|
||||
|
Дети призывают меня отходить от авторитаризма Моим ученикам-восьмиклассникам нравились мои уроки истории. Я старался создавать в их воображении голограммные картины исторических событий, делать их соучастниками этих событий, действовать с ними по принципу свободной воли, но думая о будущем, и понять, как могло бы оно измениться. Это вызывало более глубокое обсуждение исторических фактов и действующих в них закономерностей. Что касается отметок, я доверил им самим оценивать себя и ставить те отметки, которые, по их мнению, они заслуживали. Отметки ставили они сами и в журнале, и в дневниках. Общение моё с ними было непосредственное, дружеское. Они доверяли мне, а я — им. Я старался на каждом уроке выдерживать классические нормы проявления своей любви к ним. Но однажды я решил испытать советскую дидактику. Пришёл на урок, окинул своих учеников строгим взглядом и сказал: «Здравствуйте, садитесь». И тут же: «Что было вам задано?» Потом произнёс испытующе: «К доске пойдёт…» Выдержал паузу и назвал одного из них равнодушным голосом. А вызвал самого продвинутого историка. — Начинай… — сказал я мальчику. — Что начинать? — спросил мальчик. — Изложи параграф, который был задан… Он пересказал содержание параграфа и хотел дать свои комментарии к событиям. Но я при каждой такой попытке прерывал его и призывал придерживаться учебника. Дальше начал задавать хитрые вопросы по всем правилам методических предписаний. Он не смог дать те штампы ответов, которые требовались. Я поставил ему три в журнале и дневнике. Класс был в недоумении: от меня такого не ожидали. Далее я объяснил (пересказал) следующий параграф, закрепил его вопросами, задал домашнее задание, и в это время зазвенел звонок. Любой методист сказал бы мне: «Молодец, учитель, хороший урок». Но так не сказали дети. В коридоре меня догнали девочки, отвели в сторонку и спросили с сочувствием: — Вам сегодня плохо? — С чего вы взяли? — удивился я. — Урок же был не тот… — Вам не понравился урок? — Как может такой урок понравиться? Он никому не понравился… — А другие учителя разве не так проводят уроки? — Да, но вы же не так… — И что же, по-вашему, я должен делать? — Будьте таким, каким были, а то мы разлюбим вас… Они действительно здорово меня напугали: разлюбят меня! Значит, любят, но могут разлюбить! Так дети оценили советскую, а точнее, авторитарную педагогику и призвали меня отойти от неё, не приближаться к ней. «Любите нас по-прежнему, по-голограммному», — говорили глаза девочек. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|