|
||||
|
26.11.1998 : Размышления в темноте Сергей Кургинян По поводу убийства Галины Старовойтовой Доклад опубликован в журнале "Россия XXI". 1998. #9-10 Часть 1. Глюки Политическая ситуация в России и до убийства Г.Старовойтовой была очень и очень острой. Убийство Галины Васильевны дополнительно обостряет ситуацию, и она становится "пограничной". Есть такой специальный термин, характеризующий сверхострые ситуации. И есть правила поведения в пограничных ситуациях. Этих правил несколько. Но одно из них наиболее важно – нельзя терять контроль над своими эмоциями. Нельзя давать волю подсознанию. Нельзя "шизеть". Пограничная ситуация требует от общества и политиков особой, в том числе и психологической, зрелости. Любую ситуацию надо осваивать. Весь вопрос – как. Политик, приступающий к освоению такой ситуации, может, во-первых, спасовать, опустить руки. Во-вторых, потерять самообладание, впасть в неконтролируемую агрессию, начать "шизеть". И в-третьих, мобилизовать резервные политические возможности и начать осваивать ситуацию конструктивно – сухо, спокойно, сдержанно. Ясно, что только этот третий тип освоения приемлем. При этом сухость и спокойствие не значат вялость или безэмоциональность. Можно и должно дать беспощадный отпор навязываемой обществу через разномастный политический террор "стратегии напряженности". А убийство Старовойтовой – это именно очередной виток такой "стратегии напряженности". Об отношении к убийству Г.Старовойтовой я буду говорить ниже. Это вопрос самоопределения. И в пограничных ситуациях от этого вопроса ни в каких "аналитизмах" не спрячешься. Но вначале все же об "ошизении". И рождаемых им историко-политических "глюках". Как говорится, "процесс пошел". И это очень на руку тем, кто раскручивает спираль напряженности. Ибо стратегия напряженности как раз и предполагает, что в критических ситуациях бал начнет править политическое безумие. Вы предлагаете погасить свет в окнах? Это значит вернуться к "глюкам" эпохи раздуваний темы пакта Молотов-Риббентроп. Окна гасили тогда, в эпоху радений на почве "освобождения от империи". Сделать это еще раз – признать, что способность учиться на своих ошибках отсутствует. И что ничего нет, кроме глюков. Погасивший окна останется в темноте. Сон разума породит новые глюки. А сие означает, что борьба демократов подобными методами плавно переходит в их харакири. В этом цель? Два главных глюка, отдающих перестроечным нафталином и лживой патетикой той эпохи, снова пущены в оборот. Начали этот запуск коммунисты, подхватили демократы. И что же мы имеем? "Глюкоконсенсус" на фоне нарастающей конфронтации? Демонстрацию неспособности отвечать на страшные вызовы новой эпохи, скрываемую за "обострением конфронтации зла и добра"? Ведь демонтаж интеллектуальной ответственности, производимый путем раскрутки подобных глюков, неизбежно порождает политический нигилизм. И понеслось! Глюк #1 – сравнение убийства Галины Васильевны с поджогом рейхстага. Глюк #2 – сравнение этого убийства с убийством Кирова. Начнем с рейхстага. Кто тут кому Гитлер? Поджог рейхстага – это ситуация, при которой некая сила приходит к власти легитимным путем. Нацисты в 1933 году, как мы помним, пришли к власти на выборах. Им не хватало полученной легитимно власти, и они устраивали провокацию, в результате переходя от правовой системы к тирании с уничтожением политических противников. Когда, проводя параллели между каким угодно событием и поджогом рейхстага, мы хотим понять, кто кому "Гитлер", то производится это не путем сравнения цвета знамен. Тут легко запутаться. КПРФ будет говорить, что поскольку коммунисты в поджоге рейхстага – страдательное лицо, то данная метафора нужна, чтобы проиллюстрировать простейшую мысль: убийство Старовойтовой так же подстегивает неправовые репрессии против коммунистов, как и поджог рейхстага. А что, разве Березовский не призвал к запрету компартии? Но глюк на то и глюк, чтобы легко переходить в свою противоположность. Коммунисты для демократов саморазоблачились как "коричневые". "Коричневые" – это Гитлер. И пошло и поехало. На самом деле для того, чтобы разобраться с подобными глюками, надо сопоставлять не побочные признаки, а структурно-функциональные показатели. Таких показателей, диагностирующих всерьез ситуацию "рейхстага", два. Первый – кто движется к власти? Второй – кто предлагает чрезвычайщину? Нам понятно, что к власти сегодня движется вроде бы не Егор Гайдар. А Примаков, который формально считается ставленником левого центра. Чрезвычайщину предлагает не Егор Гайдар, а Зюганов. Понятно, что получается? Коммунисты запустили глюк, а он "самотрансформировался" в свойственной ему "бесовской логике", и вот уже и Егор Гайдар может претендовать на роль Георгия Димитрова. Так что не шизейте, угомонитесь. Хотите бороться с противниками – выражайтесь просто и внятно. Не запускайте в оборот глюки. Они же вас и погубят. И вся страна потонет в этой "шизе". Теперь о глюке #2 – с этим самым убийством Кирова. Тут, между прочим, есть две версии убийства. Одна (более популярная прежде всего в демсреде) состоит в том, что Кирова убил Сталин. Другая… но об этом чуть позже. В любом случае – вновь просчитаем структурно-функциональные показатели. Киров и Сталин – два босса одной правящей партии. Одна партия, находящаяся у власти. Два единомышленника. Борьба за главенство. И – политическое убийство одним из конкурентов другого. Так, повторяю, выглядит первая версия. Но тогда если Галина Васильевна – Киров, то кто в пределах той же партии Сталин? Сталиным в этой логике "ошизения" могут быть Чубайс, Явлинский, Гайдар… Ельцин? Да нет! Ельцину Галина Васильевна не конкурент. Кстати, и Зюганову она не помеха! Ах ты, боже мой, коммунистов ругает! Да кто сейчас такой обидчивый! Все голоса считают, к выборам готовятся, хотят иметь удобных врагов. Старовойтова для Зюганова – враг удобный и безобидный. Другое дело – тот же Березовский. Он может и указ выпустить. О запрете КПРФ. Знамо дело – "семья". Это содержит в себе серьезные искусы и серьезные издержки. А Старовойтова? Она в лучшем случае – Киров очень местного масштаба, для конкуренции в стане демократов. Перед тем, как перейти ко второй версии убийства Кирова, вернусь к глюку #1. О рейхстаге. И вновь – с позиций структурно-функциональных, без дураков. Поджог рейхстага – это повод для раскрутки крупной публичной политической кампании. Помните – Геринг закатывает истерики на процессе, Георгий Димитров отвечает. У нас такое тоже было. Десять лет назад. В Тбилиси, например, где раскрутили крупную истерику вокруг саперных лопаток. Но сейчас – время публичных кампаний вообще позади. А демократы крупную публичную кампанию раскрутить не могут. Да и зачем? Мартовское снятие Черномырдина, Чубайса, Куликова продемонстрировало новый стиль. Не нужно крупной публичной кампании для того, чтобы выпустить любой указ, ЕСЛИ ПРЕЗИДЕНТ ЭТОГО ХОЧЕТ. Подчеркиваю, любой. О роспуске Думы, о запрете КПРФ, о чистке в силовых структурах, о снятии Примакова. Зачем публичность, психоз, истерики? Нужен компромат и группа давления. А дальше пусть вся страна гадает – почему кого-то сняли, кого-то разогнали. Такая у нас сейчас политическая погода. Так ведь? Тогда зачем весь этот раскрут? И тут мы переходим ко второй версии убийства Кирова. Согласно этой версии, считается, что Сталин не хотел репрессий. Не считал их для себя выгодными. А ему: "Прыгай в репрессии, а то хуже будет!" А он: "Не хочу!" А ему – такие "аргументы", как убийство Кирова: "Прыгай!" Ему, согласно этой версии, так и транслировали: "Не будешь нас слушать, начнем убивать одного за другим и тобою кончим!" Киров, согласно данной версии, был ближайшим и наиболее верным соратником Сталина. "Сдавшим" вдобавок всех тех, кто хотел задействовать его против Кобы. И когда убили Кирова, то Сталин понял, что следующий – он сам. И "прыгнул". И, между прочим, не совсем так, как предполагалось. Такая вот, понимаешь, версия. Тут уже можно и Бориса Николаевича ввести в пространство содержательных аналогий. Мол, не хочет Ельцин "прыгать", ибо не понимает, зачем. Примаков пока конструктивен. То, что у него рейтинг растет, это так.. Опасность от него пока не исходит. Дума все, что надо, примет. Зиму и весну пусть поработают бок о бок, "наедятся дерьма", поотвечают за голодуху. А там посмотрим… У Ельцина хорошее чутье. А на него давят. Давят и орут: "Прыгай!" Куда? На вилы? Он не поддается, уходит. В том числе "в медсанчасть". И тогда ему "аргументик" в виде убийства Г.Старовойтовой. Кирова то есть. А поскольку Старовойтовой может оказаться "мало", то, видимо, в подобной версии нужен некий "коллективный Киров" с приближением Ельцина к зоне предельного риска, когда придется прыгнуть – хочешь не хочешь. А вот куда и как прыгнет человек? Это вопрос особый. При всей маловероятности подобного развития событий – нельзя шутить с такими вещами. Шутканули уже однажды. В 1937 году. Исторические параллели в перенагретом обществе, они же глюки – это своего рода мантры, заклинания, управляющие политическим подсознанием в критических ситуациях. Выключение света – это погружение в это самое подсознание. Во тьму, то есть. А там такое может сработать…. "вылетит – не поймаешь". Так что отнесемся к ритуалам серьезно. На то и критическая ситуация, чтобы не пренебрегать их анализом. Часть 2. КПРФ: ритуалы и ценности Двусмысленная минута молчания, которой съезд НПСР почтил память Галины Старовойтовой и других "жертв криминального режима", требует не только оценки, но и альтернативного ритуального жеста. Хотя бы на страницах печати. Не будучи лично знаком с Галиной Старовойтовой, являясь всегда и при всех обстоятельствах ее непримиримым мировоззренческим противником (вовсе не по причинам антикоммунистических убеждений госпожи Старовойтовой), я питаю отвращение к политическому террору вообще. Зверское убийство женщины – умного и убежденного политика, умеющего отстаивать свои убеждения, – не может не вызывать глубочайшего возмущения. Мое поверхностное знакомство с одним из близких родственников убитой произвело на меня приятное впечатление. Ясно было, что ты встретился с человеком простым, интеллигентным, умным и деликатным. Знакомство это позволяет мне дополнительно к общей оценке случившегося и безусловному требованию покарать виновных самым безжалостным образом – еще и выразить искреннее частное соболезнование всем родственникам и близким Галины Васильевны. И все. Что касается минуты молчания, то предлагаю своим единомышленникам почтить этой минутой сотни тысяч жертв межнациональных конфликтов – в Армении и Азербайджане, Грузии и Абхазии, Молдавии и Приднестровье, в Средней Азии, Прибалтике, на Северном Кавказе – ВЕЗДЕ. Этой же минутой молчания мы почтим миллионы и десятки миллионов тех, кто лишился крова вместе с распадом СССР или еще до этого. И тех, кто живет в вечном страхе за своих близких в разного рода дичающих национально-суверенных анклавах. И тех, кто не может учить своих детей родному языку, ибо вдруг оказался "некоренным населением". И тех, кто оказался лишен гражданских прав при полном безразличии пресловутого "мирового сообщества". Мы почтим этой минутой своих мертвых – погибших на полях войн, которые велись ради выстраивания разрушенной великой страны. Мы почтим своим молчанием – большую БЕДУ и ее ЖЕРТВ. Как можем мы, чтя минутой молчания то, что считаем БЕДОЙ и ее ЖЕРТВАМИ, одновременно отдавать ритуальную (и именно ритуальную) почесть тем, кто считает БЕДУ – счастьем (освобождением из-под ига империи), ЗЛО – благом (национализм как двигатель национально-освободительного движения народов, освобождающихся от империи, – это ведь благо?), а ЖЕРТВ .- щепками, которые нельзя брать во внимание, когда рубят лес? Дикарями, не требующими сострадания? "Бревном", убираемым с пути движения мировой цивилизации? Всем чем угодно – только не людьми с гражданскими и человеческими правами, не частью целого, отторгнутой от исторического и высшего духовного творчества. Меньше всего я хочу демонизации всего, что связано с Галиной Васильевной. Счет за распад империи (а для нас империя как сверхнациональное государство, объединенное мощной идеей, – это благо) мы предъявим прежде всего другим – тем, кто обладал для этого необходимыми возможностями. Но Галина Васильевна всегда убежденно и открыто боролась за подъем национально-освободительного движения как инструмент развала империи. Она была открытым, честным и убежденным рупором и вестником этой большой БЕДЫ. Можно и должно ПО-ЧЕЛОВЕЧЕСКИ сочувствовать горю, сострадать родным. Можно и должно ПО-ГРАЖДАНСКИ требовать (и здесь я полностью согласен с Гайдаром) не чрезвычайных, а нормальных, законных мер по пресечению политического террора. И выражать свое непримиримое отношение к террору, этому пакостному сплетению беспомощности и озверения. Но нельзя разменивать, девальвировать и извращать РИТУАЛ, то есть то, что задает в значительной степени ценностное ядро твоего политического поведения. Если ДЕЛО РАСПАДА ИМПЕРИИ, которому честно и умно служила Галина Васильевна, – это благо, тогда ДЕЛО, которому я служу, – это зло. И наоборот: если ДЕЛО, которому я служу, – это благо, то ДЕЛО, которому служила Галина Васильевна, – это зло. Ритуально (а не по-человечески, что можно и должно) отдавая почесть Галине Васильевне, я отдаю почесть ее ДЕЛУ. То есть оскверняю свое. Так ведь? Вроде бы так. Но что тогда творит НПСР на своем съезде? Сначала все валится в одну кучу и возникают какие-то "жертвы криминального режима" – еще одна химера в череде бесконечных химер, рождаемых "сном разума" политиков указанной ориентации. Затем возникает ритуал в честь "жертв криминального режима". Но поскольку ясно, что все вращается вокруг убийства Г.Старовойтовой, то этот ритуал все справедливо соотносят со Старовойтовой. Но ритуал – это знак посмертной почести человеку и его делу. В какое дикое положение ставит дисциплинированных членов партии предложение вписать в ритуал Галину Васильевну? Встал – почтил ДЕЛО и унизил себя. Не встал – проявил себя хамом, экстремистом, а то и соучастником подобного убийства. И ноль секунд на размышление. Так что же, мы и свет в окнах будем выключать в знак своего отношения ко всем жертвам криминального режима? А Гайдар или Чубайс – они тоже, что ли, почтят "жертв криминального режима"? И что это собой знаменует? Знаменует это, конечно, собой только одно: у лидеров нынешней КПРФ нет не только собственного ценностного ядра (которое охраняется, развивается и воспроизводится ритуалами), но и понимания того, что ценностное ядро вообще необходимо. Все размыто в глупой и самодовольной политиканствующей игре. Самодовольной, потому что играющие в это политики считают, что они овладели современными политическими технологиями и встали на одну доску с "демократами". Глупой, потому что демократы никогда на эту доску не встанут. А овладение современными технологиями у наших псевдокоммунистов происходит на уровне племени мумбу-юмбу, символически овладевающего жестами бледнолицых. На уровне того, что Грибоедов устами Чацкого назвал духом "тупого, рабского, слепого подражанья". Никогда Чубайс себя так не поведет. И Гайдар тоже. Потому что их технологизированная современность – другого разлива. И ценностное ядро. если не имеется, то по крайней мере осознается как высшая значимость в реальной политике. Часть 3. Противники КПРФ: политические ловушки Антикоммунизм – программирующий и мобилизующий код "партии власти". Так же, как и антисемитизм. И в момент, когда ей нужно драться за самосохранение, она эти темы начинает педалировать с той мощностью, которая необходима для мобилизации на самозащиту. Сейчас от этого просто зашкаливает. А значит, угроза самосохранению очень велика. И привычной, нужной, обоснованной кажется апелляция к мобилизующим сущностям. Но это, увы, лишь глюк. И не более. Это политическая ловушка. И попадает в нее "партия власти" вместе со всем обществом. При этом не спасает ни "современность", ни "технологизм", ни то, что "цену ценностям знают". Не спасает все это потому, что началась эпоха "переоценки ценностей". И все привычное здесь "вывернуто наизнанку", равно самому себе "с точностью до наоборот". Попробуем уйти от голословных утверждений в сферу "минимально достаточных обоснований". Вопрос, согласитесь, весьма и весьма серьезный. Все аналитики, которые рассматривают тему убийства Старовойтовой под политическим углом зрения, согласны, что эту тему нельзя рассматривать в отрыве от общего обострения политической ситуации, включающего в себя следующее: 1) выходку А.Макашова, 2) освещение этой выходки ключевыми СМИ, прочно инкорпорированными в "партию власти", 3) отношение к этой выходке стремящихся к респектабельности крупных политиков России, 4) требования Б.Березовского запретить КПРФ, 5) "наезд" оппозиции на электронные СМИ, носящий более систематический и продуманный характер, нежели "наезды" предшествующие, 6) крупнейший скандал в спецслужбах, связанный с уже обсуждавшейся ранее проблемой наличия заказа на убийство Б.Березовского, 7) убийство Галины Васильевны Старовойтовой. Пакет событий можно расширить, введя туда убийства Рохлина, Маневича и других. А также иные обостряющие факторы, в том числе международные, возможно, имеющие ключевое значение. Но это дело крупного аналитического доклада, а не данной статьи. Поэтому не будем расширять спектр событий и детализировать связи. Сосредоточимся на том, что предлагается в качестве "первого приближения". Рассмотрим две переменные, фигурирующие в нынешних аналитических описаниях: антисемитизм и коммунизм. Некоторые договорились уже и до того, что антисемитизм – это скрытая религия коммунизма. То, что это не так, ясно любому, кто сколько-нибудь занимался историей данной идеологии и советской цивилизацией. Но. нужно показать, что это так! И в этом скрытый нерв рассматриваемого нами пакета событий. "Коричневая морда вылезает из-под красных знамен КПРФ". и – вперед, с песней! Примакову ставится ультиматум. Он его принять не может и не хочет. Происходит чистка силовых структур. Разгон Думы. Назначение нового правительства с нулевой легитимностью. Возможно, и репрессии. Надо же бороться с "коричневой мордой"! Стоп! Чьи репрессии? Чьими руками? Под каким флагом? Дабы не уподобляться официальным конспирологам, ищущим в коммунизме его скрытую религию, выделим формально и безусловно имеющийся набор сил. Первое. Есть коммунисты-антисемиты. И их много. Второе. Есть антикоммунисты-антисемиты. И их тоже, мягко говоря, до фига. Третье. Есть антикоммунисты-неантисемиты. И они составляют либеральное ядро "партии власти". Четвертое. Есть коммунисты-неантисемиты. Не националисты. И при этом убежденные сторонники восстановления империи в новом формате и на новых основах при очень бережном отношении к существу "советской цивилизации". И все будущее развитие российской, общеСНГовой и даже мировой ситуации зависит от того, сумеют ли они не просто заявить о себе, но и проявить хотя бы минимум политической и интеллектуальной дееспособности. Мимо этого узлового пункта стране и обществу не пройти! Я и мои единомышленники понимали это еще в 1990 году, в эпоху книги "Постперестройка". Мы понимали это и раньше, в эпоху "семинаров на кухнях" и вступления в ряды КПСС, из которой народ в конце 80-х валом валил. В критические периоды действительно нельзя размывать самоопределение, погружаясь в стихию аналитических рефлексий. Но и выпячивать моменты идеологической самоидентификации тоже еще не время. Сегодня на повестке дня так много надыдеологических проблем (спасение государственности в том числе), что педалировать идеологию кажется неуместным. Кроме того, сам спор о том, что такое коммунизм, может завести далеко. Я в этих вопросах несколько раз пытался задать определенный уровень дискуссии, но это не проходит по целому ряду причин. И здесь я меньше всего хотел бы на этом зацикливаться. Но, повторяю, такие коммунисты есть. И для них КПРФ – это структура с непреодолимой родовой травмой. Подобные коммунисты объективно одни лишь и могут быть наследниками действительных ценностей советской цивилизации. Одни лишь и способны говорить "именем СССР" вообще и именем советского национального равноправия в частности. И это те коммунисты, для которых еврейский вклад в дело строительства советской цивилизации существует наряду с вкладом других народов. А значит, нет и не может быть в их рядах антисемитизма. И не только потому, что это противно, пошло и мелко. Но еще и потому, что это подрывает ядро их мировоззрения, дискредитирует их базовые ценности. Ибо (внимание!) ПОДЛИННЫЙ, ГЛУБОКИЙ, СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ, ФИЛОСОФСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ – ЭТО И ЕСТЬ НАКАЛЕННЫЙ АНТИКОММУНИЗМ. ОНИ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНЫ ДРУГ С ДРУГОМ. ОТДЕЛИТЬ ИХ НЕВОЗМОЖНО. И ТРАГЕДИЯ ПОДОБНОЙ НЕРАЗДЕЛЬНОСТИ СОСТАВЛЯЕТ РОДОВУЮ ТРАВМУ "ПАРТИИ ВЛАСТИ" – ЕЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ БАЗОВЫЙ ОГРАНИЧИТЕЛЬ. Это тот конь, от которого "примет смерть" власть, страстно педалирующая свой антикоммунизм и апеллирующая к борьбе с антисемитизмом одновременно. Часть 4. Фашизм На наличие такого ограничителя можно было наплевать в момент, когда антикоммунистический либерализм (он же "антикоммунистический неантисемитизм") мог вести за собой массы. Так было в 1989, 1990, 1991 годах. Дальше – демаркационная линия. Сам антикоммунистический неантисемитизм уже не может справляться с острыми ситуациями. И он вынужден как-то солидаризироваться со своим изначальным союзником в деле разрушения коммунизма (и СССР) – антикоммунистическим антисемитизмом. "Партия власти" Бориса Ельцина всегда состояла из этих двух компонентов. В ней всегда были, говоря образно, "Бурбулис и Коржаков". Договаривая до конца, – "еврейская" и "русская" антикоммунистические партии. И друг без друга эти две силы существовать не могли. Но и друг с другом сосуществовать не умели. При этом чем выше был уровень требующихся репрессий, тем выше было значение "русской антикоммунистической партии", единственно способной мобилизовать репрессивные аппараты на борьбу с коммунизмом. Это твердо показал 1993 год, когда не из уст Макашова впервые прозвучала фраза: "Сначала чечен из Белого дома, а потом жидов из Кремля". И если внимательно, незавирально и ответственно рассматривать достаточно простую взаимосвязь между тремя событиями: пальба по Белому дому – выборы Жириновского – война в Чечне, – то все становится ясно. Не правда ли? Но эта ясность мелковата по отношению к нынешнему кризису. И волей-неволей мы должны вернуться к делу распада СССР, имеющему прямое отношение к фигуре Галины Васильевны. Распад СССР не мог происходить без нагнетания национально-освободительной темы. То есть национализма как настоящего противника коммунистического интернационализма, всяких там "новых общностей людей" и всего прочего. Нагнетались национализмы всех видов. Прибалтийские. Закавказские. Среднеазиатские. Украинско-белорусские. Молдавский. Докуда они нагнетались? Дотуда, докуда это надо было для распада страны. И никто тут не чистоплюйствовал! И это не сказки, что в 1989-1990 годах провозглашалось: "Русских за Днестр, евреев в Днестр!" А что – кто-то из евреев забыл, как Бандера и его приспешники решали еврейскую проблему в том же Львове? Немцы еще не успели как следует присоседиться, как все уже было "решено"! Так почему НТВ показывает антикоммунистические и антисоветские фильмы, где восславляют бандеровцев? И при этом ахает по поводу антисемитизма Макашова? Я не Макашова оправдываю – о нем отдельно. Я пытаюсь ответственно разобраться в том, есть ли у творцов нынешнего управляемого конфликта действительное ценностное ядро? Значимы ли для них по-настоящему – антисемитизм, холокост, жуткая трагедия еврейского народа в ХХ веке? И – неизменный положительный герой этой трагедии – красноармеец, солдат-спаситель. Тот, который стоял в Трептов-парке. Какую змею он там попирает? Чью девочку на руках держит? Кто-нибудь когда-нибудь всерьез об этом задумывался? Я спрашиваю об этом – в ответственный политический момент. И я не только к внутреннему российскому читателю обращаюсь! Все, повторяю, слишком ответственно. Прибалтийский национализм, этот деструктор "злобной красной империи", не мог существовать без прибалтийских ветеранов СС. Без прибалтийского, фундаментального, глубочайшего антисемитизма. Без остзейских корней этого антисемитизма, переплетенных с онтологической русофобией. Знаю это не понаслышке. Предки мои говорили мне достаточно много о генезисе "Союза русского народа". Прибалтийские эсэсовцы сотворили с евреями Прибалтики такое, по отношению к чему фраза Макашова о жидах – это детский лепет. И что? Это создает на том же НТВ градус неприятия, соизмеримый с тем, что происходит вокруг Макашова? Да ни в жизнь! Почему? В чем настоящая цель? Каков подлинный смысловой вектор? Кто-нибудь пробовал в этом разобраться всерьез? Но от Прибалтики и Молдавии вернемся к России. Нельзя было развалить СССР, не вступив в союз с антикоммунистическими русскими националистами. Нельзя было расколоть ядро СССР – правящую партию, – не педалируя конфликт внутри нее между "русской" и "интернационалистской" партиями. Антикоммунистические русские националисты внесли свою богатую лепту: они поддержали идею пресловутого русского обособления, они подбросили идею выхода России из СССР. И все, кто разваливал СССР, должны им низко за это поклониться. Более того, своей глубокой – именно онтологической – критикой коммунизма они подорвали моральное ядро советской цивилизации. Тут их вклад в дело, описанием которого я начал данную статью, воистину неоценим. И столь же богатую лепту внесла КПРФ – этот концентратор части коммунистов, стоящих на идее национального обособления. Вопрос не в этом – а в том, могло ли быть что-то другое в условиях распада империи. Мог ли быть иным российский неимперский коммунизм? Умеренный, фундаментальный – любой? Мог ли он не нести в себе многомерную травму соучастия в распаде и необходимости включаться в неимперское существование? И каково в этой многомерности травмы то измерение, которое я называю "специальным"? Продуманно-провокационным то есть. С "макашовизацией" наряду со всем прочим. Это вопрос прежде всего к самим коммунистам. Часть 5. Власть: самоисчерпание или ?.. Но это вопрос и к тем, кто будет выключать свет в окнах. Тем самым не просто выражая правомерную скорбь по поводу зверски убитой женщины и принципиального политика, но и солидаризируясь с тем ДЕЛОМ, которое изначально несло в себе все, против чего теперь негодуют люди, продолжающие оставаться ревнителями ДЕЛА. Тем самым распространяя "высокую политическую шизу" и на себя, и на себе подобных. Настоящим долгом перед тем лучшим, что несло в себе демократическое движение, является не мобилизация старых энергий ненависти и не задействование пронафталиненных ритуалов. В час действительного испытания этих сил, сурового испытания, коим является убийство Галины Васильевны (кем бы ни был убийца) – силы эти должны начать процесс самоочищения. Сейчас – или никогда! Немедленно и со всей возможной глубиной и суровостью. Сначала – признание фундаментальных своих ошибок. Потом – новый этап самоидентификации на основе этого признания для сохранения собственных стержневых ценностей. И только потом – борьба. Все остальное – путь к гибели. Гибели власти. Гибели общества. Звериной и бессмысленной войне всех против всех и неизвестно за что. Еще и еще раз, отключив свет и оставшись в темноте, спросите себя: можно ли было, разваливая СССР, проповедуя национальные революции, накачивая ненависть к коммунизму, разрушая индустриальный уклад и бросая народы в пучину нового средневековья, не нарваться на все виды фашизма, включая русский? Можно ли было, согнав и унизив десятки миллионов русских разного рода "национальными исключительностями", не обеспечить все предпосылки для погромщиков и погромов? И если в чем и есть тайна – так это в том, как мало русский народ поддается на все подобные провокации, как прочно сидит в этом народе "имперский ген", выбиваемый все эти годы из него чудовищными надругательствами. Инстинкт самосохранения срабатывает вопреки всему. И – понимание действительного места в мире, подлинной роли в истории. Но это все не беспредельно. А потому перейдем от рассмотрения прошлого к рассмотрению будущего. Б.Березовский выступает с идеей запрета КПРФ в связи с пронизывающим ее антисемитизмом. Б.Березовский умен. И он достаточно крупная фигура для того, чтобы ценить свои высказывания. Он не хочет выступать в роли пугала. Он хочет быть творцом сбывающихся высказываний. А раз так, то всмотримся в существо его предложения. Нельзя запретить КПРФ, не разогнав Думу. Нельзя, разогнав Думу, не опрокинуть правительство. То есть кому-то, может быть, кажется, что и можно, и даже удобно. Но это от лукавого. Это тактические малые приобретения с совершенно сокрушительными последствиями. Нельзя, опрокинув правительство, не спровоцировать острейший политический и экономический кризис. Нельзя в условиях подобного кризиса выбрать новую Думу, которая не будет 70-процентно антивластной, то есть именно "красно-коричневой". Как это будет называться, что заменит КПРФ – это вопрос отдельный. Людей, лидеров – что, за решетку сажать? Чьими руками? Это самый главный вопрос. Повторю, что неантисемитский антикоммунизм уже в 1993 году не мог без своего союзника – антикоммунизма антисемитского. Ну, предположим, что с 1993 по 1996 год между ними все "болталось" в окрестности паритета. Предположим далее, что в 1996 году неантисемитский антикоммунизм (убрав свой антикоммунизм в дальний ящик и выведя Ельцина на трибуну Мавзолея без стыдливой занавески) мог победить на выборах и отбросить своего антисемитско-антикоммунистического партнера. Получив потом Лебедя. И схватившись за Куликова. И отбросив его. Говорил, говорю и буду говорить вновь: если уж власть и могла каким-то образом играть на поле антикоммунизма, то только выстроив прочный консенсус между упомянутыми русской и еврейской партиями. И отбросив крайности в этом вопросе. И выстроив подлинный паритет. Но власть этого делать не хотела и не могла. Начать вопить о том, что в "Письме 13-ти" все фамилии из того разлива, о котором говорил Макашов, мог только безумец. И только безумец, руководимый даже не жаждой власти, а глюками, мог начать тыкать ножом в несчастного бизнесмена из фонда спорта, суля другим такую же участь, и ставить подножки своим партнерам по выборам, раскручивая скандал с "черным налом", без которого, признаем честно, не обходилась ни одна из сторон, действующих на выборном поле. Но разве дальнейшее развитие событий не показало тупиковость стратегии и другой стороны? Чего стоили все спектакли с Куликовым? Чего стоят сегодняшние "политические синдромы", в которых все танцы организуются "от печки" того же самого неприятия? Если две группы в пределах одной партии власти ненавидят друг друга больше, чем своих противников, если правит бал не логика, не интересы страны, а слово на букву "ж", выкрикнутое совершенно пустой фигурой, которую сладострастно обсуждают, превращая то ли в демона, то ли в героя – чем это может кончиться, кроме развала политической системы? Часть 6. "Городовой" Но радения "вокруг "Ж", которые уничтожили победу партии власти в 1996 году и лишили общество шанса на выстраивание какого-то уклада, какой-то нормальной жизни и какой-то (пусть остаточной) государственности, могли вестись в режиме хотя бы "относительно мягкой политической склоки" только потому, что неантисемитский антикоммунизм плыл в потоке событий и не собирался мобилизовать репрессивные аппараты в общероссийском масштабе. Теперь началась раскрутка напряженности. Если имеет место классический ее вариант, то жертвами политического террора должны становиться крайние и знаковые фигуры двух враждующих лагерей. Я не хочу называть имена, чтобы не "спугнуть" хрупкие шансы это предотвратить! Но если есть "третья сила" и есть "стратегия напряженности", то действия будут именно такими. Если же вопрос идет о репрессиях, на которые кто-то не хочет идти, предвидя крах для себя и распад страны, то есть об убийстве Кирова во втором варианте, то начнется выбивание фигур с одним идеологическим знаком. И тогда стоит присмотреться к взрыву около Кремлевских ворот. И к апелляции к очень знаковой теме "Храма на крови". Есть и еще один вариант – наиболее банальный. Мол, занимайтесь, любезные, Старовойтовой и не лезьте в другие дела со стратегической подоплекой, в том числе и финансовые. Но последний вариант слишком мелкотравчат, а первые два одинаково предполагают, что после "раскачивания лодки" будет призван городовой. Кто он? Будем помнить при этом, что неантисемитский антикоммунизм сильно истрепал себя с 1996 по 1998 год. А 17 августа 1998 года стало почти окончательным приговором данному политическому движению, всему либеральному проекту в целом. И это необратимый процесс! Что бы кому ни казалось. Ну и? Часть 7. Алгебра политического процесса Так что теперь? Что мы видим? Чем стало убийство Г.Старовойтовой в политическом смысле слова? Первое. Либеральный (неантисемитский) антикоммунизм "становится на тропу войны". Второе. Сам этот либеральный (неантисемитский) антикоммунизм никакую тропу войны не потянет. Он истощен, скомпрометирован, оторван от базы в силовых структурах, он ведет войну с этими силовыми структурами. Третье. Либо он хочет просто взорвать себя и страну, либо он будет искать союзника на антикоммунистическом поле. Вторым и главным признаком вставания либерального антикоммунизма на тропу войны должна бы была стать не демонстрация возможности союза между Явлинским и Чубайсом ("тех же щей"), а манифестация подлинной и глубокой дружбы между Березовским и Коржаковым. Тогда было бы ясно, о чем идет речь. Четвертое. Поскольку речь идет не об этом, то фигура антикоммунистического силовика, способного мобилизовать силовой потенциал в условиях глубокого экономического и политического кризиса – более чем проблемна. Это мог бы быть Лужков. Но с ним воюют. Это мог бы быть, наверное, Примаков. Но его торпедируют вместе с Думой. Так кто это? Лебедь, что ли? Чубайс пока говорит, оплакивая Галину Васильевну, лишь о демократических союзниках и Черномырдине. Как говорил герой О'Генри по подобному поводу, "песок – плохая замена овсу"… Пятое. В любом случае ценой за силовую услугу, вытекающую из всех телодвижений либерального антикоммунизма, порожденных убийством Старовойтовой, должна быть смерть самого либерального антикоммунизма. Такова диалектика того исторического ДЕЛА, в честь торжества которого будет скорбно гаситься свет в окнах. Шестое. Гайдар и Чубайс здесь чувствуют подвох. И очень красочно возражают на предложения о введении чрезвычайного положения. А чего хотят-то по-крупному? "Я сидел и думал, чего-то очень-очень хотелось.. То ли Конституции, то ли севрюжины с хреном". Так чего же? И кто тот "городовой", который должен разгонять за антисемитизм КПРФ? Он-то и будет главным антисемитом, утвердившимся на подобном разгоне и протянувшим потом руку основным и наиболее стойким из разгоняемых им борцов? Так что ли? Седьмое. Если я неправ, то что означают апелляции господина Киселева к привозу товарища Ленина в пломбированном германском вагоне? Что, Киселев не знает, что вагон был для творцов этого пломбированного мифа, я извиняюсь, не германским, а тем самым, о котором говорил Макашов? Варбург, Кун, Лейб, Шифф и Парвус – на первое, второе и на десерт. Мы эти "песни" наизусть выучили еще в 70-е годы. Германский вагон – это одна из кнопок, неизбежно включающая весь миф о пресловутом "коммунистическом жидомасонском заговоре". И что же Киселев? Помните анекдот 70-х годов? "Кто нажал красную кнопку? Ты? Ты?!! А. черт с ней, с Голландией!" С либерально-антикоммунистической, надо понимать, в данном случае? Восьмое. Борьба с "красным" антисемитизмом КПРФ так глубоко двинет вперед "белый" антисемитизм, что стране гарантирован весь набор удовольствий, с этим связанный. Чечня покажется "детским лепетом". А поскольку энергии на действия все равно нет – то распад России обеспечен. Может, об этом и беспокоятся? Вывод один: надо не гасить окна, а зажигать разум. А если окна все же погашены, то хотя бы порассуждать в темноте. Ритуальность предполагает подобное. "Будит мысль", как говорил один политический классик эпохи распада СССР и гашения окон. Не к темноте будь помянут.. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|