• Глава 1 СИЛА СЛОВА
  • Глава 2 СИЛА ЗВУКА (продолжение)
  • Глава 3 СИЛА СЛОВА (продолжение)
  • Глава 4 СИЛА СЛОВА (продолжение)
  • Глава 5 СИЛА СЛОВА (продолжение)
  • Глава 6 ПОТЕРЯННОЕ СЛОВО
  • Глава 7 КОСМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК
  • СИЛА СЛОВА

    Глава 1 СИЛА СЛОВА

    В Библии мы читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»; и мы находим также, что Слово есть Свет, и когда взошел этот Свет, проявилось все творение. Это не просто религиозные стихи; для мистика или видящего в них скрыто глубочайшее откровение.

    Первая фраза доводит до нас, что если и существует нечто, что мы можем выразить, то мы сможем сделать это только посредством того, что мы называем словом. Вторая фраза объясняет другой аспект этой тайны, заключающийся в том, что для того, чтобы позволить душе, окруженной темнотой этого мира иллюзий, выйти к свету, в первую очередь, необходимо слово. Это значит, что изначальный Дух был скрыт в тайне Слова и что в тайне Слова можно найти проявление тайны духа.

    Есть мысль, которую можно обдумывать годами; каждый раз со свежим вдохновением. Такой мыслью является то, что первым проявленным признаком жизни было слышимое выражение, или звук; то есть Слово. Когда мы сравниваем такое толкование с философией Веданты, мы обнаруживаем, что они идентичны. Испокон веков йоги и видящие Индии поклонялись Слову-Богу, или Звуку-Богу; и вокруг этой идеи построен весь мистицизм звука и произнесения.

    Не только индусы, но и семитские народы осознавали огромную важность слова. Священное Имя, священное Слово, всегда почиталось в иудаистской религии. Также в исламе, великой религии, мистицизм которой только начинают открывать на Западе, можно найти доктрину исмахизма, которая может быть истолкована как доктрина мистического слова. Зороастрийцы, чья религия была дана им задолго до времен Будды или Христа и которые утратили многие из своих учений с течением времени и изменением условий, все же всегда хранили свои священные слова.

    На сегодняшний день санскрит уже долгое время мертв, но индийские Йоги в своих медитациях все еще используют слова санскрита по причине силы звука и вибраций, содержащихся в них.

    Чем глубже мы погружаемся в тайну жизни, тем больше мы обнаруживаем, что весь ее секрет спрятан в том, что мы называем словами. Вся оккультная наука, все мистические практики основаны на науке слова, или звука. Человек является тайной во всех аспектах своего бытия; не только в уме или в душе, но также и в том организме, который он называет своим телом. Человеческое тело, говорят Суфии, есть храм Божий; и это не просто высказывание или убеждение, потому что если человек изучает свое тело с мистической точки зрения, он обнаруживает, что оно намного более тонкое и всеобъемлющее и в состоянии действовать, понимать и чувствовать гораздо больше, чем он считает его способным.

    Душа выражает свои способности через определенные центры в теле человека; и как существуют части суши, которые так и не становятся плодородной почвой, потому что вода никогда не достигает их, так и с этими центрами, когда дыхание не достигает их. Они интуитивны, они полны покоя и равновесия, они являются центрами озарения, хотя бы никогда и не были пробуждены, поскольку человек, как правило, дышит только теми частями своего тела, которыми ест и совершает действия. Он всего лишь наполовину жив, если вы сравните его существование с той полнотой жизни, которую можно обрести духовным развитием.

    Это можно сравнить с ситуацией, когда человек проживает в большом городе и не знает, что там есть множество прекрасных вещей, которых он никогда не видел. Как существует много людей, путешествующих по далеким странам и не знающих своей собственной, так и с человеком. Он интересуется всем, что приносит красоту и радость, и все же не знает, что источник всех таких вещей — в нем самом.

    Человек дышит, но дышит он, в основном, поверхностно. Как дождь, падающий на землю, питающий маленькие растения и делающий почву плодородной, так и дыхание — сущность всей энергии — падает, подобно дождю, на все части тела. Также происходит и в случае ума; но человек редко может ощутить ту часть дыхания, которая ускоряет ум; ощутимо только то, что чувствует тело. А для среднего человека оно неощутимо даже в теле; он ничего не знает о нем, кроме того, что проявляется в форме вдохов и выдохов через ноздри. Только это обычно имеют в виду, когда говорят о дыхании.

    Когда мы изучаем науку дыхания, то первое, что мы замечаем — это то, что дыхание слышимо; оно является словом в себе, а то, что мы называем словом — всего лишь более тщательно произнесенное дыхание, смодулированное языком и губами. В полости рта дыхание становится голосом, и, следовательно, изначальное состояние слова есть дыхание. Если мы скажем: «Сначала было дыхание», это будет то же самое, если сказать: «В начале было Слово». Первой существовавшей жизнью была жизнь Бога, и из нее вышло все проявление. Оно есть разнообразное выражение этой единой жизни: один цветок, цветущий столь многими лепестками, одно дыхание, выражающее себя в столь многих словах. Священная идея, связанная с цветком лотоса, выражает ту же философию, символизируя множество жизней в одном Боге. Как говорит Библия: «В Боге мы живем, движемся и пребываем». Когда человек отделен от Бога в своих мыслях, его вера бесполезна для него, его поклонение не приносит ему ни малейшей пользы; поскольку все формы поклонения и веры должны приближать человека к Богу, а отделяющее человека от Бога не имеет ценности.

    Что делает слово священным или важным? Разве не является любое слово священным и важным? Это верно; но для кого оно священно? Для чистых и возвышенных душ, для которых каждое слово дышит именем Бога, но не для среднего человека. Есть души, находящиеся на такой ступени эволюции, когда каждое слово является священным Именем. Но когда учитель дает метод, то он дается не для возвышенных душ, а для начинающих; и поэтому слова выбираются и даются ученикам наставником, Гуру, или Муршидом, подобно тому, как врач дает рецепт, зная, от какого заболевания и для какой цели он дается. Хафиз говорит: «Прими каждое наставление, даваемое твоим Учителем, потому что он знает, каков твой путь и где твое благо».

    Огромная важность придается мистиками числу повторений чего-либо, поскольку числа являются наукой и каждое число повторений имеет определенное значение. Одно повторение означает одну вещь, а несколько — что-то совсем другое, как в медицине одна таблетка может исцелить, а десяток могут разрушить жизнь.

    Когда Христос повелевал воздерживаться от напрасных повторений, он не имел в виду, как часто думают, использование священного Имени в поклонении или религиозных практиках. Среди семитских народов существовал обычай, и он до сих пор существует на Востоке, что люди постоянно использовали имя Бога на улицах или на рынках. Они запросто вносили его в коммерцию и бизнес, в ссоры и диспуты, и именно против этого злоупотребления самым святым Именем говорил Христос.

    В повторении лежит секрет силы; поэтому величайшей ошибкой является то, когда люди легкомысленно используют пути духовной культуры для удовлетворения повседневного интереса или как хобби и учатся по каким-то сомнительным книгам или инструкциям, даваемым им. Если они пытаются практиковаться, исходя только из такого знания, то они рискуют своей жизнью. Если бы центр, который должен пробудиться в определенный период эволюции человека, пробудился бы до нужного времени, он стал бы бедствием.

    Существуют определенные слова, привлекающие притягивающие, благословение в жизнь; некоторые притягивают энергию, власть; некоторые приносят избавление от трудностей; некоторые дают мужество и силу. Есть слова, которые могут лечить, другие приносят утешение и покой, а некоторые производят еще больший эффект. Поэтому если человек, нуждающийся в покое и отдыхе, использует слова, приносящие силу и мужество, то он становится еще более беспокойным. Это все равно, что давать кому-либо тонизирующее при лихорадке.

    Тогда возникает другой вопрос: что именно делает слово могущественным? В чем состоит его сила: в значении, вибрации, способе его использования или в знании учителя, который наставляет ученика повторять его? Ответ заключается в том, что одни слова обладают силой вследствие своего значения; другие — из-за тех вибраций, которые производят; а третьи — по причине своего влияния на различные центры. И существуют слова, данные святыми, мудрецами и пророками, вдохновенно пришедшие от Бога; в них все благословение и вся тайна того, как обрести желаемое душой в жизни. Если здесь и существует некий феномен или чудо, то оно — в силе слов; но те, кто знают эту силу, кто обладают ею, никогда не показывают ее другим. Духовное достижение — это не та вещь, которую можно представить перед другими как шоу, чтобы доказать ее реальность. То, что реально, является доказательством само по себе; то, что превыше цены и важности, не нуждается в том, чтобы его преувеличивали в глазах людей. Реальное — реально, а дорогое — дорого само по себе; оно не нуждается ни в объяснении, ни в защите.

    Величайший секрет мистицизма заключается в том, чтобы знать все, обрести все, достигнуть всего и быть тихим. Чем больше обретает ученик, тем более смиренным он становится; но когда кто-нибудь каким-либо образом делает это приобретение средством доказательства своего превосходства над другими, то это показывает лишь, что в действительности он не обладает этим. Он может иметь искру внутри, но факел еще не зажжен. Среди индусов есть поговорка, что дерево, приносящее много фруктов, склоняется низко.

    Слова имеют силу вибрировать через различные части человеческого тела. Есть слова, отражающиеся эхом в сердце, а есть другие, отражающиеся в голове. А третьи имеют власть над телом. С помощью определенных слов могут ускоряться или успокаиваться различные эмоции. Существует также наука слогов, обладающая своим особенным воздействием. Вагнер всего лишь повторил учение древних мистиков Востока, когда сказал, что тот, кто знает закон вибраций, знает весь секрет жизни.

    Глава 2 СИЛА ЗВУКА (продолжение)

    Мистик, знающий ценность слова, находит это слово сначала в самом себе; потому что все знание, которое человек обретает в мире, будь то мирское или духовное, есть знание себя. Например, музыка исполняется внешне, но где она осознается? Она осознается внутри. Хорошее или плохое слово говорится внешне, но где оно осознается? Оно осознается внутри. Тогда где находится осознавание этого проявления, этого творения, которое предстает перед нами во всех своих аспектах? Это осознавание находится внутри.

    В то же время человек продолжает постоянно ошибаться. Вместо того, чтобы искать осознавание внутри, он всегда хочет найти его снаружи. Это подобно человеку, который хочет увидеть луну, но ищет ее на земле. Но если он будет искать ее и тысячу лет, смотря на землю, он никогда ее не увидит. Он должен будет поднять свои глаза и посмотреть на небо. Так и с тем, кто ищет тайну жизни снаружи; он никогда не найдет ее, потому что тайна жизни может быть найдена только внутри. И источник и цель находятся внутри, и именно там ищущий найдет их.

    Что есть звук? Это что-то внешнее или нечто внутреннее? Внешний звук становится слышимым только потому, что возникает звук внутренний, а когда звук внутри замолкает, тогда тело не может слышать внешний звук. Сегодня человек настолько привык к внешней жизни, что ему стало сложно даже подумать о том, чтобы посидеть в одиночестве. А когда он один, он занимает себя газетой или чем-нибудь еще. Постоянно занимая себя внешней жизнью, человек теряет свою привязанность к жизни внутренней. Его жизнь становится поверхностной, и в результате приходит разочарование; поскольку в этом мире нет ничего более привлекательного в форме звука, видимого или слышимого, как звук внутри. Это потому, что все, чего касаются чувства или что понятно уму человека, ограничено во времени и воздействии и, таким образом, не оказывает влияния вне своих собственных пределов.

    Тайна жизни касается не только материального плана, но идет гораздо дальше. Эта тайна заключается также в дыхании, поскольку именно продолжение дыхания и пульса поддерживают функционирование механизма тела. Кажется, что люди древних времен имели гораздо большее знание об этой тайне, чем сегодня.

    Что означает лира Орфея? Она означает человеческое тело, которое является лирой, предназначенной для того, чтобы на ней играть. Когда эту лиру не осознают, когда ее не понимают, когда она не используется для правильной цели, тогда это тело не приносит пользы, для которой было сотворено, и не выполняет предназначения, для которого было создано.

    Дыхание означает гораздо больше, чем знает ученый; он осознает только лишь вибрации воздуха, выходящего наружу и входящего внутрь, и не видит дальше. Удары сердца и головы, пульс, — все эти вещи имеют ритм. Человек очень редко думает о том, что все зависит от этого ритма. Вся жизнь зависит от него. То, как дышит человек, конечно, является секретом само по себе; это не только секрет, но и выражение всей тайны, нечто, от чего зависит психология жизни. Медицинская наука тысячи лет полагалась, в основном, на обнаружение физических заболеваний тела по его ритму и дыханию. Древняя медицина знала, что здоровье зависит от ритма вибраций. И сегодня снова пришло время, когда врачи пытаются обнаружить закон вибраций, от которого зависит здоровье человека.

    Если человеческое тело — это лира, тогда каждое произнесенное человеком слово и каждое услышанное им слово оказывает влияние на его тело; и не только на тело, но и на ум. Например, если человек постоянно называет себя или слышит, как другие называют его глупым, он постепенно станет глупцом, даже если был мудр; и так же верно, что если простака постоянно называть мудрым, то со временем он станет мудрецом.

    Эффект имени человека очень сильно связан с его жизнью, и часто можно видеть, как имя человека оказывает большое влияние на его судьбу и карьеру; это потому, что он слышит определенное имя каждый день чаще, чем другие.

    Разве не бывает так, что человек, говоря смешную вещь, начинает смеяться, а говоря печальную вещь, начинает плакать? Если это так, то какой же эффект оказывает каждое произнесенное в повседневной жизни слово на самого человека и на его окружение!

    Из этого можно увидеть, что древний предрассудок относительно непроизнесения несчастливых или нежелательных слов имеет смысл. На Востоке ребенка всегда учат подумать, прежде чем произнести слово, поскольку каждое слово обладает психологическим значением и воздействием. Очень часто люди, читая поэму, воспевая песню великой любви, песню печали или трагедии, подвергаются ее влиянию; и часто в их жизни происходит поворот, их жизнь тоже подвергается этому воздействию.

    Человек, говорящий о своей болезни, конечно же, питает эту болезнь. Очень часто я слышал, как люди говорят, что если боль существует, она должна быть реальностью; как можно отрицать ее? Забавно слышать, что они говорят это, потому что истинная реальность так далеко, а наша повседневная жизнь такова, что с утра до вечера мы только и делаем, что отрицаем ее. Если бы только человек постиг, где заключается истина, чем является истина, если бы только человек знал ее и видел ее, он бы понял, что в реальности все остальное не существует.

    Если изучать тайну, стоящую за этой идеей, то приходится признать силу слова. Тайна слова — это метафизическая наука, которую следует выучить. Глубина каждого слова человека весьма различна, и если человек произнесет сотню слов в течение дня, то как вы думаете, разве каждое слово будет обладать одинаковой силой? Нет, сила и эффект определенного слова зависят от того состояния, в котором был человек. Они зависят от того, с какой глубины поднимается слово, и этим обуславливаются его сила и свет. Например, вы всегда сможете обнаружить, что слово человека, имеющего привычку лгать, быть неискренним, не имеет силы; а слово того, кто говорит с убежденностью, кто искренен и говорит правду, обладает мощью. Его слово имеет свет, его слово глубоко трогает. Иногда голос человека полон печали и разбивает сердце; его слово полно искренности, и оно обладает силой затрагивать, глубоко проникать, — таков его эффект на слушателя. Но возьмем легкомысленного человека, который неглубок, который недостаточно серьезен в жизни: все, что он говорит и делает, находится на поверхности. Он ни в кого не вселит уверенности, потому что сам не обладает ею. Кроме того, слово будет иметь силу в соответствии с просветленностью души, и тогда это слово приходит не из ума человека; оно приходит из глубины, из некой таинственной части, скрытой от человеческого ума. И именно такие слова можно прочитать в священных писаниях, во фразах типа «мечи пламени» или «языки пламени». Будь то поэт или пророк, но когда слово исходило из его горящего сердца, то оно вздымалось, подобно горящему пламени. В согласии с Божественным Духом, находившемся в этом слове, оно имело жизнь, силу и вдохновение. Подумайте о живых словах древних времен; подумайте о живых словах, которые можно прочитать в писаниях, живых словах святых людей, просветленных; эти слова до сих пор живы и будут жить вечно. Это музыка, которая может быть названа магией, а магия существует во все времена. Когда бы ни повторялись такие слова, они будут обладать той же магией и той же силой.

    Слова, сказанные просветленными душами всех веков, сохранялись их учениками. В какой бы части мира ни рождались или ни жили эти мудрецы, то, чему они позволяли падать как словам, было собрано, подобно настоящим жемчужинам, и хранилось как писание. И поэтому на Востоке всегда можно обнаружить, что последователи различных религий используют слова просветленных во время молитв, и им не надо переводить их на свой собственный язык. Слова, сказанные великими, сохранялись веками для того, чтобы их можно было использовать для медитации.

    Есть еще большая и великая тайна слова. Не только значение слова, не только то, кто произнес его, но слово само по себе также обладает динамической силой. Мистики, мудрецы и искатели всех времен, зная тайну священного слова, всегда стремились к нему. Вся медитативная жизнь Суфиев построена на тайне слова. Само слово «Суфи», согласно объяснению посвященных, связано с «София», что означает «мудрость»; но мудрость не во внешнем смысле этого слова, потому что мирское умствование не может быть мудростью, а во внутреннем. Интеллект, который очень часто путают с мудростью, есть только иллюзия мудрости. Мудрость — это то, что узнается изнутри, а интеллект есть то, что приобретается из внешнего. Мудрость — это форма, в которой души, достигшие реализации, пытаются воспринимать и объяснять для себя слово, которое встретилось им в жизни. Мудрость — это объяснение жизни, даваемое кем-то, чья точка зрения стала другой, потому что он смотрит на жизнь в солнечном свете. Человек быстрее достигает этой точки зрения не только изучением законов, но и общением с теми, кто уже имеет эту определенную точку зрения. Кроме того, глубоко погружаясь в жизнь, человек приходит к осознанию истины, а для глубокого погружения в жизнь существует путь, или процесс. Возможно, что легко или с трудом, человек самостоятельно найдет в городе место, которое ищет; он может искать его в разных направлениях и, в конце концов, найти его; но спросив кого-то, кто знает это место, он может найти его быстрее.

    Источник мудрости — вверху, источник интеллекта — внизу; и поэтому метод, или процесс, который человек принимает для достижения мудрости, не аналогичен тому, который он принимает для обретения интеллекта. Короче говоря, хотя люди достигали мудрости с помощью разных методов, все же великая тайна достижения Божественной мудрости заключается в тайне слова.

    Глава 3 СИЛА СЛОВА (продолжение)

    Идея силы слова так же стара, как Веды индусов; сейчас современный мир пробуждается для нее через то, что называется психологией. Посредством психологии существует возможность исследования того древнего сокровища, которое искатели истины развивали на Востоке тысячи лет. Сегодня человек смотрит на психологию как на побочный предмет, как на что-то, способное помочь медицине. Но придет день, когда человечество в этом современном мире будет смотреть на психологическую науку так же, как смотрели на нее люди на Востоке: как на главную вещь в религии и духовном развитии.

    Что касается силы слова, то новая идея приходит из различных мест под разными именами, и она заключается в том, что повторение определенного слова или фразы может сильно помочь в исцелении определенных болезней. Сегодня психологическая наука западного мира только открывает это; но как быть с буддистами, много веков повторяющими различные мантры, сидя в своих храмах, произнося их две тысячи, три тысячи раз в день? И как быть с индусами, которые сохранили свои вековые священные мантры и заклинания? Хотя язык уже мертв, они сохранили эти заклинания до сегодняшнего дня. И как быть с иудеями, все еще хранящими священные песни, которые они наследовали от пророков Бене Израэля? И как быть с мусульманами, веками повторявшими Коран ежедневно помногу часов и продолжающими делать это и сегодня? И подумайте о тайне, стоящей за повторениями католических мистиков!

    Зороастрийцы, парсы, чья религия датируется, возможно, восемью тысячами лет, все еще отстаивают свои священные слова и произносят свои молитвы несколько раз в день, повторяя и повторяя их. Но современный человек, прочитавший сегодняшнюю газету, выкидывает ее, а назавтра просит другую! Без сомнения, в том факте, что миллионы людей столь привязаны к мантрам, повторяют их день за днем, может быть, всю свою жизнь и никогда не устают от этого, заключается огромный смысл. Если бы это был, как иногда говорят, религиозный фанатизм, тогда никто не смог бы продолжать эти повторения так долго, так как ни одно опьянение, ни одно отравление не может продолжаться дольше, чем длится его влияние; и когда оно проходит, человек лишается иллюзий.

    Это говорит о том, что за повторением слов скрыта тайна; и в тот день, когда человек постигнет ее, он откроет великий секрет жизни. Один из способов понимания этой тайны — удерживать в уме тот факт, что необходим отражатель позади источника света для того, чтобы направлять свет полностью, и также необходим отражатель для голоса, это знает любой постановщик голоса (voice-producer). Он всегда дает ученику упражнения, которые тот повторяет и повторяет, для того, чтобы привести этот отражатель в правильное состояние и чтобы все возможности полного голоса вышли наружу.

    Это материальная сторона вопроса, но есть и психологическая сторона. Мы очень редко исследуем этот вопрос; мы обрываем его каждый раз, когда сталкиваемся с ним. Он заключается в том, что не только органы физического тела имеют это качество отражения, но также и ум, и то, что мы называем чувствами, может быть отражателем. Например, когда человек говорит неправду, мы естественно чувствуем, что это дурно пахнет, и не можем легко поверить этому. Каким бы громким ни был его голос, как бы сильно он ни настаивал на своей лжи, но вследствие того, что это ложь, мы чувствуем, как она дурно пахнет, потому что психологически сила ума работает как отражатель; в таких случаях она действует не так, как хочет лгущий человек, поскольку его ум в данном случае не стоит за ней. Также возьмите обычную фразу типа «спасибо» или «я вам очень благодарен»; если в течение дня десять человек говорят вам это, то вы почувствуете, что каждый из них обладает различной силой для ее передачи; потому что если отражатель не придает ей силы, не стоит за ней, то человек может тысячу раз сказать «я так вам благодарен», но это не будет иметь никакого эффекта.

    Существует другой способ посмотреть на этот вопрос: предположим, когда один человек говорит вам что-то, то вы легко этому верите; а когда другой человек говорит вам ту же вещь хоть пятьдесят раз, то вы не склонны этому верить. В чем причина? Это говорит о том, что мы должны подготовить себя, прежде чем сказать что-либо. Подготовить себя к осознаванию не только того, что мы говорим, но и того, как мы чувствуем это, как мы выражаем это и какая сила скрыта за нашим выражением, какая сила порождает его, — так, чтобы слово могло проникнуть в сердце человека.

    Тогда возникает вопрос: как можно наилучшим образом подготовить себя к эффективному произнесению определенного слова? Выражаясь символически, человек может произнести перед людьми одно и то же слово сотню раз, и оно останется «железным» словом; он может сказать его пятьдесят раз, и это будет «медное» слово; он может сказать его двадцать раз, и это будет «серебряное» слово; но другой человек может сказать его только один раз, и это слово будет «золотое». Например, кто-то хочет убедить вас: он может говорить и говорить, и говорить, он может спорить, доказывать и приводить сотни аргументов, чтобы вы поверили ему; но чем больше он желает, чтобы вы ему поверили, тем меньше он убеждает вас. Но другой человек скажет вам что нибудь, может быть, только один раз, и вы не сможете удержаться, чтобы не сказать: «Да, я верю этому, я понимаю это, я убежден».

    Как подготовить себя? Как подготовить отражатели для того, чтобы произвести впечатление словом? Йоги и Суфии открыли определенные практики, помогающие психологическому развитию. Посредством их человек естественным образом становится все более и более искренним и убежденным, и все, что он говорит, несет в себе силу. Может быть, эти практики не имеют значения с точки зрения постановки голоса, но они обладают огромной важностью с психологической точки зрения. Практики, о которых говорится, — это концентрация, медитация, созерцание и реализация.

    Что касается древних слов, то изучающий языки обнаружит, что эти слова можно проследить до одного и того же источника. Чем дальше вы углубляетесь в древние языки, тем большее психологическое значение вы начинаете находить в них, а современные языки кажутся их искажением. Удивительно, как много слов в языках, на которых говорят сегодня, пришло из древних языков, и какое множество людских имен произошло от них.

    В древних языках слова формировались интуицией. А современные языки основываются на грамматике, выученной человеком. Конечно, источник древних слов — чисто интуитивный, и они сформировали язык, который является более действенным, основанным на жизненном опыте человека и более могущественным, чем слова языков, на которых мы говорим сегодня. Древние слова обладают большей силой, когда их повторяют, и великое чудо можно сотворить, когда человек овладел такими словами под руководством понимающего этот путь.

    Каждый гласный звук несет глубокий психологическое смысл, и структура каждого слова имеет химическое и психическое воздействие. Йоги используют определенные слова, которые повторяют утром или вечером, и посредством этого они достигают озарения или впадают в состояние экзальтации. Именно эту самую науку Суфии древности называли Зикр — науку получения желаемых результатов с помощью повторения соответствующих слов или фраз. Химик может иметь все существующие лекарства, но если кто-нибудь придет и возьмет не то лекарство, которое нужно, а которое ему нравится, то он может не столько излечить себя, сколько убить.

    Еще более сложно и более ответственно использование повторений определенных психологических слов и фраз. Врач отвечает за то, чтобы дать конкретному человеку подходящее в его состоянии лекарство. На Востоке человек ищет гуру, или муршида, как его называют Суфии, который обладает опытом психологических предписаний; и человек принимает то, что муршид предписывает ему, как инструкцию. Сначала муршид устанавливает диагноз состояния человека, и в соответствии с его эволюцией он предписывает ему слово или фразу, с помощью повторения которой человек может достичь желаемой цели. Те, кто имеет некоторый опыт в постановке голоса, знают, что вначале учитель не дает никаких песен; он дает определенные звуки и ноты, и особый способ упражнения — практику, с помощью которой развивается голос.

    В Суфизме существуют определенные слова, считающиеся священными, и человек простой веры знает их как таковые; но они священны еще и потому, что обладают психологическим значением, и с помощью их повторения производится определенный эффект.

    Очень интересно видеть, что наука, кажется, просыпается для понимания значения вибраций и их феномена. Современные системы еще не очень развиты, но цель та же: определить состояние вибраций в физическом теле для того, чтобы правильно обращаться с ним, лечить его научным образом. Когда мы видим, что похожие системы были разработаны древними мистиками и оккультистами и испытывались тысячи лет бесчисленным количеством людей, становится ясно, что эти системы должны приносить удовлетворительные результаты и многим давать то сокровище, которое веками хранилось как святыня искателями истины.

    Суфийское движение сделало возможным для людей Запада, которые хотят достичь этого сокровища, этого источника посредством серьезного изучения и практики, обрести отблески той истины, которой обладали древние мистики.

    Глава 4 СИЛА СЛОВА (продолжение)

    Нет более важного средства возвышения сознания человека и ничего более полезного и значительного на пути духовного достижения, чем повторение правильного слова. Когда мы исследуем старые традиции, мы обнаруживаем, что со времен древних учителей Индии, живших за многие тысячи лет до Христа, практиковалось повторение — повторение священного слова. Во все великие периоды, когда в странах происходили религиозные реформы, сила слова считалась имеющей огромную важность: например, в то время когда была дана иудаистская религия, а также во времена раннего христианства.

    Мистические слова могут использоваться в различных языках, но они не принадлежат какому-то одному языку. Возьмите, к примеру, фразу, используемую в практике Зикра. Сегодня ее можно обнаружить в арабском языке, и можно подумать, что она пришла из Аравии. Но она используется также и в персидском языке, и тот, кто не знает арабского, может подумать, что она происходит из Персии. Она также существует в индийском языке, и кто не знает о ее существовании в других языках, может подумать, что она индусская. Она существует и в иврите. Она состоит из тех же слов, которые повторял сам Христос как свои последние слова. Те великие души, что приходили на землю до Христа, мистики, чьим источником была древняя школа Египта, также повторяли эту фразу. Существует достаточно доказательств тому факту, что и во времена Авраама, который был посвящен в школе Египта, эти слова уже использовались.

    Могут спросить: что же такого есть в слове, что помогает, и почему это помогает? В ответ на это я скажу, что нет более живого выражения самой жизни, чем слово; потому что голос является выразительным проявлением дыхания, а дыхание есть сама жизнь. Следовательно, произнесенное слово производит эффект не только на другого, но и на самого человека; а каждое слово, высказанное кем-то, имеет влияние не только на его тело, но также на ум и дух. Если кто-то произносит бестактное или глупое слово, то оно не только обидит другого, но может причинить настоящий вред ему самому.

    Очень часто человек в пессимистическом настроении или в раздраженном состоянии может выражать желание смерти или провала, или хотеть, чтобы что-то произошло. Если бы он только знал, какими эффектами обладают такие желания, он бы ужаснулся. Если испытывая боль, человек может воздержаться от высказывания «мне больно», он принесет себе много хорошего. Если встретившись с неудачей, человек будет избегать говорить «мне не везет», — это уже будет большое дело. Потому что когда человек «застревает» на существовании чего-то нежелательного, он только наделяет это большей жизнью. И когда он говорит: «Ох, я ждал, и ждал, и ждал, но мой корабль никогда не придет», — он удерживает свой корабль на расстоянии; его корабль никогда не прибудет в порт. Но тот, кто даже не видя корабля, говорит: «Он приближается, он приближается», — зовет его, и он придет.

    Итак, то, что я сказал, относится к смыслу обычного слова. Но мистическое слово имеет гораздо большее значение, чем слова, используемые в повседневном языке. Мистические слова произошли из трех различных источников: интуитивного, научного и астрологического. Интуитивные слова пришли как внезапные выражения от душ, осознавших Бога. Любое слово или фраза, приходящие от душ, настроенных на всю вселенную, являются чем-то, что обладает гораздо большей силой, чем обычно используемые слова. Но и кроме духовных людей, может быть, есть некто среди наших друзей и знакомых, чье единственное слово имеет вес и силу; в то время, как другой человек может сказать тысячу слов, которые входят в одно ухо и выходят из другого. И это потому, что у одного человека говорит его рот, у другого — сердце, а у третьего говорит душа. Это большая разница. Могут спросить: возможно ли для духовного человека интуитивно произвести слово, имеющее силу? Ответ заключается в том, что душа может стать столь настроенной на всю вселенную, что она как бы слышит голоса сфер. Поэтому то, что она говорит, подобно эху всей вселенной. Человек, который настроен в такт вселенной становится подобен радиоприемнику, через который передается ее голос. Интуитивный источник — это личный аспект.

    Что касается научного аспекта, то глубокое изучение анатомии человека покажет, что существуют нежные нервные центры, на которые можно повлиять только определенными вибрациями и от которых зависят равновесие и здоровье ума и тела. Очень часто люди излечивались от болезни с помощью звучания, повторения научных слов, потому что такие слова давали определенному центру вибрацию, которая требовалась, чтобы оживить его.

    Если углубляться в науку слова, то обнаружится, что каждый гласный и согласный звук обладает собственным, особым воздействием на ум и тело. Очень часто вы обнаруживаете, что прежде, чем увидеть человека, только услышав его имя, вы получаете некое представление о том, каков он. Это показывает, что имя человека может оказать огромное влияние на его характер.

    Значение астрологического аспекта является весьма широкой темой, связанной со всеми искусствами и науками. Гласные звуки и слова имеют связь с астрологической наукой; используя определенное слово, человек вызывает определенную планету для того, чтобы уменьшить ее влияние, если оно неблагоприятно, или увеличить ее силу, если она благоприятствует. Поэтому в Индии каждое имя, даваемое человеку, дается в соответствии с индусской астрологической наукой.

    Многие священные писания свидетельствуют о силе слов; но куда ушло знание этой науки, так хорошо известной пророкам всех времен? Наука слова утрачена для большей части человечества. Причина этого заключается в том, что человек занял себя земными вещами и через это потерял истину древнего искусства. Что обрела душа, утратив эту великую науку, эту мистическую тайну? Душа обрела возрастающую глухоту, и эта глухота увеличивается тем больше, чем более преобладает материальная жизнь. Тем не менее, во все периоды жизни существовали мыслители, слуги Бога, работающие осознанно или неосознанно, для которых всегда было ясно, что если слово будет потеряно, то будет потерян секрет всей жизни.

    Конечно, это преувеличение. Существующее слово не может быть потеряно, но человек когда-то утратил свою способность знать, слышать это слово. Человек больше не слышал слова с небес, он слышал его от земли. Результатом явилось пробуждение и прогресс материальной науки. Все великие изобретения этого времени, подобно чудесам, пришли к великим умам, которые, можно сказать, общались с материей; и материя говорила с ними лицом к лицу. Все эти великие изобретения являются ответом земли на общение великих умов с материей. Так что было потеряно не слово, было потеряно направление.

    Человек постоянно учится у предметного мира создавать вещи, которые он может потрогать и сделать понятными; но ему очень трудно поверить в непонятные, непостигаемые умом вещи. Таким образом, он стал сильно удален от главной части тайны жизни. Тем не менее, если в любой период мировой истории человек исследовал глубины жизни, он находил то, к чему стремился, с помощью общения с внутренней жизнью, в артистическом самовыражении и общаясь с небесами. А что есть связь, общение? Это — слово. Когда пророк Мухаммад чувствовал потребность в общении, он шел прочь от города и оставался в одиночестве на вершине горы; иногда, постясь и оставаясь все время на ногах, проводил там день и ночь, двое или трое суток. Что же он нашел в конце? Он обнаружил, что голос начал говорить с ним, голос появился как ответ на крик его души. Его душа, можно сказать, вырвалась вперед, проникла через все планы существования и коснулась источника всех вещей. Но как пришел ответ, и в какой форме? Ответ пришел отовсюду: от ветра, воды, атмосферы, воздуха, — все давало один и тот же ответ.

    Это переживание не ограничено определенными обстоятельствами или определенным временем. Даже в нашей повседневной жизни есть моменты, когда приходит печаль, и кажется, что все в мире, даже голоса зверей и птиц, вызывает печаль. Затем снова приходит время глубокой радости; в это время и солнце помогает давать радость, и облака, закрывающие солнце, тоже приносят радость. Холод, жар, друг, враг, — все помогает приносить радость.

    Для мистика этот мир подобен своду, куполу, который эхом отражает все, что говорится под ним. То, что говорится губами, достигает всего лишь ушей, но то, что говорится сердцем, достигает сердца. Слово проникает так далеко, как может, а это зависит от того, из какого источника оно исходит и с какой глубины поднимается. Поэтому Суфии всех веков уделяли огромнейшее внимание слову, зная, что слово есть ключ к тайне всей жизни, тайне всех планов существования. Нет ничего, что нельзя было бы выполнить, нельзя было бы узнать с помощью силы слова. Поэтому главной и центральной темой эзотеризма, или мистицизма, является слово.

    Но что есть слово? Просто то, что мы говорим? Это — слово? Нет, это только поверхность слова. Наши чувства есть слово, наш голос, наша атмосфера есть слово. Существует поговорка: «То, чем вы являетесь, говорит громче, чем то, что вы произносите». Это показывает, что даже когда человек не говорит, — говорит его душа. Как предсказатели судьбы узнают будущее? Они слышат его. Они говорят, что читают его по линиям руки, по расположению планет, по поступкам людей. Но что все это? Это все — слово. Потому что слово означает выражение: выражение голосом, словом, формой, цветом, линией, движением. Именно так мы видим, что все едино в эзотерической стороне мистицизма.

    Конечно, многие люди на Западе говорят, что для них очень сложно вести медитативную жизнь в деятельности их мира; у них так много обязанностей и занятий. Мой ответ в том, что именно по этой причине они еще больше нуждаются медитации.

    Я слышал, как многие люди говорили, что у них сильнейшее желание отдавать свое время и мысли духовным вещам, но поскольку они не достигли того образа жизни, который освободит их ум для занятия подобными вещами, они считают, что не могут браться за что-нибудь духовное. И я вижу разумность их аргумента, потому что совершенно верно, что в этом мире — такова сегодня жизнь — сложно передвигаться без денег. Материальные вещи в особенности, даже в духовных вопросах, нельзя делать без денег. Если бы я хотел прочитать лекцию, но у меня не было бы помещения, то это было бы невозможно. И если не было бы объявлений в газетах, то никто бы не узнал об этом и, может быть, всего лишь два или три человека были бы столь добры, чтобы прийти и слушать меня. Поэтому естественно, что человек думает подобным образом, и его не следует порицать. Но в то же время, когда мы смотрим на это с другой точки зрения, мы видим, что каждый момент, потерянный в ожидании духовного приобретения, есть самая большая из мыслимых потерь. И если человек будет продолжать думать: «Придет день, и я изменю мою жизнь и последую чему-нибудь высшему, духовному», — этот день никогда не придет. Человек должен сделать это сегодня, прямо сейчас, вместо того, чтобы говорить: «Завтра я это сделаю». Иначе он пожалеет.

    Жизнь растворяется, время проходит. Часы, месяцы, годы ускользают прежде, чем человек осознает это. Но к тому, кто понимает значение времени, духовное достижение приходит в первую очередь. Как говорил Христос: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Я не говорю: «Оставьте все, чтобы стремиться к духовным вещам». Духовное достижение не лишает человека материальных выгод. Только надо помнить, что духовные вещи идут в первую очередь. И для того, чтобы стать духовным, необязательно бросать мирские вещи или все, что хорошо, красиво и значительно с точки зрения материального мира. Соломон со всем его богатством не был менее мудр. Человеку не нужно бросать все, что он имеет, для того, чтобы стать духовным. И если кто-то думает так, то очень жаль. Но подождите говорить: «Я буду ждать, пока не придет мой корабль, и тогда я стану духовным», — кто знает, когда придет корабль? Никогда не поздно начать духовный путь, но в то же время никогда не слишком рано. Тем не менее, в тот момент, когда человек подумает: «Уже слишком поздно, я должен начинать», — он должен отправляться в путь и пройти через все испытания и тяжести этого пути, уверенный в том, что нет ничего невыполнимого, когда принят духовный путь.

    Человек может сказать, что он должен преодолеть много слабостей. Но способ возобладать над слабостью заключается в медитации. Когда существует много обязанностей в жизни, то сам ум человека говорит ему, что лучше медитировать и сделать эти обязанности легче. Помогает человеку не беспокойство о своих обязанностях, а бытие ответственным; и в то же время он должен быть достаточно сильным, чтобы нести их на своих плечах.

    Существуют слова, известные мистикам и не принадлежащие к какому-либо языку, хотя слова многих языков кажутся берущими свое начало в этих мистических словах. Именно с помощью этих слов человек развивает две способности: видение и слышание. Под видением я понимаю не видение глазами, но проникновение. Именно проникающее качество взгляда делает человека видящим и является истинным смыслом слова «ясновидение». В наши дни люди так сильно злоупотребляли этим словом, что никто больше не хочет его использовать. Но тогда можно сказать, что в мире не осталось ни одного слова, которым бы не злоупотребляли. Если быть столь чувствительным к словам, тогда придется отказаться от всего языка.

    Под слышанием я не подразумеваю слушание, слух. Я имею в виду отзывчивость: отзывчивость к земле и небесам, отзывчивость на каждое влияние, помогающее открыть душу. Через отзывчивость и — проникновение, обретенные посредством силы слова, в конце человек достигает цели, — цели, которая является предметом желаний и тоски каждой души.

    Глава 5 СИЛА СЛОВА (продолжение)

    Во всех современных языках можно проследить один центральный язык, который является материнским. Без сомнения, сейчас сложно установить точную связь между языками, хотя соотношения между одним языком и другим показывает, что у человеческой расы вначале был один общий язык. Некоторые лингвисты утверждают, что это был язык санскрит; другие говорят, что до санскрита был еще другой язык.

    Историки имеют различные мнения, но метафизика учит нас, что вначале существовал только один язык человеческой расы, и из него вышли все остальные. Историк не может называться историком, если не даст названия языку, который считается самым первым, но для метафизика это не имеет значения. Он единственный понимает и знает наверняка, что существовал только один язык. Его не волнует, что он не знает названия этого языка.

    Этот первый язык был более естественным, чем те, более сложные, которые мы знаем сегодня. Возьмите, к примеру, языки птиц и животных. Эти языки не грамматические; они являются естественными выражениями их настоящих чувств, их настоящих потребностей. И по этому естественному выражению другие животные того же вида понимают предупреждение о том, что надо защитить себя или покинуть место, где они находятся; предупреждение о смерти или опасности, об изменении погоды, приходе бури или дождя. У них есть определенный способ выражения возбуждения, страсти, гнева, раздражения, которое они чувствуют в данный момент; и все же это не механический язык, это естественное выражение, естественный язык.

    Примитивный язык человечества тоже был языком чувств, естественного выражения так же, как и примитивные изображения (figures). Если мы вернемся на тысячи лет назад, то обнаружим, что имя, название каждого предмета писалось в виде некой картинки, предполагающей этот предмет. Сейчас, по прошествии тысяч лет, эти символы и формы изменились, и слова этого примитивного языка изменились; но все же тот, кто может смотреть вглубь жизни, проследит, по крайней мере, некоторые формы, звуки и слова, пришедшие от изначальной человеческой расы.

    Особенностью изначального языка человечества было то, что каждое выраженное слово или звук передавали не только смысл, существовавший в уме того, кто говорил их, но также и его ощущение определенного чувства или настроения передавалось человеку, который слушал. И по мере того как древние развивали эту науку, они начинали понимать, что звук в форме голоса является главным принципом человеческой жизни. Именно голос показывает, является ли этот человек суровым или нежным, волевым или слабовольным; любая черта характера человека может быть узнана по его голосу. Степень эволюции, его склонности и состояние в данный момент можно узнать по его голосу. Это показывает, что слово может выразить чувство или состояние — настоящее бытие человека — гораздо сильнее, чем выражение его лица или движения. Центральная вещь его жизни может быть найдена в его дыхании, поскольку голос является всего лишь выражением дыхания. И когда голос выражается внешне, то это происходит в форме слова. Он также имеет некую внутреннюю реакцию, которая опять же оказывает эффект на ум человека, на его тело, на его душу.

    Существуют определенные части человеческого тела, которые могут считаться факторами интуитивных чувств; и когда посредством голоса, слова, дыхания эти части приводятся в действие и пробуждаются, человек начинает испытывать более полное ощущение жизни. Если этот человек — художник, музыкант, писатель или научный гений, — кем бы он ни был, развил свои естественные способности, находящиеся в нем, то он может выражать свое искусство или науку более полно. Храня эту тайну в уме, древние люди разработали науку Йоги. С помощью повторения гласных звуков, определенных слов и особого образа дыхания они прикоснулись внутри себя к тем центрам, которые связаны с интуитивными способностями. Так происходило не только в прошлом. Школа Суфиев, берущая свое начало в древней школе Египта, где был посвящен Авраам, все еще существует; и все еще использует слова, сохранившие свою древнюю силу. В то же время они обращаются с этой священной идеей не как с чем-то обычным; они не распространяют ее среди людей, которые будут злоупотреблять ею; потому что если вы дадите острый меч в руки ребенка, то последствия будут печальны. Если человеку, который не поднялся над жадностью, гордыней и тщеславием, дается вся существующая сила, то как он будет ее использовать? Что он будет с ней делать? Поэтому в школах люди сначала обучались моральной культуре и отношению, которое они должны иметь к своим ближним; поскольку они верили и все еще верят, что любая когда-либо обретенная сила должна быть использована только для одной цели, и эта цель есть приближение к Богу. Если сила не используется для этой цели, но для собственных эгоистических стремлений, то лучше бы человек оставался лишенным этих сил! Именно по этой причине в древних школах, за которыми стоит древняя традиция и которые призваны помочь человечеству приблизиться к Богу, даются посвящения.

    Что значит посвящение? Посвящение означает уверенность со стороны учителя и доверие со стороны ученика. Посвящение не дается тому, кто любопытен и пришел испытать учителя или кто пришел проверить, есть ли в определенном методе, в определенном культе истина или нет. Если случайно такой человек получает посвящение, он проходит через него целиком и, не найдя ничего, выходит в ту же дверь, в которую вошел. Потому что эта сокровищница есть магическое здание; это дом, где может находиться любое сокровище, и все же вор не сможет найти его. Он пройдет через этот дом, он обойдет его вокруг, но ничего не увидит и уйдет с пустыми руками. Потому что истина только для того, кто искренен. Именно голодному должна даваться пища; именно жаждущему должна даваться вода. Тому, кто не голоден, еда не принесет пользы; и вода не удовлетворит потребности того, кто не испытывает жажды.

    Если человек хочет знать эти вещи для того, чтобы развить магнетическую силу, удовлетворить свои амбиции, обрести власть, влияние или получить больше, чем он имеет в своей повседневной жизни, тогда это бесполезно. Потому что слово, и особенно священное слово, является ключом; и, как говорится в Библии, «в начале было Слово», так и последним ключом тоже является слово. Именно слово было началом творения, и именно слово открывает тайну творения. Различные центры интуиции, вдохновения, эволюции затрагиваются священным словом.

    Ученые открыли, что радиосообщения могут проникать через пространство без каких либо промежуточных средств, но однажды они откроют истину, известную мистикам уже тысячи лет: что человек сам является инструментом, приемником и передатчиком такого радио, которое стоит выше всех других видов радио.

    Идея радио может объяснить нам многие возможности, которые в противном случае трудны для постижения; оно объясняет нам, что ни одно произнесенное слово не теряется: оно существует и может быть схвачено. Это подтверждает сказанное выше: священное слово имеет такую силу, что ничто, будь то расстояние, космос, воздух или море, не может помешать ему достичь и войти в те сердца, которые могут уловить его. Только разница в том, что радио используется теми, кто хочет общаться между собой из одной страны в другую, а тайна слова известна тем, для кого общение между различными частями мира — ничто; их цель — в общении между этим миром и другим миром. Но хотя слово было первым, в начале не было какого-то особого слова; была только одна жизнь и одно существование. Когда мы говорим о том, что есть «этот» мир и «другой» мир, то это лишь для нашего удобства. Это наше предположение, наш способ различения между разными измерениями. Но что такое в действительности измерение? Измерение — это концепция, и в любом случае, это — форма существования.

    Аналогично и со временем. В действительности нет такой вещи как время; именно мы создали определенную концепцию его. Есть только существование; есть бесконечная продолжительность жизни. Таким образом, то, что мы зовем «этим» миром и «тем» миром, в действительности, является только нашей концепцией, обозначающей то, что скрывает внешний мир от наших материальных физических глаз, которыми мы привыкли смотреть на жизнь. Но есть только одно существование, одна жизнь, — бесконечная, вечная. Мы знаем, что слова могут передаваться по радио из одного места в другое; это доказывает нам, что если есть только одно существование, одна жизнь, тогда в «этом» мире или в «том» мире, здесь или в грядущем, общение возможно для нас; но возможно только одним способом: посредством того, что человек настраивает себя, как бы приводит себя в такое состояние, где он может жить полно.

    Поскольку слово содержит так много лжи, то каждая хорошая вещь имитируется и это искажает ее суть, поэтому все записанное — поддельно. Так как в умах людей существует огромное желание знать что-то о реальности, кажется, что многие институты, общества и группы пользуются этим и пытаются говорить о вещах, которых сами не понимают. Мы можем насчитать сегодня сотни групп, которые пытаются возбудить веру в Бога, обучаясь тому, что они называют «духовным общением», — связью с духами. Но поступая так, они обкрадывают, искажают ту священную науку, то самое великое чудо, которое можно истинно осознать, реализовать только через достижение Царства Божьего.

    Глава 6 ПОТЕРЯННОЕ СЛОВО

    «Потерянное слово» — это символическая фраза мистиков, которая существовала на Востоке и среди мудрецов во все века. Многие духовные и мистические школы были сформированы для того, чтобы понять эту определенную проблему; но — и это факт — кто бы ни решил эту проблему, впоследствии очень мало говорит о ней.

    На Востоке рассказывают древнюю историю о том, что в одной стране когда-то существовала стена тайны. Если кто бы то ни было забирался на эту стену, чтобы посмотреть на другую сторону, то вместо того, чтобы вернуться и рассказать, что там, он улыбался, прыгал туда и никогда не возвращался назад. Так людям этой страны стало очень любопытно узнать, что за тайна находится за этой стеной. Однажды, когда один человек забрался на эту стену, чтобы посмотреть, что там на другой стороне, они приковали к его ногам цепи и держали его, чтобы он не мог спрыгнуть. Когда он посмотрел на другую сторону, он также пришел в восторг от того, что увидел и улыбнулся; а те, кто стоял у подножия стены — желающие узнать, что же он расскажет — потянули его назад. Но к их великому разочарованию, он лишился дара речи.

    Тайна жизни обладает огромным очарованием; каждая душа стремится узнать ее; но когда кто-то хочет объяснить тайну жизни, слова пропадают, — они становятся недостаточны, неадекватны. Существует множество причин этой немоты, этого безмолвия. Первая причина заключается в том, что когда человек, видевший то, что находится по другую сторону стены, возвращается обратно, то он обнаруживает себя среди детей. Для него все вещи, которым люди придают огромную важность и значение, кажутся теперь никчемными. Для него истина и факт — это две разные вещи; для всех же истина и факт — это одно и то же.

    Последователи различных вер и религий, те, кто имеют несовпадающие мнения и идеи, спорят и доказывают, и тем отделяют себя друг от друга. Но разве они спорят и различаются в осознании, реализации истины? Нет. Все различия и споры вызываются всевозможными фактами, которые отличаются один от другого. Существует много фактов — и одна истина; есть много звезд — и одно солнце; и когда солнце восходит, звезды меркнут. Для того, перед кем взошло солнце, для кого проявилась истина, факты имеют малое различие. Свет истины, падающий на факты, заставляет их исчезать.

    Мы часто встречаем в жизни глухонемых людей, — тех, которые и глухи, и немы. Это говорит о том, что глухота и немота связаны, и с определенной точки зрения быть глухим — это то же самое, что и быть немым. Это как два конца одной линии: когда вы смотрите только на концы, вы можете обозначить их как «глухой» и «немой»; когда же вы смотрите на линию целиком, то она — одна. Точно также восприятие и выражение суть два конца одной линии. Другими словами, способность говорить и чувство слуха — одно и то же. Если утрачено одно, то утрачивается и другое.

    Различие между наукой и мистицизмом очень незначительно; оно заключается лишь в протяженности: наука может пройти одно расстояние, а мистицизм идет дальше. Рассматривая идею творения с материальной точки зрения, ученый достигает осознания того, что существуют определенные элементы, которые вызывают творение и формируют всевозможные объекты. Когда он развивает эту идею, то доходит до молекул, атомов и электронов, а затем приходит к вибрациям; и здесь останавливается. Он говорит, что основой всего творения должно быть движение, а самый тонкий аспект движения есть то, что называется вибрацией.

    Веданта говорит о Нада Брахме, звуке-Боге, имея в виду, что слово, или звук, или вибрация, было творящим аспектом Бога. Это показывает, что мистик не сильно отличается от ученого, который говорит, что движение является основой всего творения. Когда человек обнаруживает эту схожесть между концепциями современных ученых и мистиков, учителей древнейших времен, он начинает соглашаться с Соломоном, что нет ничего нового под солнцем. Разница в том, что мистики древности не создавали ограничения, называемого движением или вибрацией, но прослеживали ее источник в божественном духе. В соответствии с точкой зрения мистика то, что существовало до творения, — это совершенный Сущий; совершенный не в обычном смысле слова, потому что в повседневном разговоре мы называем много ограниченных вещей совершенными, но в смысле духа этого слова. Дух совершенства выше слов. Под Божественным совершенством мистик подразумевает совершенство красоты, мудрости и силы; совершенство любви и совершенство покоя. Но в то же время, там, где есть глаза, там должен быть и предмет, на который можно смотреть, восхищаться; так выполняется предназначение глаз. Где существуют уши, должен существовать звук, который можно слышать, чтобы наслаждаться его красотой; в этом состоит суть существования ушей.

    Так для совершенного Сущего, чтобы осознать Свое собственное совершенство, было необходимо сотворить ограниченное совершенство Его собственного Существа; и это происходит путем разделения Одного на три аспекта. Это, в действительности, и есть тайна, стоящая за идеей троицы: видящий, видимое и взгляд.

    Задачей биологии и других наук является детальное объяснение постепенного развития творения. Но схема, предлагаемая мистиками всех времен, заключается в том, что сначала произошло творение царства минералов, затем растений, потом царство животных, а потом людей. Они учили, что за всем этим процессом развития видится определенная цель, которая ведет творение к достижению определенной вещи.

    Но при изучении всего процесса развития минерального, растительного, животного царств и человека видящий обнаруживает что-то, что было утрачено, но что появляется, когда развитие идет дальше. А что же это, утраченное? Это выражение и восприятие; это то, на что указывали мистики в символической фразе «Потерянное слово». А что заставляло их говорить, что слово было потеряно? То, что в начале было Слово: существовало движение, вибрация и существовало сознание совершенного Бытия. Скалы не были созданы, даже с научной точки зрения, прежде, чем возникло проявление; сначала пришла вибрация, а затем пришли скалы.

    Но различие между мистической и научной точками зрения в следующем: ученый говорит, что интеллект развился из скалы путем постепенного процесса, в то время как мистик говорит, что скала была только степенью интеллекта; интеллект был сначала, а скала пришла потом.

    Весь процесс проявления предполагает, что он работает по направлению к одной и той же цели. Существует две точки зрения, с которых можно смотреть на это: одна заключается в том, что гора когда-нибудь может превратиться в вулкан, или дерево может однажды принести плоды, и таким образом цель его существования будет выполнена. Другая точка зрения, которая, возможно, более совершенна, состоит в том, что камни и деревья, животные и человек — все работают для одной цели, и весь процесс творения работает для нее. А что это за цель, на которую работает каждый аспект творения? Чего ждут леса и деревья? Какого момента? Какой вещи? Чего ищут все животные, кроме пищи? Что придает важность любой деятельности человека, а по выполнении ее влечет его к следующей? Это одно нечто, но скрытое под многими формами. Это — поиск слова, потерянного слова. Чем дальше развивается творение, тем сильнее его желание услышать это слово.

    Так же как существует постепенный процесс эволюции от царства минералов к царству человеческому, так же существует постепенный процесс развития от определенного состояния эволюции человека к состоянию совершенства. Что заставляет человека желать услышать слово восхищения или хвалы, удовлетворяющее его? Что приятно для него в слушании голоса, слова своего друга? Что очаровывает его в музыке, поэзии и что приносит ему радость? Это то же самое потерянное слово, предстающее в различных формах.

    Кажется, что в начале творение было глухо и немо; я имею в виду в начале материального творения. И чем является то, что чувствует эту боль осознания бытия глухим и немым? Это дух совершенства, который был совершенен в восприятии и выражении. То, что говорит Джелал-уд-дин Руми о душе в «Маснави», объясняет всю трагедию жизни. Хотя каждый человек, каждая душа испытывает боль в определенной степени, и каждая душа будет описывать причину этой боли по-своему, все же за разными причинами кроется одна причина, и она состоит в том, что душа находится в плену. Другими словами, причина в том, что слово было потеряно.

    Души на различных стадиях эволюции пытаются искать это потерянное слово тем путем, которым они привыкли искать; и пути, которые были созданы для поисков этого слова, стали правильными путями или неправильными путями, грехами или добродетелями. По этой причине мудрый человек терпим по отношению ко всему, поскольку он видит, что каждая душа имеет свой собственный путь следования своей собственной цели; но в основе выполнения всех этих предназначений, целей лежит одна цель, и она — в нахождении потерянного слова.

    Ни одна душа, однако, не обретет удовлетворения, пока не коснется совершенства, о котором говорится в Библии: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный». Другими словами, это означает, что дух Бога сам проходит через различные фазы для того, чтобы осознать это совершенство; и хотя оно ограничено по сравнению с совершенством собственного Бытия Бога, все же он постижимо. И удовлетворение в этом.

    Какое объяснение может быть дано этому совершенству? Что это? Каков этот опыт? Это совершенство является тем, что слова никогда не смогут объяснить: глаза души становятся открытыми, и потерянное слово приходит в «уши души» со всех сторон. Поэты Востока изображали это в прекрасных образах и историях, подобных истории о Раме и Сите. Они описывали радость этого совершенства как состояние влюбленного, который потерял свою возлюбленную и снова нашел ее. Но ни один образ не может лучше выразить эту идею, чем образ человека, потерявшего свою душу и вновь обретшего ее.

    Глава 7 КОСМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК

    Есть люди, которые знают наперед о пришествии наводнений, приходе дождя или перемене погоды; о всевозможных изменениях в природе. Что помогает им узнавать это? Без сомнения, существуют знаки, становящиеся словами для тех, кто может прочесть их; и по этим знакам они могут понять приближение природных событий. Для таких людей эти знаки являются языком природы; но для тех, кто не понимает их, все это просто тарабарщина.

    Как объяснить тот факт, что те, кто знает не только астрономию, но также и астрологию, могут видеть в движениях планет и звезд, соответствующих людям, их прошлое, настоящее и будущее? Просто существуют знаки, указывающие на прошлое, настоящее и будущее так же, как и слова; и по ним они узнают о приближающихся событиях: френологи могут узнавать вещи по форме головы; те, кто понимает физиогномику, могут прочесть по лицу вещи, о которых никто никогда им не говорил. Есть и такие люди, кто знает важную науку хиромантии: здесь знаки рук говорят с ними так же громко, как и форма лица.

    Существуют и естественные ситуации, когда, например, мать понимает язык маленького ребенка, который еще не способен говорить. Его слезы и улыбки, его взгляды объясняют матери его настроения, его радости и неудовольствия, его стремления и желания. Сердце любящего знает радость, горечь и перемену настроения возлюбленного и без слов. Есть врачи, которые благодаря своему жизненному опыту стали столь искусны, что, прежде чем пациент произнесет хоть одно слово, они уже знают, в чем дело. Есть бизнесмены, в которых бизнес так въелся, что как только человек приходит в их магазин, они уже знают, будет ли он покупать или уйдет, не купив ничего. О чем это говорит нам? О том, что каков бы ни был наш жизненный путь, наша профессия, наш бизнес или род занятий, помимо всего этого существует некое чувство внутри нас, которое может понять язык, выражаемый без слов.

    Также есть и другой предмет, близко связанный с этим; и он заключается в том, что все в жизни говорит, все является слышимым, общается, несмотря на кажущееся безмолвие. То, что мы, каждый на своем языке, называем «словом», есть только слышимое слово; то, что мы считаем слухом, есть только слышимое ушами; потому что мы не знаем, что еще можно слышать. Но фактически, нет ничего безмолвного; все, существующее в этом мире, говорит, представляется ли оно нам живым иди нет; и поэтому словом является не только слышимое нами, но все есть слово.

    Настоящее значение слова есть жизнь; а есть ли что-то, что не является жизнью, даже будь оно безмолвным? Возьмите, к примеру, человека, не знающего тайну планет, их влияний, их природы или их характера; что они могут сказать ему? Ничего. Он знает, что существуют планеты, и это все. Как далеко заходит наука астрономия, если человек, изучавший ее, может сказать только то, что планеты оказывают определенное влияние на погоду и на времена года; но астролог, может быть, услышит голос планет более ясно, и он может сказать, что планеты имеют определенное влияние также на человека и на его жизнь. Получается, что для одного человека планета молчит, для другого она говорит шепотом, а для третьего говорит вслух.

    Так же и с физиогномикой: для кого-то человек является загадкой; другой знает что-то о нем по чертам лица; а для третьего он подобен открытой книге. Один врач считает необходимым провести обследование пациента с помощью всех видов инструментов; другой врач предпочитает спросить пациента о его состоянии; а третий врач просто смотрит на пациента и знает о нем, может быть, больше, чем сам пациент.

    Разве не та же самая вещь происходит и с искусством? Мы видим, что один человек идет в картинную галерею, смотрит на различные картины, но замечает только разные цвета и линии. Ему нравится смотреть на них, и это все; он больше ничего не знает об этом. Другой человек, который видит исторический предмет картины, заинтересован сильнее, чем первый, потому что картина сказала ему больше; но есть третий человек, для которого картины — живые. Картина, которую он видит, которую он ценит, общается с ним. Он читает в ней значение, смысл, помещенный в нее художником; она открывается для него под его взглядом. Таким образом, через посредство картины мысль или идеал одного человека становятся известны другому. Точно также для одного человека музыка является шумом, или, возможно, гармоничной группой нот, или времяпровождением и родом развлечения. Другому она приносит некоторую радость, некоторое удовольствие; он чувствует музыку, предстающую перед ним. Но есть третий человек, который видит душу исполняющего музыку и дух того, кто эту музыку написал, даже если она была написана тысячи лет назад.

    Разве не все разговаривает? Будь то в искусстве, науке или в любой другой форме, жизнь выражает свое значение. Если бы только человек мог понять это, он смог бы понять все. Тот, кто не понимает этого, не поймет ничего; его чувство закрыто; это все равно, что быть глухим. Его чувство общения с вещами притуплено и он не понимает. Но если человек сам не слышит, он не должен говорить, что жизнь не разговаривает; и точно также, если человек не может чувствовать смысл жизни, он не должен говорить, что жизнь не имеет смысла. Слово находится повсюду, и слово постоянно говорит. Под «словом» подразумевается не то слово, которое слышно ушами; под словом подразумевается все, что передается, что выражается и что приходит как откровение; то, что человек слышит ушами, обоняет носом, ощущает на вкус или касается различными чувствами, — все, что становится постижимым, — это есть слово. Другими словами, миссия жизни состоит в том, чтобы передать что-то, и все, что она передает, есть слово, посредством какого бы чувства человек ни испытывал его.

    Слово зависит не только от пяти чувств — вкуса, слуха, зрения, обоняния и осязания. Мы привыкли называть их так, потому что мы испытываем их через пять различных органов; но в действительности существует только одно чувство, — чувство, испытывающее жизнь посредством или через механизм пяти внешних чувств. Поскольку жизнь испытывается через эти пять различных направлений, опыт жизни становится разделен на пять отдельных переживаний; то есть можно сказать, что слово, или жизнь, становится видимым, касаемым, слышимым и его можно понюхать или попробовать на вкус. Но помимо этих пяти аспектов, при помощи которых мы привыкли слышать это слово, существует другой способ слышания его, независимый от пяти чувств, и этот способ слышания слова называется интуитивным. Когда вы встречаете кого-то, вы не можете сказать, увидев или услышав этого человека, что вы знаете его, будь вы удовлетворены им или не удовлетворены, вызывает ли он у вас симпатию или антипатию; но вы говорите, что у вас сложилось определенное впечатление о нем. И это показывает, что существует язык за пределами чувств, язык, который мы в состоянии понять, если единое чувство открыто в определенной степени. Некоторые люди никогда не испытывали этого чувства; некоторые испытывали его больше, другие меньше, некоторые сознательно, некоторые бессознательно; но когда приходит несчастье, печаль, неудача или успех, человек обычно чувствует его.

    Несомненно, некто, обладающий нежным сердцем, великим сочувствием, любовью, пробудившейся в его сердце, более способен испытывать это чувство, настроение. Именно это чувство может быть названо интуицией, — нечто, не зависящее от чувств. Возможно, женщина ощущает его сильнее, чем мужчина. Очень часто женщина говорит мужчине: «Я чувствую это; я чувствую, что нечто будет иметь успех или потерпит неудачу», — а когда он спрашивает ее, по какой причине, поскольку мужчина очень разумное существо, она будет только повторять: «Я чувствую это». Это язык, который она понимает; мужчина не услышит его.

    Существует другой опыт, другое переживание. Это опыт не только духовных или очень продвинутых людей; он известен также и художнику, и материалистическому человеку, изобретателю. Он может не верить этому, но этот опыт приходит все равно; это чувство того, как создать его изобретение или как сформировать его систему; как составить план, как написать поэму или как организовать что-то, что он хочет организовать. Люди могут связывать достижения великих изобретателей с тем, что те изучали механику, и могут чувствовать, что именно результат их изучения дает им эту способность; но существуют тысячи студентов, изучавших механику, но далеко не каждый становится изобретателем. Тот, кто действительно достигает, создает что-то, несомненно, создает это с помощью вдохновения. Можно спросить любого художника, живописца, графика, певца, танцора, писателя, поэта: «Можете ли вы всегда выполнить ту работу, которую хотите выполнить, столь же совершенно и столь же прекрасно, как вы иногда выполняете?» Ответом будет: «Нет, я никогда не знаю, когда и как она будет сделана. Приходит вдохновение, и тогда я могу выполнить ее. Оно приходит, но я не знаю, когда и где». Поэт может в течение шести месяцев пытаться написать поэму, ту, которую жаждет его душа, и никогда не быть в состоянии завершить ее; и все же она может быть завершена за несколько минут, если приходит этот момент вдохновения. Поэт не может и вообразить, что такая вещь может прийти за несколько минут, — нечто прекрасное и завершенное само по себе, живое и приносящее ему величайшее удовлетворение. Великим музыкантам тоже не требовалось долгое время, чтобы написать их самые прекрасные произведения, их шедевры. То, что занимало у них много времени для написания, имеет меньшее значение; именно написанное и завершенное ими за несколько мгновений вдохновения живет и будет жить вечно.

    Также и со всеми аспектами искусства; творческое искусство зависит от вдохновения. Механическое искусство может быть развито, человек может быть высоко квалифицированным, но это мертвое искусство. Единственно живое искусство — это искусство, пришедшее из живого источника, и этот живой источник называется вдохновением. Что же это такое — вдохновение?

    Вдохновение — это то самое слово, о котором говорится во всей этой книге; это слышание этого слова, приходящее изнутри; человек слышит его и выражает в форме линии, цвета, нот, слов или любой другой. Но самая интересная и прекрасная вещь заключается в том, что одинаковое вдохновение может прийти к нескольким людям. Это одинаковое слово приходит к этим людям. Один рисует его в форме линии, другой составляет его из нот, третий записывает его в словах, четвертый рисует его в цвете. Это говорит о том, что артистическое вдохновение, изобретательский гений, — любая форма, в которой значение, смысл жизни желает выразить себя, — имеет еще один аспект помимо того, что мы видим во внешней жизни. Тогда что же является этим вдохновением, этим словом, которое есть душа вдохновения? Это сама красота, энергия, мудрость и сама гармония. Это энергия, потому что дает величайшую радость, будучи выражена художником или изобретателем; это мудрость, потому что приносит понимание выполнения, завершения; это свет, потому что то, что человек желает совершить, становится ясным, и нет больше тьмы, непонятности; это гармония, потому что именно через гармонию достигается красота.

    Существует другая форма этого, которая обретается посредством великого озарения, великого пробуждения души; и эту форму можно изобразить в виде человека, идущего через огромную комнату, полную всевозможных вещей, выставленных на обозрение, но там совсем нет света, за исключением света прожектора в его собственной руке. Если он направляет этот свет на музыку, на ноты и ритм, — музыка становится ясной для него; если он направляет этот свет на слова, — слова становятся ясными для него; если он направляет свет на цвета, — все цвета становятся определенными, различимыми; если он направляет свет на линию, — все линии в самой гармоничной и прекрасной форме становятся ясно видимыми для него. Прожектор может стать еще больше, и его свет может распространяться еще дальше. Он может быть направлен на прошлое, — и прошлое может стать столь же ясным, каким оно было для пророков древних времен. Он может быть направлен на будущее, — и тогда он обретет не только чувство предусмотрительности, но также и взгляд в будущее. Этот свет может быть направлен на живые существа, — и живые существа могут стать для него подобны открытым книгам. Он может быть направлен на предметы, — и предметы могут открыть ему их природу и тайны. И если этот свет будет направлен внутрь себя, — тогда «Я» будет открыто для него, и он может стать просветленным в соответствии со своей собственной природой и своим собственным характером.

    Именно эта форма опыта, этот способ знания может быть назван откровением. Через него человек может выполнить цель своей жизни, или, как говорят мистики, найти потерянное слово. Каждый ребенок рождается плача; его плач говорит о том, что он что-то потерял. Что он потерял? Он потерял слово. Это означает, что все, что он видит, ничего не говорит ему, он не знает, что это. Он кажется заблудившимся в новой стране, куда был послан; но когда он начинает узнавать свою мать или окружающих его людей, цвета и линии, то все вещи этого мира начинают разговаривать с ним. Он начинает узнавать вещи руками, ушами, носом и ртом; и так он начинает узнавать слово, которое внутри.

    Именно это общение поддерживает жизнь. Не еда и не питье делают человека живым; именно это общение через различные чувства, до того предела, когда он понимает, что они должны сказать, — это делает человека живым. Когда мы думаем о нашей жизни, когда мы сравниваем боль, перенесенную нами в жизни, с радостью, испытанной нами, то порция радости так мала. Кроме того, даже за эту маленькую частицу радости приходится платить, и таким образом она превращается в страдание. Если такова природа жизни, как бы мы смогли жить, если бы не было этого общения, этой связи, если бы не это слово, которое, в большей или меньшей степени, мы слышим от всех вещей и от самой природы?

    Обретение, выполнение этой связи — в том, чтобы ни одна стена, ни один барьер не стояли бы больше ни между нами, ни между нашей внутренней и внешней жизнью. В этом — стремление нашей души; именно так приходит откровение; именно в этом заключается цель нашей жизни.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх