Глава 6. Игры в тигры

Она мне прямо сказала: "я хочу, чтобы ты меня властно обнял правою рукою!"


Вот пример одного из многочисленных случаев слияния мифологии «шаманской» и «психотерапевтической». Миф, положенный в основу этой мистерии, очень прост, как притча какого-нибудь Кафки.

История пришла с Востока:

«Тигрица погибла, и ее маленький детеныш остался один. Он бы погиб, но его приняло к себе стадо диких коз. Козы выкормили его своим молоком, и постепенно он стал членом их стада. Постепенно вместе с собратьями-козлятами он перешел с молока на траву, хотя есть ее ему было трудновато, да и тощий он был на такой диете. Блеять научился – тоже хуже прочих, но, в общем, понятно для всех остальных. Так и жил он, считая себя козой – странной, конечно, какой-то не такой, но козой. Целыми днями они паслись мирно на склонах гор, пока на стадо не напал взрослый тигр. Тигренок-коза громко заблеял вместе с прочими и побежал что есть духу. Тигр, увидевший улепетывавшего молодого тигра, поразился и погнался именно за ним. Догнал (физическая форма тигренка, выросшего на траве, была, конечно, очень так себе), повалил и зарычал: «Что ты здесь делаешь?» В ответ пораженному тигру раздалось какое-то мучительное блеянье тигренка, который готовился к смерти. Это не был тигриный язык. Тигр так и не смог с ним поговорить, но от себя это странное создание не отпустил. Тот постепенно понял, что есть его не собираются, немножко осмелел. Через пару часов он уже успокоился настолько, что начал щипать траву. От этого зрелища взрослый тигр чуть с ума не сошел. Сколько он ни пытался объяснить юному безумцу, что тот тигр, тот только прятал голову в печи от рычания и жалко что-то блеял.

Постепенно взрослый тигр немного понял, в чем тут дело. Впрочем, может, он ничего не понял и действовал чисто инстинктивно. Он погнал молодого тигра с собой на охоту. Тот блеял и бежал. Они нагнали стадо овец (в жестком варианте – коз), тигр повалил одну из них на землю и перекусил шею. А потом взял молодого тигра и со всех сил ткнул его мордой в льющуюся кровь. Тот истошно блеял, пока упирался… А потом захлебнулся в крови и замолчал… А потом поднял окровавленную морду и зарычал. Он зарычал по-тигриному. На свете стало одним тигром больше и одной (хреновой) козой меньше».


Этот зверский сюжет часто неявно присутствует в психотерапии, когда терапевт рычит: «Подумай, кто ты!», а пациент блеет: «Интеллиге-е-ент!» Терапевт орет: «Что ты чувствуешь к своей матери?», а пациент, теряя сознание, шепчет: «Любовь и уважение». Этот сюжет предполагает, что человек может в собственной сущности быть вовсе не продуктом и даже не естественной частью среды, с которой он отождествляется. Что его сущность может быть отдельной, уникальной и грозной. Что он может перестать прикидываться хорошей-девочкой или кем он там привык, а дать раскрыться своему нутру и честно посмотреть, что оно такое.


Тигр прекрасен, величественен. Тигр грозен. Он чрезвычайно, потрясающе силен. Тигр замечательно приспособлен для убийства. Тигр грациозен, пластичен. Тигр одинок. Большинство тигров на этой планете на сегодняшний день выбиты людьми.

Есть ли в нас что-то подобное?

Две истории, связанные с тиграми, на подступе к этой теме. В обоих случаях речь идет о сказочных группах, где люди сочиняли сказки про себя. В обоих случаях молодые закомплексованные, на вид довольно болезненные и не дышащие силой женщины представили себя в виде тигра. Меня это поразило оба раза.

Первая сочинила сказку «про себя» как про тигра, который отправился из своей зоопарковской клетки на прогулку по городу, погулял и вернулся. Всю группу, следующие несколько дней она представляла из себя существо слабое и часто обижаемое. Мир вокруг полнился (в ее рассказах) тупостью и жестокостью, но никакой агрессии к этому миру она проявить «не могла». И вот в конце группы мне как-то совсем надоело это «молчание ягнят». Когда она взяла слово, я хамски принялся ей мешать. Она ныла, но никак не защищалась. Тогда я прямо ей предложил хоть как-то проявить агрессию. Она и тут «не чувствовала злости» и «не могла». Тогда я предложил такую веселую игру, которая способствует тому, что человек в себе агрессию «открывает» – подушить ее подушкой. Она согласилась (зачем?) и легла на пол, сняв очки. Я накинул ей на лицо здоровую подушку и сел сверху. Постарался прижать подушку хорошенько. Сижу. Она вяло барахтается вначале, а потом и вовсе перестает. Хотя в норме такое должно вызвать импульс к сопротивлению – ну хотя бы через минуту. А тут я сижу на ней уже минуты две, она лежит без движения, я думаю – эй-эй, что там происходит? И в какой-то момент приподнимаю подушку. И вижу – она нашла себе щелочку для дыхания, какую-то крохотную, и лежит, вся красная, с трудом, но как-то дышит.

Красивая была картинка. Мощная метафора жизни.

И тогда я увидел тигра. Он, шикарный, махнул ярчайшим хвостом и сказал: «Приведи ее ко мне».


Через месяц я устроил мистерию «Игры в тигры», на которой эта дева танцевала стриптиз, ходила босиком по битому стеклу, ложилась на него полуголая (уже по собственной инициативе), исповедывалась, что живет с двумя мужчинами, ела псилоцибиновые грибы и под конец демонстрировала явное неповиновение ведущему. Очень мне нравилось все это наблюдать.


***







Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх