• Синдром «я и Бог»
  • Так в чем же дело? Разве Бога недостаточно?
  • Бог использует людей, чтобы удовлетворить наши потребности
  • Не убавляйте цену воплощения
  • Любовь Божья, проявленная через посредство неверующего
  • Верование № 7

    У меня есть Бог, и в людях я не нуждаюсь

    Прошло более двух лет со дня нашей последней встречи с Роем. Он жил в другом штате, мы мало общались, так что когда мы наконец выбрались позавтракать вместе, нам было чем поделиться друг с другом.

    Однако недостаток общения был вызван не только расстоянием, и теперь пришла пора кое–что обсудить.

    Полтора года назад Рой внезапно исчез. Преуспевающий бизнесмен–христианин, бывший моим давним другом, еще накануне уверявший, что у него все в порядке, внезапно покинул свой дом, снял где–то квартиру и полностью отказался от общения.

    Более года Рой не вступал в контакт с друзьями и коллегами. Он продолжал являться на работу и посещать детей, но больше никто его не видел. На звонки он не отвечал, за него это делали секретарши или автоответчик.

    Друзья тщетно гадали, что случилось с Роем. Может быть, он утратил веру? Сошел с ума?

    Потом совершенно внезапно Рой позвонил мне домой и спросил, можем ли мы повидаться. Мы обо всем договорились, и на следующий день он прилетел в наш город.

    За завтраком Рой рассказал мне свою историю. Примерно год он был занят чрезвычайно напряженной работой, которая отнимала у него последние силы. Рой страшно устал держаться, сцепив зубы, да еще и других подбадривать.

    — Трудные были времена, — поделился он со мной, — и я знал: если мне приходилось так скверно, другим было еще хуже.

    Рой не выдержал напряжения и впал в депрессию. Он посвятил в свои проблемы очень немногих людей.

    — Возьми отпуск, — посоветовал ему кто–то, — оживи свои отношения с Богом.

    — Займись личной инвентаризацией, — сказал другой. — Похоже, ты позабыл о работе Духа ради более низких приоритетов.

    А третий сказал:

    — Вспомни: «Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня».

    Рой стал больше времени посвящать чтению Библии и молитве. Из–за стресса он все равно просыпался ни свет ни заря, так что теперь мог использовать утренние часы для духовных упражнений. Депрессия тем не менее не отступала, черное, безнадежное отчаяние поглотило Роя.

    Когда депрессия полностью одолела Роя, эмоциональная мука сделалась настолько невыносимой, что он зарядил свой револьвер, готовя себе единственно возможный, как ему казалось, выход. Но прежде чем осуществить свой план, он решил сделать последнюю попытку: удалиться от всего на несколько недель и выяснить свои отношения с Богом.

    Последний раз помолиться. Последний раз почитать Библию. Если до сих пор ему не удавалось найти контакт с Богом, вдруг сейчас получится?

    Не получилось. Часами Рой молился, не поднимаясь с колен, читал Писание, вдумывался в каждое слово, отыскивая за ним Бога, но депрессия становилась все сильнее.

    — Однако ты остался среди нас, — напомнил я Рою. — Что же случилось?

    — Очень странная вещь, — ответил он. — Я уже решился покончить с собой, и тут в дверь моей квартиры постучал сосед и попросил одолжить ему отвертку. Я дал ему инструмент, и мы разговорились.

    Этот человек не был убежденным христианином, но мои проблемы вроде бы заинтересовали его. Билл позволил мне выговориться. Я рассказал ему все о своей жизни, о своих страданиях. Как я одержим работой, как тяжело складывался мой брак, как мать издевалась надо мной, а отец нас покинул, как я продирался через школьные годы, как меня предал брат, как я обратился ко Христу и жизнь вроде бы начала налаживаться, как я отдал столько лет, стараясь отвоевать мир для Христа, и как этот крест наконец стал для меня непосильным бременем.

    Билл слушал, задавал вопросы. Советов он не навязывал. Он сказал, что мне и впрямь нелегко, — вот и все. Послушав меня так часа два, он предложил мне пойти пообедать. Мы поели вместе, а потом он, в свою очередь, рассказал мне о себе.

    Рой призадумался.

    — Странное дело: Билл ровным счетом ничего не советовал, не разыгрывал из себя Господа Бога, он вообще не упоминал о Боге. Но после разговора с ним я почувствовал себя гораздо лучше, чем после всех разговоров с Богом. Ужасно признаваться в этом, но это правда.

    Потом я познакомился с друзьями Билла. Они были похожи на него — кое–кто из них верил в Бога, но большинство не верили. Всем им приходилось нелегко, и каждый готов был выслушать другого, когда тому требовалось поделиться своими проблемами. Эти люди не просили меня, чтобы я о них позаботился, не искали у меня духовного совета. Я мог искренне рассказать им, что я переживаю, и они принимали меня таким, какой я есть.

    Я испытывал угрызения совести, ведь я перестал общаться с христианами, но и покончить с собой меня больше не тянуло. Как ни странно, мне вновь захотелось молиться, хотя я уже было махнул рукой на это занятие. Представляешь себе? Я почувствовал себя ближе к Богу, оказавшись среди этих безбожников.

    Прошел примерно год и во мне — как бы это сказать? — что–то прибавилось. Я понял, что настала пора возвращаться к родным, друзьям, своей прежней жизни. Теперь я снова живу дома. Меня считают сумасшедшим, потому что я никому не рассказываю о том, что со мной было. Но теперь я — сам не знаю почему — готов возвратиться к своей прежней жизни.

    Рой наклонился ко мне через стол.

    — Так вот о чем я хотел тебя спросить: почему мне полегчало? Почему общение с обычными людьми помогло мне? Я–то считал, что для удовлетворения всех моих потребностей достаточно общения с Богом, но оказалось, что это не так. Так как же? Библия ошибается? Бог не может Сам удовлетворить все мои нужды?

    Синдром «я и Бог»

    Не надо обвинять Роя в безответственности, безумии или маловерии. Давайте вникнем в эту проблему, ведь с ней сталкивается множество христиан, которые задают примерно те же вопросы.

    В каком–то смысле с этим убеждением совладать легче, нежели с тем ложным мнением, которое мы исследовали в главе 1 («удовлетворять свои потребности — признак эгоизма»). По крайней мере синдром «я и Бог» допускает само наличие потребностей. Но беда в том, что такое убеждение принципиально расходится с Библией в вопросе, каким образом следует удовлетворять потребности. Люди, отстаивающие это мнение, дают лишь частичный ответ на вопрос, поскольку такой способ искать помощь если не антибиблейский, то квазибиблейский.

    Синдром «я и Бог» предполагает следующее: Христос удовлетворяет все мои потребности, мы с Ним противостоим всему миру. Бог на моей стороне, и любая проблема мне по плечу. Он — пилот, я — помощник пилота, вместе мы ведем свой истребитель в великой битве жизни. Он со мной, больше мне никто не нужен.

    С богословской точки зрения, это верование основывается на учении о полноте и достаточности Христа. Это учение весьма полезное, если понимать его в соответствии с Библией. Оно опирается на такие тексты, как Колоссянам 2:9–10: «Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти». Этот принцип достаточности Христа, если понимать его правильно, учит, что Христос печется о всех потребностях верующего — духовных, эмоциональных и физических.

    Проблемы возникают тогда, когда мы начинаем истолковывать достаточность Христа, как достаточность одного только Христа, не учитывая те ресурсы, которыми Он располагает на земле. Мы наживаем себе проблемы, решив, что молитв и чтения Писания будет достаточно, чтобы поддержать нас, что депрессия, одиночество, тревога отступят только благодаря тому, что мы начнем больше времени проводить с Богом.

    Это нарушающее пропорции учение — «Раз у меня есть Бог, люди мне не нужны» — предполагает, что обращаться к людям за удовлетворением духовных и эмоциональных потребностей неправильно. Наставники, проповедующие это учение, дают стандартные ответы людям, обращающимся за помощью:

    • У вас недостает веры.

    • У вас слишком ограниченное, мелкотравчатое представление о Боге.

    • Вы полагаетесь на творение, а не на Творца.

    • Вы погрязли в мирском.

    • Вы погрязли в грехе.

    • Вы погрязли в гордыне.

    И так далее и тому подобное. Поверив этой теории, человек попадает во власть депрессии, синдромов навязчивых состояний, его брак распадается — и все потому, что он отвернулся от людей, предпочтя им Бога.

    Так в чем же дело? Разве Бога недостаточно?

    Но ведь Бог — это Бог, Он всемогущ, верно? Разве Библия не учит нас, что в Нем — всякая полнота? Что же тут не так? Почему эта мысль приводит нас на грань помешательства?

    Разумеется, Бог есть Бог, и Он всемогущ. «Богу же все возможно», — говорит Иисус (Матфея 19:26). Он правит Вселенной (см. Откровение 19:6).

    Однако при всем Своем всемогуществе Бог не делает за нас всего. Бог не сядет за руль вашей машины, чтобы отвезти вас в церковь, не станет поливать за вас газон. Он не скажет за вас вашим детям, что вы их любите.

    Бог использует всевозможные ресурсы, чтобы помочь нам в жизни. Он повелевает ангелами, которые «суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евреям 1:14). Он дает нам свидетельство творения, чтобы привлечь нас к Себе: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Псалом 18:2). Он заставил ослицу заговорить с Валаамом (см. Числа 22), но чаще всего Он использует людей.

    Божья любовь проявляется множеством способов и в первую очередь тем, что Его создания любят друг друга и помогают друг другу (см. 1 Петра 4:8–10).

    Проповедники теории «я и Бог» утверждают, что Бог — единственный источник благодати, необусловленной любви, а также, что к людям мы не должны обращаться за милосердием. Вопреки им Писание учит, что люди — тот канал, по которому распределяется Божья благодать: «По данной нам благодати, имеем различные дары» (Римлянам 12:6). «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова» (Ефесянам 4:7).

    Если вы не получаете благодати от народа Божьего, ваше представление о Боге сужается. Бог желает, чтобы любовь процветала и давала отростки во всей Вселенной. Вот чего Он хочет для нас и от нас.

    Бог использует людей, чтобы удовлетворить наши потребности

    Меня вызвали в психиатрическую больницу освидетельствовать больную, доставленную «Скорой помощью». В кабинете меня ждала растерянная молодая женщина двадцати с небольшим лет.

    Рут подобрали посреди ночи на загородном шоссе, она брела куда–то совершенно голая в состоянии психоза. Власти вызвали ее родителей, те обратились к психотерапевту–христианину, а он, в свою очередь, пригласил меня.

    Во время нашей беседы Рут начала понемногу успокаиваться.

    — Что вы делали в лесу? — спросил я.

    — Я занималась своим духовным ростом.

    — Каким образом?

    — Я хотела долгое время побыть наедине с Богом, записывая то, что узнаю от Него, сделаться ближе к Нему.

    — Сколько длилось «долгое время»?

    — Неделю. Я была одна в хижине с Библией и блокнотом.

    — Вы ни с кем не общались?

    — Раз в день я проводила час или около того со своим духовным наставником. Мы обсуждали, что мне удалось узнать, а потом я возвращалась к себе в хижину.

    — Когда вам сделалось плохо?

    — Я приехала туда в понедельник. Первые два дня все было в порядке, но уже к четвергу мне стало не по себе. Сперва я просто немного скучала в одиночестве, но тут я испугалась по–настоящему. В пятницу мне привиделось, что на меня напали какие–то чудища, и я выбежала ночью из хижины, спасаясь от них.

    — Что говорил ваш наставник по поводу вашего состояния непосредственно перед срывом?

    Рут запнулась:

    — Он сказал, что я противлюсь Духу Божьему, — выговорила она наконец. — По его мнению, мне следовало задержаться там еще на несколько дней.

    В данном случае причиной психического расстройства стало не пребывание наедине с Богом, а то обстоятельство, что Рут отправилась в свою хижину с ^диагностированным заболеванием — ее преследовал острый страх оказаться покинутой. И, разумеется, чем больше она изолировала себя, тем больше обострялось ее состояние, однако, когда она пожаловалась своему руководителю, он посоветовал девушке еще глубже загнать себя в изоляцию.

    Такой подход к духовным проблемам весьма распространен среди христиан. Это напоминает два «тайных инженерных правила»: 1) если не работает, воспользуйся молотком; 2) если так и не заработало, возьми молоток потяжелее. Наставник Рут стукнул ее молотком потяжелее, и последствия оказались катастрофическими.

    Такова первая проблема, к которой приводит убеждение «раз у меня есть Бог, люди мне не нужны»: мы забываем, что люди — руки Божьи.

    Бог все время использует людей. В Писании мы постоянно читаем о том, как одни люди удовлетворяли нужды других. Бог посмотрел на только что созданный Им Эдем и решил, что Адаму будет плохо без помощника–человека (см. Бытие 2:18). Екклесиаст говорит: «Двоим лучше, нежели одному… Ибо, если упадет один, то другой поднимет товарища своего» (4:9–10). Во всех относящихся к церкви контекстах Нового Завета, где встречается выражение «друг друга» (см. Римлянам 12:10; 13:8; 14:13; 1 Коринфянам 12:25; 16:20; Галатам 5:13; Ефесянам 4:25, 32), развивается все та же идея: Бог удовлетворяет наши потребности через посредство людей[4].


    И то и другое, а не или–или. Вам не нравится мысль, что Бог использует людей? У вас возникает впечатление, что Бог никогда не действует непосредственно, Своей Личностью, Своим Словом, что Он манипулирует людьми согласно Своему замыслу?

    Нет, все обстоит совсем не так. Дела Бога не сводятся к делам людей, Он Сам личностно связан с нами. В одних случаях Он использует людей, в других действует Сам.

    На семинаре, посвященном этой проблеме, один любознательный участник задал вопрос: «Какой процент наших потребностей Бог удовлетворяет лично, а какой процент — через посредство людей?»

    Я ответил ему: «Он удовлетворяет все сто процентов обоими способами». Мы убедимся, что рука Божья обнаруживает себя всегда.


    Глаза и руки. Бог предназначил нас смиренно нуждаться друг в друге, чтобы мы могли общаться с Ним, как создания со своим Создателем. Если мы сочтем, что не нуждаемся в том, что — в эмоциональном или духовном плане — предлагают нам другие христиане, Тело Христово прекратит функционировать: «Не может глаз сказать руке: «ты мне не надобна»; или также голова ногам: «вы мне не нужны» (1 Коринфянам 12:21). Библия указывает нам именно такой путь к зрелости: через потребность в дарах друг друга, во взаимной поддержке, мудрости и любви.

    Существуют четыре основные духовные и эмоциональные области, в которых Бог дает людям то, в чем они нуждаются: рост, утешение, мудрость и восстановление.


    1. Рост. Большинство христиан мечтает возрасти духовно. С тех пор как Отец привлек нас к спасению во Христе, сердца наши жаждут достичь большей зрелости, приблизиться к тому, чем мы должны стать, — носителями Его образа (см. Бытие 1:27).

    Один из способов, которым это осуществляется, — через посредство друг друга. Мы, члены Церкви, то есть Тела Христова (см. Ефесянам 1:22–23), помогаем друг другу расти. Среди нас нет ни одного завершенного человека. В разные моменты и по разным поводам у каждого из нас происходит кризис, возникает какой–то конфликт, но, когда кто–то нуждается в помощи, ему помогают. Вот как говорит об этом Павел:


    «Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви»

    ((Ефесянам 4:15–16, курсив авт.).)

    «Для созидания самого себя в любви». Используя данные нам Богом ресурсы, каждый из нас должен сыграть решающую роль в духовном росте другого. Жизнь во Христе — это жизнь в Теле Христовом, Его Церкви.

    В разные годы я входил в несколько церковных общин, следующих этому принципу. Члены этих общин помогали друг другу при рождении детей и поддерживали, когда умирал кто–то из близких. Любой член этой духовной семьи мог обратиться к другим в пору болезни, финансового или эмоционального кризиса. Каждый член Тела выполнял свою работу, и Церковь возрастала и в ширину, и в глубину.

    2. Утешение. Это одна из основных эмоциональных и духовных потребностей. Нам нужен кто–то, кто мог бы облегчить нашу боль, утешить нас в несчастье.

    Еврейское слово «naham», означающее «утешение», является однокоренным с выражением «глубокое дыхание»[5].

    Чтобы понять эту связь, представьте себе, как мать успокаивает напуганного младенца. Она прижимает его к груди, к самому сердцу. Малыш слышит биение ее сердца, ее глубокое, ритмичное дыхание, и понемногу его паника рассеивается, он подлаживается под более спокойный и ровный ритм матери. Утешение возвращает нам ощущение обустроенности и безопасности.

    Утешение может исходить непосредственно от Бога: «Да будет же милость Твоя утешением моим» (Псалом 118:76); «Ибо утешил Господь народ Свой и помиловал страдальцев Своих» (Исайя 49:13). Святой Дух несет нам утешение. Ранняя Церковь была основана и умножалась «при утешении от Святого Духа» (Деяния 9:31).

    Друг Роя был прав, когда цитировал Псалом 22: «Твой жезл и Твой посох — они успокоивают меня» (стих 4). Однако ему следовало сделать еще один шаг и спросить друга: «Чем я могу тебе помочь?»

    Люди вовлечены Богом в процесс утешения. Когда Иаков думал, что его любимый сын Иосиф погиб, «собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалию сойду к сыну моему в преисподнюю» (Бытие 37:35). Здесь мы видим, какова роль человеческого утешения в процессе исцеления. Иаков отказывался от помощи своих детей, потому что понимал: с этого начнется процесс скорби, а он не хотел проходить через это испытание, предпочитая сохранять привязанность к прошлому, к своему умершему сыну.

    Некоторые христиане рекомендуют своим друзьям, оплакивающим свою потерю, довериться Богу, но тем самым они обрекают своих друзей на вечную муку невыплаканной скорби.

    Человеческое утешение требуется не только тем, кто понес тяжелую утрату. Если кто–то из членов Церкви согрешил и был наказан за это, мы не можем оставить его в одиночестве («для его же блага», как ханжески говорится в подобных случаях). Нет, «вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» (2 Коринфянам 2:7). Мы должны предложить этому человеку утешение, даже если он сам навлек на себя страдание.

    Павел находил большую радость и поддержку в любви Филимона (см. Филимону 7), а когда Павел был близок к депрессии, «Бог, утешающий смиренных, утешил нас прибытием Тита» (2 Коринфянам 7:6). Иов назвал своих набожных друзей «жалкими утешителями», и их в конце концов заменили иные друзья и близкие, «и тужили с ним, и утешали его за все зло, которое Господь навел на него» (Иов 42:11).

    Человеческое утешение бывает двух видов: хорошее и ничтожное. Полезно всмотреться в то утешение, которое предложили Иову его друзья: если вы заметите, что и на вас надвигается нечто подобное, поспешите уклониться от него.

    Если вы обращаетесь за утешением только к Богу, вы ограничиваете Его возможности помочь вам, вы связываете Его руки, не даете Ему пустить в ход Свои пальцы.

    3. Мудрость. В семинарии мы постоянно обсуждали, какое богословское учение нам ближе. Кальвинизм, арминианизм, предопределение, отсутствие такового — мы часами разбирали эти учения и спорили до хрипоты.

    Во время одного особенно жаркого спора один участник допустил ошибку: он заявил, что не примыкает ни к одному лагерю, что во всем опирается на Библию — и точка.

    Мы дружно и беспощадно обрушились на него — он–де чересчур заносчив, много возомнил о себе. Он ведь утверждал — не более и не менее — следующее: «Мне безразлично, что там напридумывали исследователи Библии за последние два тысячелетия, я могу постичь Слово и без их помощи».

    Мы должны достичь зрелости в понимании Слова. Мы обязаны стремиться к тому, чтобы верно воспринимать Слово истины (см. 2 Тимофею 2:15), но мы нуждаемся в помощи других людей, чтобы постичь Слово.

    Вспомним, что сказал евнух–эфиоп Филиппу, когда тот застал его за чтением книги Исайи и спросил, понимает ли он прочитанное: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деяния 8:31). Наверное, Филиппу следовало ответить: «Положись на Бога, пусть Он поможет тебе уразуметь эти слова. До скорого».

    Все мы нуждаемся в мудрости, умении жить, касается это истолкования Писания, заключения брака или выхода из депрессии. Одно из лучших орудий, которое Бог использует для сообщения нам мудрости, — другие люди.

    Все мы слышали сводящий с ума совет: «Не прислушивайтесь к другим людям, ищите ответов напрямую у Бога». Разве вы не замечаете скрытого в этом совете противоречия? Ведь и к нему не следует прислушиваться, поскольку он исходит от человека.

    Смиренно обращайтесь к «специалистам» в той области, в которой вам потребуется мудрость, — идет ли речь о карьере, деньгах, приступах тревоги или исполнении воли Божьей. Позвольте Богу говорить с вами через тех, кто идет рука об руку с Ним, учитесь у них.

    4. Восстановление. Все мы так или иначе надломлены, мы сами грешим и против нас грешат. Никто из нас не избежит последствий греха. Мы страдаем от эмоциональных и духовных ран, мы не даем другим людям любить нас, не умеем отвечать отказом, устанавливать связи с другими людьми, проявлять твердость в своих убеждениях. Нам нужна помощь, чтобы сохранять дисциплину, признавать свои слабости, противостоять тем, кто желает причинить нам вред. Надломленные, поврежденные, незрелые части души нуждаются в исправлении.

    Мы уже говорили в главе 5, что труд восстановления составляет процесс освящения. Бог искупает поврежденные, погибшие части нашей души, выводит их к свету Своей милости и истины.

    Многие люди ошибочно полагают, что этот процесс Бог осуществляет лично, без чьей–либо помощи. Они думают, что для исцеления нам нужно одно: исполнять заветы Библии.

    Однако Библия вновь и вновь твердит нам, что мы должны искать людей, которые помогли бы нам вновь обрести духовное и эмоциональное благополучие. Корень еврейского слова «hazaq» («восстановление») означает «связывать», а также «укреплять руки» — сразу возникает образ сильных рук, поддерживающих слабые.

    Одна моя знакомая в старости настолько ослабела, что не могла даже есть самостоятельно. И я, взяв ее руку в свою, помогал ей поднести ложку ко рту. Акт «hazaq» сближал нас.

    Это свойство патриарха Иова наблюдал и отметил Элифаз: «Вот, ты наставлял многих, и опустившиеся руки поддерживал, падающего восставляли слова твои, и гнущиеся колени ты укреплял» (Иов 4:3–4). Элифаз радовался, когда Иов оказывал другим «hazaq», хотя сам не сумел сделать того же для своего друга. Так и Ионафан поддержал Давида в час нужды, «укрепил его упованием на Бога» — через посредство Ионафана до Давида дошла Божья любовь.

    Библия не определяет, каким именно образом Бог удовлетворит ту или иную конкретную нужду — напрямую или через посредство людей, но мы не должны предпочитать акт Божьей любви акту любви человеческой. Бог послал Павлу Тита (см. 2 Коринфянам 7:6), Бог так возлюбил мир, что послал ему Своего Сына. Позвольте же Богу прикоснуться к вам так и через того, как и через кого Он сочтет нужным.

    Не убавляйте цену воплощения

    Курс терапии трудно давался Кэрол. Недавно после продолжительной болезни умер ее отец. Смерть его не была неожиданностью. Неожиданностью для Кэрол явилось то, что стало открываться ей в их отношениях с отцом.

    Довольно долго Кэрол рассказывала мне, каким человеком был ее отец: любящим, заботливым, сильным, защищавшим ее. Всех мужчин в своей жизни она мерила одной меркой — похожи ли они на ее отца. Единственная проблема заключалась в том, что отец оставил Кэрол и ее мать, когда девочке едва исполнилось два года, и на всем протяжении ее жизни то поддерживал, то прерывал контакт с ней.

    Кэрол создала образ идеального отца, она приукрасила реальный образ, чтобы укрыться от боли, от чувства постоянной утраты, ведь у нее не было отца. Только после его смерти она начала смиряться с утратой отношений, произошедшей несколько десятилетий ранее, стала воспринимать своего отца как реального человека: эгоцентричного, поглощенного собственными проблемами, не имевшего времени для нее. Кэрол пришлось проработать тяжкую утрату — утрату человека, которого никогда не существовало в действительности.

    У Кэрол не было в детстве отца, с которым она могла бы общаться, который играл бы с ней, водил на прогулки. В отсутствие реального образа отца она создала этот нереалистичный образ и с ним сравнивала любого мужчину, приглашавшего ее на свидание.

    Физический факт существования отца не мог спасти Кэрол от ощущения покинутости и утраты. Ей нужен был отец в доме, отец во плоти, реальный, живой отец. Это отражение той потребности, которую Бог различает в каждом из нас: нам мало абстрактного знания о существовании Бога, нам требуется Бог во плоти, живой Бог — Христос.

    Эта сводящая с ума доктрина — «Раз у вас есть Бог, больше вам никто не нужен» — разлучает нас с Иисусом–Человеком, уменьшает ценность воплощения, этого центра и средоточия христианского учения.


    Религия, основанная на воплощении. Большинство религий содержат предписания относительно того, как человек может приблизиться к Богу: совершая определенные ритуалы, исполняя заповеди, стараясь жить как можно лучше или же обнаруживая Бога в самом себе.

    Но христианство не предлагает нам тянуться к Богу, искать путь к Нему — Он Сам сошел к нам, Он Сам уготовил нам путь: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Коринфянам 5:19). Бог увидел, что мы попали в беду и никогда не сможем воссоединиться с Его святостью, и Он проделал всю работу за нас: Христос уплатил за наши грехи на кресте.

    Согласно христианской вере Бог стал человеком — вот что означает воплощение. Бог стал плотью ради нас.

    Воплотившись в человека, Бог освятил и укрепил нашу человеческую природу, Он сделал для нас приемлемым просто быть человеком — нам не нужно отказываться от своей природы, выходить за ее пределы, чтобы достичь духовности. Напротив, чтобы достичь большей духовности, нам нужно развивать в себе человеческое начало.

    Став человеком, Бог показал нам, что Он понимает наши страдания. Он всегда был рядом с нами. «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15).

    Он сделался человеком в большей степени, чем кто–либо из нас может себе представить: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:21). Чудо христианства заключается в том, что Богочеловек принял на Себя наш грех и держал его на Своих плечах, пока не расплатился за него. Он принял на Себя наши грехи и то наказание, которого мы заслуживали. Так чудотворным обменом Он сделал возможным для нас принять Его праведность и примириться с Богом.

    Итак, плоть, кости, кровь и даже грех, сопряженный с человеческой природой, настолько важны для Бога, что Он сделался человеком. Это значит, что человеческая природа не так уж плоха. Более того, мы можем многое узнать о любви, глядя на различные способы, которыми Богочеловек проявлял Свою любовь к людям. Он учил их, лечил, возлагал на них руки, плакал вместе с ними, посещал их в домах и даже просил трех человек разделить с Ним Его скорбь в Гефсиманском саду: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Матфея 26:38).

    Так Он удовлетворял наши потребности, когда жил на земле: непосредственным проявлением любви и сочувствия, прикасаясь руками к людям. Воплощение Христа показывает, как абсурдно мнение, что мы не нуждаемся в людях. Сам Бог нуждался в людях, когда жил на земле.

    Вот почему учение о достаточности Бога столь неудовлетворительно. Сторонники это сводящего с ума убеждения представляют себе Христа Богом, но едва ли человеком вопреки библейской доктрине, именующей Его вполне Богом и вполне Человеком. Тем самым они ограничивают и заступничество Христа перед Богом, проповедуя нам не библейского Христа, не полноценного Богочеловека.


    Гностическое расщепление. Источником учения о достаточности Бога является гностицизм — древняя теория, утверждавшая, что человеку достаточно духовного познания, а материя, являясь противоположностью духу, заведомо греховна. Плоть — зло, только дух — благо. Гностик хотел как можно дальше уйти от своей плоти, устремляясь к духу.

    Отсюда естественное следствие: гностики сурово обращались со своими материальными телами, широко практиковали аскетизм, калечили себя, изолировались от других людей, всячески стараясь отделить дух от плоти. Они представляли себе Христа как чисто духовное создание, не запятнанное соприкосновением с плотью.

    В начале своего Первого Послания Иоанн опровергает эту ересь:


    «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни»

    ((1:1).)

    Апостол говорит нам, что Христос был человеком по имени Иисус, Он жил среди людей, дышал одним воздухом с ними, притрагивался к ним, умер за них. И мы можем любить других, как Он любит нас. Чем духовнее христианин, тем более он человечен.

    Вот почему так важно выражение «Тело Христово». В таких текстах, как Римлянам 12, 1 Коринфянам 12 и Ефесянам 4, мы читаем, что Церковь действует так, как действовало бы Тело Христово, если бы Иисус продолжал Свое физическое существование на земле. Мы должны любить друг друга, носить бремена друг друга и поддерживать друг друга. Мы — Его руки.


    Узнавать о Боге. Мы больше узнаем о природе Бога из своих отношений с людьми. Вот почему Библия говорит: «Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоанна 4:20). Люди разобщенные, разъединенные друг с другом испытывают затруднения, когда стараются познать Бога, приблизиться к Нему.

    Мы постоянно сталкиваемся с этим в своей медицинской практике, в особенности когда пытаемся лечить христиан, которые, пройдя через гностицизм и учение о достаточности Бога, так и не сумели ощутить близость к Нему. Только когда эти люди устанавливают связи с надежными друзьями, они постепенно начинают ощущать близость Бога. Лишь разобравшись с материальными истинами, мы можем познать истины духовные.


    Дети и супруги. Даже проповедники учения «я и Бог» едва ли способны жить по своим заповедям. Если единственный нужный нам вид любви — это любовь Бога, будет грехом пытаться утешить другого человека или способствовать его росту, ведь тем самым мы приучаем его полагаться на человека, а не исключительно на Бога. Наверное, родители должны подойти к колыбели, посоветовать своему плачущему младенцу положиться на Бога и отправиться дальше по своим делам. Очевидно, супругу не следует целовать и обнимать жену — хватит с нее и того, что ее любит Христос. Такое мнение не выдерживает испытания повседневной жизнью.

    Это учение предлагает нам устраниться от людей, чтобы приблизиться к Богу, но совсем другому учит нас апостол Иаков:


    «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто–нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?»

    ((Иакова 2:15–16).)

    Если сторонник учения «я и Бог» вполне искренен, ему остается лишь выразить нуждающемуся свои благие пожелания и надежду, что Бог позаботится о нем. Но сам он не станет ему помогать, а то нуждающийся перестанет, как прежде, во всем полагаться на Христа. Это учение мертвит веру (см. Иакова 2:17), а потому оно само заслуживает, чтобы его похоронили.

    Любовь Божья, проявленная через посредство неверующего

    Подлинной трагедией в жизни Роя, как он сказал мне тогда за завтраком, стало не его детство (хотя он много страдал в те годы) и не его срыв, сколь бы травматичным он ни оказался. Трагедия заключалась в том, что Рой не сумел найти себе друга–христианина, и Бог послал ему на помощь неверующего. Несомненно, отчасти причиной такого выбора стал тот факт, что Рой внутренне противился окружавшим его христианам, однако, судя по тому, что он мне рассказывал, эти христиане попросту не были готовы послужить руками Божьими — они предпочитали изображать из себя перст указующий и обличающий.

    Бог создал нас нуждающимися друг в друге и в Нем. Мы нуждаемся в Боге, в Его слове, мы нуждаемся друг в друге.

    Во Втором Послании апостол Иоанн писал: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (стих 12). Так пусть же будет полна ваша радость — сойдитесь лицом к лицу с теми, кто вас любит.

    Рассказывает доктор Клауд

    В детстве я каждый день читал Библию, потому что мне это нравилось. У меня была собственная «Библия: Благая весть», и начиная с четвертого или пятого класса я читал ее каждый день.

    Поступив в колледж, я решил еще больше вверить себя Богу и присоединился к группе студентов, которая практиковала ежедневное «время покоя». Каждую неделю мы собирались и спрашивали друг друга: «Вам удается посвящать время внутреннему покою?» Я начал бояться этого вопроса. Если однажды я пропускал часы, предназначенные для чтения Библии и молитвы, я испытывал чувство вины.


    Примечания:



    4

    Подробнее об этом см. в «Changes That Heal» и «Не прячьтесь от любви».



    5

    Llaid Harris, Gleason L. Archer Jr and Bruce K. Waltke «Theological Wordbook of the Old Testament» (Chicago: Moody Press, 1980), 1:570.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх