|
||||
|
ИСТОРИЯ СКАЛА (Окончание. Начало в №44) 8. Кто эти люди - создатели урановой бомбы и уранового топлива?8.1. …после 28 сентября 1942 года произошли существенные изменения …академик Иоффе начинает собирать разбросанных войной физиков. Первым в списке был его сотрудник и ученик - Курчатов, которого Иоффе еще в августе 1940 года рекомендовал Академии: «Общее руководство всей проблемой следовало бы поручить И.В. Курчатову как лучшему знатоку вопроса, показавшему на строительстве циклотрона выдающиеся организаторские способности». В 1942 году Иоффе и Курчатов начинают формировать команды физиков по направлениям. По многочисленным документам складывается впечатление, что именно Курчатов является тем человеком, которому «больше всех надо», будто «атомная бомба – это его личное дело»… Видимо, не случайно именно Курчатову, еще задолго до того, как он будет назначен начальником Лаборатории №2 и принят в Академию, Молотов поручает сделать анализ разведданных. Долгое время он будет единственным ученым, которому эти разведданные предоставляют. 8.2. Стоит отметить, что уже как минимум 13 января 1943 года наши физики были в курсе событий за океаном. Об этом свидетельствует справка «Использование реакции расщепления урана для военных целей», на которой есть дата и пометки, сделанные рукой Курчатова… «подсказка», что котел на природном уране надо делать не гомогенным, а «решеткой», пожалуй, стала самым ценным вкладом нашей разведки в советский атомный проект. Несомненно, получив значимые количества урана для эксперимента, наши ученые изобрели бы котел сами, но зимой 1942-1943 годов котел сделала только Красная Армия немцам под Сталинградом. 8.3. ... Попов, замнаркома Госконтроля, скрупулезно выполняет свои обязанности и 26 января 1943 года докладывает Молотову о том, что Постановление ГКО «О добыче урана» выполняется неудовлетворительно… В итоге 11 февраля 1943 года на свет появляется Распоряжение ГКО №ГОКО-2872сс «О дополнительных мероприятиях в организации работ по урану». Историческая ценность этого документа в том, что Курчатов (беспартийный, если кому неймется) назначается научным руководителем работ по урану. Распоряжение подписано Молотовым. Месяц спустя Курчатов распоряжением по Академии наук СССР назначается руководителем Лаборатории №2 – той самой лаборатории, которая станет колыбелью нашей бомбы. …Из справки начальника управления НКГБ СССР Федотова, разосланной Сталину, Молотову и Маленкову 8 июля 1945 года: «В области атомной физики Курчатов в настоящее время является ведущим ученым СССР. Обладает большими организационными способностями, энергичен. По характеру человек скрытный, осторожный, хитрый и большой дипломат». 8.4. Записка И.В. Курчатова Л.П. Берии о неудовлетворительном состоянии работ… 29 сентября 1944 г. В письме т. М.Г. Первухина и моем на Ваше имя мы сообщили о состоянии работ по проблеме урана и их колоссальном развитии за границей. … Зная Вашу исключительно большую занятость, я все же, ввиду исторического значения проблемы урана, решился побеспокоить вас и просить Вас дать указание о такой организации работ, которая бы соответствовала возможностям и значению нашего Великого Государства в мировой культуре. И. Курчатов 8.5. Вот теперь судите сами – кто вынуждает Курчатова лезть во все это? У него всё в порядке с отчетностью. Если дело и движется медленно, то для этого есть обстоятельства военного времени, и лично ему ничто не угрожает. Но, прекрасно понимая, что такое работать под Берией, Курчатов добивается именно этого! И это вам не ельцинское обещание лечь на рельсы, это реальное самопожертвование. Во имя чего? И каков реальный масштаб этой личности? В последнее время было много справедливых упреков, что в нашей истории весь атомный проект ассоциируется едва ли не с одним-единственным Курчатовым. Да, научные, технические и организационные задачи решала целая плеяда ученых и руководителей экстра-класса, о них мы еще расскажем. Но Курчатов – это своеобразный пророк атомной эры. Оппенгеймер решал в Лос-Аламосе локальные задачи по конструкции атомной бомбы – у нас это Харитон. Ферми и Комптон делали плутониевый реактор – здесь у нас, собственно, отличился Курчатов как ученый и генеральный конструктор. Хлопин вытащил радиохимию – извлечение плутония из облученных блоков. Лоуренс в Америке был гением по разделению изотопов – у нас это Арцимович, Кикоин, Ланге. Лесли Гровс осуществил общий менеджмент атомного проекта – у нас это сделал Берия. Роль суперкомпьютера по расчетам выполнял Ландау, в Америке это тоже было. Но в Америке не было фигуры, адекватной Курчатову по общему масштабу взятой на себя инициативы и ответственности. Он понимал, что… урановая тема должна стать национальной идеей хотя бы для того, чтобы страна физически уцелела. И он был не одинок… - были люди в нашей стране, «незаменимых» вот только не было. 8.6. Понимая, что Молотов, который номинально курирует урановый проект, явно не справляется с организационными вопросами, Игорь Васильевич методично ведет дипломатическую работу по передаче дел под патронат НКВД. Постепенно он, Первухин и Махнев добиваются того, что Берия обращает на тему серьёзное внимание… 1 декабря 1944 года в кабинете Курчатова устанавливают прямую связь с Кремлем, а через два дня выходит знаковое Постановление ГКО № 7069сс за подписью Сталина « О неотложных мерах по обеспечению развертывания работ по урану». Пунктом 10 этого постановления значится: «Возложить на т. Берия Л.П. наблюдение за развитием работ по урану» 9. США – союзник-противник СССР9.1. 2 мая 1945 года пал Берлин. Но уже заблаговременно, 24 февраля 1945 года, в Германию прибыли эмиссары Манхэттенского проекта – миссия «Алсос» с целью захватить секреты и ученых Третьего рейха… Курчатов пишет записку на имя Берии «о необходимости командирования группы сотрудников Лаборатории №2 в Германию только 5 мая. 10 мая 1945 года Махнев передает Берии по ВЧ из Германии: «…2. В институте Вильгельма есть ценное для нас оборудование… Затрудняюсь без Вас решить вопрос, можно ли вывозить это оборудование, так как институт построен на деньги США и находится в районе предполагаемого расположения союзников…» …Ах, если бы Василий Алексеевич знал, чем занимался в Германии генерал Гровс со своей миссией «Алсос», он бы не стал «грузить» Лаврентия Павловича русскими интеллигентскими глупостями. 9.2 А занимался Гровс откровенно подлыми делишками, не исключающими, впрочем, американских национальных интересов. Вот его откровения:«Большая часть интересовавших нас в Германии объектов находилась на территории будущей французской зоны оккупации, однако самый важный для нас – завод концерна «Ауэргезельшафт» в Ораниенбурге – был расположен в пределах зоны, которую должны были оккупировать русские… этот завод занимался производством урана и тория для атомных исследований … Поскольку у группы «Алсос» не было никаких возможностей проникнуть в район этого завода, я предложил генералу Маршаллу разбомбить его». ...днем 15 марта 612 «летающих крепостей» сбросили на завод 1506 тонн фугасных и 178 тонн зажигательных бомб… Для маскировки перед русскими и немцами цели полета одновременно такой же массированный удар был обрушен на город Зоссен, где располагался штаб вермахта. …разумеется, на этом действия миссии «Алсос» не заканчиваются. Гровс делает все, чтобы захватить ученых и лаборатории не только в будущей советской зоне оккупации, но и во французской. А что нельзя было захватить и вывезти, то следовало уничтожать. Самая обидная потеря – американцы вывезли из будущей советской зоны оккупации те самые 1200 тонн урановой руды из бельгийского Конго, которые провалялись всю войну под навесом в бочках. 9.3. …с начала лета 1945 года четыре японских города стали испытывать удивительную безмятежность… это были Кокура, Хиросима, Ниигата и Киото. Одним из требований для атомного удара была «чистота эксперимента» – все разрушения должен был произвести ядерный взрыв… Против Киото выступил Стимпсон… Гровс с сожалением добавляет: «Тем не менее Киото сохранял для меня притягательность в основном из-за его большой площади, допускающей оценку мощности бомбы. Хиросима с этой точки зрения нас не вполне устраивала». Гровс пишет это не сгоряча, а почти 20 лет спустя, явно попадая в образ мысли своих современников. Милые люди, остались ли у кого еще сомнения в том, что если бы мы не сделали свою бомбу, то году эдак в 1951-1953-м на планшет вместо Киото натянули бы Ленинград – только чтобы поточнее замерить радиус поражения ядерного заряда... Читая Гровса, начинаешь отчетливо понимать, что людей с образом мышления того времени могло остановить только одно – угроза сокрушительного ответного удара с неприемлемым ущербом. Никаких моральных и нравственных тормозов просто не существовало. (с.42.) 10. Дело Берии10.1. 20 августа 1945 года, спустя две недели после Хиросимы, вышло в свет историческое постановление ГКО… Постановление ГОКО №9887сс/оп «О Специальном комитете при ГОКО» г. Москва. Кремль 20 августа 1945 г. Совершенно секретно (ОСОБАЯ ПАПКА) Государственный Комитет Обороны постановляет: 1. Образовать при ГОКО специальный комитет в составе: БЕРИЯ Л.П. (председатель) МАЛЕНКОВ Г.М. ВОЗНЕСЕНСКИЙ Н.А. ВАННИКОВ Б.Л. ЗАВЕНЯГИН А.П. КУРЧАТОВ И.В. КАПИЦА П.Л. МАХНЕВ В.А. ПЕРВУХИН М.Г. 2. Возложить на специальный комитет при ГОКО руководство всеми работами по использованию внутриатомной энергии урана; 3. Для предварительного рассмотрения научных и технических вопросов… создать при комитете технический совет в следующем составе: ВАННИКОВ Б.Л. (председатель) АЛИХАНОВ А.И. – академик (учёный секретарь) ВОЗНЕСЕНСКИЙ И.Н. – член-корреспондент Академии наук СССР ЗАВЕНЯГИН А.П. ИОФФЕ А.Ф. – академик КАПИЦА П.Л. – академик КИКОИН И.К. - член-корреспондент Академии наук СССР. КУРЧАТОВ И.В. – академик МАХНЕВ В.А. ХАРИТОН Ю.Б. – профессор ХЛОПИН В.Г. – академик Для непосредственного руководства научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями и промышленными предприятиями по использованию внутриатомной энергии и урана и производству атомных бомб организовать при СНК СССР Главное управление – «Первое главное управление при СНК СССР и мероприятия по их осуществлению. … Поручить т. Берия принять меры к организации закордонной разведывательной работы по получению более полной технической и экономической информации об урановой промышленности и атомных бомбах, возложив на него руководство всей разведывательной работой в этой области, проводимой органами разведки (НКГБ, РУКА и др.). Председатель Государственного Комитета обороны И. Сталин 10.2. Советская атомная бомба была сделана за 85 протоколов Специального комитета при ГКО. Протокол – основной исполнительный документ, «чертеж» административных действий, которые приводят к заданному результату. При этом выбросьте из головы всё, что вам говорили про советскую экономику, а то вы сейчас подумаете, что партия сказала «надо» и все возникло… Советская экономика управлялась финансовыми инструментами, как и любая другая. И мотивы «взвейся и развейся» были где-то там, за бортом… гриф «секретно особой важности» исключал варианты публичного воздействия. На атомном проекте работала конкурентная борьба между институтами и персональные премии… Маленький пример отношения к «палочному» энтузиазму: «Исключить из проекта задание по проведению хронометража и уплотнению рабочего дня … ввиду того, что огульное уплотнение рабочего дня (без учета опасности операций) может привести к авариям и потерям основного продукта». Это о том, что товарищи представили проект повышения производительности труда, а Берия пытается научить их экономике. 10.3. Мы плохо представляем, какую лавину научно-технического прогресса увлек за собой атомный проект СССР. Но, начиная от электронной математики и покорения космоса и заканчивая автоматами с газировкой, - все это ожило и было стронуто с места во время войны за выживание второй половины 1940-х годов, когда решалась «проблема №1». Все для бомбы, все для победы. Ну вот скажите, например, откуда пошли всем известные 6 соток? Берём постановление СНК СССР №2387/628 от 28 сентября 1945 года… читаем пункт 21:«разрешить Лаборатории №2…б) организовать свое подсобное хозяйство…». 10.4. Изначально в Специальный комитет входит академик Капица, однако очень скоро у него возникает конфликт с Берией. 25 ноября 1945 года Петр Капица пишет Сталину большое письмо, где жалуется на неправильную, с его точки зрения, организацию работ..: «Товарищи Берия, Маленков, Вознесенский ведут себя в Особом комитете (речь идёт о Специальном комитете при ГКО. – Ред.) как сверхчеловеки. В особенности тов. Берия. Правда, у него дирижерская палочка в руках. Это неплохо, но вслед за ним первую скрипку должен играть ученый… Я лично думаю, что тов. Берия справился бы со своей задачей, если отдал бы больше сил и времени, он очень энергичен, прекрасно и быстро ориентируется, хорошо отличает второстепенное от главного, поэтому зря времени не тратит, у него безусловно есть вкус к научным вопросам, он их хорошо схватывает, точно формулирует свои решения. Но у него один недостаток – чрезмерная самоуверенность, и причина ее, по-видимому, в незнании партитуры. Я ему прямо говорю: «Вы не понимаете физику, дайте нам, ученым, судить об этих вопросах», на что он мне возражает, что я ничего в людях не понимаю»… …Оцените эпизод из другого письма Капицы к Сталину: «…Направлением решающего «удара», куда следовало направить все свои силы, я считал, было получение «легко и дешево» изотопа урана-235 не менее, чем в 10 раз лучше, чем у американцев. Тов. Берия согласился, что это есть основная часть проблемы, хотя сказал, что уже в три раза – достаточно». Ну и попробуйте сказать, что это не бред гениального ученого. Какие ещё «в 10 раз лучше»? Капица предлагал не повторять американский путь, не распыляться по направлениям и сосредоточиться на эффективном разделении изотопов. Берия принял решение развивать оба направления. И Берия оказался прав – именно плутониевое направление дало нам первую бомбу и позволило быстро нарастить ядерный арсенал до порога сдерживания. В общем, по итогу скандала просьбу Капицы о выводе его из состава Специального комитета удовлетворили, а заодно сняли с поста директора Института физических проблем и отправили заниматься теоретической работой у себя на даче. 10.5. В письме Капицы к Сталину есть интересная деталь: «Секрет А.Б. нам неизвестен. Секрет к ключевым вопросам тщательно оберегается и является важнейшим государственным секретом одной только Америки. Пока получаемые сведения недостаточны, чтобы создать А.Б., часто их дают нам, несомненно, для того, чтобы сбить с правильного пути». Напомним дату письма – 25 ноября 1945 года. В этот момент самый крупный из наших физиков еще не понимает, как сделать бомбу, хотя Курчатов уже понимает, как сделать котел для плутония, Хлопин знает, как добыть плутоний из облученного урана, Харитон представляет, как сделать конструкцию самой бомбы, Кикоин и Арцимович вполне уверены в перспективах разделительного производства по урану-235. Однако во всем этом Капица еще видит огромное количество вещей вероятных и не вполне очевидных... Дай тут волю ученым, и мы бы еще, как минимум, год занимались уточнением и подтверждением данных…. Берия оказался тем человеком, который умел развеивать сомнения и организовывать работу на результат… Уже 28 сентября 1945 года выдается задание на подбор площадок для строительства заводов №817 и 813… Первый для производства плутония, второй – для разделения изотопов урана диффузионным методом… Одновременно идет проектирование заводов и работа по десяткам направлений, от металлургии урана и тория до производства тяжелой воды. Уже 8 октября 1946 года выходит Постановление Совмина СССР №2274-949сс за подписью Сталина «О проектировании завода электромагнитной сепарации» с утверждением Арцимовича научным руководителем проекта. 11 ноября 1946 года Протокол №28 начинается с вопроса «О строительстве специального полигона». До бомбы еще три года, но уже начинается история Семипалатинского ядерного полигона. В общем, дела идут, и идут они с потрясающей быстротой и эффективностью. При этом штат ПГУ… стоял на старте компании всего из 415 человек, включая грузчиков, электромонтёров, секретарей, машинисток, курьеров, переводчиков, телефонисток, экономистов, кассиров, бухгалтеров и товароведов. Как Берия все успевает – и вовсе непонятно… Если опираться на современные «представления» о советском прошлом, то можно подумать, что у Берии был карт-бланш хотя бы в отношении людей, вроде того, что Берия сказал, и толпы «рабов» метнулись исполнять приказания партии и правительства. Эта большая ложь ещё нам много крови попортит… Существует очень много документов Специального комитета по организации экономического стимулирования работ, в том числе и для заключенных, и ни одного из серии «за невыполнение расстрелять». Есть много документов, исправляющих недочеты при работе с секретными материалами, цензурой печати, фондами на строительство, даже ошибки при хранении плутония. И виновные не то что не расстреляны – даже с должности не сняты. Предупреждения, выговоры и плюс подробная инструкция, как дальше правильно работать. 10.6. Раз уж заговорили о стимулировании – вот еще любопытный документ: 21 марта 1946 года за подписью Сталина выходит Постановление Совета Министров СССР №627-258сс… вот что «грозит» за первую премию: 1. Первая премия присуждается за решение одной из поименованных ниже задач: а) за разработку проверенного и принятого к промышленному применению метода получения плутония; б) за разработку проверенного и принятого к промышленному применению метода выделения урана-235; … з) за создание конструкции новой мощной установки для искусственного получения потока частиц высокой энергии, сравнимой с энергией космических лучей (мощного циклотрона, бетатрона и т.п.) и принятой к производству. Установить, что руководитель работы, удостоенной первой премии: а) получает денежную премию в размере одного миллиона рублей; б) представляется Советом Министров СССР к высшей степени отличия в области хозяйственного и культурного строительства – званию Героя Социалистического Труда; в) получает звание «Лауреата Сталинской премии» первой степени; г) получает за счет государства в собственность в любом районе Советского Союза особняк и дачу с обстановкой, а также легковую автомашину; д) получает право на заграничные научные командировки за счет государства через каждые три года сроком от 3 до 6 месяцев; е) получает двойной оклад жалованья на все время работы в данной области; ж) получает право обучения своих детей в любых учебных заведениях СССР за счет государства; з) получает право (пожизненно для себя, жены (мужа) и до совершеннолетия для детей) бесплатного проезда в пределах СССР железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Группе основных научных и инженерно-технических работников (3-5чел.), принимавших участие в работе, удостоенной первой премии, выплачивается денежная премия в размере 500 тыс. руб. Кроме того... (далее идет перечень льгот, аналогичных пологающимся руководителю работы. – В.К.). 4. Для премирования остальных научных, инженерно-технических работников, рабочих и служащих, принимавших участи в работе, удостоенной первой премии, выделяется 500 тыс. руб. Наиболее отличившиеся из них представляются к награждению орденами и медалями Союза ССР. Всего по нисходящей обозначено пять подобных премий. 11. Бомба взорвалась11.1. Мы подходим к дате 29 августа 1949 года. Для сотен наших ученых и руководителей это был день победы, остальные об этом узнали гораздо позже. 29 августа 1949 года в 4 часа утра по Москве, или в 7 утра по местному времени на полигоне №2 в 170 километрах западнее Семипалатинска первый советский плутоний, наработанный, вычищенный и отлитый на комбинате №817, собранный в бомбу в КБ-11, был сплющен в сверхкритическую массу, которая полыхнула рукотворным солнцем над утренней казахстанской степью. Американской монополии на обладание атомной бомбой больше не существовало, и Берия поцеловал Харитона – «Юлий Борисович, какое бы случилось несчастье, если бы она не взорвалась». Разумеется, в ныне здравствующем демоническом образе Берии эти слова можно воспринимать как угрозу или издёвку. Однако – ну что он мог сделать Харитону? Расстрелять? По тем временам - обычное дело, а вовсе не несчастье, которое трудно себе представить. Скорее под труднопредставимым несчастьем Берия имел ввиду совсем другое – реальную угрозу массированного ядерного удара по городам СССР. Сталин тогда тоже сказал нашим ядерщикам после взрыва – если бы этого не случилось, то через год-полтора нам пришлось бы испытать силу этого оружия на себе. Предельное многолетнее напряжение разрядилось. Впереди были высшие награды, миллионные премии, персональные особняки и пожизненные льготы. Впереди было еще больше работы по созданию ядерного щита страны. Впереди было всё. Но тогда, 29 августа 1949 года, кажется, мужики просто попадали с ног – победа! Следующий протокол Специального комитета появился на свет почти 2 месяца спустя. Послесловие. Какие награды и льготы получил Лаврентий Павлович Берия, в книге ничего не сказано. Подборку подготовил В. КОЧЕРГИН КАТАСТРОФА В ЦЕМЕССКОЙ БУХТЕ 31 августа исполилось 25 лет со дня трагической гибели пассажирского парохода «Адмирал Нахимов», что явилось самой крупной трагедией в истории отечественного судоходства в мирное время. Это была авария, которая никогда не должна была произойти исходя из принципов расхождения кораблей! И все-таки она случилась и стала совершено уникальной для советского флота. Рассмотрим хронологию событий. «Адмирал Нахимов» - судно Черноморского пароходства. Построен в 1925 г. в Германии, как грузопассажирский пароход «Берлин», для эксплуатации на линии Бремерхафен - Нью-Йорк. После Второй мировой войны передан нашей стране под названием «Адмирал Нахимов». В 1964 г. реконструирован в ГДР, а в 1986 г. прошел профилактический ремонт в Болгарии и был признан годным к эксплуатации. Работал на туристических маршрутах Черного моря. 31 августа 1986 г. в 22.00 судно (капитан В.Г. Марков), совершая круизный рейс Одесса - Батуми - Одесса, вышло из Новороссийска. В это же время сухогруз «Петр Васёв» (капитан В.И. Ткаченко) приближался к этому порту. «Адмирал Нахимов», согласно Правилам предупреждения столкновений судов на море (ППСМ), должен был пропустить идущего с правого борта «Петра Васёва», а затем следовать своим курсом, но под предлогом перегруженности пассажирами, что якобы вызывало определенные трудности для маневрирования (совершенно абсурдный довод), лоцман берегового поста регулирования движения рекомендует «Петру Васёву» пропустить пассажирский лайнер. Данное предложение было принято, и после этого начался радиообмен между двумя судами. Слышимость была прекрасная, видимость отличная, море спокойное. После того, как оба судоводителя договорились по радио о порядке расхождения, капитан Марков в 22.50 покинул ходовую рубку и ушел в свою каюту. Хотя, согласно уставу судов морского флота, он был обязан находиться на мостике во всех сложных ситуациях, в том числе при выходе и входе в порты. После ухода Маркова, управление перешло ко второму помощнику, Чудновскому, который в это время стоял на вахте. Наблюдая опасное сближение с сухогрузом, штурман четыре раза менял курс «Адмирала Нахимова». Как утверждают специалисты, если бы лайнер шел прежним путем следования, то «Петр Васёв» прошел бы у него за кормой. Об изменении направления движения Чудновский своему капитану не докладывал, но надо учесть, что данная информация исходила исключительно от Маркова и поэтому ничем не подтверждена. Что же происходило на борту сухогруза? В 22.47 по радио связались с пунктом регулирования движения судов порта Новороссийск, получили информацию о движении «Адмирала Нахимова» и просьбу его пропустить. В это время на мостик поднялся капитан Ткаченко, которому была доложена обстановка и предложение пропустить пассажирский лайнер. Он согласился и дал подтверждение Маркову. Капитан встал к экрану радиолокатора и начал работу с целью оценки ситуации предстоящего расхождения. В это время дистанция между судами составляла 7,2 мили. Сосредоточив все свое внимание на работе с радиолокатором, Ткаченко полностью отключился от визуального контроля обстановки на море, при этом не принимая никаких мер, чтобы уступить дорогу пароходу. Вахтенный помощник Зубюк производил определение места судна, визуальное наблюдение и вел радиопереговоры с «Адмиралом Нахимовым», несколько раз напоминал капитану, что можно уменьшить скорость движения и тем самым пропустить пассажирское судно. Однако, продолжая работать только с радиолокатором, Ткаченко не обращал внимания на информацию штурмана. Сухогруз следовал прежним курсом на опасное сближение со скоростью 11,4 узла. В 23.05 после очередного сеанса связи с пароходом и просьбой уступить ему дорогу он, наконец, дал команду уменьшить ход до среднего, в 23.07 - до малого и через полминуты: «Стоп машина». В это время дистанция между судами была 11 кабельтовых, и еще можно было отвернуть в сторону. В 23.10 капитан дал команду: «Полный ход назад». Около 23.11 руль положен право на борт, однако судно почему-то не поворачивалось. В 23.12 произошло столкновение кораблей под углом, близким к 90 градусам, скорость около 5 узлов, руль право на борт. Удар был нанесен в правый борт «Адмирала Нахимова» верхней частью форштевня «Петра Васева» выше ватерлинии и бульбом ниже ватерлинии в дизель-генераторное и машинное отделения. Бульб теплохода вошел в корпус парохода и примерно через две минуты вышел из него, так как машины работали в режиме полный ход назад, развернувшись внутри корпуса на 77 градусов. Таким образом, на основании расшифровки курсограммы движения судов размер пробоины составил 80-90 квадратных метров. Из-за разрушения дизель-генератора пароход оказался обесточенным. После расцепления кораблей огромные массы забортной воды хлынули внутрь «Адмирала Нахимова», и он стал крениться на правый борт, а через 7-8 минут затонул на глубине 47 метров. Из 1259 человек, находившихся на борту лайнера, погибло 423. «Петр Васёв» получил повреждения верхней части форштевня, смяв его на 2-2,5 метра. Намокания перевозимого им груза не произошло. Экспертная комиссия пришла к выводу, что техническое состояние и мореходные качества обоих судов, оснащение их средствами судовождения, укомплектованность экипажами и квалификация командного состава позволяли осуществить безаварийное плавание в любых навигационных условиях. Судоводители обоих кораблей допустили грубые нарушения требований нормативных документов, регламентирующих безопасность мореплавания, так как не предприняли своевременных действий для предотвращения сближения, создали аварийную ситуацию, не выполнив необходимого маневра в последний момент, что и привело к столкновению. Впоследствии некоторые журналисты придумали версию, что главной причиной быстрого затопления «Адмирала Нахимова» якобы стала его ветхость, но это не соответствует действительности. В январе-апреле 1986 г. пароход прошел доковый ремонт и был признан годным к дальнейшей эксплуатации. Суда германской постройки успешно работают и более длительные сроки, даже более ста лет. В плане непотопляемости это лучшие корабли в мире. Лайнер был разделен на 12 водонепроницаемых отсеков. Дедвейт «Адмирала Нахимова» составлял 7810 тонн, а «Петра Васёва» - 30 000 тонн, и он шел с грузом ячменя в 28 562 тонны. С учетом того, что сухогруз двигался со скоростью в 5 узлов и имел носовой бульб, который после столкновения вышел из корпуса парохода, то его удар был смертельным для «Адмирала Нахимова» независимо от его возраста. Выездная коллегия Верховного суда СССР признала обоих капитанов виновными в преступной халатности, пренебрежении служебными обязанностями, недисциплинированности и приговорила каждого к 15 годам лишения свободы в колонии строгого режима, а также взыскала с них по 40 тысяч рублей. Из решения суда следует: судоводители не хотели сближаться на очень близкое расстояние, а собирались разойтись; столкновение произошло только из-за нарушения правил судовождения, но в реальности мы видим совсем другую картину. «Адмирал Нахимов» по закону обязан пропустить «Петра Васёва», но под надуманным предлогом он выходит из бухты и просит уступить ему дорогу. Вахтенный помощник Чудновский, вместо того чтобы идти прежним курсом 160 градусов, который известен капитану Ткаченко, четыре раза меняет направление движения. Тем самым Чудновский сознательно сближается с «Петром Васевым», ибо курс и скорость сухогруза ему известны. Видимость для ночного времени отличная и визуально видно, что суда сходятся, а не расходятся. Только в 23.11 вахтенный помощник даст команду «Лево на борт», чем и попытается избежать сближения с теплоходом, но уже в 23.12 происходит авария. Чудновский погиб и не смог дать объяснение своим действиям. Капитан Ткаченко, после того как дал согласие пропустить «Адмирала Нахимова», мог остановить свое судно, а после прохода пассажирского парохода двинуться дальше. «Петр Васёв» должен был прийти в Новороссийск днем 1 сентября, а маневрирование судов происходило вечером 31 августа, так что торопиться было незачем. Ткаченко в ходе каждого сеанса радиосвязи соглашается пропустить пароход, но не снижает вовремя скорость и идет прежним курсом 36 градусов на сознательное сближение. Впоследствии он придумал версию, что определял расстояние только по радиолокатору, а тот на очень близком расстоянии дает неверную информацию, поэтому и не смог определить опасность схождения судов. По утверждению работников пароходства, капитан Ткаченко был очень грамотным специалистом в области навигации и радиолокации, активно занимался внедрением компьютеров на судах и никак не мог допустить такой ошибки. Вахтенный помощник Зубюк вел визуальное наблюдение за обстановкой и докладывал капитану о ситуации. Ткаченко наверняка отрывался от экрана локатора и зрительно оценивал расстояние. В 23.10, когда он дал команду «Полный ход назад», на «Петре Васёве» могли еще отдать якорь, что, несомненно, уменьшило бы силу удара, но это не было сделано. Значит, Ткаченко специально максимально сближался с «Адмиралом Нахимовым, так же как и Чудновский с «Петром Васёвым». Капитан Марков утверждает, что вахтенный помощник не докладывал ему об изменениях курса и сближении с сухогрузом, но Чудновский погиб и поэтому не может подтвердить эти слова. Каюта капитана находится рядом с ходовой рубкой, и его нетрудно было вызвать. Заявление Маркова о том, что он покинул мостик и удалился к себе примерно в 22.50, никто из членов экипажа также подтвердить не смог. Наиболее вероятно, что он ушел на 10-15 минут позже и, следовательно, контролировал ситуацию. Итак, капитаны хотят встретиться между собой в море, но при этом по радио якобы договариваются о расхождении судов, ибо их переговоры прослушиваются службой береговой проводки. Поэтому сближение происходит без согласования друг с другом. Какова же была цель данной операции? «Адмирал Нахимов» осуществлял рейсы между городами Советского Союза, а в иностранные порты не заходил, и по этой причине не подвергался таможенной проверке. «Петр Васев» работал на международных линиях, и члены его экипажа проходили серьезный досмотр. Золото, драгоценные камни и произведения искусства в нашей стране стоили во много раз дешевле, чем на Западе. Однако официально их вывозить запрещено и поэтому переправка за рубеж шла незаконно. Доллар в СССР стоил дороже, чем в западных странах, и его выгодно было ввозить к нам. В 1980-х годах борьба с контрабандой стала вестись более успешно, чем раньше, и немало занимавшихся ею лиц получили расстрел с конфискацией имущества. Поэтому пришлось искать новые каналы транспортировки, и выход был найден. В море в определенном месте встречаются два судна. Одно работает на внутрисоюзной линии, другое ходит в международные рейсы. Один из капитанов наносит визит на другой корабль: таким образом на судно, заходящее в иностранные порты, происходит передача контрабандного товара. Именно для этой цели собирались встретиться «Адмирал Нахимов» и «Петр Васев». Они оба принадлежали к Черноморскому пароходству, которое являлось самым коррумпированным, так как находилось в Одессе. Сначала все шло по плану, но незадолго до встречи капитан Марков ушел с мостика в каюту, чтобы изъять товар из тайника. И тут у вахтенного помощника Чудновского сдали нервы, возможно, он находился в состоянии легкого алкогольного опьянения. В 23.09 он сообщает по радиотелефону на сухогруз: «Работать немедленно назад», и одновременно ложится на новый курс - 140 градусов, прежний 145. Капитан Ткаченко не знает об изменении направления движения «Адмиралом Нахимовым» и поэтому не отворачивает. Столкновение происходит в 23.12. «Петр Васев» таранит пароход в машинное отделение, которое находится посередине. Длина лайнера составляет 174,3 метра. Раз удар пришелся в машинное отделение, значит, расстояние от его места до кормового окончания судна составляло 80-100 метров. Не измени «Адмирал Нахимов» направление движения, и никакого бы столкновения не произошло: «Петр Васёв» прошел бы у него за кормой. К выводу, что суда сближались с целью передачи контрабанды, пришел не только я, но ряд других людей, с которыми я обсуждал этот вопрос. К сожалению, на судебном процессе это обвинение доказать не удалось. А.С. ЛАЗАРЕВ |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|