|
||||
|
Раздел 20 Уход за подростком, воспитание и гигиена в подростковом возрасте Особенности психофизиологического развития Старший школьный возраст, т. н. подростковый период (с 12 до 17–18 лет), характеризуется резким изменением функции эндокринных желез. Для девочек это период бурного полового созревания, для юношей – его начало. Это препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности. Это период установки всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам, обществу. Здесь и крайние суждения, и крайние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам. Принципы организации рационального режима Воспитание здорового подростка с гармонично развитыми духовными и физическими силами неразрывно связано с разработкой рационального режима дня и гигиенической регламентацией различных сторон жизнедеятельности подрастающего поколения. Здоровье растущего организма определяется прежде всего созданием благоприятных условий для различных видов деятельности в учебно-воспитательных учреждениях и дома, рациональным питанием, правильным чередованием труда и отдыха, соблюдением правил личной гигиены, разумной организацией досуга, предупреждением вредных привычек. Все это должно учитываться при построении режима дня. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обоснованы законами высшей нервной деятельности человека и анатомо-физиологическими особенностями и психологическими возможностями растущего организма. Приучать подростков выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатываются привычки к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно. У подростков еще относительно слабы процессы внутреннего торможения и малоподвижность нервных процессов. Последнее затрудняет, а иногда делает совершенно невозможным быстрый переход нервных клеток от состояния возбуждения к состоянию торможения, что может стать причиной хронического переутомления. Эти физиологические особенности определяют один из главных гигиенических принципов построения правильного режима дня – строгое его соблюдение, недопустимость частых изменений, а также постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Содержание режима и суммарная продолжительность всех режимных моментов определяются одним гигиеническим принципом: все виды деятельности и отдыха должны учитывать возрастные особенности организма. Характер и длительность различных видов деятельности должны соответствовать функциональным возможностям подросткового организма, отдых должен обеспечивать полное восстановление всех физиологических систем организма. Основными компонентами режима являются сон, пребывание на свежем воздухе, учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору, рациональное питание, личная гигиена. Соблюдение режима дня требует отведения достаточного времени на выполнение всех необходимых элементов жизнедеятельности, высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования, предупреждения развития утомляемости и повышения общей сопротивляемости организма. Этим определяется ведущая роль режима в системе мер профилактики заболеваний. Состояние здоровья и его профилактика По данным некоторых исследователей, в России в конце 1990-х гг. только 10 % всех выпускников общеобразовательных школ могли считаться здоровыми, 50 % имели многофункциональную патологию, 40 % – хронические заболевания (Баранов,1998 г.). Доля абсолютно здоровых девочек за последние 20 лет снизилась с 28,3 % до 6,3 % (Царегородцев и др.,1997 г.). Результаты другого исследования, проведенного в Москве, показали, что в начале репродуктивного периода 65,6 % девушек-школьниц имели определенные проблемы со здоровьем, 36,1 % – хронические заболевания, 23,6 % – гинекологические экстрагенитальные заболевания, аномалии конституции и патологические состояния, способные ограничить их репродуктивную функцию (Зарубина, 1998 г.). С возрастом динамика состояния здоровья девочек – будущих матерей – имеет ярко выраженную отрицательную тенденцию: за период обучения в средней школе у девушек ухудшилось здоровье почти в 2 раза (Зарубина, 1998 г.). Более того, стремление к хорошей успеваемости далеко не всегда сопровождается сохранением здоровья на должном уровне. Ю.А. Гуркин (1997 г.) проанализировал «синдром отличницы», для которого, по его данным, характерно наличие гипоксии, вегето-сосудистой дистонии, нарушение менструальной функции. Самооценка подростками своего здоровья, по данным опросов, оказывается значительно выше, чем оценка, даваемая медиками. Опрос подростков в Костромской области (была опрошена 1 тыс. подростков возрасте 13–16 лет) показал, что 60,7 % опрошенных охарактеризовали свой нервно-психический и физический статус как хороший, а еще 15,5 % – как отличный. Тем не менее каждый 10-й подросток отметил у себя наличие хронических заболеваний. Подростковый возраст – это особенный период как для становления репродуктивной системы, так и для становления личности и формирования своего отношения к ценностям жизни. По данным уже упомянутого костромского обследования, 73,8 % подростков относят состояние здоровья к основным ценностям жизни. В порядке снижения рангового места девушки-подростки указывали на следующие ценности: образование, состояние здоровья, ощущение свободы и независимости, микроклимат в семье, интимные отношения, духовные ценности, физическую культуру (Шарапова, 1998 г.). Таким образом, нельзя говорить, что молодежь недооценивает важность хорошего здоровья. В то же время объективные наблюдения указывают на гигантский рост среди подростков т. н. «социально значимых» заболеваний (ЗППП, туберкулеза, наркомании). Заболеваемость туберкулезом у подростков за 1990-е гг. более чем удвоилась, заболеваемость сифилисом увеличилась во всех возрастных группах населения, но наиболее интенсивно – в самой младшей. К началу 2000 г. Минздравом зарегистрировано около 27 тыс. случаев ВИЧ-инфекции, при этом более половины из них – в 1999 г. Молодежь от 15 до 29 лет составляет 75 % новых случаев заражения. Уровень смертности подростков в России – высокий по сравнению с другими развитыми странами, и в течение первой половины 1990– х г г. он возрастал. К 1995 г. по сравнению с 1979 г. коэффициент смертности в возрасте 15–19 лет повысился у юношей в 1,4 раза, у девушек – в 1,5 раза. Основными причинами роста смертности стали несчастные случаи, отравления, травмы, насильственные причины смерти, а также инфекционные заболевания. Таким образом, профилактика инфекционных заболеваний, таких как заболевания, передаваемые половым путем, туберкулез, ВИЧ/СПИД, актуальна для молодого поколения в плане сохранения здоровья. Большую работу по профилактике этих заболеваний, а также алкоголизма и наркомании постоянно организуют и проводят областные и районные диспансеры туберкулезного, кожно-венерологического, наркологического профиля, центры по борьбе с ВИЧ/СПИДом, центры планирования семьи, центры сананитарно-эпидемиологического надзора. Эти организации располагают достаточным материалом, в т. ч. собственными наблюдениями по вышеназванным темам. 10–12 лет Дети дифференцируют свое отношение к теме в зависимости от возраста. Например, в 2001 г. в Санкт-Петербурге и Москве были проведены исследования, показавшие, в каком возрасте и как получают дети знания о наркотиках (Данилин А., Данилина И., 2001 г.). 10–12 летних ребят интересует все, что связано с наркотиками, – их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимали. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов. Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». В этом возрасте школьники начинают играть «в наркоманов» и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект – усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам. 12–14 лет Основной интерес у ребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков – марихуана наркотиком не считается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые; пробовали наркотики немногие – из любопытства; знакомы с потребителями и распространителями практически все. О наркотиках знают много – из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это «страшная тайна» для взрослых, следовательно, органическая часть молодежной культуры). Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов. 14–16 лет По отношению к наркотикам формируются 3 группы. 1. Употребляющие и сочувствующие – интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание. Употребление наркотиков считают признаком независимости и «крутости». Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру. 2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности. 3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством. 16–18 лет Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках – они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих «сильные» наркотики). В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие. Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. Ребята начинают осознавать наркотики как глобальную проблему. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|