• Случай Т. М.: необычная память
  • Глава 26

    Гениальные безумцы: когда вы гениальны в одном, но безумны во всем остальном

    Таланты природа распределяет между нами чаще всего равномерно. Большинство из нас имеют средние способно сти. Но так бывает не всегда. Вспомним, к примеру, гениальных безумцев.

    Помните персонажа, которого играл Дастин Хоффман в фильме 1988 г. «Человек дождя»? Несмотря на умственную неполноценность, он обладал удивительными способностями. У него была поразительная память, которая выручила его брата (Том Круз) во время игры в казино Лас-Вегаса.

    Такой человек – отличный специалист в какой-либо узкой области. Он может делать очень хорошо лишь что-то одно, а большинство других вещей у него не получается. Мы считаем этих людей умственно отсталыми, или, говоря корректно, «людьми с ограниченными способностями», и часто помещаем в больницу, поскольку они не могут ухаживать за собой. Но на самом деле они – удивительные личности. Сегодня психологи продолжают ломать голову над тайной гениальных безумцев{260}.

    Гениальные безумцы – это интеллектуально неполноценные люди, которые обладают какой-то выдающейся способно стью, знанием, умением или талантом. Давайте взглянем на некоторых из этих необычных людей.

    «Психически ненормальный» может дословно повторить все содержание газеты после того, как ему ее прочли. Другой тоже способен дословно воспроизвести ее содержание, но, к примеру, задом наперед.

    Так называемый слабоумный мальчик 12 лет, не умеющий ни читать, ни писать, правильно и с невероятной скоростью умножает в уме трехзначные числа{261}.

    22-летняя женщина с психическим развитием пятилетнего ребенка помнит даты каждого визита в ее дом и имя каждого посетителя.

    «Умственно отсталый» может вспомнить день отпевания в местном приходе любого человека за последние 35 лет, возраст покойного и имена всех, кто приходил с ним прощаться.

    Гениальные безумцы обретают порой широкую известность. Например, «гений больницы Эрлсвуд», глухой слабоумный пациент, обладал удивительными способностями: рисовал, изобретал и отлично разбирался в технике. Он был широко известен и пользовался большим уважением{261}.

    Живший в XVIII в. Томас Фуллер, раб из Вирджинии, считался безнадежно слабоумным. Однако он мог быстро вычислить точное число секунд в 70 годах, 17 днях и 12 часах, принимая в расчет и 17 високосных лет{265}.

    У Готфрида Майнда, которого считали «тупоголовым кретином», был удивительный дар рисовать кошек. Его изображения казались настолько живыми, что по всей Европе он был известен как «кошачий Рафаэль». Один из его рисунков украшал коллекцию короля Георга IV.

    Слепой Том Бетан, знаменитый гениальный безумец с крайне ограниченным интеллектом, уже в возрасте четырех лет играл на фортепьяно произведения Моцарта и мог безошибочно воспроизвести музыкальную пьесу любой степени сложности. Он был способен повторить речь любой длины на любом языке, не потеряв ни единого слога. Однажды он прошел испытание, безошибочно повторив два произведения объемом 13 и 20 страниц{266}.

    Эллен Будро, слепая, умственно отсталая девушка, больная рахитом, имела невероятный музыкальный дар. Она могла повторить любую пропетую или сыгранную мелодию независимо от ее сложности после первого же прослушивания.

    Киешу Ямашита, обладавший очень низким уровнем интеллекта, был гением графического искусства. Его называли японским Ван Гогом{267}.

    Алонсо Клемонс, чей IQ не превышал 40, жил в доме для душевнобольных в Болдере, штат Колорадо, где создал сотни скульптур. Одна из них была продана в 1992 г. за 45 тыс. долларов{265}.

    И. К., умственно неполноценный человек из Канады, является лучшим рисовальщиком, нежели любые профессиональные художники, которых с ним сравнивали. По мнению врачей, И. К. удивительно четко видит трехмерные изображения и ощущает перспективу «без применения правил»{262}.

    Житель Лондона Стивен Уилтшир с коэффициентом интеллекта 30 создал несколько книг с удивительно красивыми рисунками. Одна из них, «Плывущие города», возглавляла в Великобритании список бестселлеров{265}.

    Джордж и Чарлз, «близнецы-калькуляторы», – умственно неполноценные братья, обладающие удивительной способностью описать любой день за последние 80 тыс. лет. К примеру, они легко могут сказать, каким днем недели было 24 апреля 929 г. Также они в подробностях помнят погоду каждого дня своей взрослой жизни{265}{263}.

    Преждевременно родившийся слепой Лесли Лемке обладает удивительной памятью. Он поет, играет и нередко участвует в телешоу. Лемке стал героем двух фильмов: «Женщина, желавшая чуда» (1985), удостоенного четырех наград «Эмми», и «Остров гения» (1987){264}.

    Ким, математический гений, живущий в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), явился прототипом персонажа, которого сыграл Дастин Хофман в фильме «Человек дождя»{265}. Доктор Дарольд Трефферт, много лет работающий с такими людьми, был консультантом на съемках фильма. Трефферт написал одну из самых известных книг по этой проблеме – «Удивительные люди: понять гениального безумца»{264}. Доктор считает это состояние относительно редким.

    По мнению некоторых специалистов, примерно 10 % детей с аутизмом могут проявлять гениальность. В одном исследовании, проведенном среди 90 тыс. пациентов психиатрических клиник, было обнаружено «54 гениальных безумца, или около одного на две тысячи пациентов»{260}. Мужчин среди них значительно больше, чем женщин (соотношение примерно 6: 1).

    Трефферт полагает, что «до сих пор ни одна теория не объяснила этот таинственный феномен». Он пишет, что «выдвинутые гипотезы практически так же различны и многочисленны, как и случаи, описанные врачами»{264}.

    Несмотря на шесть существующих ныне гипотез, в каждой из них чего-то не хватает. Первая гласит, что эйдетическое воображение таких людей значительно превосходит уровень воображения нормального человека. Здесь имеется в виду способность быстро просматривать, сохранять и воспроизводить большие объемы информации. Однако некоторые больные слепы и вообще не могут ничего видеть.

    Есть версия, что такие пациенты унаследовали свои способности от родителей. Но гениальных безумцев производят на свет и люди без выдающихся способностей, а дети больных практически во всех случаях оказываются вполне нормальными.

    В третьей гипотезе указывается, что гениальные безумцы страдают от сенсорной депривации и социальной изоляции. В некоторых случаях это может быть правдой. Но депривация скорее результат, нежели симптом подобного состояния. Многие живут в обычном окружении.

    Согласно четвертой теории, такие люди обладают ослабленной способностью к абстрактному мышлению. Однако Трефферт полагает, что эта точка зрения «описательна» и не является объяснением{264}.

    Пятая гипотеза говорит о том, что у гениальных безумцев развиваются компенсационные умения. Здесь Трефферт также возражает, замечая, что такие люди «не способны оценить свое состояние»{264}.

    И наконец, некоторые полагают, что у одаренных умственно отсталых людей имеются повреждения мозга или проблемы с распределением функций между правым и левым полушариями. Однако у многих таких пациентов вполне нормальные результаты электроэнцефалограммы и компьютерной томографии.

    Трефферт заключает, что поведение гениальных безумцев

    …является сложным, и его трудно понять; хотя это явление представляет собой реальный феномен, оно остается непонятным и в конкретных случаях, и в целом. Поиск объяснений продолжается. Ни одна модель работы мозга, особенно памяти, не будет полной до тех пор, пока не включит в себя синдром одаренных безумцев{264}.

    Чему же нас все это учит? Данный феномен иллюстрирует крайности человеческих способностей – сочетание «гения» и «безумия» в одном человеке. Мы должны стремиться понять и принять эти крайности, нельзя высмеивать и порицать таких людей. Большинство из нас похожи друг на друга. Некоторые отличаются от большинства, а есть и совершенно особенные люди.

    Можно считать, что мозг проявляет еще одну странность, являя миру гениального безумца – совершенного специалиста{263}{268}.

    Случай Т. М.: необычная память

    Психологи Лондонского университета представили свидетельство того, что люди с необычайной памятью на самом деле особенные, даже если так не кажется на первый взгляд. Они описывают мыслительную деятельность Т. М., 25-летнего мужчины, обладающего невероятной способностью запоминать. Однако для самого Т. М. это не является загадкой, и он четко объясняет механизм запоминания. Вот пример.

    Т. М. просит человека из аудитории назвать дату своего рождения и очень быстро говорит, что это был за день… Подсчет дня проводится путем использования числовых кодов лет и месяцев и с помощью вычислений. С практикой нарабатываются различные принципы и способы запоминания. Теперь Т. М. может мгновенно понять, что определенные даты означают определенные дни, словно это таблица умножения. Каждый год и месяц имеет код от 0 до 6, и Т. М. выучил коды (см. объяснение ниже) всех лет от 1900 до 2000. Метод состоит в том, чтобы сложить код месяца и года и разделить сумму на 7; в остатке образуется день недели. К примеру, 27 октября 1964 г. дает 27 + 1 (код октября) + 3 (код 1964 г.) = 31. Разделив это число на 7, мы получаем в остатке 3, что означает третий день недели – вторник[11]{269}.

    Занятый мозг: используй это или снова потеряй!

    Как уже упоминалось, специалисты полагают, что чем активнее мы используем мозг, тем лучше он работает (принцип «используй или потеряй»). Но подтверждают ли такое мнение исследования?

    Группа психологов Калифорнийского университета провела серию из пяти интеллектуальных экспериментов с группой своих коллег-ученых и сравнила полученные результаты с результатами контрольной группы того же возраста, среди членов которой не было научных работников. Эксперименты касались памяти. Было высказано предположение, что у ученых будет преимущество.

    В результате обнаружилось, что ученые действительно лучше справились с заданиями. Однако сила мозга со временем угасает. По мнению главы группы исследователей, доктора Артура Шимамуры, «неважно, насколько активную интеллектуальную жизнь вы вели, – она в любом случае ухудшится». Однако мозг, занятый делом, без сомнения, прослужит дольше{270}.


    Примечания:



    2

    Juan S. Einstein’s brain was doing the washing // The Sydney Morning Herald. 8 February 1990. Р. 12.



    26

    Marano H. What killed Margaux Hemingway? // Psychology Today. December 1996. P. 48–51, 75, 78.



    27

    McEwen B., Schmeck H. The Hostage Brain. N. Y.: Rockefeller University Press, 1994. P. 6–7. Доктор Брюс Макьюэн – глава нейроэндокринологической лаборатории Хатч в университете Рокфеллера в Нью-Йорке. Гарольд Шмек – бывший обозреватель проблем национальной науки в «Нью-Йорк таймс».



    260

    Franzini L., Grossberg J. Eccentric, Bizarre Behaviors. Brisbane: John Wiley, 1995. P. 194.



    261

    Tredgold A. Mental Defi ciency. N. Y.: William Wood, 1914.



    262

    Mottron L., Belleville S. Perspective production in savant autistic draughtsman // Psychological Medicine. 1995. Vol. 25. P. 639–648. Докторa Л. Моттрон и С. Беллвилл – психиатры из больницы Св. Жюстины в Монреале.



    263

    Jean S. Savants: The super talents of the subnormal // The Medical Observer. 2 August 1996. P. 68.



    264

    Treff ert D. Extraordinary People: Understanding «Idiot Savants». N. Y.: Harper, Row, 1989. Доктор Дарольд Трефферт – психиатр из Фон-дю-Лак, штат Висконсин.



    265

    Wallechinsky D., Wallace A. The Book of List: The ‘90s Edition. Boston: Little, Brown and Company, 1993. P. 439–440.



    266

    Podolsky E. Encyclopedia of Aberrations. N. Y.: The Citadel, 1953.



    267

    Lindsley O. Can deficiency produce specific superiority: The challenge of the idiot savant // Exceptional Child. 1965. Vol. 31. P. 225–232.



    268

    Juan S. Imbeciles’, but with the talent of a genius // The Sydney Morning Herald. 24 November 1998. P. 20.



    269

    Исследование Дж. Уилдинга и И. Валентайн приводит У. Корлисс. The untapped human mind // Science Frontiers. May – June 1995. P. 4. Докторa Дж. Уилдинг и И. Валентайн – психологи в Лондонском университете.



    270

    Исследование А. Шимамуры и др. приводит М. Бараш. The busy brain // Psychology Today. March – April 1995. P. 24. Доктор Артур Шимамура и коллеги работают на факультете психологии Калифорнийского университета в Беркли.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх