|
||||
|
Глава 29 Уменьшающийся мозг Форм психических заболеваний не меньше, чем звезд на небе. Культурная психиатрия – это наука, появившаяся в 1970-х гг. на стыке психиатрии и антропологии. Специалисты обеих наук подвергли сомнению точку зрения традиционной психиатрии, согласно которой психические заболевания – универсальное явление, берущее начало в глубинных биологических механизмах. Хотя некоторые заболевания, например шизофрения, возникают во всех культурах, есть душевные расстройства, свойственные лишь определенным регионам. Более того, варианты болезней, их признаки и течение видоизменяются настолько «сильно [от культуры к культуре], что врач может воспринимать это как разные заболевания»{293}. Мотыльковое безумие Мотыльковое безумие – это болезнь индейцев племени навахо, живущих на юго-западе США. Навахо относятся к ней точно так же, как европейцы к СПИДу, то есть страшно ее боятся. Мотыльковое безумие выражается в том, что у человека начинаются припадки, подобные эпилептическим, которые приводят к бешенству и истерическому, самоубийственному поведению. Нередко больной считает, что какая-то часть его тела стала значительно меньше – голова, корпус, половые органы или что-нибудь еще. При обследовании врачи не находили физических признаков какого-либо заболевания. Это состояние чисто психосоматическое. Его называют мотыльковым безумием из-за трепещущих движений крыльев мотылька, его крошечных размеров и малого времени жизни. Антропологи из Аризонского университета говорят, что навахо связывают мотыльковое безумие с нарушением табу на инцест: «Даже если начало [мотылькового безумия] приходится на первые годы жизни человека, считается, что табу нарушил один из родителей и болезнь перешла на ребенка, когда тот был еще в утробе»{294}. Коро Еще одна болезнь, связанная с уменьшением, называется коро. Это малоизвестное заболевание поражает в основном жителей Южной и Юго-Восточной Азии и заключается в ярких и часто разрушительных панических приступах, связанных с переполняющим человека страхом, что его половые органы уменьшаются, отпадают или втягиваются. Обычно пациент убежден, что, когда это случится с его гениталиями, он немедленно умрет. Такое психическое расстройство значительно чаще встречается у мужчин (пенис и яички), нежели у женщин (грудь и наружные половые органы). Врачи и психологи не знают, почему коро принимает такую форму и возникает в основном в азиатских странах. Малазийское название заболевания – коро – принято в медицинской и научной литературе. В Китае ее называют по-разному, в том числе саоян. Хотя антропологи писали, что эпидемии коро могут поражать целые деревни, информации на эту тему мало, особенно в том, что касается причин ее возникновения. Людей, страдающих от этого заболевания, описывают «незрелыми и зависимыми, не уверенными в собственной взрослости и боящимися половой зрелости»{295}. Случаи коро «часто связаны со страхом перед мастурбацией, с сексуальными излишествами, а также бывают вызваны наркотиками»{296}. Приступы коро могут длиться в течение часов, дней и даже недель. Современное лечение заключается в лекарственной терапии и психотерапии. Однако методы народного лечения значительно более любопытные – например, когда «семья и друзья держат пенис больного из страха, что он исчезнет в брюшной полости»{296}. В 1987 г. доктор Мэрионда Шер столкнулась с первым случаем коро у взрослого человека, рожденного в США. Она описывает пациента, поступившего в больницу Сиэтла, так:
После сеансов терапии Шер поняла, что перед ней проблемная, беспокойная личность. Старший брат пациента заболел шизофренией во Вьетнаме. Сам пациент был «особенно близок» с матерью. Почти вся его семья, где он был пятым из восьми детей, жила в одном доме. Они были фундаменталистами. Шер пишет, что ее пациент всегда был застенчивым и нервным, плохо учился, перебивался случайными заработками и до госпитализации не работал три месяца{297}. Шер рассказывает, что он страдал ожирением, повышенным давлением, ежедневно потреблял много алкоголя и мастурбировал пять-шесть раз в день, хотя и «испытывал чувство вины из-за своей мастурбации, поскольку религия это запрещала». Шер отмечает, что ее пациент «чувствовал, что “добавляет ран на спину Христа каждый раз”, когда это делает». Молодого человека не привлекали мужчины, а его отношения с женщинами всегда заканчивались неудачей. Он утратил надежду жениться или хотя бы просто покинуть дом. Пациент провел в больнице 13 дней, принимая небольшие дозы психотерапевтических лекарств и выслушивая заверения в том, что его симптомы – воображаемые. Как потом выяснилось, в 12 лет этот молодой человек пережил краткую связь с сестрой, той самой, которая привезла его в больницу{297}{298}. Психоз Виндиго Индейцы-алгонкины, живущие на северо-востоке Канады, верят в ужасное чудовище по имени Виндиго. Это гигантское, похожее на камень создание пяти метров в высоту, питающееся человеческим мясом. У него страшная пасть с огромными, кривыми и острыми как бритва зубами. Он постоянно шипит и производит другие жуткие звуки. Его совиные глаза налиты кровью, а метровые ступни оканчиваются единственным огромным когтистым пальцем. Он живет в темных лесах и совершенно невосприимчив к холоду. Убить его практически невозможно. Когда он начинает преследовать свою жертву, та обречена. Если охотник не возвращается с охоты, считается, что на него напал Виндиго. У этого народа психоз Виндиго проявляется в уверенности, что кто-то оказался одержим духом лесного монстра. Причиной одержимости считается неспособность добыть еду для семьи – это для членов племени и огромная личная неудача, и проступок, имеющий общественное значение. Как и само чудовище Виндиго, психотики испытывают сильнейшее навязчивое желание есть человеческое мясо. Обычно они удовлетворяют свое каннибальское желание, нападая на членов собственной семьи. Индейцы вполне способны убить и съесть своих близких, если их не остановить. Они верят, что потеряли контроль над своими действиями, и единственным избавлением для них является смерть. По словам Мортона Тейчера, написавшего работу по психологической антропологии «Психоз Виндиго», больные часто просят убить их и не противятся собственной смерти{299}. Каннибализм – нарушение величайшего табу среди алгонкинов, которым довольно сложно добывать пищу, особенно во время долгих зимних месяцев. Так сложилось, что голод для них представляет постоянную угрозу. Сознательные или бессознательные каннибальские порывы можно обуздать только с помощью дисциплины и порядка. Сусто В Центральной Америке сусто называют психическое заболевание, при котором больному кажется, что он утратил свою жизненную силу. Сон становится беспокойным, а сам больной – апатичным, погружается в депрессию. Человек теряет аппетит, не обращает внимания на состояние одежды и личную гигиену и не способен выполнять нормальные повседневные обязанности. От сусто можно умереть, что иногда и происходит. Хотя люди медленно угасают, врачи не находят у них физических признаков заболеваний или повреждений. Больные говорят, что сусто возникает после внезапного сильного испуга или другой травмы. Сусто называют espanto, perdida del alma или chibih. Антропологи из Калифорнийского университета проанализировали это необычное расстройство, часто наблюдающееся в мексиканском штате Оахака{300}. Они исследовали 48 больных сусто разного возраста в течение семи лет. Восемь человек из этой группы умерли. В контрольной группе из 48 человек, у которых не было сусто, не умер ни один. Исследователи пришли к выводу, что причины этого заболевания социальные, а не биологические. Они предположили, что люди заболевают сусто, если по каким-то причинам не могут оправдать ожидания общества. Если они не выполняют свою роль, к которой пытались приспособиться, то находят выход в заболевании и, в итоге, в смерти{300}{301}. Амок Это психическое заболевание проявляется в напряженных раздумьях, за которыми следуют вспышки агрессии, проявления жестокости или даже убийство. Часто оно возникает из-за пережитого оскорбления и поражает только мужчин из Лаоса, Филиппин, Малайзии, Полинезии, Папуа – Новой Гвинеи, а также навахо и пуэрториканцев. Усталость мозга Усталость мозга – психический синдром, наблюдавшийся исключительно в Западной Африке. При нем больной испытывает общее ощущение усталости, из-за чего ему становится сложно концентрироваться и что-либо вспоминать. Интересно, что это состояние возникает среди студентов университетов и учащихся школ, когда те переживают крайнее умственное напряжение. Призрачная болезнь Встречающаяся среди различных индейских племен, эта болезнь вызывает кошмары, физическую слабость, чувство безысходности, ощущение опасности, потерю аппетита, обмороки, головокружение и галлюцинации. Призрачная болезнь связана с беспокойством по поводу смерти и мертвых. Она свойственна культуре американских индейцев. Тайджин киофушо Встречающееся только в Японии, это психическое заболевание вызвано сильным страхом, что тело человека оскорбляет других своим видом, движениями или запахом. Иногда больной убежден, что может уменьшаться под взглядом других людей. Хва-бьюн У корейцев подавление сильного гнева может вызвать заболевание, характеризующееся бессонницей, приступами паники, страхом перед грядущей смертью, нарушением пищеварения, сильным сердцебиением и болями во всем теле. Спящая кровь Португальцы с островов Кабо-Верде называют это заболевание sangue dormido – «спящая кровь». Когда человек нарушает важные общественные законы, его кровь может «заснуть». При болезни могут возникнуть боль, онемение, паралич, конвульсии, инсульт, слепота, сердечный приступ и выкидыш у женщин. Иногда у человека создается ощущение, что его мозг сморщивается{302}. Подводя итог, можно сказать, что в вопросах душевного здоровья всегда необходимо учитывать социальные и культурные аспекты. Иногда психическое заболевание является результатом сильного общественного давления. К примеру, анорексия у женщин может быть связана (по крайней мере отчасти) с их попытками подогнать собственное тело под недостижимый идеал, который навязывается индустрией моды. Как видно на примере отдельных заболеваний, некоторые люди даже предпочитают смерть неудаче. Что вызывает болезнь Альцгеймера? Победа над болезнью Альцгеймера Болезнь Альцгеймера и иммунная система Примечания:2 Juan S. Einstein’s brain was doing the washing // The Sydney Morning Herald. 8 February 1990. Р. 12. 3 Herbst J. Bioamazing: A Casebook of Unsolved Human Mysteries. N. Y.: Atheneum, 1985. Р. 12. 29 Интервью с Д. Дольфином от 10 июля 1997 г. Доктор Дэвид Дольфин – профессор биохимии из университета Британской Колумбии в Ванкувере. 30 Dolphin D. Porphyria, vampire, and werewolves: The aetiology of European metamorphosis legends. Washington, DC: American Association for the Advancement of Science. 1985. P. 1–9. 293 Stix G. Listening to culture // Scientific American. January 1996. P. 16, 21. 294 Levy J., Neutra R., Parker D. Hand Trembling, Frenzy Witchcraft, and Moth Madness: A Study of Navajo Seizure Disorders. Tucson: University of Arizona Press, 1987. Доктор Джеррольд Леви и коллеги работают на факультете антропологии Аризонского университета. 295 Yap P. Koro – a culture-bound depersonalization syndrome // British Journal of Psychiatry. 1965. Vol. 111. P. 43–50. 296 Edwards J. Indigenous koro, a genital retraction syndrome of insular Southeast Asia: A critical review // Culture, Medicine and Psychiatry. 1984. Vol. 8. P. 1—24. 297 Scher M. Koro in a native born citizen of the U.S. // International Journal of Social Psychiatry. 1987. Vol. 33. No. 1. P. 42–45. Доктор Мэрионда Шер – психиатр кафедры психиатрии и наук о поведении Вашингтонского университета в Сиэтле. 298 Juan S. Only Human: Why We React, How We Behave, What We Feel. Sydney: Random House Australia, 1990. P. 117–119. 299 Teicher M. Windigo Psychosis. Seattle: University of Washington Press, 1960. 300 Rubel A., O’Neil C., Collado-Ardon R. Susto, A Folk Illness. University of California Press, 1984. Доктор Артур Рубел и коллеги работают в отделении антропологии Калифорнийского университета в Ирвине. 301 Juan S. Taboos and mental illness // The Sydney Morning Herald. 15 June 1994. P. 15. 302 Johnson S. Psychiatric manual to list cultural woes // The San Jose Mercury News. 23 April 1994. P. 1A—2A. 303 Lindner C. Yo u must remember this // Men’s Health. September 1995. P. 112. 304 Heilman J. The good news about Alzheimer’s // Parade. 13 August 1995. P. 12–13. 305 Richardson S. The besieged brain // Discover. September 1996. P. 30–31. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|