Глава 33

Мозг и нарушение восприятия времени

Может ли изменение восприятия времени помочь диагностике и лечению психических заболеваний?

Некоторые психологи уверены, что может. Эту теорию проверяют несколько групп ученых по всему миру. Некоторые из них оборудовали камеры временной изоляции, помещали туда пациентов или обычных людей, а затем наблюдали за тем, что происходит с поведением и здоровьем человека, если временем манипулировать. Один из известных исследовательских центров, работающих с такими камерами, находится в больнице при Пенсильванском университете в Филадельфии.

На первый взгляд камера походит на свежевыкрашенный номер гостиницы среднего уровня, с современной ванной комнатой. Но при внимательном рассмотрении обнаруживается, что здесь нет окон, потолок покрыт световыми панелями, а вход в другие комнаты закрывают толстые двери.

Психологи могут сделать так, что внутри этой камеры в часе будет 50 минут, в сутках – 36 часов, а ночь наступит в дневное время. Они способны легко менять естественный ход времени. Манипулируя светом, часами, температурой и другими факторами, ученые надеются изменить у человека, сидящего в камере, восприятие времени и использовать полученные результаты для диагностики и лечения психических заболеваний.

Используя видеокамеры, компьютеры и медицинское оборудование, исследователи надеются больше узнать о тревожных расстройствах, шизофрении, депрессии и нарушениях сна, а также о влиянии на человеческое тело и сознание посменной работы, перемещения в другие часовые пояса и депривации сна.

«То, что мы здесь увидели [в больнице при Пенсильванском университете], просто потрясает, – говорит доктор Дэвид Дингс. – Это место похоже на комнату, отделенную от всего остального мира: здесь нет ни окон, ни радио, ни телефонов – ничего, что позволяет понять, который час»{339}.

Каждая камера тщательно защищена от радиоволн, изменений температуры, солнечного света, шума уборочных машин, запаха утреннего кофе – в общем, от всего, что может намекнуть человеку на настоящее время. Более того, камеры расположены на пружинах, чтобы люди не могли почувствовать вибрации, указывающие на происходящее в больнице, и догадаться о примерном времени суток. Это полная изоляция от внешнего мира, настоящая «камера безвременья».

Развивающаяся наука хронобиология исследует то, как время влияет на поведение и здоровье человека. По мнению доктора Питера Уайброу, коллеги Дингса, «хронобиология за последние 10 лет получила сильное развитие. Естественные циклы влияют на людей, и мы не всегда понимаем, как это происходит»{340}. Растет понимание того, что многие психические заболевания, такие как маниакально-депрессивный психоз и шизофрения, могут быть связаны с нарушением природных циклов{340}. Меняя в камере суточный ритм, врачи предполагают, что смогут вылечить человека, чья система каким-то образом потеряла структурную целостность. Они делают это через терапевтический процесс «ресинхронизации» пациента с реальным миром.

Помимо суточного ритма в больнице при Пенсильванском университете исследуются лунный (месячный) и городовой циклы. Смена времен года и влияние (если таковое существует) гравитационного притяжения Луны на здоровье и поведение все большее привлекают внимание исследователей.

Дингс полагает, что подобные исследования особенно важны в постиндустриальном мире, общество которого стремится к круглосуточно активному образу жизни. Хотя когда-то почти вся человеческая деятельность ночью прекращалась, сейчас многие предприятия, заводы, магазины работают круглые сутки. Какое влияние окажут эти перемены на человеческий организм?

Дингс подсчитал, что четверть населения промышленных стран время от времени выходит в ночную смену. Он сделал следующий вывод: «…хотя нет способа остановить активность общества круглые сутки (для большинства предприятий дешевле работать по 24 часа), мы должны понять границы биологических возможностей человека. Необходимо использовать это знание, чтобы минимизировать разрушительные последствия грядущих изменений»{339}. Он отмечает, что «общество на самом деле уже круглосуточно активно»{341}.

Дингс упоминает, что многие компании переводят работников с первой на вторую, а затем на ночную смену. Это серьезно нарушает биологические часы, вызывает стресс, снижает продуктивность труда и приводит к несчастным случаям. Мы должны научиться распознавать тех людей, которые более подвержены несчастным случаям в позднее время суток. К примеру, необходимо создать специальный тест, для того чтобы выявлять пилотов или операторов атомных станций, которые могут уснуть на рабочем месте.

Как замечает Дингс, знания о суточном ритме уже пригодились для понимания того, в какое время дня лекарства оказывают максимальное действие на больного. Ученый говорит, что посредством экспериментов с камерами предстоит сделать еще много открытий в области человеческого поведения и здоровья.

Доктор Рон Гранштейн, сиднейский специалист по проблемам нарушения сна, говорит, что камеры временной изоляции «очень полезны в качестве исследовательских инструментов». Однако он добавляет: пока не доказана возможность лечить с помощью камер такие заболевания, как шизофрения. Серьезные выводы можно сделать только после проведения скрупулезных исследований{342}.

Можем ли мы учиться под наркозом?

Существует серьезное свидетельство того, что даже если человек находится без сознания, у него сохраняются восприятие и некоторая способность к обучению. Это может означать, что для обучения осознанное восприятие не обязательно. Может ли человеческий мозг обрабатывать информацию во сне? Узнаем, что говорит по этому поводу психолог из Шеффилдского университета доктор Джеки Андрейд:

«Теоретически, пациент, находящийся под общим наркозом, при пробуждении не должен помнить об операции. Случаи припоминания событий, происходящих во время операции, почти всегда связаны с неправильной анестезией. Однако проведенное Левинсоном в 1965 г. исследование указало на возможность обработки информации, несмотря на качественную анестезию. Ученый привел примеры 10 пациентов, которым делали стоматологическую операцию, в процессе которой имитировалась кризисная ситуация и анестезиолог восклицал: “Остановите операцию – у пациента слишком синие губы. Нужно добавить кислорода”. Впоследствии больные не помнили об этом “кризисе”. Однако спустя месяц под гипнозом четверо из них дословно повторили восклицание анестезиолога, а другие четверо вспомнили его частично»{343}{344}.

Нейродегенеративное заболевание – проблема в семье

Когда родители передают своим детям плохие гены, может возникнуть нейродегенеративное заболевание. Испорченные гены вызывают недостаток определенных ферментов. Из-за отсутствия этих ферментов в кровь попадают токсины. Эти токсины постепенно собираются в печени, селезенке, костях и, что наиболее опасно, в мозге. К примеру, болезнь Тай-Сакса способна погубить кажущегося вполне здоровым младенца. Ребенок впадает в кому, умирая в течение нескольких лет, и с этим ничего не поделаешь{345}.


Примечания:



3

Herbst J. Bioamazing: A Casebook of Unsolved Human Mysteries. N. Y.: Atheneum, 1985. Р. 12.



33

Gottlieb R. The legend of the European vampire. Object loss and corporeal preservation // Psychoanalytic Study of the Child. 1994. Vol. 49. P. 465–480. Доктор К. М. Готтлиб – психиатр в Нью-Йоркском психоаналитическом институте.



34

Jaff e P., DiCataldo F. Clinical vampirism: Blending myth and reality // Bulletin of the American Academy of Psychiatry and the Law. 1994. Vol. 22. No. 2. P. 533–544. Докторa Р. Яффе и Ф. Ди Катальдо – психиатры из Женевского университета.



339

Интервью с Д. Дингсом от 3 августа 1991 г. приводит С. Джуан. Time twists may help combat ills // The Sydney Morning Herald. 15 August 1991. P. 12. Доктор Дэвид Дингс – психолог больницы при Пенсильванском университете в Филадельфии.



340

Интервью с П. Уайброу от 3 августа 1991 г. приводит С. Джуан, там же. Доктор Питер Уайброу – психиатр больницы при Пенсильванском университете в Филадельфии.



341

Интервью с Д. Дингсом от 10 июля 1997 г.



342

Интервью с Р. Граншейном от 4 августа 1991 г. приводит С. Джуан, см. выше. Доктор Рон Гранштейн – специалист центра по изучению расстройств сна в Королевском госпитале принца Альфреда (Сидней).



343

Levinson B. State of awareness during general anaesthesia // British Journal of Anaesthesia. 1965. Vol. 37. P. 544–546.



344

Andrade J. Learning during anaesthesia: A review // British Journal of Psychology. 1995. Vol. 86. P. 479–506.



345

Marion R. A deadly cry // Discover. December 1995. P. 42, 44, 46.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх