Репутационные риски

«Экономические стратегии», №02-2008, стр. 05 

Есть в национальном богатстве России особый вид стратегических активов – пословицы, притчи, поговорки, прибаутки… В них – фантастический сгусток многотысячелетнего опыта поколений наших предшественников и отчасти современников. Сотни тысяч, если не миллионы единиц хранения в памяти нации! В активном словаре большинства из нас, однако, в лучшем случае десятки, а многим хватает трех-четырех речевых оборотов, чтобы уверенно ориентироваться в жизненных ситуациях. В конце концов, даже А.С. Пушкин имел активный словарь чуть более 21 тыс. слов. Очевидно также, что есть хиты в этом языковом боезапасе, авторство которых переходит к народу. Они довольно ясно указывают на глубоко укорененные традиции нации. Одна из жемчужин нашего золотого фонда, которую инкрустировали в свои шедевры многие поэты – «жизнь прожить – не поле перейти».

В этой формуле – квинтэссенция рисков жизни. Получая к моменту «ранней взрослости», охватывающему возраст 20-40 лет, свободу выбора, никто не снабжен компетенциями безупречного образа жизни, лишь наставлениями родителей, каким-то образованием, оглядкой на личные авторитеты да императивом «береги честь смолоду». Как наука – кладбище гипотез, как организм – кладбище здоровья, так и образ жизни – бездонное хранилище рисков репутаций. И когда в бизнес-среде начинают заговаривать о культуре, то это высвечивает главную проблему – наличие и развитость репутационного капитала, ключевого компонента нематериальных активов.

Феномен репутации многоаспектен и является сложнейшей динамической системой, лишь частично поддающейся управлению. Начать хотя бы с вопроса: кто является источником эталона для оценки? Было время, когда окончательные вердикты выносили суды, парткомы, госведомства, исходившие из своих предпочтений. Всегда была, разумеется, и народная молва (общественное мнение – «пружина чести, наш кумир»), корректировавшая избыточно высокие или несправедливо заниженные суждения о том, кто есть кто. Тема – неизбывная, народный подход к разрешению коллизии выражен четко – «пусть лучше люди спрашивают, почему мне памятник не поставили, чем – зачем его поставили», «цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех…» и т.д.

Второй уровень репутации – критерии оценки, качество самого эталона. Сегодня на это место очевидно претендуют международные стандарты всех категорий – экологии, образования, безопасности, социальной ответственности, качества управления и др. С учетом вот-вот ожидающегося присоединения России к ВТО глобальные стандарты, несомненно, укрепляют рыночные институты, защищают права потребителей и поставщиков продукции и ресурсов, стимулируют рост конкурентоспособности. Возможность индивидуализации практики внедрения и применения стандартов, а также создания моделей совершенства, превосходящих общие требования, – хорошая основа для наращивания репутационного капитала в соответствии с особенностями каждого рыночного субъекта. Без этого менеджеры компаний будут рукоплескать Алле Пугачевой, улавливая свою сопричастность к судьбе ее героини, осознававшей, какая она «такая-растакая, но – мадам Брошкина»…

Оценка в узком специализированном смысле определяется законом, подзаконными актами, формирующимися принципами саморегулирования. Однако в фокусе оценочной деятельности сегодня сходятся фундаментальнейшие проблемы российской экономики: необходимость сдвига в инновационный сценарий роста, слабая капитализация, недоразвитость социального капитала, низкое качество рыночных регуляторов, дефицит самоорганизации и договороспособности и т.п. Огрубляя, можно сказать, что оценочная деятельность реально призвана поддержать амбиции страны в рывке к новому облику страны – 2020. Она обладает серьезными возможностями по увеличению капитализации компаний и роста ВВП за счет надлежащей оценки и стимулирования внедрения новейших систем менеджмента качества, которым принадлежит львиная доля в структуре нематериальных активов современного бизнеса.

Ужесточение конкуренции, неизбежное после присоединения к ВТО, стремительно выметет из бизнеса тысячи фирм, чей менеджмент вовремя и добровольно не озаботится обеспечением соответствия международным критериям качества и своей репутацией в глазах потребителей, поставщиков, профильных регуляторов рынка, всех групп интересов. Но, как говорится, «волки – санитары леса».










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх