|
||||
|
Глава 7 Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС 7.1. Правовая основа защиты населения России от чрезвычайных ситуаций Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (населения), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (территории) от ЧС природного и техногенного характера. Действие Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты от ЧС. Расходы на реализацию Закона покрываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений и организаций. Реализация требований Закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, органами управления, специально уполномоченными решать задачи защиты населения и территорий. Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС, непринятии мер по защите жизни, здоровья людей и в других противоправных действиях должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации – административную и гражданско-правовую ответственность по законодательству РФ. Таким образом, Законом определена стройная система отношений в области защиты населения и территорий от ЧС. 7.2. Права граждан РФ в области защиты населения от ЧС В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: 1 ) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС; 2) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество; 3) быть информированными о риске, которому они могут быть подвергнуты в определенных местах пребывания на территории страны и мерах необходимой безопасности; 4) обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС; 5) участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС; 6) на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС; 7) на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС; 8) на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС; 9) на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; 10) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего вследствие увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка. 7.3. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от ЧС Граждане Российской Федерации обязаны: 1) соблюдать законы и иные нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области защиты от ЧС; 2) изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области; 3) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС; 4) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении ЧС; 5) при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСиДНР). 7.4. Назначение, основные задачи и структура РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения – для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики. РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС. Основными задачами РСЧС являются: 1 ) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС; 2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС; 3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; 4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; 5) подготовка населения к действиям при ЧС; 6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС; 7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 9) ликвидация чрезвычайных ситуаций; 10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; 12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Структура органов РСЧС Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Рассмотрим каждый элемент структуры органов РСЧС. Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий. Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения. Координирующими органами РСЧС являются: 1) на федеральном уровне – правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти; 2) на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На территории Российской Федерации организовано шесть таких центров в регионах: СевероЗападный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный с центром в Москве, Южный с центром в Ростове, Приволжско-Уральский с центром в Екатеринбурге, Сибирский с центром в Новосибирске, Дальневосточный с центром в Хабаровске; 3) на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного управления; 5) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. Для нас наибольший интерес представляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям. Основными задачами объектовых КЧС являются: 1) руководство разработкой и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования объектов при возникновении ЧС; 2) организация работ по созданию и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения на потенциально опасных объектах; 3) обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство их ликвидацией и эвакуацией работающего персонала объектов; 4) руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 5) организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также работающего персонала объектов к действиям в ЧС. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: 1) на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России); 2) на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; 3) на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС), создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и при органах местного самоуправления; 4) на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Органами повседневного управления РСЧС являются: 1) стационарные пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), подвижные пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней; 2) дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций. Пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях) оснащаются современными средствами передвижения (автотранспортом, вертолетами, самолетами), техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к использованию. В состав РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее 3 суток и находящиеся в состоянии полной готовности (силы постоянной готовности). Специально подготовленные силы и средства ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ. Решением руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС. Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органов МЧС России. Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ. Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации по трем режимам: 1) режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий; 2) режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС; 3) режим чрезвычайных ситуаций – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются: 1) в режиме повседневной деятельности: а) осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; б) планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях; в) совершенствование подготовки органов управления ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях; г) создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; д) осуществление целевых видов страхования; 2) в режиме повышенной готовности: а) принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации; б) усиление дежурно-диспетчерской службы; в) усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; г) принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов; д) приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС; 3) в режиме чрезвычайных ситуаций: а) выдвижение оперативных групп в район ЧС; б) определение границ зоны чрезвычайных ситуаций; в) организация защиты населения; г) организация ликвидации чрезвычайных ситуаций; д) организация работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения; е) осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайных ситуаций, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающих к ним территориях. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций на всех уровнях, как отмечалось ранее, создаются резервные фонды финансовых и материальных ресурсов. Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей КЧС. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Организационно-методическое руководство планированием действий РСЧС осуществляет МЧС России. На всех других уровнях осуществляется планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Основное внимание обращается на предупреждение ЧС и снижение их масштабов, предотвращение и максимальное снижение потерь населения и ущерба объектам экономики в случае возникновения ЧС. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|