|
||||
|
Глава 35 ТВ-мозг Ученые считают, что чрезмерное увлечение просмотром телевизора оказывает влияние на формирование детского мозга. Это открытие вызвало серьезное беспокойство среди специалистов по детскому развитию. Они тревожатся о скрытом влиянии телевизора на способности ребенка к обучению. Не становится ли у ребенка меньше времени для размышлений, анализа, чтения, игр и общения? Эксперты предупреждают: телевидение для развития – то же самое, что фастфуд для здоровья. Как формируется ТВ-мозг? Опытный американский специалист по проблемам обучения доктор Джейн Хили считает{363}, что растущий мозг ребенка может физически формироваться телевидением, как он формируется вследствие других повторяющихся ситуаций. Суть состоит в том, что развивающийся мозг взаимодействует со средой, определяя, какие синаптические связи усилить и сохранить, а какие ослабить или потерять навсегда. Телепрограммы манипулируют мозгом путем визуальных или звуковых воздействий. Хили утверждает, что телепрограммы и реклама, включая ту, что снята специально для детей, «используют непроизвольные отклики мозга на наезды, панорамы, громкие звуки и яркие цвета, удерживая его в неестественном возбуждении, но, скорее, на уровне реакции, чем мышления»{363}. Общий эффект этих манипуляций и формирует ТВ-мозг, то есть мозг, питающийся телевидением и больше ничем. ТВ-мозг может влиять на человека так же, как «ленивый глаз», влекущий за собой слепоту. Если ребенок страдает от «ленивого глаза» (амблиопии), на здоровый глаз временно надевается повязка, чтобы заставить «ленивый» функционировать нормально. Если этого не сделать, то «ленивый глаз» в результате начнет восприниматься мозгом как бесполезный и ослепнет. По мнению Хили,
Хили соглашается, что продолжительный просмотр телевизора может снизить время активного внимания ребенка:
Более того, Хили упоминает о влиянии телевидения на язык:
Хили предупреждает, что телевидение:
Если Хили и другие ученые правы, то это объясняет, почему учителя часто замечают, что современные ученики мыслят значительно хуже, чем раньше. У них снижена способность глубоко и тщательно исследовать проблему, промежутки их активного внимания коротки, имеются трудности с владением родным языком и снижено умение слушать. В то же время в настоящее время дети подолгу смотрят телевизор и играют в компьютерные игры. Мнение Хили подтверждают и эксперименты на животных. Анатом Мэриэн Даймонд считает, что «на мозг оказывают влияние различные типы воздействия»{364}. Ее исследование мозга крыс показывает, что отсутствие здоровой стимуляции ограничивает рост коры головного мозга животных. В своем эксперименте Даймонд разделила крыс на две группы, одну поместив в изолированную клетку, а другую – в клетку с развивающими игрушками. У крыс второй группы кора головного мозга, тела нервных клеток и кровеносные сосуды в мозге оказались в результате крупнее. Даймонд рассказывает, что, когда крысы первой группы получили возможность смотреть на своих сородичей во второй, это не оказало на них положительного воздействия{364}. Как же защитить наших детей от ТВ? Одно из решений – выключить телевизор. Хили советует и кое-что другое:
Воспринимаются ли послания подсознательно? Настройка мозга Примечания:3 Herbst J. Bioamazing: A Casebook of Unsolved Human Mysteries. N. Y.: Atheneum, 1985. Р. 12. 36 Newton M. Written in blood: A history of human sacrifi ce // Journal of Psychohistory. 1996. Vol. 24. No. 2. P. 104–131. 363 Интервью с Дж. Хили от 12 ноября 1992 приводит С. Джуан. The TV Brain’: What it switches off // The Sydney Morning Herald. 26 November 1992. P. 14. Доктор Джейн Хили – психолог, работает в школе Вейл Монтан и в Государственном университете Кливленда (штат Огайо). Автор книг: Your Child’s Growing Mind. N. Y.: Doubleday, 1989; Endangered Minds: Why Children Don’t Think and What We Can Do About It. N. Y.: Simon, Schuster, 1991. 364 Covington S. TV may stunt kids’ brains, experts warn // The San Jose Mercury News. 3 October 1992. P. 4. 365 Greenwald A., Draine S., Abrams R. Three cognitive markers of unconscious semantic activation // Science. 1996. Vol. 273. P. 1699–1702. Доктор Энтони Гринвальд и коллеги работают в отделении психологии Вашингтонского университета в Сиэтле. 366 Motluk A. Mind control ads ‘don’t sink in // New Scientist. 28 September 1996. P. 20. 367 Abrams M., Bernstein H. Soon you’ll curl up with an electronic book // The San Francisco Chronicle. 1 June 1992. P. B1, B4. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|