|
||||
|
Глава 6. СИНХРОНИЧЕСКАЯ МУДРОСТЬ И-ЦЗИН И-Цзин как оракул. Синхроничность как обязательный принцип. Дао как философская основа мудрости И-Цзин. И-Цзин, или Книга перемен, является как древней философской книгой мудрости, так и современным бестселлером. Она также является оракулом в форме книги; многие люди ищут у нее совета как раньше те, которые отправлялись к дельфийскому оракулу. Некоторые воспринимают эту книгу с уважением, принимая мудрость ее советов; другие же не только не прислушиваются к предсказаниям, но и отметают саму идею, о том что ее советы могут иметь некий смысл, считая это чем то случайным и лишенным логики. Синхроничность возникает в нашей жизни спонтанно. А события этого типа дают нам понять существование связи с миром, которую логически нельзя объяснить. И-Цзин изменяет такую последовательность: формулируя вопросы оракулу, мы предполагаем существование синхроничности. Нет рационального объяснения того, каким образом мы получаем ответ. Эта методика опирается на синхроничность, а удивительная точность полученной в ответ гексаграмы дает эмоциональное подтверждение. И-Цзин является одной из важнейших книг. Как конфуцианство так и даосизм — две системы китайской философии — находят в этой книге свой общий источник. Она подчеркивает значение ценности в постоянно изменяющемся мире, предполагая существование упорядоченного космоса, рекомендуя придерживаться верности духовным ценностям, и в то же время дает советы относительно действий и позиций в определенных внешних ситуациях. И-Цзин учит принципам, благодаря которым можно жить в гармонии с Дао — невидимой матрицей всех значений вселенной. Первый раз я встретилась с И-Цзином в 1967 году в первый год своей практики, благодаря одной из моих пациенток. Она как раз пережила долгую «черную», безнадежную, самоубийственную депрессию. Теперь она находилась уже в «сером», переходном состоянии, ожидая возвращения эмоционального многоцветия полноты жизни. Она чувствовала, что участвует в нормальной жизни и эффективно работает. Она встречалась с людьми, однако к ней еще не вернулась ее прежняя энергия и способность идентифицировать себя с тем, что она делает. Она была нетерпеливой и ничего не хотела. Я боялась, что она может снова впасть в подобное состояние и — под действием импульса — начать действовать деструктивно. Она спросила совета у И-Цзина и пришла ко мне, чтобы прочитать получившуюся гексаграму, которая была идеальной метафорой ее ситуации. Она получила гексаграму 5 — «Ожидание» (Питание), интерпретация которой начиналась таким образом:
Метафора питания соответствовала ее положению. Я знала что этого «питания» не хватало в том, что она делала, а жизнь казалась ей рутиной без смысла. Этап депрессии, в котором она находилась, напоминал пейзаж после длительной засухи, ожидание дождя — дающей жизнь влаги, необходимой, чтобы вернуть ему зеленый цвет. Это неприятный и потенциально опасный период, поскольку пациент владеет достаточным количеством энергии, чтобы под влиянием отчаяния и потери надежды на какие-либо перемены, позариться на свою жизнь. Текст предсказания порекомендовал ей позицию, которую она должна была принять в этот тяжелый период:
Слова этой гексаграмы что-то изменили в моей пациентке. Они укрепили ее слабую часть, которая сотрудничала со мной. Несмотря на то, что это была гексаграма, которую она получила сама, я чувствовала, что это имеет значение и для меня, так как и мне необходима была наука терпения — способности позволять пациентам возвращаться к здоровью и развиваться в соответствующее для них время. Каким образом И-Цзин дает свои рекомендации? Единственным способом это понять является синхроничность или, лежащее в основе вещей Дао. С логической точки зрения не существует никаких связей, позволяющих ожидать, что полученный текст будет иметь какую-либо связь с задающим вопрос. Также как и шмель, который согласно правилам аэродинамики не должен летать, взвивается в воздух, так и И-Цзин не имеет прав быть оракулом. Однако он им является. Существует два способа получения гексаграм. В обоих случаях, спрашивающий, должен вначале сформулировать вопрос. Далее детально, описанным методом надлежит разделить 49 стеблей тысячелистника шесть раз подряд, получая шесть цифр соответствующих шести линиям гексаграмы. Или же — что намного проще — бросить шесть раз три монеты, причем каждый бросок определяет одну линию гексаграмы. Каждой гексаграме соответствует определенный текст. И-Цзин — Книга перемен в переводе Ричарда Вильгельма — содержит точное описание методов, с помощью каких применяют монеты и стебли. Она также содержит полное собрание гексаграм и исчерпывающий комментарий с интерпретацией их значений. Также как и спонтанные синхронические явления, соответствуют определенным эмоциональным состояниям, так и И-Цзин дает лучшие комментарии, когда возникают ситуации, характеризующиеся соответствующим напряжением и интенсивностью переживаний. Это не салонная игра. И-Цзин отвечает на вопросы, составляющие существенную эмоциональную проблему. Я сама обычно формулирую вопросы таким образом: «Какова природа ситуации, в которой я оказалась? Какую, в связи с этим, мне надлежит занять позицию и как действовать?» Поскольку И-Цзин всегда говорит о существенных для нас вещах, я решила, что лучше задавать именно такие вопросы. (Если мы задаем несущественные вопросы, безэмоционально, ответ все равно будет касаться реально переживаемой ситуации а не чепухи). Джозеф Хендерсон, известный юнгианский аналитик, определил И-Цзин как практическое применение даосизма в обычной жизни и рекомендует:
Во второй книге И-Цзин, под названием Та Чуан, или «Великий комментарий», мы находим такую формулировку: Потому истинный муж всегда, когда должен что-то сделать или привести в порядок, также и когда должен использовать слова, задает ей вопрос. Книга принимает его донесения как эхо; для нее нет разницы, далеко или близко или лее предмет темен и глубок. Таким образом она узнает о будущих вещах. Если бы эта книга не была вершиной духовности в мире, как могла бы она это сделать? Использование И-Цзина не у всех получается одинаково хорошо. Здесь необходимо интуитивное восприятие значений, понимание метафор и образов, а также философский взгляд, близкий идее Дао. И-Цзин предостерегает:
Я использую И-Цзин в работе с пациентами, если они этого желают. Оракул в этом случае является иным выражением символического действия psyche, дающим ценный образ реального существа ситуации. Если пациент приносит с собой комментарий к найденной им гексаграме, это значит, что он является для него значимым элементом. Я работаю с гексаграмой так же как и со сном или синхроническим событием. Несмотря на то, что синхронические образы И-Цзина не были созданы психикой данной личности, имея таким образом менее личностный характер, я считаю что для понимания собственной ситуации очень полезно поискать индивидуальные значения в символах и образах оракула. Хорошие результаты дает амплификация ситуаций, связанных с представленными в И-Цзине метафорами. Возьмем для примера образ, содержащийся в гексаграме 34 — «Мощь великого»: «Козел застрял в изгороди, не может двинуться ни вперед ни назад». Это описание ситуации человека, теряющего энергию в бессмысленной упрямой борьбе. Развитие метафоры указывает два дополнительные элемента. Боязнь оказаться «козлом», является для упрямцев хорошим поводом к переменам. Подобная тенденция к преувеличенным реакциям на финансовые потери ассоциировалась у пациента с негативным «козерогом» (астрологическим козлом) у него внутри. Другая метафора, почерпнутая из гексаграмы «Затруднительное положение» (номер 47), содержит следующий образ: «Находится в затруднительном положении из-за протыкающих стеблей». Относится к проблемам, из которых несложно выбраться. Для пациента, который получил эту гексаграму запутаться означало зависимость от других, а перемешанные чувства гнева и вины, вызванные такой зависимостью были для него основной парализующей силы психологической проблемой. Присваивая себе такой образ, пациент обрел значительное понимание своей ситуации. Иногда многими неделями никто из моих пациентов не обращается к И-Цзину. Бывают люди, обращающие к оракулу время от времени. Иные вообще с ним не знакомы, другие, зная чем является И-Цзин, все же считают, что он не имеет для них никакого значения. Как и в случае со снами и синхроническими событиями, индивидуальные различия огромны. Когда я работала над этой главой, появились две пациентки с одной и той же гексаграмой. Обе переживали супружеский кризис, раздумывая о разводе. С этим вопросом они обратились к оракулу. Обе получили гексаграму 49 — «Революция» (Сбрасывание кожи), описывающую революционные перемены как явление подобное сбрасыванию кожи змеей. Эта аналогия также переносится на почву большой политики, больших революций и смены правительств. Несмотря на то, что у пациенток были достаточно различные семейные ситуации, определенные элементы оставались общими: обе они взбунтовались против ценностей, почитаемых своими мужьями, желая изменить правила, на которых опирался их брак. Одной пациентке два года беспрерывно выпадала гексаграма 62 — «Преимущество малого». Бросание монет сразу же приводило к этой гексаграме или же другой, конечное превращение которой все равно приводило к гексаграме 62. Эта повторяемость ее очень волновала и склонила к тому, чтобы прочитать рекомендации, поскольку она решила, что общее описание этой ситуации полностью соответствует действительности, хотя сам совет не слишком ей нравился. Гексаграма звучала так:
Обычное значение таково: «Работай и избегай новых идей». Рекомендуется прилежность, тяжелая работа в сфере, в которой вы заняты, воздержаться от желания получить большее. Пациентка была студенткой, всегда желала закончить колледж с соответствующим дипломом, повторяющаяся гексаграма помогла ей придерживаться намеченной цели, которой являлась профессия, соответствующая ее способностям и дающая надежду на достижение успеха в будущем. Эта женщина гадала по И-Цзину всякий раз, когда появлялись новые сомнительные перспективы работы. Полученная прерывистая линия в гексаграме развевала иллюзии в существовании более легких, более быстрых способов в достижении жизненной цели:
Комментарий расширяет значение этих слов:
Для нее это было ясным советом оставаться в колледже пока она не получит диплом и соответствующий опыт. Я убеждена, что в аналитической терапии необходимо учитывать мудрость И-Цзин, параллельно со скрытой в этом тексте даосской философией, которая концентрирует свое внимание на важном навыке уступить циклической природе жизни — оставаясь активным или пассивным, в гармонии с собой и временем. «Время» имеет здесь множество значений. Оно может касаться периода жизни, например время независимой молодости, воспитания детей, среднего возраста или приближающейся смерти — и таким образом отдельных этапов, требующих определенного поведения и реакции. Его также можно понимать как время мира, войны, периода экономической катастрофы или достатка. Понятие времени также используется в личностном значении как например «хорошее время», «время испытаний» или «трудное время». Поэтическая литания Ветхого Завета, Книга Экклесиаст (3, 1–2), начинается со слов: «Всему свое время и назначена пора всем делам под небом. Есть время рождаться и время умирать, время садить и время собирать то что посажено». Эти слова, подобно И-Цзину, обращают внимание на определенные периоды в жизни человека. Безумием было бы нетерпеливо ждать того, что в середине зимы зацветут цветы лишь потому, что мы удобрили почву под ними. Люди как растения и деревья растут по своим внутренним часам, в зависимости от поры, наступающей во внутреннем мире. Таким образом, необходимо уважать ритм изменений жизни, при этом обращая внимание на сны и синхроничекие события, поскольку они помогают нам развиваться естественным, «органическим способом». Способность подстроиться к ситуации, является ценностью, какую признают как аналитики так и И-Цзин. Еще одно сходство мы видим в рекомендуемой позиции ограничений, советующей действовать лишь тогда, когда это необходимо, акцентируя внимание на терпеливости, при возникновении трудностей. Философия И-Цзина отлично соответствует моей излюбленной метафоре процесса психологического анализа. Ее можно сравнить с работой в саду. Отношения между аналитиком и пациентом — действующие здесь правила такта и доверия, как в храме где можно без опасений открыть душу — выполняют функцию грядки, где проходит медленный процесс произрастания. Главной задачей садовника является тщательно вырывать сорняки и убирать камни, удобрять и поливать почву. Тот же характер соответствует и психотерапевтической фазе в анализе. Необходимо убрать то, что тормозит рост — всяческие «камни и сорняки», которые появились или в раннем периоде жизни или совсем недавно. Чтобы не тормозило развитие личности, это необходимо опознать и уничтожить. Обязательным является наличие чувств — «воды», которая смягчая грунт, позволит легче справиться с помехами. Как вода, пробивающаяся к корням, вплетенным в высохшую отвердевшую почву, так и чувства, пробужденные другим человеком, могут укрепить психику, давая возможность развиваться. В процессе анализа развитие начинается глубоко в бессознательном, проявляясь в том, что мы видим над поверхностью. Что мы увидим — зависит от типа и качества семян. Хороший садовник помогает вырасти полностью каждому растению, развивая в нем то, в чем состоит ею предназначение — стать овощем, фруктом или цветком: помогая ему стать тем, чем оно должно быть — дубом, секвойей, пеларгонией или даже кактусом. Иногда случается, что аналитик на долгое время становится для пациента поддерживающим колышком. То, что растет, становится впоследствии достаточно сильным, и далее сможет расти самостоятельно — впитывая воду, выхватывая солнечные лучи, принимая пищу из почвы жизни, в которую оно уже глубоко пустило свои корни. Из того, что я уже сказала о Книге перемен, ясно видно, что я полностью приняла богатство ее философии. Я также полагаюсь на точность советов, которые она дает. В каждом из приведенных примеров, спрашивающий оракула, находился в важном эмоциональном моменте своей жизни, обращаясь к И-Цзину за дополнительной консультацией. Я также была свидетелем неумного применения этой книги, когда ее использовали как гороскоп из газеты, или воспринимали ее слова в виде магических знаков, не пытаясь вникнуть в значение самой гексаграмы. Подходы такого типа разрушают всяческий смысл советов оракула, принося сумятицу в духовное развитие личности. Если кто-то из читателей, здесь впервые столкнулся с Книгой перемен, не исключено, что он как раз обрел мудрого, рассудительного и полезного друга. Юнг завершает свое вступление к И-Цзину такими словами:
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|