|
||||
|
В. Пинчук (Zoomby) о том, как переселить ТВ в интернет Автор: Юрий Ильин Опубликовано 15 июня 2010 года 19 мая 2010 года компания "ВебТВ", входящая в состав холдинга WebMediaGroup, запустила развлекательный видеопортал Zoomby, который немедленно был окрещён "русским Hulu". Как было заявлено в пресс-релизе, эта площадка претендует на то, чтобы стать "самым большим агрегатором профессионального лицензионного видеоконтента в Рунете". Также в пресс-релизе упоминалось, что в технологическую платформу планируется вложить около 10 млн. долларов США и около 1 млн. долларов будет потрачено на продвижение проекта в интернете. Стратегическим партнером проекта выступает ВГТРК. Что это за проект? Будет ли там только контент с российского телевидения или западные сериалы однажды тоже появятся? Как запуск подобного портала скажется на Рунете и привычках пользователей, учитывая, что просмотр размещённых на Zoomby материалов для конечных пользователей бесплатен? На эти и другие вопросы "Компьютерре" отвечает управляющий партнер WebMediaGroup и генеральный директор компании "ВебТВ" Виктор Пинчук. - Расскажите, пожалуйста, о предпосылках появления этого ресурса. - Предпосылки существовали уже какое-то время назад. Развитие интернета как такового, как универсальной среды, в которой передаётся не только текст, не только фотографии, но и видео - эта тенденция сформировалась несколько лет назад с запуском Youtube. И фактически сейчас мы видим много подтверждений тому, что рано или поздно интернет станет универсальной передающей средой. На сегодняшний день можно сказать, что развитие "пиратских" способов получения контента - торренты, социальные сети - это подтверждение тому, что интерес к "тяжёлому" и длинноформатному телевизионному контенту у пользователей интернета имеется. Кроме того, развитие технологий и проникновение широкополосного и безлимитного доступа в интернет в России и в мире идёт теми темпами, который позволяет говорить, что целевая аудитория уже сформирована, и не только с точки зрения интереса к этому контенту, но и с точки зрения технологического обеспечения. В Москве и других ключевых городах Российской Федерации скорость в несколько мегабит в секунду de facto стала таким же стандартом, как наличие горячей и холодной воды. Эти составляющие закладывают основу интереса аудитории к контенту такого рода. Ещё одна ключевая составляющая - это то, что на сегодняшний момент основная часть потребляемых телепрограмм идёт в так называемом "линейном" формате, то есть когда в чётко обозначенный период времени у вас есть возможность посмотреть ту или иную программу. Естественно, если вы опоздали к началу или у вас не получилось посмотреть фильм или сериал вовсе, как раз и включаются механизмы доступа к этому контенту, которые в настоящее время располагаются вне правового поля. Впрочем, движение потребительских интересов идёт во вполне конкретном направлении, и через какое-то время будет чётко сформирована позиция пользователей: я хочу смотреть то, что хочу, когда хочу - и на том приборе, на том гаджете, который мне в данный момент доступен, будь то смартфон, iPad, любые "таблетки", дисплей настольного компьютера, ноутбука или большого экрана телевизионного приёмника. Такая поведенческая модель просматривается уже сейчас. Понятно, что традиционное телевидение всё равно останется, потому что на сегодняшний момент доходы от размещения рекламы на эфирных каналах несопоставимы с тем, что привлекается сейчас в интернете, включая видеорекламу, - они на несколько порядков больше. Главные деньги там, а следовательно, и основное производство контента тоже. Опять же, мы ни в коем случае не хотим сказать, что наш сервис и та идеология, которую мы закладывали в момент первоначального формирования нашего проекта, каким-либо образом противопоставляет себя технологии линейного телевидения; по сути мы являемся лишь хорошим для него дополнением. Мы предоставляем телезрителям возможность посмотреть пропущенную программу или телесериал, который, например, уже закончился - в удобное время и на том устройстве, которое потребителю интересно. Поэтому здесь мы видим скорее синергетический эффект между этим проектом и эфирными телеканалами. И самый важный элемент здесь - кроме удобства пользователей и того факта, что само телевидение будет в принципе уходить в сторону нелинейности - то, что наличие такого ресурса позволит правообладателям домонетизировать тот контент, который они производят или покупают. Сейчас после выхода сериала, шоу или чего-то ещё некоторые правообладатели выпускают DVD-диски, пытаясь заработать на этом деле, но понятно, что этот рынок сильно уменьшается, и уменьшается из-за того, что этот контент намного быстрее становится доступен на торрентах; ну, и общая статистика - 95% скачанных музыкальных произведений в интернете нелегальны. Что мы пытаемся сделать, так это предоставить потребителям возможность смотреть фильмы, сериалы, шоу через какое-то время после их выхода на телевизионный экран. - То есть, не сразу? - Мы сейчас отрабатываем различные технологические схемы работы с эфирными каналами, и так или иначе будет существовать некое технологическое окно между выходом данной программы в эфир и появлением у нас на ресурсе. Это связано с тем, что получать доступ к серверу вещания эфирных каналов очень сложно. Зато есть возможность эти материалы после какого-то времени получить на FTP-серверах или чём-то ещё. Но наша главная задача - это высокое качество контента, а это не маленькая картинка, у нас контент будет предоставляться, в зависимости от канала потребителя, на скорости от 512 Кбит до 5 Мбит в секунду. Поэтому нам исходники нужны высококачественные. Следовательно - это либо FTP, либо прямая нарезка с телевизионных каналов. Создание какой-то единицы контента, которая будет очищена от рекламы, естественно, занимает определённый период времени, и, по нашим оценкам, до момента формирования онлайновых записей, конечных плейлистов сейчас у нас будет проходить в районе трёх дней, а в дальнейшем будем стремиться, чтобы это занимало не больше нескольких часов. - В какие сроки планируется добиться монетизации и окупаемости ресурса? - Главная причина, по которой аудитория уже приходит к нам, это высокое качество, удобство навигации и бесплатность для потребителей. Только лишь таким образом, сформировав интерес к данному ресурсу, и перепозиционировав поведение посетителей со стороны торрентов в сторону легальных ресурсов, мы можем обеспечить наличие большое аудитории и, соответственно, большого количества просмотров. Поэтому монетизация будет за счёт рекламы, за счёт размещения видеорекламы до показа конкретного шоу, сериала или фильма. Через какое-то время - на что мы рассчитываем, как только выйдем на стопроцентную распроданность рекламного инвентаря, - будет не только preroll, но ещё и один, максимум два midroll, в зависимости от длительности самой телепрограммы. - Сколько такая реклама будет стоить? - Ну, здесь, опять же, пока рынок видеорекламы в интернете не сформирован, цены варьируются в зависимости от ресурса; я пока буду называть не наш прайс-лист, потому что он сейчас находится в стадии обсуждения, а то, за сколько такую рекламу можно купить на других ресурсах. Это от шестисот до полутора тысяч рублей за тысячу показов. Соответственно, эта реклама уже сейчас дороже и будет дороже с точки зрения количества контактов с аудиторией, поскольку она более таргетирована, её можно делить и по географическому признаку. Ввиду того, что мы показываем программы, которые выходили на эфирных каналах, все эфирные программы меряются TNS, есть чёткий социально-демографический срез этой аудитории, то есть, например, если речь идёт о "Ликвидации", то её смотрели в основном мужчины, возраст такой-то, достаток такой-то. Так что на каждую единицу видеоконтента у нас будет существовать социально-демографический срез той аудитории, которая ему может быть интересна. Поэтому такого рода реклама, чётко направленная на зрителя, безусловно должна стоить дороже, и, плюс, с учётом, того, что интернет является средой распространения данного телевизионного сигнала, здесь возможны различные варианты интерактивной рекламы, которая будет намного сильнее работать, нежели обыкновенная реклама по телевизионным каналам. То есть, если у человека будет возможность выбирать, какую рекламу ему смотреть, сразу формируется таргетирование. Например, ему на выбор будет предоставляться на выбор три машины - Audi A2, A6 или представительский седан. В зависимости от выбора человеком рекламы мы уже чётко можем представлять, что ему может быть интересно в других областях. - То есть зрителю будет предложено ещё и выбирать, какую рекламу ему смотреть? Каким образом? - Делается-то это всё очень просто, поскольку построено всё на интерактивных технологиях, и сам экран, где вы просматриваете видео, является интерактивным, поэтому вам сразу предлагается выбрать одну из трёх реклам, вы проигрываете эту рекламу, кликая мышкой, а дальше уже смотрите интересующий фильм или сериал. - А кнопка "закрыть рекламное окно" там будет? - Нет, к сожалению - или к счастью, к счастью для нас и к сожалению для потребителей, технология выстроена так, что никакие механизмы, которые сейчас существуют, по крайней мере, какие мы знаем, с учётом того, что весь поток идёт в режиме реального времени, это потоковое видео (streaming), а не прогрессивное скачивание (progressive download), как у некоторых компаний, поэтому никаким роботам, которые способны идентифицировать рекламу по каким-либо признакам, такой возможности предоставлено не будет. - Кто выступает в качестве инвесторов в проект? - Первоначально главным инвестором в ООО "ВебТВ", которая организует проект Zoomby.ru, является интернет-холдинг WebmediaGroup, и естественно, главное финансирование идёт за его счёт. - Кто сейчас поставляет вам контент? - На сегодняшний день у нас заключены договоры и мы уже получаем контент от наших главных стратегических партнёров - группы компаний ВГТРК: соответственно, это телеканалы "Россия-1", и "Культура", "Моя планета", "Вести 24". У нас есть контент, который мы получили и продолжаем получать от телеканала ТНТ, от РЕН (бывш. "Рен-ТВ"), "Петербург - Пятый Канал", это и ТВ3, это и "Муз-ТВ", это "Звезда". Что касается нишевых спутниковых каналов - это группа телеканалов "Стрим-ТВ" - "Охота", "Рыбалка", "Усадьба", "Здоровье", "Авто" и всё остальное. Этот контент у нас уже присутствует на сайте, сейчас добавляем контент двух кабельных каналов - "Совершенно секретно" и "Парк развлечений", в ближайшее время он появится. Также мы ведём переговоры с большим количеством западных владельцев контента, которые работают на российском рынке, однако с ними чуть-чуть посложнее: получение согласований на технологическую платформу и всё остальное, - это огромная бюрократическая процедура. Но я думаю, что к осени мы порадуем наших посетителей уже и западным контентом. У нас уже заключены договоры не только с эфирными телеканалами, которые владеют правами на телепоказ в интернете, но и с большим количеством компаний, которые сами производят контент; например, лидером по производству качественного контента в России является "Централ Партнершип" (ЦПШ), мы с ним заключили договор, и "Мастер и Маргарита", и "Ликвидация", и "Исаев", и "Вольф Мессинг" и все остальные сериалы у нас уже присутствуют на сайте. - "Амедиа"? - С ними сейчас юристы должны согласовать последние запятые в договоре, и в ближайшее время контент господина Акопова, который пытается его снять с сайта "Вконтакте" тоже появится у нас на сайте. По поводу "Вконтакте", ВГТРК с ними тоже находится в процессе выяснения отношений. - ВГТРК уже в суде услышали, что "Вконтакте" не несёт ответственности за действия своих пользователей. - Суд сказал "нет", но есть ещё вторая инстанция. К тому же понятно, что суд в Санкт-Петербурге, который для "Вконтакте" является "домашним аэропортом", сложно выиграть. Тем не менее, я думаю, что перспективы у этих судебных дел всё равно есть. Можно по-разному объяснить наличие на сайте нелицензионного контента, но когда на сайте присутствует полноценный торрент-трекер... Конечно, правовое регулирование таких вещей у нас ещё до конца не отработано. Но я думаю, что рано или поздно Россия, как и другие страны, будет двигаться в направлении правильной работы с контентом. Пример сайта Hulu.com показывает, что через год после запуска количество нелицензионных скачиваний телевизионного контента с интернета уменьшилось на 60%. В 2008 году США уверенно держали пальму первенства по количеству нелицензионных скачиваний, сейчас они опустились на четвёртое место. Сейчас на первом месте, если не ошибаюсь, Испания. - 60% - это много? - Да. Уменьшение на 60% за один год - это очень достойный результат. Фактически, эти самые 60% Hulu позволило монетизировать. Можно спорить, насколько велик денежный поток, который получают владельцы контента от Hulu или будут получать от нас, но, по крайней мере, на фоне того, что сейчас они не получают ничего, здесь хоть какая-то часть средств будет возвращаться владельцам контента. - Как вы считаете, не возникнет ли такая ситуация, что видеореклама в интернете подорвёт позиции телерекламы? - Нет. Это вопрос, который нам то и дело задают владельцы контента. К сожалению, мы пока ещё не можем оперировать нашими данными. Наша аудитория пока не настолько велика, чтобы проводить какие-то статистические измерения. Но, опять же, опыт Hulu, который существует с конца 2008 года, позволяет говорить, что, по крайней мере, с точки зрения сериалов, наличие такого ресурса и наличие возможности посмотреть пропущенные серии, оно не оттягивает дневную аудиторию, но наоборот её увеличивает. Есть статистика, и мы готовы вам её предоставить: рост кумулятивной аудитории сериала Lost за счёт наличия копии на Hulu составил от 25 до 35%. То есть, они увеличивают аудиторию, и, естественно, увеличение аудитории приводит к росту доходов. - На каких условиях вам предоставляется контент? - Работа с каждым телеканалом - это некая работа на отдельных условиях, то есть, к сожалению, нет такого шаблона, как когда вы подключаетесь к МГТС или сотовому оператору, - вам дают договор, в который даже правку не внести, он стандартный. Конечно, с учётом того, что у каждого владельца контента есть свои ограничения, у каждого владельца контента есть свои взаимоотношения с производителями контента, поэтому это такая точечная работа по каждому отдельному договору. В основном мы ориентируемся на то, что есть наш прогноз по доходам, есть понимание того, как мы можем монетизировать контент, и есть понимание той доли, которую мы готовы дать телеканалу и владельцу контента от рекламных доходов, которые мы будем получать. Ключевое правило - разделение доходов от продажи рекламы. - Советское телевидение создало большое количество высококачественного контента; появится ли что-то из этого на вашем ресурсе? - Безусловно, мы понимаем, что есть очень много качественного советского кино и сериалов, и фактически первые недели использования подписчиками нашего ресурса уже предоставили нам определённую пищу для размышлений на тему того, куда дальше двигаться - в плане контента. Есть, например, устойчивый интерес к документалистике. Мы с самого начала понимали, что документальное кино и нишевые кинофильмы будут всегда иметь свою устойчивую аудиторию, и этому мы сейчас уже получили подтверждение. С другой стороны, что касается советского и российского кино всегда есть масса вопросов по поводу того, кто обладает правами на этот контент. Поэтому, да, такой контент будет у нас появляться, но, к сожалению, понадобится определённое время, что вычистить эту базу по правам, и определить, кто является владельцем права, поскольку заключать договор, не понимая, у кого права, значит играть на той же поляне, от которой мы всячески пытаемся абстрагироваться. Документальное кино обязательно будет присутствовать - и старое, и новое; есть большой интерес к шоу, сериалам, фильмам, но и к разным образовательным программам, то есть, условно говоря, к категории "хобби". Например фильм "Мастер-рыболов" устойчиво входит в двадцатку самых просматриваемых единиц на нашем ресурсе. Много запросов на различные программы по путешествиям, кулинарии, домашнему спорту и так далее. - Какие-либо DRM-средства будут присутствовать? Со стриминговых ресурсов тоже пытаются что-то драть и небезуспешно... - Здесь есть внутренняя система защиты, которая уже оттестирована, и, в принципе, с учётом того, что мы ведём переговоры с западными мейджорами, у них опросник по поводу платформы - это толстенный фолиант, который надо заполнить. Я не буду вдаваться в технические подробности, но мы первые в России, кто из стриминговых серверов получил сертификацию одного из ведущих западных мейджоров. То есть они подтвердили, что тот стриминг, который у нас есть, самый самый защищённый и он не позволяет легко всё записывать. Понятно, что если вы разбираетесь в компьютерной технике, то можно при помощи обыкновенной платы видеозахвата записывать контент. - А с этим как бороться? - А с этим никак. Единственное, на что мы надеемся, и во что верим, это то, что наш ресурс - это не просто легальный контент, это ещё и удобство навигации и поисков всего остального. Качество записанного с видеокарты материала (если он пройдёт несколько этапов оцифровки) будет заметно хуже того, которое можно получить у нас бесплатно. Поэтому возникает вопрос, зачем что-то искать, рискуя поймать вирус, если вы этот же контент можете посмотреть на нашем ресурсе. - Hulu всё-таки планирует вводить платные сервисы, у них какие-то проблемы с доходами, видимо, имеются. Не все ожидания они смогли оправдать. Планируете ли вы вводить у себя платные сервисы? - Hulu не является публичной компанией. Поэтому сложно сказать, какие у них были ожидания по доходам; если бы их ценные бумаги торговались на бирже, то были бы и прогнозы, и оценки аналитиков. Но Hulu - это первый успешный проект - это уже никто не ставит под сомнение. С точки зрения монетизации, - да, кроме некоторых оценок аналитиков никакой конкретной информации не существует. Информация по введению платных сервисов проходила не один раз. Есть такая модель, и она имеет право на существование, когда человеку предлагается за какую-то символическую плату в месяц смотреть контент без рекламы. В какой модели Hulu дальше будет продолжать работать, неизвестно, но я думаю, что их успех обусловлен бесплатностью. Пока это бесплатно, аудитория очень большая. Ну, а если какие-то премиальные платные сервисы и будут запущены - я считаю, что это логичный этап развития любого проекта. Вопрос - что и за сколько. Вот, что мы обсуждаем с некоторыми владельцами контента: например, идёт какой-то популярный сериал, сегодня вышла четвёртая серия, завтра вы можете посмотреть её у нас на ресурсе. Потребитель говорит: я готов посмотреть пятую, поскольку знаю, что она снята. Сериалы, как правило, сначала снимаются полностью, а потом уже передаются какому-то эфирному каналу. Некоторые посетители нашего сервиса тоже готовы заплатить небольшие деньги за просмотр того, что не вышло ещё даже на телеканале. Вот известный факт: когда "Первый канал" запустил телесериал FlashForward, время выхода в России и на западном канале отличалось примерно на две недели, и многие, кто знает про существование Hulu, вводили американский IP-адрес, смотрели последнюю серию FlashForward, и на всех форумах чувствовали себя богами, пророками того, что будет в следующей серии. - Как вы представляете нынешнюю потенциальную аудиторию Zoomby? Кто все эти люди, и насколько эта аудитория пересекается с аудиторией эфирных каналов? - Безусловно, пересечение есть. На первом этапе это, конечно, более молодая аудитория, нежели та, что смотрит эфирные каналы, поскольку наличие компьютера дома и хороших скоростей интернета - это всё-таки не является прерогативой наших бабушек и дедушек. С другой стороны, многие из моих знакомых, когда узнали, что такой ресурс существует, показали, как им пользоваться, своим родителям, и те теперь смотрят свои любимые сериалы с большим удовольствием. С учётом того, что мы реплицируем контент, который есть на эфирных каналах, мы постараемся предоставить его максимально возможному количеству посетителей. Единственное, ограничение, которое у нас сейчас есть, это то, что мы получаем права только на Россию, СНГ + Грузию, за рамками этой географии мы работать не сможем. - Как вы определяете потребности своих зрителей? Ведутся ли какие-то собственные исследования в этой области? - Мы проводили исследования до запуска проекта, и у нас, конечно же, есть обратная связь с нашими посетителями, которые говорят - "дайте то, дайте сё, дайте Discovery". То, что мы делаем, идёт по двум разным векторам. Первый - это получение контента с телеканалов - и тут телеканалы сами выполняют эту работу, выясняя, что и когда интересно. Там нам изобретать ничего не надо. С другой стороны, есть большой пласт так называемого "Библиотечного контента", - того, что выходило уже некоторое время назад или вообще не появлялось в эфире, а только на DVD-дисках, - всё это потенциально интересно. И вот там работа предстоит громадная - мы рассчитываем главным образом на опрос наших посетителей, что им было бы интересно. - А что будет с совсем старым кино, которое снималось до подписания СССР Конвенции об авторских правах, и тем, которое уже во всём мире числится в Public Domain? - Даже по этим фильмам есть открытые вопросы по владельцам контента. Если бы мы сейчас закрыли все ниши интереса, которые сейчас есть, и поняли бы, что Long Tail, который образовался из-за того, что у нас нет старого, совсем старого кино, мы не покрыли, мы бы, конечно, сосредоточились бы на этом. Но сейчас много вопросов по правам, которые более прозрачны, нежели старое кино, так что мы в основном ориентируемся на эти направления. Да, у нас уже подписаны договоры, у нас сейчас есть фильмы арт-хаусного кино, среди которых есть и очень старые фильмы. Их количество мы попытаемся довести до нескольких сотен, и старое кино, начиная с 60-х годов, там тоже будет присутствовать. - Zoomby, в принципе, сейчас будет напрямую конкурировать с бесчисленными пиратскими ресурсами, на которых выложено колоссальное количество контента (самого разного качества), будет ли это для вас серьёзной проблемой? - Принцип всех торрентов, например, каков? Вышел новый фильм, например, "Алиса в Стране Чудес", "Поп", "Робин Гуд" и так далее - пока этот контент на слуху и всем интересен, он есть на торрентах. Наличие торрент-ссылки, с другой стороны, не является гарантией того, что вы его скачаете. Пока вы сами качаете, вы же и раздаёте, поэтому несколько недель после выхода какого-либо фильма, его можно найти и скачать с торрентов. Но попробуйте найти на торрентах то же самое арт-хаусное кино - возможно, у кого-то оно и выложено, но человек иногда свой компьютер выключает, так что вы можете качать что-то сутками и всё равно не выкачать полностью. Поэтому мы понимаем, что преимущество торрентов состоит в том, что они "не обременены" отношениями с владельцами контентами - и против этого мы ничего сделать не сможем. А что касается фильмов, которые идут в кинотеатрах, так тут мы сразу решили, что это не то направление, в котором мы будем идти. Всё же телевизор - это то, что люди смотрят постоянно, то, что вызывает интерес, и это мы и будем представлять. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|