• СРАВНЕНИЕ СССР И РФ
  • СЕЛЬПО
  • ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    СРАВНЕНИЕ СССР И РФ

    Целью данной статьи является выяснение, что из себя представляет сегодняшняя РФ по сравнению с СССР. Чего мы добились в результате «перестройки», «рыночных реформ», «вставания России с колен». В качестве источников использована официальная статистика (Статистические ежегодники Госкомстата за 1987, 1990, 2010 гг.). Сравнение происходит между СССР 1985-1986 годов и РФ 2007–2009 годов. Почему между СССР и РФ, а не между РСФСР и РФ, как любят делать сегодняшние пропагандисты, - потому что РФ является «правопреемницей» СССР, потому что мы жили в СССР, а не в РСФСР, и поэтому надо сравнивать ту страну, которую мы потеряли. с сегодняшней страной, т.е. сравнивать СССР и РФ.

    Почему взят период СССР 1985–1986 г., а РФ – 2007 г. Изучая статистические ежегодники, нетрудно увидеть, что по многим показателям к 1985–1986 гг. производство в СССР достигло вершины, а дальше начался спад, а 2007 г. – вершина производства в путинской РФ, а потом кризис 2008 г. и спад.

    Таблица № 1. Сравнение показателей СССР в 1985 г. и РФ в 2007 г.

    (http://svoim.info/201146/?46_5_1, таблица №1)


    Краткие выводы из данной таблицы (% от уровня СССР 1985 г.):

    Население – 51,46%

    Добыча сырья – 42–79% (газ 101%)

    Металлургия – 44–55%

    Электроэнергетика – 65%

    Машиностроение (оборудование для заводов) – 0,4–11% от 1985 г.

    Транспортное машиностроение – 15%

    Сельскохозяйственное машиностроение – 2,3–6,5%

    Грузовые автомобили – 34,6%

    Легковые автомобили – 97%

    Удобрения – 52,1%

    Текстиль – 22%

    Строительные материалы – 21–45%

    Земледелие – 37–42%

    Животноводство – поголовье – 17–30%, продукция – 10–16%

    Товары народного потребления – 6,8–72%

    Строительство железных и автодорог – 6,6–11%

    Строительство жилья – 54% (количество квартир–34%)

    Строительство больниц, поликлиник – 12–20%


    Теперь возьмём данные по экспорту:


    Таблица № 2.Экспорт товаров из СССР в 1985 г. и РФ в 2007 г.

    (http://svoim.info/201146/?46_5_1, таблица №2)


    РФ продаёт за границу 54% добываемой нефти, 31% угля, 29% природного газа, 24% железной руды, СССР продавал 19% нефти, 4% угля, 10% газа, 13% руды. 62,5% доходов РФ от экспорта составляет экспорт нефти, газа, угля и железной руды, еще 18% составляют нефтепродукты (явно не 95–98-й бензин). Увеличение отношения экспорта к объему производства составляет нефть – 2,84 раза, уголь – 7,75 раза, газ – 2,9 раза, руды – 1,84 раза. Что показывает превращение РФ в сырьевой придаток развитых стран.

    Итогом развала СССР и «реформ» стало уничтожение производства продукции группы «А» (средства производства), без которой невозможно, не привлекая иностранцев, осуществлять наращивание производства любой другой продукции в существенных объемах (строительство новых предприятий, перевооружение существующих и т.п.). Уничтожено животноводство.

    Добыча сырья в РФ осталась примерно на советском уровне, а производство всей промышленной продукции значительно сократилось, особенно производство средств производства (группа «А»). Из этого следует, что в советское время добываемое сырье перерабатывалось нашей промышленностью, а сейчас, т.к. промышленность разрушена и потреблять его в том же количестве некому, продается за границу.

    Если посмотреть динамику, то получается, что происходит увеличение добычи сырья, более-менее на одном уровне держится металлургия (выплавка стали, чугуна, прокат) и энергетика, а производство продукции группы «А» неуклонно сокращается (за 10 лет, начиная с 2000 г., в 4 раза).

    Результатом «перестройки» и «реформ» стало уничтожение станкостроения, что ставит крест на возможности увеличения производства различных товаров в значительном объёме без иностранной помощи, ослаблены обрабатывающие производства, сельское хозяйство. Но в то же время добыча сырья осталась на советском уровне, а потребление его своей промышленностью заметно сократилось.

    Если посмотреть динамику, то получается, что происходит увеличение добычи сырья, более-менее на одном уровне держится металлургия (выплавка стали, чугуна, прокат) и энергетика, а производство продукции группы «А» (средства производства) неуклонно сокращается (за 10 лет).

    Если посмотреть, чем гордится наша власть, станет понятно, что РФ реально не великая держава. Если в советские времена мы гордились строительством плотин, заводов, электростанций, освоением космоса, выплавкой стали, чугуна, то сейчас строительством нефте-и газопроводов, стадионов и бесперебойной поставкой газа «партнерам», певцами и футболистами.

    Показательной является структура хозяйственного управления. В СССР были следующие министерства: Министерство тяжёлого машиностроения СССР, Министерство станкостроения СССР, Министерство транспортного машиностроения СССР, Министерство строительного и дорожного машиностроения СССР, Министерство автомобильной промышленности СССР, Министерство машиностроения и приборостроения СССР, Министерство сельскохозяйственного машиностроения СССР, Министерство авиационной промышленности СССР, Министерство судостроительной промышленности СССР, Министерство чёрной металлургии СССР, Министерство цветной металлургии СССР, Министерство нефтяной промышленности восточных районов СССР, Министерство нефтяной промышленности южных и западных районов СССР, Министерство угольной промышленности восточных районов СССР, Министерство угольной промышленности западных районов СССР, Министерство электропромышленности СССР, Министерство промышленности средств связи СССР, Министерство химической промышленности СССР, Министерство резиновой промышленности СССР, Министерство лесной промышленности СССР, Министерство целлюлозной и бумажной промышленности СССР, Министерство медицинской промышленности СССР.

    Подобных министерств в РФ нет, теперь есть:

    Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России), Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России), Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России), Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России), Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России), Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России).

    Степень деградации РФ можно определить, зайдя в крупный супермаркет типа Ашана, Мосмарта и т.п. или в магазин автозапчастей для автомобилей ВАЗ. Российских товаров там почти нет (даже молотки и топоры китайские, не говоря уже о болгарках, дрелях, перфораторах, гаечных ключах). Так же степень деградации нашей промышленности можно определить по самому современному российскому автомобилю ЛАДА-ПРИОРА – контроллер «БОШ», сцепление ЛЮК (Германия), АБС Бош, шатунно-поршневая группа импортная, кондиционер корейский, ГРМ – сборная солянка из Германии-Китая-Польши, блок цилиндров обрабатывается по импортной технологии, даже железо, говорят, корейское.

    Таким образом, современная РФ представляет собой гигантский шаг назад по сравнению с СССР.

    Д. ИВАНОВ

    СЕЛЬПО

    Т ак назывались сельские магазины потребительской кооперации в советские времена, сегодня это анахронизм, но в своё время они были непременным элементом деревенской жизни, будучи наравне со школой, медпунктом, клубом местом общения всех жителей села, а главное - позволяли иметь доступ к товарам. Что такое новое – это давно забытое старое. Вот и сегодня на одной из многих шубутных встреч наш премьер Владимир Путин вспомнил о потребительской кооперации, но будет ли из этого толк?

    Потребительская кооперация в России образовалась ещё в пору крепостного права, в царствование Николая I в первой половине XIX века, на заре развития капитализма в стране. Расцвет капитализма в России оказался согласным с сохранением бюрократически организованным самодержавием. Но внутренние отношения в стране не давали ходу такой эволюции без отмены крепостного права. Усердное покровительство промышленному производству подрывалось слабостью внутреннего рынка, связанного крепостничеством, иными словами, отсутствие спроса на нём. А конкурировать на мировом рынке молодой русский капитализм не мог, не освоив внутреннего, слабым звеном которого, повторю, был спрос, а значит затруднения со сбытом продукции заводчиков. Выход был один – в коллективной организации потребителей, основанной на паевом участии.

    Так в России возникла потребительская кооперация как инструмент развития капитализма.

    Не такой ли период мы переживаем сегодня так сказать, возврат в XIX век? Это подтверждают высказывания многих средних предпринимателей: «Поставщиков хватало, а сбыт развивался плохо – цену приходилось поднимать, чтобы не обломиться. Спрос падал…». Это продолжается и сегодня, поэтому мы имеем то, что имеем. Спасёт ли Россию нынче возрождение потребительской кооперации, а главное – как её возрождать, если все основы её загублены?

    При Советской власти потребительская кооперация стала одним из основных приводов управления развития села и ступенью его сближения с городом. Сегодня город есть, а село рушится!

    Я провёл небольшой экскурс в историю для проведения аналогии нынешнему состоянию экономики, когда по всем заявлениям и фактам мы переживаем вторичную эпоху «врастания» в капитализм, а деревня, доведённая до развала (хуже чем при крепостничестве) должна быть стабилизирована или… Поэтому роль потребительской кооперации возрастает как никогда. К сожалению, в действительности она переживает весьма трудные времена и причина весьма банальна и проста, как и везде: человеческий фактор в руководстве!

    Историческая литература по развитию и сущности потребительской кооперации обычно апеллирует к цифрам и общим выводам, что простому пайщику малопонятно. Я же хочу опуститься на землю и коротко, на житейском уровне, рассказать о состоянии и заботах потребкооперации, на низшем уровне она именуется «райпотребсоюз», основным подразделением которого на селе являлся «сельмаг», или, по-народному «сельпо» и заготовители районных «заготконтор», которых уже нет. В некоторых районах «райпотребсоюзы» стали акционерными обществами под грифом «ОПО» (Открытое потребительское общество). Высший орган этой организации Цетросоюз, естественно, находится в Москве, и чиновник, сидящий в тёплом кресле, наверняка будет удивлён моим рассказом.

    Речь пойдёт об одном из районов Центрального Черноземья - Острогожском, где сельское хозяйство всегда составляло основу всей жизни, и потребительская кооперация была не последней составляющей бюджета района.

    Посещая районный городок Острогожск ежегодно, я каждый раз после 90-х годов прошлого столетия слышал жалобы от своей сестры на бедственное положение райпотребсоюза. Она-то знает суть всего не понаслышке, проработав более 30 лет бухгалтером в районной заготконторе, а после ликвидации этой структуры потребкооперации, в райпотребсоюзе. Сестра пережила расцвет потребкооперации - в советское время: «Чего только не заготовляли, и всему был сбыт, - говорит она. – Какие только товары не поставляли на село. А потом, без преувеличения сказать, - констатирует она, - всё пошло к упадку!». Сейчас она на мизерной пенсии, и с грустью вспоминает весь этот процесс упадка. Потребкооперация никогда не относилась к бюджетной сфере, а находилась на самоокупаемости. В советское время считалась на хозрасчёте, но тогда она была прибыльной организацией, имела свои активы и платила немалые налоги. А сегодня она прибыльна только в отдельных районах, где есть предприимчивые люди. Например, в Балашихинском районе Московской области, где Райпотребсоюз преобразован в райпо (районное потребительское общество).

    Богатые активы потребкооперации, особенно при ликвидации заготконтор, в 90-е годы исчезли в неизвестном направлении, и ныне всплывают в виде частных образований, а сами райпотребсоюзы (где они ещё остались) влачат жалкое существование. Но они не могут быть ликвидированы по причине их нужности для сельской жизни, да и в городе (города сельского типа – сколько их по Руси!) он не лишний. Для нынешних властей потребительская кооперация, что нищенская сума, без которой нищему никак нельзя. Вот и вспомнил о ней Владимир Путин. Но как у него получится из нищенской сумы сделать респектабельное портмоне?

    Как бы там ни говорили и ни писали, что сегодня деревня находится на грани гибели, жизнь в ней теплится, в некоторых даже бьёт ключом. Раз так, её надо поддерживать потребительскими товарами и, особенно, товарами первой необходимости для повседневной жизни – соль, хлеб, спички и прочая «ерунда». Такой товар частник, как его называют «коммерсант», не повезёт на село – какой с него навар? Значит это должно делать государство, а оно эти заботы взвалило на потребкооперацию и забыло про всё. Когда говорят, что кооперация не государственная организация и должна выживать сама, - я согласен с этим, но не согласен с тем, что выполняя столь значимые функции на селе, она должна выживать не только материально, но и в условиях правового беспредела. Обеспечить действия этой нужной организации достойными законами, защитить её от наездов «крутых» (имею в виду и госчиновников) – дело государства. А правительство даже не подразумевает о её существовании. Припомните за последние десять лет хотя бы один вопрос, поднятый на эту тему, не говоря о правительстве и Думе, в печати или на ТВ? Очень сомневаюсь, что кто-то припомнит об этом. Но вот премьер В. Путин вспомнил об этой проблеме, но будет ли толк?

    Задаю вопрос сестре:

    - Раз кругом убытки, то не ликвидировать ли райпотребсоюз, а его функции доверить частникам – вполне в духе времени?

    - Нет, - говорит сестра. – Этого не будет. Никто эту обузу не возьмёт на себя. Коммерсант-частник и сейчас не забывает деревню. Но он посещает её раз в месяц, а иногда и реже, всегда подгадывая под выдачу пенсий. Везёт туда крупные или дорогие товары, продаёт их только за наличные. А где дедушки-бабушки, да и просто жители будут покупать хлеб, соль, спички? К тому же в этих сельпо дают в долг под запись до следующей пенсии. Потом, в наших магазинах был в основном отечественный товар, а он дешевле и качественнее… Раньше, с ликвидацией заготконтор, поговаривали и об упразднении потребсоюзов, а потом наоборот – из администрации следуют указания об открытии сельмагов там, где они были закрыты, но база уже не та. Странная позиция власти – указания и распоряжения следуют, а помощи и участия в наших делах никакого. Выкручивайтесь сами, хотя мы и знаем, что вы стали нищими. При Советской власти была забота со стороны райисполкома, и даже райкома, сейчас только указания… Частник вытесняет райпотребсоюзы из крупных сёл, где он чует прибыль, а нам оставляет глубинные, да ещё заботу о людях, а его цель только прибыль. Чиновники администрации со всего этого имеют свой куш. А что с нас возьмёшь? Вот только понукать! Но бывший глава района не брезговал и с нас брал дань. Сегодня власть признаёт только деньги, и правят те, кто имеет денег больше, но не совести. Простые люди только выживают...

    О роли сельпо на селе мне поведала жена брата, она 20 лет заведовала сельским магазином на хуторе Гостиный Острогожского района:

    - Помнишь, Тимофеевич, каким цветущим и многолюдным был наш хутор лет 20 назад, и центром его был наш магазин. Когда лет 15 назад его закрыли, хутор стал пустеть. Сейчас зимой в нём живёт только одна семья упёртого Ильи, а было когда-то около 400 человек. Летом ещё наезжают отдыхающие, но и те жалуются, что за каждой мелочью надо ехать в село Коротояк, а это около 10-12 км и никакого общественного транспорта. А сколько было коров на хуторе! А сейчас одни одичавшие собаки остались. Стыдно сказать, на хуторе, где кругом заливные луга, питаемся сгущенкой… а с чего её делают? Кругом пластом лежат яблоки, груши, абрикосы и прочие фрукты-овощи, гниют, а кому это надо? А ты спрашиваешь, что такое потребкооперация для нас? Что-то делалось и ею, хотя и были недостатки. Нет сбыта – погибло хуторское стадо, погибнут сады и огороды, сенокосы и луга, и останется хутор Гостиный только в твоих рассказах. Не дай Бог дожить до этого. Но нас никто не спрашивает…

    В каждом районе огромной страны своя самодеятельность в этом вопросе не идёт на пользу общему делу. И хотя существует Центросоюз, вроде общий орган, но чем он занимается – «ёжик в тумане!». Например, в Острогожском районе Воронежской области райпотребсоюз превратился в акционерное общество, в Балашихинском районе Московской области преобразовался в райпо, а в Сибири действует в полную силу. Всё зависит от власти, а она, как сказал выше, забыла об этом важнейшем факторе сельской жизни. Только слова о помощи селу, как со стороны правящей партии единоросов, так и правительства. Президент пиарится на полях, но что он знает о потребкооперации? К слову, на многочисленных пресс-конференциях ни один журналист не задал вопроса руководителям государства на тему потребкооперации… Представляют ли они реальную жизнь в деревне?

    Общаясь со своими земляками в Воронежской глубинке, я понял одно – правящий класс чиновников живёт сам по себе, идеалом его стали деньги; народ выживает под его гнётом тоже сам по себе, надеясь на президента и чудо. Что из этого получится, предугадать не трудно!..

    Вадим КУЛИНЧЕНКО









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх