|
||||
|
Четвертая власть «Экономические стратегии», №08-2007, стр. 05Известно, что из ста слов слушатель, если он не Вольф Мессинг или Соломон Шерешевский, не только не запоминает всех, но и не все понимает. Если из ораторского шедевра кто-то из аудитории впо-следствии с надлежащей достоверностью воспроизведет хотя бы несколько тезисов – это можно считать несомненным успехом. Чуть сложнее обстоит дело с динамикой смыслов. Они, с одной стороны, запоминаются лучше, нежели дословные формулировки, с другой – мозг в процессе переработки смыслов синтезирует новые «вводные» с ранее сформированными стереотипами восприятия и интерпретации. Аспекты именно этой банальной, но фундаментальной взаимосвязи отмечали и Федор Тютчев («мысль изреченная есть ложь»), и Валентин Павлов, более известный в черномырдинском римейке («хотели как лучше, получилось как всегда»). «Повторение – мать учения» – технологическая основа практически всех систем воспитания, обучения и манипулирования массовым сознанием, в том числе электоральным и потребительским поведением. Профессионалы электронных СМИ хорошо знают, как приобрести контакт с целевой аудиторией и довести до нее необходимое послание, вызвав желаемую для заказчика рекламной кампании установку. Формула очевидна, хотя и не столь проста в исполнении: точный выбор целевой группы, частота контакта, креативность послания – на входе; узнаваемость, лояльность и рост продаж, доли рынка или симпатий избирателей – на выходе. Глобальный размах манипуляций предпочтениями людей – несомненен. Ажиотаж вокруг стиля и ценностей жизни голливудских звезд, доходящая у многих до рабской жажда подражания кумирам во всем, выброс на конвейер самого производства звезд – все это проявления кажущейся всемогущей «четвертой власти». Во всяком взаимодействии, однако, две стороны как минимум. У той, что слушает, воспринимает контенты «четвертой власти», в запасе свои хитрости, свой «задний ум». Этим-то умом, восходящим к интуициям и генетической памяти, к мощнейшему опыту предков, лишь отчасти выраженному в словесных клише, сторона, облучаемая телевизором и валом печатных СМИ, понимает и чувствует гораздо тоньше, чем кажется иным эстетствующим экспертам. Оттого и взрывается аплодисментами зал, когда слышит Александра Градского: Вред от тех, что на аркане не утащишь Не оттого, разумеется, пьют горькую или берутся за топор, что на этом настаивает «голубое око» или «желтый лист». И не в том беда, что перевелись настоящие «инженеры человеческих душ» – не безгрешны были труды их. Тема одна неизбывна и подлинно чудовищна – «слишком короток век», а смыслы, которыми наполнена жизнь многих граждан, либо суетливы, либо приниженны, либо чересчур идеологичны. …Но Россия знает лучше, |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|