|
||||
|
14.03.1996 : Россия и проект Туманган Проблема экономической безопасности страны Введение В последний месяц 1995 года в Нью-Йорке, в штаб-квартире ООН, представители пяти стран – России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии – подписали соглашения о содействии экономическому развитию бассейна реки Туманная – знаменитый проект "Туманган". В свое время, еще в 1990 году, проект получил громкую рекламу как "новый Гонконг", который свяжет воедино всю Северо-Восточную Азию. Все эти пять лет по проекту проходили форумы и конференции, его восхваляли, ему клялись в верности, он становился основой для планов экономического развития. Настойчиво предлагаемый группой разработчиков Программы развития ООН (ПРООН) под руководством Дж.Уэйлена и М.Андердауна как "один из последних в мире крупных проектов инвестирования капитала", долгое время этот проект не обретал реальной финансовой и технологической основы и казался мертвым. В пользу этого свидетельствовал целый ряд обстоятельств. Проект несколько раз корректировался самим ПРООН. Северная Корея пыталась встроить в него свой "модуль", стремясь по существу заменить один проект другим, более отвечающим ее интересам. Россия сознательно оттягивала реализацию этого проекта, подменяя идею строительства нового порта идеей развития собственных портов (Хасан, Восточный, Ванино). Один Китай достаточно активно работал именно в русле проекта ООН, но вовсе не по причине особой приверженности идеям ООН, а лишь в силу полного вписывания самой идеи Туманганского проекта в пространство великодержавных китайских целей и интересов. Уже сам факт лоббирования Китаем туманганской инициативы четко указывал на вектор пресловутого проекта ООН. Но если добавить к этому заведомо вопиющее неравенство долей, выделенных ООН различным участникам на разработку проекта (70% – получал Китай, 25% – Северная Корея, 5% – Россия), то реальный смысл проекта "Туманган" начинает проступать сквозь размытые очертания ООНовских рассуждений об абстрактных интересах развития человечества. Об абстракциях такого рода чаще всего говорят в расчете на наивность лишь одного участника общечеловеческого концерта – России. В этом случае ссылка на абстракции считается допустимой, особенно в сочетании с цинизмом самого низкого пошиба. Это видно из обволакивающей проект "Туманган" риторики, адресованной российскому участнику. Вначале – абстракция развивающегося мира, затем циничное: "От России не требуется ничего, кроме как (внимание!) продать свою географию". Какую географию? Что значит – продать? Кому? По какой цене? Рис. 1. Обзорная карта региона реализации проекта "Туманган" На рис.1 обозначена общая ситуация с проектом "Туманган". Зона проекта расположена в устье р.Туманная, проходящей по границе между Северной Кореей и Китаем. Здесь, на этой карте, трудно даже понять, о какой торговле, какими географическими возможностями идет речь. Но это становится абсолютно ясно, если рассмотреть участок, содержащий в себе узел китайско-корейско-российских и мировых интересов, в более крупном масштабе. Рис.2. Карта зоны реализации проекта "Туманган" На рис.2, где крупно показан контур китайско-российско-корейской границы в устье р.Туманной, мы видим главное – то, что у Китая нет выхода в Японское море! Этот выход блокирован небольшим отрезком российской территории глубиной в несколько километров. На карте он обозначен буквой R. Именно это R, ничтожное по пространственной протяженности, но бесценное в плане стратегии мирового развития в XXI столетии, Россия должна продать… За что? Фактически – за свою приверженность абстрактным интересам мирового сообщества, дополненным каким-то новым сугубым цинизмом. Гипотеза о цинизме, о задействовании мелких корыстных факторов в решении вопроса мирового значения, получила подтверждение в последние дни и недели. Дело в том, что до недавнего времени губернатор края Е.Наздратенко, вся администрация края, широкие круги того, что можно назвать "элитой Приморья", всячески сопротивлялись идее географической уступки, идее торговли участком R. Эта торговля навязывалась регионалам, хорошо понимающим "цену R" и ощущающим на себе обжигающее дыхание "китайского дракона" – некоторыми группами лоббистов, сосредоточенными между Кремлем, Старой площадью и МИДом. Именно МИД Козырева особенно жестко задействовал все регистры механизма принятия высших государственных решений с тем, чтобы "продать", а точнее "подарить" R – кому? Фактически – коммунистическому Китаю! Как мы видим, речь идет не столько даже о желании всегда и при любых обстоятельствах выполнить волю США, сколько о том, чтобы вообще сдать интересы России кому угодно! Это настойчивое стремление Козырева блокировалось Наздратенко и его окружением из относительно патриотической группы "Пакт". Козырев слал угрожающие телеграммы, Наздратенко резко и аргументированно парировал директивы МИДа. В тот период ему и его окружению было ясно, к чему приводит идея с демаркацией границ между Китаем и Россией, затеянной во многом ради того, чтобы выбить пробку R и обеспечить Китаю долгожданный выход к Японскому морю, как говорится, "на блюдечке и с голубой каемочкой". Поскольку именно под углом зрения этой якобы невинной демаркации шла фактическая сдача фундаментальных национальных интересов России в данном узле мировой политики, то саму систему демаркации нам тоже здесь придется затронуть, в том числе и под углом зрения Туманганской инициативы. Впрочем, эта система сама по себе заслуживает самого серьезного рассмотрения. Фальшивая система демаркации Линия восточной границы между Россией и Китаем длиной 4300 км. практически на всем протяжении уже демаркирована по соглашению 1991 г. Особое внимание в связи с изменением линии границы вызвали три участка на территории Приморья в Уссурийском, Хасанском и Ханкайском районах площадью около 15 кв. км., передаваемые Китаю. Само соглашение между СССР и КНР 1991 года основывается на базе договоров 1858 и I860 гг., где дословно записано, что "после постановки пограничных знаков граничная линия навеки не должна быть изменяема". Тем не менее китайская дипломатия во изменение договоров сумела добиться согласия Москвы на передачу ряда островов, в том числе и легендарно-трагического о.Даманский, где теперь уже существует музей "зверств" советских пограничников. Готовятся к передаче еще несколько островов по Амуру и Уссури. Также переходит к Китаю часть территории в районе оз.Хасан, в том числе знаменитая сопка Безымянная, вокруг которой в 30-е годы шли бои с японцами и где стояли памятники Блюхеру, советским солдатам и пограничникам. Первый толчок к изменению прежних договоров был дан бывшим президентом СССР Горбачевым, который обещал китайской стороне вернуть острова. Затем министр иностранных дел А.Бессмертных подписал договор, и в 1992 г. он был ратифицирован Верховным Советом РФ. В Ханкайском районе демаркаторы определили линию водораздела так, что меньшая часть китайской территории (299 га) отходит к нам, а большая часть нашей территории (769 га) отходит к Китаю. К тому же, новая линия границы значительно усложнит ее охрану и землепользование с обеих сторон, так как, в отличие от существующей прямой линии, она резко извилиста. В Уссурийском районе Китаю отводится 968 га лесного массива, в основном это ценные кедровники. В наиболее важном Хасанском районе, где расположен участок земли под проект "Туманган", Китаю отдается два участка площадью в 300 га. Есть и еще несколько тревожных моментов. К примеру, по обязательству сторон о создании стокилометровой демилитаризованной зоны ущемляются главным образом российские интересы. Китайские войска отводятся на равнину, в обжитые места, а наши должны уходить в горы и создавать всю инфраструктуру базирования заново. Еще один момент – уничтожение линий укреплений вдоль границы. Первая линия наших укреплений сегодня уже взорвана. А это – настоящие укрепрайоны, предназначенные для долговременной обороны даже в полном окружении, которые строились еще до революции русскими военными инженерами, а накануне Великой Отечественной войны были модернизированы под руководством генерала Дмитрия Карбышева. Теперь к взрыву подготовлена вторая линия укреплений. Кроме того, лишившись этих территорий, само Приморье может столкнуться с серьезными проблемами, самая важная из которых – судьба подлежащих частичной передаче озер Хасан и Лебяжье, являющихся сегодня самыми чистыми водоемами и главными источниками водозабора края. Отдав их китайцам (которые летом прошлого года, не став еще их полными владельцами, сбросили в воды озер большую партию промышленных отходов), уже невозможно будет строго следить за экологией озер. Администрация Приморского края, а вслед за ней администрации и местные думы остальных дальневосточных краев и областей, – оспорили передачу этих участков, назвав ее "немотивированной раздачей российской территории". Приморская краевая дума, обладающая правом законодательной инициативы, направила в правительство России предложение начать повторные переговоры с КНР, а демаркация границы на участке в 20 км в Хасанском районе по ее настоянию с 1993 года была приостановлена. Кроме того, приморские власти объявили часть территории Хасанского района заповедным угодьем, а землям вокруг оз.Хасан вместе с сопкой Заозерная, где в 1938г. шли бои, придали статус историко-культурного мемориального комплекса. Часть территории Хасанского района передана в управление казачеству, которое является одним из главных противников передачи земель китайцам. До поры до времени губернатору Приморья Е.Наздратенко удавалось действовать бескомпромиссно. И все же именно Туманганский компонент той преступной географической уступки, которая реализуется под ширмой демаркации, является, по нашему мнению, наиважнейшим. Общественность страны не должна давать себя убаюкивать словами о ничтожности уступок. Только русское сознание, загипнотизированное бесконечностью своих неосвоенных территорий, может с таким безразличием относиться к земле. Нигде в мире не уступают без боя ни одной пяди территории. Но в данном случае важно подчеркнуть, что речь идет об уступке совершенно особой территории. Китай рвется к этой территории так, как Россия в ее лучшие времена рвалась к Балтике, прорубая "окно в Европу". Туманганское окно имеет для Китая стратегическое значение. Перенос участка российско-китайской границы с фарватера реки Туманная на российский берег окончательно устраняет наиболее сильное ограничение со стороны России на строительство Китаем в устье реки Туманная мощного порта международного значения с потенциальным оборотом порядка 100 млн. тонн груза в год, который станет терминальным звеном трансконтинентального Евроазиатского маршрута. Порт может быть построен Китаем в течение 3-4 лет. Конечно, можно лукаво развести руками и сказать: "Какой особый смысл Китаю рваться в Японское море, если есть широкий выход к Желтому морю, в более перспективный Южный регион?" Однако подобный скептицизм по отношению к особому значению территории R может быть объяснен либо специальными обстоятельствами, либо глубокой неосведомленностью о сути происходящего в постсоветском мире, стремящемся к развертыванию различных схем нового мирового порядка. Ниже мы подробно рассмотрим связь этих схем с проектом Туманган. Здесь же – вновь вернемся к острой прагматике, побудившей нас вынести тему Тумангана на заседание нашего клуба. Указ Ельцина от 25 февраля 1996 года отменяет мораторий приморских властей на демаркацию границы, подтверждает, что она должна идти без каких-либо задержек, завершиться в установленный срок, и что условия договора 1991 года должны быть выполнены неукоснительно. На фоне предвыборной кампании, в условиях, когда президент все чаще обозначает патриотический поворот, такой указ, являющийся подтверждением верности козыревскому курсу, требует безжалостной патриотической экспертизы. И новый министр иностранных дел Примаков, и сам президент, и странные группы в его окружении должны знать, что туманганская проблема засвечена в общественном сознании ничуть не менее, чем проблема Курил, и что небрежность к этой проблеме породит ряд общественных последствий, соизмеримых с теми, которые имела курильская эпопея. Что это такое перед выборами – нетрудно предугадать. И самому президенту, и патриотическим группам в его окружении необходимо внимательнее вглядеться в контуры туманганской проблемы, особенно перед готовящимся визитом Ельцина в КНР. Но столь же внимательна должна быть в этом вопросе и патриотическая оппозиция. Есть определенный риск того, что чувство идеологической симпатии к великому коммунистическому Китаю может возобладать над трезвым пониманием национальных и государственных интересов. Это было бы недопустимым. И наконец, мы в очередной раз сталкиваемся в этом вопросе с проблемой издержек, вызванных идеологическим расколом общества и борьбой за власть. В ходе подобной борьбы велик риск того, что фундаментальные государственные интересы, безотносительные к идеологиям и властным перипетиям, могут быть сданы непоправимым образом. Глубоко порочна расхожая идея, что нам, де, мол, только бы власть взять, а там все будет исправлено. В нынешнем международном контексте, при нынешней плотности военных, финансовых и демографических потенциалов мира, существует целая серия сдач, которые не имеют обратной силы. Тем более, что смена власти не снимет самого фактора идеологической расколотости общества, но сделает это общество еще более чувствительным к внешним воздействиям, что в итоге может привести к очередной торговле фундаментальными государственными интересами со стороны неустойчивой власти, нуждающейся в геополитических и идеологических союзниках. Все эти соображения, уже достаточно внятно обозначенные нами в предыдущем докладе, посвященном проблеме СНВ-2, вновь проступают в связи с Туманганской эпопеей. Прочитывается в ее специфическом построении и еще более сильная и опасная тенденция, уже затронутая нами в связи с вопросами об устойчивом развитии. Еще раз обозначим суть и специфику этой тенденции. Государственные действия в сегодняшней мировой политике возможны на нескольких уровнях. Уровень (ранг) первый связан либо с реализацией собственной идеи нового мирового порядка (НМП), либо с проблематизацией самой такой идеи. Подобная проблематизация требует от элиты и народов того исторического субъекта, который отторгает принципы НМП, выдвижения другого Большого Исторического Проекта, отвечающего на вызовы XXI века. Долгое время политика СССР всерьез была увязана с идеей своего Большого Исторического Проекта – коммунистического. Именно наличие этого проекта как альтернативы всем вариантам "нового мирового порядка" делало СССР-Россию подлинной сверхдержавой. Именно кризис в понимании сути Большого Исторического Проекта, его фундаментальных смысловых оснований, кризис, начатый идеей "гуляш-коммунизма", а завершенный апелляциями к "шведской модели" и социал-демократии, привел к сбросу красной сверхдержавности. Добавим к этому, что православный универсалистский проект, реализовывавшийся до 1917 года, тоже был Большим Историческим Проектом другого рода. Имея подобный проект, российская универсалистская монархия могла определенным образом оперировать в мировом пространстве и оперировала в нем до тех пор, пока не подверглись эрозии основания православного Большого Исторического Проекта. Для того, чтобы понять, куда мы попали после аннулирования двух больших проектов, нужно четко обозначить более низкие уровни, связанные не с альтернативностью, не с большой исторической инициативой, а с более слабыми, но достаточно мощными уровнями глобалистской субъектности. Уровень (ранг) второй – это признание возможности НМП и борьба за тип НМП, выгодный для данного геополитического субъекта. Каждая мощная страна борется на этом уровне. Возьмем интересующий нас Азиатско-Тихоокеанский регион, и мы увидим, что подобная борьба за тип НМП носит характер холодной войны, а временами выплескивается протуберанцами войн горячих или почти горячих. Нечто подобное произошло во время последних маневров Китая вблизи Тайваня. Здесь речь шла об игре, пока еще все-таки об игре, имеющей своим вектором китаецентричную модель тихоокеанского региона. Ниже мы обратимся еще раз к рассмотрению вариантов НМП и борьбы за реализацию того или иного варианта великими державами мира. Здесь же мы лишь обозначим, что типы НМП существуют, и что борьба субъектов второго ранга за тип НМП – это еще один, менее высокий, чем первый, уровень глобалистской субъектности (Рис. 3). Третий уровень (ранг) – это борьба за место в рамках того или иного НМП. Не имея ресурсов для борьбы на первом и втором уровне, держава выбирает оптимальный для нее вариант НМП и начинает вписываться в этот вариант, борясь за то место в нем, от которого зависят все качества бытия или небытия народа этой державы. С этой точки зрения Россия могла бы (сугубо теоретически) бороться за место под солнцем того или иного НМП. Теоретичность этой возможности вытекает из огромности российского государства, особости его геостратегического положения и какой-то роковой неприязни самых разных участников мирового концерта к России как геополитическому субъекту любого ранга. Эта неприязнь в последнее время проявилась в том, что пресловутый Збигнев Бжезинский, долгое время называвший Россию "империей зла" (то есть альтернативным геополитическим субъектом, субъектом-антагонистом), теперь именует Россию просто "лишней страной". Как поступают с "лишними странами" мира – известно. Эти страны исчезают с карты планеты. И не надо говорить о торговле страхом или неистребимости основ нашего бытия. В истории человечества существуют исчезнувшие цивилизации и миры, иногда они оставляют после себя язык и культуру, а иногда не оставляют и этого. Для того, чтобы ничего подобного не случилось с Россией, надо не полагаться "на авось", не сужать свой горизонт до элементарных вопросов борьбы за эфемерную власть, а выстраивать, отстаивать, формировать свою субъектность в необходимых и отвечающих интересам такой страны, как Россия, глобалистских, геоэкономических, геостратегических и геополитических "субъектоформирующих средах". Пока что этого нет. Легкость, с которой самые разные силы приняли концепцию устойчивого развития, гибкость, которую самые разные силы проявляют в вопросе об СНВ-2, общественное невнимание к проблемам типа туманганской – все это симптомы безразличия к самому понятию о субъектности, безразличия к тому, что составляет действительное содержание государственной власти. Это безразличие означает, что Россия в своем падении с вершин имперского величия провалилась сразу на последний, четвертый уровень глобалистской субъектности. Четвертый уровень (ранг) предполагает фактическую бессубъектность, то есть готовность ситуационно отдаваться во власть любому субъекту, не рефлексируя даже по части того, каковы интересы этого субъекта и что предполагает эта отдача во власть. На этом уровне доминируют интриги, мелкие удельнокняжеские соображения, а зачастую – страх или корысть, самые банальные мотивы действий колониальных администраций. Ранг 1 Отстаивание и реализация собственного Большого Проекта и формулы Нового Мирового порядка Ранг 2 Борьба в качестве союзника субъектов 1 ранга за определенный тип НМП Ранг 3 Борьба за конкретное выгодное место в рамках чужого НМП Ранг 4 Бессубъектность – обреченность любому месту в любом НМП Рис 3. Уровни государственной субъектности Глубокого уважения заслуживают те мужество и настойчивость, с которыми губернатор Приморья Наздратенко долгое время отстаивал вопреки всему общие интересы России в Приморье. Но столь же глубокое недоумение вызывает и то, что подобная борьба Наздратенко, которая по сути своей не может иметь сколь-нибудь высоких мотивов для своего прекращения, вдруг оказалась резко свернутой. Тревожные сообщения, поступающие нам касательно подобного свертывания, позволяют делать самые разнообразные суждения по поводу мотивов. Но мы сознательно не обсуждаем эти мотивы, призывая руководителей края, вопреки тяжелейшему положению, сложившемуся там, вопреки рухнувшим на Приморье экономическим и другим проблемам, вопреки брошенности центром, сохранять верность общим идеям российского суверенитета, и главное – отстаиванию общих принципов российской субъектности. Все возможное для того, чтобы поддержать приморцев в этой борьбе, будет сделано. Все возможные механизмы воздействия на самые разные политические силы, декларирующие свой государственнический патриотизм в московских офисах и кабинетах, будут немедленно задействованы. Примером тому – данный доклад на нашем клубе, который не останется втуне и найдет для себя самую разнообразную элитную, и не только элитную, аудиторию. Но если, вопреки всем призывам и всем принципиальным государственническим аргументам, администрация края и далее будет демонстрировать свою сломленность и сервильность, то нам придется глубже исследовать мотивы, порождающие подобный слом, в поведении определенных групп так называемого "Пакта" и лидера этих групп Наздратенко. В любом случае ускоренное внедрение туманганской авантюры в жизнь Приморья и России в целом необходимо остановить. Исходя именно из этого, мы проводим системный анализ туманганской проблемы, соединяя в этом анализе самые общие позиции с сугубой государственной прагматикой. Дело в том, что лживо манифестируемая эфемерность проекта "Туманган" призвана скрыть то, что в последний год многочисленные "маневры", проводимые субъектами второго и третьего ранга, борющимися за вариант НМП (Китай) или за свое место в том или ином НМП (Северная Корея), начинают сворачиваться в определенном фокусе, отвечающем определенному варианту НМП в макрорегионе. Это сворачивание вряд ли является окончательным, ибо противоречия в регионе крайне велики. Подобное сворачивание вообще было бы невозможно при самой минимальной субъектности России, ибо данное сворачивание, стягивание геополитических векторов в одну узкую линейную зону, реализуется за счет российских интересов, с помощью отдачи кусков этих интересов разным субъектам азиатско-тихоокеанского процесса. Этот принцип "всем сестрам по серьгам" проглядывает через недавний саммит представителей государств Европы и Азии, чьи счастливые лица и общие сентенции о том, что договорились (о чем и за счет кого?), – могут лишь подчеркнуть зловещий характер развертывания движения в сторону определенного НМП на фоне бессубьектности великой прежде (и даже не приглашенной на данный саммит!) России. В этом смысле вчерашняя эфемерность Тумангана обращается в жестокую предопределенность в становлении этой новой точки роста НМП. Причем такого НМП, который, как, впрочем, и его глобалистские собратья, ничего, кроме крайней степени угрозы России, с собой не несет. Об этом – в следующих частях данного анализа. Часть 1. Туманган и транснациональные проекты для России К концу XX века мир вступил в эпоху глобальных экономических проектов, позволяющих связать доселе отделенные друг от друга регионы земного шара в единую промышленную, финансовую, торговую общность. Однако, это совсем не означает, что мировые политические, экономические и военные центры силы сливаются в братском порыве. Напротив, конкуренция между ними становится тем острее, чем доступнее – как с точки зрения транспортной, так и с точки зрения развернутости инфраструктуры – становятся регионы мира. Крупные транснациональные проекты превращаются в новое высокоточное оружие экономической войны между ведущими державами мира. Мощное вливание финансовых средств и новейших технологий в относительно небольшой участок территории или в одно структурное звено промышленности нередко позволяет транснациональным корпорациям взломать национальные границы государства и на десятки лет поставить его в зависимое положение. Достаточно взглянуть на список крупных экономических проектов в России, чтобы понять, насколько эффективно пользуются ТНК этим оружием. В 1995г. канадский концерн "Кондор" представил на рассмотрение представителей администрации Приморья и Минатомэнерго РФ проект атомной электростанции, рассчитанной на 60 лет эксплуатации. Используя тяжелейший энергетический кризис, в котором оказались предприятия Приморья, канадский концерн вынудил руководителей края согласиться на строительство АЭС, от которой приморцы наотрез отказались в конце 80-х годов. Кроме фирмы "Кондор", в проект будут инвестировать Южная Корея, Китай, Япония и США. Понятна дальнейшая степень зависимости региона и от импортного топлива, и от импортных технологий, и от импортных специалистов и капиталов. Одновременно с этим проектом крупнейшая японская фирма "Сумитомо" сумела добиться участия в строительстве электростанции в свободной экономической зоне "Находка" вместе с российским предприятием "СЭЗ-энергия" и АО "Дальэнерго". Корпорация проявляет такую заинтересованность в реализации проекта, что готова самостоятельно приступить к возведению электростанции в случае, если российские предприятия не смогут принять в нем участие. Только два эти проекта – уже поставят энергетику края в плотное подчинение ТНК. После визита премьера Черномырдина в США международный консорциум MMMSM, представляющий фирмы США, Великобритании и Японии, получил лицензии на разработку богатейших шельфовых месторождений нефти и газа (крупнейший в России проект с участием иностранного капитала "Сахалин-2"). Добываемый консорциумом газ будет поставляться по трубопроводам в США, Японию, Южную Корею, а также на Тайвань, Таиланд, Сингапур. Система всех хозяйственных связей Сахалина при этом неизбежно переориентируется на этих ключевых торгово-экономических партнеров, с очевидными дальнейшими геополитическими последствиями. И, наконец, "проект века" – "район экономического развития реки Туманган". На стыке границ трех государств – Китая, Северной Кореи и России – на территории примерно в 10 тыс. километров и с населением 300 млн. человек должна быть создана свободная экономическая зона, а также (внимание!) новая транспортная магистраль из Северо-Восточной Азии в Европу. Туманганский проект с его идеей аренды территории у участников проекта и совместного управления ею, как уже говорилось, открывает для Китая запертый прежде выход в Японское море. Весь грандиозный проект изначально был построен на том, что деловой центр – сердце зоны свободного предпринимательства и торговли – должен располагаться именно на этой территории площадью в 1 тыс. кв. км. На значительном удалении от центра зоны должен находиться собственно район экономического развития, представляющий собой обширную равнину площадью в 10 тыс. кв. км. И наконец, вся долина реки, куда входят пограничные территории трех стран, будет объявлена беспошлинной и безвизовой зоной. По заманчивому заверению ООН, этот план соединит интересы участников проекта, используя их богатые природные ресурсы и дешевую рабочую силу, с интересами Южной Кореи, Японии, США и транснациональных корпораций, которые предоставят капитал и технологии. Участки территории трех стран будут переданы в фонд создаваемой корпорации по строительству зоны ("при сохранении национального суверенитета"), а международное управление зоной будет совместным. Масштабность проекта предполагает и огромные инвестиции порядка 30 млрд. долл. в течение 15-20 лет, причем в процентном соотношении они распределяются так: 70% – Китаю, 25% – Северной Корее и всего 5% – России. Так как главными вкладчиками в проект станут развитые страны – Япония, Канада, США, Южная Корея, они же получат основную часть доходов и будут определять основную стратегию его развития. Среди стран-участниц в наибольшей степени в реализации проекта, как видно хотя бы из цифр инвестиций, заинтересован Китай: он получает право выхода в незамерзающее Японское море и имеет возможность построить большой речной порт. Опираясь на финансовую поддержку Японии, Китай собирается провести огромные работы по расширению и углублению реки Туманган, чтобы сделать ее судоходной для морского транспорта. Это откроет прямую дорогу поставкам китайского зерна и товаров в Японию, возникнет новая система связей между провинциями северо-востока Китая и префектурами западной части Японии, а геостратегически проект свяжет для Китая Желтое и Японское моря. Наконец, проект будет содействовать ускоренному промышленному развитию соседней с Приморьем провинции Хэйлуцзян, решая архиважную для Китая проблему социально-экономического контраста между собственным "богатым и динамичным Югом" и "бедным Севером". Исходя из такого значения проекта, Китай намерен инвестировать в него свыше 10 млрд. юаней. Японцы видят для себя выгоды проекта в том, что сумеют ускорить экономическое развитие относительно отсталых западных районов Японии, установить и расширить прямые каналы получения дешевого сырья из северо-восточного района Китая и российского Дальнего Востока. Поскольку расстояние между Ниигатой и устьем р.Туманная составляет всего 850 км, в Японии считают, что будущий порт может стать идеальным перевалочным пунктом для проникновения на китайский и европейский рынки. Южная Корея предполагает инвестировать 100 млн. долл. в расположенный в зоне проекта китайский город Янцзи, также намереваясь извлечь из этого выгоду выхода на рынок северо-китайских провинций. Изолированная от моря Монголия также высказывает высокую заинтересованность в проекте, поскольку намерена экспортировать свое сырье и продукцию через будущий порт. Что дает участие в проекте нашей стране? Инвестиционный фонд для России весьма невелик – 5%. Строительство нового порта на этом участке, где расположены порты Хасан и Восточный, представляется для России бесперспективным, но даже если бы и пришлось его построить, говорить о принципиальном улучшении инфраструктуры для морского судоходства нельзя. Считается, что благодаря участию в международной торговле по проекту "Туманган" получит импульс экономика Дальнего Востока и более успешной станет структурная перестройка промышленности региона. Однако ниже мы остановимся на вытекающих из проекта "Туманган" безысходных перспективах развития российского Дальнего Востока, из чего станет ясно, что на самом деле, России, по-видимому, предоставляется возможность торговать только своим "географическим положением". При видимом отсутствии для России положительных сторон проекта, негативных, напротив, достаточно много: – утрата значения Транссибирской магистрали вследствие жесткой конкуренции со стороны строящейся, а на некоторых участках введенной в строй трансазиатской магистрали, соединяющей Турцию, Среднюю Азию, Средний Восток с АТР; – резкое уменьшение значения дальневосточных портов – Находки, Владивостока, Зарубино, Хасана и Восточного – из-за серьезной конкуренции с новым портом в устье Туманной; – вследствие этого, резкое ослабление стратегического значения всего Дальнего Востока и сведение до минимума позиций Центра в Приморье; – возникновение геоэкономического альянса Китай-Казахстан-Турция, в который втягивается Приморье, фактически направленного против интересов России; – нарушение баланса сил в Приморском регионе и появление мощного импульса центробежных тенденций; соответственно, резкая актуализация угрозы потери Дальнего Востока России. Даже беглое перечисление очевидных негативных последствий проекта для России требует углубленного анализа его ключевых измерений. Часть 2. Многополярный Восток Рассмотрение конкретного экономического проекта с его плюсами и минусами, определением интересов всех сторон, задействованных в нем, дает шанс подняться на макроуровень и представить себе картину общей расстановки сил, позиций разных государств, рассмотреть причины, побуждающие их к тем или иным коалициям и союзам в Азиатско-тихоокеанском регионе. За прошедшее десятилетие коренным образом изменилась роль регионов земного шара. Экономические и политические эксперты наперебой утверждают, что теперь центр тяжести в экономической, а также и в политической области сместился от Атлантического в сторону Тихого океана. По-видимому, именно Азиатско-тихоокеанский регион составляет и главное поле эксперимента по формированию вариантов, структуры и возможностей нового мирового порядка. Один из главных параметров этого НМП – переход от военно-политической и идеологической конфронтации к войне экономических субъектов. Теперь торговля не соединяет государства в единый региональный рынок взаимовыгодного сотрудничества для увеличения делового успеха, но означает жесткое и бескомпромиссное стремление к экономическому лидерству. Именно оно в АТР увеличивает межгосударственные трения и ужесточает торговую войну (США – Япония), усиливает гонку вооружений, обостряет территориальные проблемы (Япония и Россия из-за Южных Курил, спорные острова Южно-Китайского моря). Мощные государства стремятся усилить свою роль в ущерб интересам всех остальных стран. 2.1. Китаецентризм Действующие в регионе крупнейшие страны-лидеры – США, Китай и Япония – во многом, но не во всем определяют стратегию его развития. Активно развивающиеся государства-сублидеры, такие как Малайзия, Австралия, Южная Корея, ощущая политическое и экономическое давление лидеров, стремятся противостоять ему через создание экономических блоков (таких как АПЕК и ЕАЕК). Данное обстоятельство, видимо, отражает генеральную тенденцию мировой торговли, которая будет во все возрастающей степени разбиваться на региональные торговые блоки. В сущности, подобное региональное разделение торговли уже происходит – в европейском торговом блоке (ЕЭС) доля внутренней торговли составляет 70%, в американском – 50%, в азиатском -40%. В то же время именно торговые блоки ведут поиск форм и нащупывают структурные принципы "нового мирового экономического порядка" в каждом регионе. В торговый блок АПЕК (Совет экономического сотрудничества АТР), созданный в 1989г. по инициативе Австралии, в качестве членов-учредителей вместе с шестью государствами АСЕАН входят Япония, Корея, Новая Зеландия, США и "три Китая" (КНР, Тайвань, Гонконг). АПЕК несет на себе отпечаток тенденции государственного развития страны-организатора этого блока – Австралии, который заключается во все более быстрой "азиатизации" страны. Из 17,5 млн. населения Австралии 2 млн. составляют иммигранты из Гонконга, Вьетнама, Филиппин и других стран Азии. "Белое" прежде государство приобретает новый оттенок. Австралия не собирается препятствовать потоку иммигрантов из Азии, так как они становятся проводниками азиатского капитала в экономику страны. Но в то же время она не желает простой трансформации из европейского в азиатское государство. Отсюда и исходит идея осуществляемой в стране осознанной перестройки и демографической структуры, и промышленности, с целью формирования общенациональной категории "австралиец". Не желтый, не белый, а "золотисто-медовый" мир – вот идеал Австралии XXI века. Таким же видит Австралия и свой торговый блок, в котором должны слиться входящие в АПЕК представители желтой расы и "белых" государств. ЕАЕК (Экономическая конференция Восточной Азии) была создана в декабре 1990 года по инициативе Малайзии и является блоком только "желтых" государств. В эту организацию вошли члены АСЕАН, Япония, Корея, Тайвань, Гонконг и КНР. А вот Австралия, Новая Зеландия, США и Канада – "государства белых людей", входящие в АПЕК – еще на стадии формирования организации были исключены из возможного круга участников. Если Австралии приходится решать проблему взаимоотношений "желтой" и "белой" рас и их капиталов, то Малайзия, лидер торгового блока ЕАЕК, озабочена проблемами внутри "желтого круга". ЕАЕК является для нее "ограничителем" безудержного распространения экономического влияния китайцев. Задача блока – в предотвращении возможности создания в регионе вертикальной экономической системы с абсолютным главенством КНР при поддержке огромных капиталов китайской диаспоры – и одновременно в формировании "безопасного" горизонтального взаимодействия между национальными экономиками всех членов блока, включая Китай. Таким образом, "ограничение" распространения экономического влияния китайцев не означает войны. Напротив, в Малайзии, где 30% китайцев владеют 70% частного капитала, но зато политическая власть принадлежит малайцам, экономический прорыв последнего десятилетия строился на принципе: "Сопроцветание народов страны определяется балансом между политическим влиянием малайцев и экономическим влиянием китайцев". Исходя из своего опыта, Малайзия и заложила в ЕАЕК "скрытую программу", которая должна сформировать в регионе систему сосуществования двух сил – китайской и некитайской. Китайский капитал в регионе обладает огромной экономической мощью. По имеющимся оценкам, китайцам, составляющим в Индонезии 3% населения, принадлежит 70% частного капитала. В Таиланде это соотношение – 9% и 80%, на Филиппинах – 2% и 50%. Лет через 10 подобный процесс может привести к созданию единой китайской экономической сферы, простирающейся от Пекина до Джакарты, и данную перспективу очень хорошо понимают в Пекине. В Государственном комитете планирования КНР разработана экономическая схема лидирования Китая в регионе, которая получила название "Стратегии трех треугольников". Ее сценарий предусматривает сначала развитие новых отношений взаимозависимости в "малом треугольнике" КНР – Гонконг – Тайвань, затем укрепление "среднего треугольника" КНР – Новые индустриальные страны (Тайвань, Гонконг, Сингапур) – АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам), и, наконец, образование "большого треугольника", в который кроме КНР, НИС и АСЕАН входят также Япония и США. Если "малый треугольник" объединяет китайские страны, настойчиво собираемые КНР под свою руку, то "средний треугольник", заложенный в этот сценарий, как раз и означает формирование такой экономической сферы, в которой НИС и АСЕАН оказались бы зависимыми от материкового Китая благодаря китайской диаспоре. "Большой треугольник", опирающийся на "малый" и "средний", означал бы уверенный выход объединенного китайского капитала на широкую финансовую арену региона, где пока безраздельно царят лидеры – США и Япония. Однако, и АПЕК, и ЕАЕК, при всей сложности взаимоотношений с китайским капиталом, не только не исключают экономического влияния китайцев на формирование азиатского центра силы, но впрямую базируются на нем. Зато главной мишенью обоих блоков являются США, составляющие ведущую ось НАФТА (Североамериканское соглашение о свободной торговле с участием США, Канады и Мексики), И если Австралия, как лидер АПЕК, вынуждена лавировать между заокеанскими "белыми братьями" и внутренним "золотисто-медовым миром", то Малайзия критикует НАФТА с жесткостью, присущей антиамериканизму всей исламской цивилизации. Что касается Японии, она стоит перед выбором своей позиции при создании нового экономического порядка в АТР. Во всяком случае, Япония в последнее время явно переориентировала свою внешнюю торговлю с США на азиатские страны (особенно Китай, Малайзию, Тайвань, Южную Корею и Сингапур). Фирмы США и Западной Европы, в свою очередь, перестали быть основными зарубежными инвесторами в регионе, а их место заняли страны "азиатской четверки" – Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Гонконг. Однако помимо явной экономической экспансии, сегодня следует всерьез принимать во внимание и базисные изменения военной китайской стратегии. Исторические "пульсации" стратегической политики Китая, обладающего наиболее полной в мире историографией, хорошо изучены. Одним из крайне значимых факторов этих пульсаций является отчетливая и сквозная историческая корреляция между политико-экономической мощью и демографической массой "Поднебесной империи" – и агрессивностью китайской внешней политики. Данный фактор, вполне характерный и для любых других, в том числе европейских империй, в Китае всегда имел две важные особенности: крайне накаленный, иногда резко шовинистический культурно-цивилизационный "китаецентризм", и связанное с "восточным" типом государственного сознания – очень пластичное, "плюралистичное" отношение к правовой сфере межгосударственных отношений. Эти обстоятельства заставляют при анализе сегодняшнего Китая, после распада СССР объективно вышедшего из субимпериалистической зависимости от Советской империи, учитывать не только очевидные тенденции стремительного повышения демографического, экономического, военного, политического и т.д. веса КНР на мировой арене, но и возможные последствия упомянутого шовинистического китаецентризма. А материала для анализа этой проблемы Китай предоставляет достаточно. Начиная с 1987г. в Китае различными (пока не официозными) СМИ регулярно и все настойчивее озвучивается новая геостратегическая доктрина, в которой указывается объективное существование одновременно двух типов границ: географических – общепризнанных и юридически согласованных – и стратегических, определяемых как "пределы, которые государство может контролировать военной силой", причем, если стратегическая граница долгое время объемлет географическую, последняя может быть расширена до ее пределов. Отметим, что такая концепция весьма напоминает американскую модель "зон жизненно важных интересов", хотя, вероятно, способна заходить гораздо дальше данной модели. Одновременно наступающая сейчас эпоха в китайской прессе все чаще характеризуется как "Эпоха сражающихся царств". Не вдаваясь в детализацию, кто именно и с кем должен сражаться, отметим лишь, что и тон внешнеполитических заявлений Китая, и его жесткость в пограничных спорах с Россией, Казахстаном, Кореей, Вьетнамом и другими странами, и демонстрация Пекином готовности вступить в острую конфронтацию даже с США при развитии конфликтной ситуации с Тайбэем – показывают, что в близком будущем вышеописанная "новая стратегическая доктрина" вполне может стать официальным базисным принципом китайской политики. В связи с этим Россия должна ясно представлять, что частные факты территориальных уступок есть для Китая прежде всего осознанные тесты на государственную жесткость слабеющего от внутреннего хаоса соседа. Отдача освященного пролитой солдатской кровью о.Даманский, уступки по Тумангану, отсутствие серьезного сопротивления китайского демографической экспансии на Дальнем Востоке – на символическом языке, которым очень хорошо владеют в Пекине, будут однозначно поняты как возможность беспрепятственного расширения на север и северо-восток китайских "стратегических границ". 2.2. Великое азиатское пространство: США, Япония, Китай США, Япония и Китай, рассматривая АТР как одну из важнейших зон своих стратегических, военно-политических и экономических интересов, естественно, входят при этом в конфликт с лидерскими планами друг друга. Америка опасается роста Китая и потому пытается, как считают китайцы, затормозить экономическое развитие КНР, раздробить страну и свести на нет лидерство Китая в регионе. Наращивая связи с соседями Китая, США стремятся таким образом создать вокруг него стратегическое кольцо (нормализация отношений США с Вьетнамом, стремление продать истребители Ф-16 Индонезии и Филиппинам, улучшение отношений с Индией). На эту же цель направлены развитие отношений США с Монголией, политический диалог с Лаосом, налаживание контактов с КНДР. Еще одну угрозу для себя Вашингтон видит в упорных попытках Китая осуществить присоединение Тайваня и решить в свою пользу вопрос о спорных островах в Южно-Китайском море. И хотя в военно-стратегических планах США отводят Японии ключевую роль, одновременно американская администрация стремится не допустить укрепления на Дальнем Востоке позиций Японии, стараясь держать ее на положении сильного, но подчиненного союзника. Китай является главным долгосрочным вызовом для США и Японии. Имея население более одного миллиарда человек, обладая огромными вооруженными силами, ядерным оружием и средствами доставки, Китай уже сегодня способен влиять на все страны региона. Любые внутренние изменения в Китае чреваты для его соседей непредсказуемыми последствиями. Во внешней политике Китай открыто демонстрирует свою силу и амбиции в территориальных спорах почти на всех своих границах: с Россией – о границе на востоке, с Японией – о принадлежности островов Сенкаку, с Тайванем – по поводу воссоединения, с Филиппинами, Малайзией и Вьетнамом – относительно островов Спратли, с Вьетнамом – по общей границе на юге. Вступая в конфликты внутри региона, Китай, тем не менее, чтобы воспрепятствовать распространению влияния Японии и США в АТР, последовательно помогает укреплению северокорейского режима. Япония бурно развивает торговые и культурные связи с Китаем и предоставляет ему значительную экономическую помощь. Кроме того, она является одним из основных инвесторов в экономику КНР. Однако, главным инвестором, после зарубежных китайцев, как ни странно, являются для Китая США. Американцы продают ему современную технологию, включая суперкомпьютеры, способные имитировать ядерные испытания и конструировать оружие. В 1995 году КНР заработала порядка 40 млрд. долл. чистых экспортных поступлений на американском внутреннем рынке. Интересно в этой связи отметить психологию восприятия двумя народами друг друга. Американцы воспринимают коммунистический Китай как мощную угрозу, но то же время стараются не сорвать начавшийся процесс сближения между государствами. Восприятие же китайцами американцев почти полностью отрицательное. Так, опрос, проведенный газетой "Циннянь жибао" среди китайской молодежи, выявил 81% респондентов, квалифицировавших США как "наиболее недружественную страну". Япония не демонстрирует пока отчетливой самостоятельной политики со странами Восточной Азии, по большинству вопросов солидаризуясь с США (позиции по ядерной программе КНДР, межкорейскому диалогу и т.д.). Однако в отношении США интонации Токио в последнее время нередко оказываются все более неуступчивыми (дискуссия по базам на Окинаве, таможенные протекционистские барьеры и т.п.). Поскольку прошлая жесткая колониальная политика "Страны Восходящего Солнца" не изгладилась из памяти соседних государств, японские правящие круги, несмотря на подавляющий экономический потенциал, стремятся действовать в регионе крайне осторожно. Так, например, Япония практически ежегодно приносит свои извинения корейскому народу за совершенные в колониальную эпоху злодеяния, пытаясь таким образом создать себе "новый имидж". В том же, что касается экономических связей, Япония действует активно и наступательно. Огромный приток японских инвестиций в экономику Южной Кореи во многом создал "южнокорейское экономическое чудо" (японские инвестиции только в 1994г. составили 1 млрд. долл., а объем японо-южнокорейской торговли достиг 40 млрд. долл.). В то же время Япония очевидным образом не заинтересована в объединении двух Корей и возникновении сильного регионального экономического конкурента. Учитывая все эти обстоятельства и очень непростую динамику американских позиций в АТР, в феврале 1995г. президент Клинтон отказался от инициативы Дж. Буша по поэтапному сокращению американских вооруженных сил в СВА до 2000г., и принял новую стратегию, главная цель которой – сохранение уровня военного присутствия США в регионе в 100 тыс. военнослужащих. Такая стратегия возможна благодаря договорам и соглашениям с Японией, Южной Кореей, Таиландом, Сингапуром, Австралией и Новой Зеландией, а также партнерским отношениям с рядом государств ЮВА – то есть всей той системе стратегических политико-экономических гарантий, которые США долгое время создавали в регионе и которые позволяют им продолжать удерживать здесь ведущую роль. Часть 3. Место России в регионе Изменив свои политические ориентиры, Россия потеряла в регионе всех прежних друзей и не сумела приобрести новых. После распада СССР фактически пришли к точке замерзания как политические, так и экономические отношения: – с Северной Кореей: в отношении КНДР российской стороной были предприняты целенаправленные действия по свертыванию отношений, а в мидовской концепции внешней политики был записан тезис о "неизбежном отдалении" от этой страны; – с Вьетнамом: бывшая дружественная страна, крайне расположенная к России, практически потеряна для контактов; а ведь это государство с достаточно развитой экономикой и одной из мощнейших армий в регионе. – с Японией: японские инвестиции в нашу экономику минимальны, совместные проекты интересуют японцев только с точки зрения немедленной отдачи вложенных средств, политические отношения напряжены из-за территориального спора по поводу Южно-Курильских островов. Более или менее благополучными кажутся наши отношения с Южной Кореей – поддерживается интенсивный политический диалог, расширяется взаимная торговля (в 1995г. она составила 3 млрд. долл.), развиваются культурные и научные связи. Однако Южная Корея уже очевидно пользуется Россией как "проводником" своей политики и политики США как на Корейском полуострове, так и в регионе в целом. Достаточно двусмысленно выглядят наши отношения с Китаем. Официально наши контакты, в особенности военные, развиваются успешно. Неофициально Китай инициирует постоянное торговое, демографическое, территориальное давление на Россию. Отношения России и США и спектр связанных с ними угроз для РФ в данной аудитории, видимо, описывать нет необходимости. Для определения экономического места России в АТР следует обратить внимание на то, что Российская Федерация как целостный экономический субъект на сегодняшний день, увы, почти не существует – есть конгломерат оторванных друг от друга промышленных регионов и производственных узлов. В свое время в стране сложился определенный тип территориального расположения крупного производства, приведший к узкой экономической специализации регионов. Процесс хозяйственного освоения и размещение хозяйства происходили с запада, от центральных экономических районов страны, на восток и север. При такой концепции малоосвоенные восточные районы становились в основном поставщиками сырья и имели главным образом добывающую промышленность, среднеосвоенные территории Урала и Зауралья сосредоточивали у себя производство промежуточных продуктов, а старопромышленные регионы центра специализировались на выпуске финальных изделий. После распада СССР России пришлось пожинать плоды дезинтеграции союзного экономического пространства, дестабилизации экономики, усиления регионального монополизма. Три звена единой народно-хозяйственной цепи оказались разомкнуты. В 1992 году была резко изменена схема централизованного обеспечения Дальнего Востока: за право на экспорт 30% местной продукции и оставления у себя 40% валютной выручки, за право на создание СП с участием иностранного капитала – предприятиям региона пришлось перейти на самообеспечение. Экономическая "свобода" дорого обошлась Дальнему Востоку – он оказался перед необходимостью в одиночку решать задачи структурных изменений экономики, стимулирования экспортных отраслей, выживания инфраструктуры, транспорта, связи, создания новых рабочих мест, преодоления отставания по уровню жизни от остальных территорий. Отсутствие государственной поддержки, постоянное повышение тарифов на перевозки грузов по Транссибу, падение прежнего уровня спроса на сырье из-за резкого сокращения объемов производства предприятиями центральных областей – все это вместе взятое приводит дальневосточные регионы к экономическому и социально-психологическому отторжению от остальной страны. К примеру, в январе этого года на конференции "Ассоциации взаимодействия Дальнего Востока и Забайкалья" руководители территорий заявили, что федеральное руководство, пренебрежительно относясь к региону, само толкает его жителей к созданию Дальневосточной республики. Часть 4. Россия и Китай: борьба интересов 4.1. Борьба за грузопотоки Сегодня Транссибирская железнодорожная магистраль является стратегической "транзитной монополией" России во всем евроазиатском регионе. Однако, сохранение такой роли Транссиба и примыкающих к нему портов РФ на Балтике, Черном, Азовском, Белом морях и на Дальнем Востоке в ближайшем будущем маловероятно. Для такого тревожного вывода есть множество оснований. Во-первых, резкое ухудшение эксплуатационного состояния сети железных дорог России и подвижного состава, что вызывает сбои в графиках движения и увеличивает сроки доставки грузов. По уровню изношенности и дефициту пропускной способности пограничных станций и терминалов в РФ лидируют именно железные дороги Восточной Сибири и Дальнего Востока и примыкающие к ним порты. Кроме того, в 1995г. при потребности в 400 тепловозов МПС смогло закупить лишь 30. Во-вторых, до сих пор не определенный статус железных дорог бывшего СССР, "рассредоточенных" между странами Содружества, существенно затрудняет планирование и координацию перевозок. В-третьих, политические трения России с соседями по бывшему Союзу, особенно с Балтией и Украиной, затрудняют международный транзит, а также внешнеторговые перевозки России. Кроме того, следует учесть конкурирующие с железнодорожными морские перевозки грузов в направлении Азия – Европа. И хотя, по оценкам специалистов, переток контейнеров с морских путей на железнодорожные в среднесрочной перспективе будет прогрессивно возрастать, увеличение скорости и эффективности морских контейнеровозов обязательно обострит конкуренцию. Уже сейчас морской путь вокруг Азии объективно обеспечивает в 1,8 раза большую среднюю скорость грузопотока, чем Транссибирская магистраль. Совокупность этих и им подобных факторов отрицательно сказывается на конкурентоспособности Транссиба и примыкающих к нему артерий, а объемы евроазиатского транзита через РФ стремительно падают. Однако, главной причиной уменьшения роли Транссиба стала причина политическая – падение международного авторитета России и одновременное возрастание его у Китая. Именно КНР, в силу интенсивности своего экономического развития и увеличения объема торговли со странами региона, становится более сильным магнитом, привлекающим к себе азиатско-европейские грузопотоки. Китай уверенно стремится занять центральное место как в качестве экспортно-импортной державы, так и государства, где сходятся транспортные магистрали региона, разрабатывая или принимая участие в проектах, альтернативных Транссибу. Центральным проектом, обходящим Транссиб и берущим на себя его грузопоток, является близкий к реализации проект Трансазиатской железнодорожной магистрали, приводящий в новых условиях к возрождению Великого шелкового пути. В случае полной реализации проекта трансазиатская магистраль будет на 2,7 тыс. км короче действующих и охватит страны Закавказья, Среднего Востока, Средней Азии, Западной и Восточной Европы с выходами в порты Китая и Кореи на Японском, Желтом и Восточно-Китайском морях. При этом в перспективе неизбежно усилится демографическое и экономическое давление Китая на Приморье с очевидными и неприятными долгосрочными последствиями. Поскольку ряд проектных разработок, связанных с зоной Туманган, предполагает первоочередное подключение к новой магистрали именно этого региона, следует детальнее рассмотреть трассу во всех ее главных, в том числе неэкономических измерениях. Начиная с глубокой древности, Евразию почти всегда пересекали сквозные торговые маршруты и караванные тропы. Прерываясь время от времени в результате крупных войн, великих переселений народов и появлений кочевых номадических империй, эти пути и тропы неизменно возрождались, являясь главным мостом торговой, политической и культурной коммуникации между Востоком и Западом. Древнее собирательное название этих маршрутов "Великий шелковый путь" в Новое время уже не соответствовало содержанию, но суть оставалась неизменной. Осознание трансконтинентальной судьбы России и ее необходимой вовлеченности как в европейские, так и в азиатские дела произошло уже в XVIII веке, но реализация миссии транспортного моста через континент принадлежит лишь веку XIX, когда в связи с проблемами европейской (прежде всего балканской) и дальневосточной политики была воплощена идея Витте и Менделеева по строительству Транссибирской железнодорожной магистрали и КВЖД. Заметим, что очень существенные планы с Транссибом связывали и некоторые государства Западной Европы: не случайно одним из самых горячих союзников Витте по идее Транссиба был министр иностранных дел Франции Габриэль Аното, в 1896 г. настойчиво предлагавший соединить Европу и Азию сквозным железнодорожным сообщением. Транссиб с самого начала резко расширил возможности России как в смысле политического доминирования на Дальнем Востоке и возможностей ресурсного, политического и военного маневра, так и в смысле обеспечения качественно нового уровня освоения крайне отсталых сибирских регионов. Большую роль он играл и в сфере международной экономики, принося России немалую плату за импортный транзит. В Европе идея создания новых мощных сухопутных трансевразийских транспортных мостов зародилась в 30-х годах, когда стало ясно, что Советская империя разваливаться не собирается и, значит, не позволит проводить европейскую экономическую и политическую экспансию в Центральную Азию и Китай через Транссиб. Новый импульс эта идея получает после Второй Мировой Войны в ходе становления "экономической цивилизации ТНК", когда рядом западных экономистов впервые озвучивается концепция необходимости возрождения Великого Шелкового Пути (ВШП). Первый шаг к практическому воплощению идеи сделан в конце 70-х – начале 80-х годов под патронажем ООН, когда ЮНЕСКО направило в Южную и Центральную Азию несколько экспедиций с задачей собрать материал для анализа возможности возрождения ВШП. Экспедициям была поставлена цель обследовать основные исторические варианты ВШП – степной, пустынный и морской; при этом указывалось, что появление подобной транспортной магистрали сулит фундаментальное переформирование не только региональных, но и мирового рынка. Таким образом, заявленная от лица ООН идея возрождения ВШП явно была идеей трансформации мировой экономики по стратегическим концепциям ТНК, рассматривающих магистраль как плацдарм для экономического освоения Евразии. Когда в мае 1992 г. на встрече глав государств и правительств Средней Азии, Казахстана, Турции, Ирана и Пакистана С.Ниязов впервые заявил идею возрождения Великого Шелкового Пути как торгового моста между Востоком и Западом, он уже базировался на этих, еще доперестроечных изысканиях ЮНЕСКО. В минимальном варианте для реализации проекта оказалось достаточно соединить железнодорожной веткой туркменскую часть магистрали Ашхабад-Ташкент-Алма-Ата с иранским городом Мешхедом, и построить участок линии Актогай-Дружба на территории Казахстана, с общей протяженностью двух трасс 300 км. При этом возникает единая трансазиатская магистраль длиной 10000 км, связывающая Средиземное море, Стамбул, Тегеран через Ашхабад, Ташкент, Алма-Ату с Китаем, Южной Азией и Дальним Востоком. Отметим, что казахстанская часть дороги уже введена в строй и эксплуатируется с весны 1994г., а туркмено-иранский участок планируется сдать в эксплуатацию в ближайшие месяцы. Список участников реализуемого проекта очень многозначителен. Не отрицая идеи "Евразийского транспортного моста" ТНК, он, с учетом особой настойчивости Турции в признании этого проекта, явно корреспондирует с концепцией "Великого Туркестана" и рассматривается как транспортно-коммуникативный хребет такого геополитического образования. Учитывая лозунг "Великий Туркестан от Казахстана до Марокко", под которым исламистская "Партия Благоденствия" Неджметдина Эрбакана победила на последних парламентских выборах в Турции, возможность воплощения ВШП как хребта пантуранистского проекта уже вовсе не представляется иллюзорной. Идея нового ВШП была активно поддержана и Китаем. Схема китайского участка ВШП с вариантом выхода на СЭЗ "Туманган" приведена на рис. 4. Для Пекина, помимо устойчивых исторических геополитических амбиций в отношении Центральной Азии (часть Казахстана, Киргизии, Таджикистана), появление магистрали сразу дало отчетливые экономические и политические результаты. Во-первых, новая транспортная артерия резко увеличила объемы торговых связей с Казахстаном, откуда Китай теперь получает дешевое сырье и удобрения и где быстро развивает свой рынок ширпотреба. Во-вторых, налицо быстрый экономический подъем в ранее чрезвычайно отсталом Синцзяне, что позволило создать большое количество новых рабочих мест и начать реализацию значительных региональных инфраструктурных проектов. В-третьих, наконец, в результате стремительной демографической экспансии в Синцзян китайцев из восточных регионов страны "сама собой" постепенно решается застарелая и чрезвычайно болезненная проблема синцзянского уйгурского сепаратизма – одна из главных проблем государственной целостности и устойчивости Китая. Наконец, уже сегодня отчетливо заметны подвижки в реализации изначальных стратегических целей ТНК. Компания "Экссон", добывающая и разведывающая нефть в Синцзяне, увеличивает свои капиталовложения в китайские проекты и начинает активно лоббировать прокладку стратегически важных для XXI века нефтяных и газовых трубопроводов из Прикаспийского бассейна через Китай к Тихому океану. Рис.4. Схема китайского участка железнодорожного "Великого Шелкового Пути" Уясним, что значит появление новой трансконтинентальной евразийской магистрали для России. Во-первых, даже в случае неуспеха реализации пантуранистского проекта, республики Центральной Азии и Закавказья получают новые, независимые от России выходы на мировые рынки Атлантического и Тихоокеанского регионов, что неизбежно вызовет соответствующую смену их геополитических ориентаций в антироссийском векторе, отсечение России от центральноазиатских рынков и стратегических ресурсов, ослабление всех связей РФ с центральноазиатской и закавказской частями СНГ. Во-вторых, в ходе такого геополитического реструктурирования Центральной Азии неизбежно появление зон и волн нестабильности, в том числе исламистского характера, что не может не транслировать нестабильность на территорию России, и в первую очередь на Северный Кавказ, в Нижнее Поволжье и "тюркский коридор" Оренбуржья, Башкирии, Татарии. В-третьих, утрата экономического значения Транссиба и БАМа чревата для России огромными экономическими издержками, а также неизбежно выльется в ослабление коммуникативных, экономических и далее политических связей между Европейской частью и Сибирью и Дальним Востоком и подхлестнет процессы государственной деструкции. В итоге Россия в смысле трансконтинентальных коммуникаций окажется обойденной и оттесненной в субарктическую и арктическую зону, где ей будет – на время – предоставлено право "суверенно" самораспадаться. Проект "Туманган" в связи с изложенным нельзя рассматривать без его увязки с новыми вариантами ВШП. Нарисованная мрачная картина пока тем не менее не есть безысходная и безусловная данность. У России, несмотря на ее нынешнее полусубъектное состояние, существует еще достаточно мощный унаследованный от СССР ресурс, способный кардинально переломить ситуацию во всех ее измерениях. В таблице 1 дано сравнение расстояний перевозок между крупнейшими экономическими центрами по различным вариантам морских путей и по Транссибу. Здесь видно, что если Россия сумеет использовать свое уникальное транспортно-географическое положение и резко увеличить перевозки по Транссибу, то нашей магистралью вновь станет выгодно пользоваться практически всем развитым странам региона – Японии, Китаю, Тайваню, Северной и Южной Корее. Таблица 1. Расстояния между экономическими центрами и Гамбургом при различных вариантах перевозок А. Морские пути Севморпуть: Ванкувер – 12,3; Иокогама – 12,8; Гонконг – 15,5; Сингапур – 17,9 Через Суэцкий канал: Ванкувер – 28,4; Иокогама – 20,5; Гонконг – 17,8; Сингапур – 15,5 Мыс Доброй Надежды: Ванкувер – 34,9; Иокогама – 26,9; Гонконг – 24,3; Сингапур – 22 Через Панамский канал: Ванкувер – 16,2; Иокогама – 23; Гонконг – 25,8; Сингапур – 28,2 Б. С использованием ж/д Транссиб: Ванкувер – 19; Иокогама – 13*; Гонконг – 14,5; Сингапур – 17 *- в.ч. Находка – Москва – западные пограничные ж/д терминалы б. СССР – 10,7 тыс. км. 4.2. Китайская этническая экспансия В период безвизового пересечения российско-китайской границы к нам прибыло огромное количество китайцев, которые без всяких юридических документов просто переселялись на нашу территорию. Китайцы составляют 80% от всех въезжающих в Приморье иностранцев, только в этом году их зарегистрировано 45 тысяч. Вот один пример: в 1994 году в составе 630 туристических групп через КПП погранвойск только на одном участке Тихоокеанского округа въехало 17.845 китайских граждан, а в установленные сроки вернулись в Китай лишь 10.587 человек. Т.е. в Россию только через этот участок незаконно переселилось более 7 тыс. китайцев. На сегодняшний день, уже после отмены безвизового режима, из каждой официально прибывающей туристической группы в среднем из 50-60 человек – возвращается обратно в Китай 10-15 человек. Остальные, побросав паспорта, бесследно растворяются на Дальнем Востоке, в Сибири или перемещаются в европейскую часть России. Фактически происходит "тихая" миграционная оккупация российской территории. ФСБ по Хабаровскому краю обнародовала информацию об идущем явочным порядком заселении Дальнего Востока китайцами, которые создают там места компактного проживания. В Хабаровском крае уже существует устойчивая китайская диаспора с большой экономической самостоятельностью. Об этом, в частности, говорит тот знаменательный факт, что китайские торговые и дипломатические представители предпочитают подыскивать себе жилье и рабочие помещения не через официальные российские органы, а по своим каналам, используя связи китайской диаспоры. Пекин разработал и реализует государственную программу поддержки инвестиций на Дальнем Востоке РФ, где речь идет прежде всего о строительстве промышленных объектов и скупке недвижимости. Китайцы, работающие на стройках во Владивостоке и Уссурийске, уже убеждены, что жилые дома и предприятия они строят, в конечном счете, "для себя". И хотя в Приморье уже два года идет операция "Иностранец", направленная на выдворение нелегально проживающих здесь иностранцев (главным образом китайцев), в ходе операции в 1994 году в Китай было выдворено всего около тысячи человек. Часть 5. Пасифида против Атлантиды Конфликты между государствами региона можно попытаться оценить на еще более высоком, уже цивилизационном уровне. АТР является ареной, на которой сталкиваются политические, экономические и военные интересы нескольких цивилизаций. Это: 1) западная, 2) китайская, 3) японская, 4) исламская, 5) православная. Каковы же тенденции их взаимоотношений между собой? Прежде всего следует отметить, что историческим домом азиатско-тихоокеанский регион является прежде всего для двух цивилизаций: китайской и японской. В меньшей мере на него может претендовать православная цивилизация, в еще меньшей – исламская, и на последнем месте по длительности пребывания и укорененности в регионе оказывается западная цивилизация. Однако, как говорят англичане, на последнем месте по счету, но не по значимости. Рассмотрим теперь силовые линии их взаимного притяжения и отталкивания. На первый взгляд кажется, что западная (американская) цивилизация и японская находятся в отношениях взаимного притяжения вот уже 50 послевоенных лет. Но при внимательном рассмотрении видно, что под внешней комплиментарностью скрывается глубокое внутреннее отталкивание – между ними обостряется экономическая война, новое японское правительство сумело добиться того, чего не удавалось прежним – поставить вопрос о выводе американских военных баз с Окинавы, совсем не зря носятся слухи о том, что Япония собирается отказываться от американского ядерного зонтика и все активнее начинает искать пути самостоятельной, независимой от США, политики в регионе и мире. Об американо-китайских отношениях мы подробно говорили выше, здесь можно привести только фразу Дэн Сяопина, что Китай вступил в фазу "новой холодной войны" с Америкой. Исламские страны региона, такие как Малайзия, в отношении западной цивилизации точно следуют по пути большинства исламских стран Ближнего Востока, Африки и Аравии, то есть по пути достаточно жесткого оппонирования и отторжения. Отношение к Америке нашей православной цивилизации неопределенно отрицательное как на бытовом уровне, так и, скорее всего, на государственном. Впрочем, Россия – это "разорванная страна", которую лидеры стремятся включить в "Запад", несмотря на очевидное сопротивление истории, культуры и традиций. Сама же Америка при такой плотности антиамериканских настроений в регионе, казалось бы, должна была попытаться наладить контакты с Россией. Однако, видимо, культурно-цивилизационная дистанция (или наивная уверенность в бессрочном и бесспорном, потенциале гегемонизма) слишком уж велика. Таким образом, можно сделать вывод, что западная цивилизация в лице своего американского представителя находится в отношениях отталкивания со всеми цивилизациями региона. Отсюда и выбор Америкой способов защиты своих интересов: если нет "друзей" или хотя бы "союзников", тогда надо пытаться столкнуть между собой врагов. Некоторые политические и экономические действия последнего времени позволяют с высокой долей вероятности предположить, что одной из целей США является столкновение Японии и Китая на дальневосточной территории России. Судя по системе взаимосвязей между торговыми блоками в АТР, можно сказать, что отношения исламской и китайской цивилизаций между собой скорее комплиментарны, таковы же отношения японской и исламской цивилизаций. Впрочем, и здесь Китай, как обычно, двойственен – вспомним его жесткую политику в Синцзяне в отношении тюрко-мусульманских меньшинств. А вот сами Япония и Китай находятся в процессе поиска нового типа отношений. Япония, после столетия никем не сдерживаемых гегемонистских устремлений в регионе, ясно увидела перед собой политического, экономического и военного гиганта, на которого приходится смотреть уже не свысока, а скорее с раскаянием, страхом и надеждой. Россия для японской и, вероятно, китайской цивилизаций – недруг, вот только Япония пока не рискнет в открытую затрагивать Россию, а Китай может рискнуть, и очень скоро. Во всяком случае, такая целостная Россия Китаю не нужна. Исходя из изложенного можно заключить: каким бы ни был чужой "новый мировой порядок" в Азиатско-тихоокеанском регионе, – он по определению будет антироссийским. Каков же выбор самой России? Здесь вопрос о принадлежности России к Западу или Востоку, основной для русской истории, исчезнувший было в советское время, вновь приобретает свою актуальность и значимость. Часть 6. Итоги: перспективы и угрозы Перспектива участия России в осуществлении проекта "Туманган" по ряду причин должна быть оценена как отрицательная. По нашему мнению, "Туманган" ярко фокусирует в себе целую серию угроз как для российского Дальнего Востока, так и для самой России в Северо-Восточной Азии. 1. Превращение в сырьевой придаток По плану ООН, Россия может участвовать в проекте, только продавая свое "географическое положение" и сырьевые ресурсы. Дальний Восток будет играть роль сырьевой базы, в лучшем случае, источника полуфабрикатов для других участников Туманганского проекта. Это необратимо законсервирует нерациональную промышленную структуру региона с повышенной долей добывающих отраслей, окончательно закрепит его сырьевую специализацию и не позволит России в дальнейшем занять подобающее ей место в системе международного разделения труда в азиатско-тихоокеанском регионе. 2. Китаизация Дальнего Востока Привлечение крупных контингентов иностранной, главным образом китайской, рабочей силы на территорию страны приведет к необратимому изменению в национальной структуре Хасанского района, а затем всего Дальнего Востока, что может привести к межнациональным трениям и сепаратистским тенденциям. По оценке международных экспертов, реализация проекта вызовет увеличение численности населения областей, входящих в зону его действия, с 3 млн. человек в настоящее время до 10 млн. к первым годам XXI века. Именно Китай первым выразил готовность предоставить свою рабочую силу для реализации проекта в российской зоне. Учитывая приведенные факты нелегальной миграции китайского населения на нашу территорию, можно с уверенностью утверждать, что официально санкционированная миграция очень скоро превратит российский Дальний Восток в сырьевую колонию промышленно развитой и густо населенной провинции Хэйлуцзян, со всеми вытекающими отсюда последствиями: с потерей природных и иных богатств Дальнего Востока, этнической ассимиляцией китайцами русских, большим количеством беженцев, внедрением китайского лобби в руководящие органы краев и областей, конфедерализацией Дальнего Востока с одновременным переходом его под крыло Китая. Кстати, позиция Приморья, получающего ряд тактических выгод от его реализации, теперь уже заключается в активном участии в проекте под предлогом того, что даже если Россия и край откажутся от него, он все равно будет реализован, но уже без нас. 3. Перенапряжение сил Освоение слабо развитого в экономическом отношении Южного Приморья потребует вложения огромных средств, что в условиях ограниченности финансовых ресурсов негативно скажется на осуществлении других, более перспективных для России проектов. Достаточно назвать проект свободной экономической зоны "Большой Владивосток", от которого "Туманган" оттянет финансовые средства и грузопотоки, сведя "на нет" транспортные возможности Транссибирской магистрали. 4. Изменение конфигурации международных транзитных грузопотоков Функционирование крупного порта в дельте реки Туманная отвлечет значительную часть транзитного грузопотока, идущего по Транссибирской магистрали и БАМу. Это в 2-3 раза сократит валютную выручку России, которая и сейчас уже имеет тенденцию к снижению. Такое положение дел было заложено в Туманганский проект изначально, еще до его официального оформления. Китайская сторона предложила вариант проекта, в котором ядром будущей зоны должна стать именно прилегающая китайская территория, мотивируя это опережающим уровнем индустриального развития китайской зоны по сравнению с российской и северокорейской. Таким образом, Китай фактически добился изменения структуры деятельности стратегической железнодорожной магистрали (Транссиб) в пользу выгодного для него морского транспорта, что изменило конфигурацию всех международных транзитных перевозок в AT Р. Кроме того, уже с 1994 года эксплуатируется участок железнодорожной магистрали от Туркмении до Китая, сейчас приближается дата пуска в эксплуатацию участка Иран-Туркменистан, и тогда новый трансконтинентальный железнодорожный "мост" из Азии в Европу сможет составить серьезную конкуренцию портам Приморья и Транссибу. Развал Транссиба затронет интересы всей России, поскольку с потерей портов в Прибалтике и на Украине страна лишится доходов от экспорта и импорта по направлению Европа-Дальний Восток. 5. Отделение регионов Дальнего Востока Сегодня, когда центр не располагает финансами для оказания помощи Дальнему Востоку и субсидирования перевозок в центральные регионы России, речь идет об экономическом отделении региона и полной переориентации его экономики на азиатские страны – что и не скрывает местное руководство. До сих пор Дальний Восток наиболее активно развивал торгово-экономические связи с Китаем. Однако в последнее время значительно усилилось корейское экономическое влияние. Только что подписанные властями Приморского края меморандумы об экономическом сотрудничестве с Южной Кореей и КНДР наглядно подтверждают эту тенденцию. 6. Провокация экономического и политического конфликта между Россией и Китаем С созданием новой свободной экономической зоны, вероятнее всего, обострится конкуренция России и Китая как в АТР, так и на мировом рынке, в том числе на рынке капиталов, трудовых услуг, наукоемкой продукции. 7. "Аэродинамическая труба" Еще один вероятный аспект проблемы "Тумангана" заключается в том, что свободная экономическая зона будет действовать как гигантская аэродинамическая труба, вытягивая по Транссибу в сторону Китая или Японии сырье и промышленную продукцию Сибири и даже Урала. Возможен ли такой сценарий? Думается, вполне. Сибирь и Урал являются среднеосвоенными зонами, промышленный потенциал которых направлен на дообработку сырья, поставляемого из восточных регионов. Стоит фирмам свободной экономической зоны предложить за промышленный полуфабрикат чуть дороже, чем смогут дать заводы центрального экономического района – вот и заработала аэродинамическая труба, выдувая из страны черный и цветной металл, прокат и многое другое. 8. Геополитический деструктор Реализация проекта Туманган и его подключение к новому ВШП обеспечивает республикам Центральной Азии и Закавказья новые, независимые от России выходы на мировые рынки Атлантического и Тихоокеанского регионов, что неизбежно вызовет соответствующую смену их геополитических ориентации в антироссийском векторе, отсечение России от центральноазиатских рынков и стратегических ресурсов. Далее, в ходе такого геополитического реструктурирования Центральной Азии неизбежно появление зон и волн нестабильности, в том числе исламистского характера, что не может не транслироваться в виде нестабильности на территорию России. Заключение В заключение хотелось бы предложить собравшимся одну нашу частную, но имеющую прямое отношение к данной теме модельную разработку. На следующем рисунке схематически показана трасса будущего Шелкового Пути с прямым выходом в Желтое море. Геоэкономический ореол этой трассы изображен в виде заштрихованного сегмента. Представим себе, что трасса начнет расширять свой "меандр", выходя, подобно дельте Волги, сразу в серию пунктов, расположенных от Тумангана до Восточно-Китайского моря. В этом случае сектор геоэкономического, а значит и геополитического притяжения восточных терминалов трассы резко увеличится и раскроется в сторону России фактически необратимым образом. Мы знаем, что такие расчеты проводятся нашими западными оппонентами. Мы знаем и то, что подобные модели имеются у оппонентов восточных. Рис.5. Восточные терминалы Великого Шелкового Пути и их геоэкономический ореол Остается главный вопрос: на каких моделях строится расчет наших отечественных делателей решений? При этом следует модифицировать известный афоризм так: "Отсутствие моделей не избавляет делателей решений от ответственности разного рода, вплоть до уголовной." На этой "оптимистической" ноте позвольте нам закончить данный доклад. Благодарим за внимание. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|