Глава 35

ТВ-мозг

Ученые считают, что чрезмерное увлечение просмотром телевизора оказывает влияние на формирование детского мозга. Это открытие вызвало серьезное беспокойство среди специалистов по детскому развитию. Они тревожатся о скрытом влиянии телевизора на способности ребенка к обучению. Не становится ли у ребенка меньше времени для размышлений, анализа, чтения, игр и общения? Эксперты предупреждают: телевидение для развития – то же самое, что фастфуд для здоровья.

Как формируется ТВ-мозг? Опытный американский специалист по проблемам обучения доктор Джейн Хили считает{363}, что растущий мозг ребенка может физически формироваться телевидением, как он формируется вследствие других повторяющихся ситуаций. Суть состоит в том, что развивающийся мозг взаимодействует со средой, определяя, какие синаптические связи усилить и сохранить, а какие ослабить или потерять навсегда.

Телепрограммы манипулируют мозгом путем визуальных или звуковых воздействий. Хили утверждает, что телепрограммы и реклама, включая ту, что снята специально для детей, «используют непроизвольные отклики мозга на наезды, панорамы, громкие звуки и яркие цвета, удерживая его в неестественном возбуждении, но, скорее, на уровне реакции, чем мышления»{363}. Общий эффект этих манипуляций и формирует ТВ-мозг, то есть мозг, питающийся телевидением и больше ничем.

ТВ-мозг может влиять на человека так же, как «ленивый глаз», влекущий за собой слепоту. Если ребенок страдает от «ленивого глаза» (амблиопии), на здоровый глаз временно надевается повязка, чтобы заставить «ленивый» функционировать нормально. Если этого не сделать, то «ленивый глаз» в результате начнет восприниматься мозгом как бесполезный и ослепнет.

По мнению Хили,

…неврологические основы для чтения, аналитического мышления, управления вниманием и умения решать проблемы зависят от опыта, приобретаемого каждый день. Мозг продолжает увеличиваться даже у подростков, и мы должны обратить внимание на качество его стимуляции у молодых людей в наш век информации и высоких скоростей{363}.

Хили соглашается, что продолжительный просмотр телевизора может снизить время активного внимания ребенка:

Когда дети сначала смотрели динамичные программы, а затем выполняли такие задания, как чтение или решение сложных головоломок, у них отмечалось ослабление внимания{363}.

Более того, Хили упоминает о влиянии телевидения на язык:

Хотя телевидение отчасти увеличивает словарный запас человека и расширяет кругозор, оно не развивает у человека грамотную речь и способность структурировать полученную информацию{363}.

Хили предупреждает, что телевидение:

…может оказывать гипнотическое влияние и вызывать неврологическую зависимость. Оно меняет частоту электрических импульсов мозга, блокируя активную умственную деятельность и создавая медленные (альфа) волны, при которых обычно отсутствует мыслительная активность. Неизвестно, влияет ли регулярный просмотр телепрограмм на рисунок волн, но мы знаем, что уровни альфа-волн можно изменить с помощью тренировки{363}.

Если Хили и другие ученые правы, то это объясняет, почему учителя часто замечают, что современные ученики мыслят значительно хуже, чем раньше. У них снижена способность глубоко и тщательно исследовать проблему, промежутки их активного внимания коротки, имеются трудности с владением родным языком и снижено умение слушать. В то же время в настоящее время дети подолгу смотрят телевизор и играют в компьютерные игры.

Мнение Хили подтверждают и эксперименты на животных. Анатом Мэриэн Даймонд считает, что «на мозг оказывают влияние различные типы воздействия»{364}. Ее исследование мозга крыс показывает, что отсутствие здоровой стимуляции ограничивает рост коры головного мозга животных.

В своем эксперименте Даймонд разделила крыс на две группы, одну поместив в изолированную клетку, а другую – в клетку с развивающими игрушками. У крыс второй группы кора головного мозга, тела нервных клеток и кровеносные сосуды в мозге оказались в результате крупнее.

Даймонд рассказывает, что, когда крысы первой группы получили возможность смотреть на своих сородичей во второй, это не оказало на них положительного воздействия{364}.

Как же защитить наших детей от ТВ? Одно из решений – выключить телевизор. Хили советует и кое-что другое:

Из-за телевидения умственные способности детей изменяются, по крайней мере частично. Жаловаться на это и вспоминать «старые добрые времена» бессмысленно. Поскольку в школьные годы мозг остается податливым, учреждения образования должны адаптироваться к потребностям учащихся, предложив хорошо спланированную программу обучения, которая будет способствовать развитию интеллекта{363}.

Воспринимаются ли послания подсознательно?

Может ли Большой Брат просочиться на наши телеэкраны с посланиями, воздействующими на уровне подсознания? Способны ли производители рекламы заставить нас покупать свою продукцию? По мнению исследователей из Вашингтонского университета, это невозможно. Они обнаружили, что подобные послания могут влиять на то, как мы думаем, но они настолько кратковременны, что практически не воздействуют на поведение. Ученые провели эксперимент, где 481 человек должен был систематизировать слова, написанные на экране. Перед их демонстрацией очень быстро мелькали подсказки. Иногда это помогало человеку, а иногда – нет. Выяснилось, что слова, действующие на подсознание, влияли на правильный ответ лишь в течение одной десятой секунды, и люди в большинстве случаев решали задачу так, будто ничего не видели{365}{366}.

Настройка мозга

Церебрекс – идея Йоширо Накаматы, изобретателя из Токио. Каждый день Накамата начинает с того, что на 20–30 минут усаживается в свое изобретение. Через его стопы проходят особые короткие волны, заставляя кровь устремляться к голове, питая мозг кислородом и создавая ощущение эйфории. После ласковых альфа-волн и приятных звуков журчания воды Накамата говорит, что чувствует себя, будто проснулся после восьмичасового сна. Аппарат снимает усталость, улучшает мыслительную деятельность, предотвращает развитие болезни Альцгеймера, укрепляет память, способствует развитию творческих способностей и сексуального потенциала. Церебрекс, уже продающийся в Японии, часто устанавливают в офисах{367}.


Примечания:



3

Herbst J. Bioamazing: A Casebook of Unsolved Human Mysteries. N. Y.: Atheneum, 1985. Р. 12.



36

Newton M. Written in blood: A history of human sacrifi ce // Journal of Psychohistory. 1996. Vol. 24. No. 2. P. 104–131.



363

Интервью с Дж. Хили от 12 ноября 1992 приводит С. Джуан. The TV Brain’: What it switches off // The Sydney Morning Herald. 26 November 1992. P. 14. Доктор Джейн Хили – психолог, работает в школе Вейл Монтан и в Государственном университете Кливленда (штат Огайо). Автор книг: Your Child’s Growing Mind. N. Y.: Doubleday, 1989; Endangered Minds: Why Children Don’t Think and What We Can Do About It. N. Y.: Simon, Schuster, 1991.



364

Covington S. TV may stunt kids’ brains, experts warn // The San Jose Mercury News. 3 October 1992. P. 4.



365

Greenwald A., Draine S., Abrams R. Three cognitive markers of unconscious semantic activation // Science. 1996. Vol. 273. P. 1699–1702. Доктор Энтони Гринвальд и коллеги работают в отделении психологии Вашингтонского университета в Сиэтле.



366

Motluk A. Mind control ads ‘don’t sink in // New Scientist. 28 September 1996. P. 20.



367

Abrams M., Bernstein H. Soon you’ll curl up with an electronic book // The San Francisco Chronicle. 1 June 1992. P. B1, B4.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх