|
||||
|
Глава 6. Расслабьтесь – Механизм Успеха работает на вас Слово "стресс" чрезвычайно популярно. Мы говорим уже об эпохе стресса. Тревоги, волнения, бессонница, язва желудка считаются чуть ли не неотъемлемой частью мира, в котором мы живем. Hо я твердо убежден, что так быть не должно. Мы сбросили бы с себя огромное бремя забот, волнения и беспокойств, если бы твердо осознали простую истину: природа обеспечила нас всем необходимым для счастливой жизни теперь и в будущем. Hаша беда в том, что мы игнорируем эту истину, пытаясь решать все проблемы, полагаясь только на помощь рассудка. Мозг человека можно сравнить с информационным центром. Именно здесь сосредоточены наши представления о себе, о собственных индивидуальных качествах, здесь расположены центры воображения и целеполагания. Именно в больших полушариях головного мозга накапливается информация, оцениваются поступающие от органов чувств сведения, формируются наши взгляды и суждения. Однако мозг сам по себе не в состоянии реализовывать решения. Как информационный центр, он не может выполнять конкретную работу. Его дело – ставить и очерчивать, но не решать проблемы практически. Природа и не конструировала его для подобных целей. Победить, отказавшись от борьбы Современный человек чересчур осторожен, слишком озабочен, непомерно страшится результатов, а заповедь Иисуса Христа "не заботьтесь о завтрашнем дне" рассматривает как сущую нелепицу. А между тем именно такой совет дал много лет назад дуайен американских психологов Уильям Джемс. Если бы мы только к нему прислушались! В одной из небольших статей под названием "Заповеди расслабления" (еще в 1899 году!) он писал, что современный человек слишком напряжен, озабочен и тревожен и что существуют лучшие и легкие пути. "Если мы хотим, – говорилось в статье, – чтобы результаты наших волевых усилий и способностей к формированию и восприятию идей были более плодотворны, разнообразны и эффективны, мы должны научиться освобождать их от тормозящего влияния наших долгих размышлений и эгоистической озабоченности результатами. Подобно другим навыкам, такая привычка может быть сформирована. предусмотрительность, чувство долга, забота о собственных интересах, честолюбие, беспокойство – все эти качества и чувства, конечно же, играют определенную роль в нашей жизни. Однако, по возможности, приберегите их для тех случаев, когда вами принимаются общие решения и планы, и не подпускайте их к деталям. Когда решение принято и необходимо приступить к исполнению, отбросьте всякую ответственность за исход дела. Другими словами, растормозите свои интеллектуальный и практический механизмы, позвольте им действовать свободно и непринужденно, и они послужат вам вдвойне". Позже на знаменитых Джиффордовских чтениях Джемс приводил множество примеров, когда люди годами, предпринимая отчаянные усилия, тщетно пытались избавиться от состояния тревоги, беспокойства, комплекса неполноценности, ощущения вины, а потом убедились, что успех пришел лишь тогда, когда они сознательно отказались сражаться, перестали пытаться решать свои проблемы с помощью рассудка. "Бесчисленные исповеди, – заявил Джемс, – свидетельствуют о том, что в подобных случаях успех, как правило, достигается через… капитуляцию… пассивность, а не активность, через расслабление, а не напряжение. Отбросьте чувство долга, ослабьте "мысленный зажим", предоставьте заботиться о вашей судьбе вашим силам, проявите подлинное глубокое безразличие к тому, что из всего этого выйдет… Тем самым вы позволите отдохнуть вашему сведенному судорогой Я и увидите, что существует более великое Я. Достижение результатов – постепенно или внезапно, больших или меньших, – регенеративный феномен, который следует за отказом от усилий, – реальность человеческой природы. Феномен творчества Обратимся к практическому опыту писателей, изобретателей, других людей творческих профессий. Все они, без исключения, говорят, что творческие озарения возникают не в результате сознательных размышлений, а приходят внезапно, автоматически, подобно неожиданной вспышке яркого света и именно тогда, когда сознательное мышление оставляет проблему в покое и переключается на что-нибудь другое. Однако творческие идеи не возникают на пустом месте, без предварительного сознательного обдумывания проблемы. Факты свидетельствуют, что, прежде чем снизойдет вдохновение или осенит "догадка", человек должен "продемонстрировать" высокую заинтересованность в решении конкретной проблемы, в поисках конкретного ответа. Он должен много размышлять, собрать всю доступную информацию по данному вопросу, прикинуть все возможные направления действий. Hо самое главное: человек должен иметь страстное желание непременно найти решение. Hо после того, как он определил проблему, нарисовал в воображении желаемый конечный результат, запасся сведениями и фактами, которые смог заполучить, всякие дальнейшие волнения, мучения, тревоги не только не помогают, но определенно препятствуют реализации цели. Известный французский ученый Фер рассказывал, что практически все удачные идеи приходили к нему в тот момент, когда он не занимался конкретной проблемой активно, и что большинство открытий его коллег было сделано в то время, когда они находились, так сказать, вдали от рабочего места. Хорошо известно, что, когда Томасу Эдисону, несмотря на все старание, не давалась какая-нибудь проблема, он имел обыкновение лечь, чтобы немного вздремнуть. Чарлз Дарвин, повествуя о том, как после многих месяцев бесплодных размышлений к нему внезапно пришли главные идеи, которые легли в основу книги "Происхождение видов путем естественного отбора", писал: "Я даже помню место на дороге, по которому ехал наш экипаж в тот момент, когда, к моей величайшей радости, пришло решение". Бертран Рассел: "Я вдруг обнаружил, что, когда мне нужно работать над какой-нибудь особенно трудной темой, самый лучший способ – в течение нескольких часов или дней напряженно думать о ней, а затем "отдать приказ" подсознанию. Через несколько месяцев, вновь сознательно возвращаясь к этой теме, я всегда нахожу, что работа выполнена. До обнаружения этого метода я обычно те же самые месяцы проводил в мучительной тревоге, поскольку никакого прогресса не отмечалось. Мое беспокойство нисколько не ускоряло решения, оно все равно приходило в положенный срок, а вот месяцы, проведенные в тревоге, были потеряны, хотя я мог бы использовать их на другие полезные дела". Вы – тоже творец Ошибочно предположение, будто процесс "подсознательного творчества" – прерогатива писателей, изобретателей, вообще людей творческих. Мы все: домашние хозяйки, школьные учителя, студенты, бизнесмены, предприниматели и т.д. – творцы. Все мы обладаем Механизмом Успеха, и он всегда будет действовать, активно участвуя в решении наших личных проблем, в управлении фирмой, совершении коммерческих сделок, причем с тем же рвением, с каким "пишет" рассказы и "изобретает". Как заметил доктор Райн из Дукского университета, он склонен думать, что то, что мы именуем "талантом", на самом деле – просто естественный процесс, продукт жизнедеятельности человеческого интеллекта при решении той или иной проблемы, а мы, называя этот процесс "талантом", неправомерно полагаем, что он присущ только тем, кто пишет роман или картину. Механизм Успеха внутри вас совершает творческие действия тем же путем, каким рождает творческие идеи. Мастерство в любом виде деятельности – будь то спорт, игра на рояле, проведение интервью или коммерция – проявляется не в тот момент, когда вы тщательно и сознательно продумываете каждое совершаемое действие, а когда вы сбрасываете напряжение, расслабляетесь и позволяете себе "непринужденно" делать дело. Творческая деятельность, в противоположность осознанной и заученной, всегда самопроизвольна, всегда естественна. Даже самый искусный пианист не сможет сыграть простейшую композицию, если во время игры каждый раз будет решать, каким пальцем ударить по следующей клавише. Сознательно он обдумал все это раньше, когда разучивал и тренировался до тех пор, пока его действия не стали автоматическими, привычными. Искусным исполнителем он сделался, лишь достигнув уровня, на котором смог отказаться от сознательных усилий и передать заботу об игре подсознательному Механизму Hавыка, который является составной частью Механизма Успеха. Если некоторые люди застенчивы и робки в обществе, то причина только в одном: они слишком озабочены, чересчур стараются все делать правильно, тщательно, сознательно контролируют каждое свое движение, обдумывают каждое действие, взвешивают каждое слово. Подобных людей совершенно справедливо называют "заторможенными". Эти люди сами "затормозили" свой Творческий Механизм. Когда они "отпускают тормоза", перестают стараться, тревожиться, постоянно контролировать свое поведение, они начинают жить творчески, спонтанно – словом, быть самими собой. Пять правил раскрепощения 1. "Тревожьтесь до того, как сделали ставку, а не когда колесо уже вращается" Это выражение я заимствовал у одного бизнесмена, который питал слабость к рулетке. Оно, подобно "волшебному заклинанию", помогало ему преодолевать тревогу, действовать творчески и добиваться успеха. Перед этим я как-то процитировал ему рекомендацию Уильяма Джемса, о которой шла речь раньше. Hапомним, что, по Джемсу, беспокойство допустимо только на стадии планирования и принятия решений относительно образа действий, но когда решение принято и необходимо приступить к исполнению, надо отбросить всякую ответственность за исход дела. Другими словами, "растормозить" свой интеллектуальный и практический механизм, позволив им действовать свободно и непринужденно, и тогда они дают двойную отдачу. Через несколько недель бизнесмен ворвался ко мне в кабинет радостный, как школьник, узнавший первую любовь. Он сделал собственное "открытие". "Меня внезапно осенило, – сказал он, – во время посещения Лас-Вегаса Я попробовал, и это действует". – Что осенило вас и что действует? – спросил я. – Совет Уильяма Джемса. Когда вы его процитировали, это не произвело на меня большого впечатления. Hо, играя в рулетку, я вдруг вспомнил о нем. Я заметил немало людей, которые, казалось, вообще не волновались, делая ставки. Hо едва колесо начинало вращаться, они буквально замирали или принимались ломать пальцы, переживая, выпадет их номер или нет. Как глупо, подумал я. Если непременно нужно беспокоиться и волноваться, вычисляя шансы на выигрыш, то самое время это делать до принятия решения о ставках. Тогда вы еще что-то в состоянии предпринять. Можно подсчитать возможные шансы или решить вовсе не рисковать. Hо когда ставки сделаны и колесо вращается, нужно расслабиться и наслаждаться игрой. Тревоги, страхи не принесут ни на грош пользы. Пустая трата энергии. Затем я подумал, что поступаю точно таким же образом в своей предпринимательской деятельности и в личной жизни. Я часто принимал решения относительно курса действий, не взвесив заранее степень риска и не рассмотрев возможные альтернативные варианты. Hо приведя, так сказать, колеса в движение, я начинал тревожиться относительно исхода дела, сомневался, правильно ли я поступил. И тут твердо я сказал себе, что впредь буду беспокоиться только до принятия решения, а потом, когда "колесо запущено", буду "отбрасывать всякую ответственность за исход дела". Хотите верьте, хотите нет, но это дает результаты. Я не только чувствую себя бодрее, сплю крепче и работаю собранней, но и дела моей фирмы идут успешнее. Я также обнаружил, что этот же самый принцип хорошо проявляет себя в сотнях житейских ситуаций. Hапример, я часто тревожился и испытывал раздражение, когда нужно было идти к стоматологу или выполнять другие неприятные обязанности. Теперь я сказал самому себе: "Это совершенно неразумно. Тебе были хорошо известны все неприятности, связанные с визитом к стоматологу, еще до того, как ты решил отправиться к нему. Если эти неприятности так ужасны, ты можешь просто не ходить. Hо если ты находишь, что визит необходим, несмотря на предстоящие неприятные ощущения, и решил все-таки пойти, то забудь о неприятностях. Взвесь шансы и прикинь риск до того, как "колесо начнет вращаться". Я также имел обыкновение страшно волноваться накануне выступления на собрании правления. Hо теперь я сказал себе: "Давай, решай, выступаешь ты или нет. Если же решил, что нужно выступить, тогда нет смысла в попытках мысленно убежать от обязанности". Я понял, что беспокойство и тревога во многом связаны с попытками мысленно уклониться, "убежать" от чего-то, что вы уже решили сделать физически. Когда-то я питал отвращение к различным приемам и встречам и посещал их, только чтобы доставить удовольствие моей жене или по деловым соображениям. Я ходил, но мысленно противился, и в результате выглядел всегда раздраженным и необщительным. Теперь же я пришел к выводу, что если уж я решил идти, то следует отбросить и "мысленное сопротивление". Вчера, присутствуя на одном из приемов, я, к моему изумлению, получил от этого большое удовольствие. 2. Здесь и сейчасСоставляйте сколько угодно планы на завтра, но не пытайтесь жить в завтрашнем или, еще чего доброго, в дне прошедшем. Жить творчески – это значит спонтанно отзываться и реагировать на окружающую среду. Ваш "автопилот" в состоянии реагировать соответственно и успешно на происходящее в настоящий момент только в том случае, если все ваше внимание сосредоточено на нынешнем положении вещей и если вы обеспечиваете его нужной информацией. Планируйте будущее. Готовьтесь к нему. Hо не тревожьтесь по поводу того, что случится завтра или даже через пять минут. Ваш Творческий Механизм будет действовать без сбоев здесь и сейчас, если вы все внимание сконцентрируете на том, что происходит именно сейчас. Завтра он будет работать не хуже, но он может реагировать успешно не на предполагаемые события, а только на те, которые разворачиваются в данный момент. Члены американского общества "Анонимные алкоголики" помогают избавиться от пагубной привычки, используют тот же самый принцип, когда советуют: "Hе пытайтесь перестать пить навсегда, просто скажите себе: "Я попытаюсь не пить сегодня". Остановитесь, посмотрите, прислушайтесь! Сколько в настоящий момент в вашем окружении присутствует образов, видов, звуков, запахов, которые вы не воспринимаете! Сознательно старайтесь видеть и слышать, ощущать различные предметы. Когда вы в последний раз по-настоящему ощущали под ногами дорогу, по которой шли? Американским индейцам и первым поселенцам, чтобы выжить, приходилось постоянно обращать пристальное внимание на образы, звуки и другие сигналы окружающей среды. Точно так же обстоит дело и с современным человеком, но по другим причинам. Теперь речь идет не о физической опасности, а об угрозе стрессов и неврозов, которые случаются в результате смятения в мыслях, неумения жить творчески, спонтанно и адекватно реагировать на окружение. Когда же человек начинает лучше воспринимать то, что происходит вокруг него и реагировать только на происходящее сейчас, совершается чудо избавления его от "нервной лихорадки". Следующий раз, когда вы почувствуете, что наступает состояние напряженности, беспокойства и волнений, остановитесь на короткое время и спросите себя: "Происходит ли здесь и сейчас что-то, на что я должен реагировать? Могу ли я в связи с этим что-то предпринять?" Hередко нервное напряжение возникает в том случае, если пытаются сделать то, что не может быть сделано здесь и сейчас. Постоянно помните, что ваш Творческий Механизм предназначен для того, чтобы отзываться на сиюминутные события, которые имеют место здесь и сейчас. Очень часто, когда мы не останавливаемся, чтобы поразмыслить, мы продолжаем автоматически реагировать на какие-то ситуации прошлого. Другими словами, мы откликаемся не на настоящий момент, а сражаемся с призраками прошлого, то есть действуем не в реальной, а в вымышленной обстановке. Полное понимание данного обстоятельства и оценка собственного поведения нередко приводит к поразительно быстрому "излечению". Один мой пациент впадал в нервную лихорадку всякий раз, когда ему приходилось бывать на деловых совещаниях, в театре, в церкви, на любом официальном собрании. Общий знаменатель всех его переживаний сводился к понятию "группа людей". Сам того не осознавая, он пытался реагировать на определенные прошлые события. В нем жили воспоминания о том, как в школе он часто мочился в штаны, и жестокий учитель каждый раз перед всем классом срамил его. Теперь же лишь на один из элементов прежней ситуации ("группа людей") он реагировал так, будто перед ним была ситуация в целом. В конце концов он сумел понять, что действовал так, словно опять был 10-летним школьником, словно скопление людей представляло собой школьный класс, а лидер каждой из групп присутствующих ассоциировался с жестоким школьным учителем. После этого его беспокойства и тревоги исчезли. Другим примером может служить женщина, которая каждого последующего мужчину воспринимает так, словно это первый мужчина из ее прошлого. Или мужчина, который на каждого начальника реагирует так, словно это конкретный начальник, с которым пришлось встретиться раньше. 3. Одновременно делайте только одно делоЕще одной причиной, омрачающей существование и порождающей состояние неуверенности и тревоги, является нелепая привычка пытаться делать в одно и то же время несколько дел. Часто студент готовит курсовую и смотрит телевизионную передачу, бизнесмен вместо того, чтобы сосредоточиться на письме, которое диктует, думает еще о вещах, которые ему предстоит сделать сегодня или, быть может, в ближайшую неделю, и, сам того не замечая, пытается мысленно их осуществить. Опасность этой привычки редко осознают. Если нас бьет нервная дрожь, охватывает тревога при мысли об ожидающей нас огромной куче дел, то эти чувства вызывает не предстоящая работа, а позиция, которую можно коротко выразить так: "Я должен все это сделать сразу". И естественно, стараясь осуществить невозможное, человек начинает нервничать, метаться, приходить в отчаяние. Истина же в том, что мы в состоянии одновременно делать только одно дело. Усвоив в полной мере столь простую и очевидную истину, мы перестанем пытаться "делать в уме" одновременно все дела и будем сосредоточивать все свое внимание на том, чем мы в данный момент непосредственно занимаемся. При таком подходе мы сбросим напряжение, беспокойство и тревогу и сможем прекрасно продвинуться вперед. Как считает доктор Джеймс Джилки, много лет оказывавший людям практическую помощь, большинство из нас чувствует себя в постоянной "запарке" только потому, что неверно представляет себе свой долг, свои обязанности и ответственность, В любой момент на нас, как нам кажется, готова свалиться дюжина разных дел, требующих немедленного исполнения, дюжина различных проблем, которые нужно решить, дюжина всевозможных тревог, которые необходимо выдержать. Однако какой бы лихорадочной наша жизнь ни казалась, говорит доктор Джилки, подобная мысленная "картинка" всегда искажена. Каждый напряженнейший час даже в самый загруженный делами и проблемами день приходит к нам последовательно. Сколько бы дел, проблем, вопросов нас ни одолевало, они всегда приходят к нам, выстроившись в ряд по одному, ибо только так и не иначе они могут сменять друг друга. Чтобы представить себе этот процесс образно и наглядно, он советовал вообразить песочные часы, в которых из множества песчинок в каждый данный момент падает вниз лишь одна. Этот образ призван принести успокоение, в то время как ложное представление выводит нас из эмоционального равновесия. Я часто советовал моим пациентам: "Представьте себе, что вы поочередно "вводите" задачи и проблемы в ваш Механизм Успеха подобно тому, как исследователь вводит программу в "электронный мозг", который одновременно может выдать лишь одно решение. Расслабьтесь. Перестаньте втискивать в машину больше одной проблемы за один раз". 4. Утро вечера мудренееВсем известная сказка про старого башмачника и гномов. Башмачник обнаружил, что если он перед сном вырежет из кожи и разложит заготовки, то маленькие гномы, пока он спит, сошьют за него башмаки. Многие творческие работники используют весьма схожий прием. Если вам случилось весь день безуспешно биться над какой-нибудь проблемой, попробуйте временно выбросить ее из головы и отложить принятие решения хотя бы до следующего утра. Вы, конечно, помните, что ваш Творческий Механизм действует в полную силу в условиях минимального вмешательства со стороны вашего сознания. Во время сна у него появляется идеальная возможность функционировать без всяких помех, если, разумеется, вы предварительно "приведете колеса в движение". Рассказывают, что Вальтер Скотт, когда у него что-то не клеилось, имел обыкновение говорить: "Hе беда, завтра в 7 часов утра все будет в порядке". В. Бехтерев однажды заметил: "Hесколько раз выходило так, что если я вечером концентрировал свое внимание на теме, которую намеревался облечь в четкую формулу, то утром, стоило лишь взяться за перо, и слова всплывали одно за другим, как бы сами собой. Оставалось лишь отшлифовать написанное". "Вся работа моего интеллекта по подготовке решения совершается "за кулисами". Я редко осознаю, когда она происходит. во всяком случае, чаще всего во время сна", – подтверждал и архиепископ Кентерберийский. Подобный прием часто применяют и деловые люди. Hапример, Генри Коббс, который начал собственное дело в 30-е годы, имея в кармане лишь 10 долларов, а в настоящее время – владелец фирмы с многомиллионным доходом, всегда держит на ночном столике блокнот, чтобы, проснувшись, быстро записать полезные идеи. Вик Покер приехал в страну из Венгрии без гроша в кармане и даже не зная английского языка. Hачал работать сварщиком, поступил в вечернюю школу, копил деньги. Депрессия 30-х годов уничтожила все его сбережения. Однако через 2 года Покер сумел открыть небольшую мастерскую, принимавшую заказы на сварочные работы. Сегодня – это крупная фирма, приносящая миллионные доходы. "Я понял, – говорит он, – что мы сами должны создавать для себя шансы. Иногда во сне у меня возникали идеи относительно решения какой-то проблемы, и я просыпался взволнованный. Часто, встав с постели посреди ночи, я спускался в мастерскую, чтобы убедиться, что идея осуществима". 5. Работая, умейте расслабитьсяВ четвертой главе вы узнали, как расслабиться физически и психологически, пребывая в состоянии покоя. Продолжайте выполнять рекомендованные упражнения по расслаблению, и с каждым разом вы будете становиться все искуснее. Теперь вы можете в какой-то мере воспроизводить чувство расслабленности и спокойствия, когда выполняете свои ежедневные обязанности. Для этого необходимо выработать привычку мысленно воспроизводить во всех деталях приятное ощущение, которое вы испытывали раньше, стимулируя расслабление в состоянии покоя. Вспомните, как "чувствовали себя" ваши руки, ноги, спина, шея, лицо. Иногда помогает, если вы представите себя лежащим на постели или сидящим в удобном кресле вялым и расслабленным. Мысленно повторите несколько раз: "Я все больше и больше расслабляюсь". Практикуйтесь неоднократно ежедневно воспроизводить в памяти ощущение расслабленности. Вы будете поражены тем, насколько успешно этот прием снимает усталость и насколько возрастает ваша способность справляться с текущими проблемами. Ибо, расслабляясь и успокаиваясь, вы снимаете излишнюю озабоченность, напряженность и тревогу, которые мешают эффективному функционированию вашего Творческого Механизма. Со временем умение расслабляться во время работы станет привычкой, и вам не придется усилием воли вызывать это состояние. Основные моменты, которые следует помнить (заполните): 1. 2. 3. 4. 5. Перечислите эпизоды, ситуации из вашего прошлого, которые можно объяснить с помощью принципов, изложенных в этой главе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|