|
||||
|
ПО СТРАНИЦАМ "ДУЭЛИ" ПОТОМКИ БЕЗ ПОТОМСТВА Патриотическое воспитание в Древней Руси, Московском царстве и Российской империи в основном велось через учебные заведения, литературу (в среде дворянства, купечества) и через устное народное творчество (среди простых людей), а также через церковь. Стоит вспомнить, что на многих новгородских берестяных грамотах XIII века школьники вольного города изображали именно сцены сражения, в которых наши ратники уничтожали врага. Русское государство сумело преодолеть множество смут и нашествий именно благодаря своей огромной духовности, благодаря тому, что все его граждане от царя до холопа всегда осознавали свою связь с предками, с родной землей. Причем этот русский патриотизм не основывался на ненависти к другим народам и религиям, что позволило нашим предкам создать единое многонациональное многоконфессиональное государство. В отличие от Запада, уничтожившего все культуры, с которыми он соприкасался. Противостояние Западу, наметившееся в XIII веке, было основано именно на различиях русской идеи духовности и западной идеи наживы. Ненависть Запада к Московскому государству, к Российской империи была не меньше ненависти Запада к СССР. Следует отметить и особые традиции патриотического воспитания, сложившиеся в русской армии и наиболее ярко проявившиеся в воспитательных системах А.В. Суворова и П.С. Нахимова, превыше всего ставивших “дух народной гордости”. Уже с начала прошлого века враги России стали понимать, что наскоком извне нашу страну, наш народ сломить невозможно. “Я не могу поверить, что какое бы то ни было большое бедствие может сломить Россию. Это великая нация. Несомненно, русские не в нашем вкусе, но таков факт...” Высокопоставленный британский офицер, как вскоре после него и Бисмарк, понимал, что для того, чтобы победить Россию, необходимо уничтожить этот самый дух народной гордости, питавший нашу страну, как получал силу от родной земли в древних русских былинах богатырь Святогор. Стоило ему оторваться от неё, как он тотчас же оказался обречённым на гибель, несмотря на свою богатырскую мощь. То же самое произошло и с Российской империей на стыке XIX–XX веков, и с СССР в конце XX века. К тому же с изобретением радио и телевидения огромную роль в формировании мировоззрения человека стали играть электронные СМИ. С середины прошлого века Запад исподволь начал вмешиваться в пропагандистские процессы в России. Этому способствовала отмена крепостного права, обрушившая вековые традиции и не давшая взамен иных идей. Столыпинские реформы, уничтожившие крестьянскую общину, ещё ближе подтолкнули страну к краю духовной пропасти. К 1914 году западный тлен проник во все сферы российского общества: “...это были времена, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пережитком; никто не любил, но все жаждали и, словно отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности...” “...ни больших идей, ни больших чувств. Правительством руководит только одно - безумный страх за будущее. Интеллигенция обжирается и опивается. Ведь мы только болтаем, болтаем... и - по уши в болоте. Народ заживо разлагается. Вся Россия погрязла в сифилисе и водке. Россия сгнила, дунь на неё - рассыплется в прах. Так жить нельзя... Нам нужно какое-то самосожжение, очищение в огне...” Потрясения следовали одно за другим. Поражения в Первой мировой (несмотря на таланты многих генералов и самоотверженность войск), развал экономики и без того слабой, наконец, Февральская революция, не принесшая по сути никаких новых идей, лишь выплеснувшая на верхи граждан из модных литературных салонов. “Великая Россия теперь - навоз под пашню... Все надо - заново: войско, государство, душу другую надо втиснуть в нас...”. Общая цельОктябрьская революция дала цель. Пусть наивную, пусть недостижимую, но все же цель, в которую поверило большинство населения России. Отметим также, что любую революцию можно сравнить с ядерной энергией. Энергия расщепленного атома, ежели ее не контролировать, способна испепелить все в радиусе сотен километров. Но управляемый, замедленный ядерный взрыв, который происходит в реакторе атомной электростанции, способен снабжать мирной, необходимой для жизни энергией десятки поколений. Великая Французская Революция пошла по пути ядерного взрыва, обернувшись лишь кровью и для французов, и потом для всей Европы в виде двух десятков лет наполеоновских войн, в результате которых Франция была лишь обескровлена и осталась в прежних границах. Октябрьская революция, благодаря умело поставленной пропаганде, сумела пойти по второму пути. Кстати, сам того не желая, в этом помог России Запад, устроивший интервенцию и превративший гражданскую войну в отечественную. Естественно, сразу после разгрома интервентов и образования СССР в 1922 г. нельзя было резко сворачивать от идей “мировой революции” к идее патриотизма. Такой резкий поворот лишь выбил бы народ, совсем недавно обретший почву, из колеи. Но вот что писал именно в 1922 году один из главных создателей идеологии советского патриотизма Алексей Николаевич Толстой: “...ставить себе целью - укрепление русской государственности, восстановление в разоренной России хозяйственной жизни и утверждение великодержавности”. Именно в двадцатые годы, особенно начиная с 1928 г. (год начала первой пятилетки!!!), патриотическая идея начинает все больше и больше проникать в советскую идеологию. Все чаще и чаще в газетах, статьях упоминаются Петр Великий и Иван Грозный, великие русские военачальники. И порой в исключительно положительных смыслах. К 1936 г. народ уже был готов к тому, чтобы окончательно и бесповоротно принять патриотическую идею. Заметим, что именно в 1936-1938 гг. советская верхушка избавилась от революционеров-разрушителей, видящих в России лишь дрова для разжигания пожара мировой революции. Именно в 1936 г. выходит на экраны первый советский исторический фильм “Петр I”. В 1937 г. первую Сталинскую премию по литературе получают сразу три исторических произведения - “Петр I” А.Н. Толстого, “Севастопольская страда” С. Сергеева-Ценского и трилогия В. Яна о татаро-монгольском нашествии. С этих же лет начинается создание школы советского исторического романа, в котором главное: показать дух и величие родного народа и лучших его представителей, а не пересказать скабрезные анекдоты. Патриоты, вперёдИменно с 1937 г. ко всем чертям летят труды проф. Покровского, поливавшего грязью наше прошлое. В период с 1936 по 1956 гг. было написано и издано несколько тысяч (!!!) художественных произведений, посвященных славному прошлому нашей Родины. (Учтем факт, что Вторая мировая война началась все-таки в 1936 г., с захвата Гитлером Австрии, а вовсе не с 1939 г.) Кстати, если уж на то пошло, именно в 30-е годы были созданы и величайшие, наиболее объективные произведения, посвященные периоду Гражданской войны: “Хождение по мукам” А.Н. Толстого, “Тихий Дон” М. Шолохова и “Дни Турбиных” М. Булгакова (между прочим, любимая пьеса Сталина). Ну а с началом Великой Отечественной войны можно было вернуть в систему пропаганды и церковь. Отметим как наиболее важный факт: пропаганда патриотической идеи в полную силу началась именно в 1936, а не в 1941 г.!!! Свидетельством тому хотя бы 5 исторических фильмов, выпущенных на советские экраны с 1936 по 1941 гг. Во время Великой Отечественной войны были учреждены ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Ушакова и Нахимова. Созданы cуворовские и нахимовские училища, выпущены на экраны фильмы “Кутузов” и 1 серия фильма “Иван Грозный”, начались съемки фильма “Адмирал Нахимов”. В последовавшее за Великой Победой десятилетие патриотизм становится главенствующей идеологией в СССР. Каждый год снимается по 3-4 исторических фильма, выходит несколько десятков исторических романов, выпускаются марки и открытки с изображениями великих русских царей, военачальников, путешественников и ученых. Один за другим ставятся памятники. Юбилеи отмечаются с блеском и шиком. Например, в июле 1952 г. праздновалось 150-летие со дня рождения адмирала Нахимова. Все газеты, в том числе “Правда” и “Известия”, выделили под юбилейные торжества по целой полосе (а газеты тогда были всего 4-полосные). Все журналы, в том числе и официальные - “Новый мир” и “Большевик”, опубликовали огромные работы, посвященные жизни адмирала. Не говоря уж о радиоспектаклях и радиопередачах. Была даже выпущена специальная брошюра в помощь учителям и библиотекарям, в которой перечислялись все художественные произведения, так или иначе связанные с великим флотоводцем. Естественно, после таких празднований (к тому же во многих городах проходили лекции ведущих политработников и историков, демонстрация художественного фильма “Адмирал Нахимов”), каждый советский человек имел представление о героях Синопа и Севастополя и о Крымской войне. Кроме фильмов шли исторические спектакли, посвященные наиболее героическим страницам истории нашей Родины. Например, пьеса “Великий Государь” (об Иване Грозном), “Петр I” (пьеса, написанная Алексеем Толстым по его же роману). Тогда влияние нашей культуры, нашей истории было столь велико и на Западе, что пришлось даже начинать “охоту на ведьм”. После смерти Сталина, с приходом Хрущева прекращается выпуск исторических фильмов, перестают печататься исторические романы. Начинается эпоха “вывихнутых” (в моральном и идейном отношении) шестидесятников. Вовсю заработала доктрина Аллена Даллеса. При Брежневе делаются попытки возродить традиции патриотического воспитания. Но, увы, масштаб актеров и режиссеров уже не тот. В области литературы дела обстояли получше, но любой книголюб знает, скольких трудов и каких денег стоило раздобыть романы Пикуля, Вал. Иванова или что-то из сталинских исторических романов, например, трилогию Костылева “Иван Грозный”. В результате мы возвращаемся в 14-й год. “...Беспечно, легко без остатка разменивал великую тысячелетнюю культуру на дрянные пустяки. Наступало царство людей, не помнящих родства. Обыватели города жаждали только хорошего пищеварения и дешевого развлечения...”. Но нынешняя ситуация страшнее стократно. Дело в том, что СМИ контролируются людьми, для которых все русское чуждо, которые вдобавок являются гражданами иностранных государств! Поэтому сейчас стоит вопрос не просто о преодолении очередной Смуты, но и о сохранении нашего языка, нашей культуры, нашего народа. И для этого следует пользоваться трудами классиков нашей литературы, нашего кинематографа. Важнейшее из искусствЛучшие исторические фильмы были сняты в нашей стране. Почему лучшие? Ну, во-первых, они были свободны от всех недостатков, присущих фильмам западным. А во-вторых, у них было собственное лицо. Посудите сами, в зарубежных исторических фильмах все главные герои скроены на один манер и напоминают или благородных ковбоев с Дикого Запада, или лондонских джентльменов (смотря, кто писал сценарий или ставил фильм - англичане или американцы). Что Спартак, что Сид, что какой-нибудь викинг - характер один и тот же. А у нас - каждый герой был своеобразен. Лишь одно объединяло их всех - огромная любовь к своему великому Отечеству. Создатели фильмов старались отыскать какую-то основную черту в характере великого человека, выделить ее, подчеркнуть. Александр Невский - былинный герой, Петр I - энтузиаст, всего себя отдающий строительству могучего государства, такой близкий и понятный в те далекие тридцатые годы комсомольцам - строителям Магнитки и Донбасса. Суворов - гений и великий воин, но не прочь и пофиглярничать. Кутузов - точь-в-точь соответствует характеристике, данной ему Наполеоном - “старый хитрый лис”; озорной бесшабашный Скобелев - любимец армии, этакий дореволюционный Чапаев; Нахимов - хладнокровный, аскетичный, волевой, лишенный чувства страха человек; Иван Грозный - фанатик идеи о едином русском царстве великом. Даже враги нашей страны и то были образами яркими, запоминающимися. Витиеватые, красноречивые, наивные турки, хитрые интриганы англичане, петушащиеся французы. Кстати, нельзя сказать, что в застойных фильмах была продолжена эта традиция. Исторические личности выглядели в них какими-то блеклыми, непохожими на живых людей. Что Жуков, что Сталин, что Рокоссовский. Говорят фразами из учебника и действуют по учебнику. Если кто из исторических личностей и запоминается в “Освобождении”, так это... Гитлер. Не было в застойных фильмах и азарта в батальных сценах, того самого “упоения в бою”, о котором писал Пушкин и которое так замечательно реализовывали на языке кино наши лучшие режиссеры в тех первых исторических фильмах. В застойных фильмах батальные сцены - это просто катящиеся куда-то танки и бегающие туда-сюда массы людей. А ведь с каким удовольствием, как лихо колошматили оккупантов всех мастей и эпох в старых фильмах! Сколько радости и сейчас доставляет последнее “буль-буль” ушедшего под лед крестоносца в “Александре Невском”! Так что не зря в конце сороковых - начале пятидесятых именно наши исторические фильмы собирали полные урожаи призов престижнейших международных фестивалей и полные кинотеатры как у нас, так и в других странах. Представьте себе, даже сам процесс съёмок (!!!) некоторых наших исторических боевиков освещался со всеми подробностями корреспондентами ведущих журналов и газет Франции, Англии и Голливуда!!! Сейчас это кажется прямо какой-то ненаучной фантастикой, но это так. От каких же еще недостатков были свободны наши фильмы? Перво-наперво, от глупой мелодраматизации исторических событий. Дело в том, что, судя по западным фильмам, судьбы мира зависели не от того, кто кого перехитрил за столом переговоров, обыграл на поле битвы, а, выражаясь грубо, от того, кто с кем переспал. История - это не вереница любовных интрижек, а череда военных и дипломатических побед. А интриг, только не любовных, а шпионских, и предательства, только не в амурных вопросах, а в государственных, в истории предостаточно. Так что история в наших фильмах представала перед зрителями во всей своей целостной целесообразной красоте. Во-вторых, все наши фильмы снимались под строжайшим призором лучших советских историков. Достаточно сказать, что фильмы “Кутузов” и “Адмирал Нахимов” консультировал и ныне непререкаемый авторитет в российской истории XIX столетия академик Е.В. Тарле. Плюс ко всему у каждого фильма были консультанты военные. Так что в наших фильмах не встретишь утверждений, что, мол, Берлин - столица Англии. Вы думаете, это шутка? А вот и нет. Взять к примеру французский фильм “Монголы”, в котором исконно русский и, слава богу, бывший только русским на протяжении своей тысячелетней истории город Суздаль каждые пять минут называли польским городом. А вдобавок, по мнению французских киношников, Чингис-хан был живехонек спустя полтора десятка лет после своей смерти, и это не считая других, тянущих на кол с минусом ляпов! Или старый англо-американский фильм “Спартак”? И актеры, вроде, отличные, фильм - ничего. Но вот с историей у его создателей были явно нелады. Гай Гракх - народный трибун, являющийся одним из главных действующих лиц фильма, на самом деле почил... за 70 лет до восстания Спартака. Скорее всего, мелодраматизация сюжета связана с желанием “причесать” нелицеприятные исторические факты. Ну зачем нам приукрашивать Ушакова, Суворова, Кутузова, Нахимова? Эти люди и в самом деле были воплощением воинского долга, мужества и любви к своей родине. И свою карьеру не запятнали ни расстрелом пленных, ни убийствами мирных жителей, что было (и в больших количествах) на совести, например, адмирала Нельсона и леди Гамильтон. Впрочем, этой сладкой парочке следует попомнить и предательство русских союзников, когда Нельсон пустил в тыл Суворову французский десант. Во избежание освещения этих неприятных фактов и заменили их густо послащенной мелодрамой. К тому же снимать частную жизнь великих людей, посвящая батальным сценам 7-8 минут из 2-3-часового фильма, было куда дешевле. Кстати, огромный плюс советского исторического кино - наличие юмора несмотря на трагедийность практически всех сюжетов. Отметим также и то, что в наших старых фильмах очень тщательно сохранялась стилистика языка той или иной эпохи. Ведь и современному человеку понятны слова “еси”, “токмо”, “длань”. А их использование сохраняет аромат времени. В некоторых наших фильмах нет вообще ни единого вымышленного слова или факта. То есть все фразы, произнесенные тем или иным историческим лицом и в самом деле им произносились или, на худой конец, излагались в письменном виде. Добавим, что каждый старый советский исторический фильм снимался, в прямом смысле слова, лучшими силами нашего кинематографа. Музыку писали ведущие композиторы, в том числе и Д. Шостакович, и С. Прокофьев, и А. Хачатурян, ставили их лучшие режиссеры - С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, В. Петров, Г. Козинцев, братья Васильевы – и снимались в них лучшие актеры. Средства, выделяемые государством на создание таких фильмов, естественно, многократно превышали затраты, на которые были в состоянии пойти и крупнейшие, но частные западные фирмы. Впрочем, если хотите доказательств - сравните батальные сцены. Правильными были даже такие “мелочи”, как ордена, погоны, форма... Если уж орден святого Владимира с мечами, так это орден святого Владимира с мечами. В батальных сценах принимали участие порой целые дивизии Советской Армии. Три швейных фабрики работали на пошив одежды для исторических фильмов! Не жадничали даже на строительство настоящих парусных военных кораблей образца прошлого века. Павильонные съемки сводились к минимуму. К примеру, переход Суворова через Альпы снимался в довольно рискованной обстановке, в настоящих горах на Кавказе, с привлечением большого количества спортсменов. Шлифовался каждый эпизод, каждая сцена. Любое слово, произнесенное в таком фильме, должно было запомниться зрителю на всю жизнь. Золотой век киноЗолотой век советского исторического кино начался в 1936 году, когда наконец-то СССР избавился от излишне ретивых революционеров типа Бухарина. Именно в 1936, а не в 1941, как утверждают даже многие коммунисты, дореволюционная российская история засверкала перед советскими людьми во всем блеске. Ежегодно выходили десятки исторических романов - для детей, подростков, взрослых, снимались фильмы (с 1936 по 1956 год были сняты практически все исторические советские фильмы), издавалась научная литература, ставились памятники. Сталин отлично понимал, что СССР только тогда станет великой державой, если каждый советский человек проникнется гордостью за свое великое прошлое. Если каждый советский человек будет чувствовать свою ответственность перед предками, будет изо всех сил стараться быть похожим на них. И вот тогда-то с советского экрана на фоне двуглавого орла произнес свою знаменитую полтавскую речь Перт Великий. “Петр Первый”, двухсерийный фильм по сценарию великого советского писателя Алексея Николаевича Толстого, стал первой ласточкой советского исторического кино. Да какой там ласточкой! Орлом! 1938 - “Александр Невский”, 1939 - “Минин и Пожарский”, 1940 - “Суворов”, 1943 - “Кутузов” (кстати, любимый фильм Сталина), 1944-1945 - “Иван Грозный”, 1946 - “Адмирал Нахимов”, 1952 - “Адмирал Ушаков”, 1954 - “Герои Шипки”. И это не считая фильмов про учёных (“Пирогов”, “Академик Иван Павлов”, “Жуковский” - об отце русской авиации, “Александр Попов” - изобретателе радио), путешественников (“Пржевальский”, “Миклухо-Маклай”), композиторов (“Мусоргский”, “Глинка”). Когда смотришь эти старые, но по-прежнему классные фильмы-памятники, создается впечатление, что их создатели даже учитывали характер и личные пристрастия главного героя, снимали фильмы так, что представься нашим национальным героям возможность их увидеть, они были бы довольны. Иван Грозный, например, обожал духовную музыку и сам сочинял стихиры для церковного хора. Действие фильма разворачивается на фоне потрясающих православных песнопений. Петр Великий был человеком жизнерадостным и оптимистичным несмотря на далеко нерадостную жизнь. И фильм о нем получился яркий, озорной, искрящийся юмором. Адмирал Нахимов терпеть не мог напыщенных речей и славословий, и фильм о нем такой же аскетичный, суровый и мощный, каким был характер великого флотоводца. Да, эти фильмы снимались под строгим контролем ЦК ВКП(б), но ведь шедевры получились! Сколько режиссерских и актерских находок! Сколько классических сцен, на которых и по сей день за рубежом учатся снимать настоящее кино! На этих фильмах выросли поколения, раздавившие фашистскую гадину и первыми пославшие человека в космос! И как знать, не прерви Хрущев в 1957 г. славную традицию съемок исторических фильмов, кто бы победил в холодной войне? Влада Селина, №5, 1997 ЗА 40 ЛЕТ ДО ВЬЕТНАМА В интервенции на российский Дальний Восток, Забайкалье и Сибирь в 1918–1922 гг. под шумок, пока новой Советской власти было не до дальневосточной окраины Российской империи, участвовала группа иностранных государств: Япония, США, Великобритания, Франция, Италия, мятежные чехословаки (превратившиеся в одночасье из военнопленных в захватчиков), венгры, канадцы и даже китайцы. Наиболее многочисленным воинским контингентом были японские войска, которые насчитывали 72 тыс. человек. Великобритания, Франция, Италия сообща выставили 19 тыс. штыков. Китай, под нажимом Японии, командировал к нам около 1200 солдат. Чехословацкий корпус, бойцы которого следовали на родину из русского плена, в который попали в годы Первой мировой войны, насчитывал около 15 тыс. человек. Отметились у нас и американцы (а куда они свой нос не совали?), оставив недобрую память о себе, о чем, увы, наша нынешняя молодежь, воспитанная на американских боевиках и вскормленная гамбургерами и «Кока-колой», по большей части не имеет ни малейшего понятия. О том, как 12-тысячный экспедиционный корпус США огнем и мечом «устанавливал свободу и демократию» на нашей земле, эти заметки. «Не могли уснуть, не убив кого-нибудь»В архивах и газетных публикациях той поры и поныне хранятся свидетельства, как янки, прибыв за тридевять земель, хозяйничали на нашей земле, оставляя кровавый след в судьбах русских людей и в истории Приморья. Так, к примеру, захватив крестьян И. Гоневчука, С. Горшкова, П. Опарина и З. Мурашко, американцы живьем закопали их за связь с местными партизанами. А с женой партизана Е. Бойчука расправились следующим образом: искололи тело штыками и утопили в помойной яме. Крестьянина Бочкарева до неузнаваемости изуродовали штыками и ножами: «нос, губы, уши были отрезаны, челюсть выбита, лицо и глаза исколоты штыками, все тело изрезано». У ст. Свиягино таким же зверским способом был замучен партизан Н. Мясников, которому, по свидетельству очевидца, «сперва отрубили уши, потом нос, руки, ноги, живым порубив на куски». «Весной 1919 года в деревне появилась карательная экспедиция интервентов, учиняя расправу над теми, кто подозревался в сочувствии партизанам, – свидетельствовал житель деревни Харитоновка Шкотовского района А. Хортов. – Каратели арестовали многих крестьян в качестве заложников и требовали выдать партизан, угрожая расстрелом. (…) Свирепо расправились палачи-интервенты и с безвинными крестьянами-заложниками. В числе их находился и мой престарелый отец Филипп Хортов. Его принесли домой в окровавленном виде. Он несколько дней еще был жив, все время повторял: «За что меня замучили, звери проклятые?!». Отец умер, оставив пятерых сирот. Несколько раз американские солдаты появлялись в нашей деревне и каждый раз чинили аресты жителей, грабежи, убийства. Летом 1919 г. американские и японские каратели устроили публичную порку шомполами и нагайками крестьянина Павла Кузикова. Американский унтер-офицер стоял рядом и, улыбаясь, щелкал фотоаппаратом. Ивана Кравчука и еще трех парней из Владивостока заподозрили в связи с партизанами, их мучили несколько дней. Они вышибли им зубы, отрубили языки». А вот другое свидетельство: «Интервенты окружили Маленький Мыс и открыли ураганный огонь по деревне. Узнав, что партизан там нет, американцы осмелели, ворвались в нее, сожгли школу. Пороли зверски каждого, кто попадался им под руку. Крестьянина Череватова, как и многих других, пришлось унести домой окровавленным, потерявшим сознание. Жестокие притеснения чинили американские пехотинцы в деревнях Кневичи, Кролевцы и в других населенных пунктах. На глазах у всех американский офицер несколько пуль выпустил в голову раненого паренька Василия Шемякина». Да и сам генерал Грэвс, командующий американским экспедиционным корпусом, впоследствии признавал: «Из тех районов, где находились американские войска, мы получали сообщения об убийствах и истязаниях мужчин, женщин, детей…» Не менее откровенен в своих воспоминаниях и полковник армии США Морроу, сетуя, что его бедняги-солдаты… «не могли уснуть, не убив кого-нибудь в этот день. (…) Когда наши солдаты брали русских в плен, они отвозили их на станцию Андрияновка, где вагоны разгружались, пленных подводили к огромным ямам, у которых их и расстреливали из пулеметов». «Самым памятным» для полковника Морроу был день, «когда было расстреляно 1600 человек, доставленных в 53 вагонах». Конечно, американцы были не одиноки в этих зверствах. Японские интервенты ничуть не уступали им. Так, к примеру, в январе 1919 г. солдаты Страны восходящего солнца дотла сожгли деревню Сохатино, а в феврале – деревню Ивановка. Вот как свидетельствовал об этом репортер Ямаути из японской газеты «Урадзио ниппо»: «Деревню Ивановка окружили. 60–70 дворов, из которых она состояла, были полностью сожжены, а ее жители, включая женщин и детей (всего 300 человек) – схвачены. Некоторые пытались укрыться в своих домах. И тогда эти дома поджигались вместе с находившимися в них людьми». Только за первые дни апреля 1920 г., когда японцами была внезапно нарушена договоренность о перемирии, они уничтожили во Владивостоке, Спасске, Никольск-Уссурийске и окрестных селениях около 7 тыс. человек. В архивах владивостокских музеев хранятся и фотографические свидетельства зверств интервентов, позирующих рядом с отрезанными головами и замученными телами россиян. Правда, обо всем этом нынче не очень хотят вспоминать наши политические деятели (а многие из них, увы, этого и не знают). «Американские дикари развлекаются»Свидетельства о зверствах интервентов приводились практически во всех местных газетах той поры. Так, «Дальневосточное обозрение» приводило следующий факт: «Во Владивостоке на Светланской улице американский патруль, посмеиваясь, взирал на избиение японскими солдатами матроса Куприянова. Когда возмущенные прохожие бросились на выручку, американский патруль взял его «под защиту». Вскоре стало известно, что американские «благодетели» застрелили Куприянова якобы за сопротивление патрулю». Другой американский патруль напал на Ивана Богдашевского, «отобрал у него деньги, раздел донага, избил и бросил в яму. Через два дня тот умер». 1 мая 1919 г. два пьяных американских солдата напали на С. Комаровского с целью грабежа, но тот успел убежать от грабителей. На Седанке группой американских солдат была зверски изнасилована 23-летняя гражданка К. Факты насилия над женщинами и девушками жеребцами в форме армии США неоднократно регистрировались и в других частях Владивостока и Приморья. Очевидно, девицы легкого поведения, которых тогда, как и нынче, было немало, американских вояк уже пресытили. Кстати, одну из «жриц любви», «наградившую» нескольких американских «ковбоев» нехорошей болезнью, как-то обнаружили убитой на улице Прудовой (где нынче стоит кинотеатр «Комсомолец») «с пятью револьверными пулями в теле». Другое свидетельство, взятое из прессы: «В начале июля, проезжая по Светланской улице на извозчике, четверо пьяных американских солдат, куражась, оскорбляли прохожих. Проходящие мимо гласный (т.е. депутат. – Е.П.) городской думы Войцеховский, Санарский и другие лица, возмущенные их поведением, остановили извозчика. Пьяные солдаты подошли к Войцеховскому и по-русски закричали на него: «Чего свистишь, русская свинья? Разве не знаешь, что сегодня американский праздник?». Один из солдат наставил на Войцеховского револьвер, а другой стал наносить револьвером ему удары в лицо». Или вот другой пример из «Вечерней газеты» за 18 ноября 1921 г. Пятеро американских матросов, обслуживающих радиостанцию на Русском острове, которую интервенты захватили еще в 1918 г., прибыли на танцевальный вечер в зал Радкевича, что на Подножье. Изрядно приняв «на грудь», они стали «вести себя вызывающе». А когда начался спектакль, «сели во втором ряду, а ноги положили на спинки стульев первого ряда» (где сидели русские зрители). При этом матросы говорили, что «плюют на все русское, в том числе и на русские законы», а затем начали дебоширить. Надо сказать, что, судя по сохранившимся свидетельствам, американские вояки по части пьянства, грабежей и «непристойностей в отношении к женщинам, которым делаются гнусные предложения прямо на улицах», а также по наглому, хамскому поведению ко всем и вся, уже тогда равных себе не имели. Они могли устроить, куражась в пьяном угаре, беспричинную стрельбу на людных улицах по принципу: кто не спрятался – я не виноват! Ничуть не смущаясь, что под их пулями гибнут ни в чем не повинные люди. Зверски избить первого встречного и полюбопытствовать содержимым его кошелька и карманов. Газета «Голос Родины» за 12 января 1922 г. дала вполне конкретное название: «Американские дикари развлекаются». …В апреле 1920 г. американские, английские, французские и прочие иноземные войска убрались восвояси из Владивостока. В связи с изменившейся военно-политической ситуацией на Дальнем Востоке правительства США, Великобритании, Франции и др. государств вынуждены были отказаться от открытой поддержки разномастных местных властей на Дальнем Востоке, противостоящих большевикам. В августе покинули Приморье и китайские подразделения. Дольше всех оставались у нас японцы (до октября 1922 г.). Под их «крышей» продолжал действовать и специальный батальон американских вояк. Янки вместе с японцами «обслуживали» созданный в те годы на Русском острове концлагерь и радиостанцию, расположенную там же. Замученных в лагере топили рядом с островом порознь и целыми баржами, связывая руки колючей проволокой. Есть свидетельства, что уже после ухода интервенции один из водолазов, работая на затопленных объектах у Русского острова, наткнулся на одну из таких барж, внутри которой «стояли, как живые, связанные люди». Шокированный увиденным, водолаз сошел с ума… Егор Путник, №20, 2009 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|