|
||||
|
Глава 6 А СЧАСТЬЕ ТАК… И ТАК… И ТАК ВОЗМОЖНО, или ЗАЧЕМ БЫТЬ КАК ВСЕ?
Мы берем за руку маленького человечка, приводим его в мир и начинаем… жаловаться. Мы – недовольны. Оказывается, наш ребенок – не самый умный, не самый спортивный, не самый музыкальный, короче, не самый-самый… – Если ты не первый, то какой ты? – внушаем мы ему. И забываем при этом, что однажды все мы уже были очень успешны, когда обогнали миллиарды других сперматозоидов и достигли одну-единственную яйцеклетку. Мы прошли невероятный кастинг, сумасшедший отбор, мы оказались впереди всех! Это многого стоит. И когда вдруг опускаются руки и вы думаете: «К черту!», вспоминайте всех этих сперматозоидов-неудачников, которые погибли ради того, чтобы вы сегодня жили. Воспитан счастливым Каждый любящий родитель задается этим вопросом. Но ни в семье, ни в школе, ни в институте нас не учат тому, как правильно воспитать СЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА. Часто в нашем стремлении дать ребенку «все, что ему нужно» мы проходим мимо самого главного – того, в чем он нуждается не просто для того, чтобы выжить, но для того, чтобы вырасти счастливым. Да и что такое счастье вообще? Счастье – это возможность быть собой. Не реализацией папиных амбиций и маминых неосуществленных планов, а собой… Абсолютно другим человеком, совершенно автономным… Я хочу, чтобы вы любили ребенка, а не себя в ребенке (что, к сожалению, делает подавляющее большинство родителей). Знаете, о чем мечтает ваш подросток? О том же, о чем мечтали и вы, когда еще умели летать по ночам. Ваш ребенок ждет удивительной судьбы, неповторимой жизни. Он хочет все почувствовать, все попробовать, и как можно скорее. Ему нравится просто идти по улицам, отражаться в витринах. Он очень сильно надеется, что его обязательно полюбят, что его ждут. А еще он до утра сладко думает, и с трепетом чувствует, что вот-вот, уже этим утром, уже скоро, уже скоро… Про магию НЛП и знаки Вселенной Если хочется быть первым, смотрите на бегущего впереди, а не оборачивайтесь на отстающих. В НЛП есть два базовых положения, следование которым приблизит и вас, и вашего ребенка к счастью: 1. Вселенная – изобильная и дружественная система. 2. У каждого человека есть все необходимые ему ресурсы. Если человек рожден для счастья, как птица для полета, это значит, что он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО может быть СЧАСТЛИВЫМ. Не притворяться таковым, не говорить о счастье, чтобы быть как все, чтобы не разочаровывать близких, а именно БЫТЬ. Для этого нужно, во-первых, просто идти в мир с открытым сердцем и знать, что мир приемлет вас, улыбается вам, рад вам, любит вас. Улыбайтесь! Ведь кто-то может влюбиться уже в одну вашу улыбку. Есть простая НЛПерская техника по утилизации грусти: нужно посмотреть на себя, удрученного, в зеркало, погримасничать и заставить себя смеяться. Десять минут. Не меньше. Вначале смех получается каким-то вымученным, натужным, но с каждой минутой смеяться становится все легче, мир приобретает новые краски, и настроение улучшается. Во-вторых, для того, чтобы быть счастливым, нужно мечтать! Научите своего ребенка мечтать, фантазировать, воображать, представлять, писать письма Деду Морозу, доверяться вам и доверять своему дневнику свои желания. Человек без мечты – как птица без крыльев: гадить – может, а летать – нет. Все, что мы собой представляем, – это то, о чем мы думали раньше. Благоразумнее всего мечтать о несбыточном. И пусть цели вашего подростка будут глобальными: по ним тяжелее промазать. Если выбирать самое лучшее, то, скорее всего, вы получите именно это. Ведь имеющий желание – ищет возможность, не имеющий желание – ищет причину. Объясните ребенку, что, мечтая, он направляет запрос во Вселенную. И та мгновенно начинает искать пути для реализации этой мечты. Если мечтать, Вселенная поможет. Она подберет необходимые ресурсы. Не обязательно в подробностях, детально, пошагово расписывать свой путь достижения цели. Главное – принять Решение и сосредоточиться на Итогах. Самое важное решение, которое может принять человек, – Быть Счастливым. Вселенная постоянно дает нам знаки, которые ведут нас к счастью. Если человек хочет найти счастье, он везде будет его находить… Он придаст ему особые символы, образы, поверит, что счастье – это число «пи» или цифра 9. Так оно и будет. То, во что мы верим, становится нашей реальностью. К цели – по законам НЛП Хотите, я расскажу вам один секрет? Секрет в том, что камень, брошенный с крыши, падает на землю, в том, что люди ходят по земле даже с другой стороны планеты, где, казалось бы, они должны просто падать. Он в том, что Луна – спутник Земли, а Земля – спутник Солнца. Он в законе притяжения. Все притягивается. Абсолютно все… Все, о чем мы мыслим, думаем, чего желаем и чего так сильно боимся. Наши мысли материальны. Наши мысли – это предметы, о которых мы думаем, события, которые мы планируем, вероятности, которых мы опасаемся. Наши мысли формируют нашу жизнь. Я сейчас говорю не просто про угол зрения, который при правильной настройке делает наше настоящее ярче и позитивнее, я сейчас говорю про будущее, которое через мгновение уже станет настоящим. Я говорю про те изменения, которые мы можем привнести в нашу жизнь, думая позитивно. Сядьте за стол и напишите в настоящем времени, например, так: «Я благодарю Вселенную за жизнь, которая у меня есть, за счастье, любовь, изобилие, доверие и понимание, за гармонию, за интересную и высокооплачиваемую работу, талантливую, красивую, сексуальную женщину, которая среди всех мужчин мира выбрала меня, за огромный светлый дом, в котором мы живем с ней и растим наших детей…» Напишите обо всем, что придет вам в голову, отпустите в полет свою фантазию, позвольте ей воспарить над реально существующим бытом, позвольте себе отказаться от страхов и скепсиса. Вы ведь уже знаете, что благоразумнее всего – мечтать о несбыточном. И пусть из ваших планов исчезнут все частицы «не», которые не воспринимает наша психика. Мы очень часто думаем не о том, чего хотим, а о том, чего не хотим, боимся, опасаемся, о том, что нас пугает. И все эти «не» скользкими когтистыми лапами сжимают наше горло, становясь реальностью. Все происходит согласно законам притяжения. Каждый человек – магнит, и как магнит он притягивает к себе все, чего действительно хочет. А теперь поделитесь этой техникой эффективного целеполагания с вашим подростком. Дайте ему коротенькую инструкцию по счастью. Как это сделать? Что сказать? Все просто. Скажите своему ребенку примерно следующее:
Коносукэ Мацушита в «Заповедях для преодоления трудностей» говорит: «Если упорно продолжать то, что надо, основываясь на своем твердом убеждении и миссии, то из этого возникают новые ресурсы ума и таланта, приводящие к рождению творческого замысла и новой идеи. Поэтому доселе невиданно трудная ситуация может превратиться в шанс возведения основания для невиданного пространства». Установки счастья Они просты и очевидны, как солнечный свет. Но мы почему-то предпочитаем думать о грустном, рассуждать о темной стороне личности, копить на черный день… Пора менять установки! ИТАК… • Как только мы становимся открытыми и сознательными, чудесные решения наших проблем приходят в голову буквально «из ниоткуда». • Организовать жизнь проще, чем навести порядок в дамской сумочке. • Для развития благоприятных отношений с другими людьми прежде всего необходимо полностью разобраться в отношениях с самим собой. • Деньги – это средство достижения конечной цели, а сама конечная цель далеко не всегда связана с их избытком. • Для того чтобы постигнуть все грани жизненного спектра, необходимо время от времени менять свой жизненный стиль. • Красота – не в формах, волосах или одежде, а в открытости сердца и способности весело смеяться. • Люди готовы любить нас больше, чем мы позволяем им это. • Выполнение данных кому-либо обещаний является святым долгом. • Любовь и свобода во взаимоотношениях возникают тогда, когда мы позволяем тем, кого любим, уйти, а не пытаемся их задержать. • По мере своего распространения слухи ослабляют любое начатое дело. • Путь домой – это далеко не всегда чисто физический путь. • Если слишком много думать о проблеме, она начинает казаться серьезнее. • Чем больше мы постигаем реальность смерти, тем более насыщенной становится наша жизнь. • Гораздо проще принять чувства, чем попытаться рационализировать их. • Далеко не всегда то, к чему мы безудержно стремимся, является тем, что нам нужно. • Урок только тогда является настоящим уроком, когда он подталкивает нас идти в верном направлении. • Мощнейшей силой является сила выбора. • Разочарованность прямо пропорциональна нашим ожиданиям относительно контролируемых нами обстоятельств. • Нашим лучшим учителем является наша «вторая половинка». • Отсутствие действия уже является действием. • Большую часть времени мы слишком легко разбрасываемся словами. • Вопрос уже сам по себе нередко содержит ответ. • Если вы не делаете всего, что можете, прямо сейчас, то вам все равно придется делать это позже. • На пути к реализации мечты важно сделать остановку и еще раз проверить карту маршрута для того, чтобы убедиться, что вы – на верном пути. • Мы не в силах изменить нашу действительность до тех пор, пока не станем задавать более подходящие вопросы. • Учение – это стиль жизни. • Наличие висящих на стене дипломов об образовании еще не делает человека образованным. • Человек в наибольшей степени готов к личному росту тогда, когда находится в наиболее уязвимом для себя положении. • Самый ценный подарок другим – это желание делить себя с другими. • Никто не будет любить вас по-настоящему, пока вы сами не полюбите себя в достаточной мере. • Лучше принять решение и убедиться в том, что оно не было верным, чем избегать принятия любых решений. • Все проблемы высосаны из пальца. • Если задуматься, жизнь – отличная штука! А ЕСЛИ НЕ ЗАДУМЫВАТЬСЯ – ЕЩЕ ЛУЧШЕ! Теперь немного об отношении к конечности нашего существования… Вначале жизнь кажется нам бесконечной, и мы расточительно относимся к ней. Потом вдруг приходит неблагодарное осознание того, что жизнь коротка и бессмысленна… И лишь немногие достигают просветленной мысли о том, что жизнь дана нам взаймы ровно на тот срок, на который мы способны ее взять. Мы сами выбираем себе родителей и любимых, врагов и друзей, попутчиков и начальников… Мы САМИ ответственны за собственную жизнь, как бы страшно это ни звучало. Возможность быть собой Эта история из «Нового ребенка» Ошо кажется мне очень показательной.
Дети необыкновенно сообразительны, им лишь нужен шанс. Им нужна возможность расти, правильный климат. Каждый ребенок рожден со способностью быть счастливым, но мы, сами того не желая и не ведая, разрушаем ее. Главная задача родителей – сохранить уникальность ребенка. Не мешайте ему выбирать. Ребенку нужна уединенность, потому что все прекрасное растет в уединении. Корни растут под землей. Если вырвать их из почвы, они начнут умирать. Им нужна уединенность, абсолютная уединенность. Это один из наиболее фундаментальных законов жизни. Ребенок растет во чреве матери в темноте, в уединенности. Если вы вынесете плод на свет, он погибнет. Ему нужно девять месяцев абсолютной уединенности. Все, что нуждается в росте, нуждается в уединенности. Взрослому человеку она нужна меньше, потому что он уже взрослый, но ребенку она просто необходима. А его совсем не оставляют одного. Родители очень волнуются, если видят, что ребенок скучает или остался один. Они немедленно начинают беспокоиться. Они боятся, потому что ребенок, оставшись один, развивает свою индивидуальность. Но ведь он всегда должен находиться в зоне видимости, чтобы родители могли наблюдать за ним! Однако постоянное наблюдение не позволяет его индивидуальности расти, оно загоняет его в рамки штампов, границ «принято – не принято», «приемлемо – неприемлемо»… Родительские условности – это величайшее рабство в мире. Их нужно вырвать с корнями, лишь тогда человек сможет стать действительно свободным, по-настоящему свободным, подлинно свободным. Ребенок – это семя. И если семя само по себе отравлено и испорчено людьми с благими намерениями, с благими пожеланиями, тогда для свободной индивидуальности нет надежды, тогда об этом даже мечтать не приходится. Мы думаем, что обладаем индивидуальностью. Но это не индивидуальность, это только «персона» – нечто такое, что культивировалось в нас, в нашей природе родителями, обществом, учителями… Учителя – от детского сада до университета – находятся на службе у интересов закона, на службе у государства. Их цель заключается в том, чтобы разрушить индивидуальность ребенка, «приспособить» его к установившемуся, устоявшемуся общественному порядку. Поэтому ребенку нужен МАКСИМУМ уединенности, так чтобы он мог развивать свою индивидуальность без чьего-либо вмешательства. Но родители нарушают пространство ребенка, постоянно спрашивают: «Что ты делаешь? О чем ты думаешь?» Даже «думаешь»! Они стремятся управлять даже мыслями. Есть нечто очень существенное в лазании по деревьям. Если ребенок никогда не делал этого, он останется в чем-то обделенным, он упустит некое богатство – на всю жизнь. Лазить по деревьям – прекрасно, и нет другого способа пережить это! А иногда упасть с дерева – тоже не так уж плохо. Лучше, чем быть обделенным навсегда… Танцевать на улице, когда идет дождь, – это такая радость! Упустить это – значит, упустить нечто очень ценное. Я помню это сумасшедшее ощущение счастья, когда мы, будучи детьми, танцевали под дождем 26 апреля 1986 года, когда произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. Мы еще ничего не знали, мы танцевали, подставляли лица дождю и говорили друг другу, что от дождевой воды лучше растут волосы… А потом 1 мая мы шли на демонстрацию, и папа посадил меня на плечи… Я помню все эти ощущения. И я переживаю их и сейчас. Потому что я не просто умею чувствовать то, что чувствует ребенок. Я осталась все той же девочкой. Правда, теперь она – моя маленькая девочка – живет в теле взрослой женщины. Ошо говорил: «Детям нужно помогать так, чтобы они могли задавать вопросы, но родители должны отвечать на вопросы, если только они в самом деле ЗНАЮТ ОТВЕТЫ». Будьте сами светом для себя Когда-нибудь (и это всегда случается скоро, неожиданно и не ко времени) вы, родители, должны будете навсегда покинуть своих детей. Поверьте, что в этот миг среди всех прочих треволнений в вашей голове мельком пронесется мысль о том, что вы оставляете своих детей и хотели бы быть за них спокойны. И этот покой вы сможете обрести, лишь зная, что научили своего ребенка жить самостоятельно, следовать своему пути, исполняя свое предназначение на земле. Не откладывайте передачу этой модели ни на год, ни на день, ни на миг. Ведь вы никогда не знаете, что наступит раньше – новый день или новая жизнь. С самого первого дня учите своих детей самостоятельности. И пусть следующая притча поможет вам в этом.
О родительской «любви» Единственное бессмертие, известное человеку, идет через ребенка – это реально. Вот почему «любящие» родители требуют от ребенка жить в соответствии с их (родительскими) желаниями. Они не берут в расчет, что ребенок имеет свою собственную душу, свою собственную индивидуальность, что у него свой собственный внутренний путь к расцвету. Так начинается разрушение новой личности. При этом родители «точно знают», что они любят ребенка и хотят ему только хорошего. На самом деле они любят только свои амбиции. И сейчас я хочу вспомнить Ошо…
Как вернуть ребенка в детство? Каждое новое поколение отличается от предыдущего. Современные дети в меньшей степени являются детьми – непосредственными, беззаботными и эмоциональными, – чем их родители в том же возрасте. Заботясь о том, чтобы дети становились умнее, опытнее, взрослее, самостоятельнее, родители часто забывают, что они все-таки дети. Что делать? 1. НАУЧИТЕ РЕБЕНКА ОТДЫХАТЬ И ДОБАВЬТЕ В ЕГО ЖИЗНЬ… НЕМНОГО БЕССМЫСЛЕННОСТИ Просто валяться, купаться, бегать, прыгать, танцевать, собирать листья, сидеть у костра, лежать на песке, просто идти, в конце концов, – в общем, просто остановиться в постоянном стремлении к чему-то. Такое времяпрепровождение крайне важно: как никакое другое, оно помогает отвлечься, осознать себя самого и тех, кто находится рядом. 2. ОТРЕГУЛИРУЙТЕ НАГРУЗКИ И СЛЕДИТЕ ЗА ВРЕМЕНЕМ Хорошо, когда ребенок развивается всесторонне, но иногда именно многочисленные занятия являются причиной нарушений. Подросток занят, у родителей – свободное время. Отлично! Но это хорошо только в том случае, если глаза вашего ребенка светятся счастьем, а не опухли от сидения за компьютером или учения уроков. 3. МЕЧТАЙТЕ ВМЕСТЕ Фантазируйте вместе с детьми, не спешите открывать глаза на то, какая она – жизнь. Не говорите, что времена все время одинаковые – хреновые! Человек должен уметь мечтать и думать, что все будет хорошо. И тогда именно так и будет. Хватит ждать! Странно, но факт: мы не проживаем эту жизнь в данный момент, радуясь ей. Мы уверяем себя, что наша жизнь станет лучше, когда мы закончим школу, вуз, поженимся, когда родится первый ребенок, второй… После нас расстраивает, что дети слишком малы для одного, для прочего, и мы думаем о том, как все изменится, когда они подрастут. Вот они становятся подростками, и нас раздражает их небрежное отношение к нам. Мы уверяем себя, что все придет в норму, когда они повзрослеют. Мы откладываем счастье на завтра, которого нет, потому что ЕСТЬ ТОЛЬКО ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. А ведь достаточно принять жизнь как данность и просто решить для себя быть счастливым, несмотря ни на что. Альфред Соуза как-то сказал: «Долгое время я думал, что рано пришел в данный мир, настоящий мир! Всегда были преграды, которые надо было преодолевать, всегда было что-то нерешенное, какая-нибудь мелочь, для которой не хватало времени…Но, в конце в концов, я осознал, что эти преграды и есть жизнь». Вот и все. Время не ждет! Расскажите своим детям, что жизнь – это не репетиция спектакля, это всегда премьера, каждый божий день! Не надо ждать окончания школы, чтобы стать счастливым. Не надо худеть или набирать вес, чтобы начать радоваться. Скажите им: – Хватит ждать, когда начнете работать, когда женитесь, разведетесь… Не ждите вечера пятницы, утра субботы, покупки компьютера. Не ждите весны, лета, осени, зимы. Мгновения счастья – здесь и сейчас. Они драгоценны. Счастье – это не конечная точка маршрута, это сам маршрут, сама дорога, само путешествие. Работайте – не только ради денег, любите – не в ожидании расставаний, танцуйте – не обращая внимания на взгляды.
Nota bene
|
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|