"И по-твоему, именно так должен поступать человек?" – спросил я сам себя, с...

"И по-твоему, именно так должен поступать человек?" – спросил я сам себя, склонив голову влево.

"Да. Именно так, – склонив голову вправо, ответил я сам себе. – Не век же рассматривать "хуй" на запотевших стеклах и терзаться загадкою!.."


Как же нужно выстроить действо, чтобы встретиться с Дионисом достойным образом? Не обладая реальным знанием (опытом традиции) и не тщась, в любом случае, профанировать тайну, я могу, тем не менее, поделиться мыслями и примерами по этому поводу.

Итак, Дионис – нарушитель границ, Лисий, растворитель рамок и цепей, уравнитель. Служба ему, подражание его таинству, предусматривает поэтому ломку границ; прежде всего, конечно же, социальных. Социальные рамки укоренены во всех аспектах "приличного" и "нормального" поведения, об этом стоит помнить. Прежде всего, хранят их имена, разговоры, внешний вид, телесные позы, дыхание. Разрушьте их все! Другие имена, нечленораздельные крики, маски на лицах, необычные позы, сбивка дыхания кажутся мне вполне соответствующими действу. Бесконечен список "врагов", которых стоит победить ради выхода на свободу. Мочить ноги в лужах; пачкаться грязью; показывать обнаженные тела в совершенно не эротическом виде; кривляться; пукать; фальшивя, громко петь матерные частушки; и так далее, далее, далее. И наоборот, в процессы, обычно расслабленные и "открытые", можно вносить дисциплину, концентрацию, размеренность. Например, есть или курить очень медленно, по команде; запрещать болтовню или заставлять болтающих "отвечать за базар" действиями; гуляя по лесу, считать деревья и птиц…

Об этом можно сказать иначе: жертвоприношением, угодным Дионису, является "характер". Вся эта одежда, привычки, маски, уздечки, которые я напяливаю на свою душу, а потом считаю собой, – вот от чего требует отречься Дионис. Заметьте, что только у совсем "потерянных душ" он "берет свое" кровавым закланием (я расскажу об этом позже); обычно его вполне устраивает временное откладывание "характера" в сторону. Здесь уже один шаг до темы Театра, но я и ее отложу на потом.

Еще один аспект "нарушения границ": Дионис демократичен. Он не делает разницы между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, старшими и младшими. Никакого уважения к сединам, авторитетам и званиям (о, это я крепко прочувствовал, как ведущий!), никакого презрения к тупости, чужим классовым предрассудкам и "низким" качествам не предусматривает этот дикий бог. Все равны перед его лицом (карнавал!). Частным случаем этого мне кажется правило для ведущего: до самой последней возможности делать все, что задается "мистам", вместе с ними, рядом, наравне.

_______________________

Священное безумие! Перед входом в эти дверь давайте сотворим три поклона. Прекрасен ясный ум, который видит скрытое словно явное, помнит прошлое, предвидит будущее! Прекрасно спокойное созерцание, наблюдающее рождение и смерть, осознающее поток "десяти тысяч" событий! И наконец, прекрасен порядок, умный строй, выверенная иерархия, где каждый имеет свое место, и разные голоса, сливаясь, образуют гармонию! Но поклонившись им, давайте откроем эту дверь и войдем, ибо так велят нам и ясное "комбинаторное" сознание, и спокойное "буддистское" созерцание, и порядок человечьего мира. Другими словами, необходимость безумия известна нам из размышлений, из истории, и из осознавания своих душевных стремлений. А потому – не будем толпиться около, войдем!

И войдя, признаемся друг другу: нет безумия ни в одном отдельном движении, ни в одном поступке, ни в какой фантазии. Есть порядок, понятный нам – и там, где его нет, рисуется призрак безумия. Убийство и расчленение трупа? Галлюцинации? Глупость? Где оно? Поймите меня правильно: психоз существует, зло реально, распад личности безусловно возможен, белая горячка – за поворотом. Но вглядываясь в каждый отдельный феномен, приходится признать, что нет безумия как такового, в чистом виде, есть вмешательство одних сил в спектакли других. Любовь к женщине может быть безумием для бизнесмена, для ловеласа, для старика, для монаха и так далее. Безумие очень похоже на ту же ломку границ; а чаще всего – на социальную неадекватность. "Всего-то!" Вспомните сказку про дурака, который смеялся на похоронах и причитал на свадьбе.

На практическом уровне безумие прежде всего проявляется – является – выходом из социального заговора. Игра в "сумасшедший дом", кстати, обычно демонстрирует это очень зрительно: прежде всего все расходятся поодиночке.

Безумие: без – ума. Священное безумие: без – человеческого ума – во имя – божественного. Отказ от социальной логики во имя иной, высшей. Тут во мне просыпается дзэн-буддист и возмущается: какой такой высшей? И я поправляюсь: да нет, не высшей. Кто сказал, что один бог круче другого? Просто от одного, привычного, "разработанного" божества – в объятия другого.

Что чаще всего означает для моего современника и со-культурника: из объятий Мещанского бога ("социального заговора") в принимающие и подбрасывающие ладони Диониса.

В безумии прекрасна непредсказуемость. Конечно, можно создать множество сцен, которые будут казаться (или называться – кокетливо друг перед другом) безумием для их участников.

_______________________









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх