• Истории о сострадании
  • Дополнительное подтверждение полезности сострадания
  • Духовная разминка
  • Духовные ускорители
  • Глава 4

    Сострадание — умение понимать себя и других

    Нет человека, который был бы, как Остров, сам по себе: каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или Друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством,

    А потому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе. [29]

    Джон Донн[30]

    Сострадание означает выражение сочувствия и обеспокоенности другими людьми — как в мыслях, так и на деле. Оно есть обращение к окружающим в духе любви и уважения. Человеку, наделенному развитым духовным Интеллектом и состраданием, одновременно будут свойственны и ощущение долга перед другими людьми, и готовность брать на себя ответственность за оказание им всяческой помощи.

    Хорошая новость (а для некоторых — и наиболее трудная задача) заключается в том, что первый человек, к которому вы должны проявлять сострадание, это вы сами! Вам необходимо уважать себя, заботиться о себе, быть пре данным себе и помогать себе реально стать тем, кем вы мо жете быть.

    Центральная проблема при объединении дуалистических энергий наших взаимоотношений состоит в необходимости научиться, каким образом почитать друг друга. Ведь на деле весьма многое из тех путей и способов, какими мы реагируем на различные внешние вызовы, определяется тем, как мы реагируем на самих себя. В дополнение ко всем многообразным отношениям, которые мы поддерживаем с другими людьми, нам необходимо также постоянно формировать здоровые и любящие отношения с самими собою…

    (Каролина Мысс)

    Только в том случае, если вы питаете сострадание к самому себе, если вы взрастили и культивировали в себе это чувство, вы можете расширить зону действия своего сострадания таким образом, чтобы она включала и охватывала других людей.

    Далай-лама[31] сказал, что в некотором смысле можно было бы дать состраданию следующее определение:

    Это чувство невозможности выносить страдания других людей, страдания других разумных существ. Чтобы такое чувство возникло, нужно сначала в должной мере оценить степень серьезности или интенсивности страданий другого человека. Чем полнее кто-то понимает страдание вообще, а также его различные виды, которым мы подвержены, тем глубже будет его уровень сострадания.

    Поэтому человек с высокоразвитым духовным Интеллектом будет гораздо лучше понимать других людей, а также причины и значимость действий, противодействий и иных реакций у окружающих. Человек, в полной мере развивший в себе способность сострадать другим людям, более склонен прощать ближних, проявит к ним больше терпимости и позволит окружающим существовать, как они сами того хотят, не позволяя себе излишнего вмешательства в чужую жизнь без крайней на то необходимости.

    Как сказала Элеонора Рузвельт[32], «Понимание — это улица с двухсторонним движением».

    О сострадании следует думать как об «искусстве быть счастливым». На самом деле это искусство преобразования боли и страданий в счастье и радость.

    А разве вы могли бы иметь в жизни какую-то лучшую цель?

    Овладев этим искусством, вы, естественно, и сами станете более счастливым и радостным человеком! В процессе постижения всех тайн сострадания вы также станете менее предубежденньтм и научитесь устанавливать с людьми более глубокие дружеские отношения, основанные на взаимном понимании и уважении. Владея пониманием как своих собственных, так и чужих страданий, вы гораздо глубже станете разбираться и в своем состоянии, и в чувствах других людей. Короче говоря, ваша жизнь обретет глубину, смысл, высокую цель и радость.

    Истории о сострадании

    Чтобы лучше продемонстрировать природу сострадания и способы его практического проявления, предлагаю вам несколько правдивых историй о сострадании.

    История тибетского монаха

    Далай-лама рассказывает следующую историю про одного пожилого монаха из монастыря Намгьял. Заняв Тибет[33], оккупационные китайские войска арестовали его и на протяжении 20 лет держали в качестве политзаключенного в исправительных лагерях принудительного труда, где ему довелось испытывать жестокие побои и пытки, невыносимую боль, всевозможные трудности и страдания.

    Молодой Далай-лама однажды спросил своего друга, какую ситуацию из тех, которым ему пришлось противостоять за время пребывания в тюрьме, он сам считает наиболее трудной.

    Ответ оказался никак не связанным ни с его собственными физическими или психическими страданиями, ни со страданиями других заключенных, множество которых были убиты.

    Монах сказал, что самую большую угрозу для себя, с какой ему доводилось сталкиваться за годы мучений, он почувствовал после того, как утратил сострадание к своим китайским мучителям!

    Мухаммед Али[34] и бродяга

    Однажды Мухаммед Али, находясь на вершине славы и могущества, шел по бедному району Нью-Йорка под названием Гарлем, сопровождаемый, как обычно, толпой репортеров. Размашисто шагая по одной из улиц, заваленных мусором, он заметил всклокоченного и неопрятного бродягу, лежащего в какой-то сточной канаве.

    Жестами показывая журналистам и операторам теле камер, чтобы те отошли и не мешали ему, Али присел на корточки и завел разговор с этим человеком. После того как знаменитый боксер попрощался и двинулся дальше, один репортер спросил бродягу, что тот думает о «самом великом».

    «Он действительно самый великий», — сказал бродяга.

    «Почему вы так думаете?» — уточнил репортер.

    Бродяга ответил, что Али спросил у него, как он дошел до жизни в грязной канаве. После этого бедняга стал, по его словам, рассказывать знаменитости грустную историю собственной жизни, но не выдержал и очень скоро залился слезами.

    А теперь подошел черед назвать причину, по которой он посчитал Али самым великим. Вот как сказал бродяга: «Я плакал перед ним. А он в ответ плакал передо мной».

    История про двух президентов

    Рассказывая о самых ярких моментах своего пребывания на посту президента, Билл Клинтон заметил, что особенно выделялось среди других событий его общение с Нельсоном Манделой[35]. Ко времени их встречи Клинтон столкнулся с множеством разнообразных трудностей: Америка была вовлечена в несколько вооруженных конфликтов, в полном разгаре были слушания по делу о возбуждении против него процедуры отрешения от должности, или импичмента, и в результате сильно пострадала его уверенность в себе.

    Мандела считал для себя обязанным сделать шаг навстречу Клинтону и предложил ему помощь, указав американскому президенту, что ошибки делает каждый, и важны не столько сами ошибки, сколько то, каким образом действует человек, которому нужно преодолевать их последствия.

    Клинтон спросил у Манделы, как тому удается быть настолько спокойным, уравновешенным и невозмутимым, особенно после всего того, что он перенес за свои почти 30 лет, проведенных в тюрьме. Ведь, по убеждению Клинтона, Мандела, разумеется, должен был по-прежнему испытывать гнев по отношению к своим мучителям и чувствовать желание отомстить.

    Мандела объяснил, что, коль ему довелось долго страдать за собственные принципы, то теперь нужно блюсти их, а в таком случае о мести не может быть и речи.

    Подобно тому тибетскому монаху, Мандела сосредоточился на боли и страданиях тех, кто заставлял его страдать; он простил их, а потом двинулся дальше, стремясь приложить свою неисчерпаемую энергию к реализации с таких проектов в сфере образования и социального развития, которые помогут изменить мир к лучшему, вместо того чтобы затаить в сердце обиду и тратить ту же самую энергию впустую — на мысли или действия, связанные с мстительностью.

    Дополнительное подтверждение полезности сострадания

    В замечательном эксперименте, целью которого было показать физическое воздействие сострадания на организм, доктор Дэвид Мак-Клеланд, известный психолог из Гарвардского университета, продемонстрировал группе студентов кинофильм об одной из подлинных героинь книги «Могущество Духовного Интеллекта» — матери Терезе из Калькутты[36]. Картина показывала мать Терезу работающей среди бедняков Калькутгы — больных и лишенньтх надежды. Студенты, смотревшие фильм, сообщили, что она заставила их почувствовать сострадание к этим несчастным.

    Вскоре после показа студентам данного фильма доктор Мак-Клеланд провел анализ их слюны и нашел там увеличенное количество особых антител, которые помогают человеку бороться с инфекционными заболеваниями дыхательных путей, — они называются иммуноглобулином А. Таким образом, чувство сострадания при наблюдении за работой матери Терезы стимулировало организмы студентов вырабатывать увеличенное количество этих антител.

    В ходе дальнейшего изучения эффектов, порождаемых состраданием, доктор Джеймс Хауз из исследовательского центра Мичиганского университета изучал последствия регулярного участия в добровольной деятельности по оказанию помощи, к примеру, больным и бездомным. Работа таких волонтеров обязывала их проявлять к другим людям теплоту и сострадание, причем действовать в таком духе на протяжении многих месяцев и даже лет.

    Результаты исследований доктора Хауза показали, что выполнение такой работы, требующей высокоразвитого чувства сострадания, способствовало росту жизненной энергии добровольцев и резко увеличило ожидаемую продолжительность их жизни.

    Сострадание спасает жизнь не только тем, к кому вы его проявляете, — оно позволяет жить дольше и вам!

    Теперь, когда вы хорошо знаете природу сострадания и располагаете доказательствами его эффективности, а также примерами того, каким образом оно поддерживает вас, вы полностью готовы к своей очередной Духовной Разминке.

    Духовная разминка

    1. Показывайте свое сострадание

    И когда к вам обращаются с приветствием, отвечайте еще более любезными знаками внимания или, по крайней мере, не меньшими.

    (Мухаммед)

    Способность вживаться в чужую ситуацию и проявлять сострадание к другому человеку — это один из тех элементов, которые могут сделать вашу жизнь радостной или, напротив, превратить ее в непрерывную конфронтацию с миром. Каждое взаимодействие с любым другим человеком предоставляет вам возможность покинуть его с улыбкой и сделать так, чтобы вы оба испытали душевный подъем. Возможен, увы, и альтернативный вариант, при котором у вас есть возможность вызвать — и испытать самому — гнев и негодование. Какой из них наиболее благоприятно скажется на вашей жизни, а также на росте вашего физического и умственного состояния? Одна лишь постановка перед собой указанного вопроса, не говоря уже о его рассмотрении, поведет ваше духовное развитие в правильном направлении.

    2. Упражнение на развитие чувства уникальности

    Чуть ниже вас ждет слово «понимание», размещенное прямо в центре сердца. От этого сердца в радиальных направлениях отходят десять искривленных ответвлений, выглядящих вполне естественно и органично, во многом напоминая ветви дерева. Предлагаемая игра состоит в следующем: на центральных ответвлениях напишите первые попавшиеся десять слов, которые приходят вам в голову, когда вы начинаете размышлять над таким понятием, как «понимание».

    Выполняя данное упражнение, позвольте своим мыслям течь свободно, а затем напишите те первые десять слов, которые всплывут в вашей памяти, — независимо от того, насколько «далекими от темы» или даже смешными они могли бы показаться вам самому или окружающим. Проделав это задание, можете читать дальше.

    А теперь, когда вы закончили данное упражнение, сравните свои ответы с теми, которые пришли в голову другим людям. Ниже приводятся те ассоциации двух редакторов данной книги, которые делали указанное упражнение:


    Умение слушать

    Готовность видеть точку зрения другого

    Знание

    Чувствительность

    Терпимость

    Сочувствие

    Непредубежденность ума

    Теплые чувства к другим

    Внимательность к другим

    Сострадание

    Эмпатия[37]

    Сочувствие

    Терпимость

    Правдивость

    Готовность прощать

    Добросердечность

    Просвещенность

    Наблюдательность

    Откровенность


    Удивительное открытие, которое я сделал, проводя указанное упражнение во всем мире на протяжении 30 лет, состоит в том, что между людьми наблюдается очень немного общего, зато проявляется куда больше индивидуального, чем вы могли бы ожидать!

    Это означает, что вы, как это уже было ранее установлено во второй главе, являетесь редкой драгоценностью, уникальным индивидуумом. Кроме того, отсюда также вытекает, что данный факт — уникальность — имеет место и для каждого другого человека. Наконец, из этого также следует, что восприятие или, если хотите, понимание разных явлений и событий с точки зрения других людей носит более сложный характер, требует от нас более углубленного подхода, порождает больше эмоций и представляет собой более полезный опыт, чем мы думали ранее.

    Рекомендуется поиграть в игру под названием «Понимание» с разными другими терминами или понятиями на ваш выбор. Особенно интересно, играя в нее с друзьями, родственниками или коллегами, строить указанную игру вокруг тех концепций, которые важны для всех вас, концепций, по поводу которых у вас существуют разногласия, или тех концепций, которые для нескольких участников игры представляют собой их общие цели.

    3. Имейте сострадание к вашим собратьям

    Во всех ситуациях пытайтесь анализировать, почему окружающие вас люди действуют так, а не иначе. Пытайтесь всегда, особенно в трудных ситуациях, ставить себя на место другого человека, или, как утверждает одна старая поговорка коренных жителей Америки, «Никогда не судите человека, пока вы не походили в его мокасинах». Обращайтесь с другими так, как вам бы хотелось, чтобы обращались с вами. Это поможет вам увидеть вещи и явления глазами другого человека (который, со своей точки зрения, всегда прав) и проявлять по отношению к каждому из ближних больше понимания и сострадания. В свою очередь, это сделает вашу жизнь намного легче, а духовное состояние — более спокойным и счастливым.

    И чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

    (Деяния апостолов, 15:20)
    4. Действуйте просто ради того, чтобы действовать

    Давая кому-либо высокую оценку или проявляя сострадание, не ожидайте никакого ответа или ответной реакции. Отдавая, не думайте о собственной выгоде или пользе. Будь те готовы к тому, что человек, которому вы помогаете, может отреагировать на ваши действия позитивно, но может и никак не откликнуться, — при иных ожиданиях вы оба можете быть разочарованы. Не исключено, что вы вообще никогда не узнаете, какой сильный эффект может иметь или действительно имел ваш поступок. Для вас должно быть достаточно знать, что вы, предприняв некоторое позитивное усилие, сами стали немного счастливее, и то же самое может на каком-то уровне произойти с теми людьми, к которым вы проявили сострадание. А поэтому улыбайтесь, будьте счастливы и не ожидайте ничего взамен.

    Фактически умение отключаться от будущих результатов и связанных с ними ожиданий — одна из наиболее трудных сторон сострадания, но именно она в конечном итоге и приносит самое большое вознаграждение. Кроме того, данное умение защищает вас от всех головных и сердечных болей, которыми часто сопровождаются ожидания такого рода.

    5. Принимайте участие в «случайных актах доброты»

    Вливайтесь в постоянно растущие ряды людей, практикующих «случайные акты доброты» в рамках движения, которое началось в Америке, а сейчас распространяется и в Других странах. Эти случайные акты осуществляются анонимно и могут представлять собой нечто столь же простое, как, скажем, готовность подсунуть нуждающемуся немного денег под дверь или уплатить дорожный сбор за проезд по мосту или особому участку автострады за тот автомобиль, который стоит позади вас и выглядит потрепанным.

    6. Сотрудничайте с другими!

    Сострадание выходит на более высокий уровень благодаря психологической установке на сотрудничество. Осознавая это, ищите такие пути, которые позволят вам эффективно работать с теми, кто вас окружает. Быстро протягивайте руку помощи всем, кому только можете, и изыскивайте способы, которыми можно организовать совместную работу с похожими на вас людьми ради достижения каких- то общих целей. Действуя подобным образом, вы, весьма вероятно, достигнете указанных целей быстрее и одновременно накопите богатый опыт, которым можно будет потом поделиться. Когда вы работаете с окружающими именно таким образом, наблюдается следующий позитивный эффект: итоговое усилие всех участников общего дела не является простой суммой индивидуальной энергии и энтузиазма каждого, кто к нему примкнул. Любой из вас умножает энергию и силу всех других, создавая в результате такое целое, которое больше, нежели простая сумма составляющих его частей.

    7. Уважайте других людей

    Каждый из нас — самое настоящее чудо. Царит всеобщее мнение, что история жизни любого человека может послужить основой для написания бестселлера, и ваша жизнь в этом смысле не является исключением! Задумайтесь об этом… Вместо того чтобы строить разнообразные предположения по поводу биографии окружающих, попробуйте вести себя как сочувствующий журналист и попросите ближних рассказать вам про наиболее интересные и значимые события в их жизни. Обращайте внимание на все: и на величайшие испытания, через которые они прошли, и на самые дорогие для них воспоминания, и т. д., - а также выясняйте их жизненные цели и убеждения. Безотносительно к текущим обстоятельствам каждый человек носит с собой все, что он когда-либо сделал и кем ему когда-то довелось быть, — наподобие Линуса[38], который вечно всюду таскает свое одеяло. Выясняйте, восхищайтесь, уважайте и наслаждайтесь!

    8. Ваша «темная сторона»

    Вот непростое упражнение и своеобразный вызов — попытаться посмотреть на себя со стороны, когда чувствуешь себя в порядке!

    Предположите на мгновение, что вам специально пришел помочь в занятиях по овладению непростым умением сострадать кто-то из тех людей, с кем вам бывает особенно трудно, неприятно или даже противно! А теперь сделайте еще одно предположение, что этот человек является зеркалом, в котором отражается ваша собственная темная сторона, скрытая от вашего взора, и постарайтесь извлечь уроки из этого мысленного эксперимента. Помните:

    Человеку свойственно ошибаться. А прощать свойственно божеству.

    (Александр Поп[39])
    9. Игра в смешение

    Вообразите, что люди, которые так или иначе близки к вам, с которыми вы боретесь или которых любите, на самом деле не являются отдельными, самостоятельными индивидами. Они — это часть вас, а вы являете собой сочетание вас и их. Другими словами, вы — это некое более крупное «я».

    А теперь, взирая на мир с этой новой для вас перспективы, оцените, каким образом она изменила бы ваши восприятие, чувства и действия. Особенно интересно опробовать эту игру применительно к отношениям «любовь-ненависть», «студент-преподаватель», «хозяин-работник» и т. д.

    10. Доверяйте другим людям

    Доверять людям намного более приятно, нежели не доверять им. Многие из тех людей, кого обидели или кому причинили боль, после этого эмоционально закрываются, что бы снова не стать объектом какой-то душевной травмы. Двигаясь по этому пути, они фактически прекращают нормально жить и чувствовать, а в конечном счете страдают намного сильнее. Составьте каждому, кто встречается на вашем жизненном пути, первоначальную оценку «отлично» а со временем либо прибавляйте баллы, либо отнимайте их. Кроме того, решайте, есть ли у вас желание проводить с данным человеком больше времени. В этой связи интересно также отметить следующее. Если вы в своих контактах с людьми ожидаете лучшего и от них самих, и от своих отношений с ними — а я имею в виду очень широкий круг лиц: от продавщицы, которая обслужявает вас в магазине, до вашего лучшего друга, — то вы со стопроцентной вероятностью также получите от них оценку «отлично»!

    Доверяйте людям — и они всегда будут честны с вами; обращайтесь с ними прекрасно — и они прекрасно себя зарекомендуют.

    (Ралф Уолдо Эмерсон)

    Если вы начнете реально применять принципы сострадания, изученные в данной главе, то сможете внести существенные изменения в деятельность многих различных сообществ, частью которых вы являетесь, особенно в жизнь делового сообщества и достаточно широко понимаемого политического класса, которые весьма нуждаются в такой помощи!

    Если вы, будучи бизнесменом, научитесь подлинно сострадать людям, то сможете поспособствовать долгожданному изменению традиционной ориентации всей динамики бизнеса с прибылью, которая произведена благодаря обслуживанию других людей, на обслуживание других людей, которое становится возможным благодаря получению прибыли. В политике необходима точно такая же динамика развития, и было бы особенно важно заменить концепцию внешней власти, используемой, чтобы управлять другими людьми, на такой подход, который, произрастая из внутреннего сострадания, распространялся бы на все другие области жизни.

    Духовные ускорители

    Я с каждым днем обретаю все больше сострадания и понимания.

    Я проявляю сострадание к самому себе, сосредотачиваясь на развитии своего духовного Интеллекта.

    Поскольку я все лучше понимаю других людей, я более склонен к прощению и терпимости.

    Углубляющееся понимание того, каким чудом являются другие люди и насколько они сложны, позволяет моему разуму становиться все более непредвзятым и гибким.

    Я всегда стремлюсь делать другим то, что хотел бы видеть от них по отношению к себе.


    Примечания:



    2

    Тейяр де Шарден Пьер (1881–1955) — французский католический философ и палеонтолог. Один из первооткрывателей ископаемого человека — синантропа. Ввел понятие ноосферы (1927) как нового в эволюции состояния биосферы, при котором решающим фактором ее развития становится разумная деятельность человека. Развил сближающуюся с пантеизмом концепцию «христианского эволюционизма», по которой человек развивается психологически и социально, стремясь к окончательному духовному единству. — Прим. перев.



    3

    В Толковом словаре русского языка душа определяется как «внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека». Большой энциклопедический словарь справедливо избегает четкого определения, ограничиваясь указанием, что в «новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека» Прим. перев.



    29

    Перевод Н. Волжиной и Е. Калашниковой. Это эпиграф к роману Э.Хемингуэя «По ком звонит колокол» — Прим. перев.



    30

    Донн Джон (1572–1631) — английский поэт. Его религиозно-мистические поэмы «Путь души» (1601) и «Анатомия мира» (1611) положили начало метафизической школе Цитата взята из сборника «Молитвы на неожиданные случаи, Медитация 17» (1624). — Прим. перев.



    31

    Далай-лама (от монт. далай море (мудрости) и лама — буддистский монах) — с ХVI в. титул первосвященника ламаистской церкви в Тибете. — Прим. перев.



    32

    Рузвельт (Анна) Элеонора (1884–1962) — с 1905 г. жена будущего президента США Фраиклина Делано Рузвельта (1882–1945; президент США в 1933–1945). Сыграла значительную роль в политической карьере мужа, особенно после 1921 г., когда он заболел полиомиелитом и уже не расставался с инвалидным креслом. Являлась либеральной общественной деятельницей, публицистом, лектором, а также представителем США в ООН (1945–1953). — Прим. перев.



    33

    Тибет с 1914 г. по соглашению между британскими, китайскими и тибетскими представителями стал самостоятельным государством. В 1950 г. войска китайских коммунистов захватили Тибет и присоединили его к Китаю. Далай-ламе как духовному лидеру тибетского буддизма вначале позволили выполнять роль внутренней власти, но в 1959 г. он был вынужден бежать в Индию, после того как в Лхасе, столице Тибета, было подавлено вспыхнувшее там восстание против коммунистического режима. Активные выступления против китайского правления имели место также в 1987 и 1993 гг. — Прим. перев.



    34

    Мухаммед Али (собственно, Кассиус Клей) (род. в 1942 г.) — американский боксер. Чемпион Олимпийских игр (1960) в полутяжелом весе. Трехкратньгй чемпион мира среди профессионалов (1964–1978) в тяжелом весе. Именовал себя «самым великим». На пике успеха перешел в ислам и поменял имя. Отказался воевать во Вьетнаме. Сейчас тяжело болен. — Прим. перев.



    35

    Мандела Нельсон Ролихлахла (род. в 1918 г.) — южноафриканский государственный деятель, президент ЮАР (1994–1999). Родился в се мье вождя, в 1942 г. закончил колледж и университет, получив специальность правоведа. В 1990 г. в условиях кризиса системы апартеида Манделу освободили из тюрьмы (он был приговорен к пожизненному заключению), и в 1991 г. возглавил Африканский национальный конгресс. В 1993 г. Мандела и президент ЮАР Ф. де Клерк были удостоены Нобелевской премии мира за их усилия положить конец апартеиду. В 1994 г. в Южной Африке были проведены первые общенациональные выборы с участием африканского большинства, в результате которых Мандела стал первым темнокожим президентом ЮАР, а страна встала на путь демократии. На следующих выборах не выставил свою кандидатуру и сейчас отошел от большой политики. — Прим. перев.



    36

    Мать Тереза, в миру Агнес Гонджа Бояджиу (1910–1997) — албанка, учредительница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В разных странах основывала школы, медпункты, приюты для бедняков. Нобелевская премия мира (1979). Церковь вскоре намеревается причислить ее к лику святых. — Прим. перев.



    37

    Эмпатия — эмоциональное отождествленне себя с другим человеком, способность видеть его ситуацию, чувства и мотивы, а также способность вызвать у себя чувства, которые тот переживает; в упрощенной трактовке — сочувствие, жалость, сострадание. — Прим. перев.



    38

    Линус — персонаж серии комиксов (начали публиковаться в 1950 г.), а затем — и мультсериала «Земляные орешки» (1952), которые придумал и нарисовал американский художник Чарлз Шульц (род. в 1922 г.). Кроме него, там действуют Чарли Браун, Салли, излишне любопытная собачка Снупи, Люси, Мятный Пирожок и прочие. — Прим. перев.



    39

    Поп Александр (1688–1744) — английский поэт. Его стихотворный трактат «Опыт о критике» (1711), откуда и взята данная цитата, — манифест английского просветительского классицизма. В 1732–1734 гг. написал философско-дидактическую поэму «Опыт о человеке». Переводил поэмы Гомера. — Прим. перев.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх