Возврат денег за ОС: первые результаты

Автор: Алексей Стародымов

Опубликовано 05 октября 2009 года

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вот уже более полугода пытается разобраться с шестеркой крупнейших игроков российского рынка ноутбуков – Acer, ASUS, HP, Samsung, Dell и Toshiba. Напомним, в феврале ФАС начала расследование в отношении этих компаний: чиновников интересовало, могут ли покупатели без проблем вернуть деньги за лицензионную версию операционной системы Windows. В марте о предварительных итогах расследования нам рассказал Владимир Кудрявцев, начальник управления информационных технологий ФАС, а затем мы провели опрос производителей портативных компьютеров и выяснили их мнение по поводу сложившейся ситуации. Наконец, в мае стало известно, что антимонопольное ведомство предложило раздельно декларировать ввозимые в нашу страну компьютеры и установленное на них ПО, и отправило соответствующий запрос в Федеральную таможенную службу (ФТС).

4 июня 2009 года ФАС России возбудила дело в отношении вышеозначенных производителей ПК. Первое слушание по нему состоялось в этом же месяце, а второе – 10 сентября. В итоге рассмотрение дела было отложено "на полтора месяца", и каких-либо результатов (ну или очередного "переноса") следует ждать ближе к концу октября.

Впрочем, некоторых успехов на поле борьбы с "OEM-беззаконием" удалось добиться уже к настоящему моменту. Например, компания Acer всё же ввела процедуру возврата денег за Windows (вероятно, желая быть вычеркнутой из списка проштрафившихся производителей): по её условиям, покупатель в течение 30 дней с момента приобретения нового ПК может получить деньги за неиспользованную "Винду", обратившись к авторизованному розничному партнеру или в официальный сервисный центр производителя. За OEM-версию Windows XP Home пользователю достанутся 100 рублей, за Windows Vista Home Basic – 810 рублей, за Windows Vista Home Premium – 1080 рублей, за Windows XP Professional и Windows Vista Business – 2430 рублей, а за Windows Vista Ultimate – 3330 рублей. Компания Samsung, запустившая 1 августа аналогичную программу, обещает вернуть $5 за Windows XP Home, в то время как Windows Vista Home Basic и Windows Vista Home Premium оцениваются в $18 и $26,8 соответственно.

Компания ASUS даже разместила на своем сайте список авторизованных СЦ, в которых можно пройти процедуру возврата денег за Windows; что приятно, среди них очень много региональных. Операционная система Windows XP Home "стоит" 6 долларов, Windows Vista Home Basic – 20, Windows Vista Home Premium – 33, Windows Vista Business – 48, а Windows Vista Ultimate – 77.

Lenovo обещает вернуть 300 рублей за XP, установленную на нетбуке, 900 – за нее же, но в случае другого продукта (надо полагать, "полноразмерного ноутбука"), 1200 – за Vista Home Basic, 1800 – за Vista Home Premium и 3000 – за Vista Business.

Нетрудно заметить, что за эти деньги "коробочную" версию Windows соответствующей редакции не купить. Да и условия возврата денег на практике выполнить довольно трудно (они очень схожи у всех трех компаний): скажем, при первом включении ноутбука покупатель не должен соглашаться с условиями Лицензионного соглашения, то есть активировать Windows. И это при том, что на полках подавляющего большинства магазинов стоят компьютеры с уже активированными "Виндами"! Кому в этом случае предъявлять претензии? Супермаркетам электроники? Едва ли они согласятся с доводами покупателей. Ну а купить "девственно чистую" машину в интернет-магазине (когда ноут включается первый раз дома у пользователя в присутствии курьера) можно далеко не во всех регионах. Безвыходная ситуация? Похоже на то. И потом: для возвращения денег за ОС покупателю следует обращаться к авторизованному партнеру или в авторизованный сервисный центр; а как быть тем, в чьих городах подобных заведений попросту нет?

Напомним, по результатам мартовской проверки ФАС было выяснено, что возможность возврата денег за ОС предусмотрена только компанией ASUS – по крайней мере этот производитель представил документы, регламентирующие подобную процедуру. А в июле 2008 года житель Санкт-Петербурга Владимир Садовников получил 74 доллара за отказ от Windows Vista при покупке ноутбука BenQ.

Поскольку информация о возможности возврата денег за ОС была обнаружена только на официальных сайтах Samsung, Lenovo, ASUS и Acer, мы решили выяснить, какие шаги в этом направлении предпринимают другие производители: надо полагать, после возбуждения дела против лидеров рынка этим вопросом должно вплотную заняться большинство вендоров.

Службы поддержки компаний получили письма следующего содержания: "На днях я купил ноутбук с Vista, однако мне эта ОС не нравится и хочу поставить Ubuntu. Условия пользовательского соглашения я не принимал. Как я могу получить обратно деньги за Windows?"

Невероятно, но факт: в этот раз нас проигнорировали даже те производители, которые в свое время ответили на письма о проблемах с веб-камерой. Лишь из BenQ написали, что я должен сдать ноутбук и весь комплект дисков с ОС в сервисный центр, где проверят систему и подтвердят возможность отказа от неё. Кроме того, компания поделилась ссылкой на список авторизованных СЦ и прислала следующее предупреждение: "Перед тем, как принять решение об установке новой ОС, рекомендуем проверить совместимость драйверов для всех компонентов ноутбука. К сожалению, вынуждены сообщить, что предоставить драйверы под указанную ОС (Ubuntu – прим. авт.) кроме имеющихся на нашем сайте и на прилагаемых дисках не представляется возможным". А из Hewlett-Packard прислали письмо, состоящее из знаков вопроса (выглядит это примерно так: HP ??? ??????? ???? ???Т? ?????????? ? ?Щ?? ? ????) и содержащее ссылку на раздел круглосуточной поддержки на официальном сайте. Что нам хотели всем этим сказать – неизвестно.

А ещё мы позвонили в три службы поддержки производителей на Украине. Во всех случаях вопрос о деньгах вызвал у диспетчеров легкое замешательство, и они отправились "уточнять информацию". Ответы были получены примерно следующие: "Мы планируем ввести такую услугу, однако пока она не работает. А когда заработает, не знаем".

...Вероятно, остальные вендоры пока ещё не разработали схемы выплаты компенсаций – всё же финал эпопеи "ФАС против производителей ноутбуков" ещё впереди. В конечном итоге компании, скорее всего, станут возвращать деньги (или хотя бы заявят о такой возможности), но… Есть мнение, что на деле пройти эту процедуру будет достаточно сложно: Россия – страна огромная, и если в тех же Москве и Питере для обеспечения такой возможности сделают все необходимое, то в других городах у покупателей могут возникнуть определённые проблемы. Ну а если ФАС действительно считает необходимым ввести рабочую и отлаженную схему возврата денег за ОС всеми лидерами рынка ноутбуков, то ей после завершения разбирательств стоит воспользоваться нашим способом – попытаться инкогнито отказаться от Windows, установленной на нескольких лэптопах разных производителей. Желательно – в регионах. Тогда и станет понятно, насколько удобными и вообще жизнеспособными являются схемы, предложенные компаниями…









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх