|
||||
|
ЛИЧНОСТЬ ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В психологии существует множество определений личности. Задачей данного курса является лишь введение в эту труднейшую и богатейшую проблематику. Подробное изучение темы будет рассматриваться в курсе «Теории личности». В психологии применительно к человеку используются понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность». Зачастую эти понятия подменяют друг друга. Так, говоря о личности, исследователи могут подчеркивать индивидные характеристики человека либо характеризовать его индивидуальность. Поэтому представляется целесообразным развести эти понятия. Такие попытки имеются у С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева. См.: 1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 1969. 2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. 3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. Большинство отечественных психологов включает в понятие личности комплекс природных свойств, психологическая многозначность которых определяется системой общественных отношений, в которую включен человек. К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ А. Г. Ковалев выделяет в структуре личности следующие подструктуры: – темперамент (структуру природных свойств); – направленность (систему потребностей, интересов и идеалов); – способности (систему интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств). См.: Ковалев А. Г. Психология личности. – Л.: ЛГУ, 1963. В. Н. Мясищев единство личности характеризует направлен-ностью, уровнем развития, структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (темпераментом). Структура личности – это более частная характеристика личности, включающая в себя мотивацию, отношения и тенденции личности. См.: Мясищев В. Н. Личность и неврозы. – Л., 1960. К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни: – социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества); – биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности); – опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек); – индивидуальные особенности различных психических процессов. Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: – определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); – динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; – статус и социальные функции-роли; – мотивация поведения и ценностные ориентации; – структура и динамика отношений. Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях: 1) онтогенетическая эволюция психофизиологических функций; 2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; 3) жизненный путь человека (история личности). Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 2) координационному, при котором взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них. См.: Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. С позиций А. Н. Леонтьева, личность и ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. См.: Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. Представления о личности и ее структуре в бихевиоризме, гештальт-психологии, психоанализе, в гуманистической, когнитивной психологии и т. д. даются в курсе «Теории личности». См.: 1. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. – Служебный перевод. 2. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. – М., 1974. О попытках классификации личности, выделении типов личности см.:1. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924. 2. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922. 3. Юнг К. Г. Психологические типы. – М.: 1928. 4. Eysenck H. I. Biological base of personality. London, 1968. НЕЙРОТИПИЧЕСКИЕ (НЕЙРОДИНАМИЧЕСКИЕ) СВОЙСТВА ЧЕЛОВЕКА Нейротипические свойства входят в структуру индивидных свойств. Основаниями для этого являются: 1) простота, обобщенный характер этих свойств; 2) их генетическая первичность; 3) отнесенность к субстрату психического. Нейродинамические свойства связаны с нижележащими уровнями организма (восстановительные функции организма; соматическая конституция; тип вегетативного реагирования) и вышележащими уровнями организма (свойства темперамента; стиль деятельности; особенности психических процессов). Уровни рассмотрения нейродинамических свойств– уровень свойств нервной системы в целом; – уровень процессов; – уровень анализаторов. Общие и парциальные (частные) свойства нервной системыПри изучении типов высшей нервной деятельности человека нельзя забывать о том, что наряду с типологическими свойствами, характеризующими нервную систему в целом, существуют парциальные, частные типологические свойства, характеризующие работу отдельных областей коры. См.: Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. Б. М. Теплов считал, что между общими и парциальными свойствами нервной системы существуют функционально-психологические различия: общие свойства являются основой темперамента, а парциальные – специальных способностей. Эти взгляды получили развитие в работах В. Д. Небылицына. См.: 1. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.: Наука, 1976. 2. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера. В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеют устойчивый и постоянный характер; 4) находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы. Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности. (Кстати, по мнению В. С. Мерлина, свойства темперамента, вопреки психологическим традициям, нельзя относить к свойствам личности. Свойства темперамента характеризуют не личность, а индивидуальность). СПОСОБНОСТИ По определению Б. М. Теплова, способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности. Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее: 1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригиналь-ность и самобытность приемов, используемых в деятельности. 2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков. 3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека. Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Общие и специальные способностиСпециальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т. д.). Общие способности – это способность к развитию специальных способностей. Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности. Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. См.: 1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. Литература:1. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. 2. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. 3. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. – Пг., 1922. 4. Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности. Вып. 6. – Пермь, 1970. 5. Одаренные дети. Пер. с англ. /Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. 5. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. 6. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1961. ХАРАКТЕР Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях. В современной зарубежной характеро-логии можно выделить три направления: конституционно-биологическое (связано с именем Э. Кречмера. Характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента); психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т. д. Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека); идеологическое (психоэтическая теория Робека: Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд: характер определяется социальным положением человека и т. д.). В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т. д.). Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком. Особое значение для формирования характера имеют первые годы жизни человека (см. З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Б. Г. Ананьев). Структура характераВ структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента. А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств: уравновешенность – неуравновешенность; сензитивность – агрессивность; широту – узость; глубину – поверхностность; богатство, содержательность – бедность; силу – слабость. Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения. Литература:1. Ананьев Б. Г. Проблема формирования характера. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. 3. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ, 1960. 4. Кречмер Э. Строение тела и характер. – М., 1924. 5. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характере. – Пб., 1917. 6. Левитов Н. Д. Психология характера. – М.: Просвещение, 1969. 7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975. 8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|