КАК ПРИОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ


Учись ходить по солнечной стороне жизни!

NN

Способность быть уверенным в себе закладывается еще в детстве. В идеале в процессе воспитания и накопления жизненного опыта каждый человек должен приобрести жизненные установки и положительное представление о самом себе.

С психоаналитических позиций существует пять основных жизненных установок. Если у человека отсутствует какая-либо из этих установок, то он теряет уверенность в собственных силах и в своих способностях. У него формируются комплексы. А комплексы становятся причиной многих неприятностей в личной жизни.

Если у человека не хватает какой-то из пяти жизненных установок, то выработать ее очень сложно. Зачастую для этого нужно обратиться к профессионалу — психоаналитику или психотерапевту. Но кое-что ты можешь попробовать сделать самостоятельно. И я тебе в этом помогу!

Итак, каждая жизненная установка складывается из пяти утверждений. В этой книге они выделены в рамку.

Сделай вот что. Нарежь картон или плотную бумагу, чтобы получились небольшие квадраты (карточки). Затем выпиши каждое из нижеприведенных утверждений на отдельную карточку. Всего у тебя получится 25 карточек (5 установок, по 5 карточек на каждую установку). Носи эти карточки всегда с собой и регулярно перечитывай их! Не просто перечитывай, а вдумчиво, взвешенно, осмысливая! Очень важно делать это в сложные моменты своей жизни. Это будет твоим своеобразным психотренингом, который поможет тебе преодолеть свои комплексы, наладить отношения с окружающими и жить в гармонии с самой собой.

А теперь рассмотрим пять важнейших жизненных установок. Имей в виду: ни одна из них не имеет доминирующего значения — все важны. Если недостает хотя бы одной — это порождает проблемы.


Я — сильная

Эта жизненная установка складывается из пяти утверждений.


— Я умею влиять на других людей оптимальным образом, не причиняя никому вреда.


— Окружающие относятся ко мне так, как я этого заслуживаю, а я заслуживаю только хорошего отношения.


— В жизни я занимаю активную позицию и не собираюсь плыть по течению.


— В отношениях с окружающими я пользуюсь принципом: «Что отдашь, то и получишь».


— Каждый прожитый мною день, каждое мое действие помогает мне реализовать себя в этом мире.


Давай рассмотрим, что происходит, если у девочки нет установки «Я — сильная».

Возникает это потому, что в некоторых семьях родители подавляют волю своего ребенка для того, чтобы манипулировать им. Дети в таких семьях вырастают безвольными, безынициативными, про них говорят: «маменькина дочка» (или «маменькин сынок»). Они шагу не могут ступить без оглядки на родителей.

В таких семьях авторитарна либо мама, либо отец. И, между прочим, в последнее время наиболее авторитарными становятся матери. Такие мамаши подавляют и сыновей, и дочерей. Если в семье два ребенка, мать может подавлять обоих детей, но нередко выбирает одного «козла отпущения», и чаще это дочь, потому что девочка более зависима от родителей, нежели мальчик.

В результате такого «воспитания», вырастая, девочка не умеет постоять за себя, не умеет отстоять свое мнение и собственные интересы.

Хуже того, безвольная девочка не умеет отказать окружающим, даже когда те беззастенчиво садятся ей на шею, и неспособна жить так, чтобы окружающие учитывали ее интересы.

Став взрослыми, такие люди нередко опутаны предрассудками, для них очень важно мнение окружающих и понятие «прилично и неприлично». В качестве оправдания собственной бесхребетности они говорят, мол, нехорошо обижать старших или нельзя перечить родителям, неприлично идти наперекор маме с папой, даже если здравый смысл подсказывает, что родители не правы.

Такие зависимые «маменькины дочки» очень критично настроены к себе, ставят себе высокую нравственную планку, но не требуют столь же высоких нравственных качеств от других людей. В душе они надеются на благородство окружающих, но если с ними поступают неблагородно, они не ропщут — смиряются и все.

Все это мешает такому человеку четко определить для себя поставленную цель, выбрать пути решения этой цели и добиваться этой цели адекватными (правильными) методами.

Вместо этого девочка, у которой не сформирована установка «Я — сильная» мечтает о том, что ситуация разрешится сама собой, без приложения ею каких-либо усилий.

В результате, когда окружающая жизнь не оправдывает ожидания девочки, у нее вырабатывается комплекс: я никчемная, я слабохарактерная, я мягкотелая. А отсюда — нежелание что-либо делать, бездеятельность, а сама она говорит: «Руки опускаются. Я ничего не хочу делать, потому что у меня ничего не получается, я никчемная». В результате — депрессия.


Я — бесценная

Вторая установка складывается из следующих пяти утверждений:


— Я достойна уважения просто потому, что я человек.


— У меня есть определенные способности, которые я могу реализовать.


— Я могу доставить удовольствие себе и другим людям.


— Я знаю, что я достойна уважения и никогда об этом не забываю.


— Что бы не происходило в моей жизни, это вызывает у меня определенные эмоции.


Отсутствие установки «Я — бесценная» возникает у тех детей, которых с детства родители никогда не хвалили. Что бы такая девочка не делала, как бы не старалась завоевать расположение родителей и похвалу, ее ни за что не хвалят: будь она хоть круглой отличницей, будь хоть очень послушной. Все, что она делает, воспринимается как само собой разумеющееся. В семьях своих подруг она видит совсем другое: ее подружку, например, родители хвалят за любое выполненное той домашнее поручение, за хорошую отметку, за то, что ухаживала за младшим братиком или сестренкой, за все!

А в семье девочки, у которой не вырабатывается установка «Я — бесценная», ей никогда не удается услышать похвалу.

Из таких недооцененных детей вырастают несчастные «рабочие лошадки». Потом они вкалывают, вкалывают и вкалывают.

Может быть, ты слышала русскую поговорку: «Нагружают ту лошадь, которая везет». Так вот, это как раз о людях, у которых нет этой установки. Они не ценят себя, они не понимают, что каждый человек достоин уважения просто потому, что он существует; каждый человек — индивидуальность. И совсем не обязательно завоевывать каждый раз место под солнцем и право на похвалу. Человек достоин уважения уже потому, что он — homo sapiens.

Беда в том, что окружающие могут откровенно бездельничать, захребетничать за счет несчастной «рабочей лошадки».

В классе это девочка с «комплексом отличницы», она изо всех сил старается учиться только на пятерки. Но это никому, кроме нее самой, не нужно. Да и сама она не получает морального удовлетворения от своих пятерок. Дома ее за это не хвалят, родители считают, что она ДОЛЖНА учиться на пятерки, просто-таки обязана учиться на пятерки, и попробуй она получить четверку, вот тогда будет головомойка.

Потом из таких девочек вырастают типичные трудоголики. Некоторые становятся «синими чулками», а потом «старыми девами».

«Учиться, учиться и еще раз учиться», а потом «Трудиться, трудиться и еще раз трудиться» — вот это все, что они могут и умеют в этой жизни. Зато они не умеют любить себя, ценить себя и преподать свои очень хорошие качества, — по сравнению с другими просто превосходные качества! — в выигрышном свете. Вот такая их беда!

Это безотказные девочки, которых кто угодно может использовать в своих целях. «Дай списать!» — говорит нашей круглой отличнице какой-нибудь двоечник, и она безропотно дает тетрадку с домашним заданием, над которым дома корпела два часа. А этот бездельник на переменке переписывает и в ус не дует! И хоть бы «спасибо» сказал!

И так каждый раз. Ею пользуются все, кому не лень, и дома ее тоже нещадно эксплуатируют, а она, бедняжка, и есть та самая лошадь, которая везет все, что на нее нагрузили.

А когда такая девочка вырастает, она тянет лямку типичного трудоголика и вкалывает в ущерб собственному здоровью и собственной личной жизни.


Я — самодостаточная

Эта установка складывается из следующих пяти утверждений:


— Я не лучше и не хуже, чем любой другой человек.


— Каждый из нас является частью единого целого, что называется человечеством.


— Окружающие меня люди точно так же, как и я, получают вызов от жизни.


— Мои способности позволяют мне решать любые сложные проблемы.


— Я умею решать проблемы ничем не хуже, чем другие люди.


Девочки, у которых не формируется установка «Я — самодостаточная», с детства вынуждены были подчиняться воле взрослых и привыкли к тому, что все за них решают родители. Они полностью лишены самостоятельности. Их, в основном, хвалят не за какие-нибудь действия, а за послушание, за то, что они четко выполняют волю родителей.

Тем самым девочка напрочь лишена собственной инициативы. Вот почему из таких послушных дочек потом вырастают совершенно безвольные жены, «бесплатное приложение к мужу», как говорится.

С детства привыкнув подчиняться родителям, такая особа, став девушкой, подчиняется парням, а выйдя замуж, своему мужу. Для нее все начальники: и родители, и парень, с которым она спит, и муж, с которым она живет, и шеф, который ей приказывает.

И все ею командуют! Почему? Потому что она не считает себя равной им, самодостаточной — то есть, умеющей обходиться собственными силами, жить собственным умом, полагаться на саму себя. Ее с детства сделали безвольной, не научили ценить и уважать себя. Она не понимает, что равна с другими людьми не только в обязанностях, но и в правах.

Для того чтобы изменить такую ситуацию, нужно осознать значение собственной личности. Для этого нужно ценить себя за все, что ты умеешь делать, и за все, что ты делаешь.

Подумай, что умеют делать другие девочки, твои ровесницы, и что умеешь делать ты. Наверняка, ты умеешь делать многое то, на что не способны они. Так вот и цени то, что ты умеешь!

Если же ты не сможешь реально оценивать себя, то есть, у тебя очень низкая самооценка, тогда лучше всего обратиться к психологу. Сейчас много хороших специалистов, которые помогают девочкам, девушкам и взрослым женщинам повысить свою самооценку. Для этого существуют определенные тренинги. Если по каким-либо причинам сейчас это невозможно, не переживай! Пройдет несколько лет, и ты сможешь самостоятельно пойти к хорошему психотерапевту, или на групповой тренинг, или на индивидуальные консультации и, уверяю тебя, все твои проблемы будут решены.

Запомни самое главное: твои проблемы, какими бы страшными не казались тебе собственные комплексы, решаемы!


Я — способная

Эта установка складывается из пяти утверждений:


— Я могу запланировать и осуществить дела, которые мне интересны


— Я в состоянии создать свое благополучие и благополучие близких мне людей


— Я умею справляться с любой жизненной ситуацией, даже если она сложна


— Я умею общаться с людьми, которые мне интересны


— Я могу правильно решать любые проблемы


Если не сформирована установка «Я — способная», тогда возникают типичные комплексы: неуверенность в себе, неумение формулировать и отстаивать собственное мнение, неумение нормально общаться с людьми. Такие люди, кстати, склонны к заиканию.

Все это вместе мешает развитию личности, особенно в подростковом возрасте. Такие девочки застенчивы, считают себя хуже других, пасуют перед любой сложной ситуацией. А больше всего они переживают свою неполноценность в общении с мальчиками.

Если ты страдаешь таким комплексом и не сумеешь победить его до начала взрослой жизни, не научишься высказывать собственное мнение, к сожалению, ты мало чего достигнешь в жизни. Сама знаешь, сейчас ценятся предприимчивость, целеустремленность, упорство и даже хваткость, а размазни остаются на обочине жизни.

Кстати, если ты страдаешь заиканием, то тебе нужно как можно быстрее обратиться к профессионалу! Заикание (логоневроз) — это невроз, и лечить его должен специалист, само не пройдет. А человек, который заикается, помимо этого, обладает еще целым букетом личностных проблем, и все это нужно лечить в комплексе, иначе такой человек вряд ли сделает карьеру.

Представь себе: хозяйка фирмы, которая, заикаясь, отдает распоряжения своим подчиненным. Да ее никто уважать не будет!

Ни в коем случае не пускай такое дело на самотек, если ты страдаешь логоневрозом!

Если ты, прочтя этот раздел, поняла, что у тебя не сформирована установка: «Я — способная», тогда внимательно проанализируй, какие у тебя есть способности и навыки, что ты можешь и умеешь.

Твоя задача: постараться развивать именно эти способности, а благодаря этому ты опосредованно сможешь обрести уверенность в себе.

Человек не может быть способен во всем. Хотя и существует поговорка: «Талантливый человек талантлив во всем», но это относится лишь к единицам, а чаще всего у людей бывают определенные способности в какой-то области. Для того, чтобы уважать себя, ты должна открыть в себе определенные способности. А у каждого человека есть какие-то способности — будь то способности к кулинарии или к вышиванию, или к уходу за детьми. Между прочим, талантливый воспитатель — это призвание, а не профессия, да и медсестра, которая с душой относится к больным, — это тоже призвание.


Я умею любить

Пятая установка складывается из следующих пяти утверждений:


— Я умею относиться к самой себе и к другим людям с симпатией


— Каждое чувство, которое я испытываю, уникально и ни с чем не сравнимо


— Я чувствую себя индивидуальностью. Все считают меня очень милой. И я тоже так же считаю. Я дорога самой себе


— Когда я дарю свою любовь другому человеку, я ничего не теряю, наоборот, я приобретаю, потому что взамен мне отдаются не менее сильные чувства, чем те, которые испытываю я


— Я умею объединять вокруг себя хороших людей, и всем нам хорошо вместе


Установка «Я умею любить» не ограничивается отношением к лицам противоположного пола. Здесь речь идет о способности человека испытывать положительные эмоции и вызывать их по отношению к себе.

Если у человека не сформирована пятая установка, то возможно такое состояние, которое в психиатрии называется «эмоциональной холодностью».

Когда девочка, не имеющая установки «Я умею любить» вырастает в девушку, она становится типичным «синим чулком». Такие девушки, кстати, остаются девственницами на всю жизнь, потому что мужчин они совершенно не привлекают. Их не приглашают в компании, они не интересны мужчинам, за ними никто никогда не ухаживает, их судьба никого не интересует. Они действительно эмоционально холодны, поэтому им чужды искренние эмоциональные порывы других людей, им не понятно, что такое любить, что такое терять голову от любви, с ума сходить от любви. Влюбленность — это нечто для них необычное, непонятное и нередко из-за этого осуждаемое ими.

Кстати, известное утверждение: «Любовь — это болезнь», я думаю, озвучено человеком, у которого не сформирована установка «Я умею любить». Такие люди не способны радоваться сами и радовать других людей.

Состояние эмоциональной холодности может развиться, если родители относятся к своему ребенку без любви и ласки.

И вообще, если девочка не любима, если с детства она ощущает себя лишней, ненужной, и если мама с ней холодна или она растет без мамы, вот тогда много шансов, что у нее не сформируется установка «Я умею любить».

Нелюбимые с детства не умеют любить, став взрослыми.

Бывает, что неумение любить развивается у человека после какой-то тяжелой психической травмы. В состоянии депрессии, понятное дело, человек любить не способен. Но это — дело не вечное. Нужно вылечить депрессию, тогда восстановится и способность чувствовать.

Д.Е.











Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх