|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 5. Человек и социум 1. Сознание человека 1. Природа человеческого сознания. 2. Сознательное и бессознательное. 1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира. Характеристики сознания: 1) содержит комплекс знаний об окружающем мире – в структуру сознания включены познавательные процессы, благодаря которым происходит постоянное обогащение человека новыми знаниями. Если же происходит нарушение в деятельности какого-либо познавательного процесса или тем более его полный распад, это неизбежно влечет расстройство сознания (например, потеря памяти); 2) способность человека к познанию других и себя самого – человек, обладающий сознанием, способен давать оценку своих и чужих поступков, он осознает себя как отличное от остального окружающего мира существо, при нарушениях сознания (например, гипноз, сон) эта способность утрачивается; 3) способность к целеполагающей деятельности – перед началом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуясь определенными мотивами, взвешивая свои возможности, анализирует ход выполнения и т. д., неспособность к подобным действиям по тем или иным причинам трактуется как нарушение сознания; 4) возможность давать эмоциональную оценку межличностным отношениям – это свойство лучше понять, анализируя патологию, так как при некоторых психических заболеваниях у человека меняется отношение к окружающим людям: например, он начинает ненавидеть своих близких, которых до этого очень любил и трепетно к ним относился; 5) способность к общению с помощью речевых или иных сигналов. Приведенные выше характеристики используются в целом ряде наук при определении понятия «сознание» (психология, психиатрия и др.). Обобщая эти характеристики, можно понимать сознание как способность человека ориентироваться во времени и пространстве, окружающей обстановке, адекватно оценивать собственную личность, уметь управлять своими желаниями и поступками, сохранять систему отношений с окружающими людьми, анализировать новую информацию, опираясь на имеющиеся знания. Итак, сознание следует понимать как высшую форму отражения мозгом действительности при помощи абстрактно-логического мышления и речи. 2. Человек функционирует не только на уровне сознания. Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Существует еще и бессознательный уровень. Бессознательное – это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает). Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи. Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экспериментах по изучению поведения человека в постгипнотическом состоянии. Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить определенные действия: например, подойти к рядом находившемуся человеку и развязать его галстук. Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает. Бессознательные явления: 1) бессознательные психические процессы – не всегда психические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под контролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним, непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие; 2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бессознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессиональное владение различными инструментами и т. п.); 3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфере, – желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень. Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются. В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке. В психологии существуют различные направления, интерпретирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основателю З. Фрейду. Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механизмов психологической защиты, которые также относятся к разряду неосознаваемых психических явлений. Механизмы психологической защиты – это совокупность таких бессознательных приемов, благодаря которым человек обеспечивает свой внутренний комфорт, оберегая себя от негативных переживаний и психических травм. В настоящее время эта теория продолжает активно развиваться и обогащаться. Рассмотрим один из современных вариантов (Р. М. Грановская). 1. Отрицание – бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию. Человек может внимательно слушать, однако не воспринимать информацию, если она несет угрозу для его статуса, престижа. Вряд ли можно достигнуть желаемого результата, высказывая человеку «правду в глаза», так как скорее всего он просто проигнорирует эту информацию. Именно поэтому психология и педагогика рекомендует никогда не обсуждать личность человека, а лишь его негативный поступок. 2. Вытеснение – человек с легкостью забывает неприятные для него факты биографии и при этом в противовес дает ложное, но приемлемое толкование этих фактов. Этот механизм описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на примере Николая Ростова, который совершенно искренне «забыл» о своем не героическом поведении в первом бою, однако с эмоциональным подъемом описывал свои подвиги. 3. Рационализация – обесценивание того, что недостижимо. Например, невозможность приобретения какой-либо вещи из-за ее высокой стоимости оправдывается плохим цветом, кривой строчкой и т. п. Хорошо описан этот механизм в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не сумев дотянуться до винограда, начала убеждать себя в том, что он кислый («На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»). 4. Проекция – бессознательное приписывание собственных, чаще всего социально осуждаемых качеств другому человеку. Например, оговорив человека, мы оправдываем это тем, что и он распускает о нас сплетни, хотя это не соответствует действительности. 5. Идентификация – «сращивание» себя с другим человеком. У ребенка этот механизм часто проявляется в их неосознанном подражании кому-то из взрослых, чаще всего родителю того же пола, у взрослых – в поклонении кумиру. Иногда с помощью идентификации человек преодолевает свой комплекс неполноценности, видя вместо себя своего идола, кумира. 6. Замещение – возникшее внутреннее напряжение снимается в результате переадресовки с недоступного объекта на доступный. Невозможность напрямую выразить свое недовольство высокому начальству человек вымещает на собственных подчиненных, близких людях, детях и т. п. Поэтому психологи советуют найти способ или объект вымещения, безопасный для окружающих: например, занятие спортом, домашняя уборка, контрастный душ или просто мытье кистей рук холодной водой и т. д. 7. Включение – сопереживание как способ облегчения собственного внутреннего напряжения. Например, сопереживая героям очередной «мыльной оперы», люди отвлекаются от собственных, порой более существенных и значимых проблем. 8. Изоляция – нарушаются, а иногда и совсем разрываются эмоциональные связи с окружающими людьми, таким образом защищая человека от травмирующих психику ситуаций. Яркими примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, суициды, бродяжничество. Человеку крайне важно понимать действие защитных механизмов. Это поможет лучше понять мотивы поведения окружающих людей и разобраться в самом себе, так как очень часто искусственно создаваемый комфорт не дает возможности осознать, а значит, и преодолеть собственные недостатки и ошибки. Итак, бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны. В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания. К числу таких ситуаций относятся следующие: 1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях; 2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления; 3) при разрешении конфликтных ситуаций; 4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуациях, содержащих физическую или психологическую угрозу. Таким образом, рассматривая сознание как высший уровень психической регуляции поведения, следует помнить, что многие поведенческие акты функционируют и на бессознательном уровне. 2. Малая группа и коллектив 1. Понятие малой группы и коллектива. 2. Структура малых групп. 3. Межличностные отношения в группах и коллективах. 4. Эффективность групповой сплоченности. 1. В социальной среде, которая окружает личность, функционирует большое количество групп. Социальные группы подразделяются на большие и малые. Малые группы уже длительное время изучаются в рамках социальной психологии, чего нельзя сказать о больших группах, которые представлены в социальной психологии неравноценно: одни исследуются давно (в основном это неорганизованные, стихийно возникающие группы), другие – организованные, длительно существующие группы (классы, нации) – стали объектом изучения относительно недавно. Диапазон интересующих социальную психологию групп очень широк, а их большое разнообразие затрудняет выработку единого определения понятия «группа». Т. Шибутани утверждал, что группы могут различаться по размеру от двух влюбленных до миллионов, ведущих войну ( Шибутани, 1999). Подробнее остановимся на рассмотрении малой группы и ее характеристике. Малая группа – это немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г. М. Андреева, 2004). Психология исследует некоторые элементарные параметры группы. Среди основных признаков малой группы можно назвать следующие: 1) размер – число членов группы. Этот вопрос до сих пор относится к разряду дискуссионных. Большинство исследований определяет нижний предел малой группы как диаду. Однако ряд исследователей считает, что наименьшее число членов малой группы – три человека (триады). Этот спор относится к разряду неразрешимых. Не до конца определились исследователи и с верхним пределом. Исследуя объем оперативной памяти, Дж. Миллер открыл число 7 ± 2, что и стало рассматриваться верхней границей малой группы. Обосновывалось это способностью человека при контактах удерживать в памяти только 7 ± 2 члена группы. Несостоятельность такого подхода была доказана дальнейшими экспериментальными исследованиями. Эксперименты дают различные показатели: 10–20 человек, а в исследованиях Дж. Морено (автора социометрической методики) исследовались группы в 30–40 человек (школьные классы, студенческие группы и т. п.). В отечественной социальной психологии в качестве малой группы рассматривается реально существующая группа, выступающая как субъект деятельности. Такое решение обосновывается практикой совместной деятельности. Наиболее оптимальным считается состав группы в 5–9 человек, но не более 12; 2) психологический климат группы – нравственно-эмоциональная окраска взаимоотношений в группе; 3) композиция – характеристика входящих в группу членов (численность, половой и возрастной состав, национальность, социальное положение членов группы), т. е. индивидуальный состав группы; 4) структура группы – те функции, которые выполняют члены группы, а также состояние формальных и неформальных взаимоотношений в группе. В качестве формальных признаков структуры группы выделяют структуру коммуникаций, структуру предпочтений, структуру власти и т. д.; 5) групповые процессы – показатели актуальных социальных отношений, существующих в группе (лидерство – руководство, стадии развития группы, групповое давление и т. д.); 6) групповые нормы – правила поведения, которых придерживаются члены группы. Перечисленные выше характеристики малой группы являются основаниями, согласно которым классифицируют и изучают малые группы в социальной психологии. Проблема классификации социальных групп различными исследователями понимается по-разному. Рассмотрим классификацию на стр. 133, предложенную Г. М. Андреевой. Схема 2Классификация малых группУсловные – это группы, которые объединяют людей, не являющиеся членами ни одной малой группы. Это группы, которые в реальной жизни не функционируют, а существуют лишь на бумаге: например, участковый врач имеет список больных своего участка, страдающих сахарным диабетом. Иногда выделение таких групп важно для экспериментальных целей, чтобы сравнить результаты, полученные в реальных группах с теми, которые характеризуют случайное объединение людей. Реальные – действительно существующие объединения людей, которые в полном объеме соответствуют всем параметрам малой группы. Изучению именно этих групп психология уделяет повышенное внимание. Психологи часто в исследовательских целях имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью сопровождения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Эта группа существует только в период проведения эксперимента, после чего распадается. Реальные естественные группы складываются независимо от желания экспериментатора, а возникают и существуют, исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей. Формальные группы – существующие в рамках признаваемых официально организаций. Цели, которым следуют члены этой группы, задаются на основании задач вышестоящей организацией, в которую включена данная группа. Неофициальные группы возникают и существуют вне пределов официальных организаций. Цели, которые преследуют члены таких групп, – это личные интересы и привязанности, как совпадающие, так и отличающиеся от целей официальных организаций. Референтной является любая реальная или условная группа, являющаяся для человека особо значимой, к которой он себя добровольно причисляет или членом которой хочет стать. Цели такой группы, групповые нормы и ценности, формы поведения, высказываемые мысли представляют для человека особую ценность, которым он хочет и старается следовать в жизни. Нереферентная группа не представляет для человека никакой ценности, несмотря на то, что он является ее членом. Например, жизнь класса может совершенно не волновать ученика, так как все его интересы сосредоточены на уличной компании. Иногда выделяется и антиреферентная группа – цели, установки, поведение членов этой группы человек отвергает, категорически не приемлет. Слаборазвитые группы отличает отсутствие прочной психологической общности, взаимоотношения не стабильны, нет четкого распределения обязанностей, признанных лидеров. Следствием всего выше перечисленного является малоэффективная совместная работа. Коллектив представляет группу лиц, объединенных для совместной деятельности, важной и необходимой для значительного числа людей, не только членов этого коллектива. Взаимоотношения характеризуются доверительностью, открытостью, взаимным уважением и т. п. Р. С. Немов указывает на следующие требования, предъявляемые к коллективу: 1) успешно справляться с возложенными на него задачами (эффективность в отношении основной для него деятельности); 2) иметь высокую мораль; 3) отличаться хорошими человеческими отношениями; 4) создавать для каждого своего члена возможность развития как личности; 5) быть способным к творчеству; 6) иметь сложившуюся дифференцированную систему различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. О наличии коллективистских отношений в группе свидетельствуют следующие критерии ( Р. С. Немов, 1995): 1) нравственность – взаимоотношения строятся на нормах и ценностях общечеловеческой морали; 2) ответственность – каждый член коллектива берет на себя обязательство за судьбу каждого человека вне зависимости от принадлежности к данному коллективу, при этом требовательно относится к себе, своим словам и обязанностям, адекватно оценивает собственные достижения, дисциплинирован; 3) открытость проявляется в умении строить хорошие отношения не только с членами своего коллектива, но и других групп и коллективов, при необходимости оказывать посильную помощь; 4) коллективизм – забота о членах коллектива, противодействие явлениям, способным разрушить коллектив; 5) контактность – доверительные взаимоотношения между членами коллектива; 6) организованность – взаимозаменяемость, бесконфликтное распределение обязанностей, быстрое устранение недостатков в работе и т. п.; 7) информированность – четкое понимание целей, задач, конечных и промежуточных, совместной деятельности; 8) эффективность – качественное и своевременное решение стоящих перед коллективом задач. Как показывает практика, наличие в малой группе всех перечисленных критериев встречается крайне редко, что позволяет говорить о том, что большинство малых групп находится в промежутке между слаборазвитой группой и коллективом. Продвигаясь по пути своего становления, группа, как правило, двигается не по восходящей прямой, а по синусоидальной линии, испытывая то взлеты, то падения. А. Г. Кирпичник выявил следующую зависимость: всякая группа на пути своего развития как коллектива обязательно проходит через период временного спада. На начальном этапе наблюдается, как правило, подъем, энтузиазм, сменяющийся затем более или менее заметным спадом. При условии сохранения себя как группы опять следует подъем, хотя и не на ту высоту, на которой группа находилась первоначально. Временный психологический спад – это следствие перестройки межличностных отношений внутри группы. Первоначально она строится на эмоциональной основе, затем приобретают значение и деловые качества членов группы, которые не могут быть одинаковыми у всех. Все это неизбежно приводит к трениям во взаимоотношениях. В случае успешного преодоления этих трений группа выходит на более высокий уровень своего развития. В настоящее время содержание понятия «коллектив» претерпело значительное изменение. В советские времена чувство общности, сплоченности составляли основу коллективности, отдельная личность нивелировалась, растворялась, а человек рассматривался как типичный представитель своего коллектива. В этой связи вспомним мнение компетентного специалиста в области психологии личности В. Франкла, который полагал, что истинное сообщество – это сообщество ответственных личностей, которое не может строиться на тотальной коллективности: «Вместо конкретного персонально ответственного индивида идея коллективизма подставляет лишь усредненный тип, а вместо личной ответственности – конформность и уважение к социальным нормам». Итак, согласно принятому в психологии определению малая группа – это небольшое объединение людей (от 2–3 до 20–30 человек), которые находятся друг с другом в прямом взаимодействии и заняты общим делом (семья, класс, группа близких друзей, трудовой коллектив и т. п.). Подавляющее большинство людей включены в состав малых групп, которые, как правило, занимают промежуточное положение между слаборазвитой группой и коллективом. 2. Рассмотрим основные понятия, при помощи которых описываются явления в малой группе. Если в качестве основы для рассмотрения исходить из положения индивида в группе, то можно выделить следующие показатели: 1) позиция – официальное положение человека; 2) статус – место, реально занимаемое индивидом в системе внутригрупповых отношений, степень действительного авторитета. Например, староста в студенческой группе – позиция, а авторитетность – высокий статус; 3) внутренняя установка – это субъективное понимание человеком своего положения в группе. При этом внутренняя установка может как совпадать, так и отличаться от реального статуса; 4) роль – заданный социальными нормами образец поведения, ожидаемый и одобряемый группой. Роль часто определяется, исходя из официального статуса человека в группе, рассматриваясь как динамический аспект статуса, но это лишь часть содержания понятия. Например, женщина в семье имеет статус матери, но в каждой семье роль матери может иметь различное содержание. Таким образом, при наличии одинакового статуса человек может в различных группах выполнять различные функции; 5) конформность – это приспособленчество, сознательное нежелание человека идти против мнения большинства в группе, чтобы не создавать себе проблем в общении. Внутри группы межличностные взаимодействия осуществляются различными способами. Определенная система таких связей, характерная для той или иной группы, называется каналом коммуникации. Типы и варианты внутригрупповых структур коммуникаций: 1) фронтальная – члены группы находятся рядом друг с другом и могут наблюдать друг за другом, даже не вступая в прямые контакты (класс на уроке, студенческая группа на лекции и т. п.); 2) радиальная – члены группы не имеют возможности непосредственно контактировать друг с другом, а общаются через центральное лицо; 3) иерархическая – предполагает наличие как минимум двух (может и больше) уровней соподчинения, при этом часть группы может зрительно контактировать, а часть не имеет такой возможности; 4) цепная – каждый член группы (исключение составляют двое крайних участников) взаимодействует с двумя соседями; 5) круговая – возможности всех членов группы равны, каждый может непосредственно наблюдать за реакцией другого; 6) полная – для свободного межличностного общения не возникает никаких препятствий. Приверженность группы выбору того или иного канала коммуникации определяется конкретными целями и задачами, которые стоят перед членами группы. Отношения, складывающиеся в группе, вытекают из принятых нравственных норм и ценностей. Групповые ценности – то, что наиболее важно и значимо для данной группы; групповые нормы – правила поведения, которым следуют члены группы (первого уровня – нарушения недопустимы ни при каких условиях; второго уровня – допускаются некоторые отклонения; низкого уровня – соблюдение не обязательно). Сверхнормативная деятельность – желание человека следовать собственным, более высоким требованиям и нормам. Исследователи выделяют следующие функции групповых норм: 1) регулятивная; 2) оценочная; 3) стабилизирующая; 4) санкционирующая. Управление группой может осуществляться и на официальном уровне – руководителем, и на неофициальном – лидером. Практика показывает, что, как правило, официальный руководитель и неформальный лидер – это разные лица, но не исключено, что это может быть и один и тот же человек. Между лидером и руководителем имеются следующие различия: 1) руководитель прежде всего заботится о выполнении группой поставленных задач, а забота лидера – регуляция межличностных отношений; 2) руководитель взаимодействует не только с малой группой, но и с вышестоящими организациями, сфера деятельности лидера ограничена размером малой группы, в которую он входит; 3) руководитель назначается или избирается, а выдвижение лидера происходит стихийно по желанию членов группы; 4) лидер – это нестабильный статус, в любой момент может он быть изменен, а руководитель, как правило, назначается на определенный срок; 5) система санкций руководителя более четкая и определенная, чем у лидера; 6) процесс принятия решения более сложный у руководителя, чем у лидера. В процессе управления группой как руководитель, так и лидер могут использовать различные средства психологического воздействия, которые в совокупности определяют стиль лидерства (руководства). Классически выделяют три стиля: авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарный стиль предполагает властность лидера по отношению к остальным членам группы. В принятии решения действует принцип единоначалия, ведется систематический контроль над действиями подчиненных. Демократический стиль проявляется у того руководителя, который склонен считаться с мнением других членов группы, советоваться с ними, привлекать к управлению группой. Либеральный стиль наблюдается в том случае, когда руководитель фактически изолируется от своих обязанностей и передает их другим членам группы. Практика исследования эффективности того или иного стиля руководства (лидерства) показывает, что наиболее приемлемым является комбинация всех выше перечисленных стилей в зависимости от уровня развития группы и той конкретной ситуации, в которой эта группа находится в данный момент времени. Итак, малая группа имеет сложную структуру, которая характеризуется большим количеством понятий. 3. Межличностные отношения в группах подразделяются на официальные и неофициальные, деловые и личные, рациональные и эмоциональные, отношения руководства и подчинения (в частности лидерства). Официальные – отношения, которые регулируются должностными обязанностями, закрепленными законодательно. Неофициальные – в основе лежат личные симпатии и антипатии людей, не имеющие какой бы то ни было юридической основы и твердо установленных норм. Деловые – возникают между людьми по поводу выполнения совместной деятельности. Личные – отношения, складывающиеся между людьми вне зависимости от совместно выполняемой деятельности. Рациональные – в основе лежат объективные качества человека, которые признаются большинством окружающих людей. Эмоциональные – в оценке человека исходят из субъективного мнения о нем, что далеко не всегда соответствует истинному положению. Отношения руководства и подчинения уже были рассмотрены на примере лидерства в предыдущем параграфе. Получить истинную картину межличностных отношений в группе помогает социометрическое исследование. Суть исследования заключается в том, что члены группы высказываются относительно друг друга. В содержании вопросов заложен социометрический критерий, анализ проявления которого позволяет судить о взаимных эмоциональных отношениях. Ответы членов группы подвергаются статистической обработке, на основании чего строятся социометрические матрицы, социограммы, подсчитываются социометрические индексы. Наиболее известным социометрическим индексом является индекс групповой сплоченности, который определяется процентом взаимных выборов и вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов: где Сгр– сплоченность, r(+) – положительный выбор, N – число членов группы (Лекции по методике конкретных социальных исследований, 1972). 4. Эффективность групповой деятельности можно рассматривать по трем направлениям: профессиональному, образовательному, воспитательному. Профессиональное и образовательное направления решают специальные задачи, воспитательное относится к категории общесоциальных задач. К числу важнейших показателей эффективности групповой деятельности относятся продуктивность и удовлетворенность членов группы групповой деятельностью. И. Штайнер предложил формулу вычисления продуктивности: актуальная продуктивность = потенциальная продуктивность – нереализованная продуктивность. Существуют различные пути повышения эффективности групповой деятельности. Величина группы неоднозначно влияет на эффективность выполняемой группой деятельности. Следствием изменения количества членов группы как в ту, так и в другую сторону могут быть как положительные, так и отрицательные явления. К числу положительных явлений, связанных с увеличением числа членов группы, относится более легкое распределение обязанностей, появление большего количества ярких индивидуальностей, возможность выполнения большего количества работ за меньшее время, большее число людей участвует в выработке решения, что делает это решение оптимальным. Отрицательные явления: возможно снижение сплоченности, возрастает вероятность распада на группировки, возникают сложности в управлении, увеличивается разброс мнений, происходит снижение личной ответственности каждого за происходящее. Также неоднородно на эффективность деятельности и влияние композиции. Высокоразвитые группы, имеющие разнородный состав членов, лучше, чем однородные, могут справиться с решением сложных задач. В подобных ситуациях в слаборазвитых неоднородных группах целесообразно делить людей на рабочие подгруппы в соответствии с психологической совместимостью. Если же группа работает в условиях временного дефицита, а задания относительно просты, то деятельность однородной группы будет более эффективной. Для успешной работы важны сложившиеся межличностные отношения. Взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы, если условия деятельности привычны или относительно просты. В противном случае – эффективнее работают группы с благоприятными взаимоотношениями. Эффективность деятельности может определять и форма ее организации: коллективно-кооперативная (тесное взаимодействие каждого с каждым и большая возможность взаимозависимости), индивидуальная (каждый работает независимо от других), скоординированная (соотнесение результата с деятельностью других). В большинстве случаев, за исключением сложных индивидуальных творческих работ, предпочтительнее коллективно-кооперативная форма. Успех деятельности определяет и стиль лидерства. Для группы, близкой к уровню коллектива, предпочтителен демократический, а иногда и либеральный стиль. Для групп со средним уровнем развития лучшие результаты дает гибкий стиль, сочетающий элементы директивности, демократичности, либеральности. В слаборазвитых группах наиболее эффективен директивный стиль с элементами демократичности. 3. Общение 1. Понятие и виды общения. 2. Роль общения в психическом развитии человека. 3. Техника и приемы общения. 4. Развитие общения. 1. Общение представляет собой процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит обмен информацией. В структуре общения можно выделить содержание, цель и средства. Содержание – это та информация, которая передается живыми существами при межиндивидуальных контактах. И человек, и животные могут передавать друг другу информацию о потребностях, об эмоциональных состояниях, сигналы об опасности. Однако люди способны обмениваться накопленными знаниями, жизненным опытом, умениями и навыками. Цель общения – это побудительная сила возникновения данной активности. Например, распространенной целью общения у животных является предупреждение об опасности или побуждение другого к определенным действиям. У человека цели общения могут быть достаточно разнообразными: например, развитие, обучение и воспитание, установление деловых контактов и др. У животных цели общения, как правило, ограничены удовлетворением биологических потребностей, у человека – это еще и удовлетворение культурных, эстетических, социальных, познавательных и других потребностей. Средства общения – способы, посредством которых передается, перерабатывается и расшифровывается передаваемая информация. В отличие от животных у человека в качестве основного средства общения выступает язык и другие знаковые системы, технические средства, письменность. Виды общения. Р. С. Немов находит четыре вида классификации видов общения по различным основаниям. 1. По содержанию: 1) материальное, когда в процессе общения обмениваются продуктами и предметами деятельности, служащими для удовлетворения насущных потребностей; 2) кондиционное – общение, в ходе которого происходит определенное влияние на самочувствие друг друга, т. е. общение, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние; 3) мотивационное – в процессе общения передаются установки, побуждения, которые готовят к выполнению определенных действий; 4) когнитивное – передача знаний друг другу; 5) деятельное – передача другому умений, навыков, обмен действиями и операциями. 2. По целям: 1) биологическое – общение, благодаря которому сохраняется, развивается и поддерживается функционирование организма, удовлетворяются органические потребности; 2) социальное – общение, предполагающее установление и развитие межличностных контактов, личностного роста. Эта классификация может быть расширена до бесконечности, так как можно выдвинуть бесчисленное количество частных целей общения в зависимости от потребностей человека. 3. По средствам: 1) непосредственное (путем использования данных природой органов – руки, ноги, голосовые связки и т. д.) и опосредованное (с применением специальных средств, предназначенных для передачи информации, – телефон, СМИ и т. п.); 2) вербальное (с помощью языка) и невербальное (путем использования неязыковых средств – мимика, жесты, прикосновения и т. п.). 4. В зависимости от мотивов общения: 1) деловое – возникает по ходу выполнения какой-либо совместной деятельности и призвано повысить эффективность этой деятельности; 2) личностное – передается информация о внутриличностных проблемах: о мотивах и интересах человека, о поиске смысла жизни, о разрешении внутриличностных конфликтов и т. п. Таким образом, процесс общения, особенно человеческого общения, очень богат по своему содержанию, целям и использованию средств. 2. От природы человек наделен определенным набором простейших форм поведения, которые являются необходимым условием как для выживания в первые дни после рождения, так и для психического развития в дальнейшем. Но будет ли человек Человеком, если его лишить общения с себе подобными? Рассмотрим этот вопрос на реальных жизненных примерах. В мае 1928 г. в немецком городе Нюрберге на улице подобрали юношу, не умеющего ни говорить, ни даже ходить. В письме, которое было при нем, указывалось, что юноша провел 16 лет в полном одиночестве, ничего не видя и не слыша, а пищей его были вода и хлеб. Только через пять лет этот молодой человек начал немного говорить, при этом его представления об окружающем соответствовали уровню малого ребенка. К сожалению, вскоре он погиб. Будущий физиолог-лингвист Гавино Ледда в возрасте семи лет согласно воле своего отца стал пастухом в горах и до 18 лет был почти лишен человеческого общения. Ему потребовались огромные усилия, чтобы вернуться в человеческое общество и стать его полноправным членом. 1920 г., Индия. Рид Сингх в стае волков заметил двух человеческих детенышей, которые оказались девочками (Амала, на вид ей было примерно 1,5 года, среди людей она прожила год, и Камала, внешне она соответствовала 8-летнему возрасту. Камала прожила в человеческом обществе до 17 лет. За четыре года она смогла выучить шесть слов, а еще через семь лет – 45 слов. К 17 годам ее отучили от волчьих повадок, однако в минуты опасности она вставала на четвереньки, а ее умственное развитие соответствовало 4-летнему ребенку. В труднодоступных районах Парагвая и по сей день живет племя гуайякимов. Этот народ ведет примитивный образ жизни, избегает людей, их основная пища – мед диких пчел, в поисках которого они постоянно кочуют. В 1957 г. французским этнографом Вилларом была предпринята экспедиция с целью изучения жизни этого племени. На одной из стоянок, торопясь ее покинуть, члены племени оставили маленькую девочку, которую ученый взял с собой во Францию. Спустя 20 лет эта девушка стала ученым-этнографом, знающим несколько языков, и ничем не отличалась от своих европейских сверстниц. Приведенные примеры являются ярким свидетельством того, что только благодаря человеческому общению младенец получает возможность нормального психического развития. Находясь в человеческом обществе, посредством общения с себе подобными ребенок с первых дней получает всю необходимую для индивидуального развития информацию. Еще одно средство психического развития – предметная деятельность – появляется лишь ко второму году жизни. Выделенные в первом параграфе виды общения развивают различные стороны психики и поведения. Рассмотрим это подробнее. Деловое общение – способствует формированию и развитию коммуникативных и организаторских способностей человека. Личностное общение – влияет на развитие человека как личности, формирует черты характера, интересы и склонности, жизненные цели и принципы, мировоззрение и т. п. Материальное – обеспечивает получение необходимых предметов материальной и духовной культуры. Кондиционное – способствует возникновению готовности к научению, оптимизирует другие виды общения. Когнитивное – развивает интеллектуальные способности. Мотивационное – дополнительный энергетический источник человека. Деятельное – обогащает и совершенствует различные виды деятельности. Биологическое – необходимый источник самосохранения организма. Социальное – служит развитию общественных форм жизни: групп, коллективов и т. д. Непосредственное – дает возможность использования данных от природы простых и эффективных средств и способов научения. Опосредованное – развивает способность к самообразованию и самовоспитанию человека. Невербальное – обеспечивает возможность психического развития до начала активного использования речи. Вербальное – способствует усвоению и развитию речи. Итак, значение общения в жизни человека огромно. С помощью общения происходит формирование личности человека. 3. Техника общения – это те способы, к которым прибегает человек, чтобы подготовиться к общению, и его поведение в ходе общения. Приемы общения – наиболее предпочтительные средства, выбираемые для процесса общения. Для эффективного протекания процесса общения перед его началом важно определиться с наиболее подходящей техникой и приемами общения. Они должны быть соотнесены с собственными интересами и с интересами партнера по общению. На начальном этапе техника общения заключается в принятии определенной позы, выражения лица, выборе соответствующего тона, жестов, правильно подобранных начальных слов. Выражение лица должно выражать отношение к партнеру, соответствовать цели сообщения и желаемому результату. Такие же требования предъявляются и к занимаемой позе. Иногда человек сознательно занимает ту или иную позу, принимает выражение лица, использует определенные жесты, чтобы наилучшим образом достигнуть желаемого результата. Рассмотрим более подробно значение некоторых жестов, которые могут влиять на ход общения. Психология жестов. Передаваемая словесно информация может быть воспринята неверно, если она сопровождается несоответствующими жестами. Знание психологии жестов поможет изменить свое поведение, вовремя закончить переговоры и т. д., если что-то идет не так, как хотелось бы. Жесты открытости: 1) раскрытые руки (руки ладонями вверх); 2) расстегивание пиджака. Жесты защиты: 1) руки, скрещенные на груди; 2) руки, зажатые в кулак. Раздумье и критическая оценка: 1) палец вдоль щеки; 2) наклоненная голова (поза внимательного слушания); 3) почесывание подбородка («хорошо, давайте подумаем»); 4) жесты с очками (медленно снятие, долгое протирание стекол и т. д.), к жесту прибегают также, если требуется время на обдумывание, при этом в рот берется дужка очков, говорить при этом сложно, так что остается внимательно слушать, обдумывая ответ; 5) хождение по комнате; 6) пощипывание переносицы. Подозрение и скрытность: 1) взгляд в сторону («что ты имеешь в виду?»); 2) защита рта рукой: во время речи – лживость; во время слушания – чувствует, что собеседник лжет; 3) прикосновение к носу – вариант 2 в замаскированной форме; 4) потирание века; 5) почесывание или потирание уха. Предостережение – нельзя возводить рассмотренные жесты в абсолют. Может быть, человек замерз и поэтому скрещивает руки, или у него просто чешется нос или ухо. Отношение к беседе: 1) ноги (или все тело) обращены к выходу – свидетельство того, что человек хочет закончить встречу, поэтому следует либо закончить разговор, либо перевести его в более интересное русло; 2) подпирание ладонью щеки и подбородка – свидетельство скуки, иногда путают с жестом внимательного слушания, но в этом случае указательный палец направлен вертикально к виску. Территориальные права: 1) интимная зона (от 15 до 46 см) – это психологическая собственность человека, право нарушить эту зону имеет только очень близкий человек, при вторжении чужого, например, при давке в общественном транспорте, человек испытывает раздражение и дискомфорт; 2) личная зона (от 46 см до 1,2 м) – расстояние для вечеринок и официальных встреч; 3) социальная зона (от 1,2 до 3,6 м) – зона для общения с посторонними людьми, например, на таком расстоянии следует находиться хозяину квартиры и сантехнику, чтобы не вызывать раздражения друг у друга; 4) общественная зона (более 3,6 м) – расстояние для общения с большой аудиторией. В ситуациях, когда ваш собеседник сидит, не следует нависать над ним, так как это воспринимается как ваше превосходство, а собеседник при этом чувствует себя очень маленьким. В условиях вынужденной скученности, когда нарушается интимная зона, рекомендуется придерживаться следующих правил: 1) не следует разговаривать даже со знакомыми людьми; 2) нельзя смотреть в упор на других; 3) нежелательно проявление на лице каких бы то ни было эмоций; 4) при наличии газеты, журнала, книги желательно погрузиться в чтение, хотя бы для видимости; 5) движения должны быть сдержанными; 6) при движении в лифте сосредоточьтесь на указателях этажей. Знаки внимания – это обращенные к собеседнику высказывания или действия, цель которых – поддержать человека, улучшить его самочувствие. Комплимент – это словесный знак внимания, который не учитывает конкретной ситуации общения. Например, делая сотруднице комплимент о ее внешнем виде, не обращается внимание на то, что она очень расстроена. Похвала – знак внимания, содержащий оценку, сравнение сдругими, причем в пользу того, к кому обращена похвала. «Вы лучше кого-то» подразумевает, что «кто-то хуже вас». Взрослые, считая, что ребенка надо чаще хвалить, и постоянно сравнивая его результаты с результатами других детей, могут сформировать зависимость от одобрения. Не получая этого одобрения во взрослой жизни, человек начинает испытывать дискомфорт. Поддержка – оказание человеку знака внимания тогда, когда ему это необходимо, и относительно того, в чем в данный момент имеются затруднения. Когда человеку оказывается поддержка, то обращаются к его личности вне зависимости от его успехов и неудач, ошибок и достижений. Техники слушания. Важнейшее условие продуктивного общения – это умение слушать. Умение слушать не означает простого молчания, это активный и достаточно сложный процесс, призванный повысить эффективность общения. Можно выделить следующие виды слушания: активное, пассивное, эмпатическое. Активное слушание предполагает уточняющие вопросы, парафраз по типу: «Правильно ли я вас понял, что…», причем следует обязательно дождаться ответа. Эта техника активно применяется в том случае, если собеседники обмениваются информацией. В тех ситуациях, когда собеседник находится в состоянии эмоционального стресса, сильного эмоционального возбуждения, эффективно пассивное слушание. Активное слушание бесполезно, так как человек не очень хорошо понимает свои действия и не контролирует эмоции. Сочувствующий собеседник дает возможность высказаться, демонстрируя свою готовность к поддержке. Следует не просто молчать, а показывать свою заинтересованность с помощью таких слов: «угу», «да-да», «конечно же» и т. п. Задача слушающего – поддерживать разговор до тех пор, пока собеседник не выговорится, поэтому можно использовать уточняющие вопросы: «А ты что?», «А ты как ответил?» и т. п. В случаях, когда в процессе общения решаются проблемы, значимые для личности, эффективно применение эмпатического слушания. Эту технику следует использовать тогда, когда человек сам готов с вами поделиться своими проблемами. Эмпатическое слушание предполагает, что отражаются чувства собеседника, его переживания, не допускаются замечания, интерпретирующие его мотивы («так это у тебя потому, что…»). Итак, техника и приемы общения достаточно разнообразны и зависят от коммуникативных способностей человека, его возраста, профессиональной деятельности, вида общения. 4. Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе. В процессе филогенеза меняется содержание общения. Это изменение проявляется в следующем: 1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных свойствах окружающего мира + знания о мире. Первые два этапа общие для человека и животных, третья ступень присуща только человеку; 2) появление новых потребностей приводит к обогащению целей общения; 3) развитие средств общения происходит по нескольким направлениям: а) развитие органов, приспособленных для коммуникации, например, рук; б) появление возможности экспрессивных движений (мимика, пантомимика); в) изобретение и начало использования знаковых форм; г) появление, совершенствование технических средств. В онтогенезе общение развивается следующим образом ( Немов, 1995): 1) от рождения до 2–3 месяцев – контактное, биологическое по содержанию общение, направленное на удовлетворение органических потребностей младенца. Основное средство – элементарная жестикуляция и мимика; 2) от 2–3 месяцев до 8-10 месяцев – этап начального познания, начало деятельности органов чувств, появление потребности в новых ощущениях; 3) от 8-10 месяцев до 1,5 лет – общение становится скоординированным, невербальным – вербальным, основная цель – удовлетворение познавательной потребности; к концу периода начинает активно использоваться язык как средство общения; 4) от 1,5 до 3 лет – появляется деловое и игровое общение, что обусловлено развитием предметной деятельности и игры. Здесь начало разделения делового и личностного общения; 5) от 3 до 6–7 лет – способность к произвольному выбору того или иного вида общения в зависимости от природных данных или наиболее освоенного способа; развитие сюжетно-ролевого общения; 6) школьный возраст – ускоренный интеллектуальный и личностный рост ребенка приводит к большому разнообразию содержания общения, дифференциации целей и совершенствованию средств; наблюдается четкое разделение делового и личностного общения. Таким образом, психологически развитого человека отличает выраженная потребность в общении с различными людьми, богатство содержания, многообразие целей и широкий спектр средств общения. 4. Личность в группе 1. Влияние группы на личность. 2. Восприятие и понимание людьми друг друга. 3. Самочувствие личности в группе. 1. Рефентная (значимая) группа может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности. Положительное влияние: 1) члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры; 2) в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм; 3) в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности; 4) от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки; 5) члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях. Отрицательное влияние: 1) потеря личностью своей индивидуальности, отказ от собственных взглядов – «обезличивание»; Причины обезличивания: а) анонимность; б) высокий уровень эмоциональной возбужденности; в) сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг; г) высокая сплоченность группы ведет к конформизму; д) сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида (Немов, 1995); 2) группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей. Коллективное творчество иногда более низкого качества, чем результат творчества одаренной личности. Таким образом, влияние группы на личность неоднозначно и может быть как положительным, так и отрицательным. 2. Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга: 1) имплицитная теория личности, согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ; 2) эффект первичности (эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем. Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние; 3) эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление. Эффекты ореола и новизны могут быть объяснены изученным ранее эффектом края (см. тему «Память»). При восприятии людьми друг друга первостепенное значение имеют выражение лица, особенно глаза и губы, и движение рук, в первую очередь пальцев. Оценивание эмоциональных состояний. Как показывают экспериментальные данные, люди в 30–50 % случаев дают неверные оценки эмоциональных состояний окружающих людей, причем положительные эмоции оцениваются более правильно, чем отрицательные. К числу наиболее правильно оцениваемых положительных эмоций относятся радость, затем – восхищение. Плохо оцениваются такие отрицательные эмоции, как обида, гнев, тоска. Формы восприятия и понимания человека человеком: 1) аналитический – распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой; 2) эмоциональный – наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности). Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением; 3) перцептивно-ассоциативный – обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги; 4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов. Наиболее часто в качестве базовых социальных типов выступают люди разных профессий, социального положения и т. д. Такой способ характерен для философов, политиков, руководителей, социологов. Факторы, мешающие правильному восприятию людей: 1) неправильная оценка целей и задач общения, намерений, мотивов, самочувствия людей, форм их поведения, а также состояния дел; 2) уже имеющиеся установки, оценки, убеждения («Я и так уже все про него знаю…»); 3) стереотипы восприятия, в соответствии с которыми производится классификация людей; 4) стремление скорее дать свое заключение; 5) нежелание прислушиваться к мнению других; 6) несмотря на вновь накапливаемую информацию, раз высказанное мнение не меняется. Итак, знание механизмов восприятия людьми друг друга позволяет делать общение более продуктивным. 3. Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе. Во многом эмоциональное состояние личности определяется психологическим климатом группы. Если преобладает нездоровая атмосфера, то налицо частые конфликты – как между отдельными членами группы, так и между отдельными группировками внутри группы. Внутригрупповые конфликты опасны своими последствиями. Так, экспериментально доказано, что время, потраченное на сам конфликт, примерно в два раза меньше, чем время послеконфликтных переживаний (разница составляла примерно 12–20 минут). Отрицательные взаимоотношения в группе способствуют формированию у личности повышенной тревожности, провоцируют межличностные конфликты. Тревожность проявляется в повышенной склонности индивида к отрицательным переживаниям, к ожиданию неблагоприятного развития событий. Различают личностную и ситуативную тревожность. Личностная тревожность – это свойство личности индивида. Ситуативная тревожность – состояние тревожности возникает при временных неблагоприятных ситуациях. Межличностные конфликты. Межличностные конфликты в своем развитии проходят четыре стадии: возникновение конфликтной ситуации, осознание этой ситуации как объективной реальности, конфликтное поведение, разрешение конфликта. Исследователи выделяют четыре наиболее распространенных способов поведения в конфликте. 1. Сотрудничество – является оптимальным почти во всех конфликтных ситуациях. 2. Компромисс – к этому способу следует прибегать, если партнер спровоцировал «пожарную» ситуацию. 3. Приспособление – возможно, если партнер действительно прав. 4. Соперничество – чаще всего используемый способ, но его эффективность минимальна. Принципы управления конфликтом: 1) следует определиться, действительно ли необходимо обострять ситуацию, доводя ее до конфликта. Для этого желательно ответить на следующие вопросы: а) нужно ли устранять конфликт или следует рассматривать ситуацию как двигатель прогресса; б) нельзя ли устранить противоречия мирным путем; в) если мирный вариант невозможен, то хватит ли возможностей, чтобы оказаться в выигрыше; г) если сил маловато, то как надолго может затянуться конфликт (важно рассчитывать свои силы); 2) собственные эмоции мешают правильно оценить ситуацию, поэтому следует осуществлять контроль над их проявлением; 3) следует проанализировать истинные причины конфликта, которые могут быть скрыты за мнимыми; 4) стремиться максимально локализовать границы конфликта; 5) отказаться от чрезмерной сосредоточенности на самозащите; 6) может быть полезной переформулировка аргументов противника; 7) проявление активности даже в случае поражения поможет держать инициативу в своих руках, задавая: а) тематику («Давай вернемся к тому, с чего начали…»); б) эмоциональный тон («Держи себя в руках…»); в) язык общения («Пожалуйста, без оскорблений…»). Способы разрешения конфликта: 1) прямые методы – когда ведется работа непосредственно с участниками конфликта: а) руководитель поочередно выслушивает каждого из конфликтующих, требуя не эмоций, а конкретных фактов, затем принимает решение; б) конфликтующие проговаривают свои претензии к оппоненту в присутствии группы. Члены группы высказывают свои мнения, с учетом которых руководитель принимает окончательное решение. в) если конфликт не находит своего разрешения, вводятся административные санкции; г) в случае, когда и пункт в) не помогает, желательно изолировать конфликтующих друг от друга. 2) косвенные способы, предложенные А. Б. Добровичем, предполагают в качестве главного действующего лица при разрешении конфликта «третейского судьи»: а) принцип выхода чувств – предоставляется возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции по поводу кого-то или чего-то, им сделанного что обычно, снимает накал страстей; б) принцип эмоционального возмещения – действенное сочувствие неправому, а неправы обычно оба, которое чаще всего порождает у него проявление раскаяния; в) принцип авторитетного третьего (остающегося тайной для конфликтующих) – использование всем известного и уважаемого ими лица в качестве «посланца доброй воли»; г) принцип принудительного слушания, когда «третий» предлагает конфликтующим отвечать оппоненту только после того, как они повторят последнюю реплику или смысл тирады, что, как правило, наглядно демонстрирует ссорящимся, что они не слышат друг друга; д) принцип обмена позициями – тот же «авторитетный третий» предлагает враждующим поменяться местами и от имени друг друга продолжать ссору, что позволяет им увидеть себя со стороны глазами другого; е) принцип расширения духовного горизонта спорящих – реализуется путем записи ссоры на диктофон и предъявления ее конфликтующим, что обычно вызывает не просто их удивление, а даже шоковое состояние от того, что они услышали. Итак, малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношение людей друг к другу, что в случае негативных отношений выражается в повышении тревожности личности, ее фрустрации и межличностных конфликтах. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|