|
||||
|
Глава 5 Мозг оборотня Некоторых людей можно убедить в существовании оборотней. К примеру, Голливуд укрепил эту веру, развив и увековечив легенды о таких созданиях. Первый фильм об этих существах назывался «Лондонский оборотень» и был снят в 1935 г. Довольно невинный по современным стандартам фильмов ужасов, тогда он вызывал у зрителей страх и восторг, и публика, разумеется, жаждала большего. В 1930—1940-х гг. «Студия Юниверсал» заработала целое состояние, эксплуатируя интерес к данной теме. Актер Лон Чейни-младший стал звездой, сыграв оборотня в нескольких картинах. В Голливуде процветали не только волки-оборотни. Люди превращались в кошек, змей, мух, пауков и других животных. Даже студия Диснея в 1959 г. выпустила фильм «Лохматый пес», затрагивающий эту тему. Фильм 1984 г. «Птаха», снятый по роману В. Вартона, рассказывает о молодом человеке, считавшем себя хищной птицей. Старая австралийская реклама показывает человека, превращающегося за рулем своего автомобиля в волка. Он не обращает внимания на свою привлекательную пассажирку и получает значительно больше удовольствия от процесса вождения. Она выглядит разочарованной и недоумевающей, замечая: «А моя мама еще считает его милым!» Смысл заключается в следующем: водить такую машину приятнее, чем заниматься сексом. В той или иной форме ликантропия существует и сегодня. Это психическое состояние, при котором человек считает себя оборотнем, превращающимся в зверя (чаще всего в волка). Ликантропия – одно из самых древних известных явлений. До сих пор в медицинской литературе встречаются сообщения о подобных случаях. Корни ликантропии прослеживаются в греческом мифе, в котором Зевс превращает заблудшего Ликаона в волка за то, что тот обманом хотел накормить Зевса человеческим мясом. Библейская книга Даниила рассказывает легенду о том, что великий вавилонский царь Навуходоносор II семь лет страдал от того, что сегодня назвали бы ликантропическим состоянием. Ликантропия отражена в мифах и легендах всего мира. Убеждение в существовании сатиров и других полулюдей-полуживотных сохраняется и по сей день. Согласно одной ирландской легенде, святой Патрик превратил в волка Венетикуса, царя Галлии. Существуют легенды, в которых речь идет и об обратном превращении. Ярким примером тому является французская сказка о Красавице и Чудовище. В Европе до ХХ в. (в течение которого население Земли резко увеличилось, а лесов стало значительно меньше) волки были самыми распространенными опасными хищниками. Неудивительно, что идея превращения человека в волка чаще всего встречалась при психических расстройствах. Слабым, подавленным и угнетенным такая трансформация обещала обретение силы. Через животную сущность можно было также дать выход сдерживаемой агрессии и жестокости. Постоянный страх перед теми, кто страдал ликантропией, вызывал периодические вспышки паники, выливавшиеся в преследование психически больных. Боязнь того, что такие люди могут напасть на человека и съесть его, вела к массовым убийствам. Во времена испанской инквизиции церковными судами средневековой Европы было узаконено сожжение на костре «людей-животных». Описания ликантропии встречаются во всем мире. Помимо Европы ликантропия известна в Китае, Индии, Африке, в Северной и Южной Америке. Среди животных, в которых превращается человек, есть лев, тигр, гиена, медведь, акула, крокодил. В любом случае такое животное обычно находится на самой вершине пищевой пирамиды или близко к ней. Часто оно не только вызывает страх, но и является символом физической и сексуальной мощи. Описания ликантропии и ее лечения можно найти в самых древних медицинских текстах. Греческий врач Павел Эгинета писал об этом еще в VII в. В качестве эффективного лечения он даже советовал кровопускание. Французский врач XVI в. Жан Фернелл придерживался распространенного среди его современников мнения, что человек начинает превращаться в оборотня из-за одержимости силами зла и часто под влиянием самого дьявола. Ярче всего в психиатрической литературе описаны два случая ликантропии. Один из них (вероятно, самый знаменитый), приводит не кто иной, как Карл Густав Юнг{39}. У одной из пациенток Юнга, любящей матери, было три дочери, которые тоже были очень привязаны к ней. Но время от времени девочки видели сны, где она вела себя как опасное животное. Спустя много лет у матери стали наблюдаться признаки ликантропии: она начала ползать на четвереньках, имитировать хрюканье свиней, лай собак и рычание медведей. Юнга озадачила причина такого поведения. Этот случай он использовал для иллюстрации удивительной чувствительности детей к внутреннему состоянию родителей. Другой пример ликантропии описан Карлом Ясперсом{40}. Пациент, считавший себя оборотнем и имеющий склонность к суициду, требовал, чтобы его убили серебряной пулей, выпустив ее прямо в сердце, – как в кино. Хотя в наши дни есть люди, которые страдают ликантропией, но теперь их значительно меньше, чем в прошлом. Ирландское исследование 1985 г. приводит любопытный случай шестидесятилетней вдовы, которая «стала агрессивна по отношению к некоторым членам своей семьи без каких бы то ни было очевидных причин. Бывали моменты, когда она ходила на четвереньках и „лаяла, как собака“»{41}. В 1988 г. психиатры из Гарварда сообщили, что за четырнадцать лет только в одной больнице было отмечено двенадцать случаев ликантропии. Они рассказывали следующее:
В случаях ликантропии бред может быть постоянным или, как ни странно, длиться не больше часа. Короткий приступ слу чился с немецким пациентом Р. М., попавшим в больницу в 1990 г.
Разумеется, возникает вопрос: в чем же причина такого поведения? Возможно, это неизученная проблема, касающаяся биохимии мозга{44}. Но свидетельств, подтверждающих эту точку зрения, мало. Некоторые специалисты утверждают, что никто точно не знает истоков ликантропии, и на этот счет имеется множество разнообразных теорий{41}. Из четырех примеров ликантропии ясно, что в двух случаях все началось после полового акта, в третьем – из-за наркотической зависимости, а в четвертом – из-за травмы мозга{41}. Гарвардские психиатры считают, что этот синдром «в целом похож на острый психоз, но с неврологическими симптомами и непонятным исходом»{42}. Почему в наши дни ликантропия встречается значительно реже? Ответ довольно прост: «Считается, что [ликантропический] синдром в Европе почти исчез отчасти в связи с полным вымиранием популяции европейских волков»{41}. Поскольку причины появления ликантропии определить сложно, это затрудняет ее лечение. В случае мистера Р. М. лекарство было найдено и симптомы исчезли. В прежние же дни – как и в голливудских фильмах – частенько обходились серебряной пулей{45}. Общество анонимных оборотней Мозг играет в кости Примечания:3 Herbst J. Bioamazing: A Casebook of Unsolved Human Mysteries. N. Y.: Atheneum, 1985. Р. 12. 4 Whitfi eld P. The Human Body Explained. N. Y.: Henry Holt, 1995. Р. 73. Доктор Филип Уайтфилд – специалист в области естественных наук в Кингс-колледже Лондонского университета. 39 Jung C. Collected Works. L.: Routledge, Kegan Paul, 1954. Vol. 17. 40 Jaspers K. General Psychopathology. 7 edn. Manchester: Manchester University Press, 1959. 41 Coll P., O’Sullivan G., Browne P. Lycantropy lives on // British Journal of Psychiatry. 1985. Vol. 147. P. 201–202. Доктор Патрик Колл и коллеги – психиатры из региональной больницы графства Корк в Уилтоне, Ирландия. 42 Keck P., Pope H., Hudson J., McElroy S., Kulick A. Lycanrthopy: Alive and well in the twentieth century // Psychological Medicine. 1988. Vol. 18. P. 113–120. Доктор Пол Кек и коллеги – психиатры из Гарвардской медицинской школы. 43 Koehler K., Ebel H., Vatzopoulos D. Lycanthropy and demonomania: Some psychological issues // Psychological Medicine. 1990. Vol. 20. P. 629–633. Доктор К. Келер и коллеги работают в психиатрической клинике Боннского университета. 44 Sirota P., Schild K. Animal metamorphosis (lycanthropy) still exists // Harefuah. 1994. Vol. 126. Suppl. 2. P. 88–91. 45 Juan S. Lycanthropy: It brings out the animal in you // The Sydney Morning Herald. 9 July 1992. P. 10. 46 Creed K. Werewolves Anonymous // Weekly World News. 22 October 1996. P. 38. 47 Radin D., Ferrari D. Eff ects of consciousness on the fall of the dice: A meta-analysis // Journal of Scientifi c Exploration. 1991. Vol. 5. No. 1. P. 61–65. 48 Исследование Д. Радина и Д. Феррари приводит У. Корлисс. Science Frontiers. Maryland: The Source Book Project Press, Glen Arm, 1994. P. 31. Дин Радин и Диана Феррари – специалисты по психометрии из Нью-Йоркского университета. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|