• ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ?
  • ДОКУМЕНТЫ
  • ИСТОРИЯ

    ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ?

    Нас окружают мифы. Более того, наша жизнь наполнена мифами. Одним из таких мифов является официальная версия гибели АПЛ «Курск». Этот миф призван скрыть истинные причины гибели АПЛ и одновременно призван навязать нашим людям некие «нужные» и «правильные» представления о случившемся. После гибели нашей АПЛ произошло уже много других печальных событий. Рухнул Всемирный Торговый центр в Нью-Йорке, американцы провели успешную (для них!) агрессию против Афганистана и Ирака, оживились сомалийские пираты (откуда они только взялись?), произошла Осетинская война, были теракты и в московском метро... Много чего было. Все эти события несколько отодвинули в сторону трагедию «Курска», заслонили ее.

    Да и времени с момента гибели АПЛ «Курск» прошло уже довольно много. Многое уже подзабылось. Многое теперь видится совсем под другим углом зрения. Поэтому будет весьма и весьма полезным освежить в памяти то, что писала пресса сразу после катастрофы АПЛ и сравнить это с тем, что появилось в нашей и мировой прессе через несколько лет после катастрофы. Вот это мы и сделаем. Рассмотрим некоторые особо интересные статьи и телерепортажи. Те статьи, в которых гибель «Курска» объясняется «столкновением с НЛО», с «черной дырой», с «подводной шаровой молнией», влиянием Бермудского треугольника и т.п. рассматривать не будем.

    Сразу после катастрофы руководство ВМФ России высказало 3 версии случившегося:

    1. Столкновение с надводным или подводным судном.

    2. Авария.

    3. Подрыв на мине.

    Первые две версии активно обсуждались в печати. Версия 3 в печати почти не обсуждалась. Подразумевалось, что подрыв мог произойти только на мине времен Второй мировой войны. Это маловероятно. Маршрут движения АПЛ был традиционным, по нему много раз ходили и подводные лодки, и надводные корабли. И с ними ничего не случалось... Район плавания был многократно протрален сразу после войны. Наверное, это предположение было правильным. Водолазы и подводные аппараты следов взрыва такой мины не нашли.

    Что еще писали наши (и не наши) газеты о «Курске»? То, что «Курск» возвращался из дальнего похода, за который командир АПЛ «Курск» Лячин был представлен к званию «Герой России». Т.е. наши ребята-подводники сделали что-то очень важное, что вызвало ликование в Москве и гнев в Вашингтоне. Такое звание просто так не дают! По сообщениям западной прессы можно было сделать вывод, что в Пентагоне (западные журналисты время от времени об этом проговариваются) тогда прошла масса экстренных заседаний (заседания шли одно за другим) и полетели чьи-то погоны, а может быть, и чьи-то головы. Была даже назначена комиссия по расследованию какого-то дела. Впрочем, это не афишировалось. Т.е. «Курск» стал причиной позора США. Широкая мировая общественность об этом (это естественно) не знала. Об этом знали лишь в Вашингтоне, в Кремле и в Брюсселе (в штаб-квартире бандитского блока НАТО). Если так, то это означает, что у «Курска» были очень могущественные враги. Месть в военных и разведывательных сферах - вещь вполне обычная. Если произошел серьёзный прокол, если честь мундира замарана, то вслед за этим почти всегда следует месть, даже если в ней нет никакой политической необходимости, нет какого-либо смысла или выигрыша для своей страны. Так было заведено еще со времен Древнего Египта и Древней Греции. Мол, всё равно мы вас достанем, даром вам это дело не пройдет! И тому есть многие примеры.

    Обычно такие дела стараются замолчать с обеих сторон: замалчивает тот, кто мстит, замалчивает и тот, кому мстят...

    Итак, летом 2000 г. «Курск» заимел очень сильных и очень злопамятных врагов в лице ЦРУ, Пентагона, ВМС, морской разведки, госдепартамента и др. служб США. Но ведь уничтожить подводную лодку - это совсем не то, что уничтожить перебежчика. Уничтожить АПЛ длиной более 150м? Это же серьезный международный конфликт... Для этого нужна санкция властей самого высокого уровня!

    Полслова о структурах власти у нас и у них. В России один президент. И его все слушаются. Уж на что Горбачев в конце 1980-х гг. всех достал... Но его всё равно слушались. Пусть и плохо, но слушались. В Америке такого президента слушаться не будут никогда. В Америке такого президента сразу убьют. Он до конца срока ни за что не досидит...

    В США много президентов. Директор ЦРУ, директор ФБР, глава Пентагона, глава госдепа и т.д. Они все своего рода президенты. Директор ЦРУ, например, сговорившись с другими президентами-директорами (а если он еще и с американскими олигархами сговорится, то для него это будет еще лучше...), будет обладать властью намного большей, чем та, которая есть у американского «народного избранника». Примеров тому много. Убийства братьев Кеннеди и отставка Никсона произошли именно так... Это означает, что решение об уничтожении АПЛ «Курск» мог принять шеф ВМС США или, скажем, директор ЦРУ без ведома президента страны Клинтона. Клинтон узнает об этом решении потом. Когда «Курск» уже утонет... Решение об уничтожении русской АПЛ мог принять и сам Клинтон. Клинтон мог решить это дело, например, вместе с Мадлен Олбрайт или кем-нибудь ещё...

    А куда ходил в те времена «Курск»? В Средиземное море... Это уже ни для кого не секрет. Приходится повторяться. А зачем надо было туда ходить? Что там тогда интересного происходило? В то время вовсю бурлила Югославия. В то время в Югославии менялась власть. И у берегов Югославии постоянно паслась эскадра бандитского блока НАТО. Любые моря свободны для плавания судов и кораблей любых флагов, но русские корабли в Средиземном море, а тем более у берегов Югославии никому не нужны. Именно так считало (и считает до сих пор!) руководство бандитского блока НАТО. Видимо, Москва тогда сильно обеспокоилась патогенным развитием событий в Югославии. Тем более что югославские события могут повториться и в России... У нас тогда только - только закончилась вторая чеченская война. И Москва, видимо, собиралась послать к берегам Югославии эскадру. Например, крейсер «Петр Великий», противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко», пару эсминцев пр. 956, АПЛ «Курск» (или однотипную АПЛ)... И тогда американцы 10 раз подумают, стоит ли бомбить Югославию. Нужно показать бандитскому блоку НАТО, что Россия - по-прежнему великая морская держава. Нужно показать, что с нами надо считаться! В тот момент в Евросоюзе и в НАТО не было единства по югославскому «вопросу». Америка хотела бомбить Белград, а Европа не хотела. Из европейских стран бомбить Белград хотела лишь Англия. Ну, англичане... они завсегда с Америкой… Европейские лидеры собирались строить общеевропейский дом и рассматривали Балканы как часть Европы. А раз так, то и строить общеевропейский дом надо исходя из интересов Европы, а не из интересов США. Клинтон и Олбрайт считали (и сумели это навязать европейцам!) обратное. Европа должна находиться под опекой США, и Россия при этом в Европу не входит... И тогда основной целью в Европе для США стала война в Югославии. Ну надо же расколоть нарождающееся общеевропейское единство! Вот война его и расколет. Надо показать европейцам, кто на самом деле хозяин. А тут Кремль, черт его побери, лезет не в свое дело! Надо дать русским по рукам! Нельзя пускать русскую эскадру в Средиземное море. Вот вам и мотив для столкновения американской АПЛ с «Курском». После такой аварии русские будут ремонтировать свою АПЛ и эскадру в Средиземное море уже не пошлют...

    Очень интересно читать сейчас американские газеты 2000-х гг. После гибели «Курска» была большая газетная шумиха. Официальные лица и ведомства США отказались предоставить американской прессе (неамериканской тем более!) свидетельства о непричастности американских АПЛ к гибели нашего «Курска». «Нью-Йорк Таймс» в оправдание такого поступка американских властей отметила, что возможное участие американских подводных лодок в гибели «Курска» подорвало бы усилия Запада по развитию демократии в России. 5 баллов! Т.е. даже если американцы и утопили нашу лодку, то об этом все равно нельзя никому сообщать, исходя из интересов торжества демократии... Этим высказыванием газета особенно ярко высвечивает одно из основных заблуждений американского общества. Получается, что если какая-либо страна портит отношения с США, то она тут же перестает быть демократической! Бред! Какое самомнение, однако... Т.е. те, кто вместе с Вашингтоном, - демократы, а кто нет­ - отщепенцы. Лихо закручено...

    Теперь вернемся к минам. В 1970 гг. американцы приняли на вооружение противолодочную мину «Кэптор». Это мина активного типа. Т.е. это комбинация мины и торпеды МК-46. Мина располагается в пластиковом контейнере. Поймав акустический след цели, мина выходит из контейнера и идет за целью. Скорость мины – 46 узлов, дальность стрельбы – 20 миль. У торпеды дальность будет много больше. Но для мины и эта дальность хорошая. И скорость солидная. Источники питания мины имеют космическое происхождение.

    Далее. В книге «Молчаливое море» (1999 г.) американский журналист Раймонд Тоуг пишет, что ВМС США располагают системой, способной взрывать торпеды противника в момент их пуска. Подробностей сей военной технологии он, к сожалению, не приводит. Т.е. получается, что мина «Кэптор» - это уже вчерашний день. Но одну подробность он все же указывает. Поражение торпеды подводной лодки противника происходит не с самой американской лодки, а с мины (т.е. со дна), которую устанавливает американская лодка. Сама мина - это бесшумная торпеда, запускаема в нужный момент. Бесшумная торпеда? Здесь появляется небольшое сомнение. Бесшумных торпед не бывает! На такой скорости шум будет обязательно. Двигатель и движитель торпеды обязательно будут шуметь! Вихреобразование, которое создает движитель, еще никто не отменял. Любой вихрь - шум. Это законы физики. Кроме того, на таких скоростях появляется так называемый шум обтекания, который связан с отрывом пограничного слоя воды от корпуса торпеды. Все остальное в писаниях американского журналиста похоже на правду. Т.е. американец мог утопить наш «Курск» не торпедой, а миной. Наши «демократики» по этому вопросу сразу возопят, мол, как так - этого не может быть! Ни торпеды, ни мины быть не может. Это инцидент, который приведет к войне. Демократическая Америка не может так сделать!

    Им можно (и нужно!) ответить следующее. Защитники американского миролюбия в свое время говорили, что Америка никогда не будет бомбить Югославию. Ведь Америка - это демократическая страна! Однако Америка, несмотря на весь свой демократизм, бомбила Югославию... И Ирак, и Афганистан... Т.е. если ВМС США имеют военные технологии, которые не оставляют при их применении следов, то эти технологии будут обязательно применены. Если мы в будущем узнаем, что в тот момент, когда мы оплакивали «Курск», в Вашингтоне кто-то получал медали, то не стоит этому удивляться. Американская диверсия против «Курска», как, впрочем, и любая другая диверсия, состоит из 2-х частей:

    1. Сама диверсия.

    2. Уничтожение следов диверсии.

    Вывод прост: если американцы могут скрыть следы своей диверсии и уйти от ответственности, то они ее обязательно совершат. Примеров тому великое множество.

    Могли американцы утопить наш «Курск» придонной противолодочной миной «Кэптор» или каким-либо другим похожим оружием? Могли. Очень даже могли. Но думается, что в свете того, что будет изложено ниже, «Курск» все-таки погиб по другой причине.

    А что наша и не наша пресса писали о столкновении «Курска» с другим судном?

    Вероятность столкновения нашей АПЛ, идущей в океане со скоростью 20 км/час, с другой АПЛ таких же размеров равна одному столкновению за 80 000 лет! Если учесть, что АПЛ США и России околачиваются в основном (наши лодки вблизи американских берегов сейчас мало ходят, обычно все происходит у наших берегов...) вблизи берегов потенциального противника, а это достаточно ограниченный район плавания, то вероятность столкновения возрастает до одного в год. Если учесть многие другие факторы, то получится, что лодки должны сталкиваться то ли раз месяц, то ли раз в неделю... Но этого не происходит. Почему? На ПЛ круглосуточно работает гидроакустика. Лодка хоть и без иллюминаторов, но подводную обстановку «видит». И до августа 2000 г. наш «Курск» ни разу ни с кем не столкнулся!

    Прослеживается еще одна закономерность. За годы «холодной войны» и сразу после нее зафиксировано множество столкновений подводных лодок. И при этом ни разу не было, чтобы столкнулась наша лодка с нашей лодкой! Американские лодки с американскими лодками тоже не сталкиваются! Сталкиваются только наши лодки с их лодками. Значит, это было (то, что случилось с «Курском») сознательное столкновение? Это же таран! Это же одна из форм морского боя. Т.е. американцы (или англичане?) решили потренироваться на русских? Ну не на себе же тренироваться! Американцы не рассчитывали на то, что наша АПЛ утонет. Но от столкновения она спикировала на грунт, и на ней от этого удара сдетонировал боеприпас! Так получилось...

    А еще в прессе писали, что на американских ПЛ имеется система подавления гидроакустических импульсов лодки противника. Система работает аналогично авиационным радиолокационным системам. Самолет, обнаружив излучение РЛС противника, включает свой излучатель, который посылает электромагнитные импульсы в сторону обнаружившей его РЛС. Самолетные импульсы находятся в противофазе к импульсам РЛС. В результате происходит наложение импульсов друг на друга, и отраженный от самолета сигнал гасится до нуля или почти до нуля. Отметка цели на экране радара пропадает. Только в гидроакустике гасятся не электромагнитные, а ультразвуковые колебания. Т.е. получается, что сначала наш «Курск» и американецы играли в игры по подавлению ультразвуковых импульсов, затем в этой игре произошел сбой, и дело для нашей АПЛ кончилось гибелью.

    Делался следующий вывод. Столкно-вение двух АПЛ в Баренцевом море могло иметь место. Столкновение было сознательным. И оно привело к гибели нашей АПЛ.

    Про аварию на нашей АПЛ писать вряд ли стоит. Про нее все написано. Эта версия стала официальной версией гибели АПЛ «Курск».

    Что еще интересного о «Курске» появилось в 2000-е гг. в печати?

    Были опубликованы главы из книги «Опустевший причал» Владимира Шигина. Полностью мне в руки эта книга не попалась. Шигин - капитан 1-го ранга, сотрудник журнала «Морской сборник». Автор собрал уникальные материалы. Особенно по 9-му отсеку субмарины.

    Несмотря на неудачу спасательных операций сразу после катастрофы, подводники, собравшиеся в 9-м отсеке, вполне могли дождаться помощи. Они могли ждать 9 (а то и 10) суток. Но в 9-м отсеке произошла еще одна трагедия. 9-й отсек АПЛ - самый маленький из всех отсеков лодки по объему. Это отсек-убежище...

    12.08.2000 г. 13.00. В отсеке собрались 23 человека. Остальные были к этому времени уже мертвы. Общее командование в отсеке принял на себя капитан-лейтенант Колесников. Бумаги, которые были найдены в карманах его кителя, ясно указывают на это. Это были записка и список на 23 человека. Напротив каждой фамилии стояла галочка. Это значит, что капитан-лейтенант проводил перекличку...

    Паники в отсеке не было. Исчерпываю-щий ответ на этот вопрос дали врачи. В человеческом организме есть запасы сахара и глюкозы (гликоген). Наибольшее их количество находится в печени и мышцах. В крови сахара содержится намного меньше. Сахар - это вспомогательное топливо, это стратегический запас человеческой энергии на случай непредвиденных стрессов. В телах подводников из 9-го отсека ни в печени, ни в мышцах сахара и глюкозы не было. Это значит, что они пережили сильный стресс. Это понятно. По-другому и быть не могло. Организмы подводников выбросили гликоген из мышц и из печени в кровь... Далее. В крови подводников гликоген был, и его содержание было много выше нормы. Это значит, что его запасы не были израсходованы. Это может означать только одно. Стресс был сильным, но кратковременным. Сначала ребята задергались, но потом успокоились. Если бы стресс был длительным, то их организмы поглотили, «съели» бы все запасы гликогена. Все, без остатка. И медики считают, что картина событий, происходивших в 9-м отсеке, которая была воссоздана по их рекомендациям, точна.

    Подводники поддули 9-й отсек, чтобы прекратить поступление воды. Это подтверждают водолазы, которые обследовали отсек. Водолазы видели показания манометров 9-го отсека. Манометры показывали повышенное давление. Вода в отсеке была. Но ее уровень составил примерно 20 см. Аварийное освещение не работало. Аккумуляторные батареи находились в трюме 1-го отсека, и потому ни о каком освещении после взрыва и речи быть не могло. Подводники пользовались аварийными фонарями. Через пару часов в отсеке стало холодно. Ребята одели костюмы, подшитые поролоном. В отсеке находился размотанный шланг ВПЛ (система пожаротушения). Это значит, что ребята были готовы к борьбе с пожаром. К корабельной телефонной сети была подключена трубка аварийного межотсечного телефона. Это значит, что ребята пытались вызвонить остальные отсеки АПЛ с целью найти выживших после аварии. Возможно, что была установлена связь с теми, кто остался в живых сразу после взрыва в 8-м, 7-м и 6-м отсеках.

    В 9-м отсеке были приготовлены индивидуальные дыхательные аппараты. Это значит, что подводники собирались покинуть отсек методом свободного всплытия. При всплытии с глубины 100 м все подводники с вероятностью 100% получают декомпрессионную болезнь. Многие получат при этом еще и сильную баротравму легких. Но в данной ситуации это уже не важно. Ты либо жив, либо мертв. Но покинуть лодку подводники не смогли. Почему? Они не смогли открыть аварийно-спасательный люк (АСЛ) 9-го отсека. По этой же причине к зеркалу АСЛ не смогли присосаться и спасательные аппараты.

    Некоторые специалисты считают, что это произошло из-за того, что треснуло зеркало АСЛ. Это не совсем верно. Треснувшее зеркало может помешать спасательному аппарату присосаться к лодке, но оно не может помешать открыть сам АСЛ! Причина в другом. Стакан, который закрыт аварийным люком, представляет собой трубу, жестко закреплёную между легким и прочным корпусами АПЛ. При взрыве и последующей покладке на грунт легкий и прочный корпуса сместились относительно друг друга и перекосили стакан. Перекошенный стакан заклинил петли и механизм запирания АСЛ. Физических сил человека просто не хватит для того, чтобы открыть перекошенный механизм запирания АСЛ и поднять сам АСЛ, сидящий на перекошенных петлях.

    Теперь открыть АСЛ можно было только снаружи. Вот почему подводники не смогли выйти из АПЛ. Потом люк снаружи откроют норвежцы. Зеркало АСЛ при этом тоже исказилось. Вот почему спасатели не могли присосаться к лодке. При присасывании спасательного аппарата к АПЛ между зеркалом АСЛ и зеркалом спасательного аппарата оставался зазор, в который поступала вода. И спасательный аппарат через этот зазор сосал морскую воду! Выйти из лодки подводникам не удалось. Но потеряно было далеко не все! Надо ждать. Запаса воздуха хватит еще минимум на 9 суток. И тут происходит еще одна катастрофа. Подводники понимали, что раз лодка не вышла на связь, то ее будут искать. Ее рано или поздно найдут! Надо бороться за живучесть отсека. За свою жизнь. Нужно экономить батареи аварийных фонарей. Почему подводники не смогли продержаться отпущенные им 9 суток?

    Случилось то, что разом перечеркнуло нормальное развитие событий. Хотя разве это было нормальное развитие событий? При исследовании тел погибших подводников врачи обнаружили закономерность... Все трупы делятся на 2 категории. Большая часть трупов была без повреждений. Погибшие были абсолютно узнаваемы в лицо. Лица и руки погибших имели при этом характерный красноватый оттенок, типичный для отравившихся угарным газом. При нажатии на грудь такого трупа слышалось характерное похрустывание. Так проявляется явление крепитации. Ткани организма насыщены угарным газом... Имели место подкожные эмфиземы - явные свидетельства того, что человек жил и погиб в атмосфере угарного газа. Из носоглоток трупов выделялась пеноподобная жидкость. Это свидетельствует о том, что погибший человек длительное время находился при повышенном давлении. В отношении этих погибших медицина вынесла вердикт: люди погибли примерно в 19.00 - 20.00 12.08.2000 г.

    Вторая категория трупов имела термические и химические ожоги. Таких трупов было минимум 3. У одного из подводников было стесано почти все лицо. На лицевой части черепа висели лишь остатки мышц. У второго такого трупа полностью отсутствовала брюшная стенка. Вместе с тем все его внутренние органы остались целы. От пожара таких повреждений быть не может! Это ожог щелочью. Причем воздействие щелочи было очень интенсивным (можно сказать даже агрессивным) и кратковременным.

    Что произошло? Произошло следующее. В 9-м отсеке начало ощущаться кислородное голодание (читай 2-ю часть записки капитан-лейтенанта Колесникова. Написана как раз в это время). Было решено зарядить РДУ свежими пластинами регенерации. Подводники, чьи трупы чуть позже будут изуродованы, подошли к РДУ и стали его перезаряжать (они имели при себе банку с пластинами В-64). В этот момент случилось непоправимое. Один из них уронил пластины регенерации (а может быть и всю банку...) в воду. Вода в отсеке была с большой примесью масла. При падении пластин в воду произошел взрыв. Масло, которое присутствовало в воде, усилило взрыв. И те, кто перезаряжал РДУ, получили ожоги. Почему так случилось? Сказались усталость, нервное напряжение, теснота и недостаток освещения. По характеру ожогов можно предположить, что один из подводников в последний момент пытался накрыть собой упавшую банку с регенерацией. Его подвиг мало что мог изменить... Те, кто был рядом с РДУ, погибли почти мгновенно. Остальные погибли чуть позже. Взрыв выжег почти весь кислород в отсеке и выделил огромное количество угарного газа. Такого никто не ожидал. Подводники находились в отсеке без дыхательных аппаратов, которые они берегли для возможного выхода из подводной лодки. Несколько вдохов ядовитого СО, и человек теряет сознание... Это был конец. Люди падали в масляную воду на дне отсека, чтобы больше никогда из нее не подняться. Пожара в отсеке быть не могло, т.к. взрыв выжег кислород, и гореть было уже нечему. После подъема АПЛ состояние 9-го отсека ясно показало, что пожара в отсеке не было. После того как подводники погибли, отсек начал фильтроваться водой. К тому моменту, когда норвежцы вошли в отсек, он был уже почти полностью затоплен. У подволока отсека находилась небольшая воздушная подушка с содержанием кислорода 7%. Такое низкое содержание - результат взрыва. Человек может дышать воздухом с минимальным содержанием 12%! Сегодня будет полезным вспомнить репортажи телеканала НТВ, в которых из корыстных побуждений наши военные моряки обвинялись в некомпетентности и чрезмерной секретности, которая эту некомпетентность была призвана скрыть... Оказывается, наши моряки все делали правильно. Трагическая случайность в 9-м отсеке, конечно же, сыграла свою роль... Но в трагедии виновата не только она. Тут и общее катастрофическое положение дел в экономике, и развал в политике, и развал на флоте, и прямое откровенное воровство высокопоставленных жуликов вроде Березовского-Чубайса...

    (Окончание следует)

    Обозреватель

    ДОКУМЕНТЫ

    ...Надо вести борьбу

    Дорогой Иосиф Виссарионович!

    Перед нашей страной нависла угроза германского фашизма, вероломно напавшего на нашу родину. Фашизму не будет пощады! Мы, советские патриоты, отомстим германскому фашизму за кровь наших братьев, жен и детей. Сломит германский фашизм свои собачьи зубы о наш советский стальной кулак.

    И вот, когда перед нами нависла такая угроза со стороны агрессора, вероломно напавшего на нашу родину, где пришлось нам оставить на время города и села, принадлежавшие нашей стране, мы, партийные и беспартийные большевики, не должны бросаться в панику, мы должны подымать дух в народе на разгром германской фашистской собаки.

    Мы должны бороться до последнего дыхания, защищая каждую пядь нашей родной земли.

    Но есть ряд партийных и советских организаций, которые не учли важности данной обстановки, создают панику внутри страны.

    Руководители Одесской области создали не только панику в гор. Одессе, но и по всей области. Начали эвакуацию почти всего населения еще 22-го июля 1941 года, оставив на полях тысячи гектар нескошенного и неубранного хлеба, с обильным, небывалым урожаем, где угроза нашествия врага еще была на сотни километров от Одесской области, можно было убрать хлеб и зерно вывезти в глубокий тыл страны. Но прежде чем поднимать дух народа, ряд членов партии брали государственные и колхозные деньги и уезжали на машинах в глубь страны.

    Много работников торгующих и финансово-банковских организаций г. Одессы, не отчитавшиеся перед своими организациями и не получившие путевки на выезд, ограбив магазины и другие учреждения, первым делом умчались на машинах в г. Мариуполь. Известен ряд случаев, когда в Мариуполе у беженцев из Одессы обнаруживали по 20-30 и больше тысяч рублей денег. Ведь такие деньги честным трудом заработать нельзя.

    Выгоняемый скот с колхозов Одесской области также без учета, на произвол судьбы брошен и перегонялся на Мариуполь. Для групп дойных коров не позаботились предоставить походные агрегаты с необходимым оборудованием и посудой, чтобы можно было производить дойку коров и вырабатывать масло и творог и по пути сдавать в любом населенном пункте заготовительным или торгующим организациям. Этого не проделывалось, и дойные коровы в дороге портились, а наша страна в продуктах нуждается. Много людей, бежавших оттуда, бродит без учета. Наблюдались еще такие факты: ряд тех жуликов, набивших карманы деньгами, забирали свои семьи, имущество грузили на машины и уезжали, даже собачек комнатных брали с собой и ехали под зонтиками, а тысячи 14-летних учеников школ ФЗО, ремесленных и железнодорожных училищ шли пешим строем, заливаясь потом и слезами от жары.

    Вот на основании этого народ ропщет, а иногда и говорят - значит, у кого карман с деньгами, тот едет на машине, а дети-школьники должны идти пешеходом.

    Приехав в Мариуполь, ряд жителей Одессы, кому удалось присвоить товары и деньги, кричат во все горло - мы пострадавшие, мы беженцы, а этим моментом по спекулятивным ценам продают товары на рынке. Вот таких людей, которые не получили расчета в учреждениях и не отчитались перед учреждениями, а была возможность, надо беспощадно уничтожать.

    Ведь сейчас наши братья проливают кровь на фронтах Отечественной войны, а паникеры и дезертиры создают панику и разлагательство. С таким народом надо будет беспощадно вести борьбу.

    Заканчивая на этом, я хочу сказать, может быть, я и неверно рассуждаю по своей малограмотности, может быть, я глубоко ошибся, но я советский гражданин, если надо будет, то и жизнь отдам за советскую родину, и я решил написать своему родному правительству и открыть все наболевшее.

    Ведь об этом письме знаю я один да Вы, если его получите, будете знать, да четыре стены, в которых я писал. Если я этим письмом нанес политическую ошибку, то пусть меня советский закон покарает жестоко.

    18 августа 1941 г.

    И.И. Ковалев

    АПРФ, ф. 3, оn. 50, д. 461, л. 84-86. Заверенная машинописная копия

    Запись беседы И.В. Сталина с генералом Шарлем де Голлем во время завтрака 3 декабря 1944 года

    На завтраке присутствовали В.М. Молотов; французский дипломат, представитель де Голля в Москве Гарро Роже; полпред СССР во Франции А.Е. Богомолов.

    Генерал де Голль с июня 1944 г. занимал пост председателя Временного правительства Французской Республики. Он прибыл в СССР 27 ноября 1944 г. самолетом и приземлился в Баку. Оттуда специальным поездом через Сталинград прибыл в Москву. На вокзале его встречал В.М. Молотов, в ту пору первый заместитель Председателя Совнаркома СССР, одновременно заместитель председателя Государственного Комитета Обороны, нарком иностранных дел СССР, другие официальные лица.

    СЕКРЕТНО

    Из кратких бесед за завтраком и за кофе выделю следующие основные элементы.

    1. Возникла шутливая беседа между т. Молотовым и Гарро о роли авиации в дипломатии и политике в духе того, что авиация облегчает политические связи стран.

    Тов. И. В. Сталин включился в эту беседу и в иронически-шутливом тоне заметил: “Если только полеты не заканчиваются катастрофой”.

    Затем т. Сталин добавил, обращаясь к де Голлю: “Вы можете быть спокойны в Ваших полетах в СССР. Никаких катастроф не будет. Это не наш метод. Такие катастрофы возможны где-нибудь на юге Испании или Африки, но не у нас в СССР. Мы бы расстреляли людей, виновных в такой катастрофе”.

    2. За кофе де Голль спросил тов. Сталина, как он относится к Германии, как к фашистам или как к немцам. Тов. Сталин ответил, что и в Германии имеются хорошие люди, но их мало. После победы над Германией нужно будет привлечь этих людей к переустройству Германии.

    Де Голль ответил, что он придерживается иной точки зрения, и спросил тов. Сталина, какое различие видит он между политикой Бисмарка и теперешнего правительства Германии.

    Тов. Сталин ответил, что некоторые советские историки чрезмерно отрывают политику Бисмарка от политики Вильгельма II или даже противопоставляют их друг другу. Это неверно. Между политикой Бисмарка и Вильгельма II нет принципиального различия. Одна продолжает другую. Что же касается Бисмарка и теперешней Германии, в известном смысле слова Бисмарк является родоначальником германского фашизма.

    Де Голль спросил, различает ли т. Сталин Гитлера, Геринга, Геббельса и Гиммлера как политических деятелей разного направления. Тов. Сталин ответил, что эти “различия течений” выдуманы самими гитлеровцами и что никакого различия между ними нет.

    Де Голль попросил т. Сталина дать общую характеристику германского фашистского правительства. Тов. Сталин ответил, что это “правительство” представляет собою кучку уголовных преступников, которых надо уничтожить, хотя это довольно трудно сделать.

    3. Де Голль спросил тов. Сталина, почему он так много работает. Тов. Сталин ответил, что это, во-первых, дурная русская привычка, а во-вторых, объясняется большим размахом работы и той ответственностью, которая возлагается на него таким размахом работы. “Боюсь ошибиться”, - добавил тов. Сталин.

    Де Голль спросил, не является ли эта боязнь боязнью за ошибки сотрудников. Тов. Сталин ответил, что иногда это ошибки сотрудников, а иногда и его самого.“Ошибки имеются. И у меня, и у моих сотрудников, а ответственность огромна - вот и приходится много работать, но мы привыкли к этому”, - добавил, смеясь, т. Сталин.

    Богомолов

    Ниже следуют две приписки:

    “Записал посол Богомолов, переводивший беседу тов. Сталина с де Голлем за завтраком”.

    “Запись сделана по памяти без всяких отметок во время беседы. Богомолов”.

    АПРФ. Ф. 45. On. 1. Д. 391. Л. 16-18. Подлинник. Машинопись.

    Подпись - автограф.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх