она должна была нейтрализоваться, «выйти» наружу.


    > Сдерживание подавляемых эмоций приводит к концентрации их энергий в тех или иных частях тела.


    Психологическая напряженность ведет к физической; возникают спазмы магистральных сосудов, а также мышц, скелета и внутренних органов, включая мозг. Это «эмоциональная эпилепсия». Состояние напряженности длится пока сохраняются силы; когда же они истощаются, орган, находящийся под воздействием энергии эмоций, ослабевает и обычно вызывает целую серию психосоматических проявлений.

    Например, испытав мощную концентрацию энергий, система тонкого кишечника оказывается энергетически опустошенной, возникают невротические жалобы: чувство бессилия, слабости, слезливость, умственная истощенность и в то же время раздражительность, истеричность, повышенная чувствительность к шуму, яркому свету и, естественно, к неприятностям, обидам, неудачам.


    В. Райх (1897–1957) предложил различать несколько зон (сегментов) мышечных зажимов, которые возникают вследствие сдерживания энергии эмоций. По его мнению, мышечные зажимы выполняют функцию «защитного панциря» – под ним скрываются подавленные эмоции. При снятии «зажимов» освобождаются эмоции, а при удовлетворении эмоций исчезают «зажимы». Для «распускания панциря» используется несколько приемов:

    • прямое физическое воздействие на хронические мышечные «зажимы» (массаж, давление, защипывание, разминание мышц);

    • накопление и последующий «выхлоп» энергии посредством глубокого резкого дыхания;

    • анализ причин, способствующих усилению или «распусканию» мышечных зажимов, проводимый совместно с пациентом.

    Основные защитные «панцири» по В. Райху

    1. Глазной сегмент – включает глаза, лоб. Защитный «панцирь» проявляется «пустым» выражением глаз, которые смотрят как бы из-под маски; малой подвижностью глаз, век; малой подвижностью лба. Сегмент фиксирует энергии эмоций, возникших в результате нерешенных жизненных проблем, как следы длительных неприятных впечатлений, а также частых интеллектуальных затруднений. «Распускание» зажимов осуществляется посредством физических упражнений для глаз, мышц лба путем максимального раскрытия век, свободного выразительного движения глазных яблок, движений бровями и надбровными дугами.

    2. Оральный сегмент – включает мышцы рта, подбородка, горла, затылка. Челюсти могут быть или чрезмерно сжатыми, или неестественно расслабленными. В этом сегменте сосредоточиваются и подавляются энергии таких эмоций, как крик, плач, гнев, гримасничание. Защитный «панцирь» может быть устранен посредством имитации плача, произношения звуков, мобилизующих губы, рвотных движений и прямого размыкания соответствующих групп мышц.

    3. Сегмент мышц шеи и языка. «Панцирь» этого сегмента удерживает гнев, крик, плач. Основным приемом распускания этого кольца являются насильственный крик, вопли, рвотные движения.

    4. Грудной сегмент включает широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, всю грудную клетку и руки. Сегмент блокирует смех, гнев, печаль, страсть. Сосредоточенная в данном панцире энергия может быть устранена посредством дыхательных движений (полный глубокий вдох), а также разминанием мышц плеч, предплечий и кистей.

    5. Сегмент диафрагмы, солнечного сплетения и мышц спины. Наличие «зажимов» в этом сегменте вызывает выгнутость позвоночника вперед. «Панцирь» удерживает, в основном, сильный гнев. «Распускается» посредством дыхательных упражнений, рвотных движений и разминания соответствующих групп мышц.

    6. Сегмент мышц поясницы и живота фиксирует энергетику эмоций страха нападения, злости и чувства неприязни. «Распускание» этого сегмента сравнительно нетрудно при условии, если предыдущие сегменты уже «открыты».

    7. Сегмент мышц таза и нижних конечностей. Тазовый «панцирь» ответственен за подавление сексуального возбуждения, гнева и удовольствия. «Панцирь распускается» разминанием мышц и специальными физическими упражнениями.


    Возможно, вы обычно ощущаете напряжение мышц в тех или иных участках тела, где происходит концентрация эмоциональных энергий. Попробуйте оценить у себя наличие «зажимов» по шкале от 0 (полное отсутствие напряжения) до 10 баллов (очень сильное напряжение); обводите кружком нужную цифру на каждой шкале:


    Итак, вы обнаружили свои психокоррекционные мишени. Это группы мышц, в которых вы обычно (довольно часто, почти постоянно) испытываете беспокоящие вас напряжения – 7 баллов и выше. Подберите для себя комплекс упражнений, позволяющий распустить «зажимы», возникшие в результате концентрации эмоциональных энергий.

    По предварительным данным наших обследований выявляются эмоционально-энергетические «зажимы» в следующих зонах:

    1) у кабинетных сестер (40 человек) – область таза и нижних конечностей – 4,3 балла в среднем; поясница, живот – 4,3; грудь, плечи, лопатки, руки – 3,9;

    2) у участковых сестер (20 человек) – область лба, глаза – 7 баллов в среднем; подбородка, горла, затылка – 6,4; шеи, языка – 5,7; поясницы, живота – 4,8; таза, нижних конечностей 4,8; груди, плеч, лопаток, рук – 4,5; диафрагмы, солнечного сплетения – 3,4;

    3) у врачей (53 человека): мышцы шеи, языка – 4,7; груди, лопаток рук – 4,6; диафрагмы, солнечного сплетения, спины – 4,3; поясницы, живота – 4,3;

    4) у воспитателей (37 человек): мышцы груди, плеч, лопаток, рук – 5,5; поясницы, живота – 5,0; таза, нижних конечностей – 5,1; подбородка, затылка, горла – 4,5.


    Отдельно был подсчитан процент лиц в каждой группе, которые указывают на явное напряжение – 7 и более баллов – в той или иной группе мышц. Получена следующая картина – в процентах (N – число опрошенных):



    Как видим, менее благополучна группа воспитателей, здесь наибольший процент лиц, отмечающих у себя явное напряжение мышц в следующих зонах: лоб, глаза, грудь, плечи, лопатки, таз, нижние конечности, поясница, живот.

    Энергия дезорганизует эмоциональные реакции

    > Дезорганизующая эмоциональная реакция – это дисфункциональный стереотип поведения, при котором возникают кратковременные психические или соматические нарушения при восприятии значимых для личности воздействий.


    Это так называемые эмоциональные срывы в ответ на значимые внутренние или, что бывает гораздо чаще, на внешние факторы – конфликты, ущемление интересов, несправедливость окружающих и т. п. В этих обстоятельствах функциональный стереотип эмоционального поведения почему-то «не срабатывает»: был подавлен волевым усилием или обстоятельствами, или «выключился» под воздействием мощных энергий, образовавшихся в результате интенсивной интеллектуальной обработки значимого воздействия.

    Эмоциональная реакция приняла дезорганизующую форму – она стала причиной временных нарушений на психофизиологическом уровне: вызвала сосудистую реакцию, обострение хронического заболевания внутренних органов, депрессию, апатию, интеллектуальный «затор» и т. п. Обычно эмоции вновь обретают функциональную форму по мере того, как устраняется причина, вызвавшая их.

    Дезорганизующие эмоциональные реакции

    Вы склонны к дезорганизующим эмоциональным реакциям, если неприятные или ответственные события на некоторое время становятся причиной любого из данных психосоматических следствий:

    1. Боли в сердце.

    2. Обострение хронического заболевания.

    3. Аллергическая реакция.

    4. Головные боли или «звон» в ушах, неприятные ощущения в области затылка.

    5. Изменение кровяного давления.

    6. Резкое повышение аппетита или его потеря.

    7. Расстройство желудка, запоры.

    8. Нервы напрягаются до предела (вы превращаетесь в «комок нервов»).

    9. Изменение жизненной активности: либо наступает сонливость, апатия, депрессия, либо перевозбуждение, чрезмерная активность.

    10. Эмоциональная опустошенность, бесчувственность, невосприимчивость к происходящему.

    11. «Уход в себя» – вам ни с кем не хочется общаться.

    12. Прилив злости, агрессии или ненависти.

    13. «Приступ» упрямства, капризов, сопротивления, неповиновения.

    14. Потливость (тела, ладоней).

    15. Сильное волнение, мешающее думать, правильно вести себя в данной ситуации.

    16. Психологический дискомфорт: появляется излишняя нервозность, суетливость, беспокойство, боязнь, нерешительность и т. п.

    17. «Психологический стопор»: трудно говорить, не можете сдвинуться с места.

    Наиболее часто дезорганизующая эмоциональная реакция протекает в форме реактивной тревожности.


    > Реактивная тревожность. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в определенной ситуации.


    Обычно уровень реактивной тревожности изменяется – повышается или уменьшается – накануне важных встреч перед выполнением ответственных заданий, соревнованиями, выступлением в аудитории.

    Тревожность может быть результатом недавно пережитых событий, эмоциональное впечатление о которых еще не утратило своего воздействия на личность. Но реактивная тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественный и обязательный энергетический фон, обеспечивающий психическую активность. При этом существует индивидуальный уровень «полезной тревоги». В то же время очень высокая реактивная тревожность вызывает снижение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Слишком низкий ее уровень может плохо сказаться на процессе и результатах деятельности.

    Реактивная тревожность

    Проверьте себя: читайте каждое из приведенных ниже предложений и обведите цифру справа, соответствующую подходящему ответу (Методика разработана Ч. Д. Спилбергером и адаптирована Ю. Л. Ханиным).


    Как Вы себя чувствуете в данный момент:



    Обработка данных: Подсчитайте сначала сумму зачеркнутых цифр по пунктам (предположениям) 3,4, 6, 7,9, 12,13, 14,17, 18; затем получите сумму зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16/19, 20. Из первой суммы вычтите вторую и к результату прибавьте 50.

    Интерпретация данных: до 30 – низкая реактивная тревожность на момент выявления; 31–45 – умеренная тревожность; 46 и более – высокая.


    Значительное отклонение от уровня умеренной тревожности требует особого внимания. Высокая тревожность препятствует выполнению предстоящей деятельности, поскольку нарушает познавательную активность и дезорганизует поведение. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в себе.

    Низкая тревожность, наоборот, требует внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного желания личности использовать ситуацию опроса с целью показать себя в «лучшем свете».

    Дезорганизующие эмоциональные реакции могут обретать психопатологическую форму, не достигающую, однако, психотического уровня. Таковы некоторые расстройства эмоциональных реакций – достаточно распространенное явление в нашей жизни.


    > Расстройства эмоциональных реакций определяются по следующим признакам: ослаблена либо полностью отсутствует регулирующая роль интеллекта, поэтому реакции не адекватны по знаку, силе и продолжительности вызывающим их стимулам.


    Эксплозивность (взрывчатость). Чрезмерная эмоциональная возбудимость с бурными вспышками аффектов, в особенности ярости, гнева. Эмоциональные разряды могут сопровождаться агрессией, направленной вовне или на самого себя. Реакция заметно травмирует личность, выводит из состояния психологического комфорта, перенапрягает различные внутренние органы.


    Патологический аффект. Кратковременное психическое расстройство в виде взрыва сильнейшей эмоциональной реакции (обычно ярости, бешенства) в ответ на ключевую для личности травмирующую ситуацию. Сопровождается помрачением (сужением) сознания. Энергия патологического эффекта столь велика, что полностью блокирует интеллект, в результате разумное поведение уступает место двигательному возбуждению с автоматизированными (безотчетными) действиями. В некоторых случаях патологическому аффекту предшествует постепенное накопление эмоционального напряжения, которое затем получает мощную разрядку. Иногда личность проявляет скоротечные аномальные импульсивные действия, не являющиеся психотическими в клиническом смысле. Э. Кречмер называл их реакциями короткого замыкания.

    Энергетический удар по эмоциональным состояниям

    В данном случае возникают дезорганизующие эмоциональные состояния.


    > Это дисфункциональный стереотип поведения, для которого характерны частые и затяжные состояния неблагоприятного физического и психического самочувствия личности, которое практически постоянно окрашивает различные ее проявления.


    Устойчивая дезорганизация эмоций может протекать в трех режимах: устойчивой активизации, угнетения и переменной активизации и угнетения психической деятельности.

    Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме активизации психики

    Такие состояния возникают вследствие того, что энергия эмоций не выходит беспрепятственно вовне, но задерживается и концентрируется внутри личности. Кроме того, она обычно усиливается за счет психической энергии прочих носителей – потребностей, воспоминаний, представлений, фантазий, ценностей личности и т. д. Интеллект при этом не справляется со своей функцией: вместо того, чтобы способствовать адекватной и коммуникабельной эмоциональной разрядке, он работает как «трансформатор» и все более усиливает психическую энергию, по крайней мере, не позволяет ей снижаться. Такова в общих чертах механика аффективных состояний, неотреагированных переживаний, немотивированной тревожности, личностной тревожности, фрустрации.


    > Аффективные состояния проявляются частыми и относительно длительными переживаниями бурных и плохо управляемых эмоций.


    Человек легко и по самым разным случаям впадает в состояния аффекта, которые столь часты и длительны, что практически сливаются в единую «жвачку аффектов». Например, некто поссорился дома и пару дней находится под впечатлением конфликта; только стал забывать о случившемся, как пришлось выяснять отношения с непочтительным гражданином в транспорте – впечатлений хватило еще на день-другой; улеглась эта обида, нашелся новый повод для аффекта – «достала» теща и т. д.

    Индивид практически постоянно пребывает в специфическом нервно-психологическом «бульоне» аффекта, который разрушает его физическое и психическое здоровье, наносит ущерб отношениям с окружающими. Все люди переживают аффекты, но у большинства они протекают в форме периодической дезорганизации эмоций, в виде кратковременных реакций, а не затяжных состояний.

    Аффективные состояния

    Проверьте себя, отвечая «да» или «нет» на приводимые ниже ситуации – как чаще всего, обычно вы поступаете?


    Вы склонны к аффективным состояниям, если:

    1. Долго помните оскорбления или обиды, которые вам нанесли.

    2. Практически постоянно выясняете с кем-то отношения (либо с одним и тем же человеком, либо с разными партнерами).

    3. Вам очень трудно сделать первый шаг к примирению, когда Вас кто-нибудь обидел.

    4. Долго переживаете из-за несправедливости по отношению к себе.

    5. Мелкие неприятности обычно рассказываете ближним, ища сочувствия.

    6. По несколько дней мысленно выясняете свои отношения с обидчиком («высказываете» ему, что думаете, доказываете свою правоту и т. п.).

    7. Поссорившись с близким человеком, можете не разговаривать с ним долгое время.

    8. Долго переживаете случившийся с вами конфуз, допущенный промах, ошибку в работе.

    9. Долго переживаете конфликты с близкими людьми.

    10. После конфликта дома (на работе) бываете до того расстроены, что идти домой (на работу) вам кажется просто невыносимым.

    11. Часто трудно засыпаете из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в ваших мыслях.

    12. Не в состоянии отвлечься от трудных проблем, требующих решения.

    Чем больше утвердительных ответов получено вами, тем более дисфункционален стереотип вашего эмоционального поведения: 10–12 баллов – эффективность стала неотъемлемой чертой вашего характера; 5–9 баллов – эффективность свойственна вам, возможно, достигла уровня тенденции; 4 балла и меньше – вам не свойственны дисфункциональные аффективные состояния.


    > Неотреагированные переживания проявляются в непроизвольном воспроизводстве отрицательных впечатлений от минувшего.


    Человек надолго сохраняет впечатления о пережитом; в основном это память чувств негативного содержания, не дающая покоя, «теребящая душу». Неприятное почему-либо не отреагировано и потому непроизвольно часто напоминает о себе: оживляется под влиянием обстоятельств, ассоциацией или без видимых причин.

    Личность находится в плену своих переживаний, почти постоянно занимается «жвачкой чувств», что, естественно, неблагоприятно влияет на исполнение профессиональных обязанностей, общение с окружающими, на отношение к действительности, ожидание будущего.

    Неотреагированные состояния

    Проверьте себя. Отвечайте «да» или «нет» на нижеследующие ситуации, принимая во внимание то, как вы ведете себя обычно, чаще всего.


    Вы склонны к воспроизводству неотреагированных переживаний, если:

    • Находите отражение своей нелегкой судьбы в содержании фильмов, пьес, книг, песен и потому переживаете.

    • Осторожны в выборе друзей, подруг, потому что вам не везло в дружбе.

    • Жизненный опыт научил вас в первую очередь замечать мрачные стороны бытия.

    • Трудно переносите вид крови (он вызывает у вас неприятные ощущения или воспоминания).

    • Имеете привычку пересказывать друзьям, близким горестные события своей жизни.

    • Некоторые неприятные эпизоды вашей биографии в какой-то степени омрачают вашу нынешнюю жизнь.

    • Среди ваших знакомых или близких есть люди, которые часто раздражают вас.

    • Воспоминания о детстве у вас в основном нерадостные.

    • Намечая новые цели и планы, проявляете большую осторожность, потому что помните свои ошибки и неудачи в прошлом.

    • Жизнь оставила заметный неприятный осадок в душе.

    • Мелочи жизни постоянно расстраивают вас.

    • Казалось бы, случайные вещи нередко вызывают неприятные воспоминания.


    Сколько утвердительных ответов вы дали? Если 10–12 баллов – ярко выраженная воспроизводимость неотреагированных переживаний; 5–9 баллов – вы подвержены запечатлению неотреагированных переживаний; 4 балла и меньше – данная форма дезорганизации вам не свойственна.


    Немотивированная тревожность проявляется в непроизвольном переживании по поводу личностно значимых маловероятных событий.

    Для человека характерны беспричинные или плохо объяснимые ожидания неприятностей, предчувствие беды, возможных утрат. Психика находится в состоянии напряжения и повышенного контроля над происходящим, человек обеспокоен своей судьбой, переживает за близких, жизнь проходит под девизом: «как бы чего не случилось». Обычно он сам признает, что повода для волнений нет, или он незначителен, тем не менее чувство тревоги не покидает его и дестабилизирует физическое и психическое состояние, накладывает отпечаток на разные стороны жизнедеятельности.

    Необоснованная тревожность – следствие некоторых психофизиологических изменений в организме, в мозгу: они обусловливают появление дисфункционального стереотипа эмоционального поведения, который не поддается контролю со стороны сознания. Явление может прогрессировать с возрастом.

    Немотивированная тревожность

    Проверьте себя, отвечая «да» или «нет» на предложенные ситуации.


    Вы склонны к немотивированной тревожности, если:

    1. В детстве вы были пугливым, робким ребенком.

    2. Ребенком вы боялись оставаться один в доме (возможно, боитесь и сейчас).

    3. Вас иногда преследует мысль, что с вами может случиться что-то страшное.

    4. Вы пугаетесь во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (пугались в детстве).

    5. У вас часто бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущения возможной беды, неприятности.

    6. Вам страшно спускаться в темный подвал.

    7. Вам часто снятся страшные сны.

    8. В вашем воображении обычно возникают неприятные мысли, когда близкие без предупреждения задерживаются.

    9. Чаще всего беспокоитесь: как бы чего не случилось.

    10. Очень переживаете, когда близкие уезжают на отдых, в командировку, за границу.

    11. Вам страшно летать самолетом (или ездить поездом).

    Чем больше утвердительных ответов вы дали, тем отчетливее выражена дисфункциональность обсуждаемого стереотипа эмоционального поведения: 10–12 баллов – необоснованная тревожность проявляется очень ярко и стала неотъемлемой чертой вашего поведения; 5–9 баллов – у вас есть некоторая склонность к тревожности; 4 балла и меньше – склонности к тревожности нет.


    > Личностная тревожность – устойчивое состояние, характеризующееся склонностью воспринимать большой крут ситуаций как угрожающие.


    Причины появления личностной тревожности столь разнообразны, что их трудно отнести к определенному классу. В тревожный стереотип поведения трансформируется все, что угодно: и незначительные соматические нарушения, и психологический дискомфорт, и восприятие некоторых сторон действительности, и жизненные позиции. В итоге личность несколько дестабилизирована: чем-то обеспокоена и неудовлетворена, иногда почему-то несчастлива и волнуется по пустякам, в чем-то не уверена и чего-то боится. Весьма распространенный вариант тревожности – смесь тоски и меланхолии. Возможно, именно такое состояние души и тела англичане называют сплином (от анатомического понятия селезенка, а русские – хандрой, необъяснимой тягостью чувств и мироощущения, в котором раздражение перемежается со злобой, создавая специфический фон жизнедеятельности личности.

    Думается, такой вариант тревожности фиксируется с помощью довольно распространенного опросника Ч. Спилбергера, который и предлагается вам для самооценки.

    Личностная тревожность (тревожный фон)

    Проверьте себя. Прочитайте каждое из приведенных суждений и зачеркните цифру справа, соответствующую вашему варианту ответа.


    Как вы себя чувствуете обычно:



    Обработка результатов: прежде надо просуммировать зачеркнутые числа в ответах: 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20; затем вычесть из полученного результата сумму зачеркнутых чисел ответов: I, 6, 7, 10, 13, 16, 19; к полученной разнице надо прибавить 35.

    Интерпретация данных: до 30 – низкая тревожность или отсутствие таковой в психическом статусе личности; 31–45 – умеренная личностная тревожность, 46 и более – высокая тревожность, постоянно дестабилизирующая личность.


    Фрустрация (лат. обман, тщетное ожидание) – состояние переживания нереализованных намерений и неудовлетворенных потребностей.

    Человек практически постоянно находится в негативном эмоциональном состоянии, которое вызывается неотступной мыслью: «Я хочу, но не могу». У него имеются потребности и желания, но они не могут быть реализованы, он поставил перед собой цели, но они недостижимы. Иначе сказать, намерения блокированы, встретили на пути к воплощению какие-либо препятствия или трудности – мешают внешние обстоятельства, действующие запреты, недостает материальных средств, нет соответствующих внутренних ресурсов и т. п.

    Чем сильнее выражены потребности и желания, чем более значимы цели и чем существеннее препятствия на пути их реализации, тем большее эмоционально-энергетическое напряжение испытывает психика. Иногда состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием, озлобленностью и др. Их энергетика побуждает активно действовать интеллект, но он не находит выхода из ситуации, потому что препятствия и трудности объективно не преодолимы, в результате эмоциональное напряжение еще более усиливается. Человек должен был бы вести себя рационально – либо понизить свои притязания, либо смириться с трудностями, либо перестать думать о том и о другом, но он не в состоянии оборвать возникшую энергетическую завязку между интеллектом и эмоциями. Он оказывается в психологическом стрессе.

    Состояние фрустрации отрицательно влияет на жизнедеятельность организма, постепенно подтачивает его силы, ослабляет нервную систему. Устранение фрустрирующих обстоятельств обычно снимает нервное напряжение. Фрустрированная же личность бывает неприятна в общении, она реагирует на происходящее в рамках своего дисфункционального стереотипа эмоционального поведения – некоммуникабельного, энергетически-информационно перегруженного. Фрустрированный человек обычно выдает себя жесткой экспрессией, склонностью срывать зло на партнерах, грубостью, недоброжелательным обращением.

    Фрустрированная работница в регистратуре поликлиники общается с пациентами в раздражительном тоне, резка, непочтительна – оказывается, она мать-одиночка, испытывает серьезные материальные трудности, у нее на руках больная мать, а так хочется пожить для себя. Фрустрированный врач едва скрывает свою неприязнь к больным, погружен в свои переживания, скуп на слова и душевное тепло – таково следствие неудачной карьеры, несложившихся отношений с коллегами на новом месте работы.

    Фрустрированная учительница в школе разговаривает с родителями сквозь зубы, давая понять, как она тяготится своими обязанностями, – причина в том, что она живет с алкоголиком, это унижает ее в собственных глазах. Фрустрированная работница жэка за то время, пока выдавала справку, испортила вам настроение на весь день – дело в том, что она видит себя в кресле руководящего работника в исполкоме и не смирилась с тем, что из-за казенной жилплощади вынуждена довольствоваться незначительной, по ее представлению, ролью.

    Фрустрация

    Проверьте себя: отвечайте «да» или «нет», ознакомившись с нижеследующими ситуациями.


    Вы склонны к фрустрации, если:

    1. Завидуете благополучию некоторых своих знакомых.

    2. Недовольны отношениями в семье.

    3. Считаете, что достойны лучшей участи.

    4. Полагаете, что могли бы достичь большего в личной жизни или в работе, если бы не обстоятельства.

    5. Вас огорчает то, что не осуществляются планы и не сбываются надежды.

    6. Часто срываете зло или досаду на ком-либо.

    7. Вас злит, что кому-то везет в жизни больше, чем вам.

    8. Вас огорчает, что вам не удается отдыхать или проводить досуг так, как того хочется.

    9. Ваше материальное положение таково, что угнетает вас.

    10. Считаете, что жизнь проходит мимо вас (проходит зря).

    11. Кто-то или что-то постоянно унижает вас.

    12. Нерешенные бытовые проблемы выводят вас из равновесия.


    За каждый утвердительный ответ начисляется балл: 10–12 баллов – вы очень фрустрированы; 5–9 баллов – есть устойчивая тенденция к фрустрации; 4 балла и меньше – фрустрация отсутствует.

    Социальная фрустрированность – вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях.

    Поясним сказанное. Социальная фрустрированность передает в себе эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере, что человек конкретно сам смог достичь – с другой стороны. Обратите внимание на то, что каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально-экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Социум как бы «вырабатывает» шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид, соответственно своим притязаниям и возможностям, достигает того или иного уровня.

    Лучше всего это проиллюстрировать при помощи «шкалы образования». В современных условиях она выглядит так: безграмотность, малограмотность, начальное, среднее, специальное, высшее образование, аспирантура, степень кандидата и затем доктора наук. Такие возможности образования предлагает общество, а конкретная личность занимает определенную ступень на этой шкале, например, ограничилась окончанием школы. Социальная фрустрация в аспекте образования возникает в том случае, если личность не достигла соответствия своих возможностей занятой позиции в иерархии по ступеням образования. Общество «наработало» ряд подобных шкал в разных аспектах достижений. В сфере жилищного обеспечения можно оказаться на любой ступени: «отсутствие своего жилья», «сильно заселенная коммуналка», «малозаселенная коммуналка», «однокомнатная квартира» и т. д. вплоть до «современный коттедж».

    В плане материального положения можно быть запертой бедности, на уровне прожиточного минимума, иметь средний или высокий доход. При этом общество постоянно корректирует или вводит новые ступени достижений по той или иной шкале. Например, буквально на наших глазах возникла новая мерка материального достатка – «новый русский», то есть обеспеченный человек, у которого есть все и даже больше. В сфере воспитания детей современная шкала прибавила пункты «частная гимназия», «частный педагог», о которых забыли при советской власти.

    Шкалы социально заданных иерархий существуют также в сферах общения. Вам может очень повезти, если ваш брачный партнер «идеал во всех отношениях» – такова вершина достижений на брачном поприще. Или вам выпала совсем иная карта – «невыносимый человек». Вам удалось или не удалось воспитать своих детей, найти хороших друзей, встретить достойных коллег, работать под началом хорошего руководителя.

    Социум предлагает нам конкретные вариации служебных отношений – отличные, хорошие, посредственные, неважные, очень плохие.

    Ваша профессиональная деятельность связана с людьми, и здесь, в некотором смысле, возможны разные достижения по социально заданным иерархиям: вы чаще всего сталкиваетесь с «очень приятными людьми», «не очень приятными», «совсем неприятными».

    Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности – неудовлетворенности. При этом он переживает фрустрацию не столько от достигнутого, например, от условий, в которых живет или материального дохода, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего. В первые годы строительства социализма люди были счастливы, проживая в коммуналках, которые они сознательно создавали в противовес буржуазной шкале «жилищных ценностей» – отдельным, благоустроенным апартаментам.

    Нечто похожее происходит в сфере отношений: они нас устраивают или не устраивают не сами по себе, а в зависимости от ожиданий и оценок. Иной человек вполне удовлетворен тем, что у него нет друзей, что он не вступает в неформальные отношения с коллегами. Не возникают тесные, доверительные контакты – и не надо.


    > Социальная фрустрированность в большей степени зависит от осознания недостигнутого, чем от реального положения личности.


    Неудовлетворенность по отдельным направлениям социально заданных иерархий накапливается и образует постоянный фон эмоционального напряжения личности. Когда эмоциональное напряжение достигает критического уровня, личность прибегает к тем или иным мерам психологической защиты. Она либо снижает уровень притязаний, либо игнорирует недоступные ей ступени иерархии, либо дискредитирует тех, кто их занимает («новые русские» – хапуги и сволочи, высокопоставленные чиновники – жулики и рвачи и т. п.). Нередко психологическое напряжение снимается путем «отказа» от конкурирующих ценностей. Например, в современных условиях некоторые люди отдают предпочтение иерархии образования, поступаясь при этом материальными достижениями. Бедствующий ученый – это обычно сознательная позиция человека. «Отказ» от желаемого числа детей в семье – увы, универсальное средство избавления (хотя бы частичного) от социальной фрустрированности. В наших исследованиях было установлено, что супруги, стремящиеся занять более высокое положение по разным социально заданным иерархиям, приносят в жертву детей – они ограничиваются одним ребенком, хотя желали бы иметь больше.

    Социальная фрустрированность

    Проверьте себя. Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Опросник представляет нашу модификацию методики Л. И. Вассермана (Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, 1995, № 2). Прочтите каждый вопрос и укажите один, наиболее подходящий ответ.


    Уровень социальной фрустрированности:



    Обработка данных. По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьировать от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее не удовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.


    Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо: 1) получить раздельно произведения числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу; 2) подсчитать сумму этих произведений; 3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

    В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.


    Интерпретация результатов. Вывод об уровне социальной фрустрированности делается с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности: 3,5–4 балла – очень высокий уровень фрустрированности; 3,0–3,4 – повышенный уровень фрустрированности; 2,5–2,9 – умеренный уровень фрустрированности; 2,0–2,4 – неопределенный уровень фрустрированности; 1,5–1,9 – пониженный уровень фрустрированности; 0,5–1,4 – очень низкий уровень; 0–0,5 – отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

    Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики

    Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти, весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:

    • личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Оно может еще более усугубляться под влиянием; очень разных стимулов – положительных или отрицательных. Например, чем упорнее попытки развеселить человека в депрессивном состоянии, тем хуже он будет себя чувствовать – симптом Царевны-Несмеяны; чем усерднее внушать смелость тому, кто испытывает устойчивый страх, тем страшнее ему становится;

    • в возникшем энергетическом режиме не справляется со своей задачей интеллект. Его роль в оценке внешних воздействий и переживаний личности практически не заметна. Во всяком случае разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолеть неадекватность эмоциональных состояний, придать им коммуникабельную форму;

    • для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная.

    Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, то есть психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.


    > Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.


    В свою очередь устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются:

    • органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширны и глубоки;

    • дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;

    • внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;

    • соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.


    Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями.

    Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т. п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные при жизни стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности. Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.

    Итак, дезорганизующие эмоциональные состояния разного спектра (нормального и психопатологического), угнетающие психику.


    Дистимия – постоянно пониженное настроение. Стереотип эмоционального поведения отличается преобладанием негативных эмоциональных состояний: личности присущи пессимистические оценки прошлого, настоящего и будущего, ей недостает активности, у нее в основном плохое настроение. Стереотип дисфункционален, поскольку в организме накапливаются негативные энергии, подтачивающие физическое и психическое самочувствие человека.

    Дистимия

    Проверьте себя: отвечайте «да» или «нет» на нижеследующие ситуации.


    Вы склонны к постоянному сниженному настроению, если:

    1. Вы унылый, редко радующийся человек.

    2. Вам трудно быть абсолютно беззаботно веселым, «отключившись» от всех забот.

    3. Вас трудно чем-либо обрадовать.

    4. Оцениваете жизнь в целом пессимистично.

    5. В будущем не ожидаете радости.

    6. У вас часто несколько подавленное настроение.

    7. Жизнь вам кажется трудной.

    8. Вы равнодушны к анекдотам (или не любите их).

    9. В беседе скудны на слова.

    10. Вас часто посещают мрачные мысли.

    11. Хорошая солнечная погода не вызывает у вас душевного подъема.

    12. Вы чувствуете себя не совсем уютно в шумной, веселой компании.

    Подсчитайте количество утвердительных ответов: если вы получили 10–12 баллов – у вас дистимия, постоянно пониженное настроение, определяющее стиль всей жизни; 5–9 баллов – заметна тенденция к пониженному настроению; 4 балла и меньше – такой тенденции в вашем эмоциональном стереотипе нет.


    Депрессия – временное, постоянное или периодически проявляющееся состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется резким снижением нервно-психического тонуса, обусловленного субъективным негативным восприятием реальности и самого себя. Депрессия может быть следствием пережитого стресса или появиться в результате накопительного воздействия неблагоприятных жизненных обстоятельств. Личность не в состоянии отреагировать на ситуацию активными формами. Для этого ей не хватает внутренних энергетических ресурсов. При этом ее психическое состояние таково, что не позволяет воспринимать энергетику внешних воздействий. Имеющиеся остатки психической активности используются во внутреннем контуре для нагнетания отрицательной энергии, которая продолжает оказывать свое дезорганизующее влияние. В своем сознании личность постоянно возвращается к психотравмирующим факторам и тем самым поддерживает депрессию. Требуется время или медикаментозная поддержка нервной системы, чтобы этот порочный энергетический круг прервался.

    Уровень депрессии

    В целях предварительной, доврачебной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, можно использовать опросную методику Зунга, адаптированную в институте им. Бехтерева Т. И. Балашовой.

    Прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в последнее время.

    Уровень депрессии рассчитывается по формуле: УД = пр. + обр., где пр. – сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям – 1,3,4,7, 8. 9, 10,13. 19; обр. – сумма цифр, «обратных» зачеркнутым ответам к высказываниям 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например, если к этим высказываниям зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; если зачеркнута цифра 2, мы ставим в сумму 3 балла; если зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; если зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл.

    В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов. Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД от 51 до 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуационного или невротического характера. При показателе от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние, или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более, чем 70 баллов.



    Опросная методика, разработанная В. А. Жмуровым, выявляет депрессивное состояние (главным образом, тоскливой или меланхолической депрессии). Она дает возможность установить тяжесть депрессивного состояния на данный момент (Жмуров В. А. Психопатология, 1994).


    Проверьте себя: читайте каждую группу показаний (их 44) и выбирайте подходящий вариант ответа – 0, 1,2 или 3 (методика дается с нашими редакторскими поправками).

    1. Мое настроение сейчас не более подавлено (печально), чем обычно:

    1) пожалуй, оно более подавлено (печально), чем обычно;

    2) да, оно более подавлено (печально), чем обычно;

    3) мое настроение намного более подавлено (печально), чем обычно.


    2. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения:

    1) у меня иногда бывает такое настроение;

    2) у меня часто бывает такое настроение;

    3) такое настроение бывает у меня постоянно.


    3. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня:

    1) у меня иногда бывает такое чувство;

    2) у меня часто бывает такое чувство;

    3) я постоянно чувствую себя так, будто я остался (лась) без чего-то очень важного для меня.


    4. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик:

    1) у меня иногда бывает такое чувство;

    2) у меня часто бывает такое чувство;

    3) я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.


    5. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась):

    1) у меня иногда бывает такое чувство;

    2) у меня часто бывает такое чувство;

    3) я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).


    6. У меня не бывает состояний, когда на душе очень тяжело:

    1) у меня иногда бывает такое состояние;

    2) у меня часто бывает такое состояние;

    3) я постоянно нахожусь в таком состоянии.


    7. Я чувствую себя спокойно за свое будущее, как обычно:

    1) пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно;

    2) будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно;

    3) будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.


    8. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно:

    1) в своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно;

    2) в своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно;

    3) в своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.


    9. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно:

    1) таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно;

    2) таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно;

    3) надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.


    10. Я боязлив(а) не более обычного:

    1) я боязлив(а) несколько более обычного;

    2) я боязлив (а) значительно более обычного;

    3) я боязлив(а) намного более обычного.


    11. Хорошее меня радует, как и прежде:

    1) я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего;

    2) оно радует меня значительно меньше прежнего;

    3) я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.


    12. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна:

    1) у меня иногда бывает такое чувство;

    2) у меня часто бывает такое чувство;

    3) я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.


    13. Я обидчив(а) не больше, чем обычно:

    1) пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно;

    2) я обидчив(а) значительно больше, чем обычно;

    3) я обидчив(а) намного больше, чем обычно.


    14. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше:

    1) я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше;

    2) я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше;

    3) я не получаю теперь удовольствия от приятного;


    15. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины:

    1) иногда я чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а);

    2) я часто чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а);

    3) я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то я виноват(а).


    16. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного:

    1) я виню себя за это несколько больше обычного;

    2) я виню себя за это значительно больше обычного;

    3) если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.


    17. Обычно у меня не бывает ненависти к себе:

    1) иногда бывает, что я ненавижу себя;

    2) часто бывает так, что я себя ненавижу;

    3) я постоянно чувствую, что ненавижу себя.


    18. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах:

    1) у меня иногда теперь бывает это чувство;

    2) у меня часто бывает теперь это чувство;

    3) это чувство у меня теперь не проходит.


    19. Я виню себя за проступки других не больше обычного:

    1) я виню себя за них несколько больше обычного;

    2) я виню себя за них значительно больше обычного;

    3) за проступки других я виню себя намного больше обычного.


    20. Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает:

    1) иногда у меня бывает такое состояние;

    2) у меня часто бывает теперь такое состояние;

    3) это состояние у меня теперь не проходит.


    21. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает:

    1) теперь иногда бывает;

    2) оно часто бывает у меня;

    3) это чувство у меня теперь практически не проходит.


    22. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде:

    1) я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде;

    2) я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде;

    3) я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.


    23. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других:

    1) иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других;

    2) я часто так думаю;

    3) я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.


    24. Желания умереть у меня не бывает:

    1) это желание у меня иногда бывает;

    2) это желание у меня бывает теперь часто;

    3) это теперь постоянное мое желание.


    25. Я не плачу:

    1) я иногда плачу;

    2) я плачу часто;

    3) я хочу плакать, но слез у меня уже нет.


    26. Я не чувствую, что я раздражителен(на):

    1) я раздражителен(на) несколько больше обычного;

    2) я раздражителен(на) значительно больше обычного;

    3) я раздражителен(на) намного больше обычного.


    27. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций:

    1) иногда у меня бывает такое состояние;

    2) у меня часто бывает такое состояние;

    3) это состояние у меня теперь не проходит.


    28. Моя умственная активность никак не изменилась:

    1) я чувствую теперь какую-то «неясность» в своих мыслях;

    2) я чувствую теперь, что я сильно «отупел(а)», («в голове мало мыслей»);

    3) я совсем ни о чем теперь не думаю («голова пустая»).


    29. Я не потерял(а) интерес к другим людям:

    1) я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился;

    2) я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился;

    3) у меня совсем пропал интерес к людям («я никого не хочу видеть»),


    30. Я принимаю решения, как и обычно:

    1) мне труднее принимать решения, чем обычно;

    2) мне намного труднее принимать решения, чем обычно;

    3) я уже не могу сам(а) принять никаких решений.


    31. Я не менее привлекателен(на), чем обычно:

    1) пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно;

    2) я значительно менее привлекателен(на), чем обычно;

    3) я чувствую, что я выгляжу теперь просто безобразно.


    32. Я могу работать, как и обычно:

    1) мне несколько труднее работать, чем обычно;

    2) мне значительно труднее работать, чем обычно;

    3) я совсем не могу теперь работать («все валится из рук»),


    33. Я сплю не хуже, чем обычно:

    1) я сплю несколько хуже, чем обычно;

    2) я сплю значительно хуже, чем обычно;

    3) теперь я почти совсем не сплю.


    34. Я устаю не больше, чем обычно:

    1) я устаю несколько больше, чем обычно;

    2) я устаю значительно больше, чем обычно;

    3) у меня уже нет никаких сил что-то делать.


    35. Мой аппетит не хуже обычного:

    1) мой аппетит несколько хуже обычного;

    2) мой аппетит значительно хуже обычного;

    3) аппетита у меня теперь совсем нет.


    36. Мой вес остается неизменным:

    1) я немного похудел (а) в последнее время;

    2) я заметно похудел(а) в последнее время;

    3) в последнее время я очень похудел (а).


    37. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно:

    1) я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно;

    2) я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно;

    3) я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.


    38. Я интересуюсь сексом, как и прежде:

    1) я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде;

    2) я интересуюсь сексом значительно меньшее, чем прежде;

    3) я полностью потерял(а) интерес к сексу.


    39. Я не чувствую, что мое «Я» как-то изменилось:

    1) теперь я чувствую, что мое «Я» несколько изменилось;

    2) теперь я чувствую, что мое «Я» значительно изменилось;

    3) мое «Я» так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).


    40. Я чувствую боль, как и обычно:

    1) я чувствую боль сильнее, чем обычно;

    2) я чувствую боль слабее, чем обычно;

    3) я почти не чувствую теперь боли.


    41. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно:

    1) эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного;

    2) некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного;

    3) эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.


    42. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи:

    1) утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи;

    2) утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи;

    3) утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.


    43. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью):

    1) такое однажды со мной было;

    2) со мной такое было два или три раза;

    3) со мной было такое много раз.


    44. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго:

    1) подавленное настроение у меня может длиться от недели до месяца;

    2) подавленное настроение у меня может длиться месяцами;

    3) подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.


    Обработка данных. Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами).


    Интерпретация данных: 1–9 – депрессия отсутствует, либо незначительна; 10–24 – депрессия минимальна; 25–44 – легкая депрессия; 45–67 – умеренная депрессия; 68–87 – выраженная депрессия; 88 и более – глубокая депрессия.


    Апатия. Состояние безучастности, равнодушия, полной индифферентности к происходящему, окружающим, своему положению, прошлой жизни, перспективам на будущее. Это стойкое или преходящее тотальное выпадение как высших и социальных чувств, так и врожденных эмоциональных программ.


    Гипотимия (сниженное настроение). Аффективная подавленность в виде опечаленности, тоскливости с переживанием потери, безысходности, разочарований, обреченности, ослабления привязанности к жизни. Положительные эмоции при этом поверхностны, истощаемы, могут полностью отсутствовать.


    Дисфория («плохо переношу», «несу плохое, дурное»). Мрачность, озлобленность, враждебность, угрюмое настроение с ворчливостью, брюзжанием, недовольством, неприязненным отношением к окружающим, вспышками раздражения, гнева, ярости с агрессией и разрушительными действиями.


    Растерянность. Острое чувство неумения, беспомощности, непонимания самых простых ситуаций и изменений своего психического состояния. Типичны сверхизменчивость, неустойчивость внимания, вопрошающее выражение лица, позы и жесты озадаченного и крайне неуверенного человека.


    Тревога. Неясное, непонятное самому человеку чувство растущей опасности, предчувствия катастрофы, напряженное ожидание трагического исхода. Эмоциональная энергия действует столь мощно, что возникают своеобразные физические ощущения: «внутри все сжалось в комок, напряглось, натянулось как струна, вот-вот порвется, лопнет…». Тревога сопровождается двигательным возбуждением, тревожными возгласами, оттенками интонаций, утрированными выразительными актами.


    Страх. Разлитое состояние, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергий: «внутри похолодело, оборвалось», «шевелятся волосы», «сковало грудь» и т. п.

    Дезорганизующие эмоциональные состояния, переменно то активизирующие, то угнетающие психику

    > Циклотимность проявляется чередованием подъемов и спадов жизненной активности, что обусловливает преобладание эмоций то положительного, то отрицательного спектра.


    При этом колебания энергетического тонуса происходят под влиянием биохимических и психофизиологических перемен, циклически переживаемых человеком, а не под воздействием внешних причин. Спады и подъемы настроения не адекватны по интенсивности и длительности внешним причинам. Переживания радостных событий вызывают не только радостные эмоции, но сопровождаются признаками гиперти-мии – жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, замедленность реакций и мышления.

    Когда циклотимность проявляется устойчиво и ярко, она становится неотъемлемой чертой характера. Общение с такой личностью затруднено, поскольку ее поведением больше управляет внутренняя биохимическая «лаборатория», а не логика внешних обстоятельств или соображения необходимости. Это легко подметить в процессе совместной деятельности: циклотимик может вдруг расслабиться, снизить интенсивность в работе, перестать быть ответственным, когда обстоятельства не допускают этого. Например, во время урока ученик вдруг начинает зевать, разваливается на парте и перестает слушать объяснение учителя – это означает, что организм входит в состояние пониженной активности. Напротив, когда обстановка позволяет расслабиться, цик-лотимик вдруг начинает проявлять бурную энергию. Например, весь урок он томился от безделья, а перед самым звонком на перемену оживился, стал задавать вопросы, возвращаться к сказанному товарищами и учителем – это означает, что начался внутренний прилив энергии.

    Обычно циклотимик сам замечает колебание жизненной энергии; «у меня иногда все горит в руках, а порой ничего не хочется делать»; «временами мне хочется это сделать (поступить в аспирантуру, осуществить ремонт в квартире, навести порядок в вещах и т. п.), но пока собираюсь, желание проходит». Нередко наблюдается перемена энергетического тонуса в зависимости от сезона: депрессии обычно попадают на зиму или весну, а гипертимные периоды – на осень.

    Циклотимия

    Проверьте себя: какие из названных ниже признаков поведения вы отмечаете у себя (отвечайте «да» или «нет»).


    Вы склонны к циклотимности, если:

    1. Периодически вы становитесь активным, а периодически чувствуете себя вялым, безынициативным.

    2. Время от времени вы намечаете большие планы, но пока собираетесь их осуществить, желание проходит.

    3. У вас часто бывает резкая смена настроения без очевидной внешней причины: хорошее настроение сменяется плохим или наоборот.

    4. Вы плохо переносите чувство голода – быстро слабеете, становитесь раздражительным.

    5. Ваше настроение мало зависит от внешних обстоятельств, чаще оно меняется само собой.

    6. Вы замечаете колебания настроения в зависимости от сезонов года.

    7. Бывает, что в процессе дружеского разговора или делового общения вы внезапно чувствуете резкий спад своей активности.

    8. Бывает так, что вы легли спать в хорошем настроении, а утром встаете в подавленном, недовольном состоянии.

    9. Периодически вы утрачиваете интерес ко всему.

    10. Спите вы обычно крепко, но иногда видите жуткие, кошмарные сны.

    11. Вы работаете наскоками: то много и длительно, то бездельничаете.

    12. Часто появляется настроение и вы можете горы своротить, а часто вы не можете заставить себя сделать самое необходимое.


    Интерпретация данных: 10–12 утвердительных ответов – свидетельство ярко выраженной циклотимии как свойства характера, 9–5 – наличие циклотимной тенденции, 4 и меньше – циклотимия отсутствует.

    Обычно средний или пониженный показатель циклотимии сочетается с пониженным уровнем гипертимии. У людей среднего и старшего возраста это, вероятно, свидетельство усталости от жизни, следствие «энергетического выгорания». Такое явление мы часто наблюдаем, например, в группах медицинских сестер. У молодых людей такое сочетание показателей свидетельствует о недостатке жизненной энергии.

    Одновременное повышение показателей гипертимии и циклотимии наблюдается в группах учителей. Как известно, для представителей этих профессий необходимы мощные энергетические ресурсы, что и зафиксировало исследование.


    > Экзальтированность – свойственное личности преувеличенное, возбужденное переживание значимых воздействий.


    На многие обстоятельства, ситуации, партнеров человек чаще всего реагирует крайними вариантами эмоций: то эйфорического плана – восторг, восхищение, умиление, трепет, безудержная любовь и т. п., то дисфорического плана – ненависть, презрение, отвращение, брезгливость, агрессия и т. п. В то же время он гораздо реже демонстрирует эмоции среднего диапазона – умеренные, сдержанные, мягкие. Такой стереотип эмоционального поведения дисфункционален: личность «работает» на износ, поскольку велика информационно-энергетическая насыщенность эмоций – вместо спички постоянно вспыхивает факел.

    Столь мощные энергетические траты не проходят бесследно: по нашим наблюдениям, экзальтированные люди, как правило, худощавы, бледны, с обостренными чертами лица, с жесткой преувеличенной экспрессией; впечатление такое, будто все витамины, белки и жиры они изводят на эйфорические и дисфорические реакции. Реже, но встречаются тучные экзальтированные особы.

    Экзальтированные личности отличаются крайностью и категоричностью суждений и оценок; часто и легко меняют свои мнения на противоположные, например, в высказываниях об одних и тех же сослуживцах, происходящих событиях, произведениях искусства. С ними трудно спорить, ибо свое мнение они считают самым правильным; себя и никого другого они находят компетентными и профессиональными. Нередко становятся грубыми и злыми, когда с их оценками не соглашаются. Экзальтированность порой сочетается с артистичностью натуры и является предпосылкой актерского таланта. Мастерство актера состоит в умении входить в очень разные эмоциональные состояния, включая эйфорические и дисфорические.

    В жизни каждый должен быть немного актером – педагог, воспитатель, врач, адвокат, официант, родитель, таким образом в умеренном виде экзальтированность полезна. Чрезмерно экзальтированные личности порой склонны к эпатажу – смелым, шокирующим окружающих выходкам, нарядам, позициям. Следует особо отметить, что обычно экзальтированность сопровождается сниженной самокритичностью ума: мощная энергия эйфорических и дисфорических эмоций подавляет, «заглушает» действие интеллекта; личность не в состоянии понять, что утрачивает коммуникабельность, выглядит гротескно.

    Экзальтированность

    Проверьте себя: на последующие суждения надо дать ответ «да» или «нет».


    Вы склонны к экзальтированности, если:

    1. В принципе способны восторгаться, восхищаться чем-нибудь или кем-нибудь.

    2. Бывает так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас.

    3. Вы впадаете в глубокое отчаяние при каких-либо разочарованиях.

    4. Вы можете сказать о себе: могу полюбить до безумия и могу возненавидеть до глубины души.

    5. У вас есть любимые животные, при виде которых вы испытываете чувство трепета, умиления, нежности, волнения.

    6. Вы абсолютно не переносите некоторый тип людей (мужчин, женщин, руководителей и т. п.).

    7. Неожиданная подмеченная деталь в человеке может резко изменить ваше мнение о нем.

    8. Творчество какого-либо талантливого человека (художника, артиста, поэта, музыканта и т. п.) вызывает восторг, потрясает вас.

    9. Трагический фильм, пьеса или роман может растрогать вас настолько, что покатятся слезы.

    10. В вашем окружении есть люди, которых вы ненавидите или глубоко презираете.

    11. Вы уверены, что большинство людей уступает вам в каком-либо-отношении настолько, что не может сравниваться с вами.

    12. Часто ваши вкусы, мнения и оценки существенно расходятся с позициями большинства.


    Сколько баллов (утвердительных ответов) у вас? Полученные баллы означают: 10–12 – отчетливо выраженная экзальтированность; 5–9 – тенденция к экзальтированности; 4 балла и меньше – экзальтированность как эмоциональный стереотип отсутствует.


    Интерпретация данных. Очень высокие показатели свидетельствуют о склонности личности проявлять эмоциональные крайности. На факты, события и поступки других экзальтированные особы реагируют слишком открыто, преувеличено однозначно, даже гротесково. Они не чувствуют меру и то, как воспринимают те же обстоятельства окружающие. Имея порой очень спорное мнение по поводу кого-либо или чего-либо, они тем не менее выражают его в категоричной форме, где нет полутеней и сомнений. Не терпят возражений, не способны смягчать свои позиции и идти на компромисс.

    Если при этом у экзальтированной личности невысокий уровень интеллекта, своеобразие мнений и оценок достигает уровня вызывающей амбициозности. Среди экзальтированных встречаются умные и эрудированные люди; тогда амбициозность облекается в наукообразность и высокий стиль.

    При всем богатстве интеллекта его все же недостаточно для самокритичности. Создается впечатление, будто обычная рассудительность таких людей вдруг перетекает из области наблюдения причин и следствий в область словесного высокопарного выражения эмоций. Особенно сложны в коммуникативном плане личности, у которых одновременно завышены показатели экзальтированности и импульсивности. Такие, что называется, рубят сплеча, да с таким упоением, что могут нанести психологическую травму кому угодно – родным, близким, знакомым, коллегам, подчиненным и начальникам.

    Средние показатели экзальтированности свидетельствуют о способности личности адекватно откликаться эмоциями и чувствами на происходящее. Каждого нормального человека что-то радует, что-то огорчает и он выражает это таким образом, чтобы окружающие могли увидеть соответствующие состояния. Для некоторых профессий необходим широкий спектр эмоций и чувств, чтобы не только реагировать в ответ на происходящее, но и доносить свои состояния окружающим. Не случайно в группе учителей экзальтированность выше, чем у других обследованных нами групп, например, врачей, бухгалтеров.

    Слишком низкий показатель экзальтированности является признаком скованности эмоций и чувств, а так же лености ума, который не способен делать открытия, находить предмет для восхищения и радости, для отвержения и восхищения. Так, группа безработных, желающих получить профессию в области страховой медицины, набрала наименьшее количество баллов по данному показателю.

    В плане профилактики и диагностики эмоционального состояния особое значение придается так называемой нервно-психической неустойчивости, которая является отражением одновременно психического и соматического уровня здоровья индивида. Нервно-психическая устойчивость (НПУ) показывает риск дезадаптации личности в условиях стресса, то есть тогда, когда система эмоционального отражения функционирует в критических условиях, вызываемых внешними, равно как и внутренними факторами.

    Нервно-психическая устойчивость

    Предлагаемая ниже методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе. Она особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.


    Проверьте себя: прочтите утверждение и дайте ответ «да» или «нет».


    Ваша нервно-психическая устойчивость

    1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

    2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

    3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

    4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

    5. У меня часто болит голова.

    6. Иногда я говорю неправду.

    7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

    8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

    9. Бывает, что я сержусь.

    10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

    11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

    12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

    13. Самая трудная борьба для меня – борьба с самим собой.

    14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

    15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

    16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

    17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

    18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

    19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

    20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

    21. Запоры у меня бывают редко.

    22. В игре я предпочитаю выигрывать.

    23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

    24. Сейчас мой вес постоянен – я не полнею и не худею.

    25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

    26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

    27. С моим рассудком творится что-то неладное.

    28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

    29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

    30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

    31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

    32. Думаю, что я человек обреченный.

    33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

    34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

    35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

    36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

    37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

    38. Моя внешность меня в общем устраивает.

    39. Я вполне уверен в себе.

    40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

    41. Кто-то управляет моими мыслями.

    42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

    43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

    44. Счастливей всего я бываю, когда один.

    45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

    46. Я любил сказки Андерсена.

    47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

    48. Меня злит, когда меня торопят.

    49. Меня легко привести в замешательство.

    50. Я легко теряю терпение с людьми.

    51. Часто мне хочется умереть.

    52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

    53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

    54. К вопросам религии я отношусь равнодушно – они не занимают меня.

    55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

    56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

    57. У меня были очень необычные мистические переживания.

    58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

    59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

    60. Я человек нервный, легко возбудимый.

    61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

    62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

    63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

    64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

    65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

    66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

    67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

    68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

    69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

    70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

    71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

    72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

    73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

    74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

    75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

    76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

    77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

    78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

    79. В детстве я был капризный и раздражительный.

    80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

    81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

    82. У меня есть судимые родственники.

    83. В юности я имел приводы в милицию.

    84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.


    Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих «ключу»:


    «ДА» – вопросы: 3, 5, 7,10, 16, 20, 26, 27, 29,32,35,37,40, 41,42, 44,45, 47,48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;


    «НЕТ» – вопросы: 2,12,13,14,19, 21, 23, 24, 28,30,33,37,38,39,46,49, 54, 55, 58, 61, 68.


    Методика содержит шкалу для проверки искренности ответов:


    «ДА» – вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.


    Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.


    Интерпретация результатов. Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость.



    Завершая обзор эмоциональных реакций и состояний, следует отметить следующее.


    1. Дезорганизующие эмоциональные состояния, относимые либо к психической норме, либо к психопатологическим, не разделены между собой жестко и однозначно. Вполне здоровый человек может хотя бы изредка переживать самые разные эмоции.

    • В поведение личности вкрапливаются оттенки любых эмоциональных реакций и состояний, в том числе фрагменты расстройств эмоциональных реакций и настроений.


    2. Различные эмоциональные реакции и состояния проникают друг в друга, что свидетельствует о единстве психики и посреднической роли эмоций.

    3. Степень эмоциональной дезорганизации зависит от мощности энергии, не нашедшей выхода по тем или иным причинам (органические поражения мозга, дефект нервной системы, нарушение связи между интеллектом и эмоциями, социальный контроль, подавление естественных форм поведения и др.).

    4. Любое из дезорганизующих эмоциональных проявлений можно наблюдать в динамике, по нарастающей шкале (Жмуров В. Л. Психопатология, 1994).

    • Градации апатии примерно таковы: эмоциональное уплощение – эмоциональная монотонность – безучастность.

    • Шкала подавленного настроения могла бы выглядеть следующим образом: безрадостное настроение – печаль – тоска с переживанием душевной боли и утраты смысла – отчаяние, безысходность – тоскливое возбуждение (раптус) или депрессивный ступор.

    • Шкала приподнятого настроения может быть представлена таким образом: безмятежное настроение (эйфория) – веселое настроение с повышенной смешливостью – радость, переживание счастья – восторг, ликование – экстаз с хаотическим возбуждением или ступор.

    • Шкала тревоги выглядит приблизительно так: внутреннее волнение – напряжение, неясное предощущение неприятностей – выраженное беспокойство, предчувствие катастрофы – смятение, растерянность, возбуждение или оцепенение.

    • Интенсивность страха колеблется в широком диапазоне: опасение, боязнь, испуг, ужас, панические реакции.


    5. Практически все упомянутые выше расстройства эмоциональных реакций и состояний способны усложняться и переходить в негативные проявления личности. В таких случаях возможны:

    1) невротизация и неврозы;

    2) психопатические расстройства личности;

    3) психопатические типы личности.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх