|
||||
|
Глава 5 Транспорт и его опасности. Экстремальные ситуации в природных и городских условиях 5.1. Экстремальные ситуации аварийного характера на транспорте Независимо от возраста, социального положения, профессии люди систематически пользуются тем или иным видом транспортных средств, выступая в самых различных ролях: нанимателя, грузчика, водителя, пассажира. Подобная обыденность создает опасный стереотип полной безопасности транспорта, но на самом деле это далеко не так. Современный транспорт – зона повышенной опасности. Основными причинами являются незнание и несоблюдение ряда простых правил, применяемых в любой транспортной ситуации. Запомнить эти правила и в соответствии с ними строить свое поведение не представляет большого труда. В этом и состоит главная задача изучения данной темы. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность электронергией. Наиболее электроемкими видами транспортных средств являются трамвай, троллейбус, метрополитен и железнодорожный транспорт. 5.1.1. Экстремальные ситуации аварийного характера на железнодорожном транспорте Пассажир, пользующийся услугами железной дороги, находится в зоне повышенной аварийной опасности. Сложная система железнодорожно-транспортного производства включает в себя технологические зоны, в которых люди должны быть особенно предусмотрительны. Зонами технологической опасности на железной дороге являются перегоны, зоны невидимости, железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы и собственно вагон, в котором пассажир совершает поездку. Кроме того, следует иметь в виду, что по железной дороге перевозят опасные грузы – от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов. В связи с этим опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии, но и от попадания в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах. Возможные аварийные ситуации, представляющие наибольшую опасность для жизни и здоровья людей, – это крушение поездов, пожары. Они возникают, как правило, вследствие неисправности подвижного состава и путевого хозяйства, нарушения правил пользования средствами транспорта, правил безопасности движения и пожарной безопасности. Большую опасность для пассажиров представляет загорание или пожар в вагоне. Эта опасность усугубляется сосредоточением в ограниченном пространстве большого количества людей, отдаленностью вагона от пожарных подразделений, быстрым повышением температуры в очаге пожара с образованием токсичных газов и трудностью эвакуации пассажиров, особенно на перегонах в ночное время. Для обеспечения пожарной безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения, в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации «Тесла» и аварийные выходы – по два в боковых окнах 3 и 6-го пассажирских отделений со стороны поперечных диванов. Для информации пассажиров об аварийных выходах на стене около электрокипятильника имеется надпись «Вагон оборудован дополнительными выходами через окна 3 и 6-го купе». Кроме того, около каждого опускаемого окна рядом с рычагом для открывания сделана надпись-инструкция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (сорвав предварительно пломбу). Нажать от себя на ручку – защелку окна». Подобная мера позволяет пассажиру, воздействуя на рычаг, опустить оконные рамы и полностью освободить проем размером 660 ? 1020 мм, чтобы покинуть вагон. Постоянную опасность представляет система электроснабжения: все элементы электроснабжения (как внутри поезда, так и вне) требуют особого внимания и осторожности. Аварии при токоснабжении опасны токопоражением людей, а также являются причиной возникновения пожара. Особенно опасно, если в результате аварии провода линии электропередач оказываются внизу, так как может произойти поражение не только от непосредственного контакта, но и от шагового напряжения. Правила поведения в экстремальных ситуациях аварийного характера на транспорте основываются на знании возможных причин их возникновения и последствий. Разумные, инициативные, решительные и грамотные действия, умение преодолеть страх и владеть собой дают шанс выйти из аварии с наименьшими потерями, во всяком случае снизить степень экстремальности. Заставьте себя сохранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих. Если с вами не произошло ничего серьезного, окажите помощь окружающим. При резком торможении опасайтесь травм конечностей, головы, груди, сгруппируйтесь, займите фиксированное положение. Опасайтесь ударов падающих вещей. При пожаре действуйте соответственно правилам поведения, рассмотренным в предыдущей главе, исходя из конкретных обстоятельств. При экстренной эвакуации из вагона не суетитесь, не мешайте, берите с собой только самое необходимое. Громоздкие вещи, которые могут препятствовать быстрой эвакуации и загромождать дорогу на пути к выходу, оставьте на месте в вагоне, используйте предназначенные для экстремальных ситуаций аварийные выходы. Помогите пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам. Покидая вагон через боковые двери и аварийные выходы, будьте особо внимательны, чтобы не попасть под идущий навстречу поезд. При необходимости прыгать с высоты осмотритесь, выберите место для приземления, сгруппируйте тело. Лучше же всего избежать аварий, а для этого следует помнить и соблюдать простые, доступные каждому правила поведения. Правила поведения и меры безопасности при нахождении в зоне действия железнодорожного транспорта: 1) при движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе 5 м к крайнему рельсу; 2) на электрифицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсам, лежащим на земле электропроводам; 3) переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом пешеходными мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, – по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути». Перед переходом путей по пешеходному настилу необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям и лишь после этого продолжать переход; 4) при переходе через пути ни в коем случае не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки; 5) при подходе к железнодорожному переезду следует внимательно следить за световой и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходить пути можно только при открытом шлагбауме, а при его отсутствии – убедившись, что нет близко идущего подвижного состава; 6) при ожидании поезда нельзя устраивать на платформе подвижные игры, бежать рядом с вагоном идущего поезда, стоять ближе 2 м от края платформы во время прохождения состава без остановки; 7) к вагону следует подходить только после полной остановки поезда; 8) посадку в вагон или выход из вагона осуществлять только со стороны перрона или посадочной платформы. При этом будьте особенно внимательны, так как можно попасть в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой; 9) во время движения поезда нельзя открывать наружные двери тамбура, стоять на подножках и переходных площадках, высовываться из окон вагона; 10) при остановках поезда на перегоне не рекомендуется выходить из вагона; 11) для того чтобы избежать травм от произвольного движения незафиксированных дверей в купейных вагонах при резких толчках, двери купе следует фиксировать замками в крайних положениях (полностью открытом или закрытом); 12) нельзя пользоваться в вагонах открытым огнем и бытовыми приборами, работающими от вагонной электросети; 13) запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества; 14) заняв свое место в вагоне, нужно ознакомиться со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях; 15) если вы неуверенно чувствуете себя на верхней полке, попросите проводника перевести вас на нижнее место или предоставить ремни безопасности. 5.1.2 Экстремальные ситуации аварийного характера на авиационном транспорте В среднем ежегодно в мире происходит около 60 авиакатастроф, причем в 35 случаях гибнут все пассажиры и экипаж. Однако ежегодно во всем мире на дорогах гибнут около 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах – менее 5 тыс. человек. Таким образом, риск попасть под машину в 10– 15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе. При этом анализ показывает, что шансы на спасение при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, чем при полетах на небольших самолетах. Обеспечение безопасности при полетах самолета – одна из важнейших задач всех специалистов авиационно-транспортного производства. Безопасность полетов зависит от многих составляющих, но прежде всего – от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет. Однако и пассажир должен придерживаться определенных правил поведения. Особо следует отметить обеспечение при полете пожарной безопасности. Очагами пожара на самолете могут быть двигатель, топливная система, электросеть, гидравлическая система (если в ней используется горючая смесь) и заряды статистического электричества, накапливающегося на наружных поверхностях. Разрешение на эксплуатацию может быть дано только после проверки эффективности средств тушения пожара на натурном огневом моторном стенде. В кабине самолета на щитке со схематическим планом самолета в пожароопасных зонах размещены лампы-кнопки. При загорании лампы летчик нажимом на нее включает баллоны с огнегасящей жидкостью. Здесь же, выше, расположены переключатели и кнопки, позволяющие (если пожар не локализован) направить к месту горения огнегасящую жидкость из всех остальных баллонов, размещенных на самолете. Пассажиры действуют в соответствии с указаниями экипажа, соблюдая спокойствие и организованность. Малейшие симптомы паники должны немедленно пресекаться, ибо могут привести к увеличению степени экстремальности. Наиболее сложными маневрами пассажирского самолета являются взлет и посадка. Поэтому в целях личной безопасности при взлете и посадке пассажир должен выполнить требование «Пристегнуть ремни безопасности», имеющиеся на каждом пассажирском месте. Несоблюдение этого элементарного правила чревато тяжелым травмированием. При аварийной посадке, особенно с убранными шасси, длина пробега самолета из-за сильного торможения быстро сокращается, и резко (иногда в течение десятков долей секунды) гасится скорость. В этом случае на пассажира будет действовать отрицательное поперечное ускорение, достигающее больших величин. Исследования показывают, что поперечное отрицательное ускорение до 8 м/с2 при одетых ремнях безопасности человек переносит без каких-либо заметных изменений в состоянии организма, а при ускорениях в 12 м/с2 и более возможны переломы позвоночника в области шеи, что объясняется незафиксированным положением головы относительно корпуса. Таким образом, вывод напрашивается один – использование ремней безопасности необходимо! Важным фактором обеспечения безопасности пассажиров является аварийная эвакуация из самолета по надувным трапам. Подобная ситуация может возникнуть при аварийной посадке самолета вне аэродрома. Поэтому для обеспечения быстрой эвакуации на каждой стороне борта пассажирского салона имеются аварийные выходы, оснащенные надувными двухдорожечными трапами. Безопасное расположение в салоне самолета – еще одна мера предосторожности от попадания в экстремальную ситуацию. От рационального, равномерного и сбалансированного размещения пассажиров и их багажа зависит центровка лайнера при его нахождении в воздухе. Поэтому занимать место в салоне следует согласно указанному в авиабилете номеру. Однако если у вас будет возможность выбора, выбирайте кресло, расположенное рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета. Продумайте, какое фиксированное положение вам следует занять в случае аварии. Это положение зависит не только от того, как вы сидите (лицом вперед или назад), но и от того, на каком расстоянии находится ваше кресло от расположенного впереди вас: ноги, оказавшиеся под стоящим впереди креслом, в случае аварии могут быть травмированы. Решив воспользоваться услугами авиационного транспортного средства, продумайте, какую верхнюю одежду и обувь следует брать в дорогу. Разместившись в салоне самолета, осмотритесь и поинтересуйтесь, где находятся медицинская аптечка, огнетушитель и другое вспомогательное оборудование, аварийный выход. Знайте, что основной и аварийный выходы не открывают тогда, когда за бортом непосредственно у выхода пожар или густой дым. Будьте в курсе событий, происходящих за бортом самолета. Если аварийная посадка неизбежна, займите нужную фиксированную позу. Если значительная часть вашего полета проходит над водной поверхностью, то еще до взлета поинтересуйтесь, какого рода индивидуальные плавсредства имеются на борту и как ими пользоваться. Если предполагается, что вам понадобится спасательный жилет (в дальних трансокеанских рейсах), то удостоверьтесь, находится ли он рядом с вашим креслом. И, наконец, надо четко представлять себе возможности эвакуации при пожаре на борту самолета, особенно при использовании надувных трапов. Если в полете произошел пожар, не следует терять самообладание. Защищайтесь от огня, покрыв как можно большую часть вашей кожи одеждой. Старайтесь меньше дышать воздухом, содержащим дым, а если есть возможность смочить хотя бы носовой платок, прикройте им органы дыхания. Если самолет совершил вынужденную посадку, быстро двигайтесь к выходу. Из-за сильной задымленности трудно дышать и видеть, поэтому пригнитесь или ползите к выходу на четвереньках. Не бросайтесь сквозь стену огня, пока не будет абсолютной уверенности, что нет другого пути эвакуации. Покинув борт самолета, окажите помощь другим и не оставайтесь вблизи самолета. Руководствуясь данными рекомендациями, вы в значительной мере снизите степень возможной экстремальности. 5.1.3 Экстремальные ситуации аварийного характера на городском транспорте Интенсивность транспортных потоков в городе, не всегда достаточно высокая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и ряд других обстоятельств создают предпосылки возникновения экстремальных ситуаций аварийного характера. Городской транспорт включает в себя автотранспорт различного назначения, троллейбусы и трамваи, метрополитен. Для соблюдения мер безопасности необходимо знать специфические особенности каждого из них. Городской транспорт – наиболее многочисленный и наиболее аварийный. По магистралям и улицам города непрерывными потоками совершаются перевозки грузов и людей. Участвуют в этом потоке и легковые машины, технически исправные и с дефектами, управляемые профессионалами и водителями-любителями с различным опытом и ответственностью за свои действия, с разнообразными спектрами психического состояния и здоровья. Нередки случаи лихачества, грубого нарушения правил дорожного движения (ПДД) и откровенного автохулиганства, а также управления автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения. Следует учитывать также и то, что состояние автодорожного полотна большинства улиц оставляет желать много лучшего. Автотранспорт в настоящее время стал наиболее опасным. Так, на 1 млрд пассажирокилометров на железнодорожном транспорте приходится 2 погибших, на воздушном – 6, а на автомобильном – 20 человек. Жертвами аварий транспорта становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике до 65% пострадавших погибает еще на месте происшествия, причем более 2/3 из них – внутри автомашины. Большое количество погибающих на месте аварии объясняется неспособностью окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь. Пешеходам необходимо руководствоваться следующими правилами: 1) двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине; 2) вне населенных пунктов при движении по обочине или краю проезжей части надо идти навстречу движению транспорта; 3) проезжую часть следует пересекать по пешеходным переходам (в том числе по подземным и наземным), а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин; 4) при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка дорогу переходить под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны; 5) в местах, где движение регулируется, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика; 6) в других случаях выходить на проезжую часть можно только после того, как есть убежденность, что переход безопасен и вы не создадите помех движению транспорта; 7) нельзя выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии движения. Никогда не забывайте, что на улицах с интенсивным движением автотранспорта необходимо быть исключительно внимательным и осторожным. Зачастую даже цвет машины играет существенную роль. Установлено, что чаще всего пешеходы попадают под машины песочного, сиреневого и молочно-белого цветов. Зоной повышенной опасности метрополитена, где наиболее вероятны аварийные ситуации, могут быть эскалатор, электрооборудование, платформа, вагоны с автоматическими дверями. Во избежание неприятности при движении на эскалаторе следует соблюдать следующие несложные правила: 1) стойте на эскалаторе справа, лицом по направлению движения, держитесь за поручни, проходите с левой стороны; 2) не бегите по эскалатору, не сидите на его ступеньках, не прикасайтесь к неподвижным частям балюстрады; 3) не задерживайтесь при сходе с эскалатора, не забывайте своевременно поднимать коляски, тележки, сумки на колесах и другие вещи; 4) будьте особо осторожны, если на ногах у вас обувь с высоким тонким каблуком, – это может не только испортить вашу обувь, но и причинить серьезную телесную травму. Метрополитен – сложная производственная система, включающая в себя элементы автоматики, телемеханики, вентиляции, водоснабжения и электроснабжения. Электрооборудование усиливает опасность возникновения экстремальных ситуаций, связанных с токопоражением людей и пожарами. Наиболее опасны в этом отношении рельсовые пути и туннели. Для обеспечения безопасности пассажиров воспрещается заходить в служебные помещения метрополитена, прикасаться к каким-либо элементам электрооборудования и спускаться на рельсовые пути. На платформе в ожидании поезда следует размещаться равномерно по длине поезда, не заходя при этом за ограничительную линию у края платформы. При необходимости поднять с путей оброненную вещь обращайтесь к дежурному по станции, но ни в коем случае не пытайтесь достать ее сами. К вагону до полной остановки поезда подходить не рекомендуется. Находясь в вагоне, следует знать, где находится его противопожарное оборудование, поскольку пожароопасность здесь достаточно велика, так как в оборудовании вагонов использованы синтетические и другие материалы. В предвидении этого в вагонах предусмотрено противопожарное оборудование, основным элементом которого является углекислотный огнетушитель. Над диваном на стене обозначены силуэт огнетушителя красного цвета и стрелка, указывающая местонахождение огнетушителя. Для экстренной связи с машинистом на стене находится приемно-передающее устройство. При возникновении экстремальной ситуации в вагоне надо, нажав кнопку устройства, оповестить машиниста о произошедшем. Для отключения дверей имеются краны, ручки которых надо повернуть на себя. Действия в экстремальных ситуациях при пожаре в метрополитене (особенно в туннелях) усложняются, так как из-за замкнутости объема дым и токсичные продукты горения быстро образуют смертельные концентрации. При возникновении опасности свяжитесь с машинистом. При остановке поезда на перегоне сохраняйте спокойствие, а при длительной стоянке (более 10 мин) получите необходимую информацию от поездной бригады, выполните рекомендации. При необходимости используйте противопожарное оборудование вагона и действуйте уверенно, без паники. Во избежание пожара на метрополитене не перевозите пожароопасные и взрывчатые вещества, токсичные материалы. При затоплении согласуйте свои действия с конкретными обстоятельствами и рекомендациями поездной бригады, окажите помощь слабым и пострадавшим. Для предотвращения травмирования в случае резкого торможения поезда старайтесь держаться за поручни, дуги спинок кресел, занять фиксированное положение. Не засыпайте во время движения. Одним из наиболее массовых видов городского транспорта является автобус. Экстремальные ситуации наиболее вероятны при посадке и высадке, в момент резких торможений, при возникновении пожара, затоплений. Посадку и высадку осуществляют только после его полной остановки. При нахождении в автобусе не держите открытыми двери, не стойте в проходе, около дверей, не прислоняйтесь к дверям; занимайте места подальше от прохода, лучше всего в средней части салона. Во время движения обеспечьте себе устойчивое положение. Если нет возможности сесть, держитесь за поручень, но помните, что низкий поручень при резком торможении не удержит от падения. Находитесь лицом в сторону движения – так вы будете иметь информацию о возможной экстремальной ситуации. Не отвлекайте водителя от управления автобусом. Не рекомендуется спать, так как в этом случае можно своевременно не отреагировать на аварийную ситуацию. Безопасность при дорожно-транспортном происшествии гарантируется устойчивым фиксированным положением тела. При сильном резком торможении возможна травма шеи, если вы не подготовлены к этому. Старайтесь компактно расположить голову, руки и ноги, чтобы они не оказались зажатыми при аварии. Сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте их под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги. При падении сгруппируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Чаще всего это приводит к вывихам и переломам. Падая, обхватив руками голову, постарайтесь упасть на бок, на сиденье или на пол автобуса, это позволит избежать значительных травм. При возникновении аварии не дезорганизуйте и без того сложную обстановку, не кричите, не мечитесь. При пожаре в автобусе необходимо как можно быстрее его покинуть, используя выходы, в том числе и аварийные. В практике нередки ситуации, связанные с затоплением автобуса. В условиях полного затопления определяющим будет являться фактор времени. При закрытых дверях и окнах до полного затопления салона водой имеется определенный резерв времени, которое следует использовать для подготовки эвакуации из автобуса. Освободитесь от тяжелой, стесняющей движение одежды и обуви. Вещи оставьте на месте – жизнь дороже любых ценностей. Затем, набрав в легкие побольше воздуха, через аварийный выход как можно быстрее устремляйтесь вверх к поверхности. При возникновении экстремальных ситуаций в троллейбусе или трамвае действия людей в принципе аналогичны уже рассмотренным выше. Однако, поскольку и троллейбус, и трамвай являются энергоемкими видами транспорта, следует помнить об электробезопасности. 5.2. Травматизм уличный, дорожно-транспортный. Правила предупреждения Травматизм часто является следствием неправильного поведения в опасной ситуации. Он может быть бытовым, уличным, дорожно-транспортным, спортивным и криминальным. 5.2.1. Уличный травматизм. Правила предупреждения Уличный травматизм (не связанный с транспортом) возникает главным образом при падении на скользких тротуарах и лестницах, у подростков – во время игр без правил или игр в неположенных местах (на стройплощадках). Чтобы избежать травм на улице, следует: 1) выполнять правила дорожного движения; 2) обращать внимание на свою походку на скользкой улице. Ступать нужно на всю подошву, не торопиться, ноги слегка расслабить в коленях. На подошву обуви приклеить полоски (поперек) из плотной ткани с помощью клея «Момент» или обувного (специального) клея. Руки при ходьбе должны быть свободными. Если падение неизбежно, нужно присесть и сгруппироваться. Это позволит не удариться головой. В последние годы хирурги-травматологи установили связь остеопороза с тяжелыми травмами конечностей (переломами) в зимнее время, на скользкой улице. Причем была выявлена связь между частым потреблением лимонадов, напитков типа «Пепси», «Спрайт» и прочих с остеопорозом. Это вызвано тем, что компонент напитков – ортофосфорная кислота – способствует активному выведению кальция из организма и кости становятся хрупкими, ломкими. Особенно это опасно для молодых и пожилых людей. Ранней весной или во время оттепели зимой старайтесь двигаться на расстоянии от домов и строений. Реальную опасность представляют сосульки и падающие с крыш куски льда. Предельно осторожным нужно быть зимой и весной во время снежной бури, метели, сильного ветра, так как при этом могут быть сорваны листы железа с парапетов и крыш домов, уличные фонари, большие ветки старых деревьев. Надо обходить места, где над асфальтом или грунтом поднимается пар, в этом месте могут быть промыты водой подземные полости, провалившись в которые можно погибнуть от ожогов. Не следует наступать на крышки любых люков, их лучше обойти. Старайтесь не переходить строительные траншеи и ямы по случайным тропинкам, импровизированным мосткам, особенно если ямы заполнены водой. 5.2.2. Дорожно-транспортный травматизм. Правила предупреждения Дорожно-транспортный травматизм преобладает среди несчастных случаев на улице. Из общего числа пострадавших детей в возрасте от 7 до 14 лет более 30% становятся инвалидами. Ежегодно из-за ДТП число инвалидов возрастает примерно на 3 тыс. человек, а случаи ДТП со смертельным исходом составляют внушительную цифру, сопоставимую с потерями СССР в афганской войне 1979–1989 гг. Зачастую виновником ДТП является пешеход, не умеющий оценивать ситуацию на дороге, совершающий ошибки при выходе на проезжую часть, нарушающий правила поведения на дорогах. Опасными считаются: 1) места, где происходит резкое изменение режимов движения транспорта; 2) меняющиеся элементы дороги (сужение, спуск, радиус поворота); 3) места слияния и пересечения транспортных потоков на одном уровне; 4) перекрестки, остановки общественного транспорта, пешеходные переходы, мосты, туннели. Причиной опасных ситуаций на дорогах могут стать: 1) стоящее транспортное средство и внезапно выезжающая из-за него автомашина; 2) мешающие обзору проезжей части предметы или сооружения (киоски, кусты, деревья и т.п.) и машина, выезжающая из-за них; 3) движущийся транспорт и обгоняющий его автомобиль. Началом опасной ситуации являются: 1) момент схода пешехода на проезжую часть при пересечении ее справа налево; 2) выход пешехода к осевой линии, когда он переходит проезжую часть слева направо. Взаимоотношения водителя и пешехода регулируются правилами дорожного движения: 1) водитель на перекрестках и дорожных переходах при включении для него зеленого сигнала светофора должен дать возможность пешеходам закончить переход; 2) при повороте направо и налево или съезде с проезжей части водитель должен уступить дорогу пешеходам. Пешеходу необходимо иметь в виду следующее: 1) наиболее опасными являются зоны ограниченной видимости, перекрестки, участки скоростного движения транспорта; 2) переходить улицу безопаснее всего по подземному, надземному или наземному пешеходным переходам; 3) пересекая дорогу или улицу, необходимо посмотреть в обе стороны и убедиться в возможности безопасного перехода на другую сторону; 4) нельзя выбегать на дорогу, особенно из зоны ограниченной видимости; 5) никогда нельзя рассчитывать на реакцию водителя, надеяться нужно только на свои собственные безопасные действия; 6) если нарушены правила безопасности пешеходом или водителем и ДТП неизбежно, необходимо постараться избежать наезда, оказавшись между колесами машины или запрыгнув на капот, для ослабления удара надо сгруппироваться и прикрыть голову руками; 7) во время гололеда на тротуаре и дороге нужно быть предельно осторожным, так как поскользнувшись можно угодить под машину ногами. 5.3. Общественный и частный транспорт. Безопасность на общественном и частном транспорте. Правила поведения Транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на них. Транспорт может быть личным, акционерных предприятий и общественным (муниципальным). Он может быть также наземным (автомобильным и железнодорожным), подземным (метро), авиационным, морским и речным. Нет абсолютно безопасного транспорта. На любом виде транспорта возможны следующие опасные ситуации: столкновения с автотранспортом, пожар, экстренное торможение, криминальные конфликты, сексуальные домогательства и др. 5.3.1. Правила безопасного поведения на транспорте (городском общественном, акционерных предприятий и частном) Необходимо неукоснительно соблюдать правила: 1) при пользовании общественным (и других видов владения) транспортом не высовывайтесь из окна и держитесь за поручни; 2) при ожидании автобуса (трамвая, троллейбуса) на остановке не приближайтесь к транспорту ближе, чем на 0,5 м; 3) когда машина (автобус, троллейбус) подходит к остановке, не спешите встать в первом ряду; 4) войдя в транспорт, не задерживайтесь на подножке, проходите в салон; 5) выйдя из транспорта на тротуар, дождитесь, когда автобус, троллейбус или трамвай отъедет, и только после этого начинайте переход улицы; 6) пользуясь эскалатором, стойте справа, держась за поручни; 7) никогда не садитесь на ступени движущегося эскалатора; 8) если вы спешите, двигайтесь по эскалатору спокойно, держась за поручни; 9) ожидая поезда в метро, не подходите к краю платформы, находитесь за предупредительной полосой; 10) будьте особенно внимательны, выходя из последних дверей последнего вагона поезда метро. 5.3.2. Меры безопасности на железнодорожном транспорте С точки зрения безопасности самые лучшие места в поезде – в центральных вагонах, спиной по ходу движения. Меры безопасности: 1) не открывать при движении поезда наружные двери; 2) нельзя высовываться из окон; 3) тщательно укладывать свой багаж на верхних полках, при этом хорошо зафиксировать его на случай возможного падения при экстренном торможении или аварии; 4) не срывать без необходимости стоп-кран. Даже при пожаре нельзя останавливать поезд на мосту, в туннеле и других местах, где может осложниться эвакуация; 5) при крушении или экстренном торможении самое важное – закрепиться, чтобы при падении избежать травм; 6) переходить железнодорожные пути только в местах, безопасных для перехода, – по подземному туннелю, надземному мостику или по служебным и специальным переходам, где проложены шпалы или железобетонные плитки, в других местах неположено и опасно – ваша нога может быть зажата между рельсами в месте стрелочного автоматического перевода. 5.3.3. Особенности поведения в авиационном транспорте В самолете, следует: 1) изучить памятки, прослушать инструкции экипажа; 2) застегнуть ремень, подогнав его под свою фигуру; 3) при разгерметизации самолета немедленно надеть кислородную маску, помочь сделать это соседям. Сразу после остановки самолета в случае вынужденной посадки следует: 1) покинуть самолет через основной или аварийный выходы; 2) отбежать от самолета; 3) оказать первую медицинскую помощь пострадавшим пассажирам; 4) оборудовать временное убежище из обломков самолета, веток, снега; 5) собрать в одно место воду, еду, теплые вещи; 6) избрать командира (в случае гибели экипажа при аварийной посадке); 7) оборудовать временный лагерь. 5.3.4. Меры безопасности на речном и морском транспорте Ступая на борт судна речного или морского типа, пассажир полностью подчиняется власти и командам капитана (касающихся пассажиров), а также помощников капитана. Обязанности пассажира на борту судна: 1) разобраться, как пользоваться спасательными и противопожарными средствами и где они на судне находятся (в ящиках, на стенках, в шкафах кают), ознакомиться с судовыми памятками для пассажира; 2) при возникновении чрезвычайной ситуации точно выполнять указания капитана, его помощников и экипажа судна; 3) при эвакуации в первую очередь борт судна покидают женщины, дети, раненые и старые люди; 4) немедленно бросить спасательный круг, если человек упал за борт. Если учесть изношенность пассажирских железнодорожных вагонов (на 70–80%), речных и морских судов (на 80–90%), самолетов (на 60–70%), недостаточность финансирования текущего и капитального ремонтов, то можно без преувеличения сказать, что значительное количество вышеперечисленных видов транспорта находится в предаварийном состоянии. Поэтому, пользуясь услугами наземного, водного, воздушного транспорта, интересуйтесь датами постройки, текущего и капитального ремонтов. К вашему сведению, все эти данные указываются на железнодорожных вагонах – с торцов в виде табличек или трафаретов. На судах также должны быть такие данные и у авиаторов – обязательно. Особенно нужно быть начеку в предпраздничные и праздничные дни – это в интересах вашей безопасности, будьте бдительны! В системе железнодорожного пассажирского транспорта ситуация такова: значительное количество пассажирских вагонов (купейные, спальные) было изготовлено в ГДР в годы застоя – 80-е гг. XX в., и ремонт их сопряжен со значительными трудностями из-за ограниченного финансирования (и сейчас в условиях акционирования ОАО «РЖД»). И перспектива на ближайшие годы (10–20 лет) будет не из хороших по всем видам транспорта. Исходя из вышеизложенного следует еще предусмотреть обязательное страхование жизни перед моментом пользования вышеупомянутыми видами транспорта (этот в ваших интересах – лечение и прочее очень дорого стоит). 5.3.5. Обеспечение безопасности дорожного движения Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения на всей территории России устанавливают единые Правила дорожного движения (утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090). В них установлены: 1) единый порядок дорожного движения; 2) обязанности и права участников дорожного движения (водителя транспортного средства, пешехода, пассажира, сотрудника ГИБДД); 3) сигналы светофора и регулировщика; 4) дорожные знаки и их значение; 5) дорожная разметка и ее характеристики; 6) уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения. Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается инструктор, обучающий вождению. Обязанности водителя: 1) иметь при себе соответствующие документы на право управления и владения транспортным средством и предоставлять их по требованию сотрудников милиции; 2) перед выездом проверять и в пути обеспечивать исправное техническое состояние транспортного средства; 3) проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения, проверку знаний правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортным средством (ТС); 4) при дорожно-транспортном происшествии (ДТП): а) немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство; б) включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; в) принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую помощь; г) сообщить о случившемся в милицию и ожидать ее приезда. 5.3.6. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет. Велосипеды, мопеды должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд, возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам. Водителям велосипеда и мопеда запрещается: 1) ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой; 2) перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье; 3) перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м за габариты, или груз, мешающий управлению; 4) двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки; 5) поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступать дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. 5.4. Город, зоны повышенной опасности. Меры безопасности В условиях города, особенно крупного, причиной дискомфорта и заболеваний является множество факторов. Городская среда травмоопасна. Особую тревогу вызывают высокий травматизм и гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях. Комплекс негативных факторов производственной среды характеризуется многообразием и высокими уровнями воздействия на работающего человека. К наиболее распространенным факторам относятся загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны, неблагоприятные температурные режимы, повышенный шум, недостаточное освещение, тяжелые физические работы, повышенные вибрации. При несоблюдении требований техники безопасности в производственной среде неизбежны профессиональные заболевания, травмы, отравления и гибель людей. Общая обстановка с травматизмом на предприятиях осложняется изношенностью оборудования всех видов – от основного до очистительных систем. За последнее десятилетие в городах значительно увеличилось применение изделий из полимерных синтетических материалов при отделке офисов банков, акционерных обществ, всевозможных маркетов, супермаркетов, небольших контор (адвокатских, нотариальных, риелторских), а также жилищ обеспеченных людей. Сейчас это называется евроотделкой, евродизайном, евроремонтом. Таких материалов насчитывается около 90 видов – это обои (виниловые, моющиеся и т.д.), плиты и плитки для стен и потолков, половые покрытия, двери и окна из ПВХ, мебель с применением пластмасс, различных пропитывающих смол, клеев. Зарубежными исследователями были установлены выделения от всех этих «прелестей» дизайна в виде химических веществ – фенола, бензола, ксилола, формальдегида, акрилатов, фтолатов и др. Еще в 1985 г. в Англии были проведены исследования в офисах, конторах и жилых помещениях, насыщенных изделиями из полимеров, пластмасс; в результате было установлено, что люди и особенно дети чаще болеют, наблюдаются аллергические и простудные заболевания, неврастения и гипертония. Эти исследования проводились в Англии после получения 13 578 сообщений из разных мест о случаях острых отравлений в конторах и квартирах англичан от испарений химических соединений. К этому городским явлениям добавляют негативное влияние в виде излучений офисная и бытовая техника (компьютеры, ксероксы, принтеры, печи СВЧ, телевизоры, видео– и аудио-магнитофоны и т.д.), а также выделение паров ртути из люминесцентных ламп, светильников. В России также проводились аналогичные исследования, в частности, при помощи элементарных газоанализаторов. В результате исследований было установлено наличие вредных химических соединений в самих пластмассовых изделиях и в воздухе помещений, где они применены для отделки и комплектации. Именно поэтому было принято решение о предъявлении гигиенических сертификатов при завозе такой продукции в Россию по импортным поставкам, а также отечественными предприятиями – изготовителями пластмасс и бытовой химии. Одной из мер безопасности является создание оазисов из растений, фонтанов малых форм в офисах, квартирах, ограничение использования изделий из пластмасс. Системой органов МВД России на основании статистических данных установлены следующие зоны повышенной опасности (по ДТП и случаям криминогенного характера): 1) вокзалы (автовокзалы, речные, морские, железнодорожные, аэровокзалы); 2) рынки (розничной, оптовой торговли, колхозные ярмарки, вещевые); 3) магазины, супермаркеты; 4) увеселительные заведения (дискотеки, казино, ночные клубы, кафе, бары, рестораны). По вышеперечисленным объектам ДТП происходят на прилегающих территориях и на автодорогах, подъездах, стоянках, события криминогенного характера происходят как на самих объектах, так и на прилегающих к ним территориях. Много травмированных людей поступает из указанных зон. 5.5. Терроризм и его проявления. Экстремальные ситуации социального характера В последние годы города России стали местами проведения террористических актов и выступлений населения социального характера (митингов, шествий, забастовок). Терроризм – насилие в отношении физических лиц или организаций или угроза его применения, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей либо значительного имущественного ущерба, а также наступления иных общественно опасных последствий, если перечисленные действия осуществляются с целью нарушить общественную безопасность, устрашить население, оказать воздействие на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворить их неправомерные имущественные и (или) иные интересы (криминальный терроризм). Политический терроризм – посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное с целью прекратить его деятельность либо из мести за такую деятельность. Международный терроризм – нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на их имущество, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений. Террорист – лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности. Если вы оказались в заложниках: 1) не подвергайте себя излишнему риску; 2) будьте покладисты, спокойны и по возможности миролюбивы; 3) если преступники находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, постарайтесь ограничить с ними всякие контакты, так как действия их могут быть непредсказуемы; 4) не следует усиливать агрессивность преступников неповиновением, оказанием сопротивления и иным – как правило, перевес сил в таких случаях складывается явно не в пользу заложников; 5) при первой же возможности постарайтесь сообщить о своем местонахождении родным или в милицию; 6) если вы достаточно длительное время пребываете совместно с преступниками, постарайтесь установить с ними контакт, вызвать гуманные чувства и завести разговор, не наводя их на мысль, что вы хотите что-либо узнать; 7) не позволяйте себе падать духом. Используйте любую возможность поговорить с самим собой о своих надеждах и желаниях. Находясь под стражей у преступников, очень важно соблюдать личную гигиену и чистоту, насколько позволяет ситуация, делать гимнастику, читать различные тексты, выполнять упражнения для ума, стараться вспомнить стихотворение или песню. Все это является наиболее эффективной защитой от апатии и депрессии; 8) внимательно следите за поведением преступников и их намерениями. При первой же удобной и безопасной возможности будьте готовы спасаться бегством; 9) спасение иногда приходит благодаря действиям специальных подразделений (групп захвата). Во время атаки никуда не бегите. Лучше лечь на пол подальше от окон, дверей или укрыться (спрятаться). Если вы находитесь в местах большого скопления агрессивно настроенных людей (митингующих, бастующих и пр.): 1) держитесь подальше от центра; 2) держитесь подальше от группы экстремистов; 3) держитесь уверенно на ногах; 4) держитесь подальше от милиции и от экстремистов любых видов – «красных», «коричневых», «черных», «голубых», «зеленых», держите нейтралитет; 5) если у вас сумка или пакет в руках, будьте бдительны – вам могут подбросить наркотики, оружие, боеприпасы и прочие «улики»; 6) к толпам людей любых видов лучше вообще не приближаться, и к нарядам милиции тоже; 7) около толпы не парковать автомобиль, и около поста или наряда милиции тоже, так как в автомобиль могут что-либо подбросить. Проявляйте максимальную бдительность и внимание на улицах города – это в целях сохранения вашей свободы и безопасности. В частности, не реагируйте на оклики цыганок-гадалок, агентов-сетевиков (с разными товарами сомнительного качества), уличных игроков. 5.6. Криминогенные ситуации в повседневной жизни. Правила личной безопасности Основные правила безопасности в криминогенной ситуации: предвидеть, избегать, действовать. Главное условие безопасности – возможность избежать непосредственного контакта с преступником, т.е. не стать жертвой. 5.6.1. Как избежать нападения преступника на улице и в других общественных местах Чтобы не стать жертвой хулиганов, грабителей и маньяков, необходимо выполнять следующие правила: 1 ) не находитесь на улице в одиночку, а также вдвоем в темное время суток. Если вам надо возвращаться темной дорогой, перед выходом позвоните домой. Используйте знание ритмов жизни своего микрорайона; 2) шагайте со спокойным, уверенным видом. Виктимология (наука о поведении жертвы) объясняет, чем руководствуется преступник во время выбора жертвы. Преступник отмечает все, что играет ему на руку: неуверенность взгляда, вялую осанку, несмелость движений, психическую подавленность, утомление, физические недостатки. Старайтесь не привлекать к себе внимание дорогими украшениями; 3) выбирайте маршрут не короткий, а безопасный, не искушая себя желанием проскочить проходными дворами или подъездами; 4) избегайте мест, в которых наиболее вероятна встреча с человеком, представляющим опасность. Это относится к неосвещенным улицам и подворотням, подъездам и уединенным уголкам в парках и скверах. Если избежать подобных мест не удается, надо постараться не оказываться в них в одиночку или парой, а лучше втроем и более (группой); 5) не лишайте себя информации о происходящем вокруг. Чтобы опасность не подкралась неожиданно, не оглушайте себя наушниками плеера и тем более демонстративно – магнитофоном; 6) безопаснее идти по краю тротуара навстречу движению, это позволяет избежать внезапного нападения из подъездов или подворотен и одновременно видеть подъезжающие машины. Если автомобиль начинает медленно двигаться рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы; 7) никогда и ни при каких обстоятельствах не заходите в чужие дома и квартиры, даже если вас об этом будут убедительно просить; 8) подходя к подъезду, будьте максимально сосредоточены и осторожны, особенно в темное время суток. Всегда имейте с собой карманный фонарик и свисток. Открыв дверь подъезда, убедитесь, что в нем никого нет. Если же в подъезде вы видите компанию, покиньте подъезд и из ближайшего телефона-автомата позвоните и попросите, чтобы вас встретили. Если некому встретить, лучше подождать человека, которому с вами по пути; 9) ожидая лифт, стойте не перед дверью, а в стороне – спиной к стене. Входите в лифт только тогда, когда убедитесь, что в кабине нет незнакомых людей. Если вы оказались в лифте с незнакомцем, не поворачивайтесь к нему спиной, а наблюдайте за его действиями. Будьте готовы к защите. 5.6.2. Как действовать при встрече с преступником Если же вы столкнулись с преступником, нужно постараться запомнить его внешний вид: во что одет, лысый или нет, цвет глаз, имеются ли на лице шрамы, усы, борода и т.д. Рекомендуется в целях безопасности: 1) по первому требованию уличного грабителя отдать деньги (для этого небольшую сумму всегда носить в кармане); 2) не тянуть сумку к себе, если ее вырывают; 3) не вступать в пререкания, не отвечать на вызывающее поведение. Говорить спокойно, медленно, уверенно. Жизнь и здоровье дороже любой вещи и денег. Цель ваша – выпутаться из неприятностей, а не победить в схватке, причем, возможно, не имея на это сил и умения, потому что преступник обычно бывает вооружен или огнестрельным, или холодным оружием вроде ножа, заточки, финки, кастета и пр. 5.7. Экстремальные ситуации в природных условиях. Автономное существование, безопасность, умения и навыки При экстремальной ситуации в природных условиях человек или группа людей вынуждены вести автономное существование. Автономное существование – это существование одного человека или группы людей, волей случая оказавшихся в критическом положении, один на один с природой. Оно может быть связано с характером профессии, которая предполагает работу в природных условиях, например геологов, геофизиков, буровиков-поисковиков, нефтяников, гидрологов и т.п. В настоящее время эти специалисты работают вахтовым методом, т.е. по сменам в 15–30 дней. Вахтовый метод применяют для экономии финансовых средств – при этом не надо строить дорогостоящих поселков со всей инфраструктурой. Автономное существование людей вышеуказанных профессий добровольное, и к нему они готовятся заранее. Очень сложным и весьма трудным бывает вынужденное автономное существование, когда один на один с природой оказываются случайно, обычно при авариях транспортных средств, люди, не подготовленные к таким моментам жизни. В обоих видах автономного существования главная задача – выжить, для чего необходимо подавить страх, оказать взаимопомощь (самопомощь), спасти имущество и снаряжение, подготовить временное укрытие, проанализировать обстановку (установить связь, сориентироваться, выработать план выживания), добыть пищу и воду, подготовить сигнальные средства. Важным условием выживания в условиях автономного существования являются действия человека или группы людей по сохранению жизни и здоровья. Первое действие – это сооружение укрытия. Временным укрытием могут служить тент, плащ-палатка, снежные ямы и пещеры, шалаш из веток и других вспомогательных средств. Рядом с укрытием для приготовления пищи, обогрева, сушки одежды разводится костер. Типы костров: нодья, звезда, шалаш, колодец и др. Лучше всего разгораются сухие ветки, сложенные в кучу в виде шалаша. Огонь можно добыть с помощью луба, корней сухих деревьев и палочки или бечевы, но лучше всего дают искру удары камня о камень (камень должен быть осколком гранита, так как камни меловых отложений – мягкие, искру не дают). Искру можно получить ударами стали о сталь или твердого камня о сталь. При разведении костра надо принять меры по недопущению пожара, для этого его надо разводить на подготовленной, очищенной площадке, вдали от деревьев (особенно сухих) и желательно на возвышенном, открытом месте. При таких условиях костер легче обнаружить с летающих самолетов, вертолетов и даже со спутников специального назначения (входящих в международную систему спасения при авариях на воде и суше). Чтобы костер был обнаружен с воздуха, надо устроить дымление костра путем подбрасывания в разгоревшийся костер сырых веток с листьями (или хвоей) или зеленой травы. Также надо учесть, что в хорошую, ясную и безветренную погоду дым от костра поднимается столбом и при наличии ветра на высоте (даже слабого) дым «ложится». Если стоит пасмурная погода, с небольшим ветром, то дым от костра будет «ложиться» сразу и стелиться над землей. В случае пасмурной, безветренной погоды дым будет стелиться вокруг костра, создавая весьма неприятные моменты для человека или людей, находящихся у костра, – начнет «есть» глаза, и они будут слезиться. При таких условиях можно получить отравление угарным газом и продуктами (компонентами) горения. При горении березы, например, идет черный дым, особенно от больших, толстых веток, но береза дает много жара, ее головешки тлеют долго. Это относится и к другим твердым породам – дубу, клену, лиственнице и т.д. Липа, осина, ель, сосна сгорают быстро, дают меньше жара, а головешки быстро прогорают. От липы хорошо использовать луб (лыко) – кору нижнего слоя. От липы (и сухой, и сырой) кора отстает лучше, чем от других пород, и она отходит вдоль ствола, а у березы – поперек (так называемая береста). Учитывая все вышеизложенное, костер нужно разжигать на возвышенном месте или на склоне, тогда дым от костра будет не «кружиться» вокруг него, создавая вам неудобства в пасмурную тихую погоду, а опускаться вниз по склону. Для обеспечения пищей, подавления голода можно в качестве еды использовать молодые ветки и листья деревьев (липы, орешника и т.д.), кустарников, а также растения (только неядовитые). К ядовитым растениям относятся белена, цикута, волчья ягода, волчье лыко, вороний глаз и др. Многие ягоды обладают лекарственными свойствами, как и растения, необходимо только знать, какие именно. Ядовитые ягоды и растения могут вызвать тяжелые отравления. Для утоления жажды (питья воды) также можно использовать неядовитые растения с сочными листьями и ягоды, а также молодые ветки деревьев. Это в случае отсутствия запасов и природных источников воды – родников, ключей, рек, озер, прудов, а также атмосферных осадков (дождя, снега, росы, инея, льда). Поиск воды может осуществляться с помощью лозы, биорамки, по наличию сырой почвы и пышной, буйной растительности. Обеззараживание воды осуществляется с помощью фильтров, серебра, таблеток пантоцида (1–2 таблетки на 1 л воды, выдержать 30 мин), йода (8–10 капель на 1 л), путем кипячения. Для еды можно использовать молодые съедобные грибы, предварительно прожарив их над костром или углями, головешками по типу шашлыка, нанизав их на сырую ветку. Кстати, из сырых крупных веток можно получить горячий витаминный чай. Для этого необходимо сырые ветки держать над костром наклонно – толстый конец ветки над костром, а тонкий над какой-либо емкостью – кружкой, чашкой или обычным полиэтиленовым пакетом. Из-под коры сырой ветки будет выделяться вода и стекать вниз. Для этой цели лучше подходят деревья мягких пород – липа, ива, верба и ветла. Больше всего воды дают ива и ветла, верба. Если растут верба, ива и ветла, это первый признак близкого залегания грунтовых вод. Если при поиске грибов вам попадутся ядовитые (мухомор, лисички, опята (ложные – оба вида), бледные поганки), не срывайте их – они поедаются лесными животными (мухомор в небольших количествах едят лось, олень (очевидно, для лечения от глистов)). Если в месте аварии имеются водоемы (река, озеро), то можно организовать рыбную ловлю с помощью веток – удилище из древесного лыка, а в качестве блесны использовать пуговицу, булавку, любой блестящий мелкий предмет. Для охоты на птиц можно изготовить из веток или лыка ловушку – клетку с захлопывающейся «дверцей». Природным перевязочным материалом (при получении травм в случае аварии транспортного средства) являются мох, сухая трава, мелко надранное тонкое лыко липы, березы, ивы, вербы, ветлы и т.д. Если до ближайших населенных пунктов, дорог и рек далеко, то обосноваться надо основательно, при этом сразу после разведения костра или нескольких костров выложить ветками деревьев знак SOS, а если имеется снег, то вытоптать знак SOS и обозначить ветками. Ночью применяются несколько костров (бездымных и огневых), также расположенных в виде знака SOS. При наличии сигнальных патронов ПСНД днем применяются патроны с ярко-оранжевым дымом, а ночью – с ярко-малиновым огнем. Если нет поляны, то вырубается (выламывается) кустарник в виде знака SOS. Размер знаков должен быть порядка 6 ? 1 м – 6 ? 1,5 м; в шагах взрослого человека это будет примерно 7 ? 2 шага или 7 ? 3 шага. Знак можно выложить из кусков материи желтого или оранжевого цвета – они хорошо видны издалека. В случае движения в сторону населенного пункта или дороги (трассы) необходимо уметь ориентироваться на местности. В Северном полушарии направление на север можно определить, став в полдень спиной к солнцу (в полдень – солнце в зените). Тень укажет направление на север, слева будет запад, справа – восток. Местный полдень можно определить с помощью вертикального шеста длиной 0,5–1 м по наименьшей длине тени от него на поверхности земли. Нужно помнить, что в 6–7 ч утра солнце на востоке, а в 7 ч вечера на западе (в зависимости от времени года и расположение солнца будет несколько иным, например восход солнца летом – в 5 утра, а заход – в 8–9 ч вечера). Направление на юг можно определить по большому скоплению (наплыву) смолы на соответствующей югу стороне ствола хвойного дерева. В оврагах снег тает на южных склонах быстрее. Шире годичные кольца на пнях на южной стороне, мох нарастает больше на северной стороне дерева. Определить юг и север можно также по муравейникам, пологая сторона которых обращена на юг. Грибы обычно растут с северной стороны дерева. После ориентирования на местности и определения своего местонахождения следует избрать маршрут выхода к населенному пункту или транспортной магистрали. При движении и переходе через замерзшие водоемы необходимо быть предельно осторожным, так как толщина льда в озере (тем более на реке) бывает неравномерной по краям и в средних местах. На озере лед может быть тоньше над выбивающими из-под земли ключами, а на реке лед тоньше над быстрым течением. Переход через замерзшие водоемы допускается зимой при толщине льда 4–5 см, осенью и весной – не меньше 10 см. Наиболее прочен прозрачный лед с синеватым или зеленоватым оттенком, менее надежен бело-матовый с желтизной, крайне опасен рыхлый, ноздреватый. Чтобы не провалиться под лед при движении и переходе, следует учитывать и делать следующее: 1) если лед под вами затрещал или начал ломаться, быстрее возвращайтесь скользящим шагом или ползком к берегу; 2) всегда выходите на лед с палкой в руке и с отверткой или ножом в кармане. Эти предметы помогают выбраться из полыньи или провала; 3) если несете на себе груз, то груз лучше снять перед выходом на лед и закрепить его на двух больших ветках, концы которых держать в обеих руках, т.е. сделать подобие саней; 4) идти по льду большой группе людей можно лишь при толщине льда в 7–9 см (это ширина ладони взрослого человека), причем каждый человек из группы должен идти на расстоянии 5–6 м друг от друга; 5) нельзя прыгать на льду и топать, проверяя его прочность, особенно в зоне быстрого течения или выхода ключа из-под земли; 6) переходить замерзший водоем на лыжах и с грузом весьма рискованно, груз лучше закрепить на лыжах, а палки использовать как средство тяги, закрепив их на лыжах. Если лед сломался под вашей тяжестью, следует: 1) избавиться от тяжелых, сковывающих движение вещей; 2) выбираться на лед в месте, где произошло падение (лед может проломиться при вашем падении, когда вы поскользнулись); 3) не терять времени на освобождение от одежды, так как в первые минуты, до полного намокания, она удерживает человека на поверхности; 4) выползать на лед методом «вкручивания шурупа», т.е. перекатываясь со спины на живот; 5) втыкать в лед острые предметы (нож), подтягиваясь к ним; 6) удаляться от пробитой полыньи ползком по собственным следам. При наличии компаса (например, на часах) можно им пользоваться, но надо учитывать, что в каждой местности есть определенные поправки на магнитное склонение (у летчиков на полетных картах такие данные есть); то же относится и к большому компасу. Поэтому показания компасов нужно уточнять по положению солнца и другим ориентирам. Ночью можно ориентироваться по звездам, для этого надо определить положение крупных звезд (Полярной звезды, Большой Медведицы и т.д.). Если предстоит идти несколько дней, то на месте аварии надо предварительно сориентироваться по солнцу, мхам, муравейникам и переночевать на месте, а двигаться начать по всем определенным признакам рано утром, с рассветом. Учитывая нынешнее состояние транспортных средств всех видов (самолетов, вертолетов, автомашин, вездеходов), перед пользованием ими следует заготовить заранее все необходимое и в первую очередь медицинскую аптечку в минимальном наборе, нож (охотничий или кухонный) и т.д. Главное – в любой, самой сложной ситуации не терять самообладания, веры в свои силы, свой разум и свою удачу. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|