...

А когда, Веничка, ты впервые заметил, что ты дурак?


Однако «диалога» в Живых Журналах по большому счету не вышло. Услышали меня те, кто слышал и раньше. «Общество» продолжило в своем стиле: «мудак – милиция – низзя». На эти «перепросмотры» вообще никто из якобы заинтересованных «противников» не обратил внимания. Когда я попытался написать маленькие свои замечания на основном форуме «противников», мой текст стерли и саму возможность писать туда мне закрыли (так технически могут делать «ведущие» форумов). Это, собственно, конечно, всё понятно, но какое-то время было обидно.

При этом мне все – и «враги», и сочувствующие, и даже друзья, писали: «Да что ты так держишься за слово «психотерапия»? Да перестань ты так себя называть! Оставь его им! Тебе что, слов мало?»

Так эта книга получила свое название.


***

Стоит еще отметить, что в этом сюжете очень чувствуется присутствие трикстера. Это слово, примерно соответствующее словам «шут», «дурило», «плут», означает одну из очень значимых в человеческой жизни архетипических ролей. Трикстер так же вечен и так же универсален, как «герой» и «жертва» – центральные, на мой взгляд, персонажи современных сюжетов. В отличие от них, трикстер не делит мир на хорошее и плохое, на добро и зло, не ставит целей и не ищет причин. Он в основном просто «прикалывается», развлекается, играет. В нем представлены совершенно любые качества «открытого» характера (который «взрослые» часто называют «детским»): любознательность, жадность, гнев, веселье, похоть; а сюжеты с его участием изобилуют взрывами эмоций, необъяснимо странными поступками (и в пользу трикстера, и в аккурат наоборот), и кончаются эти сюжеты не победой добра (как сюжет героя) и не гибелью невинности (как сюжет жертвы), а всякой ерундой; да и нет у них жанрово обозначенного конца. История про трикстера сродни анекдоту – ноль морали, смысловой центр там, где смешно, а коли не смешно – тоже не страшно. Трикстер в результате своих деяний часто гибнет, но его это никак не смущает и не учит – в следующей истории он опять жив и делает то же самое.

Одним из моих любимых трикстеров является Кокопелли – дух индейцев юго-запада США (хопи, анасази и прочих). Он вечный странник. На горбу он несет мешок с семенами, которые разбрасывает тут и там (это прежде всего семена кукурузы и человеческое семя). У него огромный стоящий фаллос (который, скорее всего, как у других трикстеров, умеет «охотиться» без хозяина). Во рту Кокопелли держит флейту – ей он оживляет природу (так он однажды прогнал льды и призвал весну на всю землю). Его боятся молодые девушки (он несет беременность неизвестно от кого) и вообще никто особо не призывает. Он приходит сам.

В этой интернетовской шумихе присутствие трикстера ощущается по накалу страстей, взявшихся вроде бы ниоткуда, и что еще характернее, девшихся в никуда. Трикстер вызывает у «нормальных» людей чувство ужаса, которое они стараются рационализировать в меру своей рациональности, но подсознательная основа обычно хорошо видна. Свобода «от добра и зла» слишком антагонистична базовым сознательным ценностям. Со «злом» «добро» нередко вступает в переговоры; со «свободой от добра и зла» и переговоры слишком страшны. Мимоходом столкнувшись, «нормальные люди» и «трикстер» опять оказываются в разных смысловых полях, где обычно продолжают друг друга изо всех сил не знать, не видеть и не помнить. В интернете всё происходит усиленно быстро: спустя две недели – никаких контактов между так горячо соприкоснувшимися «лагерями».

Как некогда написал по похожему поводу Веничка:









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх