|
||||
|
Глава 11. Социальное необеспечение Дебаты о будущем системы социального обеспечения не сходят с первых полос и на то есть причина. У американской государственной системы социального обеспечения большие неприятности. С конца 1970х годов Конгресс пытался уберечь систему социального обеспечения от коллапса, добавляя новые налоги на фонд заработной платы, поднимая пенсионный возраст и ограничивая социальные льготы. Сейчас американцы оплачивают цену этих бессмысленных попыток. Тридцать пять лет назад программа требовала с работающих $30 млрд. в год. Сейчас она требует $658 млрд. — больше, чем четверть всех государственных расходов. Сегодня (2005) социальные налоги составляют 12.4 % на первые $90 000 ежегодного дохода. Большинство работающих платят сегодня налогов на социальное обеспечение больше, чем подоходных. Но «социальное обеспечение» — неправильное название. Оно вовсе не обеспечивает, и большая часть американцев, особенно молодых, это знает. Сегодня многие пожилые американцы считают пенсию от социального обеспечения — первоочередным финансовым источником своей старости. Но даже управляющие признают, что эта система «никогда и не планировалась как единственный источник дохода после выхода на пенсию». К несчастью, правительство серьёзно дезинформировало американцев о системе социального обеспечения, о том, как она работает, и что может сделать. Нам говорили, что социальное обеспечение — что-то вроде страхования, капиталовложения или пенсионного фонда. Но она этим не является. Люди думают, что «внесли плату» в социальное обеспечение. Это заблуждение. Система социального обеспечения — всего лишь программа, по которой трудящиеся облагаются налогом, и их деньги немедленно выплачиваются ушедшим на пенсию. Нет никаких закромов и запасов с деньгами, куда «вносят плату» и которые играют роль пенсионного или инвестиционного фонда. Нет у американцев и никаких прав на деньги, выплаченные в качестве социальных налогов, Верховный Суд решил, что политики могут свободно менять размеры пенсий или даже вообще отменить эту программу. Систему социального обеспечения не спастиСистему социального обеспечения не спасти. Ее нужно рассматривать как обанкротившуюся корпорацию. Система имеет около 12.8 триллионов долларов необеспеченных обязательств. Это означает, что при нынешних условиях все деньги, которые должны быть выплачены в будущем — если система остаётся неизменной — будут составлять 12.8 триллионов долл. Единственный способ собрать столько денег — поднять в будущем налоги на работающих. По оценкам, для того, чтобы продолжить финансировать текущий уровень пенсий, необходимо поднять социальные налоги на 50 %. Как заметил Майкл Таннер из Института Катона, «это ужасное бремя для наших детей и внуков». Как раз сейчас правительство собирает налогов на социальное обеспечение больше, чем выплачиваемая сумма пенсий. Это происходит потому, что поколение «бэйби-бума», находится в расцвете своих лет и сил и активно работает. Но правительство не накапливает эту прибавку, и не вкладывает её в будущее; оно жадно пожирает эти деньги, пытаясь залатать другие прорехи в Федеральном бюджете. Взамен, правительство издает долговые расписки в форме специальных казначейских облигаций, которые помещаются в так называемый траст-фонд социального обеспечения. Но этот фонд — чистое мошенничество. Как говорит пояснительная записка к фискальному бюджету Билла Клинтона на 2000 год, эти долговые обязательства — «не являются реальными экономическими фондами». Они являются «требованиями к Казначейству, которые при погашении должны финансироваться из повышенных налогов, займов у населения или с помощью снижения выплат или других расходов». Однако 78 миллионов поколения «бэйби-бума» сами уже приближаются к пенсионному возрасту. Наше стареющее обществоНаше общество стареет. В начале действия системы Социального обеспечения в 1930-х гг. средняя продолжительность жизни была меньше 65 лет, возраста, когда люди начинали получать пенсии. Поэтому большинству трудящихся и не предполагалось ничего платить. Правительство просто собиралось делать деньги на системе. Просто замечательно, что наши родители и деды до сих пор живы. Но так как они всё же начинают получать пенсии в 65 лет, значит, система Социального обеспечения записывает нас всех в должники. Когда система начинала работу, на одного пенсионера приходилось 16.5 работающих. Это соотношение постепенно падало. Сейчас на одного пенсионера приходится 3.3 работающих. К 2040 году ожидается, что это число упадет до двух к одному. В этих условиях у правительства только три пути избежать банкротства: урезать пенсии, значительно поднять налоги или занимать триллионы долларов. Система не может выжить в таких условиях. И все это знают. Опрос «США сегодня» за январь 2005 года показывает, что две трети тех, кому сейчас за 30 не верят, что система социального обеспечения заплатит им вообще что-нибудь, когда они выйдут на пенсию. Продолжение текущего курса приведет к серьёзному конфликту между поколениями. Всё более очевидно, что пенсии для пожилых людей при социальном обеспечении и относящимся к нему «титульным» программам (например, всеобщее государственное медицинское обслуживание) — это наиважнейший фактор в бурном росте федерального правительства и его стоимости. Сейчас федеральное правительство тратит в среднем $22 000 в год на социальное обеспечение и медицинское обслуживание одного пенсионера. Только эти две программы поедают более 7 % ВНП. Работающие люди найдут пути избежать этой системы, подобно тому, как сейчас многие трудятся в «теневой экономике» во избежание излишнего налогообложения. Далее, рост налогов неизбежно станет таким гнётом для экономики, что вызовет полный хозяйственный коллапс. Таким образом, существующее социальное обеспечение это скорее не способ обеспечения, а дорога к краху и утрате обеспечения, не только для старших, но и для всех. Система вредит бедным и меньшинствамСистема социального обеспечения наносит особенно значительный вред бедным и меньшинствам. Во-первых, если они умирают, не достигнув 65 лет, они ничего не получают. И даже если они доживают до пенсионного возраста, пенсия заканчивается с их смертью. Бедные умирают раньше, а чернокожие мужчины и вовсе имеют самую низкую продолжительность жизни. Поэтому они получают меньше всех, хотя теряют наибольшую долю своего дохода на социальные налоги. Как заметил Дерой Мердок для Национального центра политических исследований: «Социальное обеспечение перекачивает деньги от работающих чернокожих мужчин и женщин (которые умирают раньше) к престарелым белым женщинам, которые живут дольше всех». Если же афроамериканцы, напротив, имели возможность сохранить деньги, которые ушли на социальные налоги и инвестировать их самостоятельно, то они имели бы инвестиционные запасы на старость, а после их смерти инвестиции перешли бы к их семье. Социальное обеспечение — это плохие инвестиции по сравнению со свободным рынком. Для среднего работника ожидаемая государственная пенсия оказывается гораздо меньше доходности самых консервативных инвестиционных инструментов. Это означает, что, если бы трудящийся вкладывал деньги, которые у него отбирают социальные налоги в наименее рисковые инвестиционные инструменты, которые доступны на рынке, то по достижении возраста 65 лет, выплаты, получаемые им в виде рентных платежей, оказались бы примерно вчетверо больше положенной ему государственной пенсии. Восемьдесят процентов американцев платят в качестве социальных налогов больше, чем в качестве подоходного. Это особенно тяжело отражается на малоимущих. Трудящиеся с небольшими доходами не имеют свободных средств для инвестирования или потребления после уплаты социальных налогов — получается, что инвестиционный капитал отбирается у этих групп населения, что делает для них невозможным развивать собственный малый бизнес. Это сокращает возможности их трудоустройства. Решение задерживаетсяДаже при том, что все понимают нежизнеспособность системы социального обеспечения, политики избегают обсуждения проблемы. Престарелые избиратели многочисленны и многие боятся потерять «свою пенсию». Политики боятся говорить правду о банкротстве системы социального обеспечения, потому что это может стоить им переизбрания. К 2005 году, однако, истэблишмент не смог больше скрывать очевидный факт, что система социального обеспечения идет к краху. Президент Джордж Буш внес предложение разрешить молодым работникам добровольные сбережения. По его плану трудящиеся будут иметь возможность инвестировать до 4 % своего дохода в ценные бумаги и акции вместо выплаты их системе социального обеспечения. План Буша как минимум половинчатый. Работники в возрасте свыше 55 лет не смогут в нем участвовать; пенсионные счета молодых трудящихся будут управляться правительством; федеральное правительство планирует занять триллион долларов для того, чтобы обеспечить выплаты нынешним пенсионерам. Вместо упразднения обанкротившейся система, план Буша предполагает «починить систему социального обеспечения». Но даже такой скромный план — это настоящий прорыв, так как он вводит в политическую дискуссию идею персональных пенсионных счетов. Он также вызвал предсказуемую негативную реакцию у лоббистских групп и сторонников «большого правительства», которые отрицали, что система социального обеспечения находится в кризисе. Все, что, по их мнению, нужно сделать, чтобы «спасти» программу, так это немножко поднять налоги, немножко расширить налогооблагаемую базу, или чуть-чуть поднять пенсионный возраст — на год или два. Между тем, другие народы оказались более прозорливы в отношении будущих пенсионных проблем. Есть одна страна, которая почти идеально решила все свои проблемы — Чили. В этой стране система пенсионного обеспечения в значительной степени приватизирована и учреждены 12 инвестиционных фондов, которые управляются как частные и работают в основном как взаимные фонды. Трудящиеся обязаны отчислять в выбранный фонд некоторую долю своих заработков и не могут снять их до достижения пенсионного возраста. Это создает конкуренцию между фондами. В отличие от системы социального обеспечения США, деньги остаются собственностью трудящихся. Результаты оказались весьма благотворными для чилийской экономики. Норма сбережения высока, что обеспечивает капитал для развития бизнеса, который, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень занятости. Трудящиеся накапливают пенсионные фонды быстрее, чем раньше. Хотя правительство не управляет напрямую ни одним из фондов, оно обеспечивает их регулирование; работники не могут выйти из системы. Это элемент принуждения. Политические обстоятельства могут измениться и привести к увеличению государственного вмешательства (хотя, на данный момент вероятность этого незначительна). Все обсужденные варианты, как например, переход от текущей обанкротившейся пенсионной системы к полугосударственной, по примеру Чили — некоторые шаги к которой предложил президент Буш — будут улучшением, хотя ему и недостает свободы, которую защищают либертарианцы. Такая система действует, кроме Чили, еще в 30 странах, к примеру, Великобритания, Швеция и Австралия также имеют подобные персональные счета для трудящихся. Калифорния может быть примером другой модели реформ. В ней учрежден специальный пенсионный фонд для государственных служащих и его члены могут покинуть общую систему социального обеспечения. Инвестируя средства в ценные бумаги, управляющие фонда обеспечивают пенсионерам значительно больший доход, чем государственная пенсия. Суровое решение суровой проблемыТак как же нам избежать краха системы социального обеспечения? Путь к решению начинается с признания суровой действительности. В отличие от президента Буша либертарианцы осознают, что систему нельзя исправить. Полумеры, частичная приватизация и увеличение государственного долга — это не долгосрочные решения. Мы должны осознать, что имеем дело с ситуацией банкротства, и наилучшее, на что мы можем надеяться, — закрыть разорившуюся «фирму» и сократить наши потери. Здесь нет «честного» способа или совершенного решения. Выдвигаемое ниже предложение призвано решить проблему быстро и наименее обременительным путём, но не претендует на совершенство. Не забывайте, Утопия — не существует. Наша цель в том, чтобы провести банкротство системы социального обеспечения как можно быстрее. В то же время, мы хотим защитить старшее поколение с помощью более безопасных контрактных инструментов, а всех американцев освободить от тяжкого бремени социальных налогов, которые в противном случае обанкротят страну. Начинаем с 56-летних и старше, включая 65-летних и более старых, уже получающих пенсии. Люди в возрастной группе 56 лет и старше получили бы по этому предложению 100-процентную выплату определённой суммы. Люди 52–55 лет получат процент от предлагаемой суммы в соответствии с возрастом: 52 года — 20 %, 53 г. — 40 %, 54 — 60 %, 55 — 80 %. Для каждого лица в этой категории (52 года и старше) будет возможен актуарный анализ, какие приблизительно сегодня делают страховые компании, чтобы определить суммы будущих пенсий по социальному обеспечению, которые такие люди получали бы до достижения среднего возраста жизни. Попросту говоря, это была бы денежная сумма, которую человеку требуется вложить под существующие проценты, чтобы произвести оплату пенсии по социальному обеспечению для среднего лица в возрасте старше 65 лет. Это даёт нам огромную итоговую сумму для каждого в этом классе. Каждое такое лицо выбирало бы между получением крупной суммы — и приобретением договора о пожизненных выплатах у частной компании, вместо пенсии от социального обеспечения, которые они получали бы по сегодняшним пенсионным ведомостям. Источник финансированияКаков же должен быть денежный источник, чтобы выкупить сегодняшнюю систему социального обеспечения? Мы придерживаемся того, что эта система — банкрот. Банкротом является и все правительство США в целом. Когда имеешь дело с банкротством, следует использовать активы банкрота для выплаты его заимодавцам хотя бы части того, что он им должен. Правительство Соединённых Штатов располагает огромным количеством активов, которые не имеют никакого отношения к легитимным целям национальной обороны и защиты конституционных прав. Американское правительство владеет фактически одной третью земли в Соединённых Штатах. Оно имеет также множество других различных активов, например, электростанции на реке Теннеси, другие энергетические комплексы, крупнейшие в мире киностудии, миллионы транспортных средств, «Амтрак», имущество почтовой службы, НАСА, спутники и т. д. Часть этих активов должна быть продана для того, чтобы максимально ускорить финансирование приобретения системы социального обеспечения. Наконец, тот, кто по этому предложению должен получить выплату и кто в этом на самом деле в этом не очень нуждается, может быть найдет в себе силы отказаться. Другой вариант демонтажа обанкротившейся программы — вариант добровольного выхода. Просто дать каждому гражданину, включая пенсионеров, возможность не иметь больше с системой ничего общего — ни социальных налогов, ни пенсии в будущем с любого времени. Вполне вероятно, что большинство молодых людей выйдут из системы, а большинство пенсионеров останется (за исключением обеспеченных, не получающих пенсии из-за наличия другого дохода). Конечно, из-за снижения числа молодых работающих, поступления системы социального обеспечения снизятся. Поэтому такой план выхода из системы также должен финансироваться за счет продажи правительственной собственности. Или политики могут решить урезать другие ненужные программы и за счет высвободившихся средств финансировать дефицит бюджета социального обеспечения. Хотя план добровольного выхода не решит проблему так быстро, как план немедленного выкупа, он достигнет той же цели, так как система социального страхования, вероятно, отомрет через пару десятилетий. Жизнь без социального обеспеченияЛюбое из указанных предложений означает конец государственной системы социального обеспечения. Для старшего поколения обеспечение вырастет, если они примут сумму выкупа и инвестируют ее по собственному желанию, или возьмут план частной пожизненной ренты. В отличие от государственной пенсии, которая может быть сокращена или отменена актом Конгресса, контракт частной пожизненной ренты — это контракт со страховой компанией, который должен уважаться, и может защищаться в судебном порядке. Больше не будет социальных налогов, которые сейчас съедают 12.4 % от каждого доллара, который вы зарабатываете в пределах $90 000 в год. Все молодые работники будут избавлены от растущего бремени социального налога. Подумайте, что вы сделаете с этими дополнительными деньгами. Вашими деньгами, которые вы заработали. Экономика получит значительное ускорение из-за снижения налогового бремени, ($658 млрд. в год), из-за роста потребительских расходов и создаваемых рабочих мест для удовлетворения спроса. И, самое главное, мы избежим приближающегося экономического коллапса и неизбежного конфликта между поколениями, к которым неминуемо приведет текущая система, если нам не хватит мужества ее изменить. Я уверен, многие пенсионеры будут рады огромной выгоде освобождения их детей и внуков от катастрофы, которую несет им прекращение существования системы социального обеспечения, пришедшей к своему логическому концу. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|