• 1. Психическое развитие ребенка младенческого возраста
  • 2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте
  • 3. Психология дошкольника
  • 4. Психологические особенности младшего школьника
  • 5. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста
  • ЛЕКЦИЯ № 4. Психология возрастных различий

    1. Психическое развитие ребенка младенческого возраста

    1. Врожденные формы психики и поведения.

    2. Развитие познавательной сферы.

    3. Личностные новообразования младенчества.

    1. Ребенок появляется на свет беспомощным, имеющим лишь очень ограниченный набор безусловных рефлексов (сосательный, ориентировочный, оборонительный) и некоторых двигательных – атавистических рефлексов (цеплятельный, плавательный, отталкивания).

    К моменту рождения ребенка кора больших полушарий мозга еще полностью не сформировалась: количество отростков у нервных клеток очень мало и они еще не покрыты миелиновой оболочкой.

    Результатом является быстрое распространение возбуждения по коре и трудность образования условных рефлексов.

    Однако такое обстоятельство следует рассматривать как положительное, так как младенец обладает большими возможностями для усвоения нового опыта.

    Эксперименты, проводимые с детьми, возраст которых всего 1,5 суток, показали, что при воздействии на орган зрения цветовых раздражителей в коре регистрируются различные электрические потенциалы, что означает возможность формирования условных рефлексов.

    Укажем некоторые условные рефлексы, которые образуются у ребенка уже на первом месяце жизни.

    Рефлекс голодного возбуждения может сформироваться уже на 5–7 день жизни.

    Если ребенка кормить строго через определенные периоды времени, то он быстро привыкает к режиму, просыпается и криком показывает, что ему пора есть.

    Рефлекс на положение под грудью проявляется к концу второй недели жизни.

    Его суть в следующем: если с первых дней жизни мать кормит ребенка грудью, для чего берет его на руки и придает определенное положение под грудью, то уже на 9-15 день матери достаточно взять ребенка на руки и придать обычное для кормления положение, чтобы младенец начал производить сосательные движения, хотя слизистая рта ребенка не раздражается.

    Итак, в новорожденный период еще возможно наблюдать проявление врожденных форм поведения, формирование же условных рефлексов начинается на первом месяце жизни.

    2. Процесс познания окружающего мира начинается с момента рождения.

    Первым активно развиваться начинает зрение. Месячный ребенок способен производить следящие движения глазами, сначала в горизонтальной плоскости, затем в вертикальной, а к двум месяцам начинают фиксироваться элементарные движения глаз.

    На втором месяце жизни возникает зрительное сосредоточение, однако вплоть до 2–4 месячного возраста зрение младенца еще относительно слабое.

    Примерно со второго месяца младенец способен различать простые цвета, а на 3–4 – формы предметов.

    Вероятно, что за две первые недели жизни у новорожденного сформировался единый образ лица и голоса матери.

    Как показали наблюдения и эксперименты, младенец проявляет беспокойство, если он видит лицо матери, но слышит совсем другой голос, и, наоборот, если видит незнакомого человека, который говорит голосом матери.

    На втором месяце жизни ребенок начинает проявлять эмоционально-двигательное возбуждение, если взрослый начинает с ним общаться («комплекс оживления»).

    3-4 месячный малыш своим поведением демонстрирует предпочтение общению со знакомыми ему людьми.

    Около восьми месяцев ребенок беспокоится, если видит незнакомого человека или попадает в незнакомую обстановку, даже если рядом находится мама.

    Это чувство боязни продолжает прогрессировать и достигает максимума примерно к 14–18 месяцам жизни ребенка, а затем постепенно угасает.

    В такой реакции, вероятно, проявляется чувство самосохранения, когда ребенок начинает осваивать новые пространства в связи с прямо хождением, а защитные реакции еще слабы.

    Вскоре после рождения ребенок в состоянии различать тембр, громкость и высоту звуков, после 3–4 месяцев узнает лицо и голос матери в любое время дня, а в 8-12 месяцев – предметы, причем даже по отдельным частям.

    В это время начинается активный поиск внезапно исчезнувших из поля зрения предметов, что говорит о способности ребенка сохранять в памяти образ предмета.

    Самостоятельное передвижение в пространстве приводит к развитию восприятия глубины у младенца.

    В течение второго полугодия первого года жизни ребенок может восстановить образ предмета по памяти.

    Таким образом, восприятие и память начинают развиваться уже с первых дней жизни, постепенно совершенствуясь и развиваясь.

    В развитии речи младенца можно выделить следующие этапы:

    1) в первый месяц жизни наблюдается повышенный интерес к человеческой речи;

    2) в возрасте около месяца начинается произнесение простейших звуков;

    3) в 2–4 месяца ребенок как бы «кряхтит», «гукает»;

    4) в 4–6 месяцев наблюдается повторение простых слогов, «гуление» – протягивание гласных;

    5) с 6 месяцев в речи ребенка появляются слоги, лепет;

    6) в 9-10 месяцев младенец способен произнести первые слова.

    Во второй половине первого полугодия ребенок начинает выразительными движениями реагировать на речь взрослого, что может свидетельствовать о понимании младенцем этой речи, хотя первоначально дети лучше понимают жесты, чем слова.

    В 6–6,5 месяцев ребенок способен связать предмет со словом, его обозначающим.

    К концу первого года жизни малыш понимает приблизительно 10–20 слов. 7–8 месячный ребенок выполняет простые движения в соответствии со словесной инструкцией, а в последние месяцы первого года может устанавливать простейшие связи между предметами. Эти отношения между предметами устанавливаются при помощи практических проб, что является проявлением наглядно-действенного мышления.

    Как правило, малыш понимает связи между теми предметами, которые ему показал взрослый.

    Таким образом, к концу младенческого возраста на основе организованных взрослыми действий возникают элементарные формы мышления, первые слова, активно развивается пассивная речь.

    3. Утверждение, что личностное развитие ребенка начинается с 2–3 лет, не совсем верно. Это справедливо лишь в отношении проявления внешних признаков, однако процесс образования этих личностных свойств начинается гораздо раньше их внешнего проявления.

    Такие выводы можно сделать, исходя из следующих положений:

    1) никакое психологическое качество сразу же в готовом виде не появляется;

    2) многие личностные качества проявляются лишь по прошествии довольно длительного времени с того момента, когда они начали формироваться.

    Таким образом, можно предположить, что личностное формирование ребенка начинается уже на первом году жизни, но внешне это проявляется позднее.

    Есть данные, говорящие о том, что многие личностные качества, проявляющиеся, прежде всего, в отношениях с другими людьми, корнями уходят во взаимоотношения матери с младенцем.

    Уже с первых дней жизни малыши своеобразно реагируют на речь взрослых, воспроизводя в движениях ритм произносимых слов.

    Производился покадровый анализ видеозаписи движений рук и пальцев новорожденного, который показал, что при обращении к нему взрослого ритм их микродвижений совпадал.

    Такое синхронное взаимодействие до сих пор выявлено только у человека.

    Экспериментально также удалось выявить у новорожденных способность к подражанию.

    Даже шестидневные малыши высовывают язык, открывают рот, глаза, если подобные движения производит мать, и это не является результатом совпадения.

    Итак, личностное развитие ребенка начинается уже на первом году жизни.

    2. Особенности психики и поведения в раннем возрасте

    1. Общая характеристика развития ребенка от года до трех лет.

    2. Предметная и игровая деятельность в раннем возрасте.

    3. Познавательное развитие ребенка раннего возраста. Развитие речи.

    4. Развитие личности в возрасте от года до трех лет. Кризис «Я сам».

    1. На втором году жизни в развитии ребенка начинается новый этап.

    Малыш активно растет, прибавляет в весе. Происходит перестройка функционирования организма.

    Именно поэтому от взрослых требуется повышенное внимание к охране ребенка от физических перегрузок, защите от инфекционных заболеваний.

    Ранний возраст очень значим в становлении психики, поведения, личностного развития ребенка, так как велики те качественные преобразования, которые с ним происходят.

    Психологи даже склонны предположить, что три года – это середина пути развития от рождения до зрелости.

    По сравнению с новорожденным трехлетний малыш владеет многими предметами домашнего обихода, пользуется ложкой, способен к самообслуживанию, общается с окружающими при помощи активной речи, в состоянии следовать элементарным правилам поведения.

    Выделим основные достижения раннего возраста, влияющие на психическое развитие ребенка:

    1) овладение прямой походкой;

    2) овладение активной речью;

    3) развитие предметной деятельности.

    Остановимся подробнее на роли прямохождения для психического развития ребенка.

    В результате самостоятельного перемещения ребенку становится доступным более широкий круг предметов, с которыми он может взаимодействовать, используя не только руки и глаза, но и все туловище, ноги.

    Это не только игрушки, но и предметы домашнего обихода: посуда, обувь, мебель и др. Движения ребенка при этом становятся более согласованными и точными, скоординированными, что ведет к развитию устойчивости внимания, точности восприятия, формированию волевых качеств.

    Самостоятельное хождения приводит к знакомству с крупными предметами, ребенок получает возможность узнать их с различных сторон, усваивая таким образом понятия величины, формы; учится ориентироваться в пространстве, развивая глазомер. Преодолевая трудности и препятствия, встречающиеся у него на пути, малыш решает задачи при помощи практических действий, тренируя свое мышление и волевую сферу, получает при этом разнообразные эмоции.

    Таким образом, овладение прямой походкой существенно влияет на психическое развитие ребенка на втором году жизни.

    2. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является предметная деятельность, а в результате действий с предметами активно развивается психика ребенка.

    Из всех действий, которые осваивает ребенок в раннем детстве, наиболее значимыми для развития психики являются соотносящиеся и орудийные.

    Соотносящиеся действия направлены на приведение предметов или их частей к какому-либо взаимному соответствию, например, складывание пирамидки, матрешек.

    Орудийные действия предполагают воздействие одного предмета (орудие) на другие, например, применение ложки во время еды, совочка для игры в песке.

    К концу раннего детства начинают складываться и другие виды деятельности, которые будут активно востребованы за пределами этого возраста.

    Это, прежде всего, сюжетно-ролевая игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

    В ролевой игре действия с предметами становятся вторичными, а на первый план выходит воспроизведение трудовых действий и общественных отношений.

    Содержание начальных игр включает всего два-три действия, к трехлетнему возрасту ребенок осваивает сюжетные игры. На третьем году жизни дети начинают широко использовать в играх предметы-заместители (например, вместо градусника – палочка), что является важным приобретением в психическом развитии ребенка.

    Рисование начинает формироваться уже около года, когда ребенок еще только способен держать в руке карандаш.

    Сначала дети изображают каракули, усматривая в них какие-то образы, к трем годам излюбленным рисунком становится закругленная линия, с помощью которой изображаются практически все объекты и предметы (стадия «головоногов»).

    Конструирование еще элементарное. Ребенок копирует образцы, показанные взрослыми.

    Итак, наибольшее влияние на психическое развитие ребенка оказывает предметная деятельность, но все более активно развиваются другие виды деятельности.

    3. Начало раннего возраста характеризуется несовершенством в развитии познавательных процессов.

    Это относится и к восприятию. Ребенок ориентируется в окружающей обстановке и предметах, однако часто ориентировка происходит на основе какого-либо одного, бросающегося в глаза признака, например, ребенок обозначает словом «пти» (птичка) все предметы, у которых есть выступ – клюв.

    Сравнение предметов происходит посредством внешних действий, но к концу возрастного этапа в простых случаях может осуществляться при помощи зрения.

    На третьем году жизни часто в качестве постоянного образца для сравнения ребенок использует хорошо знакомые предметы (треугольные предметы – «как домик», «как крыша», овальные – «как яичко» и т. п.).

    В этом же возрасте ребенок способен различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, многоугольник, и все основные цвета спектра.

    Ведущим видом мышления в раннем возрасте является наглядно-действенное, тем не менее ребенок уже способен простые мыслительные действия выполнять в уме.

    В элементарных случаях дети могут производить обобщения по таким существенным признакам, как цвет, форма, величина.

    Ранний возраст – это наиболее благоприятный (сензитивный) период для овладения речью.

    Около года ребенок умеет произносить отдельные слова, его словарный запас составляет от 4 до 10 слов.

    Примерно в два года малыш говорит простыми предложениями, а к четырем – почти так же, как и взрослые.

    Развитие речи идет по следующим направлениям:

    1) совершенствование понимания речи (пассивная речь);

    2) формируется собственная активная речь.

    Подробнее остановимся на развитии активной речи.

    Словарный запас ребенка 1,5 лет составляет от 30–40 до 100 слов, к концу двух лет – примерно 300 слов, а к трем годам – уже 1200–1500 слов.

    В возрасте от года до полутора лет ребенок начинает называть вещи своими именами, но при этом усваивает лишь отдельные свойства предметов.

    На начальном этапе овладения речевой структурой ребенок усваивает слоги, вначале ударные, затем удвоенные и однослоговые слова.

    В это время еще не происходит построение предложений, а в качестве таковых выступает одно, позже два слова, не изменяющихся по родам и падежам.

    В 1,5–2 года речь ребенка еще мало похожа на речь взрослого человека. Такая речь называется автономной.

    Взрослым не следует поддерживать эту речь, иначе она может сохраняться длительное время.

    Овладение речью имеет огромное значение для различных сторон психического развития ребенка, под ее влиянием перестраиваются психические процессы ребенка, благодаря чему начинается активное познание окружающего мира.

    4. На протяжении раннего возраста происходит постепенное усвоение ребенком человеческих форм поведения. Малыш хочет получить от взрослого похвалу и огорчается, если им недовольны. Продолжает формироваться чувство симпатии по отношению к другим людям, что может выражаться в сочувствии, желании поделиться игрушками.

    В этом периоде происходит усвоение ребенком своего имени. Малыш достаточно рано отождествляет себя со своим именем, отстаивает право на него и протестует, если его ошибочно называют другим именем.

    К концу 3-го года жизни появляется осознание себя как отдельной личности, что свидетельствует о начале кризиса, который психологи называют «Я сам».

    Этот кризис имеет очень яркие внешние проявления. Назовем самые яркие симптомы.

    1. Негативизм – ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил взрослый.

    2. Упрямство – ребенок настаивает на чем-то не потому, что этого сильно хочется, а потому, что не хочет уступить.

    3. Строптивость – недовольство по всякому поводу.

    4. Своеволие, своенравие – стремление ребенка к самостоятельности, желание все делать самому.

    Перечисленные признаки являются основными, характерными для большинства детей, однако психологи выделяют и ряд второстепенных симптомов.

    5. Протест (бунт) – поведение приобретает протестный характер, часто возникают ссоры с родителями, братьями, сестрами.

    6. Обесценивание – ребенок начинает употреблять ругательные слова, ломает игрушки и т. п.

    7. В семье с единственным ребенком возможно проявление деспотизма, с несколькими детьми – ревности по отношению к родителям.

    В период этого кризиса происходит перестройка социальной позиции ребенка по отношению к окружающим людям, возникают мотивы, связанные с проявлением личности ребенка.

    Взрослым следует помнить, что осознание детьми своих возможностей, как правило, не соответствует самим возможностям, поэтому надо чаще создавать игровые ситуации, где возможно разрешить возникающие конфликты.

    Таким образом, в период раннего детства происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих его людей.

    3. Психология дошкольника

    1. Предметная деятельность и игра в дошкольном возрасте.

    2. Познавательные процессы дошкольника.

    3. Развитие личности в дошкольном возрасте.

    4. Готовность ребенка к обучению в школе.

    1. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте становится игра. Однако на протяжении всего возрастного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.

    Младшие дошкольники (3–4 года) в основном играют в одиночку.

    Продолжительность игр, как правило, ограничивается 15–20 минутами, а сюжетом является воспроизведение действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

    Средние дошкольники (4–5 лет) предпочитают уже совместные игры, в которых главным является имитация отношений между людьми.

    Дети четко следят за соблюдением правил в выполнении ролей. Распространены тематические игры с большим количеством ролей.

    Впервые начинают проявляться лидерские и организаторские способности.

    В среднем дошкольном возрасте активно развивается рисование. Характерен схематичный, рентгеновский рисунок, когда прорисовывается то, что внешне не просматривается, например, при изображении в профиль прорисовываются оба глаза.

    Начинают вызывать активный интерес игры-соревнования, которые способствуют формированию у детей мотивов достижения успехов.

    Старший дошкольник (5–7 лет) способен играть длительное время, даже в течение нескольких дней.

    В играх большее внимание обращается на воспроизведение морально-этических норм.

    Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.

    Рисунок ребенка становится объемным, сюжетным.

    Таким образом, на протяжении дошкольного детства последовательно развиваются и совершенствуются игры с предметами, сюжетно-ролевая игра, конструирование, рисование, домашний труд.

    2. В дошкольном возрасте активно развивается сенсорная сфера. Ребенок совершенствуется в точности восприятия цвета, величины, формы, веса и т. д. Он способен заметить различие между разновысотными звуками, звуками, похожими по произношению, усвоить ритмический рисунок, определить положение предметов в пространстве, промежутки времени.

    Восприятие ребенка-дошкольника будет более точным, если вызывается яркими раздражителями и сопровождается положительными эмоциями.

    К старшему дошкольному возрасту резко возрастает осмысленность восприятия, т. е. представления об окружающем расширяются и углубляются.

    Мышление дошкольника представлено тремя видами: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим. В начале дошкольного периода большинство задач ребенок решает с помощью практических действий.

    К старшему дошкольному возрасту ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление. На фоне его бурного развития начинает закладываться фундамент логического мышления, которое будет столь необходимым в период школьного обучения.

    Внимание ребенка на протяжении всего дошкольного возраста продолжает оставаться непроизвольным, хотя и приобретает большую устойчивость и сосредоточенность.

    Правда, чаще всего ребенок бывает сосредоточенным, если занимается интересной, захватывающей деятельностью.

    К концу дошкольного периода ребенок способен сохранять устойчивое внимание при выполнении интеллектуальной деятельности: решении головоломок, отгадывании ребусов, шарад, загадок и т. п.

    Память дошкольника имеет следующие особенности:

    1) наиболее развита образная память, в том числе такая ее разновидность, как эйдетическая;

    2) запоминание происходит лучше, если оно организовано в ходе игровой деятельности, характерно непроизвольное запоминание;

    3) при постановке мнемической задачи запоминание происходит механически, т. е. путем повторения;

    4) дошкольник с удовольствием слушает уже слышанное ранее, таким образом тренируя свою память;

    5) хорошо развита эмоциональная память, большая впечатлительность ребенка приводит к тому, что мы сохраняем большое количество ярких образов детства.

    Рассмотрим особенности воображения дошкольника:

    1) образы воображения легко возникают.

    2) «продукты» фантазии отличаются противоречивостью: с одной стороны, ребенок «страшный» реалист («Так не бывает»), с другой – большой фантазер;

    3) образы воображения дошкольника отличаются яркостью, эмоциональностью, оригинальностью замыслов, хотя чаще всего эти замыслы отталкиваются от уже ранее известного (воссоздающее воображение);

    4) часто фантазии ребенка направлены на будущее, хотя в этих образах он очень непостоянен.

    В дошкольном возрасте продолжает активно совершенствоваться речь ребенка. Этому способствует игровая деятельность, по ходу которой дети договариваются о правилах, распределяют роли и т. д.

    Идет овладение нормами грамматики, склонениями и спряжениями, сложными предложениями, правилами употребления соединительных союзов, суффиксов и приставок.

    В качестве средства общения ребенок употребляет речь следующих видов:

    1) ситуативную;

    2) контекстную;

    3) объяснительную.

    Ситуативная речь часто бывает понятной лишь собеседнику, посторонним остается недоступной, в ней много словесных шаблонов, наречий, отсутствуют имена собственные, выпадает подлежащее.

    По мере овладения ребенком более сложными видами деятельности, речь становится развернутой, включая пояснения ситуации.

    Такая речь называется контекстной. В старшем дошкольном возрасте у ребенка складывается объяснительная речь, когда сохраняется последовательность изложения, выделяется главное.

    В дошкольном возрасте достаточно часто встречается и эгоцентрическая речь.

    Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью и выражается в комментировании своих действий вслух, ни к кому конкретно при этом не обращаясь.

    Итак, в дошкольном возрасте возрастает произвольность действий и психических процессов ребенка, углубляются и расширяются знания об окружающем мире.

    3. Личностное развитие дошкольника включает:

    1) понимание окружающего мира и своего места в этом мире;

    2) развитие эмоциональной и волевой сферы.

    Отношение взрослого к ребенку во многом определяет становление его личности.

    При этом важным становится соблюдение норм общественной морали. Дошкольник эти нормы может усваивать следующими способами:

    1) подражая близким людям;

    2) наблюдая за трудом взрослых;

    3) слушая чтение рассказов, сказок, стихов;

    4) подражая сверстникам, которые пользуются вниманием со стороны взрослых;

    5) через средства массовой информации, прежде всего телевидение.

    Младшие дошкольники усваивают культурно-гигиенические навыки, распорядок дня, правила обращения с игрушками, книгами; средние и старшие дошкольники – правила взаимоотношения с другими детьми.

    В дошкольном возрасте начинает активно формироваться самосознание ребенка, что проявляется в самооценке.

    На начальном этапе ребенок учится оценивать персонажей сказок, рассказов, затем переносит эти оценки на реальных людей, и только к старшему дошкольному возрасту начинает складываться умение правильно оценивать себя.

    На протяжении всего дошкольного возраста чувства сопровождают поведение ребенка.

    Малыш еще не в состоянии полностью контролировать свои эмоциональные переживания, его настроение может быстро меняться на противоположное, однако с возрастом чувства приобретают большую глубину и устойчивость.

    Повышается «разумность» чувств, что объясняется ускорением умственного развития.

    Все чаще можно наблюдать проявление таких чувств, как чувство радости и гордости за выполненное дело, или противоположных – чувств огорчения и стыда, если дело не выполнено, чувство комического (дети придумывают словесные перевертыши), чувство прекрасного.

    К концу дошкольного возраста ребенку в некоторых случаях удается сдерживать бурные проявления чувств.

    Он постепенно овладевает пониманием невербального языка эмоций.

    Таким образом, личностное развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в результате активного взаимодействия с взрослыми людьми.

    4. Подробнее остановимся на рассмотрении психологической готовности к обучению в школе, под которой понимается «необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников» (И. В. Дубровина, 1997).

    Иными словами, ребенок, находясь в группе сверстников, должен быть в состоянии усваивать школьный материал.

    Существуют различные мнения на предмет выделения параметров психического развития ребенка.

    Л. И. Божович выделяла: уровень мотивационного развития, включающий познавательные и социальные (стремление занять определенную позицию в группе сверстников) мотивы учения; достаточный уровень развития произвольности и определенный уровень развития интеллектуальной сферы, при этом приоритет отдавался мотивационному развитию.

    Готовность к школьному обучению предполагает сформированность «внутренней позиции школьника», что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

    Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

    Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

    Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: «позиции школьника».

    Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

    Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

    Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

    Эмоциональная готовность – это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности.

    Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

    Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

    4. Психологические особенности младшего школьника

    1. Психологические особенности начального этапа обучения.

    2. Умственное и познавательное развитие детей младшего школьного возраста.

    3. Формирование личности в младшем школьном возрасте.

    1. Начальный этап школьного обучения находится в возрастном диапазоне от 6–7 до 10–11 лет. Рассмотрим психологическую специфику данного этапа.

    С каким бы уровнем готовности не поступал ребенок в школу, он не в состоянии сразу же включиться в школьную жизнь.

    Необходим более или менее длительный период приспособления, или адаптации к школе. Процесс адаптации подчиняется психологическим закономерностям, которые следует учитывать в работе с первоклассниками.

    Можно выделить три уровня адаптации:

    1) высокий уровень адаптации: отношение к школе у первоклассника положительное, учебный материал осваивается относительно легко, на уроках внимателен и прилежен, охотно участвует в общественной работе, в группе сверстников имеет высокий социальный статус;

    2) средний уровень адаптации: ученик положительно относится к школе, учебный материал усваивается, если преподносится подробно и наглядно, самостоятельно решает типовые задачи, поручения хорошо выполняет при контроле со стороны взрослого, внимание сосредоточено, если выполняет интересное дело, добросовестно выполняет общественные поручения, имеет много друзей среди одноклассников;

    3) низкий уровень адаптации: отношение школьника к обучению в школе отрицательное или индифферентное, преобладает сниженный фон настроения, часты жалобы на здоровье, нарушает дисциплину, с трудом самостоятельно выполняет задания, в классе не имеет друзей, учебный материал усваивается отрывочно. Адаптация будет проходить успешнее, если ребенок психологически готов к обучению в школе, при этом очень важно, чтобы в семье была дружеская атмосфера, отсутствовали конфликты.

    Еще одна проблема, которую необходимо решать в начальной школе, – это существующие у детей различия в мотивациях, уровне развития психических процессов, знаниях, умениях и навыках.

    Эти различия приводят к тому, что в одних случаях обучение воспринимается как очень легкий, а потому неинтересный процесс, в других – как чрезвычайно трудный и тяжелый, и только для некоторых находится в соответствии с их уровнем.

    Перед педагогами и психологами стоит задача психологического выравнивания детей, подтягивание отстающих, в то же время не следует забывать и об одаренных детях.

    И в том, и в другом случае проблем очень много, и зачастую их можно разрешить лишь в процессе индивидуализации обучения, создания соответствующих уровню развития детей классов (классы выравнивания), подбору индивидуальных программ обучения и т. п.

    Еще одна важная проблема, стоящая перед начальной школой – это различия в физическом развитии детей.

    Обязанность педагогов и психологов – ознакомиться с медицинскими картами детей, поступающих в школу, побеседовать c родителями, чтобы затем на уроках суметь правильно понять поведение ребенка, оценить его учебные достижения.

    Дети, имеющие физические недостатки, требуют щадящего к себе отношения, соблюдения психогигиенических и психологических требований.

    Таким образом, на начальном этапе обучения требуется повышенное внимание к школьникам со стороны родителей и педагогов, чтобы процесс адаптации прошел более быстро и безболезненно.

    2. Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов.

    Хуже воспринимаются символические и схематические изображения, лучше – наглядный материал.

    Малый жизненный опыт не позволяет школьникам точно оценивать время и пространство.

    Часто являются абстракцией исторические даты, детям трудно понять отдаленность событий во времени, в большинстве случаев значительно недооцениваются маленькие и переоцениваются большие интервалы времени.

    Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и написании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при измерении и пр.

    Главная особенность внимания младшего школьника – это относительно слабая произвольность.

    За время обучения в начальной школе все свойства внимания, кроме переключения, становятся почти такими же, как у взрослого.

    Переключение же в этом возрасте развито даже лучше, чем у взрослых, что объясняется подвижностью нервных процессов.

    Школьное обучение способствует развитию памяти младшего школьника.

    Достаточно быстро в первые школьные годы развивается механическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенку хватает для усвоения материала и механической.

    Если не уделять должного внимания в эти годы становлению опосредованного, логического запоминания, это отрицательно скажется на обучении в среднем и старшем звене школы.

    Интеллектуальное развитие младшего школьника идет по следующим направлениям:

    1) широкое использование речи в качестве средства мышления;

    2) три вида мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга.

    Если какой-либо из видов мышления не используется при обучении, то интеллектуальное развитие ребенка идет односторонне.

    Младшие школьники овладевают понятиями, учатся сравнивать, обобщать, делать выводы.

    Процесс сравнения у детей одного и того же возраста может проходить по-разному.

    Чаще дети находят различие, реже – сходство.

    Второклассники при сравнении выделяют большее количество признаков, чем первоклассники.

    Если сравниваются новые предметы, то ученики легче обнаруживают различные черты, если предметы известны – схожие качества.

    При повторном сравнении становится большим количество выделенных признаков сходства. Операция сравнения иногда подменяется простым рядоположением предметов, то есть сначала отмечаются свойства одного предмета, а затем – другого.

    Обобщение младшие школьники лучше всего делают, отталкиваясь от конкретных ситуаций, детальных описаний.

    Критерием хорошо сделанного обобщения выступает умение привести конкретный пример, соответствующий полученным знаниям.

    Итак, за период начальной школы умственное и познавательное развитие ребенка заметно прогрессирует.

    3. Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность.

    Однако личностное развитие происходит и в рамках выполнения других видов деятельности (игровой, трудовой, общения).

    Именно в различных видах деятельности формируются деловые качества, развивается мотивационная сфера.

    Одним из наиболее значимых мотивов в жизни человека является мотив достижения успеха. Для того чтобы он развивался и закреплялся, необходимы такие личностные качества:

    1) безграничное доверие к взрослым, прежде всего (особенно в первом классе) к учителям.

    От того, как взрослые оценивают ребенка, зависит формирование его самооценки, которая у младших школьников уже может завышенной, заниженной, адекватной;

    2) способность к сознательной постановке цели и волевой регуляции своего поведения.

    Младший школьник уже может управлять поведением, руководствуясь отдаленной целью;

    3) адекватная или умеренно завышенная самооценка и высокий, но реальный, уровень притязаний.

    Уровень притязаний может определяться как учебными успехами, так и положением в группе сверстников.

    Ребенок с высоким социальным статусом, как правило, имеет адекватную самооценку.

    На протяжении младшего школьного возраста к ребенку приходит понимание того, что недостаток какой-либо способности может быть восполнен за счет прилагаемых усилий. В младшем школьном возрасте совершенствуются такие значимые личностные качества, как трудолюбие и самостоятельность.

    Трудолюбие формируется в результате прикладываемых усилий при выполнении учебных и трудовых заданий и получении за успехи поощрений со стороны взрослых.

    Важно, чтобы система поощрений была ориентирована не на относительно легкие достижения, а на те, которые были полностью добыты в результате прилагаемых усилий.

    Младший школьный возраст можно считать переломным для формирования самостоятельности.

    С одной стороны, ребенок еще полностью зависим от взрослого, с другой – слишком раннее предоставление самостоятельности может спровоцировать непослушание и закрытость.

    Для развития самостоятельности можно использовать следующие приемы:

    а) больше доверять ребенку, поручая самостоятельное выполнение заданий;

    б) поощрять стремление к самостоятельности;

    в) поручать выполнение домашних дел при минимальной помощи взрослого;

    г) поручать такие дела, выполняя которые, ребенок становится лидером для других людей.

    В младшем школьном возрасте быстрыми темпами развиваются как общие, так и специальные способности, причем очень велики индивидуальные различия между детьми.

    В этом возрасте взрослые еще могут активно воздействовать на ребенка, так как значимыми мотивами остаются получение признания и одобрения со стороны взрослого, стремление заслужить высокую оценку с его стороны.

    К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одобрение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстниками и т. п.

    Таким образом, учитывая личностные особенности ребенка младшего школьного возраста, можно находить более эффективные приемы воспитательного и развивающего воздействия.

    5. Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

    1. Общая характеристика познавательного и личностного развития.

    2. Совершенствование познавательных процессов.

    3. Развитие общих и специальных способностей.

    4. Развитие мышления.

    5. Индивидуальные особенности подростков. Акцентуации характера.

    6. Взаимоотношения подростков со взрослыми.

    1. Подростковый возраст – это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка.

    Поэтому часто подростковый возраст называют кризисным, переходным от детского к взрослому.

    Наблюдается быстрый рост скелета (за год девочки вырастают на 3–6 см, мальчики – на 4–7 см).

    Функционирование органов не обеспечивает полноценной работы всего организма, поэтому часты жалобы на сердцебиения, головные боли.

    В подростковом возрасте начинается половое созревание, идет половая идентификация, ребенок начинает воспринимать себя как взрослого человека.

    У подростков можно часто отметить двойственное отношение к своему «новому» телу: чувство гордости может сосуществовать c чувством брезгливости.

    Внешне это может проявляться в таких неожиданных реакциях, как бинтование груди девочками, или, наоборот, ее подчеркивание.

    Мальчики могут становиться более неряшливыми, проявляя тем самым неосознанно протест против своего «Я».

    Взрослых часто возмущает циничность, развязность в высказываниях и общении с противоположным полом, однако в таких проявлениях следует видеть не только «отрицательного» подростка, но и слабого, не знающего, как решать свои проблемы.

    Сверхнапряженная работа организма ведет к тому, что младшие подростки быстро утомляются, хотя могут и не замечать этого.

    Как показали эксперименты, большинство случаев непослушания у подростков выявлялось именно во второй половине дня, когда утомление уже начинает сказываться.

    Возникает ситуация, схожая с младенческим возрастом: когда малыш устал, он начинает капризничать, плакать.

    На фоне бурного личностного становления уровень развития познавательной сферы к старшим классам школы достигает уровня взрослого человека.

    Основным достижением является произвольность психических процессов.

    Однако именно в подростковом возрасте отмечаются сильные колебания внимания у школьников во время уроков.

    Такая невнимательность объясняется повышенной возбудимостью одних или утомляемостью других школьников.

    Концентрация внимания также снижается после перенесенных соматических заболеваний, нервно-психических заболеваний, всевозможных травм, душевных переживаний.

    Интерес к другим людям пересиливает интерес к учебной деятельности.

    Возникает такой период, когда в школу ходят не для получения знаний, а ради общения со сверстниками, чаще с противоположным полом.

    Ситуация восстанавливается лишь к старшим классам школы, когда молодые люди задумываются о планах на дальнейшую жизнь.

    Подростки и юноши охотно занимаются рассуждениями, самоанализом, свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы.

    Они могут делать общие выводы, опираясь на частные посылы, умеют оперировать гипотезами.

    Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте наблюдается интеллектуализация всех познавательных процессов, происходит поиск своего места в системе общественных отношений.

    2. Восприятие в подростковом и юношеском возрасте входит в состав запоминания.

    На практике это означает, что при запоминании школьник фиксируется на свойствах тех предметов, которые необходимы для последующего воспроизведения.

    Исходя из этого, педагогу при изложении нового материала следует выделять ключевые элементы, употребляя такие слова: «Обращаю ваше внимание на…», используя разноцветный мел, акцентированное повторение и т. п.

    Важна при этом «словесная наглядность», т. е. формулирование другими словами, использование образных выражений, метафор и т. п.

    Начиная с подросткового возраста, активно развивается произвольная и логическая память, которая вскоре достигает такого уровня, что используются практически повсеместно.

    Это приводит к замедлению развития механической памяти, хотя многие новые школьные предметы требуют ее применения, а потому учащаются жалобы подростка на плохую память.

    На этом фоне повышается интерес к приемам улучшения памяти.

    Процессы памяти функционируют эффективнее, если создан соответствующий мотив, опирающийся на эмоциональный внутренний мир человека.

    В подростковом и юношеском возрасте в работе памяти отмечаются существенные индивидуальные различия, которые следует учитывать в организации учебного процесса, предлагая школьникам различные способы подачи материала.

    В этом возрасте падает продуктивность непроизвольного запоминания и возрастает эффективность опосредованного.

    В подростковом возрасте кардинально меняется взаимоотношение между памятью и мышлением.

    Если раньше эти отношения строились по принципу мыслить – значит вспомнить, то теперь, вспоминать – значит мыслить, т. е. процесс запоминания заключается в установлении логических связей.

    В средних и старших классах школы активно развивается монологическая и письменная речь.

    В подростковом возрасте ребенок учится самостоятельно готовить текст устного выступления.

    Аргументировать свои мысли, писать сочинение на произвольную или заданную тему.

    Таким образом, психические процессы тесно связаны между собой и отличаются произвольностью.

    3. В среднем и старшем школьном возрасте продолжается становление общих и специальных способностей на основе обучения, общения и труда.

    Учение способствует развитию общих интеллектуальных способностей (логически рассуждать, пользоваться понятиями, строить умозаключения и т. д.); общение – совершенствованию коммуникативных способностей (добиваться расположения людей, умение находить взаимопонимание, вступать в контакт и др.); в трудовой деятельности происходит становление практических умений и навыков, необходимых для будущего профессионального становления.

    Подростковый и юношеский возраст – это период наиболее благоприятный (сензитивный) для развития большого комплекса самых разнообразных общих и специальных способностей.

    В основе развития способностей лежат следующие положения:

    1) к подростковому возрасту организм ребенка физически окреп, а, следовательно, имеющиеся врожденные задатки уже должны проявиться;

    2) не позже 6–7 лет ребенок должен пройти психологическое обследование на предмет выявления имеющихся задатков;

    3) обучение детей должно опираться на выявленные задатки и способности, особенно в старших классах школы.

    Однако при этом не следует уменьшать количество общеобразовательных дисциплин, иначе это помешает развитию общих интеллектуальных способностей.

    Профессиональное обучение должно идти параллельно с общеобразовательным.

    Итак, в подростковом и юношеском возрасте в результате специализации обучения активно развиваются как общие, так и специальные способности.

    4. Подростковый возраст характеризуется умением обучаться как в теоретическом, так и в практическом плане.

    Впервые проявляется такая особенность, как склонность к экспериментированию, частным проявлением которой является нежелание все принимать на веру.

    Подросток во всем сомневается, не доверяет чужому опыту, ему необходимо лично удостовериться, насколько гипотезы соответствуют истине.

    Он любознателен, стремится заслужить высокую оценку окружающих, отрицательно реагирует на предложение решать простые задачи.

    В организации учебного процесса педагогу следует ориентироваться на развитие как образного, так и логического мышления в соответствии со сложностью материала, при этом нежелательно слишком усложнять и излишне упрощать предлагаемый материал.

    В старших классах школы формируется новое отношение к обучению.

    Выпускников интересуют те предметы, где они могут лучше себя узнать и проявить самостоятельность.

    О самостоятельности мышления свидетельствует независимость поведения юноши.

    Старшеклассники выполняют лишь такие действия, следуют таким формам поведения, которые им кажутся целесообразными и разумными.

    Развитие интеллектуальной сферы можно ускорить, если работать в следующих направлениях: развивать понятийный строй мышления; речевой интеллект и внутренний план действий.

    Развитие речевого интеллекта в старших классах возможно в результате занятия риторикой, т. е. формирования умения планировать и произносить публичные речи, отвечать на вопросы, вести дискуссию.

    При формировании понятийного мышления важно помнить следующее:

    1) многие научные понятия имеют несколько значений;

    2) часто бывает недостаточно слов бытовой речи, чтобы раскрыть содержание понятия;

    3) одно понятие может иметь несколько определений, не всегда полностью совпадающих;

    4) по мере развития научных знаний и развития самого человека в процессе онтогенезаобъем и содержание понятия меняется.

    Из сказанного следует, что важно не механически заучивать определения понятий, а учить школьника самостоятельно находить и выводить эти определения.

    Крайне важно в подростковом и юношеском возрасте развивать практический интеллект, в структуру которого входят следующие качества: экономичность, расчетливость, предприимчивость, умение оперативно решать поставленные задачи.

    Предприимчивость возможно развивать при организации в школе ученического самоуправления, экономичность и расчетливость – организуя ученические кооперативы или подобные им мероприятия, где требуется вести расчеты, составлять смету доходов и расходов.

    Умение оперативно решать поставленные задачи будет формироваться, если приучить подростка пользоваться правилом: как только проблема возникла, необходимо сразу же, не откладывая, приступить к ее решению.

    Таким образом, мышление в подростковом и юношеском возрасте отличается разнообразием форм и самостоятельностью.

    5. Характерологические особенности носят разнообразный характер.

    Тем не менее в отечественной психологии является общепринятой классификация акцентуаций характеров, разработанная А. Е. Личко.

    Акцентуация характера – это крайний вариант нормы, когда отдельные черты усилены до такой степени, что человек становится крайне уязвимым по отношению к определенным психогенным воздействиям, сохраняя при этом хорошую устойчивость к другим.

    Если говорить кратко, то человеку с определенной акцентцуацией психологически сложно переживать одну ситуацию, при хорошем самочувствии в другой.

    Количество акцентуаций может быть очень большим, так как многие имеют смешанные типы, но все это многообразие А. Е. Личко предлагает свести к 11 типам.

    Каждый из выделяемых типов имеет такие особенности характера, которые делают его неприспособленным к определенным ситуациям.

    Именно в этих ситуациях подросток теряет разумность, чувствует дискомфорт.

    В то же время не существует плохих и хороших характеров, в любом можно выделить сильные и слабые стороны.

    Рассмотрим типологию акцентуаций характера с позиций неблагоприятных условий и выделения сильных и слабых сторон.

    1. Гипертимный тип – характеризуется активностью, выносливостью, способен вызывать доверие.

    Это человек общительный, находчивый, который не теряется в стрессовых и нестандартных ситуациях, предпочитает быть лидером.

    В то же время часто взрывается гневом, причем этот протест не словесный, а действенный.

    Для таких подростков характерны побеги из дома, противоправное поведение, алкоголизм.

    В тех ситуациях, когда подросток лишен возможности активно взаимодействовать со сверстниками, проявлять инициативу, где требуется тщательность и аккуратность, проявляется чрезмерная опека со стороны взрослых, подросток чувствует дискомфорт, вероятно проявление отрицательных черт.

    2. Аутичный тип проявляется в таких качествах, как способность принимать нестандартные решения, сохранять трезвый ум в любых ситуациях, проявлять глубокие познания в интересующем предмете.

    Такой подросток может долго работать в одиночестве, он склонен к точным фактам, отличается информированностью.

    В случае бесцеремонного вторжения в его внутренний мир одним грубит, а с другими замыкается и молчит.

    Неблагоприятными ситуациями для такого подростка являются те, где требуется устанавливать неглубокие контакты со многими людьми.

    3. Демонстративный (истероидный) тип характеризуется развитой интуицией, артистизмом, способностью к перевоплощению, ко всему яркому, нестандартному.

    В ситуациях общения предпочитает различные формы шантажа («Если ты не сделаешь этого, то я…»), зная, чего боятся те, кого он шантажирует.

    В тех ситуациях, когда на подростка не обращают внимания, разоблачают его обман, проявляются отрицательные стороны этого характера.

    4. Застревающий тип характеризуется упорством в достижении поставленных целей, пунктуальностью и обязательностью, вниманием к деталям, стремлением к тщательности выполнения задания.

    В сложных ситуациях, где покушаются на их авторитет и власть, обвиняют всех и вся, легко впадая в гнев.

    Склонны к мстительным реакциям.

    5. Неустойчивый тип характеризуется доверчивостью и преданностью к группе.

    Подросток с таким типом характера способен ежедневно получать сильные яркие впечатления от жизни, не переутомляться.

    Для него сложны ситуации бесконтрольности, отсутствие перспективы внешнего наказания расхолаживает и приводит к возникновению таких форм поведения, как протест исподтишка, обвинение всех, кроме себя, и т. п.

    6. Лабильный тип проявляется в мягкости по отношению к окружающим, способностью к сопереживанию.

    Для таких подростков характерно развитое чувство благодарности к тем, кто им сочувствует и любит.

    Свойственна быстрая смена настроения.

    В ситуациях, когда подростки встречаются с грубостью и равнодушием со стороны окружающих, их черствостью, они плачут, считая причиной неудач внешние обстоятельства.

    7. Сензитивный тип способен проникать в суть происходящего, ориентироваться на истинные, а не на показные чувства людей.

    Эти люди не имеют выраженных протестных реакций, если только не доведены до крайнего отчаяния.

    Склонны во всем обвинять себя, как правило, незаслуженно. В крайне сложных ситуациях могут прибегнуть к суициду.

    Для подростка этого типа очень болезненны ситуации, когда его обвиняют в непорядочности, публично указывают на физические и другие недостатки.

    8. Болезненный тип отличается повышенной чувствительностью и неспособностью рассчитывать на свои силы.

    Такие люди протестуют редко, и выражен этот протест, как правило, в реальных болезненных симптомах.

    Подростки этого типа теряются в ситуациях, где требуется мобилизация сил, проявление выносливости.

    Они показывают худшие результаты в контрольных соревнованиях и заданиях.

    9. Педантичный тип характеризуется заботой о благополучии других людей, привязанностью к матери, близким людям.

    Они ответственны и исполнительны, способны проверить все, включая незначительные мелочи.

    Их недовольство проявляется в словесной форме («бурчат»), но при этом избегают поступков, обвиняя прежде всего себя.

    Повышенная нагрузка и возлагаемая ответственность провоцируют проявление негативных черт этого типа.

    10. Конформный тип отличает преданность группе, стремление к стабильности и устойчивости.

    Для этих подростков неблагоприятны ситуации, связанные со сменой стереотипов, приходом новых людей в группу и т. п.

    Протест выражают в тех же формах, что и большинство членов группы.

    11. Циклоидный тип характеризует большая привязанность к дому, домашним традициям.

    Для таких подростков характерна смена настроения от оптимистического до пессимистического. Для подростка болезненно, если окружающие требуют «нормального» поведения, когда он находится в депрессивной фазе.

    Если подросток находится в «хорошей» фазе, то его формы поведения соответствуют гипертимному подростку, в случаях депрессии – направляет агрессию на себя.

    Взрослым важно знать особенности отношения подростка со своим характером:

    1) осознание своего поведения как внешнего проявления происходит примерно в 13–15 лет.

    Только по достижении этого возраста есть смысл объяснить подростку, что внешние проявления характера и его внутренняя сущность – не одно и то же;

    2) характер – это данность, которую одни используют в своих целях, а другие – не хотят и боятся узнавать себя, тем самым, оставаясь неудачниками;

    3) следует принять свой характер, отнестись к нему как инструменту для общения и познания окружающего мира, постоянно изучать свой характер.

    В характере человека социальное очень тесно переплетается с природным.

    Если человек способен удовлетворять свои природные желания социально одобряемым способом, то можно говорить о нормальной социальной адаптации.

    Как правило, социальная адаптация у подростков проходит достаточно остро.

    Они часто не в состоянии удержаться от исполнения острых желаний, получения новых ощущений.

    Процесс пройдет менее болезненно, если в семье и школе будут здоровые партнерские взаимоотношения и подросток будет находиться в окружении любящих и понимающих людей.

    6. В подростковом возрасте ребенок предъявляет новые права, которые прежде всего распространяются на сферу отношений со взрослыми.

    Для подростка характерно расширение своих прав, он претендует на уважение своего человеческого достоинства, на доверие со стороны взрослого, на равноправие с ним.

    Изменение взаимоотношений между взрослыми и подростком может пройти благополучно, но при этом взрослые сами должны проявить инициативу и перестроить эти взаимоотношения.

    Однако в реальных условиях целый ряд моментов способствует сохранению прежних отношений:

    1) социальный статус подростка не меняется: он был и остается учащимся;

    2) подросток материально полностью зависим от родителей;

    3) взрослые привыкли направлять и контролировать ребенка;

    4) у ребенка еще длительное время, особенно в начале подросткового периода, сохраняются детские черты в поведении и внешнем облике.

    Выделим наиболее типичные конфликтные ситуации, возникающие между взрослыми и подростком:

    1) конфликт неустойчивости родительского отношения – одна из распространенных ситуаций, когда наиболее четко проступает противоречивость подросткового возраста: родители требуют от подростка взрослого поведения, но сами ведут себя по отношению к нему, как к ребенку;

    2) конфликт сверхзаботы, проявляющийся в чрезмерной опеке со стороны взрослого, чаще всего матери.

    Распространенной причиной возникновения такого конфликта является неосознанное стремление сохранить как можно дольше эмоциональную близость с ребенком.

    И хотя родителей уже волнует такая несамостоятельность подростка, они продолжают контролировать его сверх меры;

    3) конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность проявляется в том, что родители считают себя вправе контролировать то, что находится в собственности подростка: читать дневник, электронные сообщения, проверять содержимое карманов и т. п.

    Отрицательно сказывается отсутствие у ребенка собственной комнаты.

    Еще зоопсихологи установили, что у крыс в условиях перенаселения резко возрастает агрессивность.

    Вполне вероятно, что это свойственно и людям.

    Там, где границы личностного пространства не уважаются, конфликты и ссоры неизбежны;

    4) Конфликт отцовского авторитета часто возникает там, где взрослые пытаются переложить на подростка ответственность за то, чего не смогли довиться в жизни сами.

    Стремление отца во что бы то ни стало сделать из сына «настоящего мужчину» часто оборачивается формированием неуверенного в себе человека с заниженной самооценкой и уровнем притязания.

    В том случае взрослому необходимо в первую очередь изменить отношение к самому себе, чтобы затем стать терпимее к собственному ребенку.

    Итак, во взаимоотношениях с подростком необходимо помнить о новом уровне становления его личности.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх