|
||||
|
Как теряют психическое здоровье Можно называть себя здоровым, но так ли это будет на самом деле? Что по этому поводу скажут окружающие? Каждый раз, когда мы заглядываем в зеркало, возникает желание: 1. Порадоваться своей красоте; 2. Выразить соболезнование противникам; 3. Представить себя в объятьях очаровательной особы; 4. Больше туда не смотреть и т. д. А тем временем в нашей стране все более настойчиво и активно пробивают себе дорогу социально-экономические процессы, которые порождают новый слой людей — работающих все больше и больше, но получающих за свой труд все меньше и меньше. Они стараются профессионально заниматься предпринимательской и управленческой деятельностью. Этих людей называют служащими, сотрудниками фирм, менеджерами, а сам процесс работы — выживанием Сохранить свое психическое здоровье становится все труднее и труднее. Ныне уже само понятие «здоровый человек» может отпугивать «приличных» людей. Эффективность выживания начинается с малого — умения осознать свои личные цели, понимать и адекватно оценивать себя и других людей, правильно распределять свое время, вовремя и оптимально принимать решения, активно действовать, снимать стрессы, контролировать свой вес, нормально одеваться, что-то есть и всем показывать, что красиво живешь. Я — человек, профессионально осуществляющий функцию выживания в нашей «рыночной» системе отношений. Чтобы получить долгожданную оплату или крохотную прибыль, надо многому научиться: — понимать природу процессов, происходящих в обществе; — уметь распределять ответственность и силы в работе и семье; — знать экономику и маркетинг, информационные технологии; — уметь планировать и прогнозировать развитие своей деятельности и личной жизни; — следить за состоянием своего здоровья, вовремя осуществлять профилактику заболевания. А чтобы заболеть, достаточно: — перестать рационально распределять ответственность и силы в личной жизни; — взвалить все на своего супруга (сожителя) или самому (самой) тащить на себе груз забот и хлопот; — работать на нескольких работах, на износ; — перестать следить за состоянием своего здоровья; — конфликтовать с окружающими; — постоянно высказывать свое мнение, задевая этим окружающих; — не осуществлять профилактику первоначальных признаков заболеваний. Чтобы сегодня выжить, нужно иметь хорошее здоровье, огромную трудоспособность, аналитические навыки и общительность. В результате — болезнь, за которую надо будет платить: — потерей работы; — потерей супруга (сожителя или сожительницы, любовника или любовницы); — поиском дешевого «хорошего» специалиста, который «задаром» ухудшит состояние здоровья; — обращением за помощью к экстрасенсам и волшебникам за иллюзией здоровья; — покупкой иллюзии, самообманом. Купить иллюзию — лучшее средство для желающего заболеть неврозом всерьез и надолго. Признаки потенциального любителя заболеть неврозом: — начинает ломать, рушить взаимоотношения с окружающими, между коллегами и клиентами, с руководителями и представителями других фирм; — затрудняется принимать решения в непростых, изменчивых ситуациях, неясно и сложно излагает свои мысли. Поделись мыслью о том, что тебе хорошо, и тебе не позавидует лютый враг. Чтобы полностью заболеть, нужно: — перестать думать о развитии своих профессиональных возможностей; — неадекватно оценивать себя и свое поведение; — перестать считаться с интересами других людей; — думать только о своем обогащении любой ценой. Забыть о других и думать только о себе — лучшее первоначальное условие для желающих потерять свою голову. Врач-психиатр, кандидат медицинских наук С. Ф. Аляпки; анализируя своих пациентов — предпринимателей, временно потерявших голову, — выделил способности и умения, которыми должны обладать люди, чтобы эффективно выживать современных условиях Вот некоторые из них: — наличие четких личных целей; — наличие разумных личностных ценностей; — знание современных подходов к окружающим людям; — понимание сложных, изменчивых и противоречивых ситуаций и умение находить выход из них; — способность решать возникающие проблемы и принимать решения в экстремальных ситуациях. Кроме того, предприниматели должны обладать способностью к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных идей и проектов, а также уметь быстро осваивать новые профессии и развивать себя в разных направлениях. Я на все руки мастерица, хорошая жена, лучший работник в любой области, верный своему шефу человек. И жнец, и кузнец, и на дуде игрец! Так много качеств должно сочетаться в одном человеке, чтобы он выжил в условиях современного рынка. Возможно ли это? Да, и на помощь необходимо призвать современную практическую психологию и педагогику, которые объединяют достижения всех отраслей психолого-педагогических знаний, не обходимых для решения сложных профессиональных проблем. Чтобы выжить и не потерять от перегрузок голову, я должен обладать высокой психологической культурой, которая является неотъемлемой частью обшей культуры человека. Для этого надо: — понимать себя; — познавать другого человека; — уметь общаться с людьми; — уметь регулировать свое поведение. В нашей книге мы предлагаем советы практических психологов, проработавших в военно-педагогической и медицинской системах, которые вы можете использовать в своей работе и жизни. Уже доказано, что успех любого предприятия на 85 % зависит от желания людей трудиться, а также от их взаимоотношений и умения общаться. Чтобы был успех в деле, нужно: — захотеть сделать дело; — уметь делать дело; — всем показать и рассказать, как ты умеешь делать дело; — вертеться, вертеться и еще раз вертеться; — хорошо презентовать результат своей работы окружающим. Мое здоровье — это мой капитал, который можно только сохранить. Приумножить уже не получится. Эти вопросы находятся в компетенции психологии. Любому человеку нужна практическая психология: умение использовать знания психологических дисциплин в своей деятельности и в различных ситуациях. Чтобы эффективность овладения знаниями, в том числе и психологическими, была высокой, нужно прийти к пониманию их необходимости. Процесс обучения (лучше сразу же совмещаемый с практикой) должен стать внутренней потребностью. Важна положительная мотивация обучения. Что мне даст отсутствие психологических знаний? 1. Буду слишком самоуверенным человеком. 2. Мне будет казаться, что я все знаю. 3. Буду ненавидеть тех людей, которые мне советуют. 4. Не сумею принимать выгодные и перспективные решения. 5. Приобрету диагноз «невроз». 6. Потеряю точку опоры. 7. Стану игрушкой в чужих руках. Что мне дадут психологические знания? 1. Они способствуют формированию доброжелательных отношений между людьми. 2. Набор правил поведения, в которых удачно систематизирована представленная информация. 3. Несмотря на недостаточную разработку теоретических положений и практических рекомендаций, в примерах, приводимых нами, на эмоциональном уровне прослеживаются без раскрытия глубинные фундаментальные основы эффективных методов взаимоотношений и поведения в современных условиях. В приобретении психологических знаний, как и любых других, эффективность существенно нарастает при наличии системы усвоения информации. Мы формируем свои внутренние системы знаний и ценностей. А насколько эти системы обоснованы, рациональны и эффективны? Сразу можно сказать, что у нас они деформированы. Это связано с многовековой дифференциацией знаний и умений, резко усилившейся в последнее время. Профессиональная «гордость» и узкая специализация приводят к «отождествлению» личности со своей областью деятельности и знаний, как бы заставляя на все смотреть с этой своей точки зрения. Можно предложить один из вариантов системы знаний (включая психологические и непосредственно стыкующиеся с ними знания), позволяющий облегчить и ускорить овладение ими. Узловым моментом должно быть изучение основных принципов профилактики невротических состояний и выживания. В мире с открытой саморазвивающейся рыночной системой можно проследить три этапа развития: 1) с конца XIX века до 1935 года основным фактором являлось материальное стимулирование, но одновременно серьезное внимание уделялось системам организации, безопасности труда, обучению кадров; 2) с 1935 по 1960 годы начинает внедряться доктрина «человеческих отношений», родоначальником которой является Э. Мейо, выдвинувший на первое место моральное стимулирование и роль неформальных лидеров; 3) борьба со стрессами, консультативная деятельность, подбор, расстановка кадров и другие факторы, разработка которых началась на втором этапе, широкое развитие получили третьем этапе (с 1960 года), где основной стала самореализация работника и его здоровье. На всех трех этапах развития практических психологических знаний прослеживается простая прагматическая идея: Легкое отношение к своему здоровью — вредно для себя. Чем меньше лучше мы к себе — тем больше хуже к нам здоровье. Плохо относиться к человеку — невыгодно и вредно для своего здоровья. Острая нехватка психологических, психогигиенических и мировоззренческих знаний, позволяющих понять себя, других людей, свое место и роль в мире, способствует ухудшению своего психического здоровья. Без психологических знаний трудно выжить в современных условиях. Однако их присутствие еще не гарантия психического здоровья. Другой крупной узловой проблемой может стать рассмотрение основ целостного подхода к системе «человек — рынок — человек». Необходимо помнить, что одинаково важны все сферы: — потребность человека в человеческих отношениях к себе; — рыночная основа взаимоотношений людей, преследующая цели извлечения прибыли и ставящая людей в конкурирующие отношения, вызывающие напряжение; — стрессогенность рыночных взаимоотношений; — психотравмирующая информация от конкурентов; — система организации и целостный их охват; — потребность человека в саморазвитии и сохранении своего здоровья. Кто не думает о своем здоровье, о том печально помнят его родственники. Такой подход должен распространяться на все элементы системы «человек рынок — человек», в каждом из которых приоритет должен отдаваться человеческим отношениям, укрепляющим здоровье, в том числе и психическое. Хотя нашему современнику в своей деятельности основное внимание приходится уделять проблемам выживания, он должен иметь представление об основных принципах профилактики невротических состояний, а также о том, что ему делать с невротиком. Такие знания помогут не только повысить эффективность выживания, безопасность его деятельности, но и реализовать творческие резервы человека. Учитывая тот факт, что психическое здоровье большинства населения подорвано старательными усилиями ряда должностных лиц высшего уровня власти, информация о неврозах приобретает особое значение. Также необходимо ознакомиться с основами психогигиенических знаний, уметь выявлять причины невротических нарушений, особенно связанных с повседневной деятельностью человека. Что важно: — какие факторы формируют невротические состояния? — как процесс борьбы за выживание сказывается на моем психическом здоровье? — как у невротика идут дела с профессиональной деятельностью? — что делать, чтобы гармонизировать свою личность и быть успешно востребованным специалистом в условиях современной экономики? Люди по-разному приспосабливаются к современным жизненным условиям. По способности адаптироваться, можно выделить три типа: 1) с ориентацией на текущий момент и легкой приспосабливаемостью к обстановке; 2) с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами; 3) с ориентацией на будущее, не адекватным ситуации поведением, плохо приспособленным к иерархической структуре. Первый тип людей эффективнее работает при принятии решений, второй при их реализации в рамках имеющейся структуры, а третий может использоваться в качестве генератора идей. Знания о возможностях и типах адаптации других людей позволяют разумно строить с ними деловые отношения и находить пути выхода из затруднительного финансового положения, так характерного для большинства населения нашей страны. Каждому человеку, чтобы выжить и сохранить свое психическое здоровье, важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Для этого нужно: — научиться познавать себя и других людей; — выявлять проблемы в характере и своевременно работать над ними; — понимать свою направленность личности; — строить здоровое отношение к деятельности и жизни, целям и жизненным ситуациям; — руководить эмоциональным поведением в напряженных ситуациях и межличностных отношениях; — развивать деловые свойства; — уметь держать себя в общении с невротиком. Каждый может не болеть, если ему это действительно надо. Видимо, большинство людей не привыкли, и им часто лень вести здоровый образ жизни, так как это требует определенных усилий воли и желания. Необходимо перейти не к лечению, а к профилактике заболеваний. Признаки «тяжелого случая», трудно поддающегося лечению: — не хочу познавать себя и других людей; — свой характер не собираюсь менять и под кого-то там подстраиваться; — не понимаю себя, затрудняюсь в ответе на вопрос: «Что же я хочу?»; — пагубные и вредные привычки; — теряю контроль над эмоциональным поведением в напряженных ситуациях и межличностных отношениях; — не развиваю деловых свойств; — не умею держать себя в общении с себе подобными; — нетерпеливо отношусь к слабостям окружающих; — всех ненавижу; — понимаю, что никого я в этой жизни не люблю. Здоровье — это ресурс, а не издержки жизни. Укрепляя его, надо нести ответственность за него в той же мере, что и за цели жизни. Ваше здоровье это стратегический ресурс, размеры которого должны отвечать стратегическим целям. Нельзя допустить, чтобы жизнь делилась на две части: — первую половину жизни трачу свое здоровье на то, чтобы заработать; — вторую половину — на восстановление здоровья. Цель бизнеса: создание покупателя, но не создание себе проблем, цена которым — неврозы. Работая на современном рынке, не нужно класть на алтарь последнее — свое здоровье. Его никто не восполнит. Итак, для того, чтобы успешно заболеть неврозом, необходимо забыть о практической психологии, постараться не вникать в советы и рекомендации, которые предлагают психологи. Когда же вам станет плохо, ни в коем случае не обращайтесь за помощью к психологам. Вы же сами себе психолог! Зачем вам нужен советник? И кто еще там собирается нас учить! Я же самый умный (самая умная)! Поэтому, не мешайте развиваться заболеванию. Лучше болеть одному, чем слушать советы многих о том, как надо выздороветь. Зачем же нужно изучать психологию? Психология в буквальном значении этого слова — наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа, уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце XIX столетия, после того, как получила экспериментальную базу и естественно-научную физиологическую основу. Датой начала научной психологии считается 1879 год, когда в Лейпциге Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был не простым, он отражает многообразие и сложность практики, а также жизнедеятельности людей. Вначале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы: — работоспособность; — взаимоотношения в группе; — мотивация поведения; — резервные возможности и т. д. В середине XX века наблюдается активный процесс дифференциации психологии на многочисленные отрасли — возрастная, медицинская, инженерная, социальная, педагогическая, космическая, спортивная, психология творчества и т. д. Психология, развиваясь и как теоретическая наука, все ближе подходит к практике. И возникает необходимость интеграции знаний из различных ее областей для решения жизненно важных проблем конкретных людей. Это приводит к появлению нового направления в психологической науке — практической психологии. В чем же суть и особенности практической психологии? Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что различие теоретической (научно-исследовательской) и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. Научнопрактическая психология всегда имеет дело с реальным объектом, в котором есть все: и личностная структура, и система психических процессов, свойств, функций, и система функциональных и прочих психических состояний со своей динамикой. Понимание природы реального объекта при работе практического психолога должно опираться не только на определенное предметное представление, которое есть в психологической науке (или ее области), но и на ту реальность, в которую включен этот реальный объект — человек. Следовательно, в центре внимания практической психологии стоит человек: — реальный, живой, со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности (профессиональную, бытовую и личную); — наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить. Задача психологии и психологов — помочь человеку разобраться в себе, в своих сложных проблемах и найти рациональный выход из сложившихся ситуаций без значительных нервно-психических напряжений и срывов. Профилактика невроза — это удовольствие. Запоздалое лечение — душевные муки. Уклонение от лечения — страдания и постоянная боль. Приобретение невроза — одно из последствий современной стремительной жизни эмоционально-лабильного человека. Советы друзей и подруг помогут активно приобрести эту неприятность, если ваши близкие сами обладают данным заболеванием. Это наверняка вам известно. Однако встреча с больными друзьями вас радует. Но это временно. Скоро вы сами начнете их радовать. Профилактика невроза — важная задача для современного человека. Советы психологов помогут активно осуществлять профилактику этого заболевания. В этом суть практической психологии, которая понимается нами как интеграция знаний и методов из различных областей психологии с целью решения проблем, возникающих у человека в различных сферах его жизнедеятельности. Нет такого больного, который не хочет стать здоровым, и слишком мало людей, которые хотят вести здоровый образ жизни. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|