|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 2. Психические процессы 1. Деятельность 1. Психологическое строение деятельности человека. 2. Основные виды деятельности человека. 3. Умения, навыки, привычки. 1. Под человеческой деятельностью подразумевается активность личности, призванная удовлетворить потребности и интересы путем достижения сознательно поставленной цели. В структуре деятельности выделяют цели и мотивы. То, к чему стремится человек, есть цель деятельности, а то, почему он это делает, – мотив деятельности. Деятельность подразделяется на отдельные элементы, которые называются действиями. Виды действий1. Внешние (можно наблюдать со стороны) – внутренние (скрыты от глаз, совершаются во внутреннем плане). По мере освоения той или иной деятельности внешние действия могут переходить во внутренние. Такой процесс называется интериоризацией: например, сначала ребенок учится читать вслух, а затем про себя. Обратный процесс, когда в выполнении деятельности возникают какие-либо затруднения и внутренние действия переходят во внешний план, называется экстериоризацией. Например, при заучивании иностранных слов для их лучшего усвоения человек проговаривает эти слова вслух. 2. Произвольные (волевые) – непроизвольные (импульсивные). Непроизвольные действия осуществляются под действием сильных, часто неожиданных раздражителей, сильных чувств. Произвольные действия продумываются заранее и выполняются с помощью волевых усилий. Этапы деятельности1. Постановка цели. Этот этап может быть осложнен, если в процессе постановки цели человек должен осуществить выбор между несколькими мотивами. В этом случае налицо борьба мотивов: например, пойти погулять или подготовиться к экзамену. 2. Планирование работы. На этом этапе выбираются оптимальные операции и средства, способствующие достижению цели. Операция – способ выполнения деятельности, который определяется наличием у человека определенных умений и навыков, а также условиями, в которых выполняется эта деятельность. Набор наиболее часто употребляемых операций составляет индивидуальный стиль деятельности человека. Средства выполнения деятельности – это те объекты, которые призваны помочь в выполнении деятельности: например, конспекты лекций. 3. Выполнение деятельности. Здесь используются найденные ранее оптимальные средства и операции. 4. Контрольная часть – проверяются результаты, исправляются ошибки, подводятся итоги, делаются выводы. Итак, человеческая деятельность состоит из ряда последовательных действий, которые в своем развитии проходят ряд последовательных этапов. Современный человек выполняет большое количество самых различных видов деятельности в зависимости от своих потребностей. Перечислить и каким-либо образом классифицировать все эти виды деятельности вряд ли возможно, поэтому более перспективный путь – это выделение таких видов, которые соответствуют общим для всех людей потребностям. Такими видами деятельности являются общение, игра, учение, труд. Общение – вид деятельности, который первым возникает в ходе онтогенетического развития человека. Его основная цель – это обмен информацией между людьми (см. тему «Общение»). Игра – деятельность, в процессе выполнения которой появляется материальный или идеальный продукт (исключение составляют деловые и конструкторские игры). Иногда целью игр является отдых, развлечение людей или снятие усталости и напряженности. Виды игр: 1) в зависимости от количества участников индивидуальные и групповые; 2) предметные (в процессе игры используются предметы); 3) сюжетные (игра строится по определенному сценарию); 4) ролевые (поведение человека строится в соответствии с предписанной ролью); 5) игры с правилами (действия играющих ограничены правилами, которые нельзя нарушать). В реальной жизни часто встречаются смешанные виды игр, например, сюжетно-ролевые, предметно-ролевые, сюжетные игры с правилами. Несмотря на то, что отношения, которые складываются между людьми в ходе игры, не следует принимать всерьез, значение игры очень велико: развивающее – для детей, средств общения и разрядки – для взрослых. Некоторые игры имеют значение ритуалов, призваны играть роль учебно-тренировочных или спортивных занятий. Обучение – это средство психологического развития личности, которое в качестве основной цели преследует овладение человеком определенными знаниями, навыками, умениями; может быть организованным (осуществляется в специально предназначенных для этого образовательных учреждениях), неорганизованным (идет параллельно с другими видами деятельности). Важной разновидностью обучения выступает самообразование, когда овладение знаниями, умениями и навыками человек осуществляет по собственной инициативе и в том объеме, который определяет сам вне рамок образовательного учреждения. Труд – деятельность, в ходе которой производятся предметы духовной и материальной культуры, совершенствуются орудия труда, улучшаются условия жизни, развиваются наука, техника, производство, творчество. Таким образом, все перечисленные виды деятельности носят развивающий характер, т. е. при включении и активном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие. 3. Умения – отдельные элементы деятельности, которые позволяют выполнять деятельность с высоким уровнем качества. Навык – это такое действие, отдельные операции которого в результате тренировки стали автоматическими и осуществляются без участия сознания. Человек, как правило, имеет в своем арсенале различные навыки, некоторые из которых могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на вновь приобретаемые навыки: положительное влияние называется переносом, отрицательное – интерференцией. Чаще всего перенос происходит в том случае, если между новыми и старыми навыками есть что-то общее: например, человек, умеющий водить автомобиль, быстрее научится вождению трактора, владеющий двумя иностранными языками более легко овладеет третьим и т. д. Если старые и новые навыки имеют резкие отличия, то возможна интерференция. Например, научившись самостоятельно играть на фортепиано, затем труднее переучиться правильной постановке пальцев. Привычка – непреодолимое стремление человека выполнять определенные действия. Например, чистить зубы, курить и т. п. Привычку следует отличать от простого навыка, так как при ее осуществлении присутствует определенная степень осознанности, но, в отличие от умения, привычка далеко не всегда может быть разумной и полезной. Таким образом, умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно или бессознательно выполняемые элементы деятельности. 2. Ощущение 1. Понятие об ощущении. 2. Виды ощущений. 3. Свойства ощущений. 1. Знакомясь с окружающим миром, человек различает цвет, форму, размеры предметов и объектов, слышит звуки, чувствует запахи, пробует вкус и т. п., то есть активно взаимодействует с ними. Это и составляет наши ощущения. Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира. Ощущения – это отправная точка всех человеческих знаний. Без ощущений психическая активность человека падает до нуля, чему есть подтверждение в медицинской практике. Так, И. М. Сеченов рассказывал о пациентке, у которой была сохранена чувствительность кожи только на одной руке. Все время она спала, вывести ее из этого состояния было возможно лишь раздражая этот участок кожи. И. П. Павлов говорил о больном, у которого функционировали лишь два глаза и ухо, если их закрывали, мужчина тут же засыпал. Поток ощущений человеку крайне необходим, о чем говорил еще в ХIХ в. И. М. Сеченов, в противном случае наступает своеобразный голод чувств, называемый сенсорной депривацией. При сохранности у человека всех органов чувств и наличии внешних раздражителей необходимое количество информации человек получает автоматически. Сенсорная депривация возникает либо при нарушении функционирования анализаторов, что было показано выше, либо в определенных жизненных ситуациях. Например, космонавт В. И. Лебедев в своей книге «Личность в экстремальных условиях» приводит свои воспоминания и воспоминания космонавта А. Березового, когда к концу полета на орбитальной станции «Салют-7» они после разгрузки грузового транспортного корабля работали у пульта. Неожиданно прямо перед собой они увидели мышь, которая находилась у дальнего вентилятора. Острая мордочка, длинный хвост. Космонавты от неожиданности замерли. «Мышью» оказалась салфетка, которая попала на решетку вентилятора и сжалась в комок. В. И. Лебедев приводит также высказывание исследователя Антарктиды Марио Маре: «Я бы охотно лишился своего… жалования ради того, чтобы взглянуть на зеленую траву, покрытый цветами луг, на котором пасутся коровы, на березовую или буковую рощу с желтеющими листьями, по которым струятся потоки осеннего ливня». Но все же в реальной жизни человек испытывает не недостаток, а скорее избыток ощущений, поэтому очень важно соблюдать хотя бы элементарные правила психогигиены. Например, не включать громко музыку в квартире, не кричать под окнами у соседей и т. д. Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле, причем ощущения животных порой более тонкие, чем у человека. Например, термолокатор змеи фиксирует разность температур в тысячную долю градуса, собака способна различать до 500 тыс. запахов, медуза в состоянии улавливать инфразвук с частотой в несколько герц и за несколько часов до начала шторма ощущать его приближение. Дельфин с помощью своего ультразвукового локатора обнаруживает на расстоянии десятка метров дробинку. Водяной жук воспринимает волны величиной в стотысячные доли миллиметра, а саранча улавливает механические колебания с амплитудой, соизмеримой с диаметром атома водорода. Возможно, в далеком прошлом человеческие органы чувств были более тонкими, а цивилизация привела к утрате такой чувствительности. Однако силой своего интеллекта человек создал приборы, которые служат надежнее органов чувств, и потому ощущения человека богаче, чем ощущения животных. Итак, ощущения – это отражение свойств предметов и явлений, реально существующих в окружающем мире. 2. Согласно принятой в психологии классификации ощущения можно подразделить на три большие группы: 1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные; 2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические, равновесия, двигательные; 3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые). Рассмотрим подробно каждую из выделенных групп ощущений. 1. Зрительные ощущения. Светочувствительный орган глаза – сетчатка, которая содержит два типа клеток – палочки и колбочки. Палочки ответственны за восприятие света и функционируют днем, а колбочки – цвета и работают в сумерки. Если у человека нарушена деятельность палочек, то возникает заболевание называемое «куриная слепота», при котором человек теряет способность что-либо различать в сумеречном свете. Если нарушается деятельность колбочек, это ведет к нарушению цветовосприятия и дальтонизму. Влияние цвета на жизнь человека очень велико. Например, при красном освещении человеку кажется, что время бежит быстрее, а при зеленом, наоборот, замедляется. Предмет одного и того же веса будет казаться тяжелее, если он окрашен в красный цвет, и легче, если он зеленого цвета зеленый. Экспериментально установлено, что в комнате, стены которой окрашены в сине-зеленые оттенки, будет казаться холоднее, нежели там, где стены имеют желто-красный цвет. Не только человек, но и животные реагируют на цветовую гамму. Было замечено, что мухи недолюбливают синий цвет. Так, на одном из молокоперерабатывающих комбинатов для защиты от солнечного света окна окрасили синей краской, и мухи перестали садиться на эти окна, тогда как неокрашенные по-прежнему были облеплены густым роем. В отличие от мух комары наоборот любят именно синий цвет и чаще нападают на людей, одетых в синюю одежду. С цветом связаны и многие культурные традиции. Например, для европейцев траурным цветом является черный, а в Китае – белый. Слуховые ощущения. Колебания воздуха, попадая в ухо, вызывают колебания барабанной перепонки, а затем через среднее ухо передаются во внутреннее, где находится улитка – орган восприятия звуков. Выделяются три вида слуховых ощущений: 1) шумы; 2) музыкальные; 3) речевые (сочетают музыкальные звуки и шумы). Вкусовые ощущения. Возникают в результате воздействия на рецепторы растворенных в воде или слюне веществ. На поверхности языка, глотки и неба располагаются вкусовые почки, которые способны различать четыре вида элементарных вкусовых ощущений: сладкого, кислого, горького, соленого. Обонятельные ощущения. Рецепторами являются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости. Этот вид ощущений можно отнести к разряду наиболее таинственных. Запах часто помогает воскресить в памяти прошедшее событие, однако сам запах вспомнить почти невозможно. Психолог Калифорнийского университета М. Рассел доказал, что младенцы способны распознавать мать по запаху. Из десяти обследованных младенцев в возрасте шести недель шесть улыбались, чувствуя запах матери, и никак не реагировали или плакали, когда чувствовали запах чужой женщины. Древняя восточная медицина использовала запахи для диагностики болезней. Так, известно, что больной тифом пахнет свежеиспеченным черным хлебом, а больной туберкулезом – прокисшим пивом. Некоторые современные направления диагностики используют специальные установки для изучения запахов болезней. Кожные ощущения. Подразделяются на следующие виды: 1) температурные (способность различать изменение температуры воздуха, причем наиболее чувствительны те участки кожи, которые прикрыты одеждой); 2) тактильные (прикосновение); 3) вибрационные (воздействие на поверхность кожи колебаний воздуха). 2. Органические ощущения. Рецепторы расположены в стенках внутренних органов. Наиболее распространенными являются такие ощущения, как жажда, голод, тошнота и т. п. Ощущения равновесия. Рецептором является вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о положении головы. Двигательные ощущения. Их рецепторы находятся в мышцах, связках, сухожилиях. 3. Осязательные ощущения. Являются комбинацией таких ощущений, как кожные и двигательные. Болевые ощущения имеют двоякое происхождение: 1) раздражение определенных точек боли: например, ожог кожи; 2) возникают в результате воздействия на любой анализатор сверхсильного раздражителя: например, сильный запах краски способен вызвать головную боль. Выделяются следующие свойства ощущений: 1) пороги ощущений и их чувствительность; 2) адаптация; 3) синестезия; 4) сенсибилизация. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Для того, чтобы ощущение возникло, раздражитель должен быть определенной величины. Например, человек не почувствует несколько крупинок сахара в стакане чая, не воспримет сверхвысокие частоты и т. д. Минимальная величина раздражителя, которая способна вызвать самое слабое ощущение, – это нижний абсолютный порог ощущений. Если дальше продолжать проводить опыт с добавлением небольших порций сахара в стакан чая одновременно с несколькими людьми, то может получиться, что кто-то почувствует наличие сахара раньше, чем все остальные. Про такого человека можно сказать, что его вкусовая чувствительность выше, нежели у остальных. Способность человека различать самые слабые внешние воздействия называется абсолютной чувствительностью. Очень велика абсолютная чувствительность у зрительного анализатора. Так, если допустить, что воздух абсолютно прозрачен, то человек способен разглядеть горящую свечу на расстоянии 27 км. Абсолютный порог и абсолютная чувствительность находятся в обратно пропорциональной зависимости. Это означает, что чем выше чувствительность, тем меньше величина порога (например, человеку требуется меньшее количество сахара, чтобы почувствовать его вкус). В случаях, когда величина раздражителя становится настолько большой, что ощущение пропадает, говорят о верхнем абсолютном пороге ощущений (например, свет солнца ослепляет). На чувствительность анализаторов и величину порогов влияют многие факторы, наиболее значимые из которых – профессиональная деятельность человека, его интересы. Например, ткачи способны различать до 40 оттенков черного цвета. Адаптация. Многочисленные эксперименты показали, что анализаторы одного и того же человека могут изменять свою чувствительность, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности. Эта способность называется адаптацией. Однако разные органы чувств обладают различной степенью адаптации. Очень велика адаптация у зрительного и кожного анализаторов. Например, под действием яркого света чувствительность зрительного анализатора уменьшается в 200 тыс. раз. Гораздо меньше способен к адаптации слуховой анализатор. Как правило, к шуму привыкают, но его все равно слышат. Сенсибилизация. Иногда можно изменить чувствительность одного анализатора, воздействуя на другой. Это явление и называется сенсибилизацией. Например, известно, что чувствительность зрительного анализатора повышается, если его стимулировать слабыми музыкальными звуками, и понижается, если воздействовать резкими, сильными звуками. Синестезия. Специальные исследования показали, что иногда люди соединяют различные ощущения в одно. Такое слияние называется синестезией. Экспериментально установлено, что есть звуки яркие и тусклые, радостные и печальные. Психологу Выготскому один из пациентов сказал: «Какой у Вас желтый и рассыпчатый голос… А вот есть люди, которые разговаривают как-то многоголосо, которые отдают целой композицией, букетом…». В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора наблюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают компенсаторными возможностями. Можно привести множество примеров, когда слепые становились прекрасными музыкантами, а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активной работе тактильных, обонятельных ощущений и т. д. 3. Восприятие 1. Понятие о восприятии. Виды восприятия. 2. Свойства восприятия. 1. Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не отдельные свойства (ощущения), а предмет в целом, т. е. человеческий мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объединяет их в какой-либо образ. Такой процесс называется восприятием. Восприятие – это отраженные в коре головного мозга предметы и явления окружающего мира, которые в данный момент действуют на анализаторы человека. В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связаны между собой. Например, мы видим вдалеке человека, и по мере его приближения начинаем различать цвет волос, особенности прически, строение носа и т. д., т. е. выделяем отдельные черты внешнего облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля. Следует отметить, что нельзя сводить восприятие к простой сумме ощущений, точно так же как при слиянии двух газов водорода и кислорода получается новое вещество – вода. В восприятии большое значение имеет личный опыт человека, особенности двигательных реакций. Так в одном эксперименте испытуемый надевал очки, которые искажали форму и расположение предметов, однако вскоре происходила адаптация, и человек переставал замечать эти искажения. Ученые объясняют этот факт тем, что люди в процессе эксперимента имели возможность передвижения, те же из них, кто сидел на стуле, приспосабливались с большим трудом либо не приспосабливались вовсе. Виды восприятия.Рассмотрим две существующие классификации. 1. Основана на неравноценном участии отдельных анализаторов в процессе восприятия, т. е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим. Чаще всего выделяются такие виды, как зрительное, слуховое, осязательное. Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место. Такие сложные виды восприятия имеют двойное название, например, при просмотре телевизионных передач, театральных пьес ведущую роль играет зрительно-слуховое восприятие. 2. В основе классификации лежит объект восприятия. Выделяются следующие виды: 1) восприятие предметов; 2) восприятие отношений; 3) восприятие движений; 4) восприятие пространства; 5) восприятие времени; 6) восприятие человека. Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени. Время объективно измеряется в секундах, минутах, часах, сутках и т. д. Однако субъективно каждый человек воспринимает время по-разному. Если человек чем-то увлечен, ему интересно, то и время летит незаметно. Когда же мы попадаем в ситуацию томительного ожидания, то течение времени замедляется, минуты кажутся часами. Находясь в состоянии страха или подавленности, человек часто склонен переоценивать время. Однако не все так однозначно. Например, французский спелеолог М. Сифр провел почти 63 дня в пропасти Скарассон на глубине 135 м в пещере, где отсутствовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени. Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней. Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты». Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследователи пещер. Парадокс такого явления заключается в его противоречии основному психологическому закону восприятия времени – время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельностью, и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой. Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.). С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на которых обучают сохранять правильное чувство времени. Теперь остановимся на восприятии пространства. Пространство является неотъемлемой частью самого человека. Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения (см. тему «Общение»). Для человека очень важна и система организации пространства. Так, американского психолога Э. Холла пригласили для выяснения причин возникающих разногласий в филиалах американских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии. В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США. Оказалось, что все дело в двери. Американцы привыкли работать в больших общих помещениях при открытых дверях. Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело. Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери. Дверь, распахнутая настежь, – свидетельство полного беспорядка. Таким образом, благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире. 2. Выделяют следующие свойства восприятия: предметность, избирательность, осмысленность, иллюзии, константность. Предметность выражается в том, что человек способен объединять разрозненные ощущения в целостный образ с его границами, размерами, окраской, например: из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, человеческую речь, шум мотора и т. д. Избирательность проявляется в возможности выделения именно тех предметов, явлений, ситуаций, которые в данный момент крайне важны и необходимы. Избирательность выражается в выделении объекта из фона. Объектом восприятия принято считать то, что находится в центре внимания, а все, что его окружает, – это фон. Закон избирательности часто используется как в животном мире, так и в человеческом социуме. С этим связано наличие у животных покровительственной окраски, их способности сливаться с окружающим (например, смена цвета у хамелеона). У бабочки на крыльях во время полета виден пестрый рисунок, что делает их трудно опознаваемыми для птиц на фоне пестрого луга. В военном деле широко используется маскировочная окраска или ткань, помогающая слиться с фоном и не быть замеченным. Осмысленность связана с личным опытом каждого индивидуума, при этом большое значение имеют возраст, профессиональная деятельность, психические особенности человека. Например, люди по-разному воспринимают лес в зависимости от профессии: лесовод – как предмет заботы и охраны, охотник – как место для охоты, туристы – как место отдыха, работник лесной промышленности – как объект для производства. Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все определенным, заранее заданным образом. В жизни человека роль установок очень существенна. Они возникают, как правило, неосознанно и действуют как предубеждения. Интересный факт отмечал американский этнограф Б. Малиновский. Он изучал жизнь одного первобытного племени и обратил внимание на то, как похожи на своего отца и, соответственно, друг на друга пять сыновей вождя племени. Сказав об этом туземцам, ученый встретил полное непонимание, даже негодование с их стороны. Этнограф был поражен такой странной реакцией, но в дальнейшем оказалось, что в племени существовало давнее табу, которое запрещало находить такое сходство, в результате люди не видели того, что им видеть не полагалось. Иллюзии – это искаженное восприятие. В практической жизни наше восприятие иногда не отражает точной картины происходящего. Так, например, весло, погруженное в воду, кажется преломленным. Много иллюзий связано с восприятием пространства, особенно перспективы: находящиеся вдалеке объекты кажутся маленькими, параллельно идущие рельсы – сходящимися и т. п. Распространены также иллюзии контраста: белое на черном кажется еще белее; человек будет казаться выше, если рядом находится человек маленького роста и наоборот; звезды кажутся более яркими в безлунную ночь. Зная особенности нашего иллюзорного восприятия, можно правильно использовать это в быту. Женщине, склонной к полноте, не следует надевать платье с поперечными полосами, а худой – с продольными. Комната, стены которой оклеены синими обоями, будет казаться более просторной, нежели помещение с красными стенами. Задрапированная черным бархатом задняя часть сцены создает у зрителя иллюзию бездонной глубины. Константность – постоянство восприятия, его неизменность. Если человек высокого роста будет находиться на некотором незначительном расстоянии, то все равно он останется для окружающих высоким. Предметы, которые мы воспринимаем под разными углами зрения, остаются узнаваемыми, хотя их изображения на сетчатке различаются. Если бы человек не владел этим качеством, то его ориентировка в пространстве была бы невозможна. Итак, восприятие обладает целым рядом свойств, которые проявляются и находят применение в практической жизни. 4. Внимание 1. Понятие о внимании. Виды внимания. 2. Свойства внимания. 3. Развитие внимания. Управление вниманием. 1. О том, что же такое внимание, становится понятно из слов К. Д. Ушинского: «… Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». Внимание – это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него. Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов. Например, можно быть внимательным при заучивании, внимательно слушать музыку и т. д. Внимание, как правило, проявляется в характерной позе, выражении лица, однако без должного опыта можно ошибиться. Например, полная тишина в классе во время урока далеко не всегда означает, что школьники внимательно слушают объяснения учителя. Вполне возможно, что каждый занимается каким-либо своим, более интересным в данный момент делом. Гораздо реже наблюдаются случаи, когда за вольной позой скрыто глубокое внимание. Виды внимания.Рассмотрим две классификации. 1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах). Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение. 2. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, после-произвольное. Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение. Непроизвольное внимание может возникать: 1) из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся: а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички); б) неожиданность; в) новизна и необычность; г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание); д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает); 2) из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Например, старинный фасад здания скорее привлечет внимание человека, интересующегося архитектурой, чем остальных прохожих. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия. Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях: 1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности; 2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание; 3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом; 4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы. Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов. Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий. Например, начиная читать книгу, человек не всегда увлекается ей с первой страницы, но далее сюжет захватывает, и чтение проходит уже без всякого самопринуждения. Таким образом, внимание характеризует активность и избирательность человека при его взаимодействии с окружающим. 2. Традиционно выделяют пять свойств внимания: 1) сосредоточенность (концентрация); 2) устойчивость; 3) объем; 4) распределение; 5) переключение. Сосредоточенность (концентрация) – внимание удерживается на каком-либо объекте или деятельности, при этом отвлекаясь от всего остального. Устойчивость – это длительное удержание внимания, которая повышается, если человек активен при осуществлении действий с предметами или выполнении деятельности. Устойчивость снижается, если объект внимания подвижен, постоянно изменяется. Объем внимания определяется тем числом объектов, которое человек способен одновременно достаточно ясно воспринять. Для большинства взрослых людей объем внимания равен 4–6 объектам, для школьника – 2–5 объектам. Распределение внимания – умение человека выполнять одновременно две или даже более деятельностей, когда человек одновременно сосредоточен на нескольких объектах. Как правило, распределение возникает в том случае, если какая-либо из деятельностей освоена настолько, что требует лишь незначительного контроля. Например, гимнастка может решать простые арифметические примеры, идя по бревну, ширина которого равна 10 см, в то же время человек, далекий от спорта, вряд ли это сделает. Переключение внимания – способность человека сосредотачиваться попеременно то на одной, то на другой деятельности (объекте) в связи с возникновением новой задачи. Внимание также имеет и свои недостатки, самым распространенным из которых является рассеянность, выражающаяся в двух видах: 1) частая непроизвольная отвлекаемость в процессе выполнения деятельности. Про таких людей говорят, что у них «порхающее», «скользящее» внимание. Может возникать как следствие: а) недостаточного развития внимания; б) плохого самочувствия, утомления; в) у учащихся – запущенности учебного материала; г) отсутствия интересов; 2) чрезмерная сосредоточенность на каком-то одном объекте или деятельности, когда ни на что другое не обращается внимание. Например, человек, обдумывая что-то для себя важное, может, переходя дорогу, не заметить красный цвет светофора и угодить под колеса автомобиля. Итак, положительные свойства внимания помогают более эффективно и качественно выполнять любой вид деятельности. 3. Внимание дошкольника характеризуется такими качествами как непроизвольность, отсутствие сосредоточенности, неустойчивость. С поступлением в школу роль внимания резко повышается, ведь именно хороший уровень его развития является залогом успешности овладения учебной деятельностью. Каким образом учитель может организовывать внимание учащихся в процессе урока? Назовем лишь некоторые из педагогических приемов, повышающих внимательность школьников. 1. Использование голосовой и эмоциональной модуляции, жестикуляции привлекает внимание учеников, т. е. учителю следует постоянно изменять интонацию, высоту, громкость голоса (от обычной речи до шепота), используя при этом адекватную мимику и жесты. Следует помнить о жестах открытости и доброжелательности (см. тему «Общение»). 2. Изменение темпа: выдерживание паузы, резкое изменение скорости, переход от нарочито медленной речи до скороговорки. 3. По ходу объяснения нового материала учащиеся должны конспектировать опорные (ключевые) слова, можно предложить кому-то одному это делать на доске. По окончании объяснения школьники по очереди зачитывают свой конспект. 4. По ходу объяснения прерывать речь на вполне очевидных для слушателей словах, требуя от них продолжения. Активность школьников следует поощрять доступными способами. 5. «Провалы памяти», когда педагог якобы забывает что-то вполне очевидное для аудитории и просить ему помочь «вспомнить» (даты, имена, термины и т. п.). 6. Использование по ходу объяснения нового материала различных видов вопросов: наводящих, контрольных, риторических, уточняющих, встречных, вопросов-предложений и т. д. 7. Смена видов деятельности в ходе урока существенно повышает внимательность школьников (например, на уроке математики это может быть устный счет, решение у доски, ответы по карточкам и т. п.). 8. Четкая организация урока, когда педагогу не приходится самому отвлекаться на побочные действия, оставляя детей предоставлеными самим себе. И еще несколько советов: учителю не рекомендуется поворачиваться спиной к классу. Если необходимо что-то написать на доске, лучше сделать это заранее во время перемены. При обучении младших школьников нецелесообразно прерывать их деятельность дополнительными указаниями типа: «Не забудьте начать с красной строки», «Помните словарные слова» и т. п. Ведь работа уже начата, и требования «вдогонку» лишь отвлекут детей. Также недопустимо при выполнении коллективной работы громко делать замечания отдельным детям («Маша, не горбись», «Саша, не вертись»), тем самым отвлекая от работы и других учеников класса. Для детей младшего школьного возраста важно продумывать и перемены, ведь дети должны успеть отдохнуть, но при этом быстро включиться в процесс следующего урока. Соблюдение рассмотренных педагогических условий повышения детского внимания позволит более успешно организовывать учебную деятельность школьника. Хорошее внимание необходимо не только школьникам, но и взрослым. Рассмотрим подробнее пути совершенствования внимания. 1. Рекомендуется приучать себя быть внимательным даже в самой шумной обстановке, в условиях повышенной отвлекаемости. 2. Важно систематически упражняться в одновременном наблюдении за несколькими объектами, при этом уметь отделять главное от второстепенного. 3. Следует тренировать переключение внимания: быстроту перехода с одной деятельности на другую, умение выделять главное, способность изменять порядок переключения (образно это называется выработкой «маршрута восприятия»). 4. Развитию устойчивости внимания способствует наличие волевых качеств. Нужно уметь заставить себя сосредоточиться, когда этого не хочется. Надо чередовать трудные дела с легкими, интересные с неинтересными. 5. Частое использование интеллектуальных игр (шахматы, головоломки и т. п.) также развивает внимание. 6. Лучший способ развития внимания – это внимательное отношение к окружающим людям. Таким образом, следует в течение всей жизни развивать и совершенствовать свое внимание. 5. Память 1. Понятие о памяти. 2. Виды памяти. 3. Процессы памяти. 4. Развитие и совершенствование памяти. 1. Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Такая популярность восходит еще к древним грекам, которые почитали богиню памяти Мнемозину как мать девяти муз, покровительниц известных в то время искусств и наук. От имени богини происходят и современные научные выражения, имеющие отношение к памяти: «мнемическая задача», «мнемические процессы», «мнемическая направленность» и т. п. Трудно представить мир без памяти. Значение памяти очень велико, однако не следует все успехи или, наоборот, неудачи списывать на счет этого познавательного процесса. Человеку трудно сказать: «Я не умею рассуждать» или тем более «Я глуповат», но он легко произносит: «Опять этот склероз» и т. п. Память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому человек может запоминать, сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт. Благодаря памяти мы можем сохранять и воспроизводить не только отдельные предметы или ситуации, но и целые цепи событий. Существующие между событиями, предметами или явлениями связи, сохранившиеся в нашей памяти, называются ассоциациями. Исследователи выделяют ассоциации разного вида, но классически это: 1) ассоциации по сходству; 2) ассоциации по контрасту; 3) ассоциации по смежности. В основе многих поэтических сравнений лежат ассоциации по сходству («река текла, как дождь», «плачет метель, как цыганская скрипка»). В жаркий летний день мы вспоминаем, как хорошо было зимой кататься на лыжах, а зимой – как весело проводили время на пляже. Подобного рода ассоциации – это ассоциации по контрасту. Студент на экзамене представляет тетрадь с конспектом и ту страницу, где расположен материал билета, видит таблицу или схему и т. п. Если предметы связаны во времени и пространстве, то это ассоциации по смежности (пол – тряпка, ручка – тетрадь). Большинство ассоциаций связано с опытом конкретного человека, однако есть и такие, которые являются одинаковыми для многих людей. Например, большинство людей при слове «плод» называют «яблоко», а если просят назвать часть лица, отвечают «нос». Значение ассоциаций для человека заключается в том, что они позволяют автоматически и быстро воспринимать необходимую в данный момент информацию. Итак, память – это сложный познавательный процесс, благодаря которому обеспечивается непрерывность психической жизни человека. 2. Человеческая память может быть классифицирована по нескольким основаниям. 1. Время хранения материала: 1) мгновенная (иконическая) – благодаря этой памяти в течение 0,1–0,5 с удерживается полная и точная картина того, что только восприняли органы чувств, при этом не производится никакой обработки полученной информации; 2) кратковременная (КП) – способна сохранять информацию короткий промежуток времени и в ограниченном объеме. Как правило, у большинства людей объем КП равен 7 ± 2 единицам. В КП фиксируется лишь наиболее значимая информация, обобщенный образ; 3) оперативная (ОП) – функционирует в течение заранее определенного времени (от нескольких секунд до нескольких дней) в зависимости от той задачи, которую необходимо решить, после чего информация может быть стерта; 4) долговременная (ДП) – информация сохраняется на неопределенно долгий срок. в ДП содержится тот материал, который практически здоровый человек должен вспомнить в любой момент времени: свое имя, отчество, фамилию, место рождения, столицу Родины и т. п. У человека ДП и КП неразрывно связаны. Прежде чем материал поступает на хранение в ДП, он должен быть обработан в КП, что позволяет защитить мозг от перегрузки и длительно сохранять именно жизненно важную информацию; 5) генетическая память стала выделяться исследователями сравнительно недавно. Это информация, сохраняющаяся в генотипе и передающаяся по наследству, не поддающаяся влиянию обучения и воспитания. 2. Ведущая роль того или иного анализатора: 1) двигательная – запоминаются и воспроизводятся двигательные реакции, поэтому на ее основе формируются основные двигательные навыки (ходьба, письмо, спорт, танцы, труд). Это один из самых онтогенетически ранних видов памяти; 2) эмоциональная – запоминание определенного эмоционального состояния и его воспроизведение при повторении ситуации, когда оно возникло в первый раз. Этот вид памяти также возникает у ребенка очень рано, согласно современным исследованиям уже на первом году жизни, хорошо развит у детей дошкольного возраста. Характеризуется следующими особенностями: а) особая прочность; б) быстрое формирование; в) непроизвольность воспроизведения; 3) зрительная – преобладает сохранение и воспроизведение зрительных образов. У многих людей именно этот вид памяти является ведущим. Иногда зрительные образы воспроизводятся настолько точно, что напоминают фотографический снимок. О таких людях говорят, что у них эйдетическая память (эйдос – образ), т. е. память, обладающая фотографической точностью. У многих людей эйдетическая память хорошо развита в дошкольном возрасте, но у отдельных лиц (чаще это люди искусства) она сохраняется на протяжении всей жизни. Например, В. А. Моцарт, С. В. Рахманинов, М. А. Балакирев могли запомнить и воспроизвести на инструменте сложное музыкальное произведение после всего лишь одного восприятия; 4) слуховая – способствует хорошему запоминанию и воспроизведению самых разнообразных звуков. Особенно хорошо развита у музыкантов, акустиков и т. п. Как особую разновидность этого вида выделяют словесно-логическую память – это чисто человеческий вид памяти, благодаря которой мы можем быстро и точно запоминать логику рассуждений, последовательность событий и т. п.; 5) обонятельная – хорошо запоминаются и воспроизводятся запахи; 6) вкусовая – преобладание в процессах памяти вкусового анализатора; 7) осязательная – хорошо запоминается и воспроизводится то, что человек смог ощупать, к чему прикоснулся руками и т. п. Последние три вида памяти не являются для человека столь значимыми, как ранее перечисленные, однако их важность резко возрастает, если функционирование какого-либо из основных анализаторов нарушается, например, когда человек теряет зрение или слух (известно много случаев, когда слепые люди становились отличными музыкантами). Существует целый ряд профессий, где именно эти виды памяти являются востребованными. Например, дегустаторы должны обладать хорошей вкусовой памятью, парфюмеры – обонятельной. Очень редко бывает, когда у человека преобладает какой-либо один вид памяти. Гораздо чаще в качестве ведущей выступает зрительно-слуховая память, зрительно-двигательная, двигательно-слуховая. Помимо приведенных классификаций память может различаться по таким параметрам, как скорость, длительность, прочность, точность и объем запоминания. Многообразие видов памяти позволяет достигать успеха в различных видах деятельности. 3. в составе памяти выделяются следующие процессы: 1) запоминание; 2) воспроизведение; 3) сохранение; 4) забывание. Запоминание – это процесс памяти, результатом которого является закрепление ранее воспринятой информации. Запоминание подразделяется на: 1) произвольное (ставится задача запомнить, при этом прилагаются определенные усилия) – непроизвольное (не ставится специальная задача запомнить, материал запоминается без каких-либо усилий); 2) механическое (информация запоминается в результате простого повторения) – логическое (устанавливаются связи между отдельными элементами информации, что позволяет забытое вывести заново путем логических рассуждений). Для того чтобы запоминание было успешным, следует придерживаться следующих положений: 1) делать установку на запоминание; 2) проявлять больше активности и самостоятельности в процессе запоминания (человек лучше запомнит путь, если будет двигаться самостоятельно, нежели когда его будут сопровождать); 3) группировать материал по смыслу (составление плана, таблицы, схемы, графика и т. п.); 4) процесс повторения при заучивании следует распределять в течение определенного времени (дня, нескольких часов), а не подряд. 5) новое повторение улучшает запоминание ранее выученного; 6) вызвать интерес к запоминаемому; 7) необычность материала улучшает запоминание. Воспроизведение (восстановление) – процесс памяти, благодаря которому извлекается ранее закрепленный прошлый опыт. Выделяются следующие формы воспроизведения: 1) узнавание – появление чувства знакомости при восприятии; 2) воспоминание – восстановление материала при отсутствии восприятия объекта, вспомнить всегда сложнее, нежели узнать (например, легче вспомнить фамилию человека, если найти ее в списке); 3) реминисценция – воспроизведение, отсроченное во времени (например, вспоминается стихотворение, которое человек рассказывал в далеком детстве); 4) припоминание – активная форма воспроизведения, требующая применения определенных приемов (ассоциирование, опора на узнавание) и волевых усилий. Сохранение – удержание в памяти заученного ранее материала. Информация сохраняется в памяти благодаря повторению, а также применению полученных знаний на практике. Исследователи памяти установили, что лучше всего сохраняется тот материал, который начинает и заканчивает общий ряд информации, средние элементы сохраняются хуже. Такое явление в психологии называется эффектом края. Интересный факт был открыт Б. В. Зейгарник. в ее опытах испытуемые должны были как можно быстрее и точнее выполнить около 20 разнообразных заданий (загадки, небольшие математические задачки, лепка фигурок и др.). Оказалось, что те действия, которые остались незавершенными, испытуемые вспоминают почти в два раза чаще тех, выполнение которых им удалось закончить. Это явление получило название эффекта Зейгарник. Забывание – выпадение из памяти, исчезновение ранее заученного материала. Как показали психологические исследования, материал быстрее забывается в первое время после заучивания, чем в дальнейшем, также быстрее забывается бессмысленный материал, нежели связанный логической цепочкой. Чаще всего забывание считается отрицательным явлением, однако следует помнить, что это очень целесообразный, необходимый и естественный процесс памяти, иначе наш мозг был бы перегружен массой ненужной или несущественной информации. Иногда забывание становится болезненным, вплоть до полной потери памяти. Такое явление называется амнезией. Большое внимание анализу механизмов забывания уделил З. Фрейд (основатель психоанализа). Он считал, что процесс забывания во многом объясняется нежеланием человека помнить неприятные ситуации своей биографии. Он забывает о тех вещах, которые могут напомнить психологически неприятные обстоятельства. Итак, память включает в себя ряд компонентов, которые определяют успешность ее протекания. 4. Процесс развития памяти осуществляется по следующим направлениям: 1) онтогенетически более ранняя механическая память постепенно замещается логической; 2) с возрастом запоминание становится более осознанным, начинается активное использование мнемотехнических приемов и средств; 3) преобладающее в детстве непроизвольное запоминание становится произвольным. Основываясь на перечисленных направлениях, можно определить следующие пути и средства совершенствования памяти. 1. Правильно использовать процесс повторения. Наиболее целесообразным является повторение, максимально приближенное к восприятию материала. Экспериментально доказано, что забывание предотвращается повторением через 15–20 мин после заучивания. Следующее повторение желательно проделать через 8–9 ч, а затем – через 24 ч. Также желательно повторять утром на свежую голову и перед сном. 2. Помнить об «эффекте края», т. е. больше времени уделять повторению того материала, который располагается в середине информационного ряда. Также при повторении материал, находящийся в середине, можно помещать в начале или конце. 3. Чтобы запомнить быстро и надежно последовательность событий или предметов, можно выполнить следующий ряд действий: 1) мысленно связать запоминаемое с каким-либо легко воображаемым или хорошо известным предметом, после чего уже этот предмет связать с тем, который окажется в нужный момент под рукой; 2) оба предмета соединить в воображении друг с другом как можно более причудливым образом в единый фантастический образ; 3) мысленно воссоздать этот образ. 4. Для запоминания последовательности событий или действий можно слова представить в виде персонажей какой-либо истории. 5. Материал будет вспоминаться легче, если применить прием ассоциирования. Для этого следует как можно чаще задавать себе вопросы типа: «Что это мне напоминает?», «На что это похоже?» «Какое иное слово напоминает мне это слово?», «Какой эпизод из жизни мне напоминает этот эпизод?» и т. п. При осуществлении этого правила действует следующая закономерность: чем более разнообразные ассоциации возникают при запоминании исходного материала, тем прочнее запоминается этот материал. 6. Последовательную цепочку событий или предметов можно запомнить, если эти предметы мысленно расставлять по пути ежедневного следования на работу или учебу. Идя по данному пути, мы эти предметы вспоминаем. Любые приемы хороши лишь в том случае, когда они адаптированы конкретным человеком к собственному жизненному опыту и особенностям психики и поведения. Поэтому то, что подходит одному человеку, может быть не востребовано другим. 6. Мышление 1. Понятие о мышлении. 2. Виды мышления, формы мышления. 3. Операции мышления. 4. Индивидуальные особенности мышления. 5. Особенности творческого мышления. 6. Развитие мышления. 1. Ответы на многие познавательные вопросы человек не может получить путем непосредственного взаимодействия с окружающим миром. В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления. Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира. Отметим отличительные черты мышления: 1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности; 2) способно отражать не только отдельные предметы, явления и свойства, но и существующие между ними связи, причем в обобщенной форме. 3) опосредованно отражает окружающий мир. Например, о наличии инфекции в организме судят по повышению температуры тела. К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях: а) если непосредственное познание невозможно, так как наши анализаторы несовершенны или вовсе отсутствуют, например, человек не воспринимает ультразвук, инфракрасное излучение, рентгеновские лучи; б) если непосредственное познание невозможно в условиях реального времени, например, археологические и палеонтологические раскопки; в) если непосредственное познание нецелесообразно, например, нет смысла выходить на улицу, чтобы узнать температуру воздуха, более рационально посмотреть на показания градусника за окном или прослушать прогноз погоды; 4) активно функционирует в условиях проблемной ситуации; 5) расширяет границы познания; благодаря интеллекту человек преодолел земное притяжение, спустился на дно океана и т. д.; 6) позволяет предвидеть наступление некоторых событий, например, солнечного затмения. Итак, мышление позволяет опосредованно, отвлеченно и обобщенно познавать окружающую действительность. 2. Мышление классифицируется по различным основаниям. Назовем наиболее часто используемые классификации видов мышления. По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи. По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки). В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое). По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Остановимся подробнее на последней классификации, как одной из наиболее часто применяемых, особенно в возрастной и педагогической психологии, психологии личности. Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий. Часто применяется в быту, например, чтобы понять, для чего предназначены кнопки на магнитофоне, мы часто начинаем последовательно на них нажимать. Эта форма мышления является наиболее элементарной, раньше других возникает в процессе онтогенеза и является основой для формирования более сложных видов мышления. Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов. Однако образы мышления отличаются от образов восприятия своей обобщенностью и отвлеченностью в образах мышления отражены только наиболее важные и существенные свойства. Словесно-логическое мышление – это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений. Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием. Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные. Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д. В процессе мышления человек рассуждает. Суждения отражают существующие между предметами, явлениями, их свойствами связи. Могут содержать либо утверждение какого-либо положения, либо отрицание. Суждения подразделяются на общие, частные, единичные. Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»). Частные – только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»). Единичные – речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»). Как правило, в ходе рассуждения делаются какие-то выводы, тем самым создавая новые суждения. Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением. Если умозаключение делается от единичного, частного суждения к общему, то это есть индукция. Обратный процесс, когда единичный вывод формулируется на основе общего суждения, называется дедукцией. Пример индукции: лису можно убить стрелой, отравленной ядом кураре. Лиса – животное. Животное можно убить ядом кураре. Пример дедукции: животное можно убить стрелой, отравленной ядом кураре. Заяц – животное. Зайца можно убить ядом кураре. Несмотря на все многообразие видов мышления в реальности они не существуют изолированно друг от друга. 3. Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций. Назовем наиболее значимые из них. Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части. Синтез – мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ. Сравнение – мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними. Абстракция – мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств. Обобщение – мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам. Конкретизация – мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим. Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления. 4. Каждый человек отличается от другого разнообразными качествами мышления. Подробнее остановимся на их рассмотрении. Широта ума – это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор. Глубина ума – умение человека разбираться в самой сущности вопроса. Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного. Самостоятельность мышления – способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей. Гибкость мышления – умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов. Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность. Быстрота ума – способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы. Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы. Про таких людей говорят – сообразительные, находчивые, смышленые. Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону. Критичность ума – способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения. Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность. 5. Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым. В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично. Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей: 1) оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее; 2) семантическая гибкость, т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможностьи его нового использования, расширять функциональное применение на практике; 3) образная адаптивная гибкость, т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 4) семантическая, спонтанная гибкость, т. е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Условия, влияющие на творческий процесс: 1) успешный в прошлом опыт может тормозить нахождение новых, более рациональных способов решения задач; 2) если нахождение правильного решения далось с большим трудом, то возвращение к этому способу в дальнейшем будет более вероятным, если даже он и не достаточно эффективен; 3) стереотипность мышления, которая возникает в силу первых двух условий, можно преодолеть, если на некоторое время отложить решение, а затем вернуться к нему с твердым намерением искать новые пути; 4) частые неудачи тормозят творческий процесс, может сформироваться мотив избегания неудач, когда человек боится начинать что-то новое из-за возможных разочарований; 5) для успешного протекания творческого процесса необходима должная мотивация и соответствующий эмоциональный настрой. Нахождение оптимальной мотивации и оптимального уровня эмоционального возбуждения – это процесс индивидуальный. Качества, препятствующие развитию творческого мышления: 1) склонность к конформизму, т. е. к стремлению следовать чужому мнению, отказываясь от собственного, боязнь оказаться «белой вороной»; 2) боязнь показаться чрезмерно критичным и даже агрессивным в неприятии чужого мнения; 3) боязнь отмщения со стороны того, чье мнение отрицается; 4) завышенная оценка собственных достижений, идей; 5) высокая личностная тревожность; 6) чрезмерная критичность мышления, которая не позволяет сосредоточиться на выработке продуктивных идей, так как все силы уходят на критику других мнений. Понятие «творчество» тесно связано с понятием «интеллект», под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами. Наличие творческого мышления – важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания. 6. Существуют следующие пути развития мышления: 1) необходимо следовать принципу: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать»; 2) мышление развивается в процессе овладения знаниями. В качестве источников знания могут выступать: книги, СМИ, школа, и т. д; 3) любой вид мышления начинается с вопроса, а значит, следует учиться умению задавать вопросы по каждому событию, с которым имеешь дело; 4) полезно развивать умение замечать новое в привычном, видеть предмет или явление с различных сторон; 5) следует тренировать гибкость ума, чему способствуют игры на сообразительность, решение ребусов, логических загадок; 6) важный прием, развивающий мышление, – это сравнение близких понятий; 7) следует помнить о неразрывной связи между мышлением и речью, а это значит, что для лучшего понимания надо попробовать изложить материал другому человеку; 8) развитию мышления также способствует использование письменной речи, поэтому полезно написание сочинения, ведение дневника; 9) для развития мышления полезны дискуссии, свободное изложение прочитанного, решение парадоксальных задач. Итак, развитие мышления возможно при желании человека овладевать новыми знаниями, стремлении в достижении творческих и профессиональных высот. 7. Речь 1. Речь и ее функции. 2. Виды речи. 1. Человек – существо общественное и, чтобы понимать друг друга, общаясь, люди используют тот или иной язык. Язык является средством общения, которое было выработано человечеством в процессе своего развития, представляющим систему знаков. Когда язык используется в целях общения, то возникает речь. Язык и речь – хотя и очень близкие, но все же отличающиеся друг от друга понятия. Язык становится «мертвым» сразу после того, как люди перестают на нем общаться. Такое произошло с латинским языком, который сейчас используется лишь в узких областях науки. Выделяются следующие функции речи: 1) обозначение – наличие этой функции свидетельствует об отличии речи человека от общения животных. Звуки животных выражают лишь эмоциональные состояния, тогда как человеческое слово указывает на какой-то предмет или явление; 2) обобщение – функция проявляется в том, что одним словом можно обозначить группу сходных предметов (понятие), что роднит речь с мышлением. Мысли человека облечены в речевую форму, вне речи мысль не существует; 3) коммуникация – выражается в применении речи в процессе общения. Может проявляться в трех видах: а) информационная – передача знаний; б) экспрессивная – отражает отношение говорящего к окружающим, воздействует на чувства человека; в) планирующая – направлена на организацию поведения или деятельности, может осуществляться при помощи требования, совета, приказа, убеждения, распоряжения и т. п. Можно ли считать способность к развитию речи у человека врожденной? Мнения ученых неоднозначны. С одной стороны, есть неопровержимые доказательства, отрицающие возможность врожденности, примером являются дети-маугли (см. тему «Общение»), с другой стороны, ученые так и не смогли обучить животных высшим понятийным формам речи, хотя многие животные и обладают развитой системой коммуникаций между собой. Например, американские ученые Б. Т. Гарднер и Р. А. Гарднер (1972 г.) предприняли попытку обучить шимпанзе языку глухих. Обучение началось, когда шимпанзе была в возрасте одного года, и продолжалось в течение четырех лет. К 4-летнему возрасту обезьяна самостоятельно воспроизводила около 130 жестов, понимала еще больше, но высшие понятийные формы мышления остались недоступными. Таким образом, речь человека тесно связана с мышлением и является основным средством человеческого общения. 2. В различных условиях речь приобретает специфические особенности, которые выражаются в различных видах. Рассмотрим эти виды. Речь подразделяется на внешнюю, внутреннюю и эгоцентрическую. Внешняя речь является ведущей в процессе общения, поэтому ее основное качество – доступность для восприятия другого человека, в свою очередь может быть письменной и устной. Письменная речь представляет развернутое речевое высказывание. Важно, чтобы форма изложения была ясной и точной. Если речь предназначена для широкой читательской аудитории, то следует позаботиться о ее обоснованности, содержательности, увлекательности. Устная речь более выразительная, так как используются мимика, жесты, интонация, голосовая модуляция и т. п. Специфика этого вида в том, что сразу же можно видеть реакцию слушателей на слова говорящего, что позволяет определенным образом корректировать речь. У человека качества письменной и устной речи могут не совпадать. Например, прекрасный оратор может испытывать затруднения при письменном изложении своей речи и наоборот. Устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую. Монологическая речь – речь одного человека. Ее основное достоинство заключается в возможности донести до слушателей собственную мысль без искажения и с необходимыми доказательствами. Диалогическая речь происходит между двумя или несколькими лицами. Это более легкий вид речи, так как не требует развернутости, доказательности, продуманности в построении фраз. Ее недостаток в том, что говорящие могут перебивать друг друга, искажать разговор, не до конца высказывать свои мысли. Подразделяется на ситуативную и контекстуальную речь. Ситуативная речь малопонятная для человека, не посвященного в ситуацию. В ней присутствует много междометий, мало или нет совсем имен собственных, которые заменяются местоимениями. Контекстуальная речь – более развернутая, предшествующие высказывания обуславливают возникновение последующих. Эгоцентрическая речь – речь человека, обращенная на себя самого и не рассчитанная на какую-либо реакцию со стороны окружающих. Это промежуточный вид между внешней и внутренней речью. Наиболее часто этот вид речи проявляется у детей среднего дошкольного возраста, когда в процессе игры или рисования, лепки они комментируют свои действия, ни к кому конкретно не обращаясь. У взрослых также иногда можно встретить эгоцентрическую речь. Чаще всего это происходит при решении сложной интеллектуальной задачи, в ходе чего человек рассуждает вслух. Можно сказать, что это речь-мышление, задача которой – обслуживать интеллект человека. Внутренняя речь – речь про себя. Ее наиболее характерные черты – это фрагментарность, отрывочность, сокращенность. Существует следующий закон перехода внешней речи во внутреннюю: в первую очередь сокращается подлежащее, а остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения, в словах в первую очередь идет сокращение гласных. Экспериментально доказано, что внутренняя речь существенно влияет на решение умственных задач. В опытах А. Н. Соколова взрослым испытуемым предлагалось прослушать текст или решить несложный арифметический пример и при этом одновременно декламировать вслух хорошо выученные стихи, либо произносить одни и те же простые слоги («ба-ба» или «ля-ля»). Эксперимент показал, что при таких условиях смысл текста не улавливался, а воспринимались лишь отдельные слова, решение задачи также затруднялось, а это может означать, что процесс мышления предполагает активную внутреннюю работу артикуляционного аппарата. Подобного рода опыты организовывались и с младшими школьниками. Оказалось, что простой зажим языка зубами уже вызывал серьезные затруднения в чтении и понимании текста и наличие грубых ошибок при письме. Таким образом, виды речевой деятельности разнообразны и используются в зависимости от ситуации общения. 8. Воображение 1. Понятие о воображении. 2. Виды воображения. 3. Функции воображения. 4. Развитие воображения. 1. Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал. Можно выделить четыре типа представлений воображения: 1) образы того, что есть в реальной действительности, например, человек представляет пустыню Сахара, в которой он никогда не бывал, но которая реально существует; 2) исторические образы, например, можно представить, как выглядел доисторический человек или саблезубый тигр; 3) сказочные образы: Баба Яга, Змей-Горыныч и т. д.; 4) образы будущего, например, как выглядит автомобиль ХХII в. Образы воображения могут создаваться различными путями. Наиболее распространенными являются следующие способы. 1. Агглютинация – это соединение любых качеств, свойств, частей в единый, часто причудливый образ, иногда очень далекий от реальности. Например, соединение верхней части туловища мужчины и нижней части коня воплотились в образе кентавра, а, поставив избушку на куриные лапы, получили жилище Бабы Яги. Чаще всего такой прием используется в мифах и сказках. 2. Акцентирование – выделение в имеющемся образе какой-либо части, детали и возведение ее в ранг доминирующей. Способ чаще всего применяется в карикатурах, шаржах. 3. Типизация – самый сложный, подчас творческий прием, выражающийся в том, что из конкретных образов выделяются наиболее характерные, значимые качества и свойства и уже на их основе создается новый образ. Очень часто этим приемом пользуются писатели, создавая образы литературных героев. Воображение не может возникнуть на пустом месте, для этого требуется преобразовать материал, полученный из воспринятого ранее. Например, сказочная Баба Яга – это просто страшная старуха с крючковатым носом, и ее избушка также состоит из хорошо знакомых частей (изба + куриные лапы). Ученые часто создают новую технику, основываясь на том, что есть в природе. Благодаря воображению человек способен разумно и творчески планировать свою деятельность и управлять ею. Оно выручает в тех ситуациях, когда невозможно, затруднительно или просто нецелесообразно выполнять практические действия. Таким образом, без воображения не был бы возможен прогресс ни в одной из областей человеческой деятельности. 2. Выделяются следующие виды воображения: 1) активное (произвольное) – пассивное (непроизвольное); 2) ародуктивное (творческое) – репродуктивное (воссоздающее). Пассивное воображение возникает без волевых усилий и без сознательных намерений со стороны человека. Наиболее распространенным видом пассивного воображения являются сновидения. Вопросы, связанные со сновидениями, всегда интересовали человека. Еще в Древней Спарте существовали специально назначаемые чиновники – эфоры, основной обязанностью которых было спать в храмах и видеть сны, на основании которых затем принимались государственные решения и законы. Большинство наших сновидений представлено в виде зрительных образов, что свидетельствует об их связи с внешним миром, ведь большую часть информации мы воспринимаем с помощью зрительного анализатора. Примерно в 4-х случаях из 100 встречаются звуковые сны, 2,5 % снов – «вкусовые» и 0,5 % – «обонятельные». Согласно некоторым гипотезам, сны предназначены для выполнения охранительной функции, ведь в древности по ночам человеку очень часто грозила опасность. Ученый В. Н. Касаткин, проанализировав 41 тыс. сновидений, пришел к выводу, что мозг с помощью «ночных картин» предупреждает нас о грозящих заболеваниях задолго до появления первых симптомов. В процессе сна мозг сам указывает человеку на больной или заболевающий орган, причем, как правило, человек видит не себя, а другого человека с какой-то выраженной аномалией («Теория сновидений»). Часто сны связаны с тревожными состояниями человека, а иногда и с неврозами. Сновидения таких людей очень яркие, наполненные образами, чаще неприятными, характерны «тупиковые» сновидения, когда человек ищет выход из лабиринта, дома, города и т. п. Активное воображение возникает, когда новые идеи или образы создаются путем специального намерения человека. Репродуктивное (воссоздающее) воображение основано на воссоздании новых образов в соответствии с имеющимся описанием, схемой и т. п. Например, в основе такого направления в искусстве, как натурализм, а отчасти и реализм, лежит создание картин, в точности воспроизводящих действительность. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина можно изучать русскую флору, так как на его полотнах все растения написаны с «документальной» точностью. Продуктивное воображение – новые образы и идеи создаются в результате самостоятельной творческой деятельности. Такие направления изобразительной деятельности, как абстракционизм, кубизм и т. д. возникли как результат того, что художника не устраивает точное воссоздание реальности. Однако чаще всего провести четкую грань между репродуктивным и творческим воображением не представляется возможным. Например, создавая исторические романы, авторы всегда вносят свое собственное отношение к происходящему, наряду с реально существовавшими героями в художественном произведении «живут» вымышленные персонажи. Конструкторы, изобретая летательные аппараты, анализировали полеты птиц и т. д. Следует также выделить и такие виды воображения, как мечта (создание образов желаемого будущего) и грезы (человек «живет» в мире, который создал в своем воображении). 3. Воображение в жизни человека выполняет специфические функции. Рассмотрим эти функции подробнее. 1. Тесная связь с мышлением дает возможность создавать образы действительности, пользоваться ими при решении задач. 2. С помощью воображения человек способен регулировать свое эмоциональное состояние, хотя бы частично удовлетворять потребности, снижая тем самым возникающую напряженность. 3. Воображение принимает участие в волевой регуляции состояний человека и деятельности познавательных процессов. Вызывая определенные образы, можно оказывать влияние на восприятие, воспоминания, мысли и чувства. 4. Благодаря воображению человек способен выполнять действия в уме, манипулируя не реальными предметами, а образами этих предметов. 5. Воображение участвует в планировании деятельности, оценке точности их выполнения, ходе реализации. С помощью воображения человек способен регулировать свое психофизиологическое состояние, настраиваясь на предстоящие события. Широко известны факты, когда лишь с помощью воображения, прикладывая волевые усилия, человек изменял ритмику дыхания, кровяное давление, частоту пульса, температуру тела. Именно эти данные положены в основу аутотренинга. У некоторых людей фантазия настолько богата, что они, воображая у себя наличие различных заболеваний, могут действительно спровоцировать их возникновение. Достаточно известное явление – идеомоторный акт, суть которого в том, что, представляя какое-нибудь движение, можно вызвать само это движение. С эти фактом знакомы артисты эстрады, которые демонстрируют публике номера по нахождению спрятанных в зале предметов. Суть номера в том, что артист улавливает микродвижения рук или глаз человека, спрятавшего предмет. Итак, функции воображения помогают решать многие актуальные проблемы и часто опираются на наше подсознание. 4. Воображение очень тесно связано с мышлением, так как мысль неотделима от образа. Именно поэтому все, что развивает мышление, также способствует развитию воображения. Рассмотрим некоторые направления, которых следует придерживаться в развитии воображения. 1. Развитию воображения способствует игровая деятельность, например: игры со словами, в фантастические гипотезы («что было бы, если бы…»), сочинение сказок, стихов, рисование, лепка. Очень полезны для развития воображения ролевые игры. 2. Чтение книг способствует развитию воображения. Особенно полезны в этом направлении описания персонажей, интерьера, природы. 3. Развитию воссоздающего воображения помогает изучение разных географических карт. Путешествуя по карте, можно представлять страны, картины природы, местных жителей и т. д. 4. Всевозможные графические операции, чертежи, рисунки – реальный путь развития технического творчества и воображения у детей. 5. Воображение невозможно развивать, не опираясь на жизненный опыт и знания. Поэтому чем более широк круг познания, тем более богато и воображение. Таким образом, развивая воображение ребенка, можно сформировать творческую, эмоционально богатую личность. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|