• Духовный Интеллект. Определение
  • Самоактуализация
  • Глобальная жажда Духовного Интеллекта
  • Конкретная история. Валентина Терешкова
  • Конкретная История. Диана, принцесса Уэльская
  • Введение

    Путешествие в рай

    Мы вовсе не являемся человеческими существами, имеющими духовный опыт, мы — духовные существа, имеющие человеческий опыт. [1]

    (Тейяр де Шарден[2])

    Действительно ли вы принадлежите к числу духовных существ? Многие люди путают духовность с религиозностью, однако на самом деле это весьма разные понятия.

    Если вы обладаете Духовным Интеллектом, то в большей мере осознаете «полную картину», лучше видите самого себя и всю Вселенную, а также место и предназначение в ней.

    Духовный Интеллект рассматривается многими как наиболее важный из присущих нам многочисленных видов интеллекта, причем он обладает таким могуществом, что способен полностью преобразовать вашу жизнь как индивида, человеческую цивилизацию, всю нашу планету и ход истории. В книге «Могущество Духовного Интеллекта» я займусь исследованием всей природы духовности и рассчитываю показать вам, каким образом вы можете развить в себе эту замечательную разновидность интеллекта. Вы сумеете выработать свои личные, сугубо персональные ценности (в частности, такие концепции, как правдивость и честность) и, узнав разные стороны самого себя, придете к пониманию того, насколько важно участвовать в жизни всего нашего сообщества в целом и помогать ему.

    К счастью, углубленное развитие Духовного Интеллекта одновременно позволит вам не только лучше видеть возвышенную сторону вещей, но и относиться к ним с юмором, а также такие качества, как энтузиазм, бодрость, энергичность и настойчивость — все то, что свойственно детям. Но мы этим не ограничимся: я покажу вам, как добиться наращивания своей внутренней умиротворенности и силы, чтобы обрести способность лучше контролировать себя в различных стрессовых ситуациях и уменьшить вредное воздействие их последствий, часто столь губительных для здоровья современных людей, вечно занятых и вечно куда-то спешащих.

    Для начала мне хотелось бы немного рассказать вам о том, как происходило мое собственное духовное развитие, и каким образом я пришел к осознанию того, что в мире существует Духовный Интеллект.

    Мое повествование будет состоять из двух историй:

    История № 1. Шоколадки, чистота души и подкуп!

    Еще будучи подростком, я начал задаваться «вечными вопросами» вроде тех, что мучают каждого молодого человека. В чем смысл жизни? Почему в мире существует так много страдания? Обладают ли животные чувствами? Почему мы умираем? Какой смысл в том, чтобы оставаться честным или хорошим? Имеются ли во Вселенной другие планеты, на которых существует жизнь? Насколько вообще велика Вселенная и где она заканчивается? И так далее и тому подобное. Я и мои друзья думали, что получим ответы не волнующие нас вопросы в работавшей при нашей церкви воскресной школе. Поэтому — с полным сознанием долга и со всем надлежащим почтением- мы отправились туда.

    Нашим преподавателем оказался человек высокомерный и деспотичный. Однажды он сказал нам, что, если на следующей неделе мы приведем в воскресную школу новых слушателей, он даст нам по шоколадке за каждого новичка.

    Моя рука немедленно взлетела вверх! Я напомнил нашему учителю, что не далее как на предыдущем занятии он рассказывал о чистоте души и о таких грехах, как взяточничество и подкуп. Если мы являемся по-настоящему духовными личностями, то разве не должны приводить новых людей в воскресную школу просто потому, что хотим помочь им в выборе правильного пути в жизни? Разве не из любви к ближнему мы должны совершать подобные поступки? И разве не должны делать это с тем удовольствием, энтузиазмом и щедрым великодушием, которые вообще не ожидают для себя никакой награды? И еще: уж не занимается ли он фактически подкупом своих воспитанников, когда предлагает нам все эти шоколадки?!

    Мне было велено никогда больше не сметь задавать подобных вопросов, а пока немедленно покинуть класс за проявление грубости и неповиновения!

    Больше я никогда сюда не приходил, а для себя на будущее решил, что все, связанное с духовностью, так или иначе попахивает мошенничеством, зубрежкой и нудными разговорами, а посему обычная логика и честное аргументирование являются гораздо более истинными.

    История № 2. Логика против духовности

    К этому времени мне было уже 20 лет, и я учился в университете, укрепившись в своем мнении относительно превосходства логики над слабыми доводами духовности вкупе с разного рода эмоциями, и одновременно стал убежденным атеистом. Я нацелился логически вести словесные дискуссии и смаковать по-настоящему хороший интеллектуальный спор с его вескими аргументами! Вообразите теперь мое восхищение, когда однажды раздался звонок в дверь и довольно болезненная с виду женщина средних лет объявила, что она пришла, чтобы попробовать спасти мою душу!

    Словно паук, готовящийся поймать муху в свои сети и предвкушающий скорое удовольствие, я пригласил ее войти и позволил рассказать о том, почему мне столь необходимо больше знаний о духовности. К этому времени я хорошо изучил историю философии и стал большим специалистом по ведению дебатов на такие темы, как этические проблемы морали и нравственности, Бог и смысл жизни. Менее чем за 15 минут я поставил эту хрупкую леди в затруднительное, почти безвыходное положение, но, к моему удивлению, у нее по-прежнему было приподнятое настроение, и она не собиралась уходить.

    Женщина объяснила, что начала помогать другим относительно недавно, когда жизнь, которая в прошлом принесла ей много боли и страданий, стала наконец намного красивее и спокойнее. Она бодро спросила, можно ли ей прийти на следующей неделе вместе с человеком, имеющим больший опыт в данной области, и я, не колеблясь, согласился, надеясь провести еще одно победоносное сражение в сфере логики, но на сей раз — с более «достойным» противником.

    Неделю спустя она пришла, как и обещала. с гордостью представив меня молодому человеку, который только что закончил университет и был прекрасно осведомлен в области, являющейся предметом наших разногласий. Мы немедленно скрестили шпаги, и разыгралась большая интеллектуальная баталия. Наконец, после часа аргументов и контраргументов, мой оппонент допустил одну фатальную логическую ошибку, а я не преминул блестяще воспользоваться ею. Победа была за мной!

    Все еще не склонив головы, моя леди спросила, может ли она прийти на следующей неделе вместе с одним из самых опытных и знающих членов ее организации. А я, как вы понимаете, еще раз дал ей утвердительный ответ.

    В день нашей следующей встречи в городе разыгралась настоящая снежная буря и на улице было ужасно холодно. Тем не менее, мой Ангел Милосердия явилась минуту в минуту. Вся лучась гордостью и уважением, она представила меня своему спутнику, мужчине средних лет, который с виду напоминал персонаж из дешевого гангстерского кинофильма, но оказался одним из самых высокопоставленных лиц в ее церковной организации. Он выглядел полнейшей противоположностью всему, что скрывалось за понятием духовности, очень мало смыслил в искусстве полемики, не владел этическими аргументами, а его единственной целью было вытянуть из меня побольше денег на благотворительные нужды и продемонстрировать свой высокий статус. Я обвинил своего гостя в невежестве, жадности и непорядочности, после чего буквально через пять минут довел его до того, что он покраснел и умолк.

    Очередная великая победа!

    Однако очень скоро она обернулась своей противоположностью, а плоды ее рассыпались в прах. Уходя, женщина обернулась и пристально посмотрела на меня; ее милое лицо выражало разочарование, страстную мольбу и почти невыносимую боль. И едва я закрыл за ней дверь, и закрыл навсегда, — как на меня нахлынули те же самые чувства.

    Что я наделал?

    Эта благородная леди потратила несколько недель своей жизни на подготовку и проведение встреч со мной, преследуя при этом одну-единственную цель — помочь мне спасти свою бессмертную душу. И что же я сделал для того, чтобы поблагодарить за этот бескорыстный жест? Я старался подавить ее своей логикой и жесткими словами; я оскорблял и унижал в ее присутствии тех, кого она любила и уважала; я предпринимал максимум попыток, что бы уничтожить все основы ее недавно изменившейся жизни, полной невинности и любви; а после злорадного наслаждения своими «победами» изгнал или, по крайней мере, выпустил ее из своего дома в бушевавшую кругом снежную бурю. Ошеломленный, я бессильно сел в ужасе от тех бессовестных дел, которые только что натворил. Логика и слова внезапно показались мне совершенно неуместными и никчемными, а все мое естество переполнилось горем и раскаянием.

    Сама о том не зная, мой Ангел Милосердия смогла более чем выполнить свою задачу, и в конечном счете ее аргументы победили, заставив меня отдать приоритет духовности. Где бы вы ни находились сейчас, дорогая леди, я преисполнен вечной благодарности за вашу замечательную и успешную миссию спасения моей души!

    В тот краткий миг, когда мое сердце внезапно озарила вспышка понимания содеянного, вся моя жизнь изменилась и я смог увидеть, что интеллект — это нечто намного большее, чем просто умение виртуозно оперировать словами, числами и логическими понятиями. (Фактически очень скоро мне предстояло обнаружить, что существует множество разных видов интеллекта: Творческий, Персональный, Социальный, Чувственный, Физический, Сексуальный, Пространственный, Духовный, Вербальный и Числовой, — которые я исследую в своей книге «Голова — всему голова»).

    Духовный Интеллект. Определение

    Мы часто слышим такие выражения:

    «дух эпохи»;

    «дух победы»;

    «духовный подъем» или «спад»;

    «неспокойный дух»;

    «национальный дух»;

    «мой духовный отец»;

    «в духе дружбы»;

    «духовное наследие» и т. д.

    Но вот только что такое «дух» и «духовный»?

    Сама концепция духа и духовности (слово «дух» по-английски, да и на многих других языках пишется spirit) восходит к латинскому слову spiritus, означающему «дыхание». Современный термин «дух» соотносится с такими понятиями, как жизненная энергия и «нематериальная» часть человеческого естества, включающая ваши эмоции и характер. Духовность, присущая человеку, охватывает такие жизненно важные качества, как энергия, энтузиазм, храбрость и решительность. (Интересно отметить, что от латинского spiritus происходит также и слово «спирт», означающее основную разновидность очищенного алкоголя. Обращаем внимание, что акцент здесь делается как раз на слове очищенного!)

    Ваш Духовный Интеллект увязан с тем, каким образом вы культивируете в себе все вышеупомянутые качества. Он также напрямую связан и с богатством вашей души, то есть того, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии»[3].

    Духовный Интеллект развивается естественным и последовательным образом из Персонального Интеллекта (знания и способности оценивать и понимать самого себя), восходя к Социальному Интеллекту (знания и способности оценивать и понимать окружающих вас людей), а затем к оценке и пониманию всех других форм жизни и самой Вселенной в целом. Фактически умение входить в контакт с природой, понимать и ценить ее является главным признаком развития Духовного Интеллекта.

    Самоактуализация

    Самоактуализация является тем окончательным состоянием самопостижения, которое описал известный американский психолог Абрахам Маслоу[4], характеризуя то, что он назвал Иерархией Потребностей. Маслоу установил, что, независимо от того, какое человеческое сообщество мы рассматриваем и в каком месте планеты оно обитает, все люди проходят по нарастающей целый ряд стадий, идущих от простого выживания к подлинному духовному развитию. В их числе:

    потребность в пище;

    потребность в убежище;

    потребность в физическом здоровье;

    потребность в семье;

    потребность в образовании;

    потребность в социальной интеграции в общество;

    потребность в интеллектуальных, социальных и материальных достижениях.

    И только после того, как все эти потребности удовлетворены, люди достигают окончательной стадии своего человеческого развития — Самоактуализации.

    Маслоу определяет самоактуализацию как духовное состояние, в котором индивидуум «выплескивает» весь свой творческий потенциал, находится в игривом и радостном настроении, полон терпимости и ощущения своего высокого предназначения, а также осознает свою миссию помогать другим в достижении ими такого же состояния мудрости и блаженства. Все эти качества должны реализоваться в окружающей среде, которой свойственны постоянно растущие чувства сострадания и любви.

    Фактически Маслоу описывал как раз то, что мы называем Духовным Интеллектом!

    Глобальная жажда Духовного Интеллекта

    Мощный акцент на развитии всепобеждающего могущества Духовного Интеллекта весьма своевременен, поскольку считается, что нынешнее общество страдает болезнью бездуховности.

    «Куда движется наш мир? — спрашивают многие из нас сейчас, когда высокие слова вроде «божественный» приобрели настолько низменный характер, что их используют для описания какой-нибудь недавно купленной мебели или одежды, когда люди говорят, что чувствуют себя на седьмом небе, если им удается обустроить свой загородный сад с цветником в соответствии с новейшими рекомендациями неких телевизионных экспертов, и когда слово «экстаз» используется вовсе не для того, чтобы описать состояние запредельного блаженства, а в названии дешевого и разрушительного для мозга наркотического препарата?

    Однако все отнюдь не настолько плохо, как кажется. Ведь уже один тот факт, что люди взволнованы нынешней ситуацией и ищут выход из нее, подтверждает: дух по-прежнему жив! Просто в наше время он нуждается в маяке, который позволит ему выйти на правильный путь, который на какой-то краткий миг был потерян среди треволнений мирской суеты и всеобщей банальности.

    Даже в том непрерывно нарастающем потоке плохих новостей, которые ежедневно хлещут из наших радиоприемников, телевизоров и газет, встречаются отдельные проблески и лучики надежды. Природные бедствия и катастрофы вроде землетрясений, лавин и наводнений, бесспорно, становятся причиной ужасных людских бед и страданий, но наряду с этим их результатом порой оказываются невероятные проявления человеческого сострадания и духовной общности Подобные события часто помогают нам вырваться из той однообразной колеи, по которой мы движемся полуавтоматически, словно бездумные роботы, дают возможность совершенно по-новому воспринять и осознать то, что выходит за рамки банальной повседневности. Мы начинаем совсем иначе воспринимать происходящее, обретая ту способность проникновения в сущность явлений, которая позволяет по-новому видеть не только рождение и смерть, не только потерю близких и любимых, но и восход солнца, произведения живописи и все те вещи, которые на протяжении столетий вдохновляли гениев человечества на создание величайших творений искусства, поэзии и музыки.

    И, надо сказать, одним этим хорошие новости не исчерпываются!

    Все больше людей, живущих в избыточно богатых обществах, ощущают усталость от мелочности своей сугубо материалистической[5] жизни и ищут для себя новую систему ценностей — таких, которые подчеркивали бы новый смысл, нашей коллективной принадлежности и ответственности за окружающий мир, пребывающий ныне во все более и более хрупком состоянии.

    Недавнее исследование, которое провел Джон Найсбитт, автор монографии «Мегатенденции-2000» показало, что впервые в истории цивилизованных стран большее количество людей перебирается из городов в пригороды, из пригородов — в предместья, а из предместий в давно покинутую горожанами глубинку, в сельскую местность, чем в обратном направлении, то есть в города.

    Почему? Да потому, что, как сообщают сами эти люди, в городе они «теряли свои души и чувствовали необходимость вернуться туда, где смогут пребывать в контакте с самими собой, с природой и с той основой человеческого сообщества, к которой они так жаждали прикоснуться. Им хотелось более высокого качества жизни, хотелось такой жизни, которая бы вскармливала и подпитывала их дух, вместо того чтобы безжалостно истощать его.

    В то же время отметим, что, сейчас мир переживает новый Ренессанс, новое Возрождение. В различных странах строится и открывается все больше картинных галерей, концертных залов и музеев, гораздо больше людей, чем когда- либо прежде, изучает (профессионально или сугубо для личного удовольствия) музыку, рисунок, живопись, писательское мастерство, театр и танец.

    Вы, уважаемый читатель, живете в начале ХХI столетия — столетия Мозга и тысячелетия Разума, живете в мире, который находится в процессе самопреобразования из относительно «темной ночи души» в эпоху духовной осведомленности, развития и просвещения. И лично вы являетесь частью этого грандиозного процесса.

    Великие люди это те, кто видит, что духовность гораздо сильнее любой материальной силы.

    (Ральф Уолдо Эмерсон[6])

    Конкретная история. Валентина Терешкова

    Многие лидеры публично призывают уделять дополнительное внимание духовному Интеллекту, а также заботе и усилиям по воспитанию детей — нашего будущего и будущего всей планеты. Одним из особенно известных примеров может послужить Валентина Терешкова. 16 июня 1963 года мощная многоступенчатая ракета вывела на околоземную орбиту космический корабль «Восток-6», и Валентина пилотировала его на протяжении 48 витков вокруг Земли. Три дня спустя она благополучно приземлилась, в результате став и оставаясь по сей день единственной женщиной в мире, которая совершила космический полет в одиночку. Она получила много наград и орденов, постепенно отдавая все больше времени выступлениям на международных конференциях, посвященных делу мира. Недавно ассоциация «Женщина ХХ века» объявила ее Женщиной года[7], и в своей речи в момент принятия этой высокой награды Валентина Терешкова подчеркнула ответственность, которую все мы несем за будущее человеческой цивилизации:

    «Все мы должны понять и в полной мере принять на себя ответственность за будущее человеческой цивилизации во всех сферах деятельности — в экономике, науке, а также культуре и искусстве… Убеждена: все мы знаем, что имеется в виду. Речь идет о загрязнении окружающей среды, особенно из-за деятельности людей в прошлом, о загрязнении ближнего и дальнего космоса, а также о проблемах разумного использования научных и технических достижений на благо человечества, а не во вред ему.

    Еще одна важная проблема заключается в том, чтобы защитить духовное здоровье наших детей, снабдить их теми нормами морали и нравственности, которые позволят им выбрать правильную дорогу в безграничном киберпространстве. В состоянии ли мы решить все эти проблемы? Да, мы можем сделать это благодаря нашей общей ответственности и солидарности».

    Недавние Олимпийские игры 2000 года в Сиднее ярко проиллюстрировали возможности и результаты деятельности людей, в полной мере использующих свой духовный интеллект. В течение двух недель 17 миллионов человек преодолевали самые ужасающие проблемы поддержки и обеспечения хода грандиозных игр, отложив на время в сторону свои личные дела, чтобы позаботиться о других, успешно преодолеть всевозможные виды стрессов, а четыре миллиона добровольно предоставили свое время, деньги и энергию, чтобы достойно отпраздновать то огромное человеческое достижение, каким являются Олимпийские игры. Комментаторы всего мира аплодировали людям, которые совершенно спонтанно формировали команды доброжелателей, готовых на поездах, теплоходах и самолетах помогать м и каждому, и восхищались тем непрерывным, бесконечным магическим духом веселья и радости, который пропитывал всю эту огромную страну.

    Это был блестящий пример того, как вся действительно немалая страна, где живут люди многих рас, вероисповеданий и убеждений, проявляла огромное гостеприимство по отношению к гражданам всей нашей планеты и совершенно потрясающим образом преуспела в деле создания, увы, кратковременного рая на земле.

    Конкретная История. Диана, принцесса Уэльская

    Разделявшееся людьми всего мира излияние общественной скорби по случаю смерти Дианы, принцессы Уэльской, погибшей в 1997 г., было воспринято некоторыми наблюдателями как вызывающее беспокойство проявление властной тяги людей к знаменитостям, а также свидетельство такого опасного явления, когда духовная пустота приводит к тому, что люди настолько тесно связывают себя с популярными кумирами и объектами поклонения, что начинают жить их жизнью, замещая ими самих себя. Хотя это и вполне возможное объяснение феномена Дианы, но взгляд на эти события через призму духовного Интеллекта позволяет увидеть в них совсем другое: люди преодолели существующие между ними различия, чтобы вместе разделить горе, охватившее их при известии о гибели молодой женщины, которая благодаря своему милосердию стала символом надежды и сострадания.

    Миллионы людей во всем мире будут помнить резкую и непримиримую позицию Дианы в вопросе использования противопехотных мин и ее сострадание к больным СПИДом. Хотя у нее и самой были серьезные личные проблемы, она посвятила свою жизнь тем, кто гораздо больше нуждался в помощи, и своим примером вдохновила других людей поступать аналогичным образом[8].

    Будучи на самом деле весьма далеким от того, чтобы с ускорением катиться по наклонной плоскости в тартарары, мир, в котором вы живете, переживает сейчас замечательный период духовного роста и обновления. Ресурсы духовного могущества, которыми обладаете вы, ваши родные и близкие, ваши друзья и все мы вместе, просто бесконечны. Данная книга предназначена для того, чтобы помочь вам выявить в себе это неисчерпаемое могущество и использовать его ради вашего собственного блага и ради блага многих других людей.

    Мы не в состоянии научить людей хоть чему-нибудь, мы можем только помочь им открыть это внутри себя.

    (Галилео Галилей)

    Примечания:



    1

    Все цитаты в тексте, где не оговорено, перевел Гендель Е.Г.



    2

    Тейяр де Шарден Пьер (1881–1955) — французский католический философ и палеонтолог. Один из первооткрывателей ископаемого человека — синантропа. Ввел понятие ноосферы (1927) как нового в эволюции состояния биосферы, при котором решающим фактором ее развития становится разумная деятельность человека. Развил сближающуюся с пантеизмом концепцию «христианского эволюционизма», по которой человек развивается психологически и социально, стремясь к окончательному духовному единству. — Прим. перев.



    3

    В Толковом словаре русского языка душа определяется как «внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека». Большой энциклопедический словарь справедливо избегает четкого определения, ограничиваясь указанием, что в «новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека» Прим. перев.



    4

    Маслоу Абрахам (1908–1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Он полагал, что ортодоксальный бихевиоризм и психоанализ обладают лишь теоретической и клинической ценностью, т. е. помогают диагностировать патологию личности. В противовес им выдвинул теорию мотивации, в основе которой — развернутое представление об иерархии человеческих потребностей. В ходе самоактуализации (ее можно было бы назвать и самореализацией) человек эволюционирует от основных потребностей (питание и секс) к высшим, представляющим своего рода вознаграждение. На основе своего учения Маслоу разработал метод гуманистической психотерапии (обычно групповой), которая должна помочь индивиду пройти через все стадии самоактуализации. — Прим. перев.



    5

    В Америке слово «материалистический» вне философии означает тенденцию быть более заинтересованным материальными, нежели духовными или интеллектуальными целями или ценностями. — Прим. перев.



    6

    Эмерсон Ралф Уолдо (1803–1882) — известный американский философ, поэт и ассеист. Развил доктрину моральной автономии, согласно которой человек имел право отвергать все противоречащее совести, здравому смыслу и свободе поиска истины. Призывом полагаться на себя повлиял на американскую позицию оптимистического индивидуализма. Автор концепции трансценденциализма. — Прим. перев.



    7

    Терешкова Валентина Владимировна (род. в 1937) — первая в мире женщина-космонавт, общественный деятель, Герой Советского Союза (1963), кандидат технических наук, полковник (1970). Председатель Комитета советских женщин (1968–1987), вице-президент Международной демократической федерации женщин (с 1969), председатель Президиума Союза советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (1987–1992). С 1994 г. руководит Российским центром международного научного и культурного сотрудничества. — Прим. перев.



    8

    Спенсер Диана Франсиска (1961–1997) — мать второго по очередности (после Чарльза) наследника британского тропа, принца Уильяма Уэльского (род. в 1982 г.). Принадлежит к старинному аристократическому роду и появилась на свет в имении, которое ее родители арендовали у королевы Елизаветы II, причем друзьями детства у нее были младшие сыновья королевы, принцы Эндрю и Эдвард. Посещала привилегированные закрытые частные школы, школьное обучение заканчивала в Швейцарии, где стала прекрасной горнолыжницей; после возвращения работала в детском саду при модной школе «Молодая Англия» и сразу возобновила контакты с королевской семьей. — Прим. перев.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх