• ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
  • К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
  • НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ (НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ) СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА
  • ТЕМПЕРАМЕНТ
  • СПОСОБНОСТИ
  • ХАРАКТЕР
  • ЛИЧНОСТЬ

    ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

    В психологии существует множество определений личности. Задачей данного курса является лишь введение в эту труднейшую и богатейшую проблематику. Подробное изучение темы будет рассматриваться в курсе «Теории личности».

    В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность. Поэтому представляется целесообразным развести эти понятия. Такие попытки имеются у С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. См.:

    1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969.

    2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

    3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.

    Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек.

    К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

    А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры:

    – темперамент (структуру природных свойств);

    – направленность (систему потребностей, интересов и идеалов);

    – способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). См.: Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963.

    В. Н. Мясищев единство личности характеризует направлен-ностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности. См.: Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960.

    К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:

    – социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

    – биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

    – опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);

    – индивидуальные особенности различных психических процессов.

    Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

    – определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

    – динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

    – статус и социальные функции-роли;

    – мотивация поведения и ценностные ориентации;

    – структура и динамика отношений.

    Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

    1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций;

    2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения;

    3) жизненный путь человека (история личности).

    Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно:

    1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства;

    2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них. См.: Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977.

    С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

    Представления о личности и ее структуре в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, в гуманистической, когнитивной психологии и т. д. даются в курсе «Теории личности». См.:

    1. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод.

    2. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. – М., 1974.

    О попытках классификации личности, выделении типов личности см.:

    1. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924.

    2. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.

    3. Юнг К. Г. Психологические типы. – М.: 1928.

    4. Eysenck H. I. Biological base of personality. London, 1968.

    НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ (НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ) СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА

    Нейротипические свойства входят в структуру индивидных свойств. Основаниями для этого являются:

    1) простота, обобщенный характер этих свойств;

    2) их генетическая первичность;

    3) отнесенность к субстрату психического.

    Нейродинамические свойства связаны с нижележащими уровнями организма (восстановительные функции организма; соматическая конституция; тип вегетативного реагирования) и вышележащими уровнями организма (свойства темперамента; стиль деятельности; особенности психических процессов).

    Уровни рассмотрения нейродинамических свойств

    – уровень свойств нервной системы в целом;

    – уровень процессов;

    – уровень анализаторов.

    Общие и парциальные (частные) свойства нервной системы

    При изучении типов высшей нервной деятельности человека нельзя забывать о том, что наряду с типологическими свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуют парциальные, частные типологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры. См.: Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

    Б. М. Теплов считал, что между общими и парциальными свойствами нервной системы существуют функционально-психологические различия: общие свойства являются основой темперамента, а парциальные – специальных способностей. Эти взгляды получили развитие в работах В. Д. Небылицына. См.:

    1. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976.

    2. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

    ТЕМПЕРАМЕНТ

    Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.

    В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые

    1) регулируют динамику психической деятельности в целом;

    2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

    3) имеют устойчивый и постоянный характер;

    4) находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;

    5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

    Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. (Кстати, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента, вопреки психологическим традициям, нельзя относить к свойствам личности. Свойства темперамента характеризуют не личность, а индивидуальность).

    СПОСОБНОСТИ

    По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

    1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригиналь-ность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

    2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.

    3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

    Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью.

    Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

    Общие и специальные способности

    Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.).

    Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

    Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

    Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями.

    Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. См.:

    1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

    Литература:

    1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

    2. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968.

    3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922.

    4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970.

    5. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

    5. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972.

    6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961.

    ХАРАКТЕР

    Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

    Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характеро-логии можно выделить три направления:

    конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

    психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т. д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека);

    идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т. д.).

    В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т. д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик.

    Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

    Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (см. З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б. Г. Ананьев).

    Структура характера

    В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства.

    Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента.

    А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств:

    уравновешенность – неуравновешенность;

    сензитивность – агрессивность;

    широту – узость;

    глубину – поверхностность;

    богатство, содержательность – бедность;

    силу – слабость.

    Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения.

    Литература:

    1. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.

    2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.

    3. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960.

    4. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924.

    5. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917.

    6. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969.

    7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.

    8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх