|
||||
|
Верование № 2 Если я буду достаточно духовен, меня не коснется боль или грех Тед совсем пал духом. С каждым днем его депрессия усугублялась, так что он уже стал сомневаться, вправе ли он именовать себя христианином. Он старался больше времени посвящать изучению Библии и молитве и прилежно слушать все аудиокассеты на христианскую тему, какие только попадали ему в руки. А депрессия становилась все глубже, и теперь Тед сомневался даже в том, стоит ли ему жить. Обратиться за помощью было не к кому, и Тед пошел на прием к специалисту. — Я не могу этого понять, — жаловался он мне. — Я внимательно читал Библию и изо всех сил старался следовать ей, я живу в вере, запоминаю стихи Писания, делаю, по возможности, правильный выбор. Я слушал лучших наставников, какие есть в мире, но депрессия зашла так далеко, что я почти ничего не могу делать. — А чего именно вы не понимаете? — спросил я его. — Или вы думали, что все перечисленное должно было уберечь вас от депрессии? — Когда христианин воистину ходит с Господом, он не впадает в подобное состояние, — парировал Тед. — Депрессия — следствие какого–то духовного изъяна, только я никак не могу разобраться, что же я делаю не так. Связана ли боль с духовным изъяном? Многие рассуждают так же, как Тед. Большое число христиан полагают, что, если удастся привести в порядок свою духовную жизнь, они избавятся от эмоциональных проблем и не впадут больше в грех. А когда в их жизнь вторгается боль или грех, они приходят к заключению, что причина всего — в каком–то духовном изъяне. Христиане страдают от заблуждения, которое можно сформулировать примерно так: «Если я сумею быть достаточно духовным, не будет ни греха, ни боли». Когда эти люди испытывают боль, они просто не понимают, как это могло произойти. Выходит, в чем–то они согрешили? Бог оставил их? Нужно выполнять какие–то другие духовные упражнения, чтобы избавиться от боли? Они наказаны за какой–то грех? Плотная пелена этого заблуждения позволяет человеку разглядеть лишь два пути: либо еще более жесткая духовная дисциплина, либо полный отказ от духовной жизни. Пример Иова Из всех людей, усвоивших подобный урок, наиболее известен библейский персонаж Иов. Его постигли страшные беды: все имущество было уничтожено или разграблено, слуги убиты, дети погибли под стенами обвалившегося дома, тело Иова покрыли болезненные нарывы. Подобно Теду, Иов недоумевал: как может любящий Бог допустить такое? Он ведь всегда поступал хорошо, а теперь вот страдает от немыслимой боли. По мере того как депрессия усугублялась, Иов стал думать о смерти: «И душа моя желает лучше прекращения дыхания, лучше смерти, нежели сбережения костей моих» (Иов 7:15). Трудно назвать изобильной дарами ту жизнь, которой жил этот герой веры. Печально знаменитые друзья Иова явились утешить его все теми же ложными рассуждениями:
Другими словами, если ты действительно свят, боль не постигнет тебя:
Иначе говоря, ты страдаешь за свои грехи, а если в тебе все хорошо, то ты не узнаешь боли.
Значит, если полностью положишься на Бога и удалишься от греха, то избавишься и от боли.
Другими словами, единственное лекарство от боли — покориться Богу и изучать Его Слово. Все нам знакома мысль, которую стараются внушить Иову его друзья: страдание вызвано недостатком духовности. Делай, что следует, и Бог благословит тебя и избавит от боли. Но Бог осуждает друзей Иова, потому что они отстаивают ложную, отнюдь не библейскую мысль:
И все же на каждом шагу мы продолжаем встречать христиан, убеждающих себя в том, что если они страдают, значит, они в чем–то виноваты, а их друзья помогают им ничуть не лучше, чем некогда друзья Иову, твердя: «Если ты сделаешься более духовным, то страдание прекратится». Бог, напротив, предостерегает нас, говоря о том, что мы будем сталкиваться с болью и грехом в самих себе, в других людях, во всем окружающем мире, даже если станем многие часы посвящать духовным упражнениям и по два раза на дню ходить в церковь. Быть христианином — не значит быть человеком, свободным от проблем и боли. Откуда у меня эти дурные мысли ?! Муж Сюзен заканчивал семинарию и готовился стать пастором. Несмотря на то что Сэм был уверен в своем призваним, годы учебы дались ему нелегко. У супругов было трое детей, старшему из которых едва исполнилось четыре года, у них было мало денег и не хватало времени на себя. Сюзен стремилась быть «подлинно христианской женой и матерью». Она никогда не жаловалась на трудности. Ее ведь учили, что с Божьей помощью она все преодолеет. Проблема ее заключалась в постоянно возвращающемся во время поездок страхе, что она может распахнуть дверцу машины и выбросить своих детей. Сначала она не обращала внимания на эти мысли, полагая, что они пройдут сами собой. Но эта картина все время стояла перед ее мысленным взором, и тогда Сюзен попыталась изгнать ее, заучивая стихи Писания о молитве и чистых помыслах. Однако дурные видения преследовали Сюзен, и она уже не решалась возить детей в машине. За короткое время превратившись в затворницу, она, наконец, решила обратиться за профессиональной помощью. Мы попытались разобраться, откуда взялись эти мысли. — Вы никогда не задумывались над тем, как вас раздражают все хлопоты, связанные с детьми? — спросил я Сюзен. — Вероятно, подчас вы мечтаете избавиться от них. Этот вопрос ошеломил женщину: — То есть как — избавиться от моих детей?! Ни за что, я так их люблю! Как вы могли подумать такое?! — Я вовсе не предполагал, что вы не любите своих детей, но вполне вероятно, что вы теряете терпение, поскольку вам с Сэмом приходится так трудно, и подчас вы сердитесь из–за того, что вам столько всего приходится делать. — Как же можно сердиться? — возразила она. — Разве таковы плоды Духа? Христианин не должен ощущать ничего подобного. Я ничего такого не испытываю. — Да, конечно, злобу нельзя назвать добрым чувством и отнести к плодам Духа, — признал я. — Но мне кажется, что где–то в подсознании вы сердитесь на своих детей, иначе у вас не возникало бы желания выбросить их из машины. — Но я не могу сердиться, — упорствовала она. — Это же дурно. — А вы думаете, что можете испытывать только «хорошие» чувства? — Но ведь так должно быть, — уже не столь уверенно отвечала она. — Человек обязан быть терпеливым, радоваться, любить и все такое, а не сердиться, когда ему приходится признавать свой гнев, не испытывать ненависти. — И что же вы делаете, когда испытываете ненависть или гнев? — Я запрещаю себе подобные чувства. Так нельзя. Это не по–Божески. — А если бы можно было испытывать эти чувства? В таком случае вы могли бы допустить, что они у вас есть? — Что значит «можно испытывать»? Это же грех! — А вы считаете себя безгрешной? — спросил я. Пациентка затравленно смотрела на меня. Огромное количество обязанностей, недостаток помощи со стороны мужа и друзей и накапливавшиеся неудовлетворенные потребности — вот что подавляло Сюзен и вызывало ее гнев, а поскольку она не желала дать волю гневу, он находил отдушину в безумных, с ее точки зрения, помыслах. Постепенно Сюзен начала осознавать, что Библия на самом деле говорит о негативной стороне нашей души. И тогда она не только решилась признать свой гнев, но и обрела достаточно отваги, чтобы начать разбираться со своими проблемами. Сюзен нашла надежных людей, которым она могла поведать всю боль, гнев, обиду, прятавшиеся в ней в течение стольких лет. Она поняла, что вся ее деятельность была лишь стратегией, направленной на то, чтобы заглушить боль. Но теперь, когда Сюзен позволила боли выйти наружу и открыла свои раны любящим людям, ей уже не нужна была «камуфляжная» деятельность. Стало меняться и представление Сюзен о том, как ведет себя любящий человек. Оказалось, что он вовсе не обязан откликаться на каждую потребность любого другого человека. Сюзен начала осознавать, что нет ничего греховного и в отказе. Пока она жила «по долгу» — существует–де долг всегда проявлять терпение, служить другим людям, а не себе, не раздражаться и т.д., — она не могла разрешить собственные фундаментальные проблемы. Теперь же, получив «индульгенцию» не выжигать себя дотла, оставлять какой–то резерв времени и сил для себя, проявлять свой гнев, Сюзен смогла посмотреть правде в глаза и начать разрешать подлинные проблемы, поскольку гнев был вызван ее собственной беспомощностью. Когда же Сюзен обрела контроль над своей жизнью, гнев улегся. Кроме того, теперь, испытывая дурные чувства и побуждения, Сюзен позволяет себе признать их существование. Скоро появились и внешние изменения. Сюзен научилась ставить предел нереалистичным требованиям мужа, просить родных и близких о помощи, когда она в ней нуждалась. Она не доводила себя до болезни, а заранее предоставляла себе необходимый отдых. Вместо того чтобы пытаться совместить обязанности жены, матери, учителя, активного члена общины и церкви, Сюзен снизила требования к себе настолько, что они стали соответствовать ее реальным возможностям. Итак, Сюзен научилась признавать свой гнев и обиду и, вместо того чтобы позволить дурным чувствам накапливаться, превращаясь в озлобленность, нашла в них стимул для разрешения подлинных проблем, которые отравляли ее отношения с людьми. Способы избежать боли Сюзен «попалась в ловушку», столкнувшись с двумя противоречивыми истинами: «Я не должна испытывать такие чувства — я испытываю эти чувства». А что делаете вы, когда обнаруживаете в себе то, чему не место в душе «хорошего христианина»? Когда вы совершаете поступки, которые «хороший христианин» не может совершать? Есть три основных способа справляться с негативными чувствами и поступками, не признаваясь в них самим себе. Отрицание Сюзен отрицала в себе те чувства, которые она не считала возможным испытывать, и отрицание породило навязчивые идеи. Царь Давид молился Господу: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (Псалом 138:23–24). Давид подозревал, что в его сердце есть что–то дурное, но он не отрицал эти чувства, он готов был посмотреть правде в глаза. Он не боялся дурного в себе, потому что знал, что милость Божья поможет ему справиться с этим. Отрицание не только порождает такие психологические симптомы, как депрессия и тревога, но и побуждает нас судить других людей, поскольку мы видим их в неправильном свете. Мы зачастую резко критикуем ближних за те проступки, которые отрицаем в себе: «Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого; ибо тем же (судом), каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же» (Римлянам 2:1). Библия ясно дает понять, что человек не смеет отрицать свою греховность. Вновь и вновь Иисус указывает нам на необходимость исповедать свою греховность, признать ее. «Исходящее из человека оскверняет человека, — учил Иисус, — ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит, и оскверняет человека» (Марка 7:20–23). Иисус хотел, чтобы человек признал свои подлинные чувства, а не прикрывал их «богоугодной» деятельностью. Иисус обличал тех, кто упорно отрицал свою греховность: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Матфея 23:25–26). Отрицание противоречит библейским предписаниям: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Иоанна 1:8). Благая весть, однако, заключается в том, что мы, находясь в безопасности в любви и благодати Божьей, можем признать свою греховность, не страшась осуждения. Дела Другой способ, к которому человек прибегает, подавляя свою дурную сторону, — это еще более упорный труд, когда он старается как–то компенсировать свои изъяны, исправиться, смягчить чувство вины. Этот путь Библия именует «спасение от дел» (Ефесянам 2:9): человек пытается спастись с помощью все больших и больших дел, то есть упорным трудом он старается освятить себя, сделаться совершенным (см. Галатам 3:3). Этот путь попробовал Джой. Он от души ненавидел Скотта, но всякий раз, когда в нем возникало враждебное чувство, он ощущал вину и стыд. Не признавая эту ненависть и пытаясь совладать с ней, Джой постарался не только забыть о неприязни к Скотту, но и проявить к нему особое расположение. Ведя себя преувеличенно любезно, Джой полагал, что облекается «в нового человека» (Ефесянам 4:24), что эта вымученная предупредительность по отношению к Скотту праведна и свята. Проблема, однако, заключалась в том, что Джой так и не исповедал, не признал даже перед самим собой наличие «старого человека» — своей темной стороны. Он старался выдавить из себя ненависть, не исповедуя ее. Чем больше Джой старался быть любезным со Скоттом, тем чаще он ловил себя на том, что сплетничает о Скотте за его спиной и саркастически отзывается о нем. Все усилия Джоя не сделали его более любящим человеком. Однажды Джой прочел в Притчах: «Кто скрывает ненависть, у того уста лживые» (10:18), и этот стих подсказал ему, что следует делать. Джой понял, что вся его «доброта» и угодничество служили прикрытием для его ненависти. Мы можем испробовать и другие дела — читать Библию, ежедневно молиться в надежде, что одного этого будет достаточно для преображения нашего внутреннего «я». Однако подобного рода рутинные религиозные труды, оставляя неразоблаченной саму проблему, не приносят никакой пользы, а превращаются в пустые правила, которые имеют «только вид мудрости в самовольном служении» (Колоссянам 2:23). Закон Еще один прием в обращении с дурной стороной души — «поставить ее под законом», то есть осудить ее, терзаться виной и ненавидеть свою дурную сторону. Человек готов поверить, что чувство вины заставит его исправиться. Бекки пыталась «подчинить закону» свою зависть к сестре. Она была слишком здоровым душевно человеком, чтобы скрывать от себя свои чувства и побуждения. Но как только ревность просыпалась в ней, Бекки сердилась и осуждала себя: «Какая же я дурная!» Она злилась на себя за то, что не может сдержать свои негативные эмоции, и насильственно старалась пробудить в себе любовь. О том, почему чувство вины не способствует преображению человека, мы поговорим в главе, посвященной ложному убеждению № 9. Закон держится на чувстве вины. Павел и другие апостолы постоянно говорят в своих посланиях, что закон навлекает гнев и осуждение, вынуждает нас грешить еще больше, превращает нас в пленников, и, если мы хоть на йоту отступаем от закона, мы осуждаемся как законченные преступники (см. Римлянам 4:15; 5:20; 7:5; Галатам 3:23; Иакова 2:10). Закон агрессивен; когда человек сердится на себя и осуждает свою греховность, он вполне следует закону греха и смерти. Мы осуждены воспроизводить эту схему, пока Бог не превозможет ее Своей благодатью (см. Римлянам 7:9–10). Тем не менее многие христиане думают, что вина и самоосуждение весьма полезны, поскольку они приводят к покаянию. Библия, однако, совершенно ясно говорит о разрушительном действии вины. Христос умер ради того, чтобы освободить нас от осуждения, и этому чувству не должно быть места в жизни верующего (см. Римлянам 8:1). Все эти методы обращения с грехом — отрицание, дела и закон — являются плодами ложного убеждения, что христианин не может быть грешным. Не всякая негативная эмоция — плод греха Совершенно естественно желание человека отрицать свою греховную природу. Разве кому–нибудь хочется признавать в себе такие ужасные чувства, как злоба, зависть и ревность? Но ведь бывают негативные чувства, которые не являются грехом сами по себе, а возникают лишь постольку, поскольку мы живем в несовершенном мире, поскольку мы сами становимся жертвой чужого греха. Как нам быть с болью, скорбью, гневом, печалью и страхом, если они являются следствием сексуального, физического, эмоционального насилия, которому мы подверглись еще в детстве? Иные церковники говорят, что если человек все еще страдает от такого рода чувств, то причиной тому грех, в котором человек не раскаялся, то есть страдающий человек подлежит осуждению за свою боль. Примерно то же самое услышал от своих друзей Иов, хотя в действительности он был жертвой обстоятельств, когда трагические события обрушились на него. Пусть некоторые его представления о Боге были искажены, горе Иова породилось не грехом, а его страшными утратами. Если с нами происходит что–то вызывающее боль или гнев, нужно осторожно обращаться со своей болью. Библия учит нас правильной реакции на печаль (см. Римлянам 12:15; Екклесиаст 3:4; 7:2–4), говорит о том, как следует отнестись к гневу (см. Ефесянам 4:26–27), объясняет, каким образом страдание может помочь самосовершенствованию (см. Римлянам 5:3–4; Евреям 2:10–11). Но нигде и никогда Библия не утверждает, что боль как реакция на какое–то причиненное человеку зло греховна. Нигде и никогда! И все же в иных христианских кругах людям, ставшим в детстве жертвами насилия, родительского развода или эмоциональной травмы, внушают, что, если они все еще испытывают боль от былых ран, это значит, что они не впитали в себя в достаточной степени Благую весть и остались грешниками. Такое учение весьма напоминает доктрину христианской науки, отрицающей реальность страдания и болезней. Осуждать жертву за ее страдание — это грех против беззащитных, сокрушенных духом и угнетенных, это грех против Самого Бога, сердце Которого с теми, кто страдает (см. Псалом 33:18). Вся Библия твердит нам о том, как Господь сострадает страждущим, Писание велит нам исцелять сокрушенных духом: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фессалоникийцам 5:14, курсив авт.). Нигде никогда Библия не предписывает нам осуждать страдающих, она велит любить их. Вразумление предназначается для бесчинных, мятежных (см. 1 Фессалоникийцам 5:14). Иов, прообраз всех страдальцев, оставил нам всем внятный совет о том, как следует обращаться с чужими ранами: «К страждущему должно быть сожаление от друга его, если только он не оставил страха к Вседержителю» (Иов 6:14). Слишком часто церковь принимается обличать страждущего за его же страдание, вместо того чтобы отнестись к нему с добротой и сочувствием. И страждущий, получая искаженную весть, отворачивается от Бога и церкви. Последствия такого учения Если вы смиритесь с мыслью, что плодом духовности должно быть отсутствие боли и греха, то вы принесете дурной плод, будете постоянно чувствовать себя неудачником, напрасно тратить силы, затаивать в себе злобу и мстительность, испытывать недостаток любви. Чувствовать себя неудачником Библия говорит нам, что поражение следует принимать как нечто естественное. «Ибо мы знаем, что закон духовен, — пишет апостол Павел, — а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу… Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Римлянам 7:14–15, 18, 21). Нет ничего ненормального в том, чтобы оступиться. Но учить людей, что им не следует испытывать ни боли, ни греха, — значит навязывать им огромное, совершенно не заслуженное ими чувство вины за любое падение, за то, что они нормальные, страдающие, ошибающиеся, борющиеся люди. Если человек не знает других способов обращаться со своей болью, кроме как отрицать ее, стараться изо всех сил ее заглушить или осуждать себя за то, что он испытывает ее, он обречен на поражение. Однако Библия предоставляет нам свободу признать свои проблемы и свободу встать с ними лицом к лицу. Напрасная трата сил Поскольку лезть из кожи вон, пытаясь преодолеть в себе грех и боль, — это еще одно следствие из все того же ложного убеждения, ничего нет удивительного в том, что в подобных ситуациях христиане напрасно растрачивают свои силы. Они трудятся, сжав зубы, но это лишь попытка как–то расквитаться за свою греховность, с которой они не желают смириться. Вспомним слова Иисуса: «Ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Луки 9:24). Никакие человеческие усилия сами по себе еще никого не изменили. Игра в прятки Единственный путь к преодолению греховности — это покаяние, прощение и благодать. Мы должны вовлечь свою боль и свои дурные стороны в «отношения с Богом и другими», чтобы найти исцеление (см. 1 Иоанна 1:9; Иакова 5:16). Мы вовлекаем свои дурные стороны в отношения, каясь и прося прощения, — и только тогда мы получаем благодать. Если человек считает, что оступаться и падать недопустимо, то он следует примеру Адама и Евы и делает то же самое, что сделали они, нарушив отношения с Богом: он прячется. Когда мы отлучены от любви Бога и других людей, мы прячемся. Пока мы не поверим, что дурное и больное в себе можно открыть милости Бога и церкви, мы не исцелимся. То, что мы прячем, не видит света, остается в темноте (см. Ефесянам 5:13–14) и не может быть преображено благодатью Божьей. Исцеление происходит только благодаря безоговорочному приятию, а оно возникает лишь внутри отношений. Отсутствие прощения Если человек прячет боль, пришедшую из прошлого, он не может простить тех, кто причинил ему эту боль. А ведь прощение — это дарованный Богом способ извлечь жало из старых ран. Раненые, страдающие христиане, которых учат забыть о своей боли, о совершенном против них грехе, еще не прошли через процесс прощения. В своих сердцах они скрывают отсутствие прощения, а чтобы совершилось прощение, чтобы мы освободились от тех, кто нас ранил, нужно дать имя совершенному против нас греху и заново пережить его. Запрещая себе «копаться» в былых обидах, мы препятствуем прощению. Есть тут и свои ловушки. Некоторые наставники лишь на словах поощряют прощение, рекомендуя «взять и простить», словно это акт воли вопреки библейскому учению, предписывающему прощать сердцем (см. Матфея 18:35). Недостаточно лишь интеллектуального усилия, чтобы простить предавших нас, нужно простить их всем своим существом, разумом и чувствами, а не только волей. Так и Бог прощает нас, излив сперва Свой гнев, печаль и обиду. Он называет совершенный против Него грех, а затем отпускает его. Мы призваны следовать этому образцу. Ложное убеждение, вынуждающее человека отрицать в себе боль или дурные побуждения, лишает его способности следовать примеру Христа. Некоторым людям удается простить обидчика усилием воли, но в их сердцах по–прежнему таится боль и гнев. Изолируя от самих себя свою греховную природу, мы закрываем для себя путь к Божьему прощению. Многие люди воспринимают прощение только умом, но не сердцем, они скрывают от Бога и других людей свое истинное «я», в том числе свои дурные стороны. Сердцем мы можем познать только то, что испытали сами. Человек, не получивший от Бога милости и прощения, не может вполне ощутить действие благодати (см. 1 Иоанна 1:9; Иакова 5:16). Закрывая глаза на свои дурные стороны, пряча их от людей и Бога, мы прячемся и от Божьей благодати и не можем прощать других людей. Библия говорит, что мы должны прощать друг друга, укоренившись в прощении, полученном от Бога (см. Матфея 18:23–35; 1 Иоанна 4:19). Недостаток любви Способность любить не является врожденной, мы учимся быть любимыми, видя вокруг себя примеры любви. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Иоанна 4:19). Иисус учит, что наша способность любить напрямую зависит от того, сколько нам прощено. Щедрую любовь блудницы, омывшей Его ноги, Иисус приводит в пример как результат полученного прощения и предостерегает: «А кому мало прощается, тот мало любит» (Луки 7:47). Если мы приравниваем духовность к отсутствию грехов, мы утрачиваем контакт с собственной греховной природой, а утратив контакт с ней, мы, подобно Симону–фарисею, перестаем замечать и свою потребность в прощении. Если же мы мало прощены, то и любим мало. Чем пристальнее мы всматриваемся в свои недостатки, подставляя их свету благодати, тем более любящими становимся. Люди, которые могут в безопасности исповедать свои грехи, зная, что Бог и Его народ отнесутся к ним милостиво, становятся все более любящими. Любовь — плод прощения. Ты познаешь боль, ты будешь грешить Так чему же учит Библия, если не тому, что христианину не подобает испытывать боль или дурные побуждения? Библия учит как раз противоположному: мы будем грешить, будем испытывать боль, но благодаря милости Божьей сможем принять все это. Исповедь — это признание истины, и прежде всего нужно признать библейские истины относительно нашей греховности. 1. Греховность соответствует норме. Надо быть готовым к провалу. В конце концов именно поэтому Иисусу пришлось умереть за нас. Мы забываем о своем падшем состоянии, когда думаем, что, сделавшись христианами, мы уже достигли совершенства (см. 1 Иоанна 1:8). Мы должны быть готовы обнаружить в своей душе все, о чем Иисус говорит в Марка 7:20–23. И не надо бояться этого: примите это в себе, ибо Бог милостив. Воспринимая грех как норму, мы не вступаем в противоречие с учением о торжестве над грехом: речь идет лишь о том, что здесь, на земле, мы должны быть готовы к своей греховности. 2. Негативные эмоции нормальны, а не греховны, когда они проистекают из греха, совершенного против нас. Совершенно естественно испытывать гнев, когда кто–то предает нас, и боль, когда нам лгут, и печаль, когда нас забывают, например, позвать на праздник. Когда человек подвергается сексуальному или физическому насилию или оплакивает смерть родителей, он непременно должен пережить, проработать эту боль. Лишь пройдя через эти вполне естественные реакции на травму, причиненную нам падшим миром, мы достигнем исцеления (см. Екклесиаст 7:3–4). 3. Нужно правильно относиться и к тем и к другим эмоциям. Нужно исповедать и оставить свой грех, свою зависть и ревность, злобу, гордыню, предосуждение и принести свою боль, печаль, скорбь, обиду, покинутость, отверженность Богу и людям, чтобы они исцелили наши раны своей любовью. О таком исцелении говорит в псалмах Давид (см. Псалом 12; 29; 30:9–19; 31; 37; 101; 102:1–5). Давид изливал сердце Богу и благодарил Его за избавление (см. Псалом 115:5–9). Получив благодать, мы, в свою очередь, должны простить тех, кто причинил нам зло. Для освобождения от прошлого нужно и принять, и передать другим благодать. 4. Евангелие — это благодать, в которой мы должны возрастать. Если мы ждем осуждения за какую–либо эмоцию или действие, это верный признак того, что мы не получили благодать Божью. Итак, мы должны признать присутствие в нас зла и не бояться его, ибо Христос умер за нас и теперь мы можем в безопасности признать свое зло и не бояться его. Благой вестью Господь возвращает нас к Себе и другим людям. Как говорит автор Послания к Евреям:
Бог принимает нашу падшую природу, а потому и мы можем смириться с ней. Нет больше причины прятаться. Мы можем представить свою падшую природу друг другу и Богу и в этих надежных отношениях обрести исцеление, ведущее к любви и добрым делам. Дебра свернула на подъездную дорожку к дому, чувствуя, как внутри нарастает недовольство. Она знала, что ждет ее дома: угрюмые и строптивые дети и критически настроенный муж. Барри и дети — неплохие люди, но в последнее время домашние просто плюют на нее. Дебра полагала, что в этом нужно винить в первую очередь саму себя. Она плохо выполняла обязанности жены и матери. Усталая, страдающая от депрессии, она с трудом поднималась по утрам, чтобы приготовить завтрак Барри и ребятам и самой собраться на работу. В самые тяжкие минуты она даже подумывала, что все это вообще никому не нужно. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|