• СОЮЗ НАЙДЕННЫХ НЕ НА ПОМОЙКЕ
  • ГРОБОКОПАТЕЛИ «КРАСНОГО ВСАДНИКА»
  • ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ?..
  • ПО СТРАНИЦАМ "ДУЭЛИ"

    СОЮЗ НАЙДЕННЫХ НЕ НА ПОМОЙКЕ

    Не думаем, а верим

    В предпоследнем за 1996 год номере (51) газеты “Завтра” помещена заметка С. Говорухина “Вес взят!” с редакционным вступлением. Я не буду воспроизводить ни того, ни другого, поскольку в обоих текстах даны спорные утверждения без каких-либо попыток их обоснования, в том числе и утверждение самого С. Говорухина о себе: “Вашего покорного слугу, между прочим, тоже не на помойке нашли”.

    Конечно, нам нет дела до того, где именно нашли “покорного слугу” с его бабским тщеславием, но редакторское вступление наталкивает на размышления о нас, о патриотической прессе.

    Сегодня миллионы людей, сердца которых обливаются кровью при виде того, что творится в России, мучаются вопросом: “Что делать?” Но этот вопрос имеет у них конкретную форму: “К какому блоку пристать, за кого голосовать, чтобы России было хорошо?” Их нельзя огульно осуждать за то, что они ограничиваются только этим. Ведь люди в подавляющем числе специалисты и хорошие работники в своих делах, в своих профессиях. Это уже много. Хотелось бы, но как реально требовать, чтобы каждый в дополнение к знанию своих дел еще и досконально вникал в политику?

    Вот и получается, что как бы мы ни старались заставить людей думать над всем кругом общественных вопросов, как бы ни старались сделать их независимыми в самостоятельном поиске истины, большинство все равно будет искать не истину, а вождя, которому они согласятся верить. И этим обстоятельством вожди пользуются.

    В 1989 году я участвовал в выборах депутата Съезда СССР - того самого проклятого Съезда нардепов, уничтоживших Союз. Нашему кандидату противостояла креатура обкома. Парень нагло заявлял, что если его изберут депутатом, то он нашей области выбьет первую категорию снабжения и она будет снабжаться как Москва. Тогда это было верхом соблазна.

    В перерыве предвыборного собрания я подошел к его группе поддержки - экибастузским шахтерам - очень быстро и, как мне казалось, очень доступно и доходчиво объяснил, что их кандидат им нагло брешет, поскольку сделать то, что он обещает, технически невозможно. “Наверное, брешет”, - подтвердили шахтеры. “Так почему же вы его поддерживаете?” - поразился я. “А вдруг у него получится?” - получил в ответ.

    И с тех пор ничего не изменилось. Подавляющая масса людей держится не за того, кого понимает, не за общественные идеи, а собственно за вождя. Вы можете весь день объяснять, почему именно Лебедь подлец, где и как он предал и продал Родину и своих избирателей, пояснять, что при первом обмане нужно презирать того, кто обманул, а при втором - того, кого обманули, то есть самих себя. С вами согласятся, вам будут кивать головой, а потом скажут, что голосовать будут за Лебедя, так как они ему верят.

    “Если не за Зюганова, то тогда за кого?” - вот любимый вопрос, которым рядовой патриот все для себя объясняет. И его не смущает, что в лагере патриотов всегда одно и то же - у них всегда одна кандидатура вождя, других вокруг нет и не предвидится.

    Вспомним весну 1991 года и последнюю партконференцию КПСС, на которой Лигачев хотел сместить Горбачева. Куда там! Делегаты не дали - ведь кроме Горбачева у КПСС никого не было. (Зюганова они тогда отыскать не сумели, не видели его. А жаль! Ведь сегодня выяснилось, что оказывается, кроме Зюганова никого нет. Хоть шаром покати!) Ну и куда же страна пришла с незаменимым вождем Горбачевым и с верой в него прессы и, соответственно, рядовых коммунистов?

    Нельзя одобрять рядовых коммунистов или патриотов, но их хотя бы можно понять - у них полно дел и дома, и на работе, им есть над чем думать и кроме политики. Но как оправдать тех, для кого политика, ее обдумывание стало профессией? Скажем - авторов и сотрудников патриотических газет?

    Причем (я это подчеркиваю для особенно непонятливых), речь идет не о том, чтобы предоставлять или не предоставлять место на своих страницах тому или другому автору в зависимости от его политической окраски. Наоборот. Я считаю, что наша задача, задача патриотической прессы найти пути выхода для страны, найти и обосновать то, над чем не успевают или не хотят думать рядовые патриоты.

    А поиск, особенно без теории, это перебор вариантов. Надо дать авторам перебрать варианты, надо постоянно им давать это. И даже С. Говорухин, найденный не на помойке, не вызывает у меня сомнений как автор. Почему нет? Даже с его чванливым невежеством.

    Непонятно другое. В редакционном вступлении к заметке С. Говорухина, безо всяких сомнений связываются воедино понятия “белый” с понятием “национал-патриот”, а последнее - персонально с “найденным не на помойке”. Почему? На каком основании? Судя по тексту - исключительно потому что С. Говорухин сам себя так называет. Ну и что из этого?

    А если он завтра назовет себя бабуином или космонавтом и блестяще, в чем ему не откажешь, снимет фильм о Сухумском обезьяннике, который мы потеряли, или о космосе, который мы, опять-таки, потеряли? И что - нам тоже надо будет называть его бабуином космонавтики? Ему разрешается называть себя так, как он хочет, но разрешается ли это нам?

    В принципе у меня не вызывает возражения то, что белых Гражданской войны можно называть и национал-патриотами. Они были крайне безыдейными, поскольку нельзя назвать идеей саму по себе их борьбу с красными. В политическом же смысле они были пестроты необычайной - от монархистов до социалистов, заливших кровью большевиков Ярославль. Единственно чему они все вместе никогда открыто не изменяли - это идее единой и неделимой России. За это, согласен, они национал-патриоты.

    Но при чем здесь С. Говорухин и иже с ним? Ведь никто не вложил столько таланта в то, чтобы уничтожить единую и неделимую Россию - СССР!

    Точно так же мне непонятно за что КПРФ называть красными? Ну хотя бы потому непонятно, что реальные красные ни своей, ни чужой жизни не жалели за будущее трудящихся. А КПРФ - партия “Лишь бы не было войны”. Партия “На всё согласны”. Ни один большевик с нынешней властью России на одном гектаре... даже ремень бы не расстегнул. А единство ЦК КПРФ с правительством России не смогли расколоть даже бронебойные снаряды танковых орудий в октябре 1993 года. Что же это за “красные” такие? Ах да - я забыл! Они “красные” потому, что сами себя так называют. Но надо ли нам, журналистам, их так называть? Ведь мы же дезориентируем этим своего читателя. Он же ведь уже и так ничего не поймет - кто патриот, кто красный и что такое демократия - хорошо это или плохо?

    А когда мы подтверждаем читателю: “Это патриот!” - то патриотически настроенный читатель, к сожалению, начинает просто верить в этого человека. Он перестает думать над тем, что этот человек говорит, что делает - он верит. И делаем ли мы, журналисты, этим услугу России - вот ведь в чем вопрос!

    Второе, что меня смущает в редакционной преамбуле к заметке найденного не на помойке. Это разговор о каком-то союзе между “красными” и “белыми”. У меня не выходит из головы мысль о том, что человек, обманутый вторично, должен презирать сам себя. Это справедливая мысль.

    Возьмем, к примеру, организованный КПРФ ФНС. Пока дело ограничивалось написанием бумаг, болтовней с трибун и раздувание щек в президиуме Фронта национального спасения, казалось, что этот союз действительно сила в борьбе с “либералами”. Но как только эта “борьба” сместилась в область настоящей борьбы, как только Белый дом окружил ОМОН, то ФНС предали и “белые”, и “красные”. И из ФНС в Белом доме остались только честные. В том числе и сотрудники “Дня”, чего Россия не забудет, как и не забудет, что Зюганов со своей КПРФ сбежал оттуда первым.

    Теперь Зюганов организовал новый ФНС - НПСР. Новая сила поднялась на защиту России - поручик Говорухин и комиссар Зюганов. Хорошо. Но объединяться надо только после того, когда поймешь - зачем. А зачем объединяются эти липовые белые с липовыми красными?

    Вы, может быть, мне и не поверите, но эту цель должны понимать, прежде всего, сами члены союза. Иначе зачем они его создают? Что в этом союзе будут делать “вол и трепетная лань”?

    “Люди хотят знать другое. Что они, коммунисты, будут делать, когда придут к власти?” - резонно пишет в заметке С. Говорухин и раскрывает программу своего партнера Г. Зюганова. - В ответ невнятное мычание”.

    Свою собственную цель в этом союзе “трепетная лань” поясняет так: “Многое, даст Бог, удастся вернуть, восстановить, как восстанавливают храмы на русской земле. Пройдет время и вся она засияет золотыми куполами. И народ наш перестанет вымирать. И прекратятся братоубийственные войны. И будем мы снова самой читающей страной в мире. И никакого повторения 37-го года не допустим... При одном условии. Если кому-то не удастся нас расшибить, разъединить, поссорить...” (Все многоточия С. Говорухина. - Ю.М.).

    (Категорически не согласен с мыслью, что пока в союзе есть С. Говорухин, то 37-го года не повторится. То, что я знаю об этом периоде, говорит, что именно говорухины с их тщеславием и невежеством были причиной неоправданных жертв этого периода. Но дело не в этом.)

    Смотрите, как все просто. Оказывается, надо только сохранить и проголосовать за союз Г. Зюганова и С. Говорухина, за “красных” и “белых”, и все. Делать больше ничего не надо, поскольку “Бог даст”. Главное – НПСР не разрушить, а дальше все жалобы можно без бюрократической волокиты нести прямо к Богу. Очень удобно! Это, конечно, “внятное мычание”.

    Был ФНС, стал НПСР, главное, лица все те же. А не придется ли нам, коллеги, презирать себя? Ведь нас это уже, как минимум, второй раз пытаются обмануть.

    И ведь зло берет! Если Лебедь правильно каркает и Ельцин скоро... обеспечит досрочные президентские выборы, то придется за этот хренов союз агитировать! Вот и вопрос - помогаем ли мы России тем, что сплачиваем патриотов вокруг НПСР и не ищем для них никаких более полезных политических идей, чем “невнятное мычание” и найденная не на помойке идея “голосуй – и Бог даст”?

    Есть и еще одна вещь, о которой никто не думает. Предварю ее некоторым отступлением от темы. Тем, кто интересовался вопросами международного еврейства, известно, что антисемитизм является составным и необходимым элементом сионистской пропаганды. Сами сионисты его поддерживают и старательно культивируют, так как без страха, без угрозы для евреев от конкретных народов их невозможно сплотить их в едином международном сионистском движении.

    Но одно дело, когда антисемитизм культивирует сионистский провокатор за деньги. Конечно, подлец, но ведь хоть глупым его не назовешь. А представьте, когда антисемитизм культивирует просто природный антисемит. Ведь он то, что нужно сионистам, делает бесплатно. Дурак на службе у своих врагов!

    Давайте напряжем фантазию и представим себя во главе тех сил, что сделали из России колонию. Зададим себе вопрос - что нам потребуется, чтобы удержать ее в колониальной зависимости? Туземное правительство - это естественно. Оно есть.

    Но ведь в стране будут люди, которые имеют и ум, и совесть, и честь. Эти люди будут стремиться сбросить иго. Что делать с ними?

    Можно, конечно, разыскивать их, сажать в тюрьмы, убивать их лидеров. Но тут две вещи. Во-первых, пассивная масса на это будет смотреть не беспристрастно и далеко не обязательно - перепуганно. Эти люди будут мучениками, их будут помнить, память о них будет взывать к отмщению. А так как в колониальной стране улучшение уровня жизни не предусматривается, то взывающих к отмщению будет все больше и больше. Вспомним, как ельциноиды старательно прячут свои подвиги октября 1993 года.

    С другой стороны, террор должны осуществлять туземные власти. Их сотрудники за содеянное будут испытывать страх перед своим народом - и это для колонизаторов вроде хорошо. Страх сделает их более надежными и услужливыми. Но, с третьей стороны страх возбудит ненависть к своей причине - к самим колонизаторам. И если страх убрать, скажем, амнистией, то ненависть останется.

    То есть террор - это сжимаемая пружина, которую долго в сжатом состоянии удержать не удастся.

    Поэтому на открытый террор мы с вами на месте колонизаторов решимся разве что в конце оккупации.

    Чем страшны патриоты? Своим объединением. Так почему нам не выставить перед ними ложные знамена? Почему нам не объединить их вокруг своих собственных, туземных “патриотических” организаций? От которых пользы России не будет никакой, а в критические моменты “лидеры” этих организаций их сами и развалят, оставив патриотов без объединяющих центров? Как развалил ФНС Зюганов со своей КПРФ в октябре 1993 года.

    Почему нам, колонизаторам, надо ждать, когда организуется действительно патриотическая оппозиция? Ведь разумнее ее создать искусственно и под своим контролем. Причем, нам не надо командовать напрямую лидерами этой “оппозиции”. Зачем? Это вредно. Нам нужно просто поддерживать таких, кто в силу своих склонностей не умеет и боится бороться и в силу чего ограничится исключительно борьбой за личную власть. И нам нужно делать все, чтобы недовольные объединялись именно вокруг этих партий и центров.

    И сегодня, когда до выборов еще годы и годы, а мы, пресса, уже считаем, что у нас нет иного выхода кроме предназначенного - не являемся ли мы сегодня кем-то вроде природных антисемитов? Кем-то вроде того, кто бесплатно делает для Запада то, за что в козлиной прессе доллары берут?

    * * *

    Да, без объединения патриотов оставить Россию страшно, но есть ли ей хоть малейшая польза от объединения найденных не на помойке? И исполняем ли мы свой долг перед Родиной, убеждая читателей в том, что в этом союзе единственный выход?

    Ю.И. Мухин, №1, 1997 г.

    ГРОБОКОПАТЕЛИ «КРАСНОГО ВСАДНИКА»

    В годы «приватизации и реформ» по стране гулял анекдот, что в Третьяковке картину «Иван Грозный убивает своего сына» заменили на «Аркадий Гайдар убивает своего внука». Шутки шутками, но я лично не сомневаюсь, что если бы такая встреча состоялась, Аркадий Петрович, если бы не изрубил «внучка» шашкой в капусту, то уж точно бы пристрелил из своего «маузера». Слишком разные они люди. И даже внешняя схожесть – это сходство портрета с карикатурой.

    В свое время Гайдар в бессмертной «Сказке о Военной Тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом Слове» вывел образ Плохиша, чтобы показать, как все завоеванное и созданное трудами поколений может уничтожиться предательством одного мерзавца. Я не зря назвал сказку бессмертной — мои дети, уже не изучавшие в школе Гайдара, могут наизусть процитировать следующий отрывок:

    «Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им сделать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним. — Радуйтесь! — кричит он им. Это всё я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил и зажег, я все ящики с черными бомбами, с белыми снарядами да с желтыми патронами подпалил. То-то сейчас грохнет!

    Обрадовались тогда буржуины, записали тогда Мальчиша-Плохиша в свое буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья.

    Сидит Мальчиш-Плохиш, жрет и радуется…»

    Вам это ничего не напоминает? А я не перестаю удивляться, как этот сказочный Плохиш материально воплотился в родного внука писателя и вместе с подельниками растоптал все то, за что сражался и погиб дед.

    Теперь этот Плохиш-Егорка пытается играть первую скрипку в телепередаче «Легенда о Красном всаднике» на 1-м канале ТВ, посвященной Аркадию Гайдару.

    Единственный плюс передачи в том, что рухнул наконец-то миф о «кровавом отморозке» и «садисте-людоеде» красном командире Аркадии Голикове. Те, кто читал газеты в эпоху «перестройки» и «реформ», помнят, как в прессе и на телеэкране сначала отдельными вставками, а затем в виде статей и телепередач стали запускаться мифы о «зверствах» А. Голикова и его солдат на Кавказе, Тамбовщине и в Хакасии.

    Дело закрутилось с того, что на будущего писателя кто-то из недоброжелателей написал донос, что якобы командир Голиков самочинно производит массовые расстрелы населения. На место была послана комиссия, которая действительно установила, что отряд Гайдара захватил шестерых бандитов и должен был их отправить в штаб, но до него почти двести километров, а у командира не хватало людей для конвоя. Двух он сам расстрелял, двух приказал расстрелять, еще двое сбежали. Выводы комиссии, равно как и объяснительная А. Голикова, есть в архивных документах. Никакие другие факты «массовых казней» не подтвердились, но за самоуправство Гайдар был исключен из партии. Ему в ту пору было восемнадцать лет, шла братоубийственная Гражданская война, и не испачкать руки в крови, будучи военным, было практически невозможно. Однако прошло время, и миф о «массовых» расстрелах снова пошел гулять по стране.

    Немалую долю в эту клевету вложил и известный писатель В. Солоухин, тот самый, который в 1952 году вступил в партию и успел поучаствовать в травле Б. Пастернака, а в 1991 году в статье «Не наливают новое вино в старые мехи» предал анафеме партию, в которой состоял без малого 40 лет, не забыв проехаться и по А. Гайдару.

    В то время за честь писателя вступился исследователь его творчества, «главный гайдаровед», как он сам себя называет, писатель Борис Николаевич Камов. Удивительно, что в эпоху гласности, свободы слова и плюрализма ни одно печатное издание не предоставило «гайдароведу» место для статьи с опровержением. Помог случай. В издательстве «Мегаполис-Экспресс» работал редактором школьный товарищ Б. Камова Игорь Михайлович Ачильдиев.

    Вот как вспоминает об этом Борис Николаевич:

    – Редактор выступать против Солоухина не хочет, — сказал Ачильдиев. — «Вся пресса кричит о преступлениях Гайдара, а мы станем его защищать. Да нас смешают с кизяком».

    Но редактор дал понять: тут замешана большая политика. И бросил фразу: «Если бы Аркадий Гайдар вообще никогда не служил в Красной Армии, его обвинили бы в чем-нибудь другом. Скажем, в изнасиловании читательницы-пионерки».

    – Но вот о чем мы условились, — продолжал Ачильдиев. — Статья сейчас не пройдет. Но ты можешь поместить открытое письмо. Это твоя личная точка зрения. Две машинописных страницы мы дадим.

    Я принес. Игорь прочитал. Половину страницы при мне вычеркнул. «Теперь полный порядок». И письмо, крошечная заметка, я таких не печатал уже лет тридцать, появилась в газете. Называлась она так: «Открытое письмо родным и близким А.П. Гайдара-Голикова».

    Я писал:

    «…Приведенные Солоухиным данные (о «преступлениях» А.П. Гайдара. — Б.К.), якобы полученные из первых рук, не соответствуют действительности. Солоухин не располагает ни единым документом, который он мог бы предъявить в подтверждение своей версии…

    Поскольку Солоухин ввел в заблуждение редакции двух центральных изданий («Огонька» и «Литературной газеты. — Б.К.) и выступил перед многомиллионной аудиторией … как клеветник, я призываю любого члена семьи А.П. Гайдара подать на В.А. Солоухина в суд за клевету в печати».

    Как и следовало ожидать, никто из родственников на защиту чести Аркадия Гайдара не встал. Времена были такие, что состоять в родстве с красным командиром, пусть даже знаменитым писателем, было чем-то постыдным. Не так ли интеллигентишки «отрекались» от своих отцов, жен, детей в 37-м году?! А вот Аркадий Петрович не отрекся от своей даже бывшей жены: позвонил Ежову, и арестованную женщину отпустили. Почувствуйте разницу.

    Но времена меняются, ветры истории потихоньку меняют направление, и вот уже Мальчиш-Плохиш сидит на телепередаче, преисполненный гордостью за деда, и совместно с ведущим пытается повесить зрителям на уши «лапшу» совсем иного рода. Оказывается, за Гайдаром вовсю следило НКВД и так и норовило арестовать. При этом не приводится ни одного документа, хотя документы времен Гражданской войны приводились часто. Конечно, повесть «Судьба барабанщика» многим встала комом в горле, прежде всего настоящим виновникам необоснованных арестов, и они всячески тормозили ее выход. Но ведь И.В. Сталин дал добро на выход этой повести, и она вышла, когда все эти ежовы, аграновы, эйхе, берманы и прочие заплечных дел мастера и доносчики оказались или у расстрельной стенки, или в лагерях, а сотни тысяч оклеветанных и невинно осужденных людей вышли на свободу вместе с отцом главного героя «Судьбы барабанщика».

    И совсем диким кажется, когда «внучек», воровато потупив глаза, прошлепал: «Дед пошел на фронт добровольцем, потому что хотел умереть, а умереть он хотел, потому что ненавидел Сталина. Мне отец так говорил». Чувствуете подлость? Тимур Аркадьевич давно в могиле, проверить невозможно. Но ведь верить на слово человеку, обещавшему нам капиталистический рай, а в итоге пустившему страну по миру, может только законченный идиот. Действительно, человеку без совести с мелкой душонкой и двойной моралью невозможно понять, почему больной, признанный негодным к военной службе писатель обивал пороги военкоматов, вместо того, чтобы рвануть в Ташкент, подобно другим собратьям по перу. А ведь все объясняется очень просто. Гайдар, всю жизнь учивший детей быть храбрыми, сильными, мужественными, просто ОБЯЗАН был пойти на фронт. Он этого и добился. И отказался лететь на «большую землю», когда часть, в которой он находился, оказалась в окружении, хотя ему оставили место в самолете.

    Сейчас любители морали, либеральные писаки и критиканы, могут стенать, что биография Гайдара в советское время выводилась слишком сусальной и безупречной. А мне хочется спросить: морально ли это, если дети узнают, что их любимый писатель после контузии страдал головными болями и психическими расстройствами и, стараясь заглушить их, частенько прикладывался к стакану? Да и у взрослого это ничего, кроме жалости, вызвать не может. А жалость — это удел нищих и бомжей, но никак не героев. Вот и на передаче подленько ерничают, что писатель погиб на пути в старый партизанский лагерь «то ли за продуктами, то ли за водкой». Гадко все это…

    В многочисленных анонсах передачи и во время ее постоянно муссировалась тема «А кто на самом деле убил писателя? А от чьей пули он погиб». Так и норовят, чтобы телезритель сам домыслил, что А. Гайдара убили НКВДешники по приказу «кровавого тирана». В 90-е годы, наверное, к этому бы и свели, но сейчас времена несколько изменились, геббельсовская ложь проходит далеко не всегда, поэтому приходится гадить втихую и кривотолками. И здесь обнаруживается очень любопытный момент. Я заметил, что большая ложь вылезает тогда, когда основные участники или свидетели событий переходят в мир иной. Вот и слухи о «зверствах» Голикова-Гайдара стали появляться в конце 80-х. А в наше время вдруг нашлись свидетели гибели писателя. Верить им, на мой взгляд, весьма сомнительное дело. Ведь находили же старушек, которые за сотню-другую баксов согласны были поведать, что их изнасиловал не кто иной, как сам Лаврентий Берия. И поди потом докажи, что это не так. Да и, в конце концов, что изменилось из-за того, что Гайдара убил не немец, а его холуй, украинский полицай. Все равно он погиб за Родину.

    И совершенно омерзительным выставляется эксгумация тела писателя, сопровождаемая пакостными вопросами: «А действительно Гайдар там похоронен? А почему дети отказались участвовать в опознании?» На один из них отвечу: отказались, потому что нормальным людям неприятно смотреть на разложившиеся тела своих близких. Может, извращенцы, воспитанные на опусах «фекального классика» Сорокина, испытывают при этом удовольствие, но это их беда.

    Можно было бы разбирать передачу дальше, но, думаю, достаточно. Хочется сказать о главном. О том, что в передачу не вошло, а, напротив, погребалось под грудой ненужных «жареных фактов». А главное в том, что сейчас журналюги и телеведущие любят позубоскалить над тимуровцами, над Мальчишом-Кибальчишом, над Павкой Корчагиным. Зачем они это делают? А затем, что поколение, воспитанное на этих литературных героях, смогло победить в самой страшной войне в истории человечества и заново отстроить свою страну. А их внуки, воспитанные на Карлсонах и Чебурашках, эту страну сдали врагу без боя. И неизвестно, сможем ли мы отстоять то, что у нас осталось, если мы будем воспитывать своих детей на Гарри Поттере и подобной белиберде? Я лично сомневаюсь…

    М. Потапов, №25, 2008 г.

    ИСТОРИЯ ПОВТОРЯЕТСЯ?..

    Чтобы понять, что произошло в России в 1917 году, нужно заглядывать не только в колонки с цифрами, но и в вечно живые, вечно актуальные произведения классиков русской литературы.

    Пожалуй, одним из величайших произведений о революции, о пути России и русских людей следует считать бессмертную трилогию Алексея Николаевича Толстого “Хождение по мукам”.

    Итак, 1914 год...

    “... это были времена, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пережитком; никто не любил, но все жаждали и словно отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности...”.

    “... В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским. Спешно открывались игорные клубы, дома свиданий, театры, кинематографы, лунные парки. В городе была эпидемия самоубийств. Залы суда наполнялись толпами истерических женщин, жадно внимающих кровавым и возбуждающим процессам. Все было доступно - роскошь и женщины. Разврат проникал всюду, им был, как заразой, поражен дворец.

    И во дворец, до императорского трона дошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией малограмотный мужик с сумасшедшими глазами... Дух разрушения был во всем, пропитывал смертельным ядом и грандиозные биржевые махинации знаменитого Сашки Сакельмана, и мрачную злобу рабочего на сталелитейном заводе, и вывихнутые мечты модной поэтессы...”.

    “... ни больших идей, ни больших чувств. Правительством руководит только одно - безумный страх за будущее. Интеллигенция обжирается и опивается. Ведь мы только болтаем, болтаем... и - по уши в болоте. Народ заживо разлагается. Вся Россия погрязла в сифилисе и водке. Россия сгнила, дунь на нее, - рассыплется в прах. Так жить нельзя... Нам нужно какое-то самосожжение, очищение в огне...”.

    Ведь всё, ну просто всё, как нынче у нас...

    И сколько раз нам приходилось слышать от солдат и офицеров, прошедших круги ада чеченской войны, то же, что говорил солдат первой мировой в трилогии “Хождение по мукам”.

    “Все продано, вот какие дела... Чуть наши перевес начинают брать - сейчас приказ - отойти... Пошли наступать, отступили, опять возвращаемся на свое место. Безрезультатно!”.

    Просто мороз по коже продирает, когда теперь, во время Новой смуты, перечитываешь статьи и книги Красного графа. Так и хочется воскликнуть вслед за любимым героем Толстого Вадимом Петровичем Рощиным: “Великая Россия теперь - навоз под пашню... Все надо - заново: войско, государство, душу другую надо втиснуть в нас...”.

    Алексей Толстой, прошедший через кровь и горечь гражданской войны, через страдания эмиграции, одним из первых русских интеллигентов понял, что над Россией встает заря Новой жизни.

    “В России личность идет к освобождению через утверждение и создание мощного государства. В Европе личность свободна. Индивидуум осуществляет свою свободу на ступенях биржи, спекулируя девизами. И пусть прекрасные одиночки пишут прекрасные книги о свободе духа - молодой человек в черепаховых очках заставит мечтателей есть картофельную шелуху, а завтра - дышать свежим воздухом за неимением пищевых продуктов, а послезавтра - таскать кирпичи на стройку шикарного особняка (где молодой человек, конечно, застрелится, не угадав в один прекрасный день - в каком углу сигара у Джиппи Моргана). Итак, пока что молодой человек в черепаховых очках покупает резиновую палку: “Нужно решительно покончить с революцией”. Вот с ним-то и встречается теперь Россия - с этим человекоподобным. Борьба не скорая, не легкая. Борьба последышей мира старого с первым поколением нового мира. Я вижу иронические улыбки. О, не улыбайтесь так поспешно. Подождите немного, не более года. Ведь события идут так стремительно, как будто мы перелистываем книгу истории. Ведь распавшееся на части государство собрано вновь. Ведь в то время, когда силы европейского рабочего направлены на минимум - на удержание за собой права не умереть с голоду, силы русского народа направлены на максимум - на возрождение и укрепление своего государства. Все это так. То, что в России - несовершенно. Но именно в русской революции загорелась полоса новой зари. Чудовищное время, когда у человека вместо лица - высокая валюта, минет. Мы очнемся когда-нибудь от этого тошного сна” (1922 год).

    И хочется верить, что мы вновь сможем сказать: “Россия, раздавленная войной, раздираемая междоусобицей, заранее поделенная между великими державами, берет руководство мировой политикой, становится грозной силой. Странная и особенная история русского народа, русского государства. Огромные и неоформленные идеи бродят в нем из столетия в столетие, идеи мирового величия и правдивой жизни. Осуществляются небывалые и дерзкие начинания, которые смущают европейский мир, и Европа со страхом и негодованием вглядывается в это восточное чудище и слабое, и могучее, и нищее, и неизмеримо богатое, рождающее из темных недр своих целые зарева всечеловеческих идей и замыслов...

    И, наконец, Россия, именно Россия избирает новый никем никогда не пробованный путь, и с первых же шагов слышна ее поступь по миру...”.

    Ведь история повторяется, не так ли? Вы еще услышите поступь наших полков, общечеловеки!

    Ведь мы - русские, и с нами Бог!

    Влада Селина, №22, 1997 г.










    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх