Глава 14

«ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ»,

или ДЕТСКАЯ ИГРА «Я СТРОЮ МИР»

Игру я придумал лет семь назад. С тех пор она стала «программным обеспечением» повседневной жизни китежан. Наши учителя и родители настолько сжились с ней, что стали истинными Мастерами игры. Поэтому для рассказа об игре я уступаю место одному из Мастеров, Марии Кривенковой.

Для ребенка естественным состоянием является игра, притом в самом широком смысле. Он начинает познавать мир, играя с погремушками, улыбаясь и щипая родителей. Предложение поиграть для ребенка – это приглашение к общению, взаимодействию. Через игру дети рассказывают нам о себе, а мы вкладываем основы позитивного общения с миром. Но далеко не все дети умеют играть, хотя у всех есть потребность в этом.

В Китеже на протяжении уже семи лет дети и взрослые включены в большую игру под названием «Я строю свой мир».

Ее смысл и центральная идея в создании ситуации, в которой дети-сироты захотят развиваться, так как будут получать от этого процесса удовольствие.

Прошлое наших детей убедило их в том, что любая инициатива заканчивается болью, наказанием. Вывод: любое изменение таит опасность, и это почти на уровне инстинкта. Страх блокирует энергию познания, и вот перед нами к восьми (!) годам уже сформировавшаяся личность, негибкая, запуганная, неразвивающаяся. Но в игре испытания и вызовы реального мира происходят как бы понарошку. А это уже не так страшно, это даже интересно!

В игре можно пробовать новые роли, ничем всерьез не рискуя. В игре чувствуешь себя безопасно. И проигрыш в игре – только проигрыш, а не трагедия. Зато победа в игре неизбежно приносит радость.

Так постепенно мы пришли к осознанию: можно назвать реальность роста в нашем мире игрой. А преодоление кризисов и вызовов, связанных с этим ростом, – уровнями игры, или ступенями.

Переход на новый уровень вызывает прямую ассоциацию с компьютерными играми. Ну, а их никто не боится.

Ребенок стремится на следующий уровень, шаг за шагом делая маленькие усилия (в учебе, общении, семье), и получает одобрение и очки в игре, проходит ступени в созданной нами реальности Китежа, в которой не развиваться, не читать книги, не учиться против правил.

Ребята играют, и сами же, как положено в игре, ревниво следят за соблюдением правил, тем самым генерируя наш мир, поддерживая программу собственного развития.

А правила такие.

Всех детей Китежа условно разделили на три группы: пупсы, ученики и наставники. Каждая группа проходит свои личные возрастные испытания и по результатам переходит в следующую группу. Деление здесь не столько по возрастному признаку, сколько по уровню осознанности себя и своих действий. Так постепенно, шаг за шагом, сражаясь за ступени – игровые уровни – ребенок учится. Каждый игровой уровень соответствует какому-либо социальному навыку, качеству личности. Продвигаться по игровым уровням престижно, но за это нужно побороться. С кем? С самим собой – ленью, апатией, страхом. А награда – признание коллектива старших детей и маленькие привилегии, например, от более позднего отбоя до образовательной поездки. Игра незаметно для самих ребят вытягивает их на новый уровень жизни, творческой, активной, радостной.

Пупсы – это, как правило, дети шести – одиннадцати лет, которые только учатся общаться, нести ответственность за свои действия, заниматься в школе. У них пока нет личного, интеллектуально осознанного мотива к развитию, зато есть желание играть и быть не хуже. Для того чтобы перейти на следующей уровень, пупс должен получить 3 игровых ступени:

1-я ступень – «Познание законов мира» – включает взаимопомощь, дисциплину, подчинение правилам семьи и коллектива;

2-я ступень – «Хорошая учеба» – подразумевает формирование учебных навыков;

3-я ступень – «Самостоятельность» – ребенок получает за умение выполнять обещания и следить за своим внешним видом и поведением.

Ученики – ребята в возрасте одиннадцати – пятнадцати лет (иногда девяти лет!), которые освоили базовые правила общения людей и жизни вместе и теперь готовы работать на внутреннем плане, формируя навыки успешного социального взаимодействия, познавая себя и мир в процессе чтения, творчества, личного общения. Им для перехода в следующую группу необходимо получить 6 игровых ступеней.

1-я ступень – «Честность и искренность» – базовая ступень; в процессе работы ребенок учится не обманывать, рассказывать о своих чувствах и переживаниях, объяснять причины своих поступков.

2-я ступень – «Непрекращающееся познание»; этот уровень получают за чтение книг, хорошую учебу и познавательную активность в общении.

3-я ступень – «Красота и гармония»; дети учатся следить за своим внешним видом, за чистотой комнаты, стараются не рвать растения, не портить вещи и многое другое.

4-я ступень – «Смирение и послушание»; на этом этапе дети учатся чувствовать границы своей личности и соизмерять их с границами других людей, учатся не обижаться, а принимать просьбы, замечания; учатся структурировать свою деятельность.

5-я ступень – «Преданность, благородство и благодарность»; ребенок получает этот уровень по результатам общения с родителями: насколько он готов помочь, поддержать, взять на себя ответственность в доме.

6-я ступень – «Терпение»; судя по практике, самая сложная ступень для детей: ребенок последовательно формирует навыки волевого усилия, работает над умением ставить цели, принимать людей и ситуации, что называется, без претензий.

Наставники – это, как правило, старшеклассники, которые научились получать удовольствие от трудового и интеллектуального напряжения, преодолели страх перед развитием и направлены на помощь детям и взрослым в процессе воспитания личности. Почти все они лидеры, то есть люди, способные взять на себя ответственность за другого человека. Эта группа детей максимально приближена к коллективу взрослых: они посещают Педагогические советы и имеют право совещательного голоса; именно они становятся участниками Малого Совета – органа детского самоуправления; и самое важное – транслируют позитивный образ будущего для других детей: «У меня получилось, и у тебя получится!»

Принцип наглядности

Как отличить пупса от ученика? А от наставника? В каждой большой игре-стратегии участники имеют знаки отличия: погоны, цвет элементов одежды, различные предметы. В нашей игре это значки. Обычные, белого цвета. И на них отражается игровой уровень, на котором находится ребенок. У пупсов это римские цифры, соответствующие ступени. У учеников на значке нарисована лестница с белыми ступеньками – символ восхождения, и по мере продвижения ступеньки закрашивают в определенный цвет. Чтобы никто не перепутал цвета ступеней, а также мог увидеть текущее положение дел в игре, в большом холе висит красивый плакат. На нем отображены все уровни, их цвета, названия, а также все дети и их игровой статус. Очень демократично и наглядно!

Наставники получают право на собственный герб, который затем встречает вас перед входом в дом этого ребенка. Кроме того, как в любой игровой культуре, здесь есть свои песни, шутки, истории.

Как получить ступень (алгоритм)

В развивающей среде Китежа есть еще одна форма работы с детьми – Малая группа. Она основана на демократическом принципе: ребенок анализирует себя и свои действия при поддерживающем участии взрослого, а затем ставит себе цели на следующую неделю. Формулировки могут быть самые бытовые (обычно у маленьких) «каждый день чистить зубы, надевать тапочки» и отвлеченно философские «контролировать эмоции, быть собранным, замечать хорошее в людях».

Затем каждый ребенок делает себе листок – «наглядку» – и каждый день самостоятельно оценивает выполнение целей: зеленый – не получилось, желтый – так себе, красный – получилось. В конце недели на новом собрании дети анализируют успехи и ищут, как добиться большего успеха. Взрослый выполняет функцию советника: помогает точнее выразить желаемое или оказать поддержку. Дети распределены по Малым группам в соответствии с возрастом и психологической совместимостью.

Трудности детей, цели, которые они себе ставят, соотносятся со ступенями игры. Ребенок может сказать: «Я хочу работать над ступенью “Непрекращающееся познание”, мне сейчас это интересно». Тогда мы спросим: «А какие цели ты себе хочешь поставить в рамках этой ступени?» «Читать каждый день, получать пятерки в школе». Выглядит фантастически для ребенка из детского дома, чьи родители – алкоголики. В первую неделю, скорее всего, успеха не будет, но вот через три-четыре, при поддержке родителей и наставников, на листочке с целями будет чуть больше красного цвета. И так, по чуть-чуть, дети будут добиваться личных успехов.

Можно, конечно, ничего не делать, целей не ставить. Но когда рядом с тобой получают новые ступени, привилегии за новый статус, тут же бессознательно срабатывает соревновательный эффект.

Привилегии – писанные и настоящие

Привилегии на каждом новом уровне – это вознаграждение за конкретное усилие ребенка и одновременно стимул для младших детей. Привилегия настоящая – это заработанная уверенность в себе и возможность разбираться во внутреннем мире. Но эта привилегия осознается лишь наставниками, да и то только к концу одиннадцатого класса. Привилегии писанные – это преимущества одной группы перед другой, ощутимые в повседневной жизни. Ученик, в отличие от пупса, имеет право: ложиться спать на один час позже, а стало быть, дольше гулять, смотреть мультик или танцевать на дискотеке; ученик ездит в образовательные поездки (но это не означает, что малыши не ездят!), он способен формировать запрос на поездку. И, конечно, серьезная привилегия – это принадлежность к группе почти взрослых: совместные чаепития и возможность иметь наставника.

Наставник следит за продвижением ученика по игровым уровням, узнает интересы и потребности подопечного, а самое главное – разговаривает по душам и помогает решать проблемы ученика. В начале каждого года мы проводим в Китеже Ярмарку наставников, на которой каждый ребенок выбирает себе старшего друга.

Результат

В каждой игре есть результат, в игре «Я строю свой мир» он тоже есть – выигрывает тот, для кого стремление познавать себя и окружающий мир становится потребностью, неотъемлемой частью жизни.

Многие ли выигрывают? Ответ на этот вопрос можно будет дать лишь спустя долгое время, а вот то, что дети сильно меняются, – это факт. Интенсивность игры, степень вовлеченности участников динамичны: игра то затухает и сводится к работе над целями, то активизируется и превращается в увлекательное приключение. Как в жизни.

Недавно мы проводили среди детей тест «Что я знаю об игре?». Самые частые ответы на вопросы.

1. Зачем ты заполняешь цели?

«Для того чтобы контролировать себя в течение дня» (Женя, ученик, 15 лет).

«Для того чтобы я мог анализировать свой день и следить за своими поступками» (Саша, ученик, 13 лет).

«Чтобы видеть, как я меняюсь, какие у меня недостатки» (Катя, ученик, 12 лет).

«Для того чтобы научиться планировать свою жизнь» (Рома, ученик, 15 лет).

«Я заполняю цели, чтобы видеть свои „взлеты“ и „падения“ и знать, над чем работать» (Сандра, ученик, 12 лет).

2. Чем ученик отличается от пупса?

«У ученика больше ответственности, на него можно положиться, он более развитый» (Катя, ученик, 12 лет).

«Ученик больше знает» (Руслан, пупс, 10 лет).

«Ученик больше образован» (Вадим, пупс, 9 лет).

«У ученика более сложные цели» (Ксюша, пупс, 9 лет).

3. Зачем тебе нужен наставник?

«Для меня наставник – это достойный взрослый человек, которому я могу довериться, а он мне может дать совет в трудной ситуации» (Нелли, ученик, 12 лет).

«Он мне нужен для того, чтобы помочь решить проблемы и подтолкнуть на правильный путь» (Кристина, ученик, 14 лет).

«...Для того чтобы научиться действовать в разных ситуациях» (Сандра, ученик, 12 лет).

«Наставник мне нужен для того, чтобы почувствовать себя частью всего происходящего в Китеже» (Женя, ученик, 15 лет).

А у нас продолжается Игра...

Мне часто задают вопрос, как тиражировать наш опыт? Можно ли реализовать наши методики в любой школе?

Нет, если не создан особый климат доверия и взаимодействия взрослых и детей. В противном случае дело закончится обидами и ростом агрессии.

Тот, кто получит опыт неуспешности (а за ним обычно следует осмеяние), закроется. Он не будет развиваться, тем более творить и познавать, а начнет сражаться за выживание или власть над другими.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх